Джеймс джойс ирландия. Джеймс Джойс — Биография — актуальный и творческий путь

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (James Augustine Aloysius Joyce, 2 февраля 1882 — 13 января 1941) — ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.

Джеймс Джойс родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе в южной части Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был неоднократно менять профессию. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях.

В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клейне, а затем, в 1893 г. — в дублинский колледж Бельведер (англ.)русск., который закончил в 1897 г. Через год Джеймс поступил на учёбу в дублинский университет (так называемый Университетский колледж), который закончил в 1902 г.

В 1900 г. в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса — эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 года публиковался в литературном американском журнале «Литтл Ревью», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии.

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Путешествуя по Европе, Джойс писал стихи. Некоторые произведения были опубликованы в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над «Улиссом», романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933 году), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904 года) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, «можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения». День 16 июня отмечается почитателями Джойса во всем мире как Блумсдэй (Bloomsday).

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением — романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939 году

После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться. 11 января он перенёс операцию в связи с прободной язвой и 13 января 1941 года он умер.

Джеймс Джойс, отец литературного постмодернизма, изобретатель «потока сознания», был завзятым пьяницей и богохульником. Ирландец, соотечественник виски и Боно, он тяготел к гигантомании и спиртному. Джойс родился 2 февраля 1882 года в пригороде Дублина, в бедной католической семье. Отец его страдал алкоголизмом, бывал, по словам знакомых, мертвецки пьян 3,75 дня в неделю и в итоге, спившись, потерял работу. Джеймс, лишенный поддержки семьи, доучивался в иезуитском колледже за казенный счет. Уже в 14 лет юноша увлекся написанием эссе, а также принялся активно дружить с бутылкой и девицами легкого поведения. Вскоре Джойс оставил католицизм, а после покинул и родину («Дублин гадостный город, и люди здесь мне мерзки»). Роман «Улисс», прославивший Ирландию (если очень кратко, то в нем описан один день трех дублинцев), Джойс заканчивал на чужбине. Он скитался по Европе, кормился уроками инглиша и мечтал о славе. Жизнь его героев, как и его собственная, проходила все больше в кабаке.

Будучи прогрессирующим алкоголиком и католическим отступником, Джойс до конца жизни сохранял религиозное уважение только к текстам. Его жена Нора жаловалась подругам: «Он просит, чтобы я переспала с другим, чтобы ему было о чем писать...»

Даже перенеся одиннадцать операций на глазах и почти ослепнув, Джойс не бросил пить и писать. В последние годы он прослыл не только алкоголиком, но и эксцентриком. Боялся грозы и собак и носил с собой дамские штанишки, которыми размахивал, когда хотел выказать кому-то симпатию. Добившись славы, Джойс решил, что с делами в этом мире покончено, и, к удивлению врачей, скоропостижно умер после простой операции на желудке.

Посмертная судьба Джойса символична. Физики заимствовали из его «Поминок по Финнегану» термин «кварк». На родине добровольного изгнанника неохотно признали великим. Практичные соотечественники сделали из бесполезного гения тотем для туристов. Таблички с гастрономическими цитатами из «Улисса» украшают улицы Дублина, объясняя туристам, где и что в городе можно съесть и выпить. Портрет писателя изображен на банкноте достоинством в 10 ирландских фунтов. И почти в каждом ирландском пабе на стене - портрет Джойса с кружкой пива в руке.

Гений против употребления

1898 - 1902 Первые стихи. Будучи представленным поэту Уильяму Батлеру Йейтсу, Джойс заявляет: «Ваше мнение значит для меня не больше, чем мнение прохожего». Хочет изучать медицину, отправляется в Париж, где приобретает дурную привычку к абсенту.

1903-1904 Отказав умирающей матери в ее просьбе сходить на исповедь, глушит чувство вины алкоголем. Увидев на улице Д. Б. Йейтса, отца поэта, подходит к нему с просьбой: «Одолжите два шиллинга». Йейтс-старший отвечает: «Во-первых, у меня нет денег, а во-вторых, вы все равно бы их пропили».

