Ситуационная игра-беседа с элементами викторины «Права и обязанности детей в современном обществе.

Инструкция

Безопасность жизни складывается из двух основных составляющих – психологической безопасности и физической. При этом первая сильно влияет на вторую. Зажатый, закомплексованный, всего боящийся человек невольно притягивает к себе опасности. Почему? Потому что его энергетику могут чувствовать окружающие люди. В природе хищники хорошо ощущают исходящий от жертвы «запах страха». Но хищники есть и среди людей, они легко вычисляют потенциальную жертву по исходящим от нее волнам страха.

Поэтому самым первым шагом обеспечения безопасности является избавление от комплекса жертвы. Ощутите себя охотником, культивируйте чувство силы. Если вы сможете это сделать, количество потенциальных опасностей резко уменьшится – окружающие люди будут подсознательно чувствовать вашу силу и побоятся с вами связываться.

Еще одним фактором психологической безопасности является умение защищаться во время общения. Многие люди являются энергетическими – им хочется поговорить с вами, выплеснуть свои беды, заставить вас сочувствовать им. Выговорившись, такой человек чувствует . Вы же, напротив, ощутите усталость, потому что потеряли часть энергии. Обрывайте подобные беседы под любым удобным предлогом.

Второй распространенный вариант энергетического вампиризма связан с «раскручиванием» человека на эмоциональный выплеск. Конкретных способов много – ущемить гордость человека, его самолюбие, заставить переживать и волноваться. Часто такое происходит в семье или просто между близкими людьми. Человек устраивает сцены, закатывает истерики не потому, что для этого есть какой-то реальный повод, а вследствие энергетического голода. Он не осознает своих действий, но на подсознательном уровне чувствует, что ему становится лучше, когда удается расстроить, довести до слез свою «вторую половинку».

Помните: пока вы «ведетесь» на такие истерики, они не прекратятся. И наоборот, перестаньте реагировать на них эмоционально, и они исчезнут. Не поощряйте – напротив, помогите любимому человеку от него избавиться, переключите его на другие источники силы. Это могут быть прогулки на свежем воздухе, чтение духовной литературы, посещение церкви и многое другое.

Научитесь говорить «нет» - это очень важно. Многие люди не могут отказать кому-то даже в том случае, если просьба им явно не нравится, а то и наносит вред. Доброта и чуткость – хорошие качества, но умение сказать «нет» тогда, когда это уместно, тоже очень важно. Слабые люди «вращаются» вокруг сильных, выполняют их прихоти - это один из законов общества. Попробуйте хоть раз четко сказать «нет», и вы на практике ощутите, как резко вырастет ваш уровень энергии. И все потому, что вы перестанете идти на поводу у другого человека.

Важную роль играет и безопасность физическая. Не надо всего бояться, но готовность к опасностям должна присутствовать постоянно. Проблема большинства людей в том, что какие-то территории они считают безопасными, тогда как на деле это лишь иллюзия. Вы переходите дорогу на разрешающий сигнал светофора – это безопасно? Да, при условии, что кто-то из водителей не проедет на красный свет. Переходя улицу, всегда смотрите по сторонам – это и есть состояние готовности.

О каких-то конкретных способах повышения безопасности вы можете прочитать в соответствующей литературе. Вам посоветуют укрепить входные двери и не ездить в лифте с незнакомцами, остерегаться сосулек, носить средства самозащиты и т.д. и т.п. Но все это вторично. Основа вашей безопасности в вашем сознании. Избавившись от страхов, научившись не идти на поводу у других людей, умея предвидеть возможные неприятности, вы сможете жить долго и счастливо.

Цель: Рассмотрение и обсуждение с детьми опасных ситуаций, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми и предметами, закрепление правил поведения в данных ситуациях.

1 -Закреплять представление детей об источниках опасности и правилах безопасного поведения в проблемных ситуациях.

2 -Развивать охранительное самосознание, сообразительность, внимание, логическое мышление.

3 -Развивать умения детей работать с моделями (схемами).

4 -Активизировать речь детей путём составления сложных предложений при ответах на вопросы воспитателя.

5 -Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сочувственное отношение к пострадавшему.

Предварительная работа:

1-Беседы по русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух».

2 -Рассматривание иллюстраций, плакатов, схем на тему «Как избежать опасных ситуаций?»

