Аристотель - основоположник экономической теории. Экономические взгляды аристотеля - реферат Аристотель говорил об экономике как о хозяйстве

Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов одного из этих мыслителей.

Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развитиячастной собственности на землю, на земельный участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. - М.: Экономика, 1995..

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е. совокупность полноправных граждан данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов.

Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия выполнение гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н. э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н. э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных греческих полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.

Для первого типа полиса (аграрного) -- было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

Другой тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем полисах первого типа.

Именно в полисах второго типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V - IV вв. до н. э Бартенев С.А. Экономические теории и школы. История и современность: Курс лекций. - М.:

ИНФРА - М, 1996..

В целом сельское хозяйство Греции V - IV вв. до н. э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных культур (виноградарство, маслиноводство), внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственного производства.

Следует отметить, что описанная структура крупного афинского землевладения должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере того, как укреплялось правовое и имущественное положение афинского гражданства, росло его самосознание, увеличивалось богатство афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикой материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской жизни и городского ремесла.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V - IV вв. до н. э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе V - IV вв. до н. э. непрерывно возрастал Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: «Дело Лтд», 1994..

Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то время как в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая структура отличалась целым рядом особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социально-классовой структуры торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н. э.

Таким образом, экономические взгляды Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в его работах.

древнегреческий мыслитель. Его основными сочинениями, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются «Никомахова этика» и «Политика». Рассматривая способы приобретения богатства и удовлетворения потребностей, Аристотель выделял экономику и хрематистику. Экономика имеет своей целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и для домашнего хозяйства, а также для государственных нужд. Деятельность такого рода является необходимой и обусловлена естественными причинами. К сфере экономики Аристотель относил и мелкую торговлю, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей в предметах первой необходимости. Хрематистика по Аристотелю - это искусство наживать состояние путем торговли. В отличие от экономики, хрематистика не является необходимой и не сообразуется с законами природы. Значительный вклад в формирование экономической науки Аристотель внес своим анализом формы стоимости. Он отмечал, что вещь может быть использована двояким образом: для удовлетворения определенной потребности и для обмена. Эти свойства вещи Аристотель считал потребительными стоимостями, причем в духе своей натурально-хозяйственной концепции первый способ использования вещи он объявлял естественным, а второй неестественным. Анализируя обмен, он сделал очень важный вывод о том, что «как без обмена не было бы... взаимоотношений, так без приравнивания - обмена, а без соизмеримости - приравнивания». Деньги, по мнению Аристотеля, были изобретены людьми для удобства обмена. Их основными функциями он считал функцию меры стоимости и функцию средства обращения. В то же время он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Относя использование денег для получения прибыли к сфере хрематистики, он осуждал такого рода деятельность, доказывая, что деньги по своей природе не могут приносить деньги.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аристотель

(384-322 до н. э.)

Древнегреческий философ и ученый. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347), был участником платоновской Академии. В 343 был приглашен Филиппом (царем Македонии) воспитывать его сына Александра. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии.

Социально-экономические взгляды Аристотеля несколько отличались от взглядов его ближайшего предшественника Платона. Прежде всего, это касалось идеалов общественного устрйоства. Аристотель (метек, женившийся на дочери отпущенного раба) был свободен от аристократических предрассудков, которым был подвержен Платон. В связи с этоим Аритотель исповедовал социальную философию близкую современной западной: идеализация среднего сословия (среднее сословие - наилучшее, я хочу быть средним в государстве).

Аристотель собрал огромный исторический материал о греческих городах-государствах, на котором была основана его теория государства. Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это - монархия, аристократия и полития (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований.

Рассуждая о системе наук и месте экономической науки в ней, Аристотель разделял эту экономическу науку на две части: экономику и хрематистику. Обе части на самом деле предствляют собой прикладные дисциплины: первая - теорию домоводства (как и у Ксенофонта) а вторая - теорию бизнеса. Рассуждения о хрематистике интересны тем, что в них Аристотель выражает свои взгляд на развитие торговли, обмена и денег (см. его произведение Об искусстве наживать состояние).

Впервые в истории экономической мысли у Аристотеля заходит раговор о пропорциях обмена благ - о теории ценности (см. Никомахову этику). Аристотель пытается понять, почему определенное количество одного блага обменивается на определенное количество другого и предлагает найти нечто общее, что содержится в благах и даст возможность приравниванию их друг к другу в определенной пропорции. Поскольку в самих благах ничего общего нет, нужно рассмотреть еще и тех людей, которые участвуют в обмене - производителей этих благ. А у них есть общее - затраченный труд на произвоство этих благ. Следовательно, блага обмениваются пропорционально затрататам труда на их производство.

Не смотря на то, что Аристотель был менее аристократичен, чем Платон, он поддерживал идею изначального неравенства всех людей. Существует так называемое естественное право, которое объясняет попарное устройство общества. Как писал Аристотель, :необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может сущствовать друг без друга, - мужчину и женщину и точно так же должны относиться между собой господин и раб.

:Остановимся прежде всего на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения с точки зрения практической пользы. Можем ли мы для уяснения этого отношения стать на более правильную сравнительно с имеющимися теориями точку зрения?

3. Дело в том, что, по мнению одних, власть господина над рабом есть своего рода наука, причем и эта власть и организация семьи, и государство, и царская власть - одно и то же, как мы уже упомянули вначале. Наоборот, по мнению других, самая власть господина над рабом противоестественна; лишь по закону один - раб, другой - свободный, по природе же никакого различия нет. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива.

