План работы с одарёнными детьми. План работы с талантливыми детьми "одаренные дети" Общешкольный план работы с одаренными детьми

План работы

с одаренными детьми

учителя начальных классов

МКОУ «СОШ №3»

п.Ставропольский

Исмоиловой Анжелы Борисовны

Цель:

  • Выявление одарённых детей.
  • Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
  • Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи:

  • Предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых учащихся, умственное, эмоциональное, социальное различие учащихся.
  • Удовлетворять потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация).
  • Помочь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

План работы с одаренными детьми

в 1 классе

п/п

Мероприятия

Сроки

Изучение психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований.

Сентябрь

В течение года

Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов.

В течение года

Регулярные консультации для одаренных детей.

В течение года

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр).

В течение года

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий.

В течение года

Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих технологий.

В течение года

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся.

В течение года

В течение года

Октябрь, ноябрь, декабрь

В течение года

Апрель

Ярмарка-выставка творческих работ детей.

Май

В течение года

Совместное творчество родителей и детей. Выставки работ.

Май

План работы с одаренными детьми

во 2 классе

п/п

Мероприятия

Сроки

Продолжение изучения психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований.

В течение года

Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, факультативов по интересам и склонностям.

Сентябрь

Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование.

В течение года

Организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми.

В течение года

Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская.

В течение года

Подготовка к олимпиадам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение).

Октябрь, ноябрь, декабрь

Всероссийский конкурс «Человек и природа».

Апрель

Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях

В течение года

Участие в общешкольных праздниках.

В течение года

В течение года

В течение года

Март

Участие в школьном дне здоровья. Подготовка и участие в конкурсе плакатов и рисунков по экологии к всемирному дню Земли.

Апрель

Ежемесячно

Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях.

В течение года

План работы с одаренными детьми

в 3 классе

п/п

Мероприятия

Сроки

Вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, факультативов по интересам и склонностям.

Сентябрь

Подготовка к олимпиадам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение).

Октябрь, ноябрь, декабрь

Предметные классные, школьные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение).

В течение года

Создание банка нестандартных заданий по предметам.

Ежемесячно

Участие в новогоднем конкурсе «Лучшая новогодняя стенгазета».

Декабрь

Проектная и исследовательская деятельность на уроке.

Январь

Подготовка и участие в конкурсе плакатов, посвящённому «8 марта» . Проектная деятельность во внеурочное время.

Март

Подготовка и участие в конкурсе плакатов и рисунков по экологии к всемирному дню Земли. Участие в школьном дне здоровья.

Апрель

Творческая мастерская. Вовлечение в творческие проекты.

В течение года

Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях.

В течение года

План работы с одаренными детьми

в 4 классе

п/п

Мероприятия

Сроки

Организация внеурочной деятельности с учётом способностей, склонностей и интересов учащихся. Вовлечение в проектную деятельность.

Сентябрь

Участие в проектной деятельности. Создание проекта « Как быть здоровым».

Октябрь

Подготовка и участие в школьных олимпиадах по предметам.

В течение года

Защита проекта « Как быть здоровым».

Ноябрь

Представление портфолио учащихся.

Декабрь

Создание банка нестандартных заданий по предметам.

Ноябрь-май

Участие в олимпиаде «Старт».

Ноябрь, март

Подготовка и участие в общешкольном конкурсе плакатов, посвящённому «8 марта» . Участие в районной олимпиаде для младших школьников по предметам.

март

Интеллектуальная игра « Ребусы, шарады, головоломки».

апрель

Подготовка и участие в общешкольном конкурсе рисунков, посвященному 70-летию Победы в ВОВ. Отчётные концерты, выставки, соревнования по направлениям внеурочной деятельности.

май

Создание банка нестандартных заданий по предметам.

Ежемесячно

Участие в конкурсах, спортивных мероприятиях.

В течение года


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Большеатлымская средняя общеобразовательная школа»

План работы

    • одарёнными детьми

    рамках введения ФГОС

План работы с одарёнными детьми в рамках введения ФГОС

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

    Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

    Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

    Не могут четко развести реальность и фантазию.

    Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

    Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.

    Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

    Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В свете Концепции модернизации остро встаёт вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. А это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.

Все дети одарены от природы. На развитие одарённости наибольшее внимание оказывает педагогический фактор. Деятельность педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотивации к познанию и самовоспитанию.

За последние годы увеличилось число участников различных конкурсов. Для развития спортивной, творческой одарённости детей в школе проводятся спортивные соревнования, спартакиады, увеличивается интерес детей к занятиям исследовательской деятельности. Улучшение работы учителей в данном направлении привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одарённых детей. Их решение должна обеспечивать Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одарённых детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечение всестороннего развития и образования.

