Проливы, босфор и дарданеллы. Россия и вопрос о проливах босфор и дарданеллы

Какой пролив, соединяет Чёрное и Средиземное море?

  1. Никакой пролив не соединяет, посмотри карту
  2. По данным http://ru.wikipedia.org

    Босфо#769;р (тур. #304;stanbul Bo#287;az#305; Стамбульский пролив) пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Чрное море с Мраморным, а в паре с Дарданеллами со Средиземным. Босфор является частью внутриевразийской границы. На обеих сторонах пролива расположен крупнейший турецкий город Стамбул.

    Длина пролива около 30 км. Максимальная ширина пролива 3700 м на севере, минимальная ширина 700 метров (это самый узкий межконтинентальный пролив) 1. Глубина фарватера от 33 до 80 м 2.

    По одной из наиболее распространнных легенд пролив получил сво название благодаря дочери древнейшего аргивского царя прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется коровьим бродом или Босфором 3.

    Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершн в 1973) и Мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988) в 5 км к северу от первого моста. Планируется строительство третьего автодорожного моста в северной части пролива на побережье Черного Моря. Мост протяжнностью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с Трансъевропейской Магистралью. Предварительная цена проекта около 56 млрд долларов. Путь на мосту будет состоять из восьми полос 4. В настоящее время идет строительство железнодорожного тоннеля Marmaray5 (срок окончания 2013 год) , который объединит скоростные транспортные системы европейской и азиатской частей Стамбула.

    Предполагается (теория черноморского потопа) , что Босфор образовался лишь 75005000 лет назад. Прежде уровень Чрного и Средиземного морей был существенно ниже, и они не были связаны. В конце последнего ледникового периода в результате таяния крупных масс льда и снега уровень воды в обоих водомах резко повысился. Мощный поток воды всего за считанные дни пробил себе дорогу из одного моря в другое об этом свидетельствуют рельеф дна и другие признаки.

    Древние греки Босфором также называли Керченский пролив Боспор Киммерийский.

    Босфор является одним из важнейших проливов, так как обеспечивает доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных продуктов, большую роль в экспорте через Босфор играет нефть из России и Каспийского региона.

    В зимы 16211669 годов пролив покрывался льдом. Эти времена были характерны общим понижением температуры в регионе и получили название Малый ледниковый период.

  3. Пролив Босфор с греческого переводится как скотий брод. И это утверждение нужно воспринимать буквально, то есть это название возникло во времена, когда скот мог переходить пролив с одного берега на другой, при глубине брода около одного метра. И брод этот существовал по-видимому в месте донного порога Босфора с его глубиной 27,5 метров. Известны работы по определению террас размыва береговых склонов восточных и западных берегов Атлантического океана. Их ровно 31: с глубины 155 метров до самой поверхности океана. Их генезис - метеорит-болид-астероидный: при их последовательных выпадениях в океан его уровень периодически повышался. И для порога Босфора глубиной в 27,5 метра возраст перехлста этой высоты суши массой морской воды в 6 м высоты, равен возрасту - 146575 год до н. э. В 117260 году до н. э. такая катастрофа вновь повторилась. Исследователь
  4. орские проливы последовательно соединяют Чрное море с Мраморным, а Мраморное с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии) . Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.
    Содержание убрать
    1 Описание
    1.1 Босфор
    1.2 Дарданеллы
    2 Вопрос о Проливах
    3 Примечания
    4 См. также
    5 Литература
    6 Ссылки
    править Босфор
    Босфо#769;р (тур. #304;stanbul Bo#287;az#305;, греч. #914;#972;#963;#960;#959;#961;#959;#962;) пролив, соединяющий Чрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.
    Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершн в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель Мармарай (срок окончания 2012 год) , который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.
    править Дарданеллы
    Дардане#769;ллы (тур. #199;anakkale Bo#287;az#305;, греч. #916;#945;#961;#948;#945;#957;#941;#955;#955;#953;#945;), древнегреческое название Геллеспо#769;нт. Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл 4015 северной широты и 2631 восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера 55 метров.
  5. Там есть пролив, но его мало кто отмечает. Это Босфор
  6. босфор - но не напрямую
  7. Чрное и Средиземное море не связаны напрямую. Чрное через Босфор связано с Мраморным морем, Мраморное через Дарданеллы связано со Эгейским, Эгейское через несколько проливов связано со Средиземным.
  8. Спасибо
  9. щас дарою, чуток осталось и назову твоим именем.
  10. Такого пролива не существует
  11. черноземный

Согласно знаковой для этих мест античной легенде, всемогущий бог Зевс влюбился в Ио - дочь аргивского царя и речного бога, что не понравилось супруге Зевса Гере. Ио превратилась в белую корову и, пытаясь спастись, спустилась в воды пролива, который с тех пор называют «коровьим бродом», или Босфором.

На самом деле неизвестно точно, почему древние греки назвали пролив именно так: «бос» - бык, «порос» - брод, то есть - «бычий брод». Но закрепилось «коровий».
Не имеет однозначной версии происхождения Босфора и наука историческая геология. Самая распространенная - «Теория черноморского потопа» заключается в том, что Босфор образовался примерно 7500-5000 лет назад. По этой теории ранее уровень Черного и был ниже уровня Мирового океана на 120 м и моря никак не сообщались. В конце последнего ледникового периода в результате таяния громадных масс льда и снега уровень воды в обоих водоемах резко повысился - на 140 м, мощный водный поток пробил себе дорогу из одного моря в другое. На это указывает, в частности, рельеф дна, а также изменение водных растений и осадочных пород с пресноводных на соленые примерно в указанное выше время. Другой причиной появления пролива могло стать землетрясение.
Пролив Босфор имеет важнейшее геополитическое положение. Со времен Троянской войны XIII-XII вв. до н. э. он неоднократно становился причиной международной напряженности, особенно в периоды ослабления одной из основных великих держав.
При Византийской империи (IV-XV вв.), а после ее падения - во времена Османской империи пролив Босфор оставался внутренним делом этих государств.
Османский период в истории пролива оставил значительный след в архитектуре построек на берегах Босфора. После завоевания падишахи построили здесь много укреплений, и не только. Поначалу строительство велось в центральных районах города, но с появлением в XIX в. пароходов роскошные летние резиденции начали строиться на более удаленных от моря участках босфорского побережья.
В конце XVII в. на побережье Азовского и Черного морей закрепилась Российская империя, и тогда же возникла проблема Босфора и Дарданелл, получившая в истории название «Вопрос о проливах».
Во-первых, пролив Босфор очень узкий, поэтому его легко «запереть». Во-вторых, берега Босфора принадлежат одному государству Турции. В-третьих, пролив соединяет открытое Средиземное море с закрытым Черным. Во все времена Турция пользовалась своим исключительным положением на Босфоре и пропускала иностранные суда через пролив, выдавая им «фирманы» своего рода лицензии на право торговли с черноморскими странами. Босфор всегда был предметом споров России и Турции, став причиной нескольких русско-турецких войн. Россия сумела заставить Турцию подписать Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г., по которому русские суда могли беспрепятственно ходить по проливу.
После окончания Первой мировой войны, согласно Севрскому мирному договору 1920 г., Босфор был объявлен демилитаризованной зоной под контролем Лиги Наций. В настоящее время действует договор о режиме турецких проливов, подписанный в 1936 г., согласно которому Босфор является международной судоходной зоной. Сегодня с точки зрения современного международного права Босфор является «открытым морем»: торговые суда всех стран обладают свободой прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Но Турция сохранила за собой право ограничивать передвижение по проливу судов нечерноморских стран, в частности своего давнего врага - Греции, и ввела режим предварительного уведомления о проходе военных кораблей.

