Основные категории и проблемные комплексы политической науки. Власть как категория политической науки

Основой политики является власть. Она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов. По этой причине она выступает как главный объект борьбы и взаимодействия групп, партий, движений.

По своей природе власть – явление социальное, т.к. возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, саморазрушение социальных связей.

Поскольку интеграция интересов и упорядочивание взаимодействий людей может достигаться различными способами власть имеет социальное содержание. Властное начало может быть конструктивным, а может иметь разрушительное начало. Так властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием, а может осуществляться путем гармонизации человеческих интересов и потребностей. Нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы другой. Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно. Существуют различные трактовки и подходы к определению власти:

· Поведенческий. Сторонники этого подхода объясняют природу власти психологическими и биологическими особенностями человека как ее носителя. Носитель власти – отдельная личность, особенная личность, заставляющая повиноваться других людей (теологическая, биологическая, бихевиористская, психоаналистическая, мифологическая).

· Социологический. С позиции этого подхода власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношение чего-нибудь или кого-нибудь. Наиболее распространенным является позитивистско-социологическое определение власти, данное М. Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства-подчинения.

Расширяя границы социального субъекта до группы, организации, общества Т.

Парсонс обратил внимание на две характерные черта власти: во-первых, на ее способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и во-вторых, на ее возможности мобилизировать ресурсы общества для достижения общих целей. В рамках данного подхода формировались различные концепции.

Будучи социальной по своей природе, власть вместе с обществом проходит достаточно сложный путь формирования. В примитивных обществах власть была анонимной, «распыленной» среди членов рода. Усложнение социальных потребностей и появление новых видов деятельности для удовлетворения потребностей заметно подняли интенсивность взаимодействий индивидов. Это требовало концентрации власти в руках вождей, групп для эффективного реагирования на возникающие проблемы. Т.о. анонимная форма власти уступила место индивидуализированной.

Но в результате нарастания социального неравенства обнаружилась слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институализация власти. Т.е. она стала опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального мира и порядка. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, различных групп, партий и других организаций.

Власть как общественное явление имеет ряд специфических «измерений»:

· Она выражается в функционировании определенных институтов (государственных, общественных);

· Связана с деятельностью лидеров элит, масс, т.е. проявляется в действиях;

· Опирается на систему средств и методов властного воздействия (основания и ресурсы власти);

· Ей свойственны изменения, т.е. снижение или повышение эффективности легитимности; эффективности, соотношения функций законодательных и исполнительных органов;

· Результаты реализации власти.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 14. Власть как категория политической науки. Подходы к анализу политической власти.:

  1. 12. Государственно-властные режимы: понятие, виды. Научные подходы к их определению (государственно-правовой, государственно-политический)
  2. 1. Учение о сущности: соответствие между решением системных задач научной теории и диалектическим движением основных категорий

Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования. Существуют различные подходы в трактовке понятия «власть»:

1. бихевиористские – власть является особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей.

2. телеологические – власть – это достижение определенных целей, получение наличных результатов.

3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.

4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым;

5. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации

Сегодня наиболее распространенным является определение, данное Максом Вебером.

Слайд 2.

Власть складывается и различных областях человеческой жизни, проявляется в различных формах. В связи с чем, существуют различные подходы к классификации власти.

Слайд 3.

Основания для классификации Виды власти
в зависимости от источников (ресурсов ее достижения и удержания) 1. принуждающая 2. вознаграждающая 3. нормативная 4. референтная 5. экспертная 6. информационная и др.
по характеру применения 1. демократическую 2. авторитарную 3. тоталитарную 4. деспотическую 5. бюрократическую и др.
по объекту 1. личная 2. партийная 3. общественная др.
по объему 1. семейная 2. национальная 3. международная и др.
по сфере проявления 1. политическая 2. неполитическую: a. власть морального авторитета b. экономического господства c. информационного господства d. физического насилия и др. 3. экономическая 4. военная 5. духовная 6. семейная.

Особое место в этой классификации занимает политическая власть.

Слайд 4.

По отношению к другим видам власти политическая власть выступает в качестве верховной, т.к. с ее помощью принимаются решения, обязательные для всех сфер общественной жизни.

Основными структурными элементами политической власти выступают ее субъекты, объекты, мотивы и ресурсы (источники).

Слайд 5.

Субъектами политической власти являются:

· государство,

· политические партии,

· политические элиты,

· политические лидеры и др.

Субъект власти воплощает ее активное направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, цивилизация или даже мировое сообщество, объединенное в любую политическую организацию (институт).

Субъект политической власти – это конкретно-исторический носитель многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих интересов.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, проявляющееся в приказах или распоряжениях. Большинство людей не испытывают психологического удовольствия от обладания властью, власть сама собой не является для них ценностью, многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними психологической и социальной ответственностью, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ. Для них стремление к власти носит инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовность брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие наделены всеми этими качествами в разной степени.

К объектам политической власти относят:

· индивидов,

· социальные группы,

· общности.

Реакция объекта власти определяется мотивами подчинения и теми ресурсами, которые использует субъект.

Н. Макиавелли, размышляя о мотивах подчинения, выделял среди них два основных - любовь и страх. Отдавая предпочтение второму, Макиавелли отмечает, что государь, по-видимому, должен опираться на страх как основной мотив власти: «так, чтобы, если он и не приобретет любви, смог бы, по меньшей мере, избежать ненависти».

Среди мотивов подчинения можно выделить следующие:

1. страх перед санкциями (как Вы думаете, что такое санкция? – наказание за то или иное действие (кража – действие, санкция – тюремное заключение)) – этот мотив весьма неустойчив, так как напрямую зависит от тяжести наказания за неповиновение (если субъект не считает, что наказание суровое, то он будет совершать, например, правонарушения);

2. привычка, обычай – устойчивый мотив подчинения, особенно в традиционных обществах (данный мотив до сих пор является одним из ведущих в государствах с монархической формой правления);

3. авторитет субъекта власти - подчинение осуществляется на основе веры в исключительные (личные, профессиональные и пр.) качества субъекта; убеждении (или рациональный интерес), основанное на подчинение субъекту в силу личной заинтересованности объекта, совпадении ценностных ориентаций субъекта и объекта власти.

Слайд 6.

Существует множество классификаций ресурсов власти. Так, по А. Этциони, ресурсы делятся наутилитарные (лат. utilitas - польза, выгода) (или материальные), принудительные (силовые) инормативные (ресурсы убеждения). Г. Лассуэлл выделяет такие основные ресурсы («основные ценности»), как: любовь и уважение, моральный долг, богатство (или благосостояние), умения (навыки), просвещенность (образование) и др. А. Юрьев выделяет носемь основных ресурсов власти: сырьевые, энергетические, финансовые, технологические, информационные, организационные, интеллектуальные и человеческие .

Наиболее распространенной в современной политической науке является классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. В соответствии с ней выделяют:

Ø экономические ресурсы (материальные и нематериальные блага, ценности, связанные с удовлетворением повседневных потребностей человека и общества - деньги, товары, услуги, льготы, субсидии и пр.);

Ø социальные ресурсы (возможность социальной мобильности, способность изменения социального статуса);

Ø силовые ресурсы (оружие, институты принуждения - армия, полиция, служба безопасности, суды, прокуратура и пр.);

Ø нормативные ресурсы (правовые, религиозные, обычные и др. социальные нормы - законы, распоряжения, обычаи, традиции, моральные нормы и пр.);

Ø культурно-информационные ресурсы (знания, информация, учебные заведения, научные учреждения, средства массовой коммуникации и др.).

Специфическим ресурсом власти является и сам человек, что позволяет выделить и такой универсальны вид ресурсов власти, какдемографический .

В современном обществе перед властью стоят следующие задачи:

В центре политических отношений находятся взаимоотношения государства, общества и личности. В них входят также межгрупповые (межклассовые), межнациональные (межэтнические), внутригрупповые и межличностные отношения. Система политических отношений также охватывает и межгосударственные (международные) отношения. Выделяются следующие виды политических отношений:

Власть - одно из употребляемых понятий любого национального языка мира. Оно является ключевым в политологии для осмысления политических институтов, политических движений и самой политики. Поэтому изучение содержания понятия власти в курсе политологии является актуальной задачей в системе гуманитарного образования. Цель главы - рассмотреть власть как первооснову политических отношений в обществе, осмыслить механизм функционирования власти в рамках общества, выявить роль государства в системе властной регуляции и увидеть проблемы, трудности реформирования российской государственности.

Сегодня такой анализ особенно необходим, так как эта проблема упрощалась в советское время и все сводилось к «классовому господству - подчинению» в рамках капиталистического общества. Политическая власть виделась исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. Такой подход частично отражал реальные отношения в обществе XIX-XX вв. с устойчивыми классовыми размежеваниями. Однако абсолютизировать зависимость власти от классовых отношений и «господства-подчинения» во властных отношениях было бы не совсем корректно.

Сегодня Россия находится в состоянии постоянного ожидания каких-либо очередных сюрпризов со стороны власть имущих, которые отражают прежде всего интересы новой российской буржуазии и определенных социальных групп общества.

Понятие власти носит междисциплинарный характер. Философы говорят о власти объективных законов, экономисты - о власти экономической, политологи - о власти политической, психологи - о власти человека над самим собой, богословы - о власти Бога и т.д.

Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Древней Индии, Древнего Китая и античной Греции. Например, древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство », имело и другое значение. Его трактовали как первоначало или первопричина чего-либо. По - видимому, это было не случайным совпадением в античной мысли, скорее это смутная догадка о таинственной и неуловимой природе власти.

Над парадоксами власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, разрушающей человека и общество, задумывались во все времена философы, писатели: Аристотель и Гегель, Маркс и Маркузе, Шекспир и Достоевский, Фуко и Кафка, которые в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным феноменом жизни общества и человека.

Тем не менее рассуждающие и пишущие о власти пришли к заключению, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она была необходима в первобытном обществе. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование территориальной власти было обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти , которая отделилась от общества и встала над ним. Таким образом, появление публичной власти и ее относительная независимость от общества является исходным для всех современных социальных и политических теорий.

На вопрос, "По какому праву один человек властвует и подчиняет своей воле другого человека ?", по-разному пытались ответить мыслители разных эпох и народов. Поэтому с развитием общества происходило становление основных концептуальных подходов к анализу природы власти.

Патриархальная концепция власти является самой ранней. Появилась она благодаря идеям древнекитайских и древнеиндийских мыслителей. В Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э) придерживался более рационалистической концепции природы власти, высказывавшим идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора ».

В осмыслении сущности политической власти в античную эпоху Аристотель исходил в своей работе «Политика» из того, что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления». Аристотель отмечал, что политика - это упорядоченное общение людей, становящихся «политическими» в силу гармонизации отношений между социальным «целым» и его отдельными «частями», где обязательно присутствует регулирующее начало или властный механизм. В «Политике» он писал об этом универсальном или тотальном механизме социального общения так: «И во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, непрерывно связанных одна с другой или разъединенных, составляет единое целое, сказывается властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы и, как таковому, ему подчинены одушевлённые существа». Но в отличие от достаточно простых отношений «господской власти» (господина и раба, мужа и жены, отца и детей) Аристотель власть публичную (общественную) считал наиболее совершенной и имеющей самую сложную структуру.

Однако тот же Аристотель (позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей» (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полнойликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин).

Таким образом, мыслители прошлых времен уже тогда увидели обратную сторону феномена власти. Власть означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять людьми с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия.Специфическим признаком власти является доминирование властной воли.Власть опирается на установившийся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью .

Среди подходов к интерпретации власти и причин её возникновения можно выделить биологической подход . С позиции этого подхода власть рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека, как биосоциального существа упор делается на иррациональных инстинктах индивида. Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Ницше утверждал, что жизнь - это воля к власти и способность к самоутверждению.

С позиций биогенетического подхода в основе стремления к власти лежат антропологические свойства человека, его воля к власти. У психоанализа истоки власти находятся в неосознанной двойственности человека, его потребности в автономии и невозможности жить вне социальной среды. Воля к власти – естественное состояние человека. Одни жаждут быть в услужении и присоединении к воле более сильного, другие же стремятся к лидерству, к навязыванию воли каким-либосубъектам.

Марксистский подход исходит из анализа социальных факторов экономического свойства, выявления основной причины, которая заложена в социально-экономическом неравенстве. Именно социальное неравенство обусловливает раскол общества на враждующие классы, и власть исходит из необходимости обеспечения управление системной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой «комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета?».

Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами , существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого. Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (В и С) и добиваться поставленных целей, несмотря на сопротивление (со стороны В и С), то можно утверждать, что субъект (А) имеет власть (над В и С). Власть определяется так же, как способность или менять отношения людей, или сохранять их, добиваться цели.

В современной западной политологии важное место занимают системные концепции власти. Ключевое понятие системной теории анализа власти - «по­литическая система общества». Власть в соответствии с данны­ми концепциями рассматривается как системообразующее отношение в политической системе общества. Все остальные эле­менты системы связаны с ней непосредственно или опосре­дованно. Назначение власти - регулировать отно­шения между людьми и обществом в целом, включая государственно-политические институты, разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интере­сов членов общества, сопряженных с конфликтами. Задача власти - строить свои отношения со всеми эле­ментами политической системы общества таким образом, что­бы это способствовало равновесному, сбалансированному со­стоянию данной системы. Другими словами, власть должна стремиться к достижению в обществе политической, так и экономической стабильности.

Релятивистские концепции власти (от англ. relation - отноше­ние). В соответствии с ними власть рассматривается как личнос­тное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. Реляти­вистские концепции власти включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности: стимулирование активности трудовой деятельности, соблю­дение норм общественного поведения и др.

Бихевиористские концепции власти (англ. bihavior - пове­дение). Так же, как и в релятивистских концепциях власти, бихе­виористский подход исходит из ее трактовки как отношения между людьми, при которых одни властвуют, командуют, гос­подствуют, а другие подчиняются и выполняют решения пер­вых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заклю­чается в сосредоточении внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способ­ности властвовать (обладание «политической энергией»). С обретением власти свя­зано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др. Для многих борьба за власть является спосо­бом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретенные недостатки.

Представители бихевиористской школы исходят из того, что в условиях рыночной экономики власть также становится товаром. На этот товар, как и на любой другой, существует спрос и предложение. Возникает своеобразный «рынок власти» со свои­ми менеджерами, готовящими кандидатов на власть и обеспе­чивающими их победу на выборах. Очевидно, что борьба за власть - постоянное явление. Политическая власть рожда­ется, как правило, в противоборстве политических сил и от­дельных личностей.

М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей. Социальная власть, по его мнению, это «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая воля основана».М.Вебер утверждает, что власть возникает в силу асимметричности отношений между субъектами.

Для анализа власти в России особое значение имеет распространенная концепция харизматической власти социолога и правоведа М.Вебера. Понимание и толкование им ее сути, характерных черт, форм проявления и возможных вариантов эволюции остаются актуальными и в наши дни. Причин этому несколько. Прежде всего этот тип властво­вания, как свидетельствует политическая история, не только способен функциониро­вать в чрезвычайных и переходных усло­виях (например, в революционной ситуации), но и является прототипом для двух других - традиционного и легалистс­кого.

Харизматическая власть порождается иррациональными моментами и не нужда­ется в обязательной институализации. Она возникает из стихийного и смутного порыва, границы и цели четко не очерчены, кажущийся потенциал безграничен. Ее энергия отлична от количественно и рацио­нально исчисляемой энергетики иных ти­пов властвования, она не поддается схема­тизации, всегда загадочна и таинственна. Феномен харизмы не поддается рацио­нальному объяснению. Харизматический лидер - мессия и спаситель. Основатели религий, партий и культур часто относятся именно к данному типу вождей. Харизма как тип власти сплачивает вок­руг себя умы, охваченные воображением и энтузиазмом и погруженные в утопические мечтания. Необъяснимая с точки зрения рациональности вера заставляет их пере­носить свои ожидания на вождя, приписы­вая ему необычайные способности и пре­доставляя абсолютную власть над со­бой. Многие исследователи припи­сывают подобную способность к харизма­тическому властвованию экстраординар­ным качествам личности, действительным или предполагаемым.

Поскольку харизма приписывает свое­му носителю чрезвычайные качества, по­стольку же она обеспечивает ему и абсо­лютную власть. Любое уклонение от воз­действия этой власти преступно и должно караться: в налаженном механизме вла­ствования кара органически сливается с насилием. У харизматической власти есть и другая сторона: никакая власть не продержится долго, если будет себя все время демонст­рировать.

Власть нуждается в тайне, зак­рытости, секретность - дополнительный потенциал ее энергетики. Моменты откры­той демонстрации власти по продолжитель­ности значительно короче, чем ее скрытое существование и функционирование. Таинственные качества харизмы требуют тай­ны. Разумеется, в чистом видена­силие выступает крайне редко (и именно харизматический тип властвования созда­ет условия для подобной откровенной де­монстрации), чаще всего оно маскируется целым набором этических, правовых и ри­туальных форм. Пирамида институций, надстраиваемых над насилием и господ­ством, в известной мере может влиять на них, но все же существо властвования и его источник лежат в ином месте - власть существует только ради самой себя. Это ясно видно на примере государственной власти. В рамках гсударственной власти субъектами выступают государственные органы и учреждения, в качестве объекта власти - все население страны. Государственная власть – это стержень политических властеотношений. Но государственные органы и учреждения не являются единственными субъектами власти в политике. Кроме них в современном обществе существуют различные политические организации, движения, спсобные оказывать воздействие как на массы, социальные группы, так и на государственные органы.

Реализация государственной власти подразумевает взаимодействие между многими ее составными элементами. Самым важным атрибутом государственной власти является законное право разрабатывать и претворять в жизнь решения, от которых зависит создание и распределение ценностей. Задача правительства - обеспечение ценностей, необходимых подавляющей части общества: мира и порядка внутри страны, справедливости, стабильности, благоденствия, равенства. Тем самым она стимулирует поддержку себе и повиновение законам. Важным фактором для власти являетсядоверие , позволяющее фактически влиять на умы и поведение людей, которые должны верить, что власть разделяет их идеалы и ценности и, отстаивая таковые, способна наказывать или поощрять. Невериев возможности власти решить вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта населения, вызывает его сопротивление государственной политической власти.

Принятые на Западе современные социально- психологические и структурно-функциональные подходы в трактовке власти ориентируются на прагматические результаты обслуживания политической системы демократического типа, где имеют место политический и экономи­ческий плюрализм, а государство и гражданское общество взаимо­действуют на основе правовых норм и законов. Иначе говоря, за­падные исследователи имеют дело с иной социальной реальнос­тью, чем в современной России.

В теориивласти и властных отношений выделяют носителейи обладателей властной воли. Носителем властной воли могут быть правящие элиты, социальные общности людей, отдельные личности-лидеры, вся политическая система и ее институты, страна или группа двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные носители властной воли и подвластной, а также "коллективно действующее лицо" (партия, организация, комитет, совет и т.д.). Власть мо­жет ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.). Наличие этих элементов необходимо для возникно­вения общественного отношения власти. Итак, власть – это социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного индвида или группы (носитель властной воли) оказывать влияние на другого индивида или группу(носитель подвластной воли), изменяя их поведение в соответствии со своими целями.

Для осуществления властной воли субъектам необходимы механизмы принуждения (или угрозы принуждения), к которому прибегает субъект власти, реализующий свои цели. Отношения между властной волей (и соответственно ее носителем) и подвластными волями (и соответственно их носителями) детерминируется субъектом власти, который навязывает волю объекту власти.

Таким образом, власть в соответствии со своими намерениями можно воспринимать как способность субъекта обеспечить подчинение объекта. В данной интерпретации понятие власти обладает самостоятельным содержанием, поскольку отличается от других понятий (влияние, контроль, господство, детерминация, авторитет и др.), хотя и имеет с ними общие свойства. Власть - не просто способность влиять на что-то, она осуществляется над людьми, их поведением и сознанием.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями - государством, политической организацией общества , со средствами и методами принуждения, насилия. Некоторые проводят знак равенства между властью и авторитетом, имеющими много общего, но и отличающимися принципиально. Существует поговорка: хочешь знать человека – дай ему власть. Э.Фромм считает, что жажда власти коренится не в силе, а в слабости индивида.

Итак, власть- это особая форма взаимодействия , отношения, характеризующаяся

Неравенством двух взаимодействующих сторон, их разделением на субъект власти, обладающий определенными ресурсами, и объект власти, лишенный данных ресурсов;

Способностью субъекта власти ставить определенные цели и добиваться изменения поведения в соответствии с этими целями (мотивация властного воздействия);

Готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями субъекта власти (мотивация подчинения);

Наличием у властвующего субъекта возможности применить санкции (лишить обещанных ресурсов, применить принуждение) в отношении подчиненного.

Отметим, что исторически понятие «власть» (от греч. cratos ) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведений с помощью раз­личных средств называлось «политика».

Так исторически и логи­чески между понятиями «власть» и «политика » возникла смысло­вая связь, отраженная в формуле «политическаявласть». Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, в трудовом коллективе, в учебном заведении, в государственном учреждении, в компании молодежи. Есть в обществе и особый вид власти - политическая власть.

Обобщая все вышесказанное, можно систематизировать различные концепции власти. В современной политической науке существуют следующие концепции политической власти: (рис.1).

а) системная концепция: политическая власть - это систематизирующее отношение, вокруг которого образуется политическая система общества; все остальные элементы и отношения системы непосредственно или опосредованно связаны с ней;

б) бихевиористская концепция (от англ. behavior – поведение), предполагающая психологическое, а в некотором роде и психоаналитическое (фрейдистское) толкование политической власти и государства: политическая власть - это совокупность отношений, обусловленных различиями в психике людей, одни из которых настроены на господство, другие – на подчинение;

в) реляционистская концепция (от англ. relation – отношение): политическая власть – это отношение между политическими агентами, в результате которого один из них, влияя на другого определяющим образом, добивается от него соответствующего политического поведения. Определяющее влияние может опираться на дефицитные ресурсы, через которые добиваются лояльного (подчиненного) поведения; способы преодоления возможного сопротивления; наличие зон влияния на агента;

г) коммуникационная концепция , в соответствии с которой политическая власть трактуется как средство специфического социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты, артикулировать общие интересы и обеспечивать интеграцию общества;

д) институциональная концепция связывает политическую власть с оформлением волеизъявления народа через институты выборов, референдумов, законов, систему органов власти, партий.

Американский политолог Р.Даль вывел формулу понимания публичной власти: субъект Х (группа, организация) обладает властью над неким субъектом Y постольку, поскольку Х тем или иным способом может заставить Y сделать нечто, соответствующее интересам Х, что Y по своей воле не стал бы делать. Власть становится политической именно в свете ассоциаций (соединений) идиссоциаций (разъединений) социальных сил. Публичная власть включает в себя волевое явление, способность «навязать» волю определенного субъекта (субъектов) какому-либо другому субъекту (субъектам). Цель, которая при этом преследуется, – закрепить определенный порядок распределения социальных статусов с набором должностей, льгот, привилегий.

В качестве источника политической власти может выступать согласие ассоциации (объединения, общности) по поводу общего интереса , общих целей, превосходство данной ассоциации над другими в силе, в концентрации различных ресурсов на противостоянии другой ассоциации.

Поэтому политическая власть обладает всеми ранее перечисленными признаками властного взаимодействия. Выделяется же она из всего многообразия властных отношений своим масштабом или степенью включенности людей во властное взаимодействие. Политическая власть присутствует практически во всех сферах общества, поскольку в ее орбиту вовлекаются все члены общества.Власть использует свою способность и возможность осуществлять волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия для реализации политических решений. Другие же виды власти распространяются лишь на отдельные группы. Свойство политической власти в ее публичности, т.е. всеобщность в отличие от личных, частных отношений власти, возникающих в отдельных группах. Поэтому политическая власть характеризуется реальной способностью класса (группы, индивида) проводить свою волю, выраженную в политике.

Понятие" политическая власть" ширепонятия "государственная власть". Политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, общественных организаций, различных объединений, профсоюзов, международных организаций. Государственная власть добивается осуществления намеченных целей методом принуждения . Политическая власть прибегает к принуждению для достижения своих целей, однако для этого могут быть использованы меры идеологического воздействия на объект и экономическое стимулирование.

Вместе с тем именно государственная власть обладает монополией на принуждение граждан для выполнения своих предназначений, ибо располагает специальным аппаратом принуждения, монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения. Государственная власть в равной мере означает и определенную организацию, и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации.

Политическая власть – это специфическая форма общественных отношений между субъектами политики по поводу проведения воли через политические и правовые нормы. Как правило, политическая власть формируется в условиях конкуренции групповых субъектов. Ее отличительными признаками являются верховенство и обязательность решений для всего общества. Политическая власть всегда действует на основе права от имени всего общества, а потому она может легально использовать силу для исполнения своих властных предначертаний другим субъектам общества.

Иначе говоря, политическая власть характеризуется способностью и возможностью для тех, кто ею обладает, проводить свою волю в руководстве и управлении всем обществом, оказывать определяющее воздействие на поведение населения с помощью средств, находящихся в распоряжении государства, мобилизовывать на достижения поставленных целей и программ большие массы людей. Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов, в частности, от легитимности ее оснований в обществе на руководящую роль. Политичекая власть выполняет сложную задачу сплочения, объединения людей в рамках единой, внутренне противоречивой социально-территориальной общности. Для этого политическая власть опирается на механизмы властных органов.

Политическая власть определена территориальными границами. Именно на определенной территории власть обеспечивает порядок. Политическая власть осуществляется везде меньшинством (элитой). Концентрируя всю совокупность интересов общества, политическая власть выступает ядром, стержнем политической системы общества, ее организационным и регулятивно-контрольным началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой системе общества.

Политической власти присущи суверенитет (независимость и неделимость власти), авторитетность (общепризнанность ее влияния во всех сферах жизнедеятельности общества), принудительный характер власти (негласное право на убеждение, подчинение, приказание, господство и даже насилие), всеобщность (публичность, функционирование власти во всех общественных отношениях и политических процессах), верховенство (обязанность ее решений для всех структур общества и других видов власти), легальность (признанность), моноцентричность (существование общегосударственного центра или системы властных органов), монополия на принятие решений.

Анализ политической власти указывает на сложность данного социального образования. До сих пор в политологии нет однозначных определений субъектов власти. Регулярные выборы, референдумы, узаконенная практика давления на государтсвенные структуры деформируют картину политической власти как особой формы взаимодействия, где субъект, опираясь на определенные ресурсы, может добиваться своей цели. В современном обществе субъект власти оказывается функционально разделенным, причем каждая его часть находится в зоне влияния различных сил, в том числе и тех, которые формально должны ему подчиняться. Поэтому необходимо рассмотреть основания, источники, ресурсы, механизмы и функции политической власти.


Похожая информация.


Политическая власть – совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов социума единой политической воле посредством убеждения и принуждения. В зависимости от преобладания убеждения или принуждения выделяют основные формы существования политической власти: тоталитарную авторитарную; демократическую.

Политическая власть делится на политико-государственную и политико-негосударственную (власть политических партий, общественно-политических движений). Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный (муниципальный).

В истории существовали три основные разновидности политической власти: анонимная, среди членов первобытного общества; индивидуализированная, возникающая с усложнением процессов разделения труда и выделением новых видов деятельности; институализированная, опирающаяся на деятельность общественных институтов, которые выполняют определенные функции.

Дополняя типологию, можно сказать о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в конце XX в., – системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными и исполнительными институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли. Политическая власть – реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики – увеличение власти любыми средствами.

Гоббс называл государственной власть индивидуума, чьей воле подчиняются все прочие члены общества. Власть выступает в качестве соединения воедино воли всех граждан.

Идея политической власти как господства общей воли, которая опирается на принуждение, была воспринята марксизмом. Но непосредственно в качестве субъекта общей воли здесь выступает экономически господствующий класс. Политическая власть, таким образом, заменяется, по существу, властью капитала.

В толковании М. Вебера власть является отношениями господства людей над людьми, базирующегося на внутренне оправданном насилии. Политика же обозначает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. Именно Вебер ввел в научный оборот наиболее известное на сегодняшний день определение власти, звучащее как возможность для одного деятеля в определенных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению извне.

Таким образом, политическая власть – это понятие, которое обозначает реальную способность определенного класса, большой социальной группы или большинства людей данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели методами убеждения и принуждения.

Проблема власти и властных отношений является центральной в политологии. Власть - важнейшее средство осуществления политики. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни. Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. В зависимости от степени вовлечения в политическую жизнь общества различных политических институтов, социальных групп, личностей выделяют субъекты и объекты политической власти. Субъектами политической власти выступают: социальные общности (народ, классы, нации, социальные группы); государство; политические партии и организации; правящая элита,; политические лидеры; отдельные личности в условиях выборов, референдумов; толпа (может взять власть в свои руки в условиях политического кризиса). В современном обществе социальные институты, социальные группы, личности могут выступать и как субъект, и как объект политической власти. Субъектами они выступают в том случае, если активно проводят свою волю в политике, а объектами -- если вынуждены подчиняться воле других. Государство, например, является важнейшим субъектом политической власти, но в то же время оно выступает и как объект, когда на него направлена деятельность народных масс, различных партий, организаций, требующих проведения определенных реформ.

Легитимность и легальность власти.

На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти. Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти - это а) признание власти населением; б) принятие власти как правомерной и справедливой; в) наличие у власти авторитета в глазах населения. Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин - легальность власти.

Легальность власти означает, что а) власть имеет законное происхождение; б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); в) власть сама подчиняется закону. Отсюда видно, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.). Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти. Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%. Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия - подчинение власти.

Подчинение власти - это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть - это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или - люди подчиняются не только легитимной власти.

Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.