Внешняя торговля ссср. Любимов, Исидор Евстигнеевич: биография Нарком внешней торговли ссср

Заместитель Сталина - * Лазарь Моисеевич Каганович
Министр иностранных дел - * Финкельштейн (Литвинов)
Внутренние дела - ГПУ - Янкель Ягода
Его заместитель - * Агранов Яков Саулович
Заместитель Верховного прокурора СССР и Верховный прокурор Красной Армии - * Розовский

Главное Управление Государственной Безопасности

Начальник Отдела Хозяйства - * Миронов Л. Г. Начальник Особого Отдела - * Гай М. И.
Начальник Заграничного Отдела - Слуцкий А. А.
Начальник Транспортного Отдела - * Шанин А. М.
Начальник Антирелигиозного Отдела - * Иоффе И. Л .
Начальник Главного Управления Милиции - * Вельский Л. Н.
Начальник Главного Управления Внутренней Безопасности - Могилевский Б. И.

Главное Управление концентрационными лагерями и ссыльными пунктами НКВД

Начальник Главного Управления - * Берман Яков Моисеевич
Его заместитель - * Фирин Самуил Яковлевич
Начальник концлагерей в Карелии - * Коган Самуил Львович
Начальник ГНУ Советской Украины - * Кациельсон С. Б.
Начальник концлагерей Северной области - * Финкельштейн
Начальник лагерей.Соловецких островов - * Серпуховский
Начальники областей в Московском районе: * Раппопорт, * Абрампольский, * Файвилович, * Зелегман, * Шкляр

Комиссариат внутренней торговли

* Венцер Израиль Н. И., заместитель наркома внутренней торговли СССР
* Левинсон Н. Н., заместитель наркома внутренней торговли
* Аронштам Григорий Наумович, начальник государственной торговой инспекции
* Беддеский Самуил В., начальник государственной торговли учебными пособиями
* Вешиер Лазарь Абрамович, начальник государственной торговли галантереей
* Гапелнн Израиль Е., начальник Свинтреста и московских столовых
* Гиттис Израиль Абрамович, начальник объединения московских столовых
* Гольдмая Давид М., начальник объединения столовых Донской области
* Гордон Лазарь Г., директор торговли промтоварами Московской области
* Гуревнч Н. Г., нарком внутренней торговли Белоруссии
* Гухман Соломон Исаакович, директор Мосторга
* Давидсон Вениамин А., начальник главного управления аукционами
* Зеленский Исаи Абрамович, председатель потребительской кооперации СССР и РСФСР
* Зюсман Г. А., начальник внутренней торговли Одесской области
* Каганович Л. Н., начальник Киевского отделения Союзпродмаг
* Каплан София, директор треста столовых в Москве
* Кремин Л. И., директор Белорусского треста торговли съестными припасами
* Нодель Вольф Абрамович, редактор газеты «Советская торговля»
* Сморгонский Ефим Моисеевич, начальник внутренней торгован в Баку
* Шалямэйзер X. Л., директор городской торговли в Ростове-на-Дону
* Шинкаревский Н. И., директор государственной торговли колониальными товарами
* Эпштейн Мейер Самуил., начальник Московского отделения внутренней торговли
* Рухимович А. Д., начальник главного управления металлургия
* Гуревич А. Д., начальник главного управления металлургической промышленности
* Каган И. Б., начальник главного управления угольной промышленности
* Израилович А. И., начальник главного управления газовой промышленности
* Гинсбург С. С. начальник главного управления строительной промышленности
* Гальперин Э, И., главный инженер азотной промышленности
* Биткер Г. С, начальник главного управления резиновой промышленности
* Бускин Д. А., директор Челябинского тракторного завода
* Шман А. М., начальник главного управления вагоностроения
* Альперовнч А. Н., начальник главного управления станкостроения
* Фигатнер И. Г., начальник рабочего сектора тяжелой промышленности
* Файнберг В. Г., начальник главного управления строительства горнорабочих машин
* Каган Б. Д., начальник треста «Продмашина»
* Фрумкин М. Л., начальник химического треста «Союзхимиластмасс»
* Биренцвейг М. Д., начальник заграничного треста наркомата тяжелой промышленности
* Израилович, главный инженер строительства сельскохозяйственных машин
* Слуцкий С. Б., начальник Азербайджанского нефтекомбината
* Розеноер С. Л., начальник нефтяного треста и газовой промышленности в Грозном
* Фалькович С. И., начальник машиностроительного завода в Краматорске
* Левенберг М. Г., главный инженер завода Орджоникидзе
* Шейман И. Б., директор паровозостроительного завода в Ворошиловграде
* Ицкахен И. И., директор турбогенераторного завода в Харькове
* Френкель А. М, директор алюминиевого комбината в Днепропетровске
* Злотчевский И. Е., директор Макеевского металлургического завода
* Гранберг Л. И., начальник мастерских завода им. Дзержинского
* Равякович Е. М., начальник мастерских Тульского оружейного
* Брускин А., второй заместитель наркома тяжелой промышленности