Только через Босфор могут сообщаться Россия, Украина и Закавказье со стороны Черного моря со Средиземным и далее с Мировым океаном.
Значительная часть перевозок через пролив приходится на нефть из России и Каспийского региона, доставляемую в Западную Европу и США танкерами, загружающимися на терминалах российского порта Новороссийск.
Проход пролива Босфор связан со значительными трудностями. Фарватер, которым идут суда, весьма извилист, имеет S-образную конфигурацию, повторяет не менее извилистую линию побережья. Благодаря исключительно слаженной работе береговых служб на маяках и в диспетчерских современная история пролива не знает крупных катастроф. Начиная с 1960 г здесь произошло всего два десятка инцидентов без значительных человеческих жертв и ущерба для экологии.
Флора и фауна Босфора ничем не отличаются от средиземноморской, и главный промысловый вид рыбы здесь - скумбрия.
Идея моста через Босфор родилась еще в античные времена. Но лишь во второй половине XX в., после долгих и острых дискуссий, были построены два моста, соединившие берега пролива.
Босфорский мост - первый висячий мост через пролив - общей длиной 1510 м был открыт для проезда в 1973 г. Он носит имя Ататюрка, но местные жители чаще называют его Богазики (по-турецки - «пролив»). Он соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Высота над водой - 64 м. Ежедневно через мост перевозят более полумиллиона человек. Проезд по мосту платный, для пешеходов он закрыт В первые четыре года по нему ходили люди, но впоследствии это запретили, потому что мостом регулярно пытались воспользоваться те, кто решил свести счеты с жизнью. Пешеходам предложено пользоваться паромами, которые ходят между берегами Босфора еще со времен персидского царя Дария I (V-IV вв. до н. а.).
Мост султана Мехмеда Фатиха имеет ту же общую длину, что и его старший брат, и его строительство было завершено в 1988 г. На него также не пускают пешеходов. Мосты отстоят друг от друга на 5 км.
Для удобства передвижения по проливу здесь поставлено несколько башен контроля морского трафика, или попросту маяков. Все они не похожи друг на друга. Первая башня-маяк была установлена византийским императором Алексеем I Комниным в 1110 г Девичья башня, или башня Леандра, - один из символов Стамбула, многократно реставрированный.
На европейском побережье Босфора находится один из самых старых и престижных районов Стамбула Бешикташ. Здесь же расположен один из стамбульских портов, откуда отходят паромы на азиатский берег Босфора. Самая впечатляющая площадь Стамбула площадь Барбаросса - также находится в районе Бешикташ, и здесь же расположен музей Навал и мавзолей императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, погибшего, по одной из версий, при переправе через Босфор во время Третьего крестового похода в 1190 г.
Если день солнечный, местное население купается в Босфоре, заходя в воду с набережной Кеннеди, в районе Султанахмет, даже несмотря на береговые укрепления в виде беспорядочно набросанных валунов, постоянно проходящие мимо суда и, мягко говоря, не совсем чистую воду. Такую бесшабашность, вероятно, можно объяснить тем фактом, что за последнее время население города заметно изменилось и по численности, и по составу: стало больше выходцев из дальних сельских провинций.
И коренные стамбульцы сюда уже не ходят.
Наибольшее количество достопримечательностей на Босфоре сосредоточено в районе Султанахмет. Это самые известные исторические памятники Стамбула: Айя-София (Софийский собор), Голубая мечеть (мечеть Ахмедие, в честь султана Ахмеда), Ипподром, дворец Топкапы, Цистерна Базилика, Археологический музей Стамбула и мечеть Сулеймание. В 1985 г этот район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общая информация

Пролив между Европой и Малой Азией.
Соединяет с Мраморны м, а вместе с Дарданеллами - с , таким образом со всем бассейном Средиземного моря.
Административная принадлежность: Турция, Мраморноморский регион, провинция Стамбул.
Крупнейший город: Стамбул.
Язык: турецкий.
Денежная единица: турецкая лира.
Религия: ислам

Цифры

Длина: 31 км.
Ширина: 3329 м на северном входе, 2826 м на южном входе.
Максимальная ширина: 3420 м.
Минимальная ширина: 700 м.
Глубина на фарватере: от 36 до 124 м.
Средняя глубина: 65 м.
Максимальная глубина: 110 м.
Минимальная глубина: 18 м на севере, 13 м на юге.
Население: около 17 млн чел. (2001 г.).

Экономика

Судоходство: 48 тыс судов в год.
Туризм .

Климат и погода

Умеренно континентальный, окраинная зона субтропического . Влияние холодных ветров с севера.
Среднегодовая температура воздуха: +15°С.
Среднегодовая температура воды: +14+18°С.
Среднегодовое количество осадков: 850 мм.
Относительная влажность воздуха: 71,5%.
Соленость воды: в поверхностном течении преобладает распресненная (18%о) черноморская вода,а во встречном глубинном течении соленость воды составляет 38%о.
Проблемы: туман, плохая видимость, сильный ветер.

Достопримечательности

Европейский берег

Бухта Золотой Рог ;
Здания : крепость Румелихисар (середина XV в.), замок Топхане (середина XIX в.), дворец Чифте Сарайлар (середина XIX а.), дворец Долмабахче (середина XIX в.);
Культовые сооружения : мечеть Кылыч Али Паша Джами (конец XVI в.), мечеть Долмабахче Джами (середина XIX в.), мечеть Ортакей (середина XIX в.);
Музеи : Музей изящных искусств, Морской музей;
Парк Йылдыз ;
Рыбный базар Сарыер ;

Азиатская сторона

Башня Леандра (XII в.);
Культовые сооружения : мечеть Михриман Султан Джами (середина XVI в.), мечеть Ени Валиде Джами (начало XVIII в.);
Здания : крепость Анадолухисары (конец XIV в.), дворец Вейлербейи (середина XIX е.), вилла Кючкжсу (середина XIX в.), вокзал Хайдар Паша Тары (XIX-XX вв.);
Порт Хайдар Паша Лиманы (конец XIX в.);
Холм Чамлыджа ;

Прочее

Мосты : мост Ататюрка (Богазики), мост султана Мехмеда Фатиха;
Адапар (Принцевы острова, Мраморное море).

Любопытные факты

■ На поверхности Босфора течение обычно направляется из Черного моря в Мраморное. На некоторой глубине течение меняет направление и идет в противоположную сторону.
■ В зимы 1621-1669 гг пролив покрывался льдом. Это время отличалось общим понижением температуры в регионе и в климатологии получило название «Малый ледниковый период».
■ «Черноморский потоп» мог послужить основой легенды о Всемирном потопе, которая присутствует в фольклоре всех народов, населяющих или населявших этот регион, а также мог стать основой для истории о «Дардановом потопе» из сказаний о Трое.
■ Ежегодно в Стамбуле в середине лета проходит межконтинентальный заплыв через Босфор, в котором может принять участие любой, кто успеет зарегистрироваться.
■ 27 ноября 2010 г. севастопольский пловец-марафонец Олег Софяник проплыл пролив Босфор вдоль за шесть часов. Заплыв был посвящен сохранению природной среды Босфора. Спортсмену помогали плыть сильный южный ветер и попутное течение Температура воды составляла 14 градусов.
■ 15 мая 2005 г. американская звезда тенниса Винус Уильяме провела показательную игру с турецкой теннисисткой Ипек Сеноглу на мосту Богазики. Это был первый в буквальном смысле «межконтинентальный» матч.
■ Уже ведется строительство железнодорожного тоннеля Marmaray между берегами Босфора, закончить его планируется в 2013 г. В 2010 г. турецкое правительство объявило общественности о том, что планируется строительство еще одного автодорожного моста через Босфор - в северной части пролива, на побережье Черного моря. Восьмиполосный мост протяженностью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с трансъевропейской магистралью.

Черноморские проливы - общее название проливов Босфор, Дарданеллы и расположенного между ними Мраморного моря. Они целиком находятся в пределах Турции и образуют единственный естественный водный путь между Черным и Средиземным морями, имеющий важное международное значение. Через проливную зону ежегодно проходит несколько десятков тысяч судов.