3 -Дидактическая игра «Свои – чужие».(Цель игры- закрепить с детьми опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.

Ход занятия:

Ребята, нам пришло письмо от дяди Фёдора из деревни Простокваши-но. (показ письма). Интересно что в нём, откроем? Да, письмо-то непростое, а звуковое. (слушается аудиокассета).

Интересно, какие задания прислал дядя Фёдор?

Задание 1:

В каких сказках вышло так, что дети и сказочные герои попали в опасные ситуации?

(«Колобок», «Кот, лиса и петух», «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Бармалей»).

Хорошо, молодцы, много сказок вы знаете, а в сказке «Волк и семеро козлят», что сделали козлята? (открыли дверь незнакомцу).

И что произошло? (ответы детей)

А как бы вы поступили, что в таком случае надо сделать? (ответы детей)

Правильно, вы обязательно должны сообщить взрослому, давайте послушаем, что нам расскажет Саша: (карточка№8)

«Если позвонил звонок,

Посмотри сперва в глазок,

В гости кто пришёл узнай,

Но чужим - не открывай!

Если нет глазка, тогда:

«Кто же там?»- спроси всегда,

А не станут отвечать-

Дверь не надо открывать!»

Ребята, все теперь знают, как надо вести себя в подобных ситуациях? За-помнили?

Задание 2:

Ребята, а здесь ещё задание есть. Да не простое, а рассказ. И ещё карточки какие-то, непонятно. Давайте прочитаю?

Жил на свете мальчик Петя. И однажды он остался один дома.

Петя увлёкся игрушками и тут зазвонил телефон. Он снял трубку.

(Сценка по ролям)

Алло, я вас слушаю- совсем как взрослый сказал мальчик.

Скажите, пожалуйста, кто это говорит?

Петя, Петя Иванов.

А-а-а, Петя –протяжно сказала тётенька.

А дома кто-то есть?

Нет, я один.

Совсем один?- переспросила тётя.

Да, совсем один, - ответил Петя. Ему даже стало немного грустно.

А где твои мама и папа?

Они ушли куда-то. Сказали чтобы я посидел пока один.

Ну, хорошо, Петенька, до свидания!

До свидания,- сказал Петя и положил трубку.

Какая приятная тётенька, подумал Петя,- вежливая такая!

Ребята, правильно поступил Петя? Как бы вы поступили вы? Как надо вести себя в этом случае? (ответы детей).

Правильно, про такую ситуацию нам расскажет Данила: (карточка№15)

«Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

И куда же я попал?

Номер я какой набрал?

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?-

Ничего не отвечай,

Просто маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания!»-скажи,

Быстро трубку положи!»

Ребята, вы хорошо запомнили эти правила? Молодцы! Давайте посмотрим, что же дальше наш Петя стал делать?

А Петя решил пойти погулять, а жил он на седьмом этаже многоэтажного дома. Подошёл он к лифту, а рядом с лифтом стоит незнакомый мужчина. Двери лифта открылись и незнакомец предложил Пете пройти в кабину лифта.

Правильно, Маша нам расскажет, как надо поступить в такой ситуации. (карточка№14)

«Если квартира твоя высоко
И добираться домой нелегко,
Пользуйся лифтом, но только учти:
В лифт с не знакомыми - не заходи!
Могут обидеть тебя, напугать…
Можешь серьёзно, мой друг, пострадать…
Будь осторожней, всегда берегись
И с незнакомцами в лифт не садись!»

Ребята, и наш Петя поступил также, он не поехал с чужим человеком, вышла соседка т. Валя и он вместе с ней спустился во двор.

Ребята, есть такая игра, которая называется «Свои – чужие», и я предлагаю вам в неё поиграть. (мама; папин брат; дедушка; продавец в магазине; твой друг; папа; водитель автобуса; дедушка, сидящий на скамейке; близкая подруга мамы; тётенька в аптеке; вы сами).

Ребята, а кому мы можем доверять: только близким, родным, хорошо знакомым, а незнакомцам? Молодцы!

Интересно, что Петя дальше стал делать? Вышел Петя на улицу во двор и встретил там свою подружку Машу, она ела вкусную конфету, но с Петей не поделилась, а убежала к девочкам в песочницу. А Петя остался один и горько заплакал. И в это время к нему подошёл незнакомец и спросил его, почему он плачет. Петя рассказал ему о своём горе и незнакомец предложил Пете сесть к нему в машину и поехать в магазин, за очень вкусными конфетами.