Народный комиссариат продовольствия

* Беленький М. Н, заместитель наркома продовольствия
* Дукор Г И., начальник финансового отдела
* Шаган, начальник планово-хозяйственного отдела
* Стрнковский Л. С, начальник главного управления мясной промышленности
* Гибер Б. В., начальник главного управления маслопромышленности
* Бронштейн Г. А., начальник главного управления молочной промышленности
* Марголин Г. С, начальник главного управления производства маргарина
* Глинский А. Л., начальник винокуренной промышленности
* Заводник И. С, начальник главного управления макаронной промышленности
* Кисин А. А., начальник главного управления по выделке дрожжей
* Зимин М. И., уполномоченный комиссариата продовольствия для Ленинграда
* Николаевский Л. С, уполномоченный комиссариата продовольствия на Украине
* Брейтман А. С, управляющий Украинским консервным трестом

Народный комиссариат обороны

* Гамарник Янкель, глава политического контроля Вооруженных Сил
* Шифрис А. Л., начальник Военно-интендантской академии
* Штерн Г. И., особоуполномоченный военного комиссариата
* Гекеер С. А., начальник отдела иностранных сношений в военном комиссариате
* Казанский Е. С, начальник главного управления мобилизации РККА
* Фишмар Я. М., начальник химического управления РККА
* Ашлей П. М., начальник финансового управления НКК

* Роговскян Н. И., начальник Военно-хозяйственного управления РККА
* Лайда М. М., главный редактор газеты «Красная заезда»
* Туровский С. Я., начальник политуправления Воздушны! Сил
* Германович М. Я., заместитель начальника политчасти Се». Кавказского военного округа
* Урицкий С. Б., начальник политотдела Закавказского военного округа
* Таиров Г. А., начальник политчасти (Сибирского военного округа.
* Аронштам Л. Н.. начальник политчасти Дальневосточной армии.
* Рабинович (Гришин) А. С, начальник политчасти Балтийского флота.

Внешняя торговля СССР

* Розелгольц А. П., нарком внешней торговли СССР
При нем, согласно сообщению «Известий» от 8 май 1936 года. образован «совещательный комитет», в который вошли как члены 34 еврея. Главнейшие из них:

* Барит Я. М.. главные бухгалтер комиссариата внешней торговля
* Геидин Я. М.. начальник управления импорта Внешторга
* Танц М. И., начальник планового сектора Внешторга
* Рабинович Ф. Я., начальник экспортного управления Внешторга
* Иевин М. И., начальник сектора торгпредств при Внешторге

КОМАНДНЫЙ СОСТАВ ОГПУ /НКВД/

Нарком внутренних дел СССР - Ягода Генрих Григорьевич
Первый заместитель - Агранов /Сорензон/Яков Саулович

Главное управление лагерей и поселений НКВД

Начальник - Берман Яков Матвеевич
Начальник и заместитель вольнопоселенческого управления НКВД - Ферин Самуил Яковлевич
Начальник лагерей и поселений на территории Карельской АССР, одновременно начальник беломорского политического лагеря - Коган Самуил Леонидович
Начальник лагерей и поселений Свердловской области - Погребинский
Начальник лагерей и поселений Северного края - Финкельштейн
Начальник лагерей и поселений Западной Сибири - Сабо
Начальник лагерей и поселений Казахстана - Волин Начальник СЛОН /Соловецкого лагеря особого назначения/ - Серпуховский
Начальник Верхне-Уральского политического изолятора особого назначения - Мезнер
Начальник лагеря в Ленинградской области - Ваковский
Начальник лагеря в Аэово-Черноморском районе - Фридберг
Начальник лагеря в Саратовской области - Пиляр
Начальник лагеря в Сталинградской области - Райский
Начальник лагеря в Горьковской области - Абрампольский
Начальник лагеря на Северном Кавказе - Айвилович
Начальник лагеря в Башкирии - Зелигман
Начальник лагеря в Восточно-Сибирской области - Троицкий
Начальник лагеря в Средне-Азиатском районе - Круковский
Начальник лагеря на Украине - Белицкий
Начальник лагеря в Белоруссии - Леплевский

25.11.2015

90 лет назад , 18 ноября 1925 г. был создан Наркомат внешней и внутренней торговли СССР (Наркомторг СССР). Ведомство было образовано путем объединения Наркомата внешней торговли СССР и Наркомата внутренней торговли СССР.

В 1930 г. Наркомторг СССР был реорганизован: из него был выделен Наркомат внешней торговли СССР и Наркомат снабжения СССР.

Архивный фонд «Народный комиссариат внешней и внутренней торговли (Наркомторг) СССР» (1925 - 1930, 11683 ед. хр.) хранится в РГАЭ (Ф. 5240).

В фондах РГАЭ богато представлена история ведомства:

Ф. 413. «Министерство внешней торговли СССР (Минвнешторг СССР)» (1917 - 1988, 18401 ед. хр.)

Ф. 272. «Всесоюзное объединение по экспорту животного сырья и отходов (Разноэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1930, 7 ед. хр.)

Ф. 4433. «Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами (Торгсин) Наркомвнешторга СССР» (1931 - 1935, 177 ед. хр.)

Ф. 8336. «Всесоюзное объединение по импорту цветных металлов в СССР (Цветметимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1927 - 1931, 103 ед. хр.)