Босфор (по-турецки - Karadeniz Bogazi, по-гречески - Bosporos) - пролив между Европой и п-овом Малая Азия, который соединяет Черное и Мраморное моря. Его длина по фарватеру около 30 км, наибольшая ширина 3,7 км, а в самом узком месте - 750 м. Наименьшая глубина на фарватере 33 м, наибольшая до 80 м, а у самых берегов около 10 м. В проливе встречаются отмели, песчаные косы и банки, грунт дна в основном илистый. Берега высокие (20 - 25 м), об-рывистые, крутые (до 25°) и извилистые.

В Босфоре существуют два течения, Одно (поверхностное) направлено из Черного моря в Мраморное, а другое (глубинное) - в обратную сторону. Водообмен через пролив определяется разностью плотности воды. Воды Эгейского и Мраморного морей, расположенных южнее, сильнее подвержены испарению, вследствие чего содержат больше солей (соленость Мраморного моря 26 промилле), чем воды Черного моря (18 промилле), питаемого осадками и многочисленными реками, впадающими в него. Поэтому Черное море отдает в Мраморное значительно менее соленую воду и принимает более соленую. Средняя скорость поверхностного течения 6,4 км/ч (в самой узкой части пролива - Румелихисары - Анадолухисары 7 - 9 км/ч), а глубинного - местами свыше 4 км/ч. Основные потоки течений формируются на различной глубине. Так, близ Стамбула рубеж между ними пролегает преимущественно на глубине примерно 20 м, а в верхней части Босфора - около 50 м. Однако такое положение периодически меняется. При южных ветрах (господствующие ветры - северо-восточного направления) нижнее течение, идущее со стороны Мраморного моря, способно задержать верхнее, а иногда даже направить его в противоположную сторону. Одновременно в южной части пролива Босфор вдоль европейского берега, а в северной вдоль азиатского узкой полосой проходят противотечения. Весной и осенью здесь часто бывают туманы.

Кроме того, в Босфоре наблюдается еще одно любопытное явление: почти в точности совпадают очертания обоих берегов, а также характер почвы и разрезы скал. Переправа с одного берега на другой очень сложна, Прибрежная полоса проливе почти на всем протяжении занята селениями и отдельными постройками. На европейском берегу имеется несколько удобных для стоянки судов бухт (Бююк-Дере, Тарабья, Истинье). У м. Сарай с проливом соединяется бухта Золотой Рог (ее длина около 10 км, средняя ширина 450 м, глубина до 42 м). Местность, непосредственно прилегающая к проливу, представляет собой холмистое плато, сильно расчлененное долинами рек и ручьев, с абсолютными высотами до 328 м, покрытое богатой растительностью.

Мраморное море по форме напоминает эллипс. Его площадь 11 472 км2, длина 280 км, наибольшая ширина 80 км, средняя глубина 250 м, а максимальная 1389 м. Берега преимущественно высокие, обрывистые, скалистые и сильно расчлененные, вдоль них тянутся горные хребты. Вершины гор большей частью лишены растительности, а их склоны поросли травой, кустарниками и деревьями. Горные долины заняты полями, виноградниками и оливковыми рощами.

В Мраморном море имеется несколько заливов, полуостровов и групп островов. На азиатском берегу в глубь материка на 52 км вдается Измитский залив (ширина входа 6 км), а к югу от него лежит Гемликский длиной 30 км и шириной 12 км. На южном побережье по обе стороны от вдающегося в море на 15 км гористого п-ова Капыдагы находятся заливы Бандырма и Эрдек.

В Мраморном море расположено несколько групп островов. Первая - Принцевы о-ва - включает девять островов, лежащих в пределах акватории порта Стамбул и на подходах к проливу Босфор с юго-востока. Вторая группа состоит из небольших островов в заливе Бандырма. В третью группу (в западной части моря) входят самые крупные - о. Мармара и о-ва Пашалиманы. Кроме того, на юго-востоке отдельно находится о. Имралы.

Дарданеллы (по-турецки - Canak-kale bogazi, по-гречески - Dardanelles) - пролив между Европой и п-овом Малая Азия, соединяющий Мраморное море с Эгейским. Общая его протяженность 120 км, ширина от 1,3 до 27 км, глубина судоходной части 29 - 153 м. Грунт дна преимущественно илистый, местами встречаются песок и ракушечник. В Дарданеллах также существуют два противоположных течения, что обусловлено разной плотностью воды в соединяемых морях. Поверхностное течение направлено с северо-востока на юго-запад и несет из Мраморного моря более пресную (соленость 25,5-29,0 промилле) и менее плотную (плотность 1,018) воду со скоростью 2 - 6 км/ч, глубинное состоит из соленой (до 38,5 промилле) и более плотней (1,029) веды, движущейся со скоростью около 1 км/ч. Граница раздела между течениями проходит на глубине 12 - 25 м.

Берега пролива, сложенные из песчаников и известняков, однообразны, покрыты скудной растительностью. Европейский берег преимущественно возвышенный, а азиатский - низменный. На них имеются небольшие бухты и участки с песчаными пляжами. Местность в районе пролива представляет собой холмистое плато, расчлененное многочисленными долинами рек и ручьев. На берегах часто встречаются населенные пункты, наиболее крупные из которых - портовые города Гелиболу и Чанаккале.

Учитывая огромное стратегическое и экономическое значение Черноморских проливов, многие государства не раз пытались навязать странам этого района невыгодный для них правовой режим проливов. Советский Союз, принимая во внимание свои политические, экономические, культурные и военные интересы, с даьних времен связанные со Средиземным морем, всегда стремился разрешить вопрос о Черноморских проливах в духе взаимопонимания и уважения суверинитета Турции с гем, чтобы обеспечить свободу мирного судоходства. Факты истории свидетельствуют, что на протяжении столетий замыслы западных держав неизменно были направлены на изоляцию России, а затем и СССР от Средиземноморья. Это, в частности, подтверждают так называемые Лондонские конвенции (1840, 1841 и 1871 годов) о правовом режиме проливов Босфор и Дарданеллы, положившие начало вмешательству нечерноморских держав в их правовой режим в ущерб интересам прибрежных государств. Такой же невыгодной для черноморских стран была и Лозаннская конвенция 1923 года. При поддержке СССР правовой режим проливов был изменен Конвенцией, заключенной в Монтрё (Швейцария) в 1936 году. Она провозгласила «принцип права свободы прохода и мореплавания в проливах» без ограничения срока действия (Конвенция была заключена на 20 лет и дважды автоматически продлевалась).

За торговыми судами всех стран сохраняется свобода прохода через проливы как в мирное, так и в военное время с соблюдением установленных Конвенцией правил. Военным кораблям и судам нечерноморских стран доступ ограничен классом (легкие надводные корабли, небольшие боевые и вспомогательные суде), общим тоннажем (15 тыс. т) и общим числом в момент прохода (девять единиц), а в отношении входа в Черное море еще и общим тоннажем одновременного пребывания в нем не свыше 45 тыс. т. Военные корабли неприбрежных стран могут находиться в этом море не более трехнедельного срока.

Черноморским государствам при соблюдении ряда формальностей, установленных Конвенцией 1936 года, разрешается проводить корабли любого тоннажа, включая приравненные к классу линейных, которые должны проходить через проливы в одиночку в сопровождении не более двух эскадренных миноносцев. Эти государства вправе также проводить через проливы свои подводные лодки (построенные или купленные) в целях возвращения их в базы либо для ремонта на верфях, расположенных за пределами этого моря. Подводные лодки должны следовать поодиночке днем в надводном положении. О каждом проходе военных кораблей черноморских стран через проливы турецким властям должно направляться предуведомление не менее чем за 8 сут до предполагаемого прохода, а нечерноморских государств - за 15 сут. В случае участия Турции в войне она вправе разрешать или запрещать проход через проливы любых военных кораблей. Во время войны, в которой эта страна не участвует, проливы должны быть закрыты для военных кораблей любой воюющей державы. Однако известно, что во время второй мировой войны руководство Турции, объявив после нападения Германии на Советский Союз о своем нейтралитете, предоставило фашистским захватчикам возможность в нарушение упомянутых положений использовать Черноморские проливы.

