Презентация на тему профилактика заболеваний зубов. Презентация на тему "антенатальная профилактика стоматологических заболеваний"

Постнатальная профилактика стоматологических заболеваний – это комплекс мер, проводимых после рождения ребёнка с целью предупреждения развития у него патологии органов и тканей полости рта. Данное направление должно быть приоритетным в современной стоматологии. Говоря о профилактике в раннем возрасте, нужно проводить работу в первую очередь с родителями, особенно с будущей матерью. Она должна получить информацию по правилам и методам индивидуальной гигиены полости рта, как у себя, так и у ребенка. Осознать всю мотивационную значимость гигиены полости рта у новорожденного и профилактики стоматологических заболеваний и аномалии развития с момента рождения и на протяжении всей последующей жизни. Понимать преимущества грудного вскармливания для ребёнка.


Сознавать пользу от рационального питания во время беременности и после рождения ребёнка. Сознавать вред от избыточного и неправильного потребления легкоферментируемых углеводов, особенно сахара. Осознать, что мать, родители – это первые и самые главные люди, от которых зависит здоровье их ребенка, и стоматологическое, в том числе. После рождения ребенка происходит разделение профилактических мероприятий на: - мероприятия, направленные на восстановление и поддержание стоматологического здоровья матери; - мероприятия по предупреждению развития зубочелюстных аномалий и основных стоматологических заболеваний у новорожденного и у ребенка, в период его последующего роста. Постнатальная профилактика осуществляется с момента рождения ребёнка и её содержание зависит от возраста.


От рождения до прорезывания первых молочных зубов (0-6 мес.) - выявление врожденной патологии в челюстно-лицевой области; - профилактика острых гнойных заболеваний у новорожденного; - рассечение укороченной уздечки языка; - правильное кормление грудью; -организовать своевременный докорм, продуктами с соответствующей консистенцией и жесткостью; правильное искусственное вскармливание ребёнка (поза, подбор соски); -вовремя перевести ребенка на приём пищи из ложки; - проводить гигиену полости рта после каждого приёма пищи – используя мягкую махровую тряпочку, смоченную в кипячёной воде комнатной температуры или зубную щётку напальчник из мягкого латекса, или специальные салфетки для гигиены полости рта, содержащие ксилит (Spiffies – Tooth wipes).


Период формирования молочного прикуса (6 мес.- 3 года) - наблюдение за прорезыванием зубов (сроки и последовательность, парность, количество, симметричность, форма, положение, тип смыкания); - также пластика укороченной уздечки (если не было ранее); - сбалансированное питание, использование при жевании твёрдой пищи; - предупреждение соматических заболеваний; - санация дыхательных органов – формирование правильного носового дыхания; - профилактика вредных привычек (сосания пальцев, пустышки, соски, посторонних предметов), языка, щёк, профилактика неправильной осанки и позы; - наблюдение за функцией языка при глотании (зубные ряды сомкнуты, кончик языка располагается в области верхних передних зубов с небной стороны); - нарушение функций зубочелюстной системы жевания, глотания, дыхания, речи; - профилактика кариеса и его осложнений.


Сбалансированное питание Пластические процессы, происходящие в организме ребёнка, требуют больших энергетических затрат. Прибавка массы тела идёт особенно активно в 1-й год жизни. К 4-5 мес. масса тела удваивается, а к мес. утраивается. Рост увеличивается за первый год на 25 см. Источники энергии – это углеводы, жиры, белки. Правильное соотношение белки – жиры – углеводы Суточная потребность в энергии у ребёнка должна удовлетворяться на 50-60% за счёт углеводов, содержащихся в зерновых продуктах, овощах и фруктах, на 15-20% за счёт белков, на 25-30% за счёт жиров. месяцы белки жиры углеводы,5 От 1 года 114


Грудное вскармливание детей раннего возраста – можно рассматривать как один из видов профилактики. Женское молоко содержит основные питательные вещества – белки, жиры, углеводы в наиболее благоприятном для усвоения детским организмом в соотношении 1:3:6. Грудное вскармливание является важным психологическим фактором для формирования нормальной психики ребёнка и его отношения к матери. Кормящая мать должна ежедневно получать грамм мяса, 50 грамм масла, 1 яйцо, 800 грамм овощей и фруктов, не более 500 грамм хлеба. Если ребенку дают соску то, при сосании (она обычно имеет легко растягивающееся отверстие) мышцы щёк, губ выдвигающих нижнюю челюсть получают меньшее напряжение. Тоническое напряжение мышц падает. Эффективность грудного вскармливания снижается. Ребёнок с большим удовольствием сосёт из бутылочки. Это приводит к недоразвитию мышц выдвигающих нижнюю челюсть. Происходит сдвиг нижней челюсти, формируется аномалия в виде дистального сдвига нижней челюсти. Частое и длительное нахождение соски, пустышки в полости рта формирует привычку сосания для успокоения ребёнка. Поэтому на втором и третьем году жизни вредная привычка сосания соски или других предметов (взамен соски) нарушает правильное формирование челюстей, формируется открытый прикус.


