Что такое рай? Святые отцы и священники о рае. Рай — что такое? Как попасть в рай? «Небеса обетованные», или Возвращенный рай

Кому же уготовано попасть в райские сады? На этот вопрос отвечает сура Ар-Рад 13:69-73: «Тем, которые уверовали в знамения Аллаха, повиновались Ему и предались Ему, будет сказано в День воскресения почтительно: «Войдите в Рай, ликуя, вы и ваши жены, где ваши лица будут сияющими от счастья». Когда они войдут в рай, их будут обносить золотыми блюдами и чашами с разной едой и
напитками. Им в раю уготовано все, что пожелают души и что усладит очи. И чтобы их радость была полной, им будет сказано: «В этом блаженстве вы пребудете вечно!» И чтобы они чувствовали полную милость, им скажут: «Это и есть Рай, в который вы вошли в воздаяние за ваши добрые деяния в земной жизни. В раю для вас - изобилие фруктов разных видов и сортов, которыми вы будете наслаждаться».
Жить обитателям рая предстоит в огромных шатрах, сделанных из драгоценных камней, например, яхонта и жемчуга. Они станут носить одеяния из шелка, атласа и парчи и золотые украшения, возлежать на «ложах расшитых» и «коврах разостланных». Прислуживать им будут «мальчики вечно юные», которые будут обходить их «с сосудами из серебра и кубками хрусталя».
Согласно Корану люди, оказавшиеся в раю, смогут жить супружеской жизнью, но дети у них рождаться не станут. Все местные обитатели будут вечно пребывать в возрасте примерно 33 лет. Мужчины смогут жить не только со своими женами, но и с райскими девственницами – гуриями, «черноокими, большеглазыми, подобными жемчугу хранимому», «которых не коснулся до них ни человек, ни джинн». В раю будет позволено пить вино, которое, однако, не будет пьянить. Хотя жители рая смогут есть и пить, они не будут испражняться, как в обычной жизни: выделения станут испаряться из их тел через особый пот вроде мускуса.
Особое место занимает в описаниях рая лицезрение Аллаха: «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие». В хадисах говорится: «Вы будете видеть вашего Господа так, как вы видите луну, и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами». Те, кто сможет собственными глазами лицезреть Аллаха, достигнут вершины райских благ.
Исламские богословы (улемы) считают, что на самом деле описания рая в Коране даются на уровне человеческих понятий и истинная сущность того, что ждет человека после смерти в раю, непостижима для нас, живущих.

Что такое рай? Можно ли попасть в рай? Когда люди попадают в рай? Многие думают и рассуждают на эту тему. Но люди точно не знают, что же всё-таки из себя представляет рай.

Одни принимают за рай какое-то очень красивое, уютное и спокойное место, восхищаясь им, говорят про него: «как в раю», возвращаясь из такого места, говорят: «словно в раю побывал». Некоторые вообще не верят, что существуют такие миры как ад или рай, настаивают, что ад и рай существуют только в воображении человека. Понимание у людей может быть разным.

А как учат религии? Что говорит наука об этих мирах? Сначала поразмышляем о том, что такое рай в понимании религиозных людей. По этому поводу можно сказать, что разные религии имеют разные представления и предания о рае. Понятно только одно, что рай – это вполне определённое место на Небесах, и не одно место. Согласно разным учениям в нашей галактике таких миров около ста. У каждого Просветлённого (Бога) имеется такой рай (Мир, Небесное царство), в котором живут все его последователи. На земле есть люди, обладающие экстрасенсорными (сверхъестественными) способностями. Эти способности дают возможность таким людям общаться с живыми существами других пространств. Такие люди и рассказывают разные истории о райских местах на Небесах, передают волю Небес людям. Некоторые могут понять это, принять сердцем. Таких людей называют учителями, пророками, мудрецами, людьми от Бога.

Передавая предания, предсказания, легенды, мифы и притчи из уст в уста, люди распространяют заветы мудрецов. В результате такой передачи в разных религиях и у разных народов формируется устойчивые понятия добра и зла. Через эти сказания святые люди старались рассказать людям, какие дела добрые, а какие – злые, за какие дела люди попадают в рай, а за какие – в ад. В культурах некоторых народов есть классические романы, повествующие о различных райских местах. В частности, это относится к странам востока: Индии и Китаю. В христианстве также есть предания о рае.