4. Собственность есть часть дома, и приобретение есть часть семейной организации: без предметов первой необходимости нельзя не только хорошо жить, но и вообще жить. Во всех ремеслах с определенно поставленной целью нужны бывают соответствующие орудия, если работа должна быть доведена, до конца, и из этих орудий одни являются неодушевленными, - другие- одушевленными (например, для кормчего руль - неодушевленное орудие, рулевой - одушевленное), потому что в искусствах ремесленник- играет роль орудия. Так точно и для домохозяина собственность оказывается своего рода орудием для существования. И приобретение собственности требует массу орудий, причем раб - некая одушевленная собственность, как и вообще в искусствах всякий ремесленник как орудие стоит впереди других инструментов.

5. Если бы каждое орудие могло выполнять свойственную ему работу само, по данному ему приказанию или даже его предвосхищая:если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы. Орудия как таковые имеют своим назначением продуктивную деятельность, собственность же является орудием деятельности активной:

6. В силу специфического отличия продуктивной и активной деятельности, конечно, соответственно различны и те орудия, которые потребны для той и для другой. Но жизнь - активная деятельность, а не продуктивная; значит, и раб служит тому, что относится к области деятельности активной. "Собственность" нужно понимать втом же смысле, что и часть. Часть же есть не только часть чего-либо другого, но она вообще немыслима без этого другого. Это вполне приложимо и к собственности. Поэтому господин есть только господин раба, но не принадлежит ему; раб же не только раб господина, но и всецело принадлежит ему.

7. Из вышеизложенного ясно, что такое раб по своей природе и по своему назначению: кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последняя представляет собой орудие активное и отдельно существующее.

Аристотель, Политика, книга 1.

Источники: Большая cоветская энциклопедия. В 31 т. М., Советская энциклопедия, 1969-1978.

Переведенные работы:

Аристотель. Сочинения в 4 томах. М. 1976.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Экономические воззрения Аристотеля

Древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) уделял значительное внимание проблемами античной экономики. К его работах «Никомахова этика» и «Политика» философ рассматривал многочисленные проблемы экономики древнегреческого полиса. В этих работах он выделял различные формы хозяйственной и финансовой деятельности. «Экономику», то есть натуральное хозяйство, и торговлю, мыслитель выделял в самостоятельные виды активности. Экономика, согласно его мнению, связана с удовлетворением естественных потребностей человеческого сообщества и оправданна. Второй вид хозяйственной деятельности, согласно его мнению, - «хрематистика» , к которой он относил крупную торговлю, ростовщичество и все остальные явления экономической активности, связанные с накоплением денег. Хрематистика , согласно Аристотелю, связана с обогащением, бессмысленным накоплением богатства в денежной форме и является аморальной. При этом, как отмечал древнегреческий философ, экономика может совмещаться с хрематистикой . Так, если торговая деятельность продуктивна по своей сути, эти торгово-посреднические операции относятся к сфере экономики, а если цель торговой активности - аморальное обогащение, то такая торговая деятельность относится к хрематистике .

Аристотель также неоднозначно рассматривал вопрос этичности использования денег в хозяйственной деятельности. В том случае, если деньги используются в обмене в хозяйственной активности в рамках экономики, тогда использование денег морально оправдано. Но использование денег в ростовщических операциях нарушает нормы этики. Он также полагал, что деньги как результат общественного договора созданы как средство обмена, а не обогащения и деньги не должны приносить доход. Поэтому доход, получаемый в результате ростовщических операция, является результатом не использования «финансового потенциала денег» , а аморальной эксплуатации заимодавцем должника. Этот вид финансовой деятельности относится к издержкам хрематистики , подрывая принципы натурально-хозяйственных отношений в экономике полиса. А появившиеся в результате соглашения между людьми деньги являются не более, чем средством обмена. Аристотель легитимизирует только использование денег как средства обмена и осуждает использование денег не по их «истинному назначению» . Поэтому ростовщичество и спекулятивные сделки откровенно вызывают у него лютую, бешеную ненависть.

Аристотель также обосновал идеи о справедливой цене товара. Данные идеи в дальнейшем были рассмотрены в трудах средневековых схоластов, например Ф. Аквинского.

Аристотель также занимался социологическим анализом экономической системы полиса. Семья или хозяйство, согласно его мнению, ― это первичная экономическая единица. Семья ценна не только сама по себе, но и тем, что включает человека в более широкую систему ― экономическую и общественную. Аристотель описывал человечество как естественную иерархию, со степенью разума как фактором, определяющим место в этой иерархии. На вершине находятся обладающие силой общего понимания, понимания сути трансцендентального, ум которых дает возможность им это постичь - ученые и философы. Ниже ученых и философов находятся обычные граждане, достаточно разумные для того, чтобы управлять политическими делами. Ниже обычных граждан стоят ремесленники и рабочие. В самом низу иерархии находятся люди, обладающие разумом в той степени, чтобы обслуживать других ― рабы от природы. Древнегреческий мыслитель был защитником рабовладения, которое он считал естественным состоянием организации общества.

Аристотель рассматривал частную собственность, накопленную в рамках экономической деятельности и не связанную со спекуляциями с капиталом, как необходимое условие существования общества в полисе. Философ также утверждал, что группы населения, не располагающие собственностью, как и располагающие чрезмерно большими состояниями, в наибольшей степени склонны к противозаконным действиям, потому оба слоя ― богачей и бедняков не могут способствовать ни политической, ни экономической стабильности города-государства.