Если ребёнку первого года жизни нужно дополнительное питание, то пищу надо давать с помощью пипетки, чайной ложки, небольшой чашки. В настоящее время множественный кариес временных зубов у детей трехлетнего возраста рассматривают как результат действия 3-х основных факторов: патология беременности или родов, высокая степень инфицированности полости рта стрептококками и неправильное питание в первые годы жизни ребёнка. Такой кариес получил название – кариес молочной бутылочки. Он возникает у ослабленных детей, часто сосущих сладкое питьё из соски между основными кормлениями и в течение ночи. Отсюда понятна роль грудного вскармливания. Нарушение питания является одной из причин формирования различных патологических процессов в тканях и органах. Понятие «рациональное питание» включает введение в рацион основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов в оптимальных соотношениях. Современные дети стали есть меньше молочных продуктов, балластных веществ, меньше пьют чай, молоко, питьевую и минеральную воду, больше употребляют колбасных изделий, много едят сладкого, выпечки, конфет; пьют сладкие напитки, лимонады, йогурты. Это ведёт к повышению веса и кандидозу.


Надо знать 10 правил приёма пищи для здоровых детей: Принимать пищу 4 раза в день. Не отказываться от жесткой пищи. Долго грызть и жевать твёрдые овощи, фрукты и орехи. Откусывать пищу передними зубами. Измельчать пищу только боковыми зубами. Снимать пищу с ложки губами, не засовывая ложку в рот. Пережевывать пищу тщательно, глотать пищу измельчённой, не запивая. Заканчивать приём пищи твёрдыми овощами и фруктами (морковь, яблоко, груша), сыром. Полоскать рот водой после каждого приёма пищи (использовать не менее половины стакана). Не есть сладкое между приёмами пищи. Разрешить себе сладости 1- 2 раза в неделю в небольшом количестве, после чего прополоскать рот водой. Употреблять ежедневно молочные продукты. Пить соки через трубочку.


Главное надо соблюдать режим питания. Чтобы пища была разнообразной. Использовать рациональные способы кулинарной обработки продуктов. Иметь знания о биологической и химической ценности продуктов. Знать о потребностях ребёнка в пищевых веществах зависимых от возраста. Питание должно быть 4-х разовым, кратность приёма пищи 4 часа. Обычно это: Завтрак, обед, полдник, ужин. Или завтрак, второй завтрак, обед, ужин. Завтрак и ужин должны составлять 50% суточной калорийности (завтрак 35-40%, ужин 10-15%). Желательно иметь фиксированные часы приёма пищи.


В рацион ребёнка как источник медленно всасываемых углеводов 4 раза в сутки должны быть включены зерновые культуры. 1 раз в виде каши и 3 раза в виде хлеба. Каши преимущественно из «тёмных» круп – геркулес, греча. Или смеси «белых» и «тёмных» - (геркулес и манная крупа, рис и греча). В «тёмных» крупах больше витаминов группы В и железа. Также предпочтительно употреблять ржаной хлеб, так как он содержит больше клеточных оболочек. 4 раза в сутки должны быть использованы овощи. Предпочтительнее употреблять темно-зелёные, жёлтые и оранжевые овощи и фрукты. Использование овощей 2 раза в сутки считается минимальным: 1 раз в виде салата, 2-й раз в виде гарнира. Картофель относится к углеводам (легкоусвояемым). Фрукты - 2 раза в сутки – яблоки местного произрастания или любые зелёные яблоки, зрелые фрукты и ягоды. Белковые продукты желательно использовать 4 раза в сутки, яйцо 1 шт. (при отсутствии аллергических реакций), мясо ежедневно, рыбы минимум 3 раза в неделю, творог 3-4 раза в неделю. Молоко может быть представлено и в виде кисло-молочных продуктов 2 раза в сутки. В рацион обязательно должно входить растительное масло как источник жиров класса омега – 6 и витамина Е; сливочное масло – витамин А.


Большую роль в профилактике стом. заболеваний играет гигиена полости рта. С момента появления первых временных зубов, родители должны чистить зубы детям, используя, в начале щётку напальчник с минимум зубной пасты (булавочная головка на 1-3 зуба) и постепенно увеличивать дозу, чтобы к моменту полного формирования зубов молочного прикуса её количество не превышало 0,5 см. Родители чистят зубы сами до 2-х лет. К этому времени ребёнок должен привыкнуть к гигиенической процедуре. С 2-х лет можно заменить щётку напальчник на обычную щетку для детей младшего возраста. В 2 года ребёнок должен начать учиться пользоваться зубной щёткой самостоятельно. Первый год под непрестанным родительским контролем. Если хорошо чистит сам, то родители чистят 2-3 раза в неделю. Родители должны перечищать ребёнку зубы ежедневно до тех пор, пока не приучать его проводить эту процедуру самостоятельно. К 4-м годам ребёнок должен свободно управляться щёткой, но всё ещё под контролем взрослых. Только после 5-ти лет следует несколько ограничить контроль периодическим наблюдением. Вообще постоянно контролировать ребёнка необходимо до 8-ми лет.


Начиная с момента появления первого зуба можно использовать лечебно-профилактические зубные пасты, рассчитанные на детей до 2-х лет. Надо использовать хорошие зубные пасты, чтобы не отбить желание чистить зубы. Лучше использовать гелевые пасты. Зубная щётка для ребёнка тоже должна быть специфичной. У зубной щётки: ручка должна быть чем больше, тем лучше, но, при этом головка должна быть маленькая.




