Миф о Минотавре: от рождения до смерти чудовища. Звереобразные люди и человекообразные животные

Минотавр – бык Миноса, царя Крита, по легенде, был получеловеком полубуйволом, о котором вспоминают в основном в связи с мифами о подвигах Тесея. Хотя существуют изображения Минотавра, относящиеся к архаичному периоду в истории Древней Греции, первые упоминания о нем в дошедших до нас античных источниках сделаны Аполлодором и Плутархом.

История Минотавра, изложенная Аполлодором в «Библиотеке», такова: Астерий, правитель Крита, взял в жены дочь финикийского царя Европу и усыновил ее детей – Сарпедона, Радамантия и Миноса, сыновей Зевса. Повзрослевшие братья поссорились на почве любви к юному Милету, сыну Аполлона и Арии. Началась война, в результате которой Миносу удалось изгнать братьев и захватить власть на всем Крите. Чтобы закрепить свою победу, Минос пытается заслужить покровительство богов. Он просит Посейдона прислать из морских глубин быка, обещая принести его в жертву богам. Посейдон выполняет просьбу, но Минос приносит в жертву другого быка. Разгневанный нарушением данного ему обещания, Посейдон наделяет быка свирепым нравом и вселяет в жену Миноса Пасифаю любовную страсть к быку. Пасифая просит Дедала, афинянина, сосланного на Крит за убийство, придумать способ, позволивший бы ей утолить свою страсть. Дедал вырезает из дерева полую фигуру коровы, накрывает ее шкурой жертвенного животного и помещает Парсифаю внутрь фигуры. От совокупления с быком Пасифая рождает Астерия, которого прозвали Минотавром.

Минотавр – существо с туловищем человека и головой быка. По совету оракулов Минос заключает его в Лабиринт, здание, построенное Дедалом таким образом, что попавший в него уже не может выбраться оттуда.

Спустя время другой потомок Миноса – Андрогей отправляется на Панафинские игры, где побеждает всех соперников. Царь Эгей посылает его убить Марафонского быка, который сеет смерть и разрушения во всей марафонской долине. Андрогей находит быка, привезенного Геркулесом с Крита (это один из его двенадцати подвигов), но гибнет в поединке с ним. (По другой версии, Андрогея убивают завистливые соперники по Панафинским играм.) Прознав о смерти сына, Минос со своим флотом нападает на Афины и захватывает Мегару, предместье Афин, но, не будучи в силах покорить Афины, просит Зевса отомстить афинянам за смерть сына. Город охватывает страшная эпидемия чумы. Горожане просят совета у оракула, и тот отвечает, что единственный способ изгнать чуму – выполнить требования Миноса, какими бы они ни оказались. Минос приказывает ежегодно в виде жертвы Минотавру присылать на Крит семь юношей и семь девушек. Волей жребия или по собственному желанию в третью партию попадает Тесей, сын царя Аттики Эгея. По прибытии на Крит в него влюбляется дочь Миноса Ариадна и обещает ему помощь, если он возьмет ее в жены и увезет в Афины. Тесей клянется исполнить просьбу. По совету Дедала Ариадна дает Тесею клубок нити, конец которой он привязывает у входа в Лабиринт. Тесей распутывает клубок в течение своего пути внутри здания ловушки. В середине Лабиринта он находит спящего Минотавра и забивает его до смерти кулаками. На обратном пути, который он находит держась за распутанную нить, Тесей освобождает других пленников, которых вместе с Ариадной выводит к морю, где они строят корабль, на котором отправляются в Афины.

Не все древние авторы соглашаются с версией Аполлодора. Диодор Сицилийский и Плутарх в «Тесее» утверждают, что афиняне были дважды обязаны посылать жертву Минотавру каждые десять лет в течение всей его жизни. Ссылаясь на Гелланика, Плутарх добавляет, что Минос специально приезжал в Афины выбирать жертвы, которые, по разным сведениям, затем либо погибали от рогов Минотавра, либо были обречены до самой смерти бродить по Лабиринту в поисках выхода. Более того, не все греческие авторы соглашаются с версией о смерти Минотавра. Тот же Плутарх пишет о том, что пленникам было запрещено брать с собой на Крит какое бы то ни было оружие, однако, судя по изображению на греческой амфоре, Тесей, удерживая быка за рога, пронзает его мечом. На золотом украшении из Коринфа, датируемом VII веком н. э., возможно древнейшем изображении этой мифологической сцены, Тесей также пронзает Минотавра мечом в грудь, придерживая его за ухо. Аналогичная сцена запечатлена и на щите, относящемся примерно к этому же времени.