Экономические воззрения Аристотеля сложились в результате практики и традиции хозяйствования древнегреческого полиса и разделяли экономическую деятельность согласно моральным критериям. Таким образом, согласно его воззрениям, экономическая деятельность в виде сельскохозяйственной и производительной деятельность оправдывались, а торговые и ростовщические операции осуждались. Посреднические и ростовщические операции с капиталом Аристотель считал низменным занятием, также как и Платон, пренебрегая ролью заемных средств в процессе стимулирования развития хозяйства полиса.

Вместе с этим читают:
Законы Хаммурапи
Идеальная экономика Платона
Экономическое учение Аквинского

(384-322 г. дон.э.)

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Ста- гире, греческой колонии во Фракии. Его отец Нико- мах был личным врачом македонского царя Амин- ты III, деда Александра Македонского. В отроческие годы Аристотель помогал своему отцу в его медицинской практике. К отцу он относился всегда с большим уважением и впоследствии назвал своего сына в честь отца - Никомахом.

В возрасте 15 лет Аристотель лишился родителей. Через два года в 367 г. Аристотель приехал в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти своего учителя, был участником платоновской Академии (сначала в качестве ученика, а затем и преподавателя). В 343 году македонский царь Филипп пригласил Аристотеля в качестве воспитателя своего сына Александра. Александр восхищался Аристотелем. По его собственным словам, он любил учителя не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю - тем, что живет достойно.

Занятия с Александром закончились, когда юноша увлекся военным делом и стал принимать участие в походах своего отца. В 335 году Аристотель вернулся в Афины и создал там свою философскую школу, получившую название Ликей (в латинском написании - Лицей), поскольку она находилась возле храма Аполлона Ликейского. Он читал лекции во время прогулок с учениками, поэтому школа его последователей вошла в историю под названием «перипатетики» (прогуливающиеся). После смерти Александра Македонского в 323 г. в Афинах вспыхнуло восстание против македонского господства. Аристотель, который всегда выступал за более тесные связи Афин с Македонией, был обвинен в непочтительности к богам. Поводом для обвинения послужило одно раннее стихотворение Аристотеля.

Чтобы избежать участи Сократа, учителя Платона, приговоренного к смерти по подобному обвинению, Аристотель бежал в город Халки- ду на остров Эвбея, где через год скончался от болезни желудка.

Аристотель не отличался внешней привлекательностью. Как отмечали греческие биографы, он страдал дефектами речи, был невысокого роста и сухощав, с маленькими глазами и постоянным выражением насмешки на лице.

Основные работы’: «Политика»

«Никомахова этика»

" Работы, в которых в наибольшей степени нашли отражение экономические взгляды Аристотеля.

Значительный шаг вперед в осмыслении экономических отношений сделал ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель.

Аристотель жил в обществе и дышал воздухом цивилизации, жизненно важным институтом которой являлось рабство. Понятно, что вопрос отношения к рабству, его морального оправдания занимает в работах Аристотеля важное место. Тем более что рабство в это время уже превратилось в социальную и экономическую проблему. Аристотель считает рабство естественным, проистекающим из того, что люди неравны от природы: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие - рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо» 1 .

Вообще следует подчеркнуть, что отношение к исследуемому объекту с точки зрения его естественности и справедливости характерно для всей экономической мысли античности, а также и для мыслителей более позднего времени. Поэтому экономические учения этого периода носят в значительной мере нормативный характер: не столько анализируются существующие экономические отношения, сколько дается их нравственная оценка («хорошо» или «плохо») и говорится о том, какими эти отношения должны быть.

«...Аристотель в первую очередь интересовался тем, что выглядело „естественным" и „справедливым" с точки зрения его идеала хорошей и добродетельной жизни. Экономические факты и связи между экономическими фактами, которые он рассматривал и подвергал оценке, предстают в свете тех идеологических предубеждений, которые следует ожидать от человека, принадлежащего к развитому праздному классу и писавшего для этого класса, презиравшего работу и занятия хозяйством, и, конечно, любившего земледельца, который его кормил, и ненавидевшего кредитора, который его эксплуатировал».

Й. Шумпетер. История экономического анализа. Т. 1. С. 73.

Но даже в рамках этого нормативного подхода мы впервые находим у Аристотеля попытки теоретического анализа некоторых экономических проблем. Й. Шумпетер, сравнивая Аристотеля с Платоном, подчеркивает: «Достижения Аристотеля совсем иные. ...Существенная разница заключается в том, что анализ, как самостоятельная цель, можно сказать, отсутствовавший в мышлении Платона, являлся главной движущей силой мышления Аристотеля» .

Одним из ключевых вопросов, всегда волновавших мыслителей- экономистов, является вопрос о ценности товара и рыночной цене. Почему качественно разнородные товары могут обмениваться друг на друга, как определяется пропорция такого обмена, чем определяется ценность товара, какую роль в этом играют деньги? Учитывая, что Древняя Греция во времена Аристотеля фактически стала центром мировой торговли, эти вопросы не могли не заинтересовать энциклопедический ум философа.

Аристотель анализирует процесс обмена, различает у товара два свойства, или характеристики - потребительную ценность (полезность для человека) и меновую ценность (способность обменяться на другой товар). Более того, он понимает, что меновая ценность товара каким-то образом связана с его потребительной ценностью. Аристотель видит в процессе обмена некое равенство, понимает, что если один товар обменивается на другой, значит, в них есть что-то общее, они имеют общую меру. Уже сама по себе такая постановка вопроса была колоссальным шагом вперед, поскольку знаменовала собой переход от простого описания явлений к поиску внутренних зависимостей, к их теоретическому объяснению. Аристотель, таким образом, дал толчок последующему развитию экономической мысли.