Следует напомнить, что ребёнок 2-4-х лет при самостоятельной чистке зубов заглатывает до 70% пасты, а от 5-7-ми лет 50-60%, больше 8-ми лет 30%, взрослые 7% пасты. Рекомендуемые зубные пасты: Rocs, Elmex, Новый жемчуг, Colgate, Silka, Сплат и другие. Зубные щётки фирм: Новый жемчуг, Oral-B, Colgate. Ребёнку до 2-3-х лет рекомендуются зубные пасты без фтора, а ополаскиватели без спирта. ОПОЛАСКИВАТЕЛИ ДЛЯ ПОЛОСТИ РТА Изготовлены на основе натуральных компонентов. Содержат экстракт ламинарии, который обладает ранозаживляющим и противовоспалительным действием. В состав включены соединения кальция, фосфора и магния, которые являются основными структурными компонентами твердых тканей зубов. Не содержат: фтор, спирт, лаурилсульфат натрия, антисептики.


Средства эндогенной профилактики кариеса. Эндогенное использование препаратов фтора. В регионах с пониженным содержанием фтора, начиная с 2-х лет ежедневно следует давать фторсодержащие препараты. Исключением являются регионы с низким содержанием йода (например г. Иркутск), т.к. эндогенное применение фтора блокирует усвоение йода в организме. В Иркутске содержание фтора в среднем равно 0,3 – 0,4 мг/л (микрограмм на литр). «Витафтор» Применяют с 1-го года, по ½ чайной ложке, однократно во время еды 1 месяц. Перерыв 2 недели, курс повторяют через 2 недели. Повторные курсы 4-6 раз в год. Содержит: натрия фторид; витамины А, В, С. Противопоказания: гипервитаминоз А и Д; фтора больше 1,5 мг/л. Натрия фторид (таблетки 1,1 и 2,2 мг) или Натриум флюоратум (таблетки для рассасывания 1 мг) Состав: в 2,2 мг содержится 1 мг фтора. Дозировка: Если фтора меньше 300 мкг/кг в питьевой воде: - до 2-х лет – 250 мкг 1 раз в сутки; года – 500 мкг 1 раз в сутки. Дозировка: фтора мкг/кг в питьевой воде: - до 2-х лет – 125 мкг 1 раз в сутки; года – 250 мкг 1 раз в сутки. Противопоказания: если фтора больше 700 мкг/кг.


«Д-флюореттен 500» Состав: витамин Д, натрия-фторид. Дозировка: с конца первой недели жизни и ежедневно. «Анти-кариес» Состав: натрий фтористый, глюконат кальция, цветочная пыльца. Дозировка: дети от 3-х до 6-ти лет по ½ таблетке в день. Если в воде меньше 0,3 мг - с 6 мес. до 2-х лет. – 0,25 мг., 2-4 года – 0,5 мг., лет 1 грамм. Если в воде содержится 0,3 – 0,7 мг/л – то фтора с 2-х лет 0,25 мг. Если больше 0,7 мг вообще нельзя принимать.


Эндогенная профилактика при дефиците кальция. Рекомендуемая дозировка: года 600 мг. кальция лет 800 мг. Кальция. Используются следующие препараты: Кальцинова - до 1-го года 0,5 ст. ложки в гранулах - с 1-го до 2-х лет 1 ст. ложка года 2 ст. ложки или 2-3 таблетки - с 4-х лет 4-5 таблеток Кальцид - от 0 до полугода 1 таблетка 1 раз - полгода-год 1,5 таблетки 1 раз лет 1 таблетка 2 раза - Алфавит Наш малыш витаминно-минеральный комплекс, созданный специально для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Выпускается в форме порошков. Принимается по 1 порошку 3 раза в день. Гипоаллергенность комплекса обеспечена за счет разделения веществ. Обеспечивает % от рекомендуемых суточных норм. Назначается на месяц, повторное назначение возможно через дней перерыва. Кальцемин, Сa-D3-Никомед, Витрум-Сa-D3, Кальцевит и другие препараты кальция. Также используются комплексы витаминов и минералов где есть фтор и кальций. Например, Цыгапан детский с 3- х лет, Мультитабс, Компливит, Алфавит, Санасол, Киндер-биовиталь, Алвитил и другие.


Применение средств местной профилактики. а) Средства направленные на подавление микрофлоры. Источником микробов для ротовой полости ребёнка являются матери или другие ухаживающие за ним взрослые. Поэтому нельзя целовать ребёнка в губы, облизывать соску. Способом снижения числа микроорганизмов в полости рта является использование различных форм хлоргексидина (в виде зубных паст, ополаскивателей, гелей, лаков). Их применение возможно и у матери, и у ребёнка. При сравнивании использования хлоргексидина- и фторидсодержащего геля оказалось, что уровень S. mutans значительно снижался после обработки зубов хлоргексидинсодержащим гелем (через 4 недели), а фторид через 12. Оптимальным является использование биклюконата хлоргексидина в виде 1-но минутной ротовой ванночки. Хороший результат дает применение лака «Cervitek», содержащего 1% раствора хлоргексидина и тимола. Местная аппликация различных средств, обладающих антимикробными свойствами перспективна для стабилизации и профилактики раннего кариеса. Следует отметить, что средства содержащие хлоргексидин нельзя применять долго. Кратность и длительность процедур назначает стоматолог. б) Средства направленные на повышение резистентности зубов. Стимуляция процессов реминерализации чрезвычайно важна как для интактных зубов пациента, имеющего высокий риск развития кариеса, так и для имеющих разную степень поражения зубов пациента с высоким уровнем интенсивности кариеса. В этой связи необходимо обратить внимание на новые реминерализирующие системы, удобные для применения у самых маленьких детей.