1905-1906 Встречает будущую жену, горничную Нору Барнакл, уезжает в Триест. Делает книжные обзоры, преподает английский. Пьет с загулявшими моряками. Пишет сборник рассказов «Дублинцы».

1907-1914 Пишет «Порт­рет художника в юности». В палате для бедняков родилась дочь Лючия. Джойс пытается пристроить «Дублинцев». Издатель сжигает тираж. Выпив с горя, Джойс покидает Ирландию.

1915-1919 Публикация первых глав «Улисса» в американском Little Review заканчивается процессом по обвинению в непристойности. Роман запрещен в США. В расстройстве Джойс едет в Париж пить любимый абсент.

1920-1929 Заканчивает «Улисса». Все тот же абсент в романе удостаивается самого страстного панегирика: «Мы все будем пить зеленый яд, и да заберет дьявол последнего из нас». Долгожданная слава. Пьет в компании Хемингуэя, Сэмюэла Бекетта и Эзры Паунда.

1930-1937 У Лючии шизофрения, она проведет в клинике 47 лет. Джойс уходит в запой. Суд выносит решение: «Улисс» - не порнография, можно издавать в США.

1938 - 1939 «Поминки по Финнегану». Название взято из ирландской баллады о любителе выпить, который разбился насмерть, но на поминках воскрес от запаха виски.

1940-1941 Перебирается в Швейцарию. Попадает в больницу с язвой желудка. Кровь для операции предлагают сдать два солдата из кантона Невшатель. «Хорошее предзнаменование, - говорит Джойс. - Я всегда любил тамошнее вино». 13 января Джойс умер, несмотря на удовлетворительное состояние после операции.

Джеймс Джойс – знаменитый ирландский писатель и поэт, считающийся одним из самых влиятельных авторов XX века. Мастер литературы, внесший вклад в развитие модернизма, прославился благодаря романам «Улисс», «Портрет художника в юности» и «Поминки по Финнегану», а также рассказами сборника «Дублинцы».

Детство и юность

Джеймс Августин Алоизий Джойс был уроженцем Ирландии. Он родился 2 февраля 1882 года в южном районе Дублина у Джона Станислава Джойса и Мэри Джейн Марри и был старшим из 15 детей. Семья будущего писателя происходила от фермеров и владельцев предприятия по добыче соли и извести, возможно, состояла в родстве с Дэниелом О"Коннеллом Освободителем, прославленным политиком 1-й половины XX века.

Не имея деловой хватки и навыков ведения бизнеса, отец будущего писателя часто менял работу. В 1893 году, после нескольких увольнений, он вышел на пенсию, которой не хватало на содержание многочисленной семьи, ушел в запой и занялся финансовыми махинациями.

Некоторое время Джон оплачивал учебу Джеймса в иезуитской школе-интернате, а когда деньги закончились, мальчик перешел на домашнее воспитание. В 1893 году благодаря старым связям отца будущий писатель получил место в колледже Бельведера, где присоединился к школьному церковному братству и познакомился с философией , до конца жизни сильно на него влиявшей.


В 1898 году Джеймс стал студентом Дублинского университетского колледжа и начал изучать английский, французский и итальянский языки. Юноша посещал литературные и театральные кружки, писал пьесы, материалы для местной газеты. В 1900 году хвалебная рецензия на книгу «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» стала 1-й публикацией в 2-недельном студенческом обзоре.

В 1901 году Джойс написал статью об ирландском литературном театре, которую университет отказался напечатать. Ее издали в городской газете "United Irishman", таким образом представив автора широкой публике.


По окончании колледжа Джойс отправился в Париж изучать медицину, которая оказалась слишком сложной для понимания и усвоения. Молодой человек пошел по стопам отца, часто менял профессии, пытаясь найти средства к существованию, много времени проводил в Национальной французской библиотеке, писал стихи. Вскоре он получил из дома известие о смертельной болезни матери и был вынужден вернуться в Дублин.