Конечно, у Аристотеля нет еще развитой концепции ценности - поставив вопрос, он не смог дать на него законченный ответ. Однако совершенно очевидно, что Аристотель указывает направление поиска ответа: «...Все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставимо. ...Расплата будет иметь место, когда справедливое равенство установлено так, чтобы землевладелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца» . Фактически Аристотель нащупывает здесь своего рода трудовую теорию ценности, пытается увязать между собой рыночную цену различных товаров и труд работников, производящих эти товары. Но развить эту идею великий философ не смог, и она снова появится в экономической науке много веков спустя в трудах представителей классической политической экономии.

Проблему рыночного обмена и цены, как и другие экономические проблемы, Аристотель также стремится трактовать с позиций справедливости. В частности, он рассматривает случай монополии (т.е. наличие на рынке одного продавца) и делает вывод о несправедливости такой ситуации, потому что монополист устанавливает цену, выгодную для себя.

Аристотель вводит различия между двумя видами справедливости - «коммутативной» и «дистрибутивной» (сами эти термины, происходящие от латинских слов commutare - менять и distribuo - распределять, появились позже). Коммутативная справедливость заключается в установлении равенства ценностей вещей, являющихся объектами договора, дистрибутивная - в наделении равными благами людей с одинаковыми заслугами. Своего рода критерием справедливости в обмене для Аристотеля является его эквивалентность: если кто- то получает в результате обмена больше, чем имел, - он наживается, а если получает меньше, чем было первоначально, - терпит убытки. Нужно, чтобы никто не терпел убытка и не наживался. Иными словами, цена вещей, являющихся объектом договора, должна устанавливаться по взаимному согласию покупателя и продавца. Получается, что, если продавец (или покупатель) сам устанавливает цену на свой продукт, он делает это с целью обеспечить свою выгоду и такая цена не будет справедливой (как в случае с монополистом). Но тогда справедливой может быть лишь такая цена, которую участники обмена не могут изменить в свою пользу, - а это конкурентная рыночная цена. Конечно, Аристотель, не излагал проблему в таких терминах, но смысл его позиции заключается именно в этом.

Естественно, что экономика, где сложилось разделение труда, предполагает наличие не случайного обмена, а постоянной торговли, которая в свою очередь не может нормально развиваться на бартерной основе, без денег. Какова природа денег, в чем их роль в развитии хозяйства - вот еще одни из ключевых вопросов экономической науки. И здесь мы находим у Аристотеля все тот же нормативный подход, основанный на противопоставлении естественного и неестественного, присущего природе человека и противного ей.

Экономике, как естественной хозяйственной деятельности, связанной с управлением домашним хозяйством, Аристотель противопоставляет так называемую хрематистику (khrimatistike ), под которой он понимал искусство наживать состояние. Этот термин придумал сам Аристотель (он произвел его от слова chrema - имущество, владение). Экономика как сфера человеческой деятельности связана с необходимостью обеспечения разумного личного потребления и предполагает производство необходимых для жизни продуктов и обмен в тех пределах, которые позволяют получать человеку то, что ему нужно.

Хрематистика - это деятельность, направленная на увеличение богатства прежде всего в денежной форме. Посредническая торговля и особенно ростовщичество имеют своей целью не получение необходимых потребительских товаров, а деньги как таковые и их прирост, а у этой цели нет количественного предела. Такую деятельность Аристотель считает противоестественной и осуждает.

Обратимся к первоисточнику

«...В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, а целью здесь оказывается богатство и обладание деньгами... Все занимающиеся денежными оборотами стремятся увеличить количество денег до бесконечности.

В основе этого направления лежит стремление к жизни вообще, но не к благой жизни; и так как эта жажда беспредельна, то и стремление к тем средствам, которые служат к утолению этой жажды, также безгранично.... Поэтому с полным основанием вызывает ненависть ростовщичество, так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег.... Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе».

Аристотель. Политика / Соч. Т. 4. С. 392-393,395.

Исходя из концепции экономики и хрематистики Аристотель подходит к пониманию сущности денег. Деньги, по его мнению, возникают как средство, облегчающее обмен товара на товар, деньги должны выполнять функции средства обращения и меры ценности. Однако он понимает, что деньги - это не просто знак, лишенный внутренней ценности. Деньги должны быть сделаны из материала, который сам по себе является благом. Иными словами, Аристотель исходит из товарной природы денег, но в результате деньги неизбежно становятся ценностью сами по себе, из средства они превращаются в цель, порождают в людях страсть к накоплению - хрематистику, которую Аристотель осуждал.

В целом, оценивая наследие великого древнегреческого философа, необходимо подчеркнуть, что Аристотель занимает особое место в истории экономических учений. «Он впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности тогдашнего общества и стал, по существу, первым экономистом в истории науки».

  • Аристотель. Политика // Соч. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 384.
  • Шумпетер Й. История экономического анализа. Т. 1. С. 69-70.
  • Аристотель. Никомахова этика // Соч. Т. 4. С. 156.
  • Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд.М.: Политиздат, 1985. С. 19.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Жизнь и творчество Аристотеля

Хрематистика и экономика

Ценность

Деньги

Вывод по материалу

Заключение

Введение

В начале XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античного философа Аристотеля, жившего в эпоху великих потрясений. Мир Аристотеля - это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.

С этой точки зрения было бы интересно, изучая экономические взгляды Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении его экономических взглядов. Тем более что особенный стиль в изложении взглядов позволяет не только ознакомиться с конечными результатами его творческих исканий, но и проследить за ходом мыслей и рассуждений.