Ребята, как надо поступить Пете? (ответы детей)

Адель и Рома нам расскажут как надо посту-пить. (карточка№18); (карточка№28)

«Осторожней будьте, «Если люди незнакомцы

Милые ребята: Вас кататься позовут,

К незнакомым людям в машину не садитесь-

Доверять не надо! Далеко вас увезут!

Если вас с собою И не будет папы, мамы,

В гости позовут, Ни подружек, ни друзей…

Или вам конфетку Не садитесь к незнакомцам,

Вкусную дадут, А бегите прочь скорей.»

Лучше отбегайте

Прочь от них скорей

И предупреждайте

Всех своих друзей….»

Ребята, можно доверять незнакомым людям? А брать угощение? А что ещё нельзя? (ответы детей)

Вот и Петя, подумал и убежал от незнакомца к другим ребятам, которые играли во дворе детского сада. Они строили в песочнице замок и вдруг откопали большую разноцветную коробку. Все ребята стали громко кричать, что надо срочно открыть коробку и посмотреть, что же там такое?

Ребята, а как вы думаете, что может быть в коробке? (ответы детей)

Правильно, ребята, в коробке могут быть не только конфеты, клад, но и незнакомые предметы, которые могут быть опасны для нашего здоровья и даже жизни. Об этом нам расскажут … и …. (карточка№20)

«Интересно, что там в свёртке? «Неизвестные предметы

Ты его не вздумай брать! В руки не бери!

Взрослым о своей находке Ни в коробки, ни в пакеты

Должен сразу рассказать. Даже не смотри,

Осторожнее, ребята! А зови на помощь взрослых,

В свёртке может быть граната Чтобы выяснять,

Кто-нибудь коснётся- Делать что с такой находкой,

И она взорвётся!» Что же предпринять?

Может быть опасным очень

Вот такой пакет…

Если ты неосторожен,

Жди проблем и бед!»

Наступил вечер, вернулись родители, и Петя им рассказал, что с ним про-изошло пока их не было дома. Папа с мамой очень внимательно выслушали Петю и похвалили его за то, что он очень правильно и умело вёл себя в таких опасных ситуациях.

Ребята, как вы думаете, прав был дядя Фёдор, когда написал нам, что если мы в школу не ходим, то и правил поведения в опасных ситуациях мы не знаем? Почему?

В детском саду мы тоже знакомимся с правилами безопасности: как надо вести себя при пожаре, правила дорожного движения, правила поведения дошкольника в опасных ситуациях.

Ребята, давайте с вами ещё раз напомним нашим мамами папам правила поведения детей при опасных ситуациях и вручим им памятки. А завтра напишем письмо дяде Фёдору и отправим такую памятку и ему, чтобы он тоже не забывал их.

ПАМЯТКА для родителей

правила для дошкольников:

1. Не выходи на лёд водоёмов.

2. Не играй на стройке.

3. Не подходи близко к фейерверку.

4. Не сиди на подоконнике при открытом окне.

5. Не открывай двери незнакомым людям.

6. Не ходи с незнакомыми людьми.

7. Если ты потерялся, обратись к милиционеру.

8. Не подбирай чужие вещи.

9. Не сообщай незнакомым людям по телефону, что ты дома находишься один.

10. Обязательно сообщи родителям или близким людям обо всех подозри-тельных телефонных звонках и незнакомых, звонящих в дверь.

Введите e-mail адрес:

В детстве все мечтают стать гонщиком, пожарным, принцессой, полицейским и даже мамой или папой. Используя подручные средства, дети любят переодеваться и играть в ролевые игры , в которых проигрывают различные сценарии. Это очень интересные и веселые игры, которые помогают развивать у детей творческое начало. Родителям стоит присоединиться и поиграть вместе с ними.

Начинать играть лучше с раннего возраста, но не только ради забавы, но и ради безопасности. Спросите у ребенка, что бы он делал, если бы потерялся в магазине? Или если бы к нему подошел незнакомый человек и начал что-то спрашивать?

Существует масса сценариев ролевых игр, в которые вы можете проиграть. По мере взросления ребенка сценарии должны постепенно усложняться, но при этом соответствовать возрасту ребенка.