Для обеспечения пролета невоенных летательных аппаратов между Средиземным и Черным морями турецкое правительство указывает воздушные маршруты. Причем летательные аппараты имеют право пользоваться ими при условии направления Турции предуведомлений за 3 сут, если рейсы совершаются эпизодически. Если же через проливы совершаются регулярные воздушные рейсы, то направляется общее предуведомление о датах пролета.

В совместной Декларации о принципах добрососедских отношений между СССР и Турцией, принятой в 1972 году, обе стороны подтвердили, что в своих двусторонних международных отношениях они будут руководствоваться принципами мира, дружбы и добрососедства, и декларировали неприменение силы или угрозы силой, а также отказ от предоставления своей территории для совершения агрессии и подрывных действий против других государств. В 1982 году Турция приняла новый регламент порта Стамбул, которым предусмотрены право ее властей на временное приостановление прохода судов через Босфор и обязательная лоцманская проводка судов через этот пролив. Данные пункты регламента противоречат Конвенции 1936 года.

Элементы инфраструктуры в районе проливов (рис. 1). В связи с неослабевающим значением Ближневосточного региона в планах НАТО важное место отводится развитию инфраструктуры зоны проливов в Турции, которая во многих случаях играет роль связующего звена между странами - членами блока и государствами Ближнего и Среднего Востока. Командования вооруженных сил США и НАТО, проявляя повышенный интерес к данном» району, по-прежнему пытаются объяснить его все той же давно набившей оскомину мнимой «советской военной угрозой», в частности, «Турции и ее проливам». Территория, воздушное пространство и прибрежные воды страны включены в «зону ответственности» главного командования объединенных видов вооружейных сил НАТО на Южно-Европейском ТВД. В рамках блока оборона проливной зоны возложена непосредственно на (штаб в Измире), командование (там же) и командование объединенных ВМС в северо-восточном районе Средиземного моря (Анкара).

По взглядам иностранных военных специалистов, в случае войны турецкие вооруженные силы «не смогут сами удержать фракийский фронт и проливную зону против сильных атак противника с суши, воздуха и моря». Поэтому «для оказания быстрой помощи в локальном конфликте при обсроне проливов» в рамках блока созданы так называемые «мобильные силы». Основным же защитником «интересов» США в данном районе является , который американская печать открыто называет «стражем проливов». А роль «заслона проливной зоны» в планах НАТО отводится турецким вооруженным силам: прикрытие ее в Восточной Фракии возложено на войска 1-й полевой армии (штаб в Стамбуле), с воздуха - на силы и средства 1 ТАК (Эскишехир), с моря - на командование Северной военно-морской зоны (Стамбул). Для обеспечения действий войск в этом регионе подготавливается соответствующая военная инфраструктура. Реконструируются старые и строятся новые военно-морские базы, порты и аэродромы, скгзды различного назначения, совершенствуются пути сообщения, системы ПВО и связи, оборонительные укрепления и другие элементы оперативного оборудования территории.

Базирование турецких ВМС организовано в рамках военно-морских зон - Северной и Южной. Каждая из них включает несколько военно-морских районов, баз и пунктов базирования. Командованию Северной военно-морской зоны подчинены военно-морские районы: Черноморский, Босфорский и Дарданелльский. Их командиры отвечают за блокаду проливов, обеспечение всех видов обороны побережья, поддержку приморского фланга сухогрузных войск, переброску личного состава и боевой техники через проливную зону. Большинство военно-морских без и портов (табл. 1) Турции расположено в проливной зоне. Они играют важную роль в деятельности ВМС и жизни страны в целом. Кроме выполнения своих обычных функций, базы и порты могут использоваться для обеспечения перебросок войск и военных грузов из других стран НАТО и в прибрежных водах Турции. К основным ВМБ в проливной зоне относятся Гёльджюк и Стамбул, Там же создано несколько пунктов базиривания и построено много портов (Бандырма, Гемлик, Дарыджа, Измит, Мармара-Эреглиси, Муданья, Текирдаг, Тютюнчифтлик, Чанаккале, Хереке, Эрдек, Ярымджа и другие), которые в военное время могут служить для базирования кораблей.

Гёльджюк - главная военно-морская база (ГВМБ) турецкого флота, расположенная на южном берегу Измитского залива. Площадь акватории около 1 км2. Она имеет рейд, несколько причалов и пирсов (длина причального фронта 3,3 км с глубинами 5 - 12 м), три плавучих дока. На кораблестроительных и судоремонтных предприятиях базы могут строиться надводные корабли до фрегатов УРО включительно и дизельные подводные лодки, а также проводится ремонт и докование кораблей всех классов национальных ВМС. Зесь же находится завод по изготовпенчю боеприпасов и мастерские по ремонту торпед. В Гёльджюк расположены штаб флота, береговые штабы его основных соединений, центр по подготовке личного состава и центр снабжения. К ГВМБ приписан почти весь корабельный состав турецкого флота. Рейд ВМБ пригоден для якорной стоянки кораблей основных классов (до 40 единиц).

Стамбул - крупнейший порт и военно-морская база на южном входе в пролив Босфор которая обеспечивает контроль водного пути по проливу не всем его протяжении. Морская акватория порта включает часть пролива (южнее маяков Руменихисары и Анадолухисары), бухту Золотой Рог и северо-восточную часть Мраморного моря. В ее пределах- находятся два самостоятельных порта - Стамбул (европейская часть) и Хайдарпаша (азиатская).

Стамбульский порт объединяет три гавани: внутреннюю, среднюю и внешнюю. Первая расположена к запасу от Галатского моста в бухте Золотой Рог и разделяется мостом Ататюрка на две части. На берегу залива находятся судостроительные и судоремонтные предприятия, где строятся боевые корабли и катера ВМС, проводится ремонт судов и кораблей до эскадренного миноносца. К западу от моста Ататюрка расположена военно-морская база.

Средняя гавань (к востоку от Галатского моста) используется для захода и обработки пассажирских и грузовых судов. И наконец, внешняя гавань, занимая остальную часть стамбульского поpта. Длина причального фронта около 10 км с глубинами до 11 м.

Основные грузовые и пассажирские причалы построены на территории среднего и внешнего портов. Там же действуют станция железной дороги (обеспечивает перевалку грузов с судов на железнодорожный транспорт), пассажирский морской вокзал, возведены складские помещения и грузовые площадки. Порты оснащены современным оборудованием, буксирами и лоцманскими камерами.

Порт Хайдарпаша чмеет искусственные насыпные причалы общей протяженностью свыше 2600 м, глубины у стенок до 10 м. Гавань защищена волноломами длиной 1700 м. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются с помощью 35 кранов разной грузоподъемности. На территории порта есть элеватор, складские помещения (24 тыс. м2), площадки для грузов (150 тыс. м2) и хранилища для ГСМ.

ВМБ Стамбул используется как для постоянного базирования кораблей турецкиx ВМС, так и для периодического захода кораблей 6-го флота США и других стран НаТО.

Бандырма - один из наиболее важных портов Мраморного моря и пункт базирования ВМС. Располагаясь в глубине одноименного залива, он защищен от моря п-овом Капыдагы, а также двумя волноломами общей длиной 1500 м. Протяженность причальной линии составляет около 3000 м, глубины у стенок - более 12 м. Порт оснащен современными техническими средствами для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и связан с внутренними районами страны железной и шоссейной дорогами. Бандырма является главным портом вывоза промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также перевалочным пунктом при переброске военных грузов и войск через Мраморное мере. ПБ может обеспечить базирование кораблей до крейсеров включительно.

Эрдек и Чанаккале - пункты базирования ВМС. Здесь же оборудованы порты. Кроме того, на побережье Мраморного моря имеется много небольших портов, которые располагают пирсами и причалами, крановым и другим оборудованием, специальными сооружениями.