Интерес к творчеству этого философа не ослабевает, и, быть может, даже усиливается в наше время ещё и потому, что мнение людей, живших две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе.

Несомненно, рассказывать об Аристотеле, как ученом, очень непросто в том смысле, что слишком большой промежуток времени отделяет его от нас. Быть может, что-то в его взглядах нам покажется бессмысленным, неверным, а может быть и слишком наивным. Конечно, для своего времени он был крупнейшим ученым, но следует учитывать, что представления о мире мыслителей, живших в IV в. до н.э., сильно отличаются от нашего мнения.

Жизнь и творчество Аристотеля

Годы жизни Аристотеля относятся к периоду македонского завоевания, который характеризуется высочайшим внешним рассветом Греции, в отличие от ее высочайшего внутреннего расцвета, совпавшего с эпохой Перикла.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. Его родина - город Стагир во Фракии, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля Никомах принадлежал к потомственному роду врачей и служил у македонского царя Аминта III. Аристотель провел детство при дворе, общаясь со своим сверстником - сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем Филиппом II. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. В 365 г. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей. В свои отроческие годы он помогал отцу в его медицинской практике и мог унаследовать его профессию. Но опекун Проксен, человек разносторонне образованный и с большим интересом следивший за умственной жизнью Греции, разрешил ему в 367г. до н. э. оставить родину и отправиться для получения образования в центр культурной жизни Эллады - город Афины. Больше всего Аристотеля влекла в Афины необычайная популярность основателя Академии Платона.

Формирование экономических взглядов Аристотеля

Значительного развития экономическая мысль получила в античной Греции. Наиболее крупными представителями в этой области являлись известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов одного из этих мыслителей.

Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развития частной собственности на землю, на земельный участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью.

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е. совокупность полноправных граждан данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов.

Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия выполнение гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н. э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н. э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных греческих полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.

Для первого типа полиса (аграрного) -- было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

Другой тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем полисах первого типа.

Именно в полисах второго типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V - IV вв. до н. э.

В целом сельское хозяйство Греции V - IV вв. до н. э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных культур (виноградарство, маслиноводство), внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственного производства.

Следует отметить, что описанная структура крупного афинского землевладения должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере того, как укреплялось правовое и имущественное положение афинского гражданства, росло его самосознание, увеличивалось богатство афинского полиса, оказавшегося во главе обширного Морского союза. Также упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикой материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской жизни и городского ремесла.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V - IV вв. до н. э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе V - IV вв. до н. э. непрерывно возрастал.

Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то время как в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая структура отличалась целым рядом особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социально-классовой структуры торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н. э.

Таким образом, экономические взгляды Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в его работах.

Экономическая концепция Аристотеля

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Именно эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в развитии общества на той стадии, когда рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в государственной жизни. Вся же тяжелая физическая работа должна выполняться рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась так, чтобы даже внешне свободные люди отличались от рабов. «У последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».

Таким образом, основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.

Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами, одними в большем, другими - в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом - не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое». И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения - все они могут быть предметом обмена.

Аристотель с большим упорством стремился понять законы обмена. Он доказывал, что постепенно обмен появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги».

Аристотель не сомневается в том, что деньги - это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара - его цена. Деньги - это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни.

Хрематистика и экономика

хрематистика аристотель философ экономический

Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель - накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена на деньгах, так как деньги - это начало и конец всякого обмена.

Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить "средний класс", так как это ведет "к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих".

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя), нашел корни собственности у животных.

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию. Добродетель земледельца - прикован к своему участку, всегда занят хозяйственными делами, мало интересуется политикой и редко ходит на собрания. Противоположность - ремесленник, который толчется на городских площадях.)

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

6. Богатство - совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег. Аристотель справедливость обмена уже ищет в арифметической пропорции. "Обмениваемые товары должны быть равны, а каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи." - но оставил без ответа, что же является основой равенства товаров. Признается влияние редкости "блага, которое отличается редкостью, превосходит благо, которое имеется в изобилии". Аристотель делал попытку решить проблему происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей. "Лишь деньги делают товары соизмеримыми", что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

8. Аристотель исследует экономическую организацию современного ему общества и приходит к выводу, что хозяйственная деятельность людей может быть разделена на занятия экономикой (как определял ее Ксенофонт) и занятия хрематистикой. Экономика - естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов. Пределы этой деятельности - разумное личное потребление человека. Хрематистика же является искусством наживать состояние. "В искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности" Аристотель считает занятие хрематистикой противоестественным, но он достаточно реалистичен, чтобы видеть невозможность "чистой экономики".

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.

Основные положения экономической теории Аристотеля

При анализе сущности экономики Аристотель всегда использовал практику в качестве отправной точки. При этом рассмотрение им даже наиболее очевидных фактов было глубоким и оригинальным. Всякий раз, когда Аристотель касался вопроса об экономике, он стремился рассматривать ее во взаимосвязи с обществом как единым целым. Предметом его исследования было сообщество как таковое, существующее на разных уровнях внутри всех действующих групп людей. Таким образом, в современных терминах подход Аристотеля был социологическим. Очерчивая поле исследования, он пытался рассматривать все вопросы происхождения и функционирования различных институтов сквозь призму понимания общества как единого целого. «Сообщество, самодостаточность и справедливость были главенствующими понятиями концепции Аристотеля». Эти общие положения его системы должны позволить нам очертить взгляды Аристотеля на торговлю и цены.