Ф. 8340. «Всесоюзное объединение по импорту оборудования, сырья и полуфабрикатов для электропромышленности и электростроительства (Электроимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1926 - 1934, 96 ед. хр.)

Ф. 4079. «Всесоюзное объединение по импорту химических товаров для отраслей промышленности и специального оборудования для химических производств (Химимпорт) Наркомвнешторга СССР» (1926 - 1932, 197 ед. хр.)

Ф. 8345. «Всесоюзное объединение по экспорту кустарно-художественных изделий и ковров (Ковкустэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1928 - 1936, 148 ед. хр.)

Ф. 8397. «Всесоюзный государственный трест звероводческого хозяйства (Союззверовод) Главного управления пушно-мехового и охотничьего хозяйства "Главпушнина" Наркомвнешторга СССР» (1932 - 1936, 122 ед. хр.)

Ф. 289. «Главное управление пушно-мехового хозяйства (Главпушнина) Наркомвнешторга СССР» (1934 - 1936, 1939 - 1944, 149 ед. хр.)

Ф. 4344. «Всесоюзное объединение по заготовке второстепенного экспортного сельскохозяйственного сырья и новых видов экспортных товаров (Союззаготэкспорт) Наркомвнешторга СССР» (1929 - 1933, 507 ед. хр.)

Ф. 4039. «Государственная импортно-экспортная торговая контора (Госторг РСФСР) Наркомвнешторга РСФСР и управление уполномоченного Наркомвнешторга РСФСР по реорганизации Госторга РСФСР» (1922 - 1930, 7284 ед. хр.)

Ф. 6882. «Государственное объединенное правление (объединение) по нефтеторговле за границей (Нефтэкспорт) Наркомвнешторга РСФСР» (1922, 24 ед. хр.)

Ф. 8151. «Комиссия по внутренней торговле при СТО СССР и Народный комиссариат внутренней торговли СССР» (1922 - 1925, 1706 ед. хр.)

Ф. 3600. «Всесоюзный совет съездов биржевой торговли при Наркомвнешторге СССР» (1923 - 1930, 966 ед. хр.)

Ф. 8197. «Управление государственной хлебной инспекции (ГХИ) Наркомвнешторга СССР» (1923 - 1930, 97 ед. хр.)

Заместителя наркома внешней торговли РСФСР в 1920 - 1922 гг., наркома внутренней торговли СССР в 1922 - 1924 гг. А.М. Лежавы (1870 - 1937) (РГАЭ. Ф. 92);

Заместителя наркома внешней торговли РСФСР в 1921 - 1922 гг. И.И. Радченко (1874 - 1942) (РГАЭ. Ф. 9455);

Заместителя наркома внешней и внутренней торговли СССР в 1927 - 1930 гг., наркома внутренней торговли РСФСР в 1934 - 1937 гг. Хинчука Л.М. (1868 - 1939) (РГАЭ. Ф. 4269).

ВКонтакте Facebook Одноклассники

ГМВТ устояла до 80-х годов, потому что все споры по внешнеторговым сделкам решались по законам СССР

Вторая половина 1920-х годов - время сворачивания НЭПа и подготовки к социалистической индустриализации. Новые задачи потребовали дальнейшего развития и совершенствования организационных форм советской внешней торговли. Важной вехой в перестройке организации внешней торговли СССР стал октябрьский пленум ЦК ВКП(б) в 1925 году. Он наметил следующую линию в этой области: «...сохраняя в неприкосновенности систему монополии внешней торговли, мы должны вместе с тем приспособить к изменяющимся хозяйственным условиям и задачам Союза формы организации внешней торговли при обязательном сохранении абсолютного единства всех действующих за границей советских органов... Мероприятия должны идти по следующим линиям: а) сохранение системы монополии внешней торговли; б) создание более гибкой системы специальных торговых организаций, упрощение, удешевление торгового аппарата...».

Одним из мероприятий по обеспечению единства работы заготовительных, закупочных и внешнеторговых органов в этот период было создание в 1925 году объединенного Наркомата внутренней и внешней торговли.

Было принято решение создать специализированные внешнеторговые акционерные общества , которые должны были обслуживать отдельные отрасли народного хозяйства. Акционерные общества специализировались на операциях по определенной номенклатуре товаров: хлеб, нефть, металлы, электротовары, химические товары, кожа и так далее. Акционерные общества позволили в значительной мере устранить раздробленность и параллелизм в экспорте, хотя они не являлись, как правило, монопольными экспортерами или импортерами данного товара. Хотя они назывались акционерными, но почти все акции принадлежали государственным организациям, в некоторых случаях допускалось участие кооперативных организаций. Например, в А/О «Экспортхлеб» учредителями и главными акционерами являлись Наркомат торговли СССР, Госбанк СССР, Центросоюз, «Хлебопродукт», «Сельхозсоюз» и «Всекобанк». Другими акционерами являлись Госторг РСФСР, «Укргосторг», «Льноцентр», АРКОС, «Укрхлеб», «Хлебоцентр», «Украинобанк», «Вукоспилка», «Масложирсиндикат». Акционерный капитал общества составлял 5 миллионов рублей. Государственные акционерные общества были специфической формой привлечения накоплений государственных и кооперативных предприятий и их использования для развития советской внешней торговли.