Автодорожная сеть. Значительная часть автомобильных дорог страны сосредоточена в зоне Черноморских проливов. Автодороги связывают между собой морские порты и практически все важные промышленные и административные центры.

В европейской части Турции к важнейшим шоссе, выходящим к проливной зоне, относятся: Эдирне - Бабаэски - Люлебургаз - Чорлу - Стамбул, Кырларери - Бабаэски - Хайраболу - Текирдаг, Хайраболу - Шаркёй, Кешан - Геяиболу - Эджеабад. На азиатском побережье проливной зоны основными автодорогами являются: Стамбул - Измит, Бейкоз - Шиле - Кандыра, Ускюдар - Шиле, Измит - Кандыра. Вдоль южного побережья Мраморного моря проложены шоссейные дороги: Измит - Гельджюк - Ялова - Гемлик Бурса, Бурса - Бандырма - Эрдек, Бандырма - Гёнен - Битв - Чан - Чанаккале.

Турция включена в проект, предусматривающий сооружение трансъевропейской автомагистрали, ввод в строй которой ожидается в конце 1993 года. Часть ее маршрута протяженностью 3000 км пройдет также через зону Черноморских проливов. Уже завершаются строительные работы по реконструкции дороги Эдирне - Адапазары - Анкара.

В проливной зоне наиболее распространены дороги с асфальтобетонным покрытием, ширина проезжей части которых составляет 4 - 6 или 7 - 10 м при ширине дорожного полотна 5 - 8 или 8 - 12 м соответственно. Они обеспечивают движение автомашин со скоростью до 100 км/ч. В ряде населенных пунктов по берегам проливов Босфор и Дарданеллы сооружены специальные причалы, обеспечивающие сход не берег колесной и гусеничной техники с переправочных средств. На автодорогах имеется много мостов и других искусственных сооружений.

В 1973 году через пролив Босфор был построен первый подвесной автодорожный мост, соединивший районы Ортакей и Бейлербейи. Его общая длина составляет 1583,3 м, при этом протяженность центрального висячего пролета - 1097,3 м.

Высота средней части моста над уровнем воды 64 м, благодаря чему под ним могут проходить суда и корабли всех классов. Ширина моста 33,4 м, что обеспечивает трехрядное автомобильное движение в каждом направлении со скоростью до 100 км/u. Его пропускная способность свыше 130 тыс. автотранспортных средств в сутки в обоих направлениях.

В связи с тем что поток автотранспорта через Босфор постоянно возрастал, турецкое правительство в 1986 году приняло решение о строительстве второго моста в 5 км севернее первого, который был введен в строй в 1988 году. Он называется «Фатих Султан Мехмет» и соединяет районы Румеяихисары и Анадолухисары. Его общая протяженности 1090 м, а ширина обеспечивает четырехрядное движение автотранспортных средств в каждую сторону. Высоте центрального пролета над уровнем воды 64 м. Кроме того, планируется к 1993 году возвести третий автодорожный мост через Босфор южнее первого.

Берега бухты Золотой Рог соединяют три моста: Галатский (понтонный, длине 447 м), Ататюрка (каменный разводной, длина 465 м, ширина 25,6 м) и Халич (металлический, длина 995 м, ширина 31,2 м, высота над уровнем воды 22 м, открыт в 1974 году), по которому осуществляется трехрядчое движение автомобильного транспорта в обе стороны. Рядом с Гаяатским мостом сооружается еще один. Его ввод в эксплуатацию намечен на конец 1990 года.

Планируется также построить под проливом Босфор тоннель (общая длина с подъездными путями составит 12 км), который соединит районы Сарайбурну и Ускюдар. Oh предназначается для пропуска автомобильною и железнодорожного транспорта. Сооружение тоннеля рассчитано на четыре года Все это, вместе взятое, позволит значительно увеличить возможности командования вооруженных сил Турции по переброске войск и грузов через Босфор в случае необходимости.

Сеть железных дорог в проливной зоне развита слабо. Основной маршрут Эдирне - Стамбул - Измит пересекает ее с запада на восток. Через пролив Босфор в районе Стамбула действует железнодорожная паромная переправе. По ней можно переправить в течение 2,5 ч до 18 грузовых вагонов. От основного железнодорожного пути имеется ответвление Мандыракёй - Кыркларели.

К порту Бандырма подведена железнодорожная еетка от г. Балыкееир.

Трубопроводный транспорт в проливной зоне используется главным образом для обеспечения горюче-смазочными материалами основных группировок сухопутных войск, авиационных и морских баз, расположенных в этом районе. Сюда же подведен трубопровод от Западного магистрального продуктопровода НАТО Чукурхисар - Измит - Стамбул - Чаталджа. От него сделано несколько ответвлений и ведется прокладка топливопровода до авиационной базы в Чорлу. Кроме того, к этой авиабазе намечается проложить еще один трубопровод с побережья Саросского залива. Для снабжения населения европейской части Стамбула питьевой водой через Босфор проложен водопровод, пропускная способность которого свыше 350 тыс. м3 в сутки.

Аэродромная сеть . Для обеспечения базирования боевой авиации и воздушных перевозок в зоне Черноморских проливов построено несколько аэродромов (табл. 2) .

Наиболее интенсивное движение осуществляется через международный аэропорт Ешилькёй (Стамбул), который используется как гражданской, так и военной авиацией. На аэродроме имеются две взлетно-посадочные полосы (ВПП), рулежные дорожки, склады различного назначения, укрытия для самолетов боевой авиации. Он оборудован современными радиотехническими и навигационными средствами, обеспечивающими прием современных самолетов любых типов круглосуточно в сложных метеоусловиях. Здесь же находятся авиационное училище и авиационный завод. Аэропорт Ешилькёй может ежедневно принимать и выпускать свыше 600 самолетов.

Для базирования самолетов боевой и вспомогательной авиации используются аэродромы Бандырма, Балыкееир, Мюртед, Эскишехир, Енишехир, Чорлу и некоторые другие, меньшие по значимости. В инженерном отношении они отвечают требованиям НАТО и имеют ВПП, рулежные дорожки, групповые и одиночные стоянки, ангары, укрытия для самолетов, склады боеприпасов и ГСМ, ремонтные мастерские, обеспечены средствами ПВО. На крупных аэродромах установлено современное радио-, светотехническое и связное оборудование, позволяющее выполнять взлет и посадку самолетов днем и ночью в сложных метеорологических условиях.

Руководство вооруженных сил Турции и НАТО уделяет особое внимание противовоздушной обороне проливной зоны. Основу ПВО пролива Босфор составляют зенитные управляемые ракеты «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», истребительная авиация и радиолокационные посты, входящие в объединенную систему ПВО НАТО «Нейдж», а также береговые посты наблюдения и оповещения.

На северном побережье Мраморного моря в районе Каргабурун построена станция радионавигационной системы ЛОРАН-С (обеспечивает полеты самолетов боевой и военно-транспортной авиации и навигацию кораблей ВМС США и НАТО в Средиземноморье). На ее территории развернуто антенное поле, сооружен комплекс зданий. В проливной зоне в районе Анадолукавагу и Карамюрсель созданы центры радио- и радиотехнической разведки, которые снабжают ВМС Турции и США разведывательными сведениями о деятельности боевых кораблей и авиации СССР в Черном море. В них установлены современные антенные сооружения и радиоэлектронная аппаратура.