Коммерческая торговля, или, в наших терминах, рыночная торговля, возникла из обстоятельств того времени как очень злободневный вопрос. Это была волнующая новизна, которую нельзя было адекватно объяснить или оценить. Теперь деньги зарабатывались почтенными гражданами посредством простой купли и продажи. Такие действия ранее были неизвестны, или, вернее, считались присущими людям низшего класса - барышникам, как правило не гражданам, а метекам - которые для того, чтобы просуществовать, перебивались мелкой торговлей продуктов питания на рыночной площади. Подобные люди получали доход, покупая по одной цене и продавая по другой. Теперь эта практика явно распространилась и на граждан, занимающих достойное положение, причем она стала приносить большие деньги, хотя ранее и считалась унизительной. Ее и изображал Аристотель: «в искусстве наживать состояние, поскольку оно сказывается в торговой деятельности, никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью-то здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности».

Как можно классифицировать само это явление? Как можно было объяснить доход, систематически получаемый таким образом? И как следовало оценить такую деятельность?

Две политические проблемы - торговля и цена - требовали ответа. Если вопросы торговли и установления цен не могли быть связаны с проблемой существования общества и его самодостаточности, то не существовало разумного критерия, позволяющего судить о том или о другом, будь то в теории или на практике. Если такая связь была, то ответ становился прост: во-первых, торговля, которая способствовала восстановлению самообеспеченности, была «в согласии с природой»; торговля, которая не служила этому, «противоречила природе». Во-вторых, цены должны быть такими, чтобы укреплять узы сообщества: в противном случае обмен не будет продолжаться и сообщество прекратит свое существование. В обоих случаях вопрос рассматривался с точки зрения самообеспеченности и самодостаточности общества.

Богатство в понимании Аристотеля

Богатство, согласно Аристотелю, - это вещи, необходимые для поддержания жизни, когда они безопасно хранятся в сообществе, поддержку которому они и оказывают. Человеческие потребности, относись они к домашнему хозяйству или целому городу, не являются безграничными; а в природе нет нехватки пропитания. Положение, которое довольно странно звучит для современных людей, тщательно разрабатывается Аристотелем. Каждый аргумент содержит четкую ссылку на определенный институт. Психология избегается, социология внедряется.

Отрицание постулата ограниченности ресурсов основывается на условиях животной жизни, а оттуда это распространяется на условия жизни человека. Разве животные с дня своего рождения не видят, что пропитание ждет их в их естественной среде? А люди - разве они не находят источник пропитания в молоке матери, и, в конечном итоге, в своей естественной среде обитания, будь они охотниками, скотоводами или теми, кто обрабатывает землю? Поэтому, если ограниченность возникнет «со стороны спроса», то Аристотель приписывает это «неправильно понятому представлению о хорошей жизни, как о желании обладать еще большим обилием физических товаров и наслаждений».

В философии Аристотеля тремя преимуществами обладания богатства были:

1. честь и престиж;

2. безопасность жизни и сохранность тела в целостности;

3. собственно богатство.

Первое включает в себя привилегии и почтение, положение в обществе и старшинство; второе обеспечивает безопасность от открытых и тайных врагов, предательства и восстаний, бунтов рабов, взятия верха со стороны сильных и даже имеет ввиду защиту от руки закона: третье, богатство, это благодать владения, в основном наследством или знаменитым сокровищем. Если на то пошло, то утилитарные товары, продовольствие и материалы достаются, как правило, владельцу чести и безопасности, но слава превосходит товары. Бедность, с другой стороны, связывается с низким статусом, она заставляет работать для того, чтобы существовать, зачастую по приказанию других. Чем меньше ограничений для таких приказаний, т.е. чем больше произвол приказывающего, тем более унизительными являются условия. Главное здесь не факт ручного труда - как свидетельствует статус крестьянина, всегда пользующегося уважением - но зависимость от личного каприза и приказа другого человека; именно они вызывают презрение к тому, кто служит.

Самодостаточность человеческих существ, этот постулат повседневной жизни, обеспечивается тогда, когда предметы первой необходимости физически доступны. Вещи, о которых здесь идет речь, это те, которые поддерживают жизнь и могут храниться. Помимо зерна, вина и масла относятся также шерсть и определенные металлы. Граждане и члены семьи должны быть в состоянии полагаться на запас этих благ во времена голода и войны. Количество благ, которое необходимо семье или городу, являет собой объективное требование. Домашнее хозяйство является самой маленькой, а полис самой большой единицей потребления: в любом случае, то, что необходимо, устанавливается стандартами сообщества. Отсюда понятие о существенно ограниченном количестве вещей первой необходимости.

Таким образом, хозяйство состояло из необходимых предметов - зерна, масла, вина и т.д. - на которых зиждилась жизнь общества. Идеалом общества выступало самодостаточное общество с разумным и достаточным уровнем потребностей каждого члена общества. Вывод был строгим и исключал возможность других выводов. Или предметом экономики является материальная основа, поддерживающая жизнь человеческих существ, или, в противном случае, не существует эмпирически данной рациональной связи между такими вопросами, как торговля и цены, с одной стороны, и постулат о самообеспеченности сообщества, с другой.

Ценность

Аристотель не только различал потребительную ценность и меновую ценность так же четко, как и любой более поздний автор, но он понимал также, что последняя каким-то образом получается из первой. Но само по себе это не только не выходит за рамки здравого смысла, но и является банальностью, а дальше он не продвинулся. Его неудачу в этом вопросе позднее компенсировали схоласты, которым приписывают заслугу создания теории цены. Считается, что это произошло по причине его «поглощенности этической проблемой справедливости в ценообразовании - «коммутативной» справедливости, которая отвлекла его внимание от аналитической проблемы фактического ценообразования».