Как бы там ни было, в обеих культурах, как восточной, так и западной, широко распространен принцип кармического возмездия, означающий, что каждый, в конечном счете, несет ответственность за свои собственные поступки, в зависимости от которых после смерти тела душа попадает или в рай или в ад. Вселенная вознаграждает действия, которые согласуются с принципами: за хорошие поступки вознаграждаются добром, в то время как злые - получат должное возмездие. Верующие всех религий, старались поступать праведно, чтобы после смерти человек смог попасть в рай.

Из Японии к нам пришла притча о воине, который хотел знать есть ли рай и ад. Расспрашивая о существовании рая и ада у старого мудреца, воин горячился, когда ему не нравился ответ мудреца и показывал своё желание воспользоваться мечом. Тогда ему мудрец, указывая на такое поведение, говорил: «Вот тут открываются двери в ад». Когда воин всё понял, что при этом хочет показать ему учитель, он сложил меч в ножны и с почтением поклонился. «Здесь открываются врата в рай», - сказал воину учитель.

Притча о человеке, который отправился в путь с целью найти рай, наглядно повествует людям какой ценой можно попасть в рай. Отправился он с собакой. Встретив на пути ворота, за которыми были музыка, цветы, плеск фонтанов, он спросил у привратника, стоявшего на страже у ворот, что это за место. Тот ответил, что там, за воротами – рай, но с собакой туда нельзя. Человек этот подумал: «Раз с собакой нельзя, то я не пойду туда». Пошёл дальше, встретил на пути другие ворота, менее привлекательные, но там была вода и еда для него и для его собаки. Он вошёл и спросил, что же это за место такое. Ему ответили: «Это рай, но сюда доходят только те, кто не бросает своих друзей, а тот, кто бросает своих друзей, может остаться в аду, принимая ад за рай».

Эти две простые истории имеют глубоко заложенный смысл о добрых делах, о добром сердце человека. Делая доброе дело, поступая по-доброму с окружающими людьми, со своими друзьями, можно попасть в рай. Так учат в религиях.

Христианство нам донесло своё понимание о рае. Христиане знают, что Иисус имеет свое Небесное царство – рай. Иисус ясно сказал людям как туда попасть. Все те, кто верит в Иисуса, знают, что Иисус, будучи распятым на кресте и терпя неимоверные страдания, до конца исполнил свою миссию на земле. Когда вместе с Иисусом распятый разбойник спроси у него: «За что же тебя, Господь, распяли? Ты ведь ничего плохого не совершал?» Иисус ему ответил: «Сегодня же будешь вместе со мной в Царстве небесном. Таким образом, Иисусом были прощены грехи этому разбойнику и тот смог попасть в рай только потому, что подумал о Боге, которого казнили ни за что. Это тоже считается благородным поступком – думать в любой ситуации о страданиях другого, уметь сострадать в любой ситуации. И такой поступок расценивается как дорога в рай.

Все религии говорят о существовании Небесного царства - рая, и попасть туда можно только путём изменения своего сердца, то есть необходимо стать добрым человеком, даже ещё лучше доброго человека, путём самосовершенствования своей души, изменения своего характера.

В прошлом все, кто хотел совершенствоваться в религии, должны были постричься в монахов или монахинь и покинуть мир людей. Живя в бедности, нищете, скитаясь, прося подаяния – таков был путь совершенствующихся в прошлом буддистов, христиан и других религиозных людей, идущих по пути к Богу. И все они, конечно, знали, что после смерти они явятся перед Богом в раю и Бог их примет в своём Небесном царстве. Это была дорога в рай всех святых. Представления совершенствующихся из различных религий были таковы, чтобы попасть в рай, надо отречься от всего земного, ни зачем не гнаться, ничего не желать, отбросить все желания мирских людей.

Все хотят попасть в рай, но не все могут расстаться с жизненными интересами, не все могут отбросить все те вещи, к которым так привыкли в своей жизни. А Бог помогает только тем людям, которые живут по заповедям, оставленным людям Богом, и всегда в трудные минуты жизни возьмёт вас на руки и перенесёт через те мучения, которые вы сами не в состоянии вынести. В такие минуты человек действительно ощущает, что в раю побывал. Это имеется в записях научных исследований о клинической смерти.

А как же всё-таки с научной точки зрения объяснить стремление человека попасть в рай. Давайте проанализируем: человеческое тело является микрокосмом. Всё тело человека, и не одно это тело в этом нашем человеческом пространстве состоит из молекул, атомов, протонов, кварка, нейтрино. Всё является материальным: наши мысли, наше состояние души - всё, что нас окружает – это материя.