Для материально-технического обеспечения соединений и частей вооруженных сил Турции и «мобильных сил» НАТО в зоне Черноморских проливов подготовлена довольно развитая система складирования. На складах созданы запасы оружия, боевой техники, топлива, боеприпасов (в том числе и ядерных в Чакмаклы), продовольствия и медикаментов, позволяющие вести боевые действия в течение длительного времени. Для обеспечения действий войск в Восточной Фракии и для прикрытия непосредственных подступов к Черноморским проливам турецкое командование в годы второй мировой войны и после нее создало мощные укрепленные рубежи и районы: Босфорский, Чаталджинский, Гелибольский и Дарданелльский. На всех укреплениях подготовлены долговременные огневые сооружения, позиции полевой артиллерии, траншеи, противотанковые рвы, склады различного назначения, заграждения и другие сооружения. Вдоль проливов для борьбы с кораблями и катерами установлены батареи береговой артиллерии, а также радиолокационные станции наблюдения и оповещения. Большое внимание уделяется созданию огневых позиций для мобильных и стационарных противокорабельных ракетных комплексов, оснащенных ракетами «Гарпун» и «Пингвин».

«Защита» проливной зоны постоянно отрабатывается на различных учениях как турецких вооруженных сил, так и объединенных вооруженных сил НАТО. Проводившиеся в последние годы натовские учения, например «Дисплей детерминэйшн» и «мобильных сил», имели своей целью отработку вопросов усиления группировки войск стран - участниц Североатлантического союза в зоне Черноморских проливов. В ходе их осуществлялась практическая высадка воздушных и морских десантов на территорию Турции и ее побережье, а также переброска подразделений сухопутных войск и ВВС НАТО с Центрально-Европейского ТВД в Восточную Фракию. Эти силы принимали участие в «боевых действиях» совместно с национальными войсками Турции.

В американской прессе неоднократно подчеркивалось, что данный район имеет решающее значение для всей стратегии НАТО на Южно-Европейском ТВД. Поэтому натовские страны во главе с США используют в настоящее время любые средства, чтобы закрепить свое военное присутствие в Турции - военном плацдарме, позволяющем контролировать пути из Черного моря в Средиземное, и добиться усиления ее роли на южном фланге блока.

Полковник А. Горносталев.

Заслуженным призом по итогам победы в Первой мировой Россия считала аннексию Стамбула и Проливов. Однако англичане и французы сделали всё возможное, чтобы этого не произошло. На операцию по захвату Проливов оказался неспособен и российский Генштаб.

В русское патриотическое сознание почему-то крепко засела мысль, что по итогам выигранной Первой мировой Россия должны была бы получить Босфор и Дарданеллы, а также «Царьград» (Константинополь, Стамбул). Юридические такое обещание союзники России по Антанте, Франция и Англия, никогда не давали, всё ограничивалось устными договорённостями или некими меморандумами (сравните степень юридической проработки договоров о послевоенном устройстве на Ялтинской конференции в 1945 году).

Проливы Босфор и Дарданеллы стоят друг от друга на расстоянии 190 км и разделяются Мраморным морем (площадью 11,5 тыс. км). Проливы соединяют открытое море (Средиземное) с закрытым (Черным). Морское судно, идущее из Черного в Средиземное море, входит в Босфор, на берегах которого расположилась бышая столица Турции — Стамбул. Довольно узкий (в некоторых местах его ширина достигает 750 м) пролив длиной около 30 км у своих азиатских берегов образовывал бухту Золотой Рог длиной 12 км и глубиной до 33 м.

Минуя Босфор, корабль входит в Мраморное море, а через некоторое время его встречает другой пролив - Дарданеллы. Он имеет длину 60 км, ширину в наиболее узкой его части 1,3 км, в на­иболее широкой — 7,5 км и разделяет собой Галлиполийский полуостров, относящийся к Европейскому материку, и северо-западный берег Малой Азии.

Проливы Босфор и Дарданеллы во все времена являлись стратегически значимыми для России. Для юга огромной империи они были единственным выходом из Черного в Средиземное море, представлявшее собой в конце XIX века центр мировой цивилизации и торговли. Борьба за проливы — одна из самых старых проблем международных отношений, сохраняющая и поныне свою актуальность.

Понимала невозможность получения Проливов и российская интеллигенция. Вверху одна из карт (при нажатии на неё и другие карты можно посмотреть их в увеличенном размере), выпущенная в 1915 году в России. На ней обозначена перекройка границ Европы по итогам выигранной Антантой Первой мировой. Хорошо видно, что Проливы на карте – турецкие. Зато Россия должна была бы приобрести Восточную Пруссию, территорию нынешней Словакии, восточную Галицию. Частью восточной Германии приросла бы и Польша.

Хронологически можно проследить основные дискуссии на уровне дипломатии и действия генштабов по поводу Проливов и будущего Турции.
Министр иностранных дел России Сазонов 26 сентября 1914 г. направил правительству Франции и Англии официальную записку, в которой излагалась точка зрения российского правительства по вопросу о целях Антанты в ходе начавшейся на Балканах войны. В ней говорилось, что «турки должны остаться в Константинополе и его окрестностях», но Россия должна получить гарантии свободного прохода через проливы. Прямых притязаний на проливы и прилегающую турецкую территорию тогда ещё не было. Они возникли на государственном уровне после выступления Турции на стороне Германии.

25 февраля 1915 года британские и английские военные корабли обстреляли османские форты у входа в Дарданелльский пролив и приступили к осуществлению Дарданелльской операции. О подготовке этой операции Франция и Англия не поставили Россию в известность, о ней Петроград узнал по разведывательным каналам из Парижа.

Франция и Англия привлекли к операции Грецию. что вызвало крайне негативную реакцию в Петрограде - здесь опасались, что Афины потребуют в качестве награды Константинополь.В случае успеха задуманной операции Проливы в любом случае переходили под контроль Англии и Франции, что заставило Россию потребовать от своих союзников официальных заверений в передаче ей после войны проливов и Константинополя. В ход пошли даже прямые угрозы со стороны российского министра иностранных дел Сазонова. С позволения царя он прямо намекнул членам Антанты, что Россия может заключить сепаратный мир с Германией и Австро-Венгрией.

(Эта карта и ниже – различные планы переустройства Европы со стороны Германии)

Угрозы подействовали, и 12 марта 1915 года Лондон официальной нотой гарантировал передачу России города Константинополя с прилегающими территориями, которые включали в себя западное побережье Босфора и Мраморного моря, Галлипольский полуостров, Южную Фракию по линии Энос - Мидия и кроме того восточное побережье Босфора и Мраморного моря до Исмит-кого залива, все острова Мраморного моря, а также острова Имброс и Тенедос в Эгейском.

Англичане серьёзным своё обещание России о передаче Проливов не считали. Лорд Берти, британский посол в Париже, писал об этих договорённостях в своём дневнике:

«17 декабря. Я беседовал с Греем также о положении во Франции, об американском посредничестве, о будущей Бельгии, об Италии и т.д. Я указал на русские претензии относительно Константинополя и проливов. Грей сказал, что мы должны выполнить обещания, данные нами, а именно, Россия должна получить право свободного прохода своих военных судов из Черного моря в Средиземное и обратно в мирное время, в военное же время участники войны будут пользоваться равными правами. Я заметил, что в случае ухода турок из Константинополя создается положение, совершенно отличное от того, при котором давались все эти обещания; что в правах и привилегиях, предоставляемых России, нельзя отказать Румынии, имеющей границу по Черному морю, или Болгарии. Правильное решение заключалось бы в следующем: Константинополь превращается в вольный город, все форты на Дарданеллах и Босфоре разрушаются, к Дарданеллам и Босфору применяется под европейской гарантией режим Суэцкого канала. Грей сомневается в согласии России на такие условия. Вообще вопрос о распоряжении Константинополем и проливами явится камнем преткновения, когда настанет время для обсуждения подобных предметов.

22 февраля…Я надеюсь, что общественное мнение в Англии и за границей заставит державы отвергнуть в принципе русскую точку зрения о правах москвичей в отношении Константинополя и проливов между Чёрным и Средиземным морями. Боюсь, что Грей в этом вопросе не занимает такой твердой позиции, какой я желал бы; я имею в виду интернационализацию по принципам режима Суэцкого канала; это не удовлетворило бы Извольского (посол России во Франции – БТ) и его хозяина. Наше новейшее и крупнейшее судно «Королева Елизавета» в Дарданеллах; у нас там очень крупные силы.