По Аристотелю, группа, рассматриваемая в динамике, формирует сообщество (koinonia), члены которого связаны узами доброй воли (philia). Philia выражает себя в поведении взаимности (anti-peponthos). Все, что нужно для того, чтобы продолжать и поддерживать сообщество, включая его самодостаточность (autarkeia), является «естественным» и внутренне правильным. Можно сказать, что автаркия - это способность существовать без зависимости от ресурсов извне. То, что обеспечивает справедливость, будь то в отношении распределения жизненных благ или вынесение решения в отношении конфликтов, или регулирование взаимных услуг - хорошо, поскольку это требуется для продолжения существования группы. Нормативность, в таком случае, неотделима от действительности. Эти общие положения его системы, по мнению Й. Шумпетера, «позволяют очертить взгляды Аристотеля на торговлю и цены».

Торговля является естественной, когда она служит выживанию сообщества посредством сохранения его самодостаточности. Необходимость в этом возникает, как только разрастающаяся семья делается слишком многочисленной, и ее члены вынуждены селиться отдельно друг от друга. Их самодостаточность окажется теперь под вопросом. Темп, с которым делимые услуги обмениваются, зависит от сохранения доброй воли среди членов, поскольку без нее само сообщество прекратит свое существование. Справедливая цена, таким образом, проистекает из потребностей доброй воли philia, как это выражено в принципе взаимности, что выражается в принципе взаимности и является квинтэссенцией бытия всего человеческого сообщества.

Из этих принципов проистекает также его осуждение коммерческой торговли и сентенции в отношении необходимости установления обменных эквивалентов или справедливой цены. Торговля является «естественной», пока она является требованием самообеспечения. Цены обычно устанавливаются, так, что они соответствуют мнению участников сообщества, укрепляя, этим самым, добрую волю, на которой покоится сообщество. Обмен товарами есть обмен услугами: это является основой самообеспеченности и реализуется путем взаимного дележа по справедливым ценам. При таком обмене выигрыша нет: товары имеют свои собственные цены, установленные заранее. Если же должна существовать прибыльная розничная торговля ради распределения товаров, то пусть этим занимаются не граждане.

Теория Аристотеля о торговле и цене была ничем иным, как простой разработкой его общей концепции о человеческом сообществе. Сообщество, самодостаточность и справедливость являли собой три основные точки опоры его социологии. На этой рамочной основе базировались его мысли по всем экономическим вопросам, будь то природа экономики или политические вопросы. Аристотель, несомненно, искал критерий справедливости в ценообразовании и нашел его в «равенстве» того, что человек отдает и получает. Обе стороны, принимающие участие в акте бартера или продажи, должны с необходимостью извлекать из него выгоду в том смысле, что они должны предпочитать свое экономическое положение после этого акта экономическому положению, в котором они находились до акта - иначе у них не было бы никаких стимулов совершать обмен.

Деньги

Теория денег, которой придерживался Аристотель, заключалась в следующем: само существование любого общества предполагает обмен товарами и услугами; этот обмен вначале «естественно» принимает форму бартера; но люди, которым требуется то, что есть у других людей, могут не обладать тем, что требуется этим последним; поэтому часто бывает необходимо принять в обмен то, что не требуется, ради обладания тем, что действительно необходимо, посредством последующего акта бартера; очевидное удобство будет побуждать людей выбрать путем неявного соглашения или посредством законодательного акта какой-либо один товар в качестве средства обращения - Аристотель не рассматривал возможность выбора более чем одного подобного товара.

Аристотель замечает, что некоторые товары, такие как металлы, лучше подходят для этой роли, чем другие, предвосхищая, таким образом, некоторые из наиболее распространенных в XIX в. понятий об однородности, делимости, портативности, относительном постоянстве ценности 5-4 и т. д. Более того, требование эквивалентности обмена естественным образом привело его к наблюдению, что средство обращения будет также использоваться в качестве меры ценности. И наконец, он осознавал, если и не высказывал это открыто, что деньги используются в качестве запаса ценности. Таким образом, три из четырех функций денег, которые традиционно перечисляются в трудах экономистов XIX в. (четвертая функция состоит в выполнении роли средства платежа), можно обнаружить у Аристотеля.

В сущности, эта теория включает в себя два положения. Первое состоит в том, что для каких бы других целей ни использовались деньги, их фундаментальная функция, определяющая их и объясняющая их существование, заключается в выполнении роли средства обращения. Так, в «Этике», исследуя «монеты, находящаяся в обращении» (нпмйумб), он действительно заявил, что деньги существуют не в силу своей «природы», но по соглашению или закону для обмена вещами». Второе положение состоит в том, что, для того чтобы служить средством обращения на товарных рынках, сами деньги должны быть одним из этих товаров. То есть они должны быть полезной вещью и обладать меновой ценностью, не зависящей от их денежной функции; вот и все, что означает в этой связи внутренняя ценность - ценность, которая может сравниваться с другими ценностями. Таким образом, денежный товар, как и другие товары, оценивается в зависимости от его веса и качества; для удобства люди могут решить поставить на него штамп, чтобы сэкономить усилия, необходимые для того, чтобы каждый раз его взвешивать. Но этот штамп только провозглашает и гарантирует качество и количество товара, содержащегося в монете, и не является причиной его ценности.