Синдикаты . Право самостоятельного выступления на внешнем рынке получили также синдикаты - организации, объединявшие торговую и финансовую деятельность трестов данной отрасли. Наиболее известные из них - «Нефтесиндикат» и «Спичсиндикат».

С развитием внешнеторговых операций государственных акционерных обществ и синдикатов снизилась роль других государственных и кооперативных внешнеторговых организаций. Доля Госторгов и других госорганов (за исключением акционерных обществ) в период с 1924/25 по 1926/27 годы снизилась (%): по экспорту - с 47,3 до 34; по импорту - с 86,8 до 54,1. За это же время доля государственных акционерных обществ выросла (%) по экспорту с 31,6 до 59,9, а по импорту - с 6,3 до 34.

ГМВТ с 1930 года до перестройки второй половины 1980-х годов

В конце 1920-х годов в СССР сложилась система централизованного управления экономикой на плановой основе, многоукладный характер экономики стал уходить в прошлое. Возникла необходимость новой реорганизации системы внешней торговли СССР.

Если раньше главной задачей внешнеторговых организаций была мобилизация экспортных ресурсов, то теперь их главной задачей стала реализация товаров на внешнем рынке. Коренная реформа кредитной системы потребовала отмены некоторых устаревших форм мобилизации денежных средств - например, акционерных обществ.

В связи с этим в 1930 году основные реформы в области организации внешней торговли были проведены по следующим линиям:

Создание монопольных экспортно-импортных объединений;
- разграничение функций по заготовке товаров и по их экспорту;
- разделение Наркомата торговли на два самостоятельных ведомства: Наркомат снабжения СССР и Наркомат внешней торговли СССР.

С тех пор на протяжении более половины столетия система внешней торговли СССР продолжала базироваться на государственной монополии и никаких принципиальных перестроек не претерпевала. Были лишь некоторые незначительные изменения. Например, после войны Наркомат внешней торговли (как и все другие наркоматы) был переименован в министерство. В 1953 году два союзных министерства - внешней и внутренней торговли - слились в министерство внешней и внутренней торговли (как это было в 1925-1930 годах). Однако через пять лет, в 1958 году, опять произошло разделение на два министерства. Министерство внешней торговли СССР в таком виде просуществовало до развала Советского Союза в декабре 1991 года. Можно еще добавить, что после войны появилась государственная система внешнеэкономических связей, которая вобрала в себя и государственную систему внешней торговли. Был создан Государственный комитет по внешним экономическим связям , который вместе с министерством внешней торговли осуществлял управление системой внешних экономических связей СССР.

Государственная система внешней торговли СССР после 1930 года

В организационном плане государственная система внешней торговли СССР после 1930 года стала состоять из следующих основных элементов:

Наркомат (Министерство) внешней торговли СССР,
- торговые представительства СССР за границей,
- всесоюзные экспортно-импортные объединения,
- Главное таможенное управление (перешло в систему МВТ СССР согласно Таможенному кодексу 1964 года).

Кроме того, в систему внешней торговли СССР также входила Всесоюзная торговая палата СССР (ВТП). Формально палата имела статус общественной организации, но фактически действовала в тесном взаимодействии с Наркоматом (министерством) внешней торговли, оказывая содействие расширению внешней торговли СССР. В частности, ВТП организовывала советские выставки за рубежом и иностранные выставки в СССР.

Что касается Наркомата (министерства) внешней торговли СССР , то ведомство имело центральный аппарат и уполномоченных в различных районах СССР. К основным его функциям относились:

1) разработка и осуществление мероприятий по развитию экономических связей и улучшению торговли Советского Союза с иностранными государствами;
2) составление планов внешней торговли и обеспечение их выполнения;
3) разработка проектов торговых соглашений с иностранными государствами и контроль за выполнением этих соглашений;
4) руководство деятельностью и контроль за операциями подведомственных министерству внешнеторговых и хозяйственных предприятий;
5) разработка вопросов валютной и таможенной политики и выдача лицензий на ввоз и вывоз товаров;
6) руководство работой по внешнеторговому транспорту, фрахтованию судов и транспортно-экспедиторскому делу;
7) заведование таможенным делом.

Для выполнения возложенных на него функций Наркомат (министерство) внешней торговли находился в тесном взаимодействии с Госпланом СССР (планирование внешней торговли), Министерством иностранных дел СССР (разработка мер по улучшению внешней торговли с отдельными странами), «Внешторгбанком» и Госбанком СССР (расчеты по внешней торговле и разработка валютной политики), подведомственными всесоюзными экспортно-импортными объединениями.

Всесоюзные экспортно-импортные объединения были основным «рабочим» звеном системы внешней торговли СССР. К началу 1980-х гг. в стране имелось около 50 таких объединений, которые специализировались на тех или иных видах товаров. Что это за объединения? В области торговли машинами, оборудованием, транспортными средствами: «Техноэкспорт», «Машиноэкспорт», «Машиноимпорт», «Станкоимпорт», «Технопромимпорт», «Автоэкспорт», «Судоимпорт», «Авиаэкспорт», «Тракторэкспорт» и некоторые другие. В области торговли промышленным сырьем: «Промсырьеимпорт», «Разноимпорт», «Союзпромэкспорт», «Экспортлес» и другие. В области торговли продовольствием: «Экспортхлеб», «Плодинторг», «Плодоимпорт» и др. Три объединения специализировалось на оказании транспортных услуг: «Софрахт», «Союзвнештранс», «Автовнештранс». Были и некоторые специфические объединения, которые были связаны с торговлей предметами культурного назначения: «Международная книга», «Совэкспортфильм».