Далее представлены десять потенциально опасных ситуаций и безопасные способы выйти из них. Попробуйте проиграть такие сценарии со своим ребенком. Спросите у него, как бы он поступил в каждой предложенной ситуации, а после расскажите, как бы вы сами хотели, чтобы он поступил. Дайте ребенку правильный пример поведения. Если он будет знать, как должен поступать в сложных ситуациях, то не растеряется, если вдруг попадет в опасную ситуацию в реальной жизни.

Ситуации в детском саду или школе

Сценарий № 1

Ситуация: ты ждешь, пока тебя заберут из детского сада/школы, и незнакомый взрослый человек подходит к тебе и говорит, что забрать тебя его попросили твои родители. Он может убедительно пытаться уговорить тебя пойти с ним (например, родители попали в аварию, у них проблемы с машиной или человек представился старым другом отца). Что бы ты сделал?

Правильное решение. Пусть ребенок с безопасного расстояния крикнет: «Скажите секретное слово?». Если человек его не называет, ребенок ни в коем случае не должен идти с ним! Пусть бежит к любому хорошо знакомому взрослому (воспитателю/учителю, родителю или другому работнику детского сада/школы). Если вы еще не придумали для себя секретное слово, тогда обязательно сделайте это.

Выберите слово, которое вы точно не забудете, но это не должно быть что-то очевидное. Секретное слово должны знать только члены семьи. Убедитесь, что ребенок запомнил, что спрашивать о кодовом слове нужно с безопасного расстояния.

Сценарий № 2

Ситуация: ты отправился с группой/классом на экскурсию или по какому-то другому делу за пределы детского сада/школы и тут ты понимаешь, что что-то забыл. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Дети никогда не должны покидать пределы учебного заведения или оставаться без присмотра своего воспитателя/классного руководителя в городе, если они никому об этом не сказали. Если учитель разрешит пойти куда-то без всего класса, ребенку следует пойти вместе с кем-то из одноклассников. Главное правило - никуда не ходить одному.

Ситуации дома

Сценарий № 3

Ситуация: ты один в комнате, а мама в душе. Кто-то звонит в дверь, но мама не слышит звонка. Ты подходишь к двери, но не видишь, кто за ней. Что тебе следует сделать?

Правильное решение. Родители должны предусмотреть несколько вариантов выхода из этой ситуации. Если кто-то звонит в дверь, дети могут сказать маме, что кто-то у двери. Если мама разрешает, то ребенок может спросить, кто там. Если ребенок не может сказать маме, что кто-то находится у двери (к примеру, если мама не услышала ребенка), тогда он ни в коем случае не должен подходить к двери. Если ребенок хочет спросить, кто пришел, даже если он знает этого человека, то он не должен открывать двери, пока мама не выйдет из душа и не будет находиться рядом с ним.

Ситуации в магазине

Сценарий № 4

Ситуация: ты в зоомагазине смотришь на щенков и ждешь маму, которая что-то покупает в соседнем отделе. Незнакомый человек подходит к тебе и говорит, что возле магазина кто-то оставил щенят или котят, и если ты пойдешь с ним, то сможешь взять себе питомца совершенно бесплатно. Что ты сделаешь?

Правильное решение. Сразу же крикнуть «Нет! Вы не моя мама/мой папа!», а потом бежать к родителям или работнику магазина. Родителям следует в каждом магазине всегда указывать на работников и их форму. Научите детей, что нельзя никуда уходить, не сказав об этом родителям, даже если ребенок знает этого человека.

Сценарий № 5

Ситуация: ты гуляешь по магазину, в то время как мама покупает что-то в другом отделе, и кто-то резко хватает тебя за руку и говорит, что ты должен пойти с ним. Тебя начинают вести к выходу и при этом говорят, чтобы ты не кричал, иначе тебе причинят боль. Тебе страшно, и окружающие не догадываются, что у тебя неприятности. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Самое главное - с раннего возраста ребенок должен запомнить одно правило: никогда никуда не идти, не сказав об этом родителям, даже если ребенок знает этого человека. Возможно, ребенок побоится ослушаться взрослого, но он должен понимать, что в такой ситуации такое поведение оправдано. Научите ребенка кричать: «Помогите! Меня похищают! Это не моя мама/не мой папа!» и делать это как можно громче, пока кто-то не услышит. Скажите, чтобы ребенок переворачивал и сбивал все на своем пути (например, товар с полок) - это привлечет внимание окружающих, и продолжал кричать. Если ребенка постарше держат за руку, то он может попробовать вырваться либо упасть на пол и не шевелиться. В таком случае ребенка будет сложнее поднять или тащить.