Итак, теория денег Аристотеля является теорией в обычном смысле этого слова, т. е. попыткой объяснить, что такое деньги и какие функции они выполняют. И в соответствии со своей привычкой рассмотрения социальных институтов он представил ее в генетической форме: деньги возникают в ходе исторического развития и служат для упрощения обмена вещами и товарами между людьми.

Выводы по материалу

Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика». В них он настаивает на делении общества на свободных и рабов, их труда на умственный и физический, и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый продемонстрировал в выдвинутой им концепции об экономике и хрематистике.

Эта концепция заключается в том, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли можно соотнести с одной из двух сфер:

1) естественной (экономика), которая представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья содействуют удовлетворению жизненных потребностей населения;

2) неестественной (хрематистика), которая строится на бесчестных крупных торговых и посреднических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой - искусство наживать состояние. По рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально - хозяйственных отношений (а это обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к издержкам хрематистики.

Истинное богатство состоит в совокупности из средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной «общины». Подобная форма богатства естественна и не безгранична в отличие от неестественного стремления наживать деньги - для такой формы богатства «нет никакого предела».

Аристотель различает справедливость «распределяющую», которая относится к области права, и «уравнивающую» - к сфере обмена. «Уравнивающая» справедливость предполагает равную долю для всех, «распределяющая» - каждому по заслугам.

Аристотель положил начало традиции выяснения этических (нравственных) основ поведения участников хозяйственной деятельности. Аристотелевская этика предписывает как необходимо поступать.

В «Никомаховой этике» утверждается, что наука о государстве законодательно определяет, какие поступки следует совершать и что для одного человека благом является тоже самое, что и для государства.

Экономические взгляды Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую тему рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах видно стремление выделить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.

Заключение

Маркс называл Аристотеля «Александром Македонским греческой философии». Это сравнение имеет глубокий исторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широких обобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью весь античный мир.

Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Труды Аристотеля - важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательный материал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеля одним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии. Все области знания, с которыми соприкасался Аристотель, - политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, метафизика, экономика - получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид. Стремясь найти единство и систему в многообразии бытия, он в то же время старался раскрыть пути превращения бытия из одного вида в другой, старался обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения бытия. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую голову среди греческих философов.

Экономическая мысль Аристотеля развивалась под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. На нее также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. В период расцвета экономической мысли Аристотель пытался анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Он не только давал советы о том, как вести хозяйство, но и пытался теоретически осмыслить экономические процессы. У Аристотеля существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

В дальнейшем историческом развитии учения Аристотеля стали источниками многочисленных школ и направлений.

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. М., «ТЕИС», 2008 г.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: « Дело Лтд», 2008.

3. Богомолов А. С. Античная философия. М.: МГУ, 2009 г.

4. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: БЕК, 2009.

5. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 2008.

6. История экономической мысли в России: Учебное пособие для вузов. / Под редакцией А.Н. Марковой. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2008.

7. История экономических учений: (современный этап): Учебник. Под редакцией А.Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 2008.

8. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-Пресс, 2009.

9. Современные экономические теории запада. Учебное пособие для вузов. Под редакцией А.Н. Марковой. М.: «Финстатинформ», 2010.

10. Ягдаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов. М.: Инфра - М, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Интересно, изучая экономические взгляды Аристотеля, проследить за тем, как события общественной жизни его эпохи находили отражение в становлении экономических взглядов. Мир Аристотеля, крушение греческих полисов и возникновение империи А. Македонского.

    реферат , добавлен 07.07.2008

    Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство греческого общества. Понятие "стоимости" в трудах Аристотеля. Экономика и хрематистика. Основные положения экономической теории Аристотеля. Понятие потребительной и меновой ценности.

    реферат , добавлен 28.01.2013

    История возникновения экономической мысли в Древнем мире. Основные экономические взгляды Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Катона Старшего и Варрона. Сравнение "Суммы теологий" ранних и поздних канонистов. Фома Аквинский - завершитель взглядов канонистов.

    реферат , добавлен 20.11.2011

    Экономические взгляды Ксенофонта. Разделение труда в учениях Ксенофонта. Главная отрасль хозяйства по Платону. Развитие экономической мысли Древней Греции. Аргументы Аристотель против учения Платона. Заслуга Аристотеля в развитии экономической мысли.

    контрольная работа , добавлен 08.11.2009

    Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения Древнего мира и Средневековья. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории. Экономические взгляды и реформаторские концепции противников политической экономии.

    тест , добавлен 06.05.2011

    Сущность предмета истории экономических учений. Основные предпосылки возникновения экономической мысли в государствах Древнего Востока. Анализ экономических идей Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Предпосылки возникновения марксистской экономической теории.

    шпаргалка , добавлен 06.12.2011

    Социально-экономические идеи Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского. Экономические воззрения Средневековья. Меркантилизм: этапы развития, основные представители. Классическая политическая экономия: общая характеристика. Предпосылки и источники маржинализма.

    шпаргалка , добавлен 08.09.2013

    Понятие и сущность экономических законов и принципов. Разработка и осуществление экономической политики с учетом основных экономических законов. Экономические законы в XXI веке. Практика использования экономических законов в управлении производством.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Становление современных экономических теорий. Вклад школы физиократов в развитие экономической науки. Сведения из биографии и экономические взгляды А. Тюрго, его вклад в развитие идей физиократизма. Ограничение сферы производства сельским хозяйством.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2009

    Изучение понятия, содержания и основных этапов развития экономической мысли. Рассмотрение главных функций и познавательных методов экономической теории. Выделение экономических категорий и законов как исходной ступени познания научной дисциплины.