Необычная интерпретация сцены смерти Минотавра изображена на амфоре, хранящейся в музее Базеля (ок. 660 до н. э.). На ней Тесей и Ариадна бросают камни в человека быка, который, вопреки традиции, выглядит не как человек с бычьей головой, а как бык – с человеческой головой. В этом Тесею и Ариадне помогают афинские пленники.

Особый интерес к мифу о Минотавре, видимо, питали этруски. При раскопках в Этрурии (современная Тоскана) найдены многочисленные изображения мифологических сцен, относящиеся к довольно широкому временному диапазону. Этруски нередко своеобразно переиначивали смысл греческих мифов и легенд. Например, сидящий на спине Минотавра триумфатор с луком в левой руке, изображенный на кастелланском зеркале, – не Тесей, а Геркулес (Геракл). На другом предмете – этрусской черной вазе из Лувра – снова изображен Геркулес с львиной шкурой на плечах, который бьет Минотавра дубинкой.

В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считает, что у него было туловище человека и голова быка. С ним соглашается Диодор. Однако на черной амфоре из Вульчи Минотавр изображен с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Римские авторы, похоже, имели еще более расплывчатое представление о Минотавре, чем греки. Павсаний затрудняется сказать, кем был Минотавр – человеком или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»). В неопределенном образе получеловека полубыка Минотавр перешел и в искусство средневековой Европы.

Как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в нее различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.

Ссылаясь на Филохора, Плутарх приводит версию легенды, изложенную якобы самими жителями Крита. Они утверждали, что Минотавром на самом деле был полководец царя Миноса по имени Тавр. В награду за победу в Играх, которые Минос устроил в память о своем сыне Андрогее, Тавр получил в рабство молодых афинских пленников, которых содержали в неприступной критской темнице, известной как Лабиринт. Будучи от природы человеком грубым, Тавр обращается с ними с крайней жестокостью. Однако на третьих Играх в честь Андрогея Тесей значительно превзошел всех остальных участников, включая Тавра. За свою атлетическую доблесть Тесей снискал любовь Ариадны. Минос также был доволен победой афинянина, поскольку недолюбливал влиятельного Тавра за его жестокий характер, к тому же царь подозревал его в связи со своей женой Пасифаей. Миносу пришлось вернуть афинских пленников на родину и отменить наложенное им на Афины обязательство.

В искусстве Древнего Рима были широко распространены мозаики, изображавшие Лабиринт. Такие мозаики сохранились во многих уголках бывшей Римской империи – в Помпеях, Кремоне, Бриндизи, Неапафосе (Италия), Экс ан Провансе (Франция), Сусе (Тунис), Кормероде (Швейцария), Зальцбурге (Австрия) и т. д. На всех этих изображениях Минотавр – центральная фигура. На мозаичному полу дворца в Помпеях Тесей и Минотавр схватились в смертельном поединке на глазах у испуганных девушек пленниц. На зальцбургской мозаике Тесей в развевающемся плаще хватает Минотавра за правый рог, в свободной руке он держит дубинку, готовый обрушить ее на спину чудовища. На мозаике в Камероде изображены также и птицы, – возможно, намек на Дедала и Икара, которые ускользнули из Лабиринта, куда их заточил Минос, при помощи самодельных крыльев. На мозаике в Сусе изображен побежденный Минотавр. Тесей и молодые афиняне отплывают от ворот Лабиринта, над которыми написаны слова: «Заключенный сюда погибнет».

Хотя изображения Минотавра и Лабиринта в римских виллах едва ли имели какое то символическое значение и служили исключительно для украшения, мозаики в склепах и на саркофагах отражают веру римлян в загробную жизнь. На оборотной стороне греческих монет, изображавших Лабиринт, нередко можно увидеть не только голову быка, но и лица богинь Де метры и Персефоны. Таким образом, еще в Древней Греции Лабиринт считался символом подземного царства, а Минотавр – олицетворением самой смерти.

В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце Лабиринт символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Избалованному удовольствиями жизни человеку нелегко найти свой путь к спасению. Гвидо Пизанский идет еще дальше в своих комментариях к «Аду» Данте. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является символом мира заблуждений (labor – «ошибка» и intus – «внутри»). Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников символизируют борьбу Господа и сатаны за человеческие души.

Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка. Это, видимо, связано с нечеткостью его описания у Овидия и Вергилия. Исидор Севильский упоминает о Минотавре в статье о кентавре в своей «Этимологии». В виде кентавра он изображен и на мозаике в соборе Сан Микеле в Павии, и на большинстве иллюстраций к «Аду» Данте. Представляет интерес отрывок из перевода работ Орозия, сделанного королем Альфредом, где говорится, что Минотавр – получеловек полулев.