Ситуации на улице

Сценарий № 6

Ситуация: ты сидишь на лавочке со своими друзьями, пока твоя мама разговаривает с другими родителями. К вам подходит незнакомец и просит разрешения сделать твое фото. Он говорит тебе, что ты можешь стать известным (тут следует назвать любимый спорт ребенка или его хобби). Что ты будешь делать?

Правильное решение. Сразу же крикнуть «Нет!» и бежать к родителям или знакомым взрослым. Никто не имеет права фотографировать ребенка без разрешения родителей. Взрослые, которые преследуют детей, могут попытаться приблизится к ним с помощью фотографий. Напоминайте детям о том, что они вправе говорить взрослым «нет».

Сценарий № 7

Ситуация: ты идешь по улице, возле тебя останавливается машина и у тебя спрашивают о дороге. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Не отвечать и сразу же бежать в другом направлении к знакомым взрослым или в безопасное место (это может быть дом соседей). Объясните ребенку, что взрослые не должны спрашивать у детей о дороге или задавать любые другие вопросы. Напомните ребенку о том, что в таких ситуациях взрослым можно говорить «нет» и не нужно беспокоиться о том, что они обидятся или рассердятся.

Сценарий № 8

Ситуация: ты играешь с друзьями на детской площадке, и кто-то просит тебя спокойно и тихо с ними уйти, потому что у него есть нож или другой опасный предмет. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Если кто-то угрожает тебе опасным предметом, главное - не молчать! Нужно делать все возможное, чтобы убежать, - биться и кричать. Не разрешайте себя похитить. Никогда не верьте такой лжи: «Я причиню боль тебе и твоей семье, если ты не пойдешь со мной». Ребенок должен вырваться любым способом.

Сценарий № 9

Ситуация: ты один едешь на велосипеде в своем районе мимо пешехода, и этот человек внезапно пытается тебя схватить. Что ты будешь делать?

Правильное решение. В первую очередь научите ребенка всегда гулять с кем-то. Напоминайте ему о том, что он всегда должен попытаться вырваться. Если ребенок постарше, он может толкнуть велосипед в сторону похитителя и побежать в другом направлении. Если ребенок маленький, он должен отбиваться всеми силами и при этом кричать: «Помогите! Меня похищают! Это не моя мама/не мой папа!».

Ситуации в любом месте

Сценарий № 10

Ситуация: незнакомец предлагает дать тебе деньги/лакомство/подарок, если ты пойдешь с ним. Тебе говорят, что родители ему разрешили забрать тебя. Что ты будешь делать?

Правильное решение. Научите детей никогда не брать деньги или любой другой подарок без разрешений родителей, особенно, если эти вещи предлагает незнакомый человек. Пусть ребенок бежит к знакомым взрослым и кричит: «Это не моя мама!/Это не мой папа!». Похитители часто предлагают детям подарки, чтобы подобраться к ним ближе. Научите своих детей никогда не принимать даже самую желаемую вещь от незнакомцев.

Родители избегают обсуждения таких ситуаций, потому что им страшно подумать, что такое может случиться с их детьми. Вместо того чтобы бояться, дайте детям знания, которые помогут им обезопасить себя. Хотя ролевые игры в целях безопасности - дело серьезное, не стоит пугать детей. Они не должны бояться обыгрывать подобные сценарии. Вы должны общаться с ними спокойным тоном. Напомните детям о том, что вы сделайте все возможное, чтобы обезопасить их. Если родители часто отыгрывают такие сценарии с детьми, их реакция будет вырабатываться на инстинктивном уровне. Не ждите, пока случится что-то плохое, помогите ребенку быть готовым к неожиданностям.

Оцените публикацию

Вконтакт










Чтобы избежать опасность: Быть внимательным; Замечать детали; Анализировать ситуацию; Не появляться в местах с «дурной славой»; Попадая в новое, незнакомое место внимательно осматриваться; Игнорировать пустыри, стройплощадки, парки, скверы (особенно ночью).