Концепция программы

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы

    основным подходам относятся следующие:

    Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности одаренных детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Позитивным примером такого обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

    Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. Обучение одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин

    Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

    Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Обогащение и проблематизация являются наиболее перспективными подходами, позволяющими максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

    то же время всегда необходимо помнить три закона развития высоких способностей (одаренности), которые отметила В.С. Юркевич:

    Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции;

    Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности);

    Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Основная форма – урок – на сегодня ещё осталась ведущей в повседневном общении учителя

    обучающегося. Одним из основных недостатков традиционной системы обучения является чрезмерная переоценка роли преподавания (и учителя) и недооценка в то же самое время роли осмысленного учения (и обучающегося). В новой системе образования, отвечающей потребностям современного мира, характеризующемся постоянными и все более быстрыми и масштабными изменениями, акценты смещаются в сторону ученика, на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни.

Одаренный ребенок, как и любой другой, должен уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

    • одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. За счет сокращения числа предметов изучаемых школьником в старших классах, у учеников останется время на подготовку самостоятельного исследовательского проекта, что также станет обязательной частью обучения в старшей школе.

Необходимо, чтобы учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с

одаренными детьми, был научным, имел междисциплинарный контекст, практическую направленность, расширенный объем, соответствовал разнообразию интересов учащихся, имел дискуссионное содержание.

Для выявления и развития одаренных детей очень важны предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

    принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

    принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

    принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

    принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

    учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

    учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

    учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

    учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Формы работы с одаренными учащимися:

    творческие мастерские;

    групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

    факультативы;

    кружки по интересам;

    занятия исследовательской деятельностью;

    конкурсы;

    интеллектуальный марафон;

    научно-практические конференции;

    участие в олимпиадах;

    работа по индивидуальным планам;

    сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

    Сотрудничество с социальными партнёрами

Цель программы

Обеспечить возможности творческой личности самореализации, поддержки и развития одарённых детей

Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся

Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности

Организация системы исследовательской работы учащихся

Совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование

Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся

Ожидаемые результаты

Формирование системы работы с одаренными детьми

Творческая самореализация выпускника школы

Обеспечение преемственности в работе с начальной, средней, старшей школы

Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся

Участие учащихся в конкурсах, фестивалях исследовательских работ

Кадровое обеспечение

Группа

Функции

Состав

Административно-коордиционная

Осуществление общего контроля и руководства

Руководство деятельностью коллектива

Анализ ситуации и внесение корректив

Директор школы

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы

Проведение семинаров, консультаций

Подбор и систематизация методических рекомендаций

Аналитическая деятельность

Заместитель директора по УВР

методист

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеурочной, урочной работы

Классные руководители педагог-организатор

Педагоги, педагоги дополнительного образования

Социальные партнёры

Организация конкурсов, олимпиад, круглых столов проведение тренингов участие в мероприятиях разного уровня

Библиотекарь, специалисты СДК, психолог, совет ветеранов, опытные учителя

Технологическая карта педагогической программы

работы с одаренными детьми

Проведение микроисследований по теме.

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы учащихся, их самостоятельности.

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность.

Включение нестандартных дифференцированных заданий. Введение элементов опережения.

Творческая мастерская, олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, тесты и мини анкеты, проигрывание ситуаций родительских собраниях.

План работы с одаренными детьми

Сроки

Ответственные

Выход

п/п

Составление плана работы с

Август

Зам. дир. по УВР,

План работы с

одаренными детьми на МО

Рук. МО

одаренными детьми

Формирование банка

Сентябрь

Зам. директора

Банк данных

данных учащихся имеющих

по УВР,

высокий уровень учебно -

Зам.директора по

познавательной деятельности.

ВР, рук. МО

Диагностика учебных

Сентябрь-

Кл. рук.

Анализ

способностей учащихся

Май

психолог

развития каждого

мотивированного

ребенка, психологическое

тестирование, выявление уровня

развития познавательной,

мотивационной сфер учащихся,

степени одаренности учащихся.

Обеспечение

В течение

Учителя-

индивидуализации,

года

предметники

дифференциации учебной

нагрузки учащихся в

зависимости от уровня развития

их познавательной сферы,

мыслительных процессов.

Организация внутришкольного

Зам. дир. по УВР,

Приказы, справки,

тура предметных олимпиад,

Учителя –

отчеты, совещания при

формирование списков на

предметники, Кл.

директоре, заседания

участие в районных

Октябрь

рук.