Безусловно, лучшим литературным памятником Минотавру стал «Ад» Данте, в котором чудовище охраняет «жестоких» в седьмом круге. Данте не называет прямо Минотавра и говорит о нем как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешенное словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть свое поражение, предрешившее его вечную судьбу.

В «Легенде о доброй женщине» Джефри Чосера (XIV век) изложена еще одна вариация древнего мифа: Тесей берет с собой в Лабиринт куски воска и смолы, которые бросает в пасть Минотавра, чтобы склеить его зубы. Этот эпизод аллегорически растолковывает Гвидо Пизанский. По его мнению, воск и смола символизируют самопожертвование Христа во имя спасения человечества от Сатаны.

В эпоху позднего средневековья история Минотавра продолжала интересовать художников и исследователей и в несколько меньшей степени поэтов и писателей. В изданиях «Метаморфоз» и геральдических сборниках XVI и XVII веков можно встретить немало гравюр, изображающих Минотавра. В комментариях Джорджа Сандиса к трудам Овидия (1632) Лабиринт – это мир, в котором живет человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь.

Исследователи XVIII века пытались увидеть в мифах отражение реальных исторических событий. Так, Дидро в «Энциклопедии» (1765) пишет о том, что чудовищный образ Минотавра следует понимать как осуждение измены Пасифаи с царедворцем Миноса Тавром, а победа Тесея над Минотавром – аллегория на итог борьбы царя Миноса с афинянами.

Мраморная статуя скульптора Антонио Кановы «Тесей триумфатор» (1781–1782) символизирует победу ума и красоты над животным началом. Вдохновленный фресками Помпеи, Канова изваял Тесея сидящим на безжизненном теле чудовища с бычьей головой. Прекрасное, мускулистое тело Тесея, спокойное выражение его лица контрастируют с грузным телом и бычьей головой его противника.

На полотне Постава Моро «Афиняне в лабиринте Минотавра» (1855) Тесея вообще нет. На одном из набросков Моро изобразил Минотавра, сжимающего в своих руках жертву и попирающего ногой гору безжизненных тел, однако в итоге художник отказался от этого замысла и изобразил не менее драматическую сцену: юные афиняне слышат шаги приближающегося чудовища – девушки в ужасе прижимаются друг к другу, юноши испуганно прислушиваются, один из них, стоя на коленях, указывает рукой по направлению к коридору, по которому приближается напоминающее кентавра существо с головой и руками человека и туловищем быка.

Моро в какой то степени предвосхитил отношение к Минотавру, сформировавшееся в XX веке. Минотавр был вырван из привычного круга подвигов Тесея и загадок Лабиринта. Сравнительная мифология, труды Дарвина и Фрейда заставили по новому взглянуть на это существо, на человечность в звере и звериную жестокость в человеке. Такую перемену можно заметить, например, на полотне Джорджа Уоттса «Минотавр». Под впечатлением газетной статьи об уличной проституции художник решил аллегорически изобразить разрушение невинности грубостью. Минотавр глядит вдаль со стены своей цитадели. В руке он сжимает раздавленное тело лебедя. Впрочем, хотя смысл аллегории довольно прозрачен, Минотавр едва ли выглядит как чудовище. Скорее как существо, в котором человеческие ум и сознание борются с темными инстинктами.

С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством минойцев на море. Джексон Найт считает, что легенда о полубыке получеловеке Минотавре возникла из рассказов афинских юношей, отвозивших на Крит дань (некоторые из них, возможно, сами были данью). Они рассказывали о культуре, которую едва ли понимали: о необычном дворце и ритуалах, жрецах в бычьих масках и танце лабиринта. Найт считает, что Минотавр – плод фантазии греков, мифологический образ жрецов с бычьими головами масками.

С этой точкой зрения не соглашается Мартин Нильсон, который указывает на то, что, хотя попытки связать легенду о Минотавре с критским культом быка выглядят логичными, не существует никаких доказательств того, что этого культа придерживались и минойцы. На Крите поединки с быком были обычным развлечением, а не сакральной церемонией. Нильсон считает, что на формирование мифа повлияли изображения полулюдей полуживотных.

Критские фрески, изображающие прыжки через быка, видимо, могут служить подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением минойско го обычая выставлять в противники пленникам гладиаторам быка. Такой поединок обычно плохо заканчивался для пленника, а быка приносили в жертву, убивая двусторонним топором – «лабрисом» (возможно, отсюда происходит слово «лабиринт»).

Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение темного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнаженная девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведет за поводок маленькая девочка с букетом цветов.

В этих и других рисунках Пикассо не просто переосмысливает миф о Минотавре, а превращает его в трагического героя. Художнику, как никому другому, удалось воспользоваться многогранностью этого образа для отражения различных состояний человеческой души. Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия

Миф о Минотавре с головой быка, живущем в лабиринте и пожирающем людей, и об отважном Тесее, победившем чудовище и вышедшим невредимым из лабиринта с помощью нити Ариадны.

Значение имени Минотавр

В греческой мифологии Минотавр был чудовищем с телом человека, головой и хвостом быка. Минотавр был плодом любви критской царицы Пасифаи, женой царя Миноса, и быком, посланным самим Посейдоном. В связи с жутким видом Минотавра, царь Минос приказал мастеру Дедалу и его сыну Икару построить огромный лабиринт, в котором чудовище будет скрываться от людей. Минотавр жил в лабиринте, а афиняне, в качестве выкупа за убитого сына Миноса, должны были ежегодно присылать юношей и девушек на съедение чудовищу. Афинскому герою Тесею удалось убить его.

Слово Минотавр состоит из древнегреческого имени «Минос» и существительного «бык». Таким образом оно означает «бык Миноса». Настоящее имя Минотавра было Астерий, от древнегреческого «Астерион», что означает созвездие быка Телец.

Царь Минос и бык из моря

Царь Минос был одним из трёх сыновей от союза бога Зевса и Европы. Зевс принимал разные облики: змея, быка, орла, лебедя. Когда он был в облике быка, он соблазнил Европу. Астерион, царь Крита, взял Европу в жёны вместе с сыновьями Зевса и воспитывал мальчиков, как своих. Когда Астерион умер, он не успел завещать, кому из сыновей царствовать на троне: Миносу, Сарпедону или Радаманту. Имя Минос фактически означает царя, и ему суждено было стать королём Крита. Но восхождение Миноса к власти было трудным, так как ему нужно было опередить соперников братьев. Минос утверждал, что его избрали боги, чтобы править, и он имеет их поддержку. Он хвастался, что может доказать это, и молился богам. В один прекрасный день Минос молился и пообещал, что принесёт в жертву быка. Посейдон послал ему из моря великолепного быка, что подтвердило претензии Миноса на царствование. Уже никто не осмеливался бросить вызов благосклонности богов, и особенно, могучего Посейдона, управляющего всеми морями. Минос изгнал своих братьев с Крита и занял престол. Три брата вновь объединились в загробной жизни, став судьями в аду. Их задачей стало судить умерших и определять их размещение в аду на основании заслуг при жизни.

Царь Минос не выполнил обещание принести в жертву богам быка, посланного Посейдоном, а пожертвовал обычного быка. Величественного быка он оставил у себя. За высокомерие Посейдон наказал его тем, что привил жене царя Миноса Пасифае страсть к быку, вышедшему из моря. По другой версии, Посейдон, возмущенный спесью и неуважением Миноса, пошёл к Афродите, и та прокляла Пасифаю, наградив её страстью к быку.

Пасифая и рождение Минотавра

Царица Крита Пасифая, страдающая от страсти к быку, обратилась за помощью к мастеру Дедалу и его сыну Икару. Дедал построил для неё деревянную корову, которую обтянул шкурой реальной коровы, и прикрепил к ней колёса. Царица Пасифая забралась внутрь деревянной коровы и её отвезли на луг, где пасся бык. Там она соединилась с быком, и от этого союза родился Минотавр, человек с головой и хвостом быка. Царица назвала его Астерий (от созвездия быка Телец). Когда мальчик стал подрастать, на его голове выросли рога и лицо превратилось в бычью морду. Увидев это, Минос понял, что наказан богами через участь жены, но оставил Пасифаю, а Дедала и Икара за их помощь царице сделал рабами. Когда Астерий вырос, Пасифая была уже не в состоянии прокормить его, ему нужен был другой источник пищи, так как он был ни мужчина и ни зверь. Он начал есть людей. По совету оракула, царь Минос должен был скрыть его от людей. Он приказал Дедалу и Икару построить огромный лабиринт, поселил в него сына и назвал Минотавром.