Безопасное поведение на улице: Правильная оценка обстановки; Правильная оценка обстановки; Не находиться одной (одному) на улице в темное время суток; Не находиться одной (одному) на улице в темное время суток; Не пользоваться подземными переходом, если он недостаточно освещен и малолюден; Не пользоваться подземными переходом, если он недостаточно освещен и малолюден; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не заходите в чужие дома и квартиры; Не заходите в чужие дома и квартиры; Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д. Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д.


Меры предосторожности для девушек: Не провоцировать мужчину; Не садиться в машину к незнакомым людям; Не заходите в чужие дома и квартиры; Избегать проходные подъезды, дворы, пустыри, стройплощадки, безлюдные парки, скверы (особенно ночью) и т.д.; Идя на вечеринку хорошо знать всех ее участников; Если в компании незнакомые люди, то лучше сразу уйти; Приходить в компанию только с близкими, проверенными друзьями (с ними же уходить); Идя в гости к юноше (мужчине) быть уверенной, что не останетесь с ним наедине; Поведением (развязность, громкий смех) не привлекать внимание – признак доступности; Нельзя быть «центром внимания» в общественных местах.




Криминальные ситуации вне жилища. Стоит ли пытаться самостоятельно задерживать преступников? Стоит ли пытаться самостоятельно задерживать преступников? Что нужно предусмотреть заранее, если в твоей квартире нет телефона? Что нужно предусмотреть заранее, если в твоей квартире нет телефона?




Криминальные ситуации вне жилища. Как ты можешь объяснить фразу Яцека Павловича из книги «Выживание в городе»: «Не будьте сообщниками тех, кто грабит ваш дом, - не помогайте вору проникнуть в него»? Как ты можешь объяснить фразу Яцека Павловича из книги «Выживание в городе»: «Не будьте сообщниками тех, кто грабит ваш дом, - не помогайте вору проникнуть в него»?


Криминальные ситуации вне жилища. Если тебя кто-то пытается силой влечь за собой, кричи «помогите! Я его не знаю». А лучше кричать «Пожар!». Если тебя кто-то пытается силой влечь за собой, кричи «помогите! Я его не знаю». А лучше кричать «Пожар!». Если тебе пришлось защищаться самостоятельно – делай все возможное для спасения своей жизни и здоровья. Если тебе пришлось защищаться самостоятельно – делай все возможное для спасения своей жизни и здоровья.













Ролевая игра "Беседа с вымогателем"

Название . Ролевая игра "Беседа с вымогателем"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая ситуация беседы с вымогателем.

Ведущий предлагает участникам тренинга "поупражняться в беседах с вымогателями". Следует сразу отметить, что предмет и обстоятельства шантажа могут быть самыми разными, и в этом упражнении не будет рецептов того, как вообще уйти от вымогательства. Будет рассмотрена лишь психологическая составляющая.

Разыгрывается сцена вымогательства. Для этого вызывается два добровольца. Им озвучивается краткий сценарий ролевой игры, который они должны разыграть. Выбор сценария сильно зависит от категории участников. Для одних можно выбрать ситуацию помягче: например, небольшое вымогательство по работе ("сделай за меня это, иначе тебе не будут передаваться хорошие заказы"). Для взрослых и уравновешенных участников таким предметом вымогательства могут быть сведения о факте супружеской измены (включая требование большой суммы денег). И так далее.

Ведущему, конечно, следует сразу и особо подчеркнуть, что это - всего лишь ролевая игра, она не должна затрагивать чьи-то чувства (если кому-то будет неприятна сцена, то игра сразу прекратится). В ней не происходит обучение "правильному вымогательству". Эта ролевая игра - модель предельно напряженной ситуации общения , в которой имеют значение малейшие нюансы.

Ведущий для "актеров" лишь очерчивает общий сценарий "вымогательства". В процессе игры участники сами додумывают остальное.

Всего разыгрывается несколько сценок. После каждой производится обсуждение:

Какие чувства испытывали играющие?

Какие чувства испытывали наблюдатели?

Как проявляется волнение собеседника?

Какие интересные нюансы заметили наблюдатели?

Как можно "вытянуть" из собеседника дополнительную информацию?

Если бы это происходило в реальной жизни, как следовало бы отвечать вымогателю? почему?

1. Ролевая игра "Беседа с вымогателем" [Электронный ресурс] // А. Я.. 14.11.2012..html (14.11.2012).