26 февраля…Здесь всё больше возрастает подозрительность касательно намерений России в отношении Константинополя. Считают целесообразным, чтобы Англия и Франция (в этом вопросе Англия ставится вне Франции) заняли Константинополь раньше России, дабы московит не имел возможности совершенно самостоятельно решить вопрос о будущем этого города и проливов - Дарданелл и Босфора».

Выход России из войны, или, хуже того, переориентировка её на Германию, грозил крахом Антанте. В английских правящих кругах возник раскол по этому вопросу. Уинстон Черчилль предлагал ограничиться общими заверениями русским о симпатии к поставленным вопросам; Бонар Лоу уверял, что «если Россия будет иметь всё, что она пожелает, результатом явится отчуждение Италии и балканских государств». Им возражал сэр Эдуард Грей, который указывал, что если Англия не поддержит Россию в вопросах о проливах, то её поддержит Германия, и тогда сепаратный мир между ними неизбежен. «Абсурдно, - говорил Грей, - что такая гигантская империя, как Россия, обречена иметь порты, перекрытые льдами на протяжении значительной части года, или такие порты, как на Черном море, которые закрыты в случае любой войны».

В результате мнение Грея победило в британском кабинете. Его поддержал и Ллойд Джордж, который полагал, что за Константинополь и проливы русские будут готовы на огромные уступки в других вопросах. «Русские настолько стремятся овладеть Константинополем, что будут щедры в отношении уступок во всех прочих местах».

Россия имела все основания не верить англичанам и французам. И для гарантии своих интересов в Проливах ей надо было начинать «встречную» операцию – с востока Стамбула. Ситуацию можно было объяснить кратко: кто из членов Антанты первым овладеет Стамбулом и Проливами, тому они и будут принадлежать по итогам войны. Уже в 1915 году российским Генштабом стала разрабатываться операция по десантированию войск на западном берегу Чёрного моря.

Для успеха операции важнейшим обстоятельством для русских было бы обладание болгарским городом Бургасом. Николай II вообще считал весьма желательным вступление Болгарии в войну на стороне Антанты и вёл с болгарским Царем переговоры по этому поводу. Адмирал Бубнов так описывал свой разговор с Николаем II по поводу Бургоса осенью 1915 года: «Болгарский порт этот имел значение огромной важности для Босфорской операции, горячим сторонником которой был Государь. Дело в том, что Бургас был единственным портом вблизи Босфора, где можно было высадить крупный десантный отряд, без коего наш Генеральный Штаб и, в частности ген. Алексеев, категорически не считал возможным предпринять операцию для завладения Босфором. Об этом порте давно уже велись секретные переговоры с Болгарией, которые, однако, были безуспешными, ибо Болгария требовала себе, за вступление на нашей стороне и представление нам Бургоса, Македонию, на что Сербия своего согласия ни за что давать не хотела».

Босфорская операция не раз переносилась с 1915 года – на лето 1916-го, с лета 1916-го – на лето 1917-го. Было очевидно, что у России нет сил провести её. Крест на операции поставила гибель линкора «Императрица Мария» – самого современного корабля на Черноморском флоте, спущенном на воду в 1913 году. Именно ему отводилась основная роль в поддержке десанта на турецкий берег.

Линкор находился в порту Севастополя, готовый выйти в море, когда 7 октября 1916 года на его борту вспыхнул страшный пожар, унесший жизнь 152 моряков. Из-за опасения, что пламя перебросится на пороховые склады порта, командование приказало линкор затопить. Это была большая потеря для ВМФ России. В народе заговорили о диверсии и бунте на корабле. Пожар на «Императрице Марии» стал раздуваться оппозицией, которая подозревала в его гибели «немецкую руку при дворе Николая II».

Позже, в эмиграции, часть белого офицерства высказывала мнение, что гибель линкора «Императрица Мария» была гораздо выгоднее Англии и Франции, поскольку без него Босфорская операция была невозможна для России.

История не имеет сослагательного наклонения, а итог Первой мировой войны хорошо известен – Россия в ней потерпела поражение, финалом стало подписание капитуляции в Брест-Литовске в 1918-м. Больше об экспансии к тёплым морям и вообще на юг Россия не заикалась, прекрасно понимая, что её вторжение в зону исторически обусловленных интересов Запада грозит ей очередным искусственным потрясением.

Сейчас проход судов через проливы, согласно международной конвенции, является свободным и бесплатным. Однако регулятором движения через Босфор является Турция, что дает ей пользоваться ситуацией в свою пользу. Например, в 2004г., когда существенно возрос объем российского нефтеэкспорта, Турция ввела ограничения движения судов в Босфоре. Это привело к пробкам в проливе, а нефтяники несли убытки за простой танкеров и срыв сроков поставок в размере, превышающем 100 тыс. долл. в сутки. Тогда Россия выдвинула обвинения против Турции за искусственное ограничение продвижения судов в проливах, что является политическим решением с целью перенаправить экспортный грузопоток российской нефти в турецкий порт Джейхан, услуги которого, конечно, являются не бесплатными.

Но это не единственная идея Турции получать выгоду благодаря своему геофизическому положению. Страна выдвинула и даже успешно разработала идею строительства параллельно проливу Босфорского канала, услуги которого будут платными. Идея хорошая, и стоить транспортировка по воде будет существенно дешевле, чем по нефтепроводу. Однако проект, оцениваемый предварительно в 20 млрд долл., пока не вдохновил инвесторов, и денег на его реализацию тоже пока не нашли.

А я вам напомню, как осуществлялась и действительно ли

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Пролив Босфор на карте мира.

Пролив Босфор («Стамбульский пролив») - пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным морем. На обеих сторонах пролива стоит турецкий город Стамбул. Пролив обеспечивает доступ к Средиземному морю и морям большей части России, Украины, Закавказья и юго-восточной Европы.

Стамбул… Древняя столица трех могучих империй — Римской, Византийской и Османской. Город, который разделяет и одновременно, объединяет западную и восточную цивилизацию и уникальным образом передающий изысканный восточный колорит и культуру современной Европы.

Стамбул, мегаполис с 15 миллионами жителей возник в 7 веке до нашей эры. И даже в то далекое время, когда он именовался еще Византием, город был крупным портом и центром морской торговли. Этому способствовало его стратегически удачное расположение.


Великолепный город Стамбул располагается на границе двух материков, поэтому сердцем города по праву можно назвать Босфор. Удивительной красоты пролив Босфор зачаровывает своими водами и контрастно убранными берегами. По соседству с рыбацкими поселками и современными небоскребами расположились величественные дворцы, которые как нельзя лучше отображают судьбу города - символа сплетения роскоши и нищеты, древности и современности.

Пролив Босфор простирается в длину на 30 километров, его максимальная ширина - 3700 метров, минимальная - 700 метров, а глубина пролива достигает 80 метров.

Зеркальные воды Босфора, предающие очарование старому городу, нельзя ни с чем сравнить, они всевозможных оттенков зеленого, бирюзового и синего. Все величие и убожество Царьграда отражается в сверкающей глади этого пролива. Летние резиденции и изящные дворцы, которые беспорядочно разбросаны по берегам, мирно соседствуют с ветхими деревушками, населенные рыбаками. Только изредка впечатление, создаваемое древними строениями, разрушается стальным блеском от современных небоскребов.

Карта Пролива Босфор на русском языке



Саша Митрахович 21.10.2015 15:39


Босфор окружен множеством легенд, которые имеют свои версии происхождения названия пролива. Одна из наиболее распространенных гласит о том, что пролив получил свое название благодаря прекрасной Ио, которую Зевс превратил в белую корову. Несчастная девушка прыгнула в воду, которая с тех пор носит название «коровий брод» или Босфор.