Смерть Андрогея и дань афинян

В то время, когда строился лабиринт, Минос узнал, что их с Пасифаей сын, Андрогей был убит афинянами. Минос обвинил афинян в смерти своего единственного сына и уничтожении его семейной линии. Он начал преследовать их, пока они не согласились за смерть сына платить дань. Минос потребовал, чтобы афиняне в качестве дани ежегодно присылали семь девушек и семь юношей, которых будут отправлять в лабиринт на съедение Минотавру. В некоторых источниках говорится, что отбирались самые красивые мужчины и только девственные девушки. Убийство Андрогея наслало жестокую чуму на Афины. После консультации с Дельфийским оракулом, афинянский король Эгей узнал, что, только отправляя дань Миносу на Крит, можно спасти Афины. Тогда афиняне согласились.

Смерть Минотавра

Сын царя Эгея, Тесей, добровольно напросился в третью партию дани. Он уверял отца и все Афины, что убьёт Минотавра. Юноша пообещал, что на пути домой поднимет белые паруса, если станет победителем, а если чудовище убьёт его, то экипаж вернётся под чёрными парусами. Когда Тесей прибыл на Крит, он сразу обратил на себя внимание сводной сестры Минотавра Ариадны, дочери царя Миноса и Федры. Ариадна влюбилась в Тесея и помчалась к Дедалу, чтобы он сказал ей, как можно выбраться из лабиринта. Следуя инструкции Дедала, она вручила Тесею клубок из длинной нити, прежде чем он вошёл в лабиринт. Тесей привязал конец нити Ариадны ко входной двери и пошёл в лабиринт. Он нашёл Минотавра в дальнем углу и в битве победил его. По одним версиям, убил кулаком, по другим, мечом Эгея. Благодаря дару Ариадны, Тесей и остальные жертвы смогли выбраться из лабиринта. Тесей просто следовал за нитью Ариадны, пока не вышел к двери. Опасаясь гнева Миноса, Тесей вместе с другими афинянами, Ариадной и Федрой быстро отплыл в Афины.

Путь домой

Тесей по пути домой оставил Ариадну на острове Наксос. Бог Дионис заставил Тесея отказаться от Ариадны, так как она понравилась ему. В результате Ариадна стала женой Диониса, а Тесей отплыл домой, и, опечаленный, забыл изменить паруса на белый цвет. Отец Тесея, царь Эгей, увидев издали чёрные паруса, убил себя от горя, прыгнув со скалы в море. Тесей стал новым афинским царём, а именем отца назвал Эгейское море.

Изображения мифа в искусстве

Миф о Тесее и Минотавре нашёл широкое отражение в изображениях на древней керамике. Большинство сцен показывают бой Тесея с Минотавром. Сам миф воплощал собой борьбу между человеческим и нечеловеческим, естественным и неестественным. Существуют критские монеты, на обратной стороне которых изображено строительство лабиринта. Миф о лабиринте и Минотавре свидетельствует о почитании быков на Крите и об архитектурной сложности критских дворцов.

Минос скрывал его в построенном Дедалом Кноссийском лабиринте, куда ему бросались на пожирание преступники, а также присылаемые из Афин каждые девять лет (т.е. раз в восемь лет) 7 девушек и 7 юношей (либо каждый год 7 детей). Тесей был (по Диодору) из второй группы (по Плутарху, из третьей). По некоторым источникам, пленникам выкалывали глаза. По истолкованию, пленники умирали сами, блуждая и не находя выхода. Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра ударами кулака и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра - дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

На троне в Амиклах Тесей изображен ведущим Минотавра связанным и живым.

В своей хронике Евсевий со ссылкой на Филохора излагает другую версию про Минотавра. Минотавр был учителем критского царя Миноса по имени Тавр и жестоким человеком. Минос учредил состязание, предлагая афинских мальчиков в качестве приза. В состязании Тавр побеждал всех соперников, пока не был побежден в борьбе десятым царем Афин Тесеем, на основании чего афинян освободили от уплаты дани мальчиками, как говорили сами жители Кносса. Евсевий отнёс победу Тесея на 1230-е гг. до н. э.

Сражение Тесея с Минотавром на древнегреческой вазе середины VI в. до н. э.

Плутарх в жизнеописании Тесея использует тот же источник, автора III в. до н. э. Филохора:

«Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко. Аристотель в "Государственном устройстве Боттии" также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу.»

Согласно историку Демону, полководец Тавр завязал в гавани бой с Тесеем и был убит. Плутарх приводит сведения от разных историков, из которых можно почерпнуть, что у царя Миноса был такой военачальник Тавр, погибший в войне с афинянами, а все остальные подробности, видимо продукт мифотворчества, как считали ученые поздней античности.

По Павсанию, его настоящее имя было Астерий («звёздный») - сын Миноса, побежденный Тесеем.

На вазах его тело усеяно звездами, либо испещрено глазами, на монете из Кносса изображался в маске быка.