«Tooth Mouss» Состоит из казеинфосфопептида, получаемого их коровьего молока. Он хорошо связывается с твердыми тканями зубов. У детей 3-х лет аппликации геля проводится с помощью индивидуальной ложки для ремтерапии, у самых маленьких втирается пальцем в поверхности зубов. Гель «R.O.C.S» Является источником кальция, фосфора и магния. Детям старшего возраста проводится с помощью индивидуальной ложки на ночь, маленьким – после традиционной гигиены наносится на зубы другой щеткой, втирается и оставляется на ночь. Является источником кальция, фосфора и магния. Детям старшего возраста проводится с помощью индивидуальной ложки на ночь, маленьким – после традиционной гигиены наносится на зубы другой щеткой, втирается и оставляется на ночь. «Белагель Кальций-фосфор» Содержит кальций, фосфор, магний. Желательно применение с каппой. Также возможно применение 5% раствора глюконата кальция и 2,5% раствора кальция глицерофосфата в виде аппликаций.



В последние годы для профилактики кариеса зубов применяется метод глубокого фторирования, предложенный профессором Кнаппвостом с помощью ЭГЛ и ДГЛ. ЭГЛ и ДГЛ обладают длительным дезинфицирующим и реминерализирующим действием на твердые ткани. В результате реакции образуется высокомолекулярный полимер кремниевой кислоты с субмикроскопическими кристалликами фтористого кальция и фтористой меди. Нанофториды сохраняются в воронках дентинных канальцев от 6 до 12 месяцев постепенно выделяя фтор. А при обработке ЭГЛ образуются кристаллики фторида- кальция, фторида-магния, фторида-меди. Эти кристаллики создают оптимальную среду ионов фтора, которые в совокупности с минеральными солями слюны обеспечивают долговременную реминерализацию, усиливая её почти в 100 раз. Наличие ионов меди обладающих постоянно возобновляющейся бактерицидной активностью, значительно уменьшает способность микробов образовывать зубной налёт, что также играет немаловажную роль в профилактике кариеса. В Росси создан аналог этого препарата «Глуфторэд». Эти препараты дают хороший результат при проведении профилактики и лечении кариеса. В нашей поликлинике совместно с кафедрой ГИДУВА стоматологии детского возраста начали применять ЭГЛ и ДГЛ с 2007 года для лечения кариеса у детей раннего возраста.




Дополнительно были даны рекомендации по питанию, режиму питания (отказ от ночного питья из бутылочки подслащенных напитков и по гигиене), назначены витаминно-минеральные комплексы. Дети наблюдались в течение года 3 раза. Через 12 месяцев у пациентов не отмечается прироста кариеса, не отмечены случаи осложнения кариеса и удаления зубов по поводу осложнений. Таким образом подтверждена эффективность метода глубокого фторирования для предупреждения кариеса и развития его осложнений при лечении детей дошкольного возраста. Детям раннего возраста можно проводить герметизацию фиссур СИЦ – кемфилом. В ходе проводившегося диспансерного наблюдения детей раннего возраста установлено, что обращение к врачу стоматологу на первом году жизни ребёнка является оптимальным возрастом для проведения индивидуальной медицинской профилактики кариеса временных зубов. Сроки обращения - после прорезывания первых зубов. Последовательное и обоснованное проведение лечебно-профилактических процедур в полости рта позволяет существенно снизить заболеваемость кариесом у детей дошкольного возраста, а также в 4 раза сократить частоту возникновения пульпита и периодонтита, в зубах, пораженных гипоплазией эмали, осложнённой кариесом. Таким образом, необходимым условием профилактики стоматологических заболеваний у детей является своевременное обращение ребёнка к стоматологу.