Название пролива Босфор произошло от двух греческих слов: «бык» и «проход»- «коровий брод», а сам пролив теснейшим образом связан древнегреческими мифами, один из которых гласит что:

Зевс влюбился в Ио - жрицу Геры, которая была дочерью царя Инаха. Супруга любвеобильного Зевса за это превратила Ио в корову и наслала на неё страшного шершня, от которого Ио тщетно пыталась убежать. Выручило ее то, что она спряталась в водах Босфора, который после этого и получил свое название — «коровий брод».


Саша Митрахович 22.10.2015 21:02


Пролив Босфор на карте мира расположен на территории современной Турции и разделяет Европу и Азию, а Стамбул расположен по обе его стороны.

Пролив Босфор это 30-километровая извилистая трещина, соединяющая Черное море с и далее, через , со Средиземным, имеет глубину от 30 до 80 метров, а максимальная же ширина его не превышает 4 километров.

Пролив Босфор на карте Мира:


Саша Митрахович 22.10.2015 21:11


Берега Босфора соединяют Босфорский мост длиной более 1 000 метров и мост султана Мехмеда Фатиха длиной 1 090 метров. Также планируется построить третий автодорожный мост протяженностью 1 275 метров.

Если же обратиться к подлинной, а не воображаемой истории, то можно узнать, что первым построившим через пролив мост, был персидский царь Дарий, переправивший через Босфор семисоттысячную армию по временному мосту, который состоял из плотов, перекинутых с корабля на корабль. Насколько грандиозное мероприятие он совершил в инжинерном плане настолько бездарно провалился сам поход во владения Скифов. Не приняв ни одного сражения Дарий потерял всё своё необразимо огромное войско.

Через Босфор перекинуты два моста. Первый из них, называется Босфорским. С момента его завершения в 1973 году по нему ежедневно с одного континента на другой проезжает почти 200.000 автомобилей. Он - самый известный ориентир Стамбула. Общая длина этого подвесного моста 1560 метров.

Второй мост носит имя султана Мехмеда Завоевателя, его еще называют «Второй босфорский мост». Мост был построен около крепости Румели-Хисары к 535-летию завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом, его длина чуть меньше - 1510 метров, он завершен был в 1988 году. В то время когда его начали возводить, многие говорили, что мост может испортить силуэт города и всю прелесть Босфора. Но, не смотря на это, мост, сооруженный в одном из красивейших городов мира, среди великих памятников истории, наравне с его мечетями и дворцами, смог гармонично вписаться в извилины окружающих холмов.

Третий мост через Босфор (Мост Султана Селима Грозного), строительство которого началось в 2013 году, будет пересекать Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Мост будет совмещать на одном уровне две железнодорожные ветки и восемь автомобильных полосы. Строительство моста планируется завершить к концу 2015 года.

Чудовищно огромные, днем они выглядят изящными тонкими нитями, протянутыми от одного берега к другому, а по ночам сияют под звездным небом огнями всех цветов радуги.

Нынешние жители Турции гордятся своими мостоми через пролив.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:13


Тоннель Мармарай под Босфорским проливом . Осенью 2013 года по дну Босфора открыли железнодорожный тоннель, который соединил два континента. Только четыре минут на нем - и пролив преодолен. А от конечной до конечной станции по ветке Мармарай ехать 18 минут, потом можно пересаживаться на метро.

Построен туннель для уменьшения нагрузок на существующие мосты через Босфор и для уменьшения загазованности атмосферы. При строительстве инженеры особенно заботились о безопасности пассажиров, предприняты все возможные меры, чтобы тоннелю Мармарай не повредили подземные толчки в этом сейсмоопасном районе.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:15


Красивые панорамы не вызывают пресыщения. На берегах пролива смесь прошлого и настоящего, роскоши и бедности: мраморные дворцы примыкают к развалинам каменных крепостей, современные отели стоят рядом с деревянными яли.

Еще с конца 17-го века во времена Османской империи паши, визири и просто богатые семьи возводили вдоль береговой, там, где ранее была только рассыпь рыбацких деревень, дома, особняки и дворцы. Тогда и возник архитектурное детище Босфора - приморский особняк - яли. В переводе с турецкого это означает «дом у воды».

Обычно он представлял собой деревянный дом в несколько этажей, стоящий у самой кромки воды. Эта традиция дожила и до наших дней. Множество дошедших до нашего времени старинных яли после реставрации стали ресторанами, дорогими бутик-отелями и домами городской элиты.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:19


В проливе немало удобных бухт. Самой красивой из которых является . Эта бухта своими формами напоминала рог, поэтому в древности ее так и назвали - “Рогатый Залив”. Берега этого залива на такие извилистые как берега Босфора, поэтому бухта образует удобную стоянку для больших и маленьких судов. В устье этой гавани нет никаких рек, поэтому воды всегда отличались чистотой и прозрачностью.

Кроме того, Золотой Рог надежно прикрыта от ветров. Зима здесь начинается не раньше декабря месяца, а снег на Босфоре бывает большой редкостью. Осень довольно продолжительна, и является лучшим временем для посещения пролива.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:20


Самая распространенная теория («Теория черноморского потопа») гласит о том, что пролив Босфор был сформирован примерно в 5600 г. до н.э. в результате таяния крупных масс льда и снега в конце последнего ледникового периода, вследствие резкого повышения уровня воды на 140 метров.

Уровень Черного и Средиземного моря тогда был ниже уровня Мирового океана на 120 м и сообщения между морями не было.

Всего за считанные дни мощный поток пробил дорогу из Средиземного моря в Черное, представляющее в то время пресноводное озеро.

На это указывает, в частности, рельеф дна, а также изменение водных растений и осадочных пород с пресноводных на соленые примерно в указанное выше время. На подводных склонах побережья Черного моря Турции в ходе недавних археологических исследований были обнаружены затопленные города.

Скорее всего, именно образование Босфора стало поводом для возникновения мифа о Всемирном потопе и Ноевом Ковчеге. Кстати говоря, относительно неподалеку, в Восточной Анатолии, находится гора Арарат.

Другой причиной появления пролива могло стать землетрясение.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:23


Чтобы полностью ощутить, что такое пролив Босфор, нужно совершить увлекательную прогулку по проливу на борту любого туристического судна в квартале Каракой. Прогулка по проливу Босфор - удовольствие неописуемое. Вашему взору предстанет весь Стамбул с присущим ему величием и пафосом. Оказавшись вечером на борту прогулочного судна, можно постараться заглянуть в самую душу «чуда из чудес» - древнегреческого названия Константинополя.

Город на закате словно одевает свою самую красивую маску. В тесноте отходящих паромов, столпившихся судов, реве труб при заходящем солнце можно наблюдать как город зажигает свои чудесные огоньки на холмах. Раздаются голоса муэдзинов. Поговаривают, что для вечерних молитв в старину зачастую брали слепых глашатаев, чтобы их не смущала прелесть наступающей ночи. Святая София, словно мачта корабля, возвышается над городом и придает ему неземной чарующий вид с Босфора.

Посмотреть всё это можно с борта регулярного пассажирско-туристического парома, стартующего от Эминёню и проходящего практически до самого Чёрного моря. Конечный пункт - Анадолу-Каваги, где можно выйти, прогуляться пару часов и на следующем рейсе поэтому же билету вернуться назад. Или на экскурсионных яхтах от того же Эминёню, но они вас довезут максимум до второго моста, и будут стоить дороже.

Ничего нет более захватывающего, чем Босфор в вечернее время. Окрашенные алым цветом заходящего солнца, босфорский пролив и город, надевают особую маску, загадочную и чарующую.

Это наиболее узкое место Босфора - всего около 650 метров. Здесь ближе всего Европа подходит к Азии. И здесь же между двумя крепостями в старину натягивали огромную железную цепь через пролив и «запирали» Босфор для входящих судов.

Пролив Босфор имеет важнейшее геополитическое положение. Со времен Троянской войны XIII-XII вв. до н. э. он неоднократно становился причиной международной напряженности, особенно в периоды ослабления одной из основных великих держав.


Саша Митрахович 22.10.2015 21:27