В микенских текстах упомянута богиня da-pu2-ri-to-jo po-ti-ni-ja (Laburinthoio Potnia, «владычица Лабиринфа»).

Толкования

По одной из гипотез, миф о Минотавре заимствован из Финикии, где Молох изображался также с бычьей головой и требовал человеческих жертв. Убийство Минотавра знаменует уничтожение его культа.

По мнению ряда современных историков, история Минотавра является зашифрованным повествованием о столкновении индоевропейских культур с культурами автохтонных «народов моря» (почитавших быка), победителем в котором оказались индоевропейцы.

Минотавр это жуткое кровожадное чудовище, имеющее тело от человека, а вот голову и хвост унаследовавшее от быка. Питался такой монстр исключительно людскими телами, и пища ему требовалась в немалых количествах. Жил он в лабиринте, из которого попавшему туда обычному человеку абсолютно невозможно было выбраться.

Как и в случаях со многими могучими существами дикой наружности, происхождение минотавра плотно связано с историей древних богов. В те далекие времена островом Крит правил царь Астерион. Так случилось, что в жены он взял Европу, которая имела трех сыновей, родившихся от ее союза с самим Зевсом. Детей звали Минос, Сапедон и Радамант.

Настал момент, когда не стало в живых правителя, а завещать трон одному из отпрысков он не успел. Как водится в таких ситуациях, началась борьба за престол между братьями.

Преимущество имел именно Минос, так как даже имя его означало «царь». Кроме того, он призывал всех богов на помощь и кичился их поддержкой. Минос обещался принести щедрую жертву богам. И тогда в один прекрасный день сам Посейдон послал ему из моря великолепнейшего быка. Теперь ни у кого не могло возникнуть сомнений в победе будущего царя. Два менее удачливых брата были изгнаны с острова Крит.

Но Минос не сдержал данное Посейдону обещание, а принес в жертву самого обычного быка из стада, оставив себе божественный подарок. За это владыка морей и океанов не на шутку разозлился на нерадивого царя и решил наказать его.

Появление Минотавра

Кара была изощренной. Посейдон привил супруге провинившегося царя - Пасифае любовь к быку. Сходя с ума от извращенной страсти, женщина искала способ воссоединиться с объектом своих желаний. Помогли ей в этом два мастера: Дедал и Икар. Находясь внутри деревянного каркаса, обтянутого шкурой настоящей коровы, Пасифая соблазнила могущественного быка. От этой неестественной порочной связи царица принесла потомство.

Ребенок, мальчик, которого царица назвала Астерий, конечно же, оказался не совсем нормальным. Когда он немного подрос, его голова стала бычьей, выросли рога и появился хвост. Он стал жутким монстром, которого надо было чем-то кормить, но обычная человеческая пища ему не подходила. Его терзала жажда крови, мяса людей.

Лабиринт минотавра

Царь Минос понял, что это его кара за нарушение данного Посейдону обещания. Поэтому судить свою жену он не стал, но с хищным уродцем что-то надо было делать. С помощью тех же Дедала и Икара был построен невообразимо запутанный , куда был заточен нареченный Минотавром человек-бык.

В качестве корма ему присылали людей, в основном приговоренных преступников, которые не могли выбраться из хитрой путаницы дорог и оставались там, на съедение чудовища. Впоследствии, желая отомстить за смерть единственного сына своего Андрогея, царь Минос потребовал от афинян ежегодной платы, в виде семи девушек и семи парней. Они становились жертвами лабиринта и Минотавра.

Кто убил минотавра

Согласно легенде только в третьей партии несчастных, присланных на остров, оказался смельчак по имени Тесей. Единоутробная сестра Минотавра, по имени Ариадна, влюбилась в этого красивого и смелого юношу. Понимая, что он, отправившись в лабиринт, будет непременно обречен на смерть, она решила найти способ спасти его. Девушка вручила молодому Тесею клубок ниток, один конец которого парень привязал возле входа. Ему удалось не только выбраться из западни, но и победить в схватке Минотавра. Одни источники говорят о том, что победу будущий царь Афин одержал голыми руками, ударом кулака. Другие упоминают меч Эгея. Однако в любом случае чудовище было побеждено. А благодаря нити, ведущей к выходу, все, оставшиеся в живых пленники лабиринта во главе с Тесеем, покинули свою изощренную тюрьму.

По источникам греческой мифологии, существовал такой монстр, с телом человека, а головой и хвостом — быка. И звали его — Минотавр, и являлся он потомком царицы Пасифаи с Крита и огромного быка. Имело это существо столь чудовищный внешний вид, что царь Минос распорядился, чтобы ремесленником Дедалом вместе с Икаром, его родным сыном, был создан огромный лабиринт, ныне известный под названием Лабиринт Минотавра, чтобы укротить зверя.