LOGO 9 ФЕВРАЛЯ 2011г. Международный День стоматолога Стоматологические заболевания Это группа заболеваний органов полости рта, зубов, десен. Наиболее распространенное заболевание зубов – это кариес. Не леченный кариес опасен осложнениями (пульпитом, периодонтитом). К стоматологическим заболеваниям относится также заболевания пародонта (гингивиты, пародонтиты, пародонтоз), некариозные поражения зубов (флюороз и т.д.) ФАКТЫ В России в 88% случаев у 6-летних, а в 85,7% у 15-летних детей имеются признаки заболеваний пародонта: кровоточивость десен, зубной камень К 35-44 годам и 65 годам и старше у всех обследованных (89,5 - 99,5%) выявляются более тяжелые поражения пародонта, с наличием зубного камня и пародонтальных карманов различной глубины. Наиболее высокие показатели нуждаемости в санации отмечены в возрастной группе детей 6 лет, а также среди взрослого населения (3544 года и 65 лет и старше). В Волгоградской области распространенность кариеса у детей составляет 88%. У взрослого населения поражаемость кариесом достигает 100%. КАРИЕС ЗУБОВ Кариес - заболевание твердых тканей зуба, выражающееся в последовательном его разрушении (эмали, дентина, цемента), с образованием полости. В зависимости от степени поражения различают неосложненный и осложненный кариес (пульпит и периодонтит) Кариес молочных зубов: поражение зубных зачатков Первичной причиной возникновения раннего кариеса может быть поражение зубных зачатков еще во внутриутробном периоде, произошедшее из-за перенесенных матерью заболеваний во время беременности (а также в результате приема в этот период некоторых лекарственных препаратов). Это могут быть острые инфекционные заболевания, токсикозы (особенно поздние), стрессы, интоксикации (плохая экология, профессиональная вредность, вредные привычки). Одним из факторов, провоцирующих кариес у будущего ребенка, могут быть частые роды (с перерывом менее 2-х лет.) Возникновению кариеса могут способствовать также недоношенность плода, тяжелые роды, искусственное вскармливание, болезни желудочно-кишечного тракта. Кариес молочных зубов: углеводы В дальнейшем кариес молочных зубов может возникнуть у ребенка, если его кормят большим количеством углеводов. Природа кариеса тесно связана с наличием во рту большого количества патогенных микроорганизмов (бактерий), активно размножающихся в углеводной среде. В результате жизнедеятельности микроорганизмов (ферментативной переработки углеводов) образуются органические кислоты, вызывающие деминерализацию эмали. Поэтому стоматологи рекомендуют заменять сахаросодержащие продукты на пищу, содержащую ксилит (клубника, лук, морковь). Кариес зубов: недостаток фторидов Возникновению кариеса способствует недостаток фторидов (соединений фтора). Фториды поступают в организм с водой, продуктами. Фториды являются потенциальным фактором защиты от кариеса, поскольку подавляют активность ферментов, участвующих в образовании органических кислот. При этом введение фторидов внутрь более эффективно, чем местное применение фторсодержащих препаратов. Однако необходимо учитывать, что фториды в избыточных концентрациях токсичны, вызывают флюороз, заболевания желудочно-кишечного тракта, почек. Оптимальной считается доза фторидов приблизительно 0,1 мг на 1 кг массы тела в день. Существует мнение, что на степень поражения кариесом зубов у детей первых лет жизни влияют возраст и состояние здоровья матери, сезонные особенности, срок рождения ребенка. Например, обнаружено, что чем старше мать, тем меньше риск кариеса у ребенка. Чаще болеют кариесом дети, рожденные весной. Кариес молочных зубов: грудное вскармливание Увеличение продолжительности грудного вскармливания (до 12 месяцев и более) положительно влияет на здоровье зубов ребенка. Но при этом потребление ребенком сахара должно быть минимальным. Существует и другая сторона этой проблемы. Длительное (более года) грудное вскармливание должно обязательно сочетаться с кормлением ребенка разнообразной (в том числе и твердой) пищей, что ведет к самоочищению твердых тканей зубов при жевании. При этом происходит также очищение слюны от избытка в ней молочнокислых бактерий. Кариес молочных зубов: грудное вскармливание Увеличение продолжительности грудного вскармливания (до 12 месяцев и более) положительно влияет на здоровье зубов ребенка. Но при этом потребление ребенком сахара должно быть минимальным. Длительное (более года) вскармливание должно сочетаться с кормлением ребенка разнообразной (в том числе и твердой) пищей, что ведет к самоочищению твердых тканей зубов. При этом также очищается слюна от избытка в ней молочнокислых бактерий. Кариес молочных зубов: бутылочный кариес Особую проблему представляет собой так называемый "бутылочный кариес". Частое кормление из бутылочки, особенно ночью, вызывает попадание в рот ребенка легко ферментируемых углеводов, которые остаются там на всю ночь, питая бактерии и вызывая кариес. "Бутылочный кариес" – это очень быстро развивающийся кариес, возникающий в 2,5-15% случаев. Он характеризуется поражением передних 4-6 зубов и проявляется характерным коричневатым налетом. Позже поражение может распространиться и на жевательные зубы как верхней, так и нижней челюсти. Возникновение кариеса Кариес возникает последовательно - сначала на поверхности эмали зуба появляется пигментное пятно (белого, а потом и желтого цвета). Вскоре оно приобретает коричневую окраску. В дальнейшем разрушается эмаль, а после этого дентин. Этот процесс протекает достаточно медленно, в более редких случаях - быстро. Возникающая полость сначала в эмали, а потом в дентине прогрессирует в глубину и в ширину. Остатки пищи в ней являются питательной средой для бактерий, находящихся в большом количестве в полости рта. " Первая стадия кариеса может годами оставаться неизменной. При обнаружении кариозной полости нужно сразу обратиться к стоматологу. Иначе дальнейшее разрушение зуба приведет к пульпиту, и вызовет сильную зубную боль ФАКТОРЫ РИСКА КАРИЕСА 1. Неполноценность диеты и питьевой воды. 2. Соматические заболевания в период Text созревания тканей зуба. 3. Экстремальные воздействия на организм. 4. Наследственность, обеспечивающая полноценность эмали. Text МЕСТНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА КАРИЕСА 1. Зубная бляшка и зубной налет. 2. Нарушение состава и свойств ротовой жидкости.Text 3. Углеводные пищевые остатки в полости рта. 4. Отклонение в биохимическом составе твердых тканей зуба и неполноценная структура тканей зуба. Text 5. Состояние зубочелюстной системы в период закладки, развития и прорезывания зубов. Стратегия профилактики 1. Стоматологическое просвещение населения; 2. Обучение правилам рационального питания; 3. Обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; 4. Эндогенное использование препаратов фтора; 5. Применение средств местной профилактики; 6. Вторичная профилактика (санация полости рта). LOGO

Cлайд 1

Санация полости рта у детей и ее роль в профилактике стоматологических заболеваний. Диспансеризация детского населения у стоматолога.

Cлайд 2

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА 1. Раннее своевременное выявление первых признаков заболевания в полости рта 2. Применение традиционных методов лечения заболеваний (терапевтических, хирургических) с целью предупреждения их прогрессирования.