Книги

Творческая биография Джойса началась в 1904 году, когда он попытался опубликовать эссе под названием «Портрет художника». Материал не понравился издателям, и автор решил переработать его в роман «Герой Стивен», воспроизводивший события собственной юности, но вскоре забросил работу над произведением.


В 1907 году Джеймс вернулся к наброскам неоконченной книги и полностью их переработал, в результате чего в 1914 году на свет появился роман «Портрет художника в юности», повествующий о ранних годах жизни главного героя Стивена Дедала, очень похожего на самого писателя в молодости.

С 1906 года Джойс начал работу над сборником из 15 рассказов под названием «Дублинцы», в котором дал реалистичное изображение жизни среднего класса в столице и окрестностях в начале XX века. Эти зарисовки были сделаны, когда ирландский национализм пребывал на пике развития, они сосредоточены на идее Джойса о человеческом прозрении в поворотные моменты жизни и истории.


Композиция сборника разделена на 3 части: детство, юность и зрелость. Некоторые персонажи впоследствии перевоплотились во второстепенные образы романа «Улисс». Впервые Джойс попытался опубликовать «Дублинцев» в 1909 году на родине, но получил отказ. Борьба за выход в свет книги продолжалась до 1914 года, когда сборник, наконец, напечатали.

В 1907 году Джеймс сблизился с одним из своих учеников – Ароном Гектором Шмицем, евреем по национальности, писателем и драматургом, известным под псевдонимом Итало Свево, который стал прототипом героя нового романа «Улисс» Леопольда Блума. Работа над произведением началась в 1914 году и продолжалась 7 лет. Роман стал ключевым литературным трудом в истории англоязычного модернизма и библиографии писателя.


В «Улиссе» Джойс использовал поток сознания, пародию, шутки и другие приемы, чтобы представить персонажей. Действие новеллы ограничивалось одним днем, 16 июня 1904 года, и перекликалось с гомеровской «Одиссеей». Писатель перенес древнегреческих героев Улисса, Пенелопу и Телемаха в современный Дублин и воссоздал их в образах Леопольда Блума, его жены Молли Блум и Стивена Дедала, пародийно контрастировавших с оригинальными прототипами.

В книге исследовались различные сферы столичной жизни с упором на ее убогость и однообразие. Вместе с тем произведение является любовно детальным описанием города. Джойс утверждал, что, если Дублин будет разрушен в какой-то катастрофе, он может быть восстановлен, кирпич за кирпичом, по страницам романа.


Книга состоит из 18 глав, которые охватывают примерно один час дня. Каждый эпизод имел собственный литературный стиль и соотносился с определенным событием «Одиссеи». Основное действие происходило в умах персонажей и дополнялось сюжетами классической мифологии и порой навязчивыми внешними деталями.

Серийная публикация романа началась в марте 1918 года в нью-йоркском журнале «The Little Review», но через 2 года ее прекратили из-за обвинений в непристойности. В 1922 году книгу издали в Англии под патронажем редактора Харриет Шоу Уивер. Интересным является тот факт, что вскоре произведение запретили, и 500 экземпляров романа, отправленные в США, изъяли и сожгли на английской таможне.


Завершив работу над «Улиссом», Джойс был настолько истощен, что долгое время не писал ни строчки прозы. 10 марта 1923 года он вернулся к творчеству и начал работу над новым произведением. К 1926 году Джеймс закончил первые 2 части романа «Поминки по Финнегану», а в 1939-м книгу опубликовали полностью. Роман был написан на своеобразном и неясном английском языке, основанном, главным образом, на сложных многоуровневых каламбурах.

Реакция на произведение была неоднозначной. Многие критиковали книгу за нечитабельность и отсутствие единой нити повествования. Защитники романа, в числе которых был писатель Сэмюэл Беккет, говорили о значимости сюжета и целостности образов центральных героев. Сам Джойс сказал, что книга найдет идеального читателя, который будет страдать от бессонницы, и, завершив роман, обратится к первой странице и начнет снова.

Личная жизнь

В 1904 году Джойс встретил Нору Барнакл, женщину из Голуэя, работавшую горничной в гостинице. Молодые люди полюбили друг друга и вместе покинули Ирландию в поисках работы и счастья. Сначала пара обосновалась в Цюрихе, где Джеймс числился преподавателем в языковой школе. Затем Джойса отправили в Триест, бывший в то время частью Австро-Венгрии, и определили на должность учителя английского языка в классе, где готовили военно-морских офицеров.


В 1905 году Нора родила первого ребенка, мальчика, которого назвали Джоджио. В 1906-м, устав от монотонной жизни в Триесте, Джойс ненадолго переехал в Рим и устроился работать клерком в банк, однако и там ему не понравилось. Спустя полгода Джеймс вернулся к Норе в Австро-Венгрию и успел к рождению дочери Лючии в 1907-м.

Финансовое положение Джойса и Норы было тяжелым. Писатель не мог полностью посвятить себя творчеству, так как приходилось зарабатывать на жизнь. Он был представителем киноиндустрии, пытался импортировать в Триест ирландские ткани, делал переводы, давал частные уроки. Семья занимала одно из главных мест в личной жизни писателя, несмотря на все трудности, он до конца жизни оставался с Норой, которая стала его женой через 27 лет после знакомства.


В 1907 году у Джеймса начались проблемы со зрением, которые впоследствии потребовали более десятка хирургических операций. Были подозрения, что писатель и его дочь страдали шизофренией. Они обследовались у психиатра , который сделал заключение, что Джойс и Лючия - «два человека, направлявшиеся на дно реки, один нырял, а другая тонула».

В 1930-х годах денежные проблемы отступили на 2-й план благодаря знакомству Джойса с редактором журнала «Эгоист» Харриет Шоу Уивер. Она оказала финансовую поддержку семье писателя, а после его смерти оплатила похороны и стала распорядителем имущества.

Смерть

11 января 1941 года Джойс перенес операцию в Цюрихе по удалению язвы двенадцатиперстной кишки. На следующий день он впал в кому. 13 января 1941-го он проснулся в 2 часа ночи и попросил медсестру позвонить жене и сыну, прежде чем снова потерять сознание. Родственники находились в пути, когда писатель скончался, менее чем за месяц до собственного 59-летия. Причиной смерти стала прободная язва кишечника.


Джойса похоронили в Цюрихе на кладбище Флунтер. Первоначально тело было погребено в обычной могиле, но в 1966 году, после того как власти Дублина отказали родственникам в разрешении на перевоз останков на родину, на ее месте создали мемориал писателя. Через некоторое время рядом с гранитной доской, на которой высечены цитаты из произведений дублинского модерниста, поставили статую, поразительно похожую на автора «Улисса».

Цитаты

«Я всегда пишу о Дублине, потому что, если я могу постичь суть Дублина, я могу постичь суть всех городов на свете»
«Почувствовать красоту музыки - надо послушать ее дважды, а природы или женщины - с одного взгляда»
«Мысль, что не ты платишь за обед - лучший соус к обеду»
«Гений не делает ошибок. Его промахи – преднамеренные»

Библиография

  • 1904 - «Святая контора»
  • 1904-1914 – «Дублинцы»
  • 1912 – «Газ из горелки»
  • 1911-1914 - «Джакомо Джойс»
  • 1907-1914 – ««Портрет художника в юности»
  • 1914-1915 – «Изгнанники»
  • 1914-1921 - «Улисс»
  • 1922-1939 – «Поминки по Финнегану»

Джеймс Августин Алоизиус Джойс - ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.

Джеймс Джойс родился 2 февраля 1882 в Ратгаре (южная часть Дублина). Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности нашли отражение в его произведениях.

В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клейне, а затем, в 1893 г. - в дублинский колледж Бельведер, который закончил в 1897 г. Через год Джеймс поступил на учёбу в дублинский университет, который закончил в 1902г.

В 1900 г. вышла первая и он начинает писать первые лирические стихотворения. С 1916 года публиковался в литературном американском журнале «Литтл Ревью».