Оставшись жить в лабиринте, Минотавр получал ежегодные пожертвования в виде молодых девственниц и парней, и съедал их. В конце концов, он погиб от рук афинянина, героического Тесея.

Имя «Минотавр» представляет собой сложное слово, состоящее из слов «Минос» и «бык». Иначе, это имя значит дословно «бык Миноса». Но Минотавр был назван именем Астерий при рождении, в древнегреческом это означает «звездный», что подразумевало астрологическую связь с созвездием Тельца.

Бык из Моря

Одним из трех детей, родившихся в любовной связи Европы и Зевса, когда тот превратился в быка, и был Минос. Муж Европы, был королем Крита, звали его Астерион, он принял ее сыновей за своих собственных, в том числе и Миноса.

После смерти Асетериона, пришлось делать выбор, какой из трех сыновей должен вступить на трон. Троих сыновей звали Минос, Сарпедон и Радамант.

На трон решено было подняться Миносу, чье имя на Крите дословно означает «царь», и этому сыну судьбой предназначено было стать царем Крита, однако взойти на трон Миносу было сложно, так как он для начала должен был убедить своих соперников-братьев.

У Миноса было единственное преимущество, которого не имели его братья. По его утверждению, лишь он обладал поддержкой и властью богов, чтобы править, и он заявлял, что докажет это, ибо читая молитвы обо всем, чего ни пожелает, он сделает так, что боги исполнят любое его желание.

Таким образом, однажды жертвуя Посейдону, он молился, чтобы из глубины моря появился бык. Минос поклялся небесам, что он быка отдаст в жертву Посейдону, когда он появится. создал великолепнейшего, огромного быка из моря и, требование Миноса о власти было удовлетворено, поскольку никому до тех пор не хватало смелости бросать вызовы богам, не говоря уже о могущественном Посейдоне, который правил всеми морями.

В результате завоевания престола, Миносом были изгнаны его братья с Крита. Все три кровные брата были бы отправлены в царство мертвых, после их смерти они стали судьями в подземном царстве. Миссия их заключалась в том, чтобы судить мертвых, назначать место размещения попавших в загробный мир, согласно их достойно или недостойно проведенной жизни.

Но царь Минос клятву Посейдону проигнорировал и оставил невыполненной; он принял решение оставить быка себе, и пожертвовал другого быка. Огорчившись неуважением царя Миноса, Посейдоном задумано наказание за высокомерие Миносу. По некоторым версиям мифа, Посейдон наказывает Миноса, насылая страсть на жену царя, Пасифаю, к огромному быку, пришедшему из моря.

Ещё в одной версии сказания говорится о том, что Посейдон, возмущенный обманом Миноса, отправился к Афродите за помощью в этом вопросе, и она прокляла Пасифаю по просьбе Посейдона.

Пасифая и рождение Минотавра

Царица Пасифая, преследуемая своими страстями, посланными богами, искала помощи Дедала и Икара. Удовлетворяя мольбы Пасифаи, Дедалом была изготовлена деревянная корова, покрытая настоящей коровьей шкурой. Её поставили на колеса. Тогда Дедал положил королеву Пасифаю внутрь каркаса и отвез ее на луг, на котором пасся ее любимый бык. Именно там произошло соитие королевы с быком, ибо он подумал, что деревянная корова настоящая. Именно из этой связи родился Минотавр.

Королева назвала зверя Астерий, именно под таким именем его знал народ Крита. Увидев младенца, царь Минос обнаружил измену своей жены и в наказание, Минос поработил Дедала и Икара за их содействие в прелюбодеянии царицы, но Пасифаю он не тронул. Пасифая заботилась об Астерии и смогла выкормить его, пока он оставался еще теленком.

Однако, когда он вырос, он стал свирепым и чудовищным, и она больше не могла кормить или заботиться о нем. Астерий не смог найти подходящий источник пищи, поскольку он не был ни человеком, ни зверем, и поэтому он стал съедать людей.

Чтобы скрыть позорное дело своей жены, посоветовавшись с Оракулом, Дедалу и Икару было приказано построить великий Лабиринт для сына его жены: Астерия или Минотавра.

Гибель Андрогеоса и дань Афин

Пока шло строительство Лабиринта, король Минос узнал о гибели его единственного сына-человека, Андрогея, которого убили, одни источники говорят, что это были афиняне из ревности за его мастерство в Олимпийских играх, а по другим версиям мифа утверждается, что царь Афин, Эгей, был возмущен победами Андрогея и послал его убить непобедимого Марафонского Быка. Соответственно он был убит быком и косвенно действиями афинян.