Cлайд 3

Основные группы мероприятий вторичной профилактики 1. Общегосударственные: Санация полости рта детей и подростков Санация беременных женщин Диспансеризация детского населения 2. Индивидуальные: Регулярное снятие зубных отложений Лечение гингивита Лечение начальных форм кариеса Хирургические и ортодонтические мероприятия Физиолечение

Cлайд 4

Система санации – это регулярное проведение осмотров через определенное время и санация полости рта. Лечение всех зубов, пораженных кариесом и его осложнениями (постоянных и временных). Снятие над- и поддесневых зубных отложений. Замена нерациональных пломб Удаление разрушенных и не подлежащих лечению зубов и корней. Лечение заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта Выявление и лечение на ранних стадиях аномалий прикуса

Cлайд 5

В плановой санации должно быть охвачено все детское население. Санация проводится не реже 1 раза в год, проф.осмотры 2 раза в год. Санация должна включать весь комплекс мероприятий для каждого ребенка. Плановая санация сопровождается анализом заболеваемости, изучением динамики заболеваемости, учетом эффективности мероприятий. Гигиеническое воспитание детей, формирование у них навыков ухода за полостью рта.

Cлайд 6

Формы санации 1. Индивидуальная 2. Разовая 3. Плановая Методы санации 1. Централизованный 2. Децентрализованный

Cлайд 7

1. Централизованный Плюсы: Возможность проведения дополнительных методов обследования. Наличие младшего и среднего мед. персонала. Возможность проведения физиопроцедур Консультация врачей стоматологов других специальностей. Возможность удаления временных зубов Минусы: Необходимость сопровождения детей на санацию Отрыв школьников от учебы Ребенок устает, ожидая приема

Cлайд 8

Децентрализованный Плюсы: 100% охват санации Учащиеся не отрываются от занятий Нет необходимости в транспортировки детей и их сопровождение Врач не ограничен по времени Есть возможность проводить санитарно-просветительную работу Минусы: Нет возможности проведения дополнительных методов обследования и физиопроцедур Невозможность проведения удалений Нет возможности консультаций других специалистов Возможно недостаточное оснащение.

Cлайд 9

Документация 1. Карта санации, форма №267 Анамнез жизни, состояние здоровья ребенка, состояние гигиены полости рта, заполняет зубную формулу. 2. Журнал учета работы врача-стоматолога Ежедневный учет работы 3. Ежемесячный отчет работы врача-стоматолога

Cлайд 10

Количественные показатели санации 1. Процент детей, нуждающихся в санации из числа обследованных 2. Количество отсутствующих зубов на 1000 детей 3. Охват санации: кол-во санированных /кол-во нуждающихся в санации x 100% 4. Охват санации больных с неосложненным кариесом 5. Охват санации больных с осложненным кариесом, вылеченном в одно посещение. 6. Количество случаев осложненного кариеса во временных зубах, постоянных зубах на 1000 детей 7. Количество УЕТ, выполняемых врачом за день

Cлайд 11

Качественные показатели санации 1. Продолжительность лечения 2. Своевременность лечения 3. Полнота лечения 4. Исходы лечения

Cлайд 12

Диспансеризация- метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс оздоровительных мероприятий Это метод динамического наблюдения за состоянием здоровья практически здорового населения и больных хроническими заболеваниями

Cлайд 13

Диспансеризация детей первых 3 лет жизни. 1. Здоровые дети. 2. Здоровые дети, но имеющие факторы риска в возникновении кариеса. 3. Дети, имеющие пороки развития тканей зуба: гипоплазия, кариес зубов, сформированные к 3 годам нарушения прикуса.

Cлайд 14

Дошкольники и школьники 1. здоровые дети, не имеющие кариеса зубов и факторов риска его развития 2. здоровые дети с факторами риска развития кариеса 3. дети, имеющие поражение твердых тканей зубов, имеющие кариес, факторы риска его развития, КПУ=1-4 4. наличие кариеса, наличие факторов риска кариеса, КПУ=5-7 5. наличие кариеса, его осложнений, КПУ>8 Поражение кариесом иммунных зон, присутствие очагов деминерализации, прирост кариеса в год 3 и более

Файл из раздела Детская стоматология. Скачать бесплатно по прямой ссылке.