В возрасте 20 лет Джойс уехал в Париж, работал журналистом, учителем и т. д. Через год возвращается в Ирландию, из-за болезни матери. После смерти матери в 1904 году Джойс опять покинул родину (поселившись в Триесте), на этот раз вместе с горничной Норой Барнакл, на которой впоследствии (через 27 лет) женился.

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он работал над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса».

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением - романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939 году.

/ A Portrait of the Artist as a Young Man, который во многом был автобиографичен и описывал учёбу писателя в иезуитском пансионе.

«Тот, кто читал «Портрет художника в юности» Джеймса Джойса , наверняка помнит ужасающую начальную сцену, в которой маленького Стивена Дедалуса запугивает суеверный слуга. Он говорит мальчику, что, если тот не извинится за некий «грех», прилетят орлы и выклюют ему глаза. Стивен прячется под стол, но угроза продолжает пульсировать в его мозгу:

«Выклюют глаза - извинись - извинись - выклюют глаза...»

Исследователи Джойса считают этот эпизод автобиографическим. В одном раннем фрагменте из Джойса, приведённом в «Корнелловском собрании», также есть эпизод, в котором маленького Джойса пугают орлами, которые выклёвывают глаза. Когда Джойс начал писать романы, разоблачающие сексуальную сторону жизни католической Ирландии - великую непроизносимую тайну в этой стране, - он стал мишенью для такой кампании поношения, которой трудно найти аналог в истории литературы. В это время его начали беспокоить глаза. Он обращался к одному окулисту за другим, но каждый раз это давало лишь временное облегчение. Один из специалистов сказал, что проблема Джойса имеет психологические корни, но не смог предложить, что именно мешает ему видеть и как от этого избавиться. Другие сразу прибегали к скальпелю. За семнадцать лет Джойс перенёс одиннадцать операций и к концу жизни был признан слепым - хотя на самом деле не ослеп полностью».

Роберт Антон Уилсон , Квантовая психология, М., «София», 2006 г., с.132.

Наиболее знаменитое и вызвавшее многочисленные подражания произведение писателя - роман: Улисс / Ulysses, вышедший в 1922 году. Некоторые критики называли этот роман «энциклопедией модернизма».

А в более поздних «…в «Поминках по Финнегану» , желая изобразить «гром» или «крик на улице», обозначающий в высшей степени коллективное действие, Джеймс Джойс использует слово, сродни тем, что встречаются в древних манускриптах: «Падение (бабабадалгарагтакамминарроннконнброннтоннерронн
туоннтаннтроварроунаунскаунтухухурденентернак!)»

Маршалл Маклюэн, Галактика Гутенберга: становление человека печатающего, М., «Мир», 2005 г., с. 159.

«Виктор Гюго кинул лозунг: «Guerre au vocabulaire et paix a la syntaxe» - «Война словарю, мир синтаксису». Джеймс Джойс в период создания «Поминок по Финнегану» назвал бы лозунг Гюго плодом детской робости или просто трусости. Удивительное это произведение Джойса не пользуется популярностью, и есть все основания предполагать, что оно никогда популярным не станет. Если бы ему не предшествовал «Улисс» и ещё несколько книг, успевших прославить Джойса, не думаю, чтобы даже у самых пламенных его поклонников хватило бы мужества и охоты сохранять ему верность. Чтение «Поминок по Финнегану» требует самоотверженности, если только читатель не объят страстью комментатора. Джойс создал здесь свой собственный язык и вступил в конфликт не только с синтаксисом, но и с флексиями, фонетикой и традиционной формой слов. Он ставил перед собой - как он сам мне об этом рассказывал - грандиозную и дерзкую цель: сотворить новый язык для выражения вещей, до него в человеческой речи не выражавшихся. Для этого он черпал материал не только из английского во всех его вариантах, но ещё из других языков. Как все коктейли, и этот оказался чрезвычайно крепким напитком: по прочтении нескольких страниц начинает кружиться голова. Джойс со своим экспериментом был не первым и не единственным, всюду можно встретить такие пробы, в Польше этим занимался Виткаций, но, скорее, в шутку. Джойс же не позволял себе шутить такими вещами и считал свое творение величайшим из всех появившихся в нашу эпоху. Он, конечно, ошибался, но то была ошибка величественного масштаба…»

Ян Парандовский , Алхимия слова. Олимпийский диск, М., «Прогресс», 1982 г., с. 217.