Объединения действовали на принципах хозрасчета. В соответствии с планами экспорта и импорта объединения получали от советских хозяйственных организаций товары по государственным оптовым ценам (без налога с оборота) и передавали им импортные товары по установленным ценам. Объединения обладали уставным капиталом, в пределах которого они могли нести ответственность. Объединения обладали ограниченной ответственностью в том смысле, что они не отвечали по требованиям нерезидентов, предъявлявшихся к Советскому государству, и, наоборот, государство не отвечало по требованиям иностранных фирм к объединениям. В первые годы своей деятельности объединения совершали экспортно-импортные операции почти исключительно через торгпредства. Сделки, как правило, заключались за границей, что создавало множество неудобств. После того как были достигнуты решающие успехи в социалистической индустриализации страны и укреплена технико-экономическая независимость СССР от капиталистических стран, торговая практика объединений была перестроена. Заключение сделок было перенесено в Советский Союз. Так, если в 1934 году в Москве было заключено лишь 8,1% всех импортных сделок, то в 1935 году их доля возросла до 76,3%. Это мероприятие позволило сократить расходы в иностранной валюте на содержание аппарата за границей, повысить международное значение Госбанка и «Внешторгбанка». Но, самое главное, согласно сложившейся практике все споры по внешнеторговым сделкам должны решаться по законам страны, в которой было подписано соглашение. Стало быть, споры решались по законам СССР.

В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

  • 19 декабря 1927 - 25 июня 1937 - член ЦК ВКП(б).
  • 1928 - в период расцвета кооперативного движения по заказу И. Любимова проводится международный конкурс на строительство здания Центросоюза в Москве, величественное здание было построено в 1929-1931 гг. по проекту знаменитого Ле Корбюзье. Во время голодного 1932 года строительство здания Центросоюза был приостановлено и окончено в 1933-1936 гг. В 1932 году был создан Наркомлегпром СССР, который возглавил Любимов. Поэтому здание Центросоюза было отдано наркомату лёгкой промышленности.

Во главе внешней торговли

  • 11.1930 - 1931 - заместитель народного комиссара внешней и внутренней торговли СССР.
  • 11.1930 - 1931 - торговый представитель СССР в Германии, руководитель Торгпредств и внешней торговли в Европе.

В это время И. Любимов был на важнейших постах в системе внешней торговле - в период разворачивающейся индустриализации в стране через него заключались контракты на поставку в СССР оборудования и целых заводов, осуществлялся экспорт хлеба. Работать Любимову пришлось в сложные годы начавшегося мирового кризиса: достаточно сказать, что мировые цены на пшеницу, основной экспортный товар СССР, упали в эти годы в несколько раз.

Нарком лёгкой промышленности СССР

  • 5 января 1932 - создан Наркомат лёгкой промышленности СССР.
  • 5 января 1932 - 7 сентября 1937 - народный комиссар лёгкой промышленности СССР.
  • 9 - 12 апреля 1932 - в Вичуге, одном из главных текстильных центров России, произошла крупнейшая в сталинский период стачка, которая сопровождалась уличными стычками и погромами учреждений власти.

В 1937 году «расследование» Ежовым «чрезвычайно важных вичугских событий» запустит репрессивный механизм в центральном аппарате Наркомлегпрома, в жернова которого попадёт и И. Любимов.

  • 4 февраля 1934 - выступление наркома И. Любимова на XVII съезде ВКП(б).

Из доклада Любимова:

«В течение второй пятилетки продукция легкой промышленности должна возрасти, с учетом поправок, которые я хочу внести съезду, в 2,5 раза против уровня производства, достигнутого в 1932 г. Рост продукции, как видите, колоссальный. Легкая промышленность во втором пятилетии вступает в новый этап невиданно высоких темпов ежегодного прироста продукции. По объему производства продукции легкой промышленности, предусмотренного по второму пятилетнему плану, Советский Союз выходит на одно из первых мест в Европе, догоняя Америку. Учтя поправки, хлопчатобумажных тканей мы должны выпустить в 1937 г. 5 млрд м с лишним против 2 534 млн м в 1932 г., то есть в итоге второй пятилетки достигается удвоение выпуска хлопчатобумажных тканей. Шерстяных тканей мы в 1937 г. должны выпустить 220 млн м против 91 млн м в 1932 г., что составит рост в 2,5 раза. Льняных тканей должно быть выработано 560 млн м против 130 млн м в 1932 г., то есть рост в 4 с лишком раза. Обуви надо выработать в 1937 г. 160 млн пар против 73 млн в 1932 г., то есть рост более чем в 2 раза. Свыше чем в 2 раза возрастает выпуск стекольных и фарфоровых изделий, свыше чем в 2 раза возрастает выпуск швейных изделий, свыше чем в 4 раза возрастает выпуск трикотажных изделий и т. д.»