МО

предметных

олимпиадах. Проведение

школьных предметных

олимпиад

Составление аналитической

Ноябрь

Зам. директора

Аналитическая справка

справки о результатах

по УВР,

школьных предметных

Руководители

олимпиад

МО

Планирование индивидуальной

В течение

Учителя –

Посещение и анализ

работы с детьми с

года

предметники,

уроков

повышенными учебными

Рук. МО

способностями на уроке

Посещение уроков учителей-

Администрация

предметников с целью

школы

выявления приемов

разноуровневого обучения на

уроках

Организация участия

Постоянно

Зам. дир. по УВР,

школьников в

Учителя нач.

классов

интеллектуальных конкурсах

разных уровней

Привлекать одаренных,

Постоянно

Учителя –

Наблюдение,

мотивированных учащихся к

предметники, Кл.

собеседование, анализ

осуществлению помощи

рук.

учащимся, имеющим низкую

мотивацию к учебе, в классе

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

различных направлений и

года

Учителя-

уровней

предметники

Работа спортивных секций

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

года

Учитель

физкультуры

Работа факультативов,

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ ЗД

индивидуальных занятий

года

Учителя-

УВР, учителя-

предметники

предметники

Проведение педагогических

В течение

Кл. рук,

консультаций с родителями по

года

вопросам:

Круг интересов учащихся,

Трудностей в учебе,

Индивидуальных

способностей.

Консультации с учителями –

В течение

Кл. рук,

Совещание при

предметниками по вопросам:

года

Зам. директора

директоре

Успеваемости,

по УВР

Уровня трудности заданий,

школьников.

Взаимопосещение уроков с

В течение

Зам. директора

Анализ

целью наблюдения за

года

по УВР, Учителя

деятельностью учащихся с

Предметники,

повышенными учебными

Кл. рук, рук. МО,

способностями.

Осуществление контроля

В течение

Зам. диктора по

Аналитические справки

работы учителей с одаренными

года

УВР, ВР

учителей -

детьми

предметников

Проведение предметных недель

По планам

Руководители

Приказ, планы, анализ,

МО

МО,

справки, совещание при

Зам. дир. по УВР

директоре

Анализ работы с одаренными

Май

Зам. диктора по

учащимися, перспективы в

УВР

Список литературы

    Борздун, В.Н. , Овчинникова, Е.Г. Исследовательская деятельность школьников как объект целенаправленного педагогического руководства [Текст] / В.Н. Борздун, Е.Г. Овчинникова // Учитель Кузбасса.- 2006- №1- С.81-90

    Кларин, М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем [Текст] / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С.22-23.

    Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. – 1999. - № 10.

– С. 152-158.

    Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]: сборник статей/ Под ред.

А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 114с.

Организация исследовательской деятельности школьников в условиях перехода к профильному обучению [Текст]: учебно- психологов/ А.И. Савенков.- М., Генезис, 2005.-203с.

    Синенко, В.Я. Дидактические основы построения системы школьного физического эксперимента [Текст] / В.Я.Синенко. – Челябинск, 1995. – 389с.

    методическое пособие/ В.Н. Борздун, Н.А. Заруба, Е.Г. Овчинникова и др.; науч. ред. Е.Г. Овчинникова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2005. – С.

20-26.

    Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся [Текст] /И.В. Рождественская //Исследовательская работа школьников.-2006.- №1.- С.165-174.

    Савенков, А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников

[Текст]: методическое пособие для школьных

интеллектуальных конкурсах

разных уровней

Привлекать одаренных,

Постоянно

Учителя –

Наблюдение,

мотивированных учащихся к

предметники, Кл.

собеседование, анализ

осуществлению помощи

рук.

учащимся, имеющим низкую

мотивацию к учебе, в классе

Участие в конкурсах, проектах

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

различных направлений и

года

Учителя-

уровней

предметники

Работа спортивных секций

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ

года

Учитель

физкультуры

Работа факультативов,

В течение

Зам. дир. по УВР,

Приказ ЗД

индивидуальных занятий

года

Учителя-

УВР, учителя-

предметники

предметники

Проведение педагогических

В течение

Кл. рук,

консультаций с родителями по

года

вопросам:

Круг интересов учащихся,

Трудностей в учебе,

Индивидуальных

способностей.

Консультации с учителями –

В течение

Кл. рук,

Совещание при

предметниками по вопросам:

года

Зам. директора

директоре

Успеваемости,

по УВР

Уровня трудности заданий,

Индивидуальных способностей

школьников.

Взаимопосещение уроков с

В течение

Зам. директора

Анализ

целью наблюдения за

года

по УВР, Учителя

деятельностью учащихся с

Предметники,

повышенными учебными

Кл. рук, рук. МО,

способностями.

Осуществление контроля

В течение

Зам. диктора по

Аналитические справки

работы учителей с одаренными

года

УВР, ВР

учителей -

детьми

предметников

Проведение предметных недель

По планам

Руководители

Приказ, планы, анализ,

МО

МО,

справки, совещание при

Зам. дир. по УВР

директоре

Анализ работы с одаренными

Май

Зам. диктора по

учащимися, перспективы в

УВР

работе на 2015 -2016 уч. год.

План работы

с одарёнными детьми 2б класса

учитель Онофрийчук Л.А.

МАОУ СОШ «Земля родная»

на 2011-2012 учебный год

Новый Уренгой

Пояснительная записка.

О даренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т. д. может происходить «угасание признаков детской одаренности.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим – как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель : создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития :

  1. развитие личности одаренных учащихся;
  2. развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
  3. развитие позитивной Я-концепции;
  4. развитие творческой самостоятельности;
  5. развитие коммуникативных умений;
  6. развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  1. групповые занятия с одаренными учащимися;
  2. предметные кружки;
  3. кружки по интересам;
  4. конкурсы;
  5. участие в олимпиадах;
  6. исследовательская деятельность.

Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:

  1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде спортивной, художественной или иной);
  2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
  3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных способностей; психолого-педагогическая поддержка и помощь; результативность деятельности с одаренными детьми.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

План работы

Сроки

Результат

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

Сентябрь

Изучение и реализация

Составление списков мотивированных учащихся

Сентябрь

Списки

Планирование работы

Сентябрь

План

Составление карты одарённости детей:

  1. тип одарённости
  2. способности ребёнка
  3. определение креативности обучающегося
  4. экспертная оценка одарённости

Октябрь

Ноябрь

Карта одарённости

Еженедельные индивидуальные и групповые занятия

в т.г.

Предметная школа

в т.г.

Участие в конкурсах творческих работ

в т.г.

Участие

Интеллектуальный марафон для учащихся 1-2 классов

Март

Участие

Проведение предметной олимпиады по краеведению

Февраль

Участие

Школьный конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»

Апрель

Исследовательские работы

Участие во всероссийских конкурсах:

  1. «Русский медвежонок»
  2. «Кенгуру»
  3. «Совёнок»
  4. «ЧИП»
  5. «Познание и творчество»
  6. « Интеллект экспресс»
  7. «Фактор роста»

в т.г.

Ноябрь

Февраль

Март

Март

Апрель

в т.г.

Сертификаты

Подведение итогов

Май

Анализ работы

Список мотивированных учащихся 2б класса 2011-2012 уч.год

1.Еськов Леонид

2. Аверин Сергей

3. Княгинина Екатерина

4. Золотухин Иван

5. Степанова Мария

6. Бодров Владислав


— гордость каждого учителя. Каждый ребенок имеет предпосылки развития способностей. По мере взросления, под влиянием школы, социума эти способности могут угасать. А могут, наоборот, развиваться. В этом развитии огромное значение имеет деятельность учителя.

Для развития учащихся, расширения возможностей для проявления способности каждого ребенка учитель составляет план работы с одаренными детьми.

Как составить план работы с одаренными учениками

Учитывая индивидуальные особенности, специфику таланта ребенка, формы проявления одаренности, работа с такими детьми будет строиться по-разному. Но, учитывая многообразие видов работы, общий план удобнее составлять по следующей схеме:

1. Выявление одаренных детей по своему предмету.

2. Составление индивидуальных карточек, в которых указывается:

  • Тип одаренности.
  • Способности ребенка.
  • Особенности психологического развития.
  • Особенности эмоционального развития.
  • Оценка креативности ученика.
  • Экспертная оценка одаренности ребенка.
  • Предполагаемый вектор направления работы.

3. План индивидуальных и групповых занятий с выявленной группой одаренных детей.

4. Работа учителя по привлечению таких детей к участию во внеурочной, внешкольной деятельности (участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, проведение тематических недель, семинаров, кружковая деятельность).

5. Работа с одаренными детьми на уроках (включение в план урока заданий повышенной сложности, привлечение одаренных к консультационной работе и пр.).

6. Подбор и изучение методической литературы по работе с одаренными детьми.

7. Создание банка материалов по предмету, предназначенного для работы с одаренными учениками.

В плане желательно указать и форму , в которой будет представлен анализ деятельности учителя за год.

В данном разделе сайта вы можете ознакомиться с образцами и примерами планов, составленных разными учителями-предметниками.