Независимо от того, как Андрогеос был убит, царь Минос стал обвинять афинян в убийстве его единственного человеческого сына, а следовательно и разрушении его продолжения рода. Он выступил против афинян и преследовал их, до тех пор, пока они не стали согласны заплатить за гибель его сына. Царь Минос выдвинул требование, для воздания должного Криту, Афины должны в виде выкупа из семи девиц и семи парней каждые девять лет. (В источниках есть некоторые противоречия о том, как часто эта дань приносилась, от каждых девяти лет до одного раза в год).

Эти юноши и девушки помещались в Лабиринт для того, чтобы Минотавр сожрал их. В разных источниках указывается, что жертвы выбирались по жребию только из самых красивых мужчин и девочек-девственниц. Афиняне посоветовались с Дельфийским Оракулом, который посоветовал Афинам преподнести Миносу все, что он потребовал. Однако, по словам Катулла, убийство Андрогея вызвало жестокую чуму в Афинах.

Только когда царь Эгей узнал, что, спасение Афин было возможно, лишь отдав дань Криту и подчиняясь требованию Миноса, он согласился. Неохотно афиняне подчинились условиям Миноса, а царь Минос вернулся на Крит.

Смерть Минотавра

Говорят, что Тесей, сын короля Эгея, вызвался быть в качестве третьей дани — юноши. Он пообещал отцу и всем Афинам, что он убьет Минотавра. Он сказал, что по пути домой он поднимет белые паруса, если он победит, или экипаж приплывет черными парусами, если он потерпит неудачу и будет убит. Когда юноша прибыл на Крит, дочери короля Миноса: Ариадна и Федра влюбились в него. Не в силах справиться с мыслью, что Тесей будет съеден ее сводным братом Минотавром, Ариадна взмолилась о помощью к Дедалу. Она попросила мастера поведать ей, как возможно убежать из его Лабиринта.

Как только он рассказал ей об этом, Ариадна помчалась, чтобы успеть рассказать Тесею, до того, как он войдёт в Лабиринт. Выполняя всё как советовал Дедал, она передала клубок ниток Тесею, чтобы помочь ему найти выход. Войдя в Лабиринт, Тесей привязал один конец верёвки к двери, и продолжил путь по лабиринту. Нашел он Минотавра среди Лабиринта и убил ударом кулака (или, по другим сведениям, он пробирается с мечом Эгея и убивает зверя мечом).

В отличие от предыдущих пленников, Тесею дана возможность найти выход при помощи подарка Ариадны, ему просто нужно следовать за верёвкой через лабиринт, чтобы найти путь к дверям. Он находит и выводит других, ещё оставшихся в живых, афинян оттуда, и сразу же отправляется в Афины с Ариадной и Федрой.

Путешествие домой

По пути домой Тесей оставляет Ариадну на острове Наксос и продолжает путь в Афины со своей будущей женой Федрой. На Наксосе Ариадна размышляет о своих действиях и наивной помощи убийце своего брата (Минотавра) Тесею, который, по ее мнению, должен был жениться на ней. Вместо того, чтобы выйти замуж за Тесея, Ариадна встречается на Наксосе с богом Дионисом, который женится на ней. В некоторых версиях этого мифа указывается, что Тесей просит Диониса отказаться от Ариадны, потому что он намеревается жениться на ней тоже.

Тесей очень обрадовался, что почти доплыл до дома со своей новой женой Федрой, но рассеянно забывает поменять цвет своих парусов с черного на белый. Его отец, царь Эгей, увидев, черные паруса издалека сходит с ума от горя и убивает себя, спрыгнув со скалы в море. Именно этот поступок приводит к восхождению на трон нового афинского царя Тесея, и объясняет происхождение названия Эгейского моря.

Минотавр в искусстве

Миф о Тесее и Минотавре воспроизведен в большом количестве работ на керамике в древности. Большинство изображений показывают Тесея в битве с Минотавром, который обычно находится в покоренной, если не побежденной роли.

Этот мотив был популярным предметом искусства, поскольку сам миф олицетворяет основную борьбу между естественным и неестественным или цивилизованным и нецивилизованным, что является общей темой . На Крите также есть несколько монет, на которых изображена конструкция лабиринта на обратной стороне; это говорит о том, что в этом мифе о лабиринте и минотавре может быть что-то определенное, скорее всего, из-за сочетания критского почтения к быкам и архитектурной сложности их дворцов.