«Как Джойс - он долгие годы диктовал свой заключительный роман «Поминки по Финнегану», совершенно непонятные тексты , и на расшифровку одной только главы из этого романа у польского исследователя М. Сломчиньского ушло двадцать лет... Джойс ослеп окончательно над этим своим трудом и вскоре умер. А разгадка этого непонятного текста, по-моему, ходит рядом - у бедного Джойса сошла с ума любимая дочь, и он попытался, может быть, написать роман её языком, языком, в котором все отдельные слова понятны, а вместе они не значат ничего - или значат всё. Попробуйте составить фразу, не значащую ничего. Не выйдет. Я как-то вставила в свою пьесу «Бифем» такие тексты. Но они просто обозначали помехи в микрофоне, неразборчивость. А Джойс написал целый роман!

Петрушевская Л.С. , Маленькая девочка из «Метрополя»: повести, рассказы, эссе, СПб, «Амфора», 2006 г., с. 19.

Джойс «... который заимствовал внутренний монолог, открытый Дежарденом, однако пошёл дальше него: «Джойс пошёл дальше. Ничего общего между внутренним монологом у него и у Дежардена. Он привнёс в него своё «я». Свой собственный мир... У него это получилось лучше...». (Sarraute Nathalie. Les Fruits d"Or. Paris, 1973. P. 130) . Внутренний монолог у Джойса в романе «Улисс» представляет собой аграмматический речевой поток, изображающий бессознательное Мэрион Блум, жены одного из главных героев, Леопольда Блума. Джойс не просто развивает здесь форму внутреннего монолога: он достигает такого мастерства, уровень которого не превзойден до сих пор. Перед нами картина хаотичного лавинообразного потока слов как образ воплощенного движения, свойственного нашему восприятию, где невозможно сделать остановку. И хотя Джойса и упрекали в непристойности самого предмета описания, так как речь здесь идет об эротических переживаниях, образ, им созданный, даёт такое потрясающее ощущение жизни, которому нет равных в литературе ни до Джойса, ни после него. Правильно заметила Вирджиния Вульф , прочитав роман «Улисс», «если мы хотим саму жизнь, то, несомненно, здесь она перед нами».

Черницкая Л.А., Инвариантность в художественном метатексте, СПб, «Реноме», 2016 г., с. 33-34.

Оценка М.И. Веллера - филолога по образованию: «Основа прозы - факт. Основа поэзии - чувство. Великие события и великие чувства лежат в основе литературы. «Илиада» - это отчёт художника об экспедиционной кампании героев. «Улисс» - это отчёт художника об одном дне из жизни микроба. Джойс объёмнее и эстетически богаче Гомера . Всем изощрённым арсеналом наработанных средств литература въелась в маленького человека: он тоже - глубок! интересен! велик! герой! Да: но тоже. Двести лет назад обращение к маленькому человеку и обыденному событию было открытием, поворотом, актом справедливости. Подзорную трубу повернули другим концом: какое богатство мелкой флоры и фауны! вот на каком уровне, оказывается, заложено бытие! И Акакий Акакиевич заслонил Вещего Олега, а чаепитие заглушило грохот сражений. Наступил новый этап. На этом этапе литературе рекомендовали обыденность: персонажей и событий, чувств и языка. А в чём искусство? А в сознании тонкой системы многозначных условностей, в том вкусе и красоте изложения, которые базируются на овладении традицией. Началось внутрисебясамогопереваривание: в замкнутом ограничениями пространстве предметом литературы стало развитие литературных средств. Что естественно привело к внутрисебясамопотреблению. […] То есть, как существует наука чистая и прикладная, образовались литература чистая и литература прикладная: одна для профессионалов, другая для всех потребителей».

Веллер М.И. , Слово и профессия, «Аст», 2008 г., с. 49.