«Большая программа технической реконструкции предусматривается планом второй пятилетки в области ткачества в хлопчатобумажной промышленности. От применяющихся в настоящее время неавтоматизированных ткацких станков системы „Платт“ мы переходим к вооружению хлопчатобумажной промышленности ткацкими автоматами и к автоматизации действующих ткацких станков. В области автоматизации ткачества наши инженеры дали ряд ценнейших изобретений, дающих серьёзные основания считать, что уже в ближайшие годы тип автоматического ткацкого станка системы производства нашего Союза будет одним из лучших. Все вновь строящиеся предприятия хлопчатобумажной промышленности оборудуются автоматическими ткацкими станками, и проводится широкая программа мер по автоматизации действующих ткацких станков. Процент автоматических и автоматизированных станков в хлопчатобумажной промышленности к концу второй пятилетки доводится примерно до 50 против 10-12 в 1932 г. Автоматизация ткачества значительно сокращает потребность в рабочей силе для развивающейся хлопчатобумажной промышленности»

«В качестве иллюстрации, показывающей, в какой мере возрастают наши требования на оборудование, я укажу, что против 100 млн руб. технологического оборудования, предлагаемого Наркомтяжпромом для легкой промышленности в 1934 г., нам в 1935 г. необходимо будет одного технологического оборудования на сумму свыше 500 млн руб»

«В течение первой пятилетки в легкую промышленность было вложено 1 200 млн руб. В работу было пущено свыше 200 новых предприятий. В течение второй пятилетки в легкую промышленность вкладывается свыше 9 млрд руб. Как видите, рост капиталовложений - исключительно высокий». «Основные объекты строительства легкой промышленности в течение второго пятилетия указаны в тезисах основных докладчиков, представленных съезду, и даны в большом развернутом виде в докладе товарища Куйбышева. Из тезисов и из доклада товарища Куйбышева вы видели, что основная масса капиталовложений по легкой промышленности направляется в национальные и так называемые промышленно отсталые районы. В течение второго пятилетия мы должны провести громадную программу строительства новых предприятий в сырьевых районах и районах потребления».

Увеличение производства продуктов питания, естественно, влекло за собой много самых различных вопросов, связанных с производством и заготовкой сельскохозяйственного сырья и продажей населению пищевых продуктов. Большую роль в этом играла потребительская кооперация. Назревал вопрос о необходимости сконцентрировать руководство всем этим делом у одного лица.

Сталин предложил мне стать заместителем Председателя СНК СССР, оставаясь по совместительству наркомом пищевой промышленности, с тем чтобы я как зампред сосредоточил указанные вопросы в своих руках. 22 июля 1937 г. Постановлением ЦИК я был утвержден в этой должности.

Заместителем Председателя СНК, а затем Совета Министров СССР в общей сложности я проработал 27 лет, в том числе первым заместителем с февраля 1955 по июль 1964 г. На выборах в Верховный Совет СССР в декабре 1937 г. я был избран по рекомендации Сталина депутатом в Совет Национальностей по 126-му округу Еревана и выдвигался от этого округа вплоть до 1974 г. В Верховный Совет РСФСР меня выбирали в Ростове-на-Дону.

Уже через несколько месяцев после моего назначения стало ясно, что совмещать эти две должности трудно и, по существу, нецелесообразно. В январе 1938 г., на первой сессии Верховного Совета СССР первого созыва, я был утвержден в должности заместителя Председателя СНК СССР с освобождением от обязанностей наркома пищевой промышленности.

Весной 1938 г. мои функции как зампреда были четко определены. В Постановлении СНК СССР от 14 апреля было записано: «Обязать заместителя Председателя СНК СССР тов. Микояна сосредоточиться на вопросах товарооборота, на улучшении работы Наркомторга и, в особенности, Центросоюза, на улучшении работы Наркомлегпрома СССР, Наркомпищепрома СССР, Наркомзага и Наркомлегпромов союзных республик, освободив его от других обязанностей». Вопросы внешней торговли были вне моей сферы контроля.

У нас с Розенгольцем были нормальные отношения, но сухие. Он никогда не обращался ко мне ни за советом, ни за информацией. Я также избегал бесед с ним.

Сталин добился того, что вопросы внешней торговли даже в Госплане и Совнаркоме подробно не рассматривались. Розенгольц один ходил к Сталину с планами, главным образом с валютным планом и планом валютных накоплений. Сталин одобрял это, и Розенгольц строго руководствовался указаниями Сталина, входил в Госплан и Совнарком со своим планом. Все решалось в тайне от них. Сам Розенгольц очень был доволен такой обстановкой. Он работал неплохо как чиновник. Это его устраивало, устраивал такой способ решения вопросов, потому что никакой критики в отношении этих планов не имело места, ибо никто не присутствовал при их обсуждении. Не было и никаких жалоб. Сталин одобрял планы, составленные Розенгольцем самостоятельно.

Розенгольц ввел в наркомате порядок послушания и исполнения, вместо того чтобы пользоваться методом обсуждения вопроса на коллегии, с активом работников наркомата. Работники, которых я хорошо знал, проявляли недовольство, что совсем другой стиль работы стал, что нарком не слушает, не терпит возражений.