Нравственность – состояние души, оно тоже материально и состоит из частиц более мелких и лёгких, чем эгоизм или бессердечность. Наше тело будет лёгким, если будет состоять из более мелких частиц – такое тело поднимается вверх, поднимется над грязным миром людей. Поднимется в чистый мир на Небе. Разве такое место не Рай? Нравственность – это то, что необходимо человеку, чтобы попасть в рай. Это доказывает и наша современная наука.

Как попасть в рай? Мудрец всегда ответит на ваш вопрос правильно: «Все в ваших руках!»

Какого типа люди могут быть допущены в мир Богов? Кто попадёт в рай?

В парках многих стран мира можно встретить группы людей, выполняющих под мелодичную музыку плавные, медленные упражнения цигун. Это последователи Фалуньгун выполняют свои ежедневные упражнения. Они занимаются самосовершенствованием и души, и жизни. Места занятий в парках привлекают внимание прохожих яркими плакатами, нежной музыкой и удивительными телодвижениями. Проходя мимо такой площадки в одном из парков Риги, одна девочка восторженно сказала своей маме: «Мама, смотри,… Иисусы!» Площадки для занятий Фалуньгун действительно похожи на рай.

Многим уже стало известно, что в Китае коммунистический режим преследует последователей этой духовной практики.

Чтобы рассказать людям правду о преступлениях коммунистической партии Китая против человечности и призвать людей содействовать в прекращении репрессий, последователи Фалуньгун 114 стран, везде, где они есть, организовывают мероприятия, на которых рассказывают о том, какую пользу приносит человеку и обществу Фалуньгун и с другой стороны разоблачают преступления компартии Китая. Контраст тех событий, что видят люди на плакатах и в инсценировках, и то, что на самом деле представляет из себя Фалунь Дафа, воспринимается как ад и рай.

Посещая, организованные практикующими Фалуньгун художественные выставки с изображениями сцен адских пыток, которым подвергает коммунистический режим в Китае последователей Фалуньгун, многие проникаются состраданием, и у них выступают на глазах слезы. Картины, изображающие пытки, передают внутреннее состояние души терпящих страдания - это стойкая, непоколебимая вера в Истину Доброту Терпение, это восхождение их души к Богу в рай.

Многие люди словно пробуждаются и начинают осознавать то зло, которое свирепствует в человеческом мире.

Но всё ещё есть много равнодушия. После того, как в СМИ было разоблачено преступное извлечение органов у практикующих Фалуньгун в секретных концентрационных лагерях Китая, люди могут сделать выбор между раем и адом, между добром и злом. Выбор должна сделать каждая страна, каждая нация и каждый человек, осудив эти преступления, призвать коммунистическую партию Китая прекратить эти преступления, допустить в концлагеря независимых следователей и выпустить всех узников совести на свободу.

В настоящее время люди, в основном, озабоченные материальными благами жизни, не все знают или просто не придают значения тем страданиям, которые испытывал Иисус и его последователи. А те, кто знает, рассматривают это только, как исторические факты, их не заботит сегодняшняя реальность, многие не верят ни в ад, ни в рай, не видят связи с этими событиями. Они даже и не пытаются понять эту связь.

В тот период, когда вера в религию (такую, как христианство) широко и глубоко распространена в обществе, принять ее и проявлять к ней уважение не трудно.

Однако, если человек живёт в то время, когда вера в духовную практику (Фалунь Дафа) ещё только начинает распространяться, положительное отношение человека к ней является самым ценным. Это и имел в виду Иисус, когда, неся свой крест на Голгофу, сказал рыдающей женщине: "Дщерь Иерусалимская! Не плачь обо Мне, но плачь о себе и о детях твоих" (Евангелие от Луки, 23:28). Иисус предупреждал, что потомки не способны будут верить ни в ад, ни в рай.

Когда Бог использовал четыре бедствия, чтобы уничтожить Рим, когда Бог использовал огонь, чтобы уничтожить грешные города Содом и Гоморру, когда Бог использовал Великий Потоп, чтобы затопить всю землю, люди понимали, как высока цена, уплаченная за упадок нравственных норм и равнодушие. Но сотни лет спустя они, зачастую, относятся к этим предупреждениям, как к далёким историческим сказкам и не верят в Бога, не верят в рай, не верят в ад, не верят в кармическое возмездие.