Pptx - презентация microsoft office powerpoint 2007
Ppt - презентация microsoft powerpoint
Список презентаций:
A.r.t. Метод.pptx
Art методика печения кариеса зубов.ppt
Rocs пасты.ppt
Абсцесс и флегмона дна полости рта и корня.ppt абсцессы и флегмоны головы и шеи.ppt
Аллергические заболевания слизистой оболочки полости рта у детей.ppt анатомо-физиологические особенности периодонта у детей различного возраста 2.ppt анатомо-физиологические особенности строения и развития зубов у детей, pptx анемия, ppt
Аномалии зубных рядов.ppt аномалии зубов.pptx аномалии отдельных зубов.ppt аномалии.ppt
Болезни зубов, (пульпит и кариес).ppt
Болезни зубов.ppt
Болезни зубов.pptx
Болезни крови у детей.ppt
Болезни пародонта у детей.ppt
Болезни пародонта.pptx
Болезни слизистых - стоматит, гингивит.ppt
Введение в курс профилактики, понятие о стоматологической заболеваемости населения..ppt
Виды и некоторые аспекты профилактики кариеса у детей.ppt
Герметизация фиссур 2.ppt
Герметизация фиссур интактных зубов.ppt
Герметизация фиссур.ppt
Герметики в стоматологии.pptx
Герметики, ppt
Гипоплазия эмали зубов.ppt
Гипоплазия эмали.ppt
Глубокая резцовая окклюзия.ppt
Глубокая резцовая окклюзия.pptx
Групповая профилактика кариеса.ppt
Девитализ. Пасты.ppt
Депофорез.ррt
Диастема.pptx
Диета для зубов.ppt
Дистальная окклюзия 2.ppt
Дистальная окклюзия 2.ppt
Дистальная окклюзия.ppt
Дополнительные методы обследования сопр для диагностики патологии.ppt дополнительные предметы гигиены полости рта.ppt жевательная резинка 2.ppt жевательная резинка.ppt заболевания пульпы у детей.ppt
Зубное протезирование у детей (детское зубное протезирование.ppt зубные отложения.ppt зубные пасты..ppt зубные щетки..ppt
Зубочелюстные аномалии.ppt
Зубочелюстные аномалии и деформации 2. Ppt
Изменение слизистой оболочки полости рта при аллергических поражениях.ppt изменение слизистой оболочки полости рта при заболеваниях дыхательной.ppt импрегнационные методы пломбирования корневых каналов в детской стоматологии.ppt как правильно чистить зубы!.ppt кариес 2. Ppt
Кариес молочных зубов.ppt
Кариес, пульпит, лечение, диагностика.ppt
Кариес, pptx
Классификации зубочелюстных аномалий, ppt
Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний.ppt
Композиты светового отверждения.ppt
Komnomepbi.ppt
Культура потребления углеводов, роль углеводов в развитии кариеса..ppt
Культура потребления углеводов. Ppt
Лечение кариеса зубов в детском возрасте.ppt
Лечение периодонтитов временных зубов 1.ppt
Лечение периодонтитов временных и постоянных зубов у детей.ppt
Лечение пульпитов.ppt
Материалы применяемые при лечении пульпита временных и постоянных зубов у детей.ppt
Межзубные стимуляторы, ирригаторы.ppt
Мезиальная окклюзия зубных рядов.ppt
Методы выявления кариесогенной ситуации полости рта.ppt
Методы и средства первичной профилактики кариеса зубов, экзогенная профилактика кариес, методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций.ppt
Методы и средства профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций.ppt
Методы лечения в ортодонтии (129 слайдов).ppt
Методы лечения пульпита у детей.ppt
Методы лечения пульпита.ppt
Методы чистки зубов.ppt
Морская капуста.ppt
Морфологическая и функциональная характеристика периодов развития прикуса ребенка.ppt
Наследственные нарушения развития зубов.ppt
Несъёмные аппараты механического действия (активные).ppt
Новые пломбировачные материалы, ppt
Обследование ребенка и профилактические рекомендации.ppt опасность связаная с фторированием воды.ppt основные принципы диагностики и лечения 34a.ppt
Особенности гигиены полости рта при хроническом катаральном гингивите.ppt
Особенности проведения профилактических мероприятий в очаге эндемического флюороза.ppt
Особенности развития челюстей и зубов у детей,.ppt
Ошибки и осложнения при аппаратурном лечении в ортодонтии.ppt
Ошибки в эндодонтии.рр!
Ошибки и осложнения при ортодонтическом лечении.ppt
Перекрестная окклюзия, этиология, клиническая картина, диагностика, лечение..ppt периодонтит временных и постоянных зубов у детей.ppt периодонтит, ppt периодонтиты. Ppt
План индивидуальной профилактики 2.ppt
План индивидуальной профилактики 2.pptx
План индивидуальной профилактики 3.ppt
План индивидуальной профилактики.ppt
План индивидуальной профилактики.pptx
Пломбировочные материалы химического отверждения.ppt
Поражения твердых тканей зубов.ppt
Предметы гигиены зубные щетки.ppt
Протезирование у детей.ppt
Профессиональная гигиена полости рта. Средства и методы удаления зуб. Отложений.ppt профилактика зчад2.рр1
Профилактика кариеса.ppt профилактика. ppt
Профилактические мероприятия в очаге эндемического флюороза..ppt
Профилактический осмотр 2.ppt
Профилактический осмотр ребенка -.ppt
Профилактический осмотр.ppt
Проявления вич-инфекции в полости рта.ppt
Пульпит 2. ppt
Пульпит, ppt
Пульпиты временных и постоянных зубов.ppt расщелина губы.ppt
Ретенционный период лечения зубочелюстных аномалий, ретенционные аппараты..ppt санитарно-просветительная работа в профилактике стоматологических заболеваний.ppt систематизация пломбировочных материалов.материалы для временных пломб..ppt am.ppt
Советы по уходу за зубами для беременных.ppt современные герметики.ppt
Современные методы лечения кариеса у детей раннего возраста.ppt современные эндодонтические инструменты..ppt состав и свойства коровьего молока!.ppt специализированные методы исследования в ортодонтии.ppt стоматиты, ppt
Стоматологический осмотр ребенка 2.ppt стоматологический осмотр ребенка.ppt травматология челюстно-лицевой области.ppt флюороз 2. Pptx флюороз, pptx
Эндодонтическая обработка при пульпитах у детей.ppt эндодонтические инструменты.ppt
Этиология, клиника, диагностика, лечение перекрестного прикуса.ppt
Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение аномалий зубнс х дуг..ppt
Этиология, клиническая картина, диагностика и лечение.ppt
Этиология, патогенез воспалительных заболеваний тканей пародонта..ppt
Этиология, патогенез воспалительных заболеваний тканей пародонта.ppt

«Профилактика стоматологических заболеваний»

План

I Введение:

1) Определение профилактики стоматологических заболеваний;

2) Цели и задачи профилактики;

3) Актуальность темы.

II Основная часть.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний:

1) Стоматологическое просвещение населения;

2) Обучение правилам рационального питания;

3) Обучение правилам стоматологического ухода за полостью рта;

4) Эндогенное использование препаратов фтора;

5) Применение средств местной профилактики;

6) Вторичная профилактика (санация полости рта).

III Резюме

IV Выводы

V Библиография

I Введение.

Профилактика стоматологических заболеваний – это предупреждение возникновения и развития заболеваний поло-сти рта. Внедрение программ профилактики приводит к резко-му снижению интенсивности кариеса зубов и болезней паро-донта, значительному уменьшению случаев потери зубов в моло- дом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших сто-матологических заболеваний.

Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достато-чно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания.

Цели и задачи профилактики:

Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.

Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патоло-гическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болез-ней пародонта.

Актуальность темы:

Тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди насе-ления России достаточно высока.

Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3,7, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом.

В дальнейшем, с возрастом, наблюдается значительное нарас-тание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8,0. У взрослого населения поражаемость зубов кариесом достигает 100%.

Что касается состояния тканей пародонта, то оно оказалось неудовлетворительным у большинства населения России, неза-висимо от возраста и места проживания. К 35 – 44 годам и старше практически у всех обследованных выявились тяжелые поражения пародонта с преобладанием зубного камня и паро-донтальных карманов различной глубины.

Что касается Белгородской области, то за 2000 год пародон-тит зарегистрирован в 52, 18 случаев, а за 2001 год – 96,70 случаев.

II Основная часть.

Методы профилактики основных

стоматологических заболеваний:

1) стоматологическое просвещение населения;

2) обучение правилам рационального питания;

3) обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта;

4) эндогенное использование препаратов фтора;

5) применение средств местной профилактики;

6) вторичная профилактика (санация полости рта).

Методы стоматологического просвещения – это беседы, лек-ции, семинары, уроки здоровья, игры и т.д.

Методы, предусматривающие заинтересованное участие насе-ления, называются активными. Их преимуществом является не-посредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.

Методы не требующие активного участия населения, назы-ваются пассивными.

Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую ауди-торию. Недостаток – отсутствие обратной связи между паци-ентами и специалистом.

Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подраз-деляют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.

Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеж-дение => навык => привычка.

Обучение правилам рационального питания.

Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания.

Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и коли-чественном отношении питание беременной женщины, включа-ющее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зу-бов.

Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у насе-ления способствуют следующие особенности питания:

Высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара;

Увеличение частоты приема пищи;

Уменьшение употребления пищи, требующей интенсив-ного жевания, которое приводит к повышению тока слю-ны и «естественному очищению полости рта»;

Уменьшение потребления пищи, способствующей ингиби-рованию кариесу зубов.

Индивидуальная гигиена полости рта.

Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регу-лярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.

Существует много методов чистки зубов. Один из них – стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верх-них правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 450 к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.

Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка.

Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Наиболее широко применяются щетки средней степени жест-кости.

Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверх-ностей зубов.

Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контакт-ных поверхностей зубов.

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующе-го.

Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, краси-тели.

Самым массовым лечебно-профилактическим средством явля-ются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной демине-рализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.

Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным дей-ствием.

В последнее время широко используют лечебно-профи-лактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).

Жевательная резинка – средство, позволяющее улучшить ги-гиеническое состояние полости рта за счет увеличения коли-чества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупре-ждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта.

Эндогенные методы применения фторидов.

Применение соединяющих фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа – системный (эндогенный) – поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) – использование растворов, гелей, зубных паст, лаков.

Средства для местного применения.

Фторидсодержащие лаки. Их используют для пролонги-рования периода воздействия фторидов на эмаль. Они образуют прилегающую к эмали пленку, остающуюся на зубах в течении нескольких часов, а в фиссурах, щелях и микропространствах – несколько дней и даже недель.

Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%.

Фторосодержащие растворы и гели.

Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).

Эффективным реминерализирующим препаратом является «Ремодент», используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты.

Герметики для запечатывания фиссур зубов

Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные учас-тки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных про-дуктов их жизнедеятельности.

Этапы герметизации фиссур:

Протравливание эмали зуба 35-37% ортофосфорной кислоты в течении 15-

20 секунд;

Отмывание кислоты с поверхности зуба водно-воздушной струей;

Повторная изоляция зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом;

Высушивание протравленной поверхности воздухом. Протравленная эмаль должна быть тусклой, матовой, меловидно-белого цвета.

Нанесение герметика должно проводиться немедленно тонким слоем по всей фиссурно-ямочной сети жевательной поверхности, исключая при этом образова-ние пузырьков воздуха и завышение окклюзионной высо-ты зуба.

Контроль за постановкой герметика осуществляется в следующие сроки: через неделю, месяц, полгода и год.

III Резюме

Таким образом, из вышеизложенного следует, что при отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания парадонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении.

IV Выводы

Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний среди населения России достаточно высока, огром-ное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.

В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стомато-логов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специ-алисты по обучению.

Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и медицин-ских работников детских учреждений. После этого следует орга-низовать встречи с родителями детей, объяснить им возмож-ность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказывать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.

Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы в зависимости от их возраста: если с маленькими детьми лучше проводить занятия в форме игры, то со старшими разговаривать надо так же, как со взрослыми.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что для улучшения стоматологического здоровья на уровне популяции необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что забо-титься о здоровье полости рта так же необходимо, как и о кра-соте своей внешности.