И вдруг в конце 1937 г. Розенгольц был арестован «как бывший троцкист и теперь имевший отношение к троцкистской деятельности». Он действительно когда-то голосовал за Троцкого, но был предан Сталину и никакого отношения к троцкистской группировке давно уже не имел. Я удивлялся только, что делал Сталин с людьми, которые честно работали для советской власти.

Как-то осенью, в 1938 г., часов в 9 вечера, когда я находился в Совнаркоме, позвонил Поскребышев и сказал, что Сталин с Молотовым находятся в ложе Большого театра и Сталин просит меня зайти туда. Шла опера «Иван Сусанин». Сталин очень любил эту оперу, и мы с ним раз восемь или девять были на ней. Сначала мне нравилось, а потом надоело.

Я никак не мог догадаться, по какой причине меня приглашают. Надо сказать, по сравнению с тем, что было раньше, в 1938 г. Сталин редко вызывал меня лично. Он чувствовал, что я тяжело переношу те репрессии, которые он применял в отношении руководящих кадров и вообще в стране. Возможно, поэтому он стал относиться ко мне несколько холоднее. К тому же в это время перестали устраивать регулярные заседания Политбюро, как это было раньше (каждый четверг с 12 до 5-6 часов дня). Вместо этого 2-3 раза в месяц устраивались совещания узкого состава Политбюро, как правило, без предварительной повестки. В этих заседаниях я участвовал.

В антракте Сталин мне говорит: «Ты знаешь, что после ареста Розенгольца исполнение обязанностей наркома было возложено на Судьина, который до этого занимал должность зампредседателя Госконтроля. Оказалось, что и он замешан во вредительстве. Тогда мы решили взять человека со стороны и сделали и.о. наркома Чвялева, который до этого работал директором Института внешней торговли в Ленинграде. И очень удивлены - Чвялев, которого мы взяли, казалось, умный, честный человек, молодой, - он также участвует во вредительской антисоветской группировке». (Я не понимал, почему он меня об этом информирует.) Сталин продолжал: «Чвялева нельзя терпеть во главе наркомата. Меркалов - его заместитель - тоже подозрительный человек. Возможно, он также с ними вместе. Ты не мог бы взять на себя исполнение обязанностей наркома внешней торговли с исполнением обязанностей зам. Председателя Совнаркома? Резервы исчерпаны у нас, а ты и дело, и людей знаешь, и дело поправишь быстро».

Я сказал, что у меня очень много обязанностей получается и все их надо исполнять. Поэтому мне очень трудно давать согласие, хотя я и не возражаю, если ЦК считает это необходимым. Он сказал: «Надо. Ты справишься. Ты не обязан в мелочи вникать. Подберешь людей, ими будешь руководить, и дело пойдет. Только строго прими дела от Чвялева, используй приемку дела для необходимой проверки состояния дел в наркомате, все недостатки выяви и какие люди вредят, чтобы от них избавиться. А потом, после сдачи дел, мы арестуем Чвялева, а через некоторое время, возможно, и Меркалова.»

Подумав, я сказал, что, если ЦК считает необходимым, я не возражаю, но прошу две вещи: освободить меня от руководства наркоматами пищевой и легкой промышленности, внутренней торговли и заготовок, чтобы я мог целиком сосредоточиться на работе Наркомата внешней торговли, потому что дела там действительно развалены; вторая просьба - прекратить аресты работников Внешторга. Я знаю со слов работников наркомата, что там арестовано много не только руководителей, но и средних работников. Многими овладел страх. Люди боятся проявить инициативу, активность, чтобы это не сочли за вредительство. В наркомате господствует паника, перестраховка. В таких условиях мне трудно будет заставить людей работать активно, в интересах государства. «Вообще, добавил я, - нельзя арестовывать работников наркомата без согласования этого вопроса с наркомом».

Сталин сказал: «По первому вопросу нет надобности освобождать тебя от тех обязанностей, которые возложены на тебя как заместителя Председателя Совнаркома: настолько ты хорошо знаешь работу этих наркоматов, так много у тебя энергии, что вполне можешь совмещать и эту работу и работу во Внешторге. Так что эта твоя просьба не будет удовлетворена. (Я не стал возражать против этого, промолчал.) Что касается твоей второй просьбы, - продолжал Сталин, - то ты, пожалуй, прав. Чтобы создать хорошую атмосферу для твоей работы, дадим указание НКВД прекратить всякие аресты работников Внешторга. В отношении согласования вопроса ареста работников наркоматов с наркомами - подумаем».

Сталин не мог не понять, что вопрос этот был важен и в той обстановке совершенно необходим. С 1 декабря 1938 г. было установлено, что разрешение на арест работников союзных и республиканских наркоматов, а также приравненных к ним учреждений дается по согласованию с соответствующим наркомом или начальником учреждения.

Я прибыл в наркомат, образовал подкомиссии, стал выслушивать доклады о состоянии дел. Недостатков было много.

Состояние дел оказалось хуже, чем я мог предположить. В наркомате из 46 человек, которые начиная с 1930 г. в разное время были заместителями наркома или членами коллегии, не оказалось ни одного. Все были репрессированы: большинство на работе в самом наркомате, другие - после выдвижения на иную работу. Это были, как правило, крупные, хорошо подготовленные работники.

Особенно тяжелым положение в Наркомвнешторге стало, когда 14 июня 1937 г. с должности наркома был снят Розенгольц. Из заместителей наркома я застал одного Кушарова, да и тот пришел в наркомат лишь за три месяца до моего назначения.

Из 21 объединения в десяти не было председателей, во многих управлениях и отделах взамен снятых кадровых работников были назначены совсем неопытные работники. В 15 странах из 25, с которыми были торговые связи, должности торгпредов были вакантны из-за того, что кадровые работники были сняты. Не было торгпредов в Бельгии, Греции, Дании, Италии, Иране, Китае, Литве, Монголии, Туве, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швеции, Японии.

Комиссия по приемке дел наркомата выявила много недостатков. В ходе ее работы отдельные факты, когда их оспаривали работники аппарата, я поручал перепроверять. Я просил, чтобы проверка проводилась строго, но объективно, чтобы не искажались факты и чтобы не использовались недостатки для шельмования работников наркомата.

Зная, что Чвялев снят, комиссия все вскрываемые недостатки возлагала на него. Тактика была понятной, но, конечно, нарком не мог отвечать за все. Но так поступали сознательно, стараясь спасти других работников, ибо вскрытые недостатки не были последствием какого-то вредительства, а были лишь результатом шараханья из одной стороны в другую в силу сложившихся ненормальных условий.

Будучи поставлен перед фактами, установленными комиссией, бывший нарком Чвялев объяснил их тем, что он «малоопытный работник во внешней торговле». Он действительно не имел практического опыта, а одного высшего образования оказалось мало.

Положение в деле руководства наркоматом за указанные годы усугублялось еще и тем, что в 1934 г. в наркоматах были ликвидированы коллегии, как указывалось в Постановлении ЦИК и СНК, «в целях обеспечения конкретного руководства». Однако жизнь довольно скоро показала несостоятельность и несуразность упразднения коллегий, и они были восстановлены. Уже один этот факт показывает, насколько иногда по-диктаторски относился Сталин к решению крупных организационных вопросов построения государственного и хозяйственного аппарата в стране.

Мне удалось в течение менее чем года внушить работникам Внешторга уверенность в своем положении, в том, что они будут защищены, что критика не будет вызывать репрессий. Наркомат начал вставать на ноги.

Надо сказать, что Сталин сдержал свое слово и в течение десяти лет, до 1948-1949 гг., арестов в Наркомате внешней торговли не было. Единственным исключением было дело, затеянное Абакумовым почти через десять лет против председателя а/о «Экспортлес» Герасимова, который в войну работал уполномоченным Внешторга в Архангельске по разгрузке и приемке, а также отправке по назначению поступавших из-за границы грузов и вооружения. Работал он энергично, хорошо. К нему на помощь в трудные минуты я иногда направлял Папанина, популярного человека в стране, чтобы он своим авторитетом активизировал работу грузчиков по разгрузке товаров и вооружения в тяжелейших условиях Севера. Папанин был уполномоченным ГКО, и его умение найти подход к портовым людям много помогало работе.

Мне Сталин сказал тогда, что поступил какой-то материал на Герасимова и что пройти мимо этого материала нельзя. Я попросил его дать мне возможность разобраться в этом деле самому, потом доложить ему. Я убедился, что ничего предосудительного и умышленного в действиях Герасимова не было; была некоторая торопливость, за которую можно было нести административную ответственность. В целом же Герасимов работал правильно и хорошо. Я так и доложил Сталину. Сталин не согласился, дал указание арестовать Герасимова и судить.

После смерти Сталина дело Герасимова было пересмотрено как надуманное Абакумовым. Герасимов был реабилитирован и вышел на свободу. Сам Абакумов был арестован еще при Сталине.

За годы моей работы наркомом внешней торговли в процессе проведения общей линии централизации государственного управления сложилась абсолютная монополия внешней торговли. В последующем Сталин продолжал держаться этой линии, и у меня не было с ним споров по этому вопросу. Даже во время Великой Отечественной войны все поставки из Англии и Америки, включая небольшое количество танков и самолетов в первый период войны, осуществлялись Наркомвнешторгом.

Монополия внешней торговли сохранялась так, как она была завещана Лениным. Это закреплено в нашей Конституции. Ленин, твердо придерживаясь принципа монополии внешней торговли, не рассматривал ее догматически. Он учитывал особенности этапов экономического развития и требования социалистической экономики, предусматривал гибкие формы организации и методов внешнеторговой работы, идущей навстречу этим требованиям.

Красин - проводник ленинской линии развития понимал, что дело это потребует вовлечения во внешнеторговый оборот отдельных наркоматов, крупных предприятий. «Все учреждения, общества, фирмы и частные лица, - писал Красин в 1924 г., - могут заниматься внешней торговлей лишь постольку, поскольку государство им это дозволяет, т.е. не иначе, как с особого разрешения особых правительственных органов, причем самое осуществление внешнеторговых операций происходит не иначе как под контролем и наблюдением Народного комиссариата внешней торговли и его органов».