Так какого типа люди могут быть допущены в мир Богов? Кто попадёт в рай?

Когда Иисус был пригвождён к кресту, кроме него были распяты еще двое. Эта история является аналогией по отношению к людям в этом мире. Когда один из заключённых смеялся над Иисусом, другой сказал: "Он ничего худого не сделал". И затем обратился к Иисусу, сказав: "Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!" И Иисус ответил: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Евангелие от Луки, 23:41-43).

Этот преступник, несмотря на собственные страдания, не утратил свою истинную природу. Его доброта по отношению к Иисусу и вера в Иисуса принесли ему торжество права войти в Царство Небесное, в рай

«КПК боится появления у людей их добрых природных мыслей, поэтому не осмеливается предоставить людям свободу веры. КПК жестоко репрессирует таких добропорядочных людей, имеющих веру, как ученики Фалуньгун, стремящиеся к Истине, Доброте, Терпению; или как подпольные члены христианской церкви, верящие в Иисуса и Иегову. КПК боится, что демократия может принести конец её однопартийному правлению, поэтому и не осмеливается дать людям политическую свободу. Она действует незамедлительно, заключая в тюрьму независимых либералов и активных защитников гражданских прав.

Но КПК действительно дала китайцам, при условии их невмешательства в политику, непротиводействия руководителям партии, другую свободу - свободу удовлетворения любых своих желаний, вплоть до совершения любых злодеяний и безнравственных дел.

Таким образом, КПК идёт к гибели, а критерии морали китайского общества катятся вниз, что является весьма печальным. «Блокировала дорогу в небесный рай, открыла двери в ад» – это высказывание действительно очень метко указывает то, как еретический культ КПК губит сегодняшнее китайское общество. () Надо добавить, что и не только китайское общество, но и людей всего мира.

image}Какие люди могут попасть в рай?

Здесь мы не будем говорить о полицейских, подвергающих пыткам невинных людей; бизнесменах, которые пренебрегают нравственностью ради прибыли; врачах, извлекающих органы у живых людей; учёных и специалистах преданных компартии, которые несут на себе «печать зверя», отказываясь отделить себя от неё.

Те, кто плачет, проявляя сострадание последователям Фалуньгун, апеллирует в их защиту и разделяет тяжесть их ноши - именно они будут спасены. Именно они попадут в рай. Грехи этих людей были очищены или уменьшены их слезами и праведными делами. Они проявили свою природу Бога, которую сохранили в своих сердцах, она потрясает весь десятисторонний мир. Они показали, что являются жизнями, которые достойны восхождения в рай.

Люди, которые проявляют сострадание к чужой боли и поддержку последователям Фалуньгун, тем, кто не щадя жизни, отстаивает общечеловеческие идеалы, принципы Истина Доброта Терпение, действительно достойны, чтобы ими дорожили. Дорога в рай им открыта, боги ждут их.

Как попасть в рай? - 3 часть

Мир людей на небе. Три объекта небесного мира

Когда разговор заходит о мире Богов, все понимают, что это места, где живут Просветленные. Западные люди, которые верят в Бога, называют эти места раем. Надо сказать, что все эти места различны, они неодинаковы, так как Боги, создавшие эти миры находятся на разных уровнях. У каждого Бога есть свой рай, своё небесное царство, где живут его ученики - последователи. Эти небесные царства очень красивые. Там есть небесные цветы, так называемые, райские цветы, райская музыка, райская еда, райские птицы и райские животные.

Райские цветы

Так называемые райские цветы, это цветы в мире Богов, в раю. В нашем мире есть очень много красивых цветов, но наши цветы обычные, они не прозрачные, и к тому же мы не можем наблюдать весь процесс их роста, распускания и увядания.

Райские цветы настолько очаровательны, что не возможно описать словами, там можно видеть, как они вырастают из земли. В раю тоже везде тоже есть небо и земля. К тому же эти райские цветы соперничали между собой: кто вырастет быстрее, красивее и прозрачнее. Это соперничество совсем не является борьбой, какая есть в мире людей, это просто такой вид развлечения живых существ в раю.

Некоторые виды цветов в раю могут танцевать, они переплетаются между собой стеблями и бутонами, их движения красивее движений самого лучшего танцора в нашем человеческом мире. Цветы в раю могут летать, могут сами превращаться во множество других, различных по форме, предметов, птиц и животных.

Райская небесная музыка

В раю есть инструмент, по форме напоминающий лютню, есть и другие музыкальные инструменты, но все они сделаны из материи других пространств. Когда они играют, то эти звуки завораживает слух. Слушая небесную музыку, проникаешь в новый, неизведанный мир. Райская музыка несёт сильную положительную энергию, поэтому, человек, у которого открыты «небесные уши», слушая ее, получает огромное удовольствие и пользу.

Книги рая

В нашем мире, написанный в книгах текст, неподвижен, и люди даже не могут себе представить, что он может двигаться. В раю всё живое, все может двигаться и буквы не исключение. В раю тексты в книгах живые, они могут двигаться, могут танцевать, могут показать читателю картину, которую описывают.

Например, читаю книгу о крупном историческом событии на земле, люди видят простой текст с описанием этого события, но когда человек открывает и начинает читать райскую книгу, то он полностью переживает то событие от начала и до конца, становясь, как бы его участником (буквы в книге проявляют полностью всё то, что там было описано, причём, всё это в образах и со звуками).

Сны о рае

Возможно, многим снились сны, в которых они побывали в раю: прекрасных мирах, наполненных светом, цветами и музыкой. В этих снах человек очень явно ощущает свою принадлежность к небесному миру (раю). Всё, что человек ощущает в своих снах очень реально, и настолько естественно, как будто человек миллионы лет жил в том мире.

Неожиданно проснувшись, человек не сразу понимает, почему он здесь и что он делает здесь на земле, человеческой душе это в тягость, это неприемлемо. Хочется обратно вернуться в рай. Всю оставшуюся жизнь человек ищет путь: путь возвращения в рай, путь возвращения к своему истоку. Все ортодоксальные религии и практики самосовершенствования называют этот путь – самосовершенствованием

Всевышний испытывает Своего раба с разных сторон. Если человек проходит все испытания, он уверенно может относить себя к уверовавшим в Аллаха. Всевышний испытывает нас в имуществе, в радости, в бедах и т.д.

Творец людей создал богатыми и бедными. Тем самым - испытывает и тех и других. Испытанием для богатых является помощь бедным. И бедных Аллах испытывает, смотрит: вытерпят ли они нищету? В хадисе сказано: «Бедность приблизилась к неверию».

Почему так сказано? Потому что человек в бедности много терпит и когда у него терпения не хватает или же когда богатые уже не помогают - он совершает такие поступки, которые по Исламу выводят его из веры. Но это - в крайнем случае. А так он будет добывать себе пропитание… греховным путём. Поэтому мы должны знать о закяте.

Мусульмане знают, что среди нас есть нуждающиеся и они просят, чтоб им помогали. На сегодняшний день, если все дагестанцы, которые должны платить закят, выплатили бы его - то… не то что в Дагестане, но и в соседних республиках не было бы бедных людей! Мы знаем, какими богатствами располагают некоторые дагестанцы. Пусть они не думают, что мы у них что-то просим. Нет, мы им напоминаем об их обязанностях и предостерегаем от того, что их ждёт в Судный День.

В Коране имеются 82 аята, где после намаза сразу упоминается закят. Всевышний знает, как помочь Своим рабам. В одном из этих аятов сказано: «Совершайте намаз и выплачивайте закят!». Также и в другом аяте говорится: «Возьми с их имущества закят. Закят тем самым очистит их и их имущество от грязи». Аллах говорит: «Людей, которые откладывают золото и серебро и не выплачивают с них закят - «обрадуй» вестью о мучительном наказании в Судный День».

Ибн Умар говорил, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Ислам основан на 5 вещах: на свидетельствовании о вере (Шахада), на пятикратном намазе, на выплате закята, на Хадже и на посте в месяце Рамадан» .

Абу Хурайра говорит, что однажды Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) читал проповедь и три раза повторил: «Клянусь Аллахом, во власти Которого Я нахожусь!.. и опустив голову… замолчал». Тогда сподвижники стали плакать. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) поднял голову - и сподвижники увидели радость на Его лице. Они говорили, что это было для них радостнее, чем верблюды, которых им подарил бы кто-то. Потом Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Нет такого раба, который совершал бы пятикратный намаз, постился в месяце Рамадан, выплачивал закят со своего имущества и отдалялся бы от больших грехов - кроме как ему открылись бы все двери Рая и ему скажут: заходи в Рай целым и невредимым!».

Также от Анаса бну Малика передаётся, как пришёл человек из племени бану Тамим и говорит: «О Посланник Аллаха, у меня есть богатство. Скажи, что мне делать и как расходовать это богатство?». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Ты выплачиваешь закят - и это является твоим очищением, также оно является связью между твоими родственниками. Ты с помощью закята будешь знать, какая обязанность на тебе лежит по отношению к неимущим, к соседям, и к тем кто просит» .

Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Есть пять вещей, выполнив которые человек заходит в Рай: тот, кто совершал намаз, не откладывая, кто постился в месяце Рамадан, кто совершил паломничество в Хадж, и кто выплатил закят с приятным чувством на сердце, т.е. сам будучи довольным» .

Муаз бин Джабаль говорит: «Я был с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) в путешествии и спросил: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), расскажи о деяниях, совершив которые, я войду в Рай и которые отдалят меня от ада!». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Ты спросил о великом, но это будет легко достичь тому, кому Аллах облегчит это.

Поклоняйся Аллаху и не предавай в сотоварищи Ему никого и ничего другого; совершай намаз; выплачивай закят; держи пост в месяце Рамадан и совершай Хадж, если у тебя есть возможность». Вот, что нам даёт Рай и отдаляет от ада. Также Абу Дарда передаёт, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Закят – мост, который приводит человека в Ислам». Абу Хурайра передаёт от Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Гарантируйте мне, что будете исполнять 6 вещей, а я - гарантирую вам Рай». Они спросили о 6 вещах. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Намаз, закят, доверие, сохранение целомудрия, живота и языка от греховного».

Если человек выплатит закят - от него уходит зло, сказал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям). Аль-Хасан передаёт, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Сохраняйте своё имущество выплатой закята и лечите больных с помощью садака, предотвращайте беды, которые могут постигнуть вас с помощью мольбы» .

Если у человека недостаточно средств для выплаты закята - он должен хотя бы давать милостыню, иначе у него куда-то будут уходить деньги. Есть ещё очень много хадисов о закяте. И во всех хадисах - вслед за упоминанием намаза! - упоминается и закят. Это говорит о важности выплаты закята.

Рай… Что такое слово означало в прошлом и имеет ли оно смысл для современного человека? Чем можно счесть представления о рае? Это пережитки прошлого или же знак устремления в будущее? Кто его достоин и кто может туда попасть? Все ли религии имеют понятие о рае? Кратко мы попробуем разобраться в этих сложных вопросах.

Некоторые ученые считают, что представления о будущей жизни, которая настанет после смерти, были еще у первобытных людей. Об этом свидетельствуют многие их захоронения. В могилы часто клали то, в чем, как считалось, может нуждаться человек после смерти. Античные народы и древние племена, населявшие Европу, тоже знали о том, что такое рай. Елисейские поля блаженных (или Элизиум) — это место, где всегда царит весна, веет легкий ветерок и нет никаких печалей. Однако попадают туда не все, а только герои и те, кто имел личные связи с богами. Только в поздней античности появилась идея о том, что посвященные и праведные люди могут попасть в это приятное место.

Другие представления о вечной жизни в многобожии

Скандинавская Вальхалла — это рай для воинов, которые геройски пали в бою. Днем они пируют в небесных чертогах, а по ночам их ублажают божественные девы. Но самыми яркими красками описан рай у древних египтян. После того как душа ответит за все свои грехи на суде Осириса и будет допущена к вечной жизни, она вступает в так называемые поля Иару. Если посмотреть на фрески в древнеегипетских гробницах, можно убедиться, что тогдашние верующие смотрели на смерть с надеждой, не как на прекращение существования, а как на врата в другую, лучшую жизнь. Прекрасные цветы и изящные юноши и девушки, вкусная и обильная еда и изумительные сады — все это можно увидеть на старинных искусных росписях.

Эдем

В иудаизме существовало другое понятие о том, что такое рай. Библейские мифы повествуют о блаженном саде Эдеме, в котором обитали первые люди. Но главным условием их счастья было незнание. Вкусив плоды, которые позволяли различать добро и зло, люди утратили первичную невинность. Они были изгнаны из рая, вынуждены были жить в мире, где господствует смерть и грех. В Эдем невозможно возвратиться, он недоступен для человека, обладающего знанием. Это утраченный рай. Его концепция подверглась критике как со стороны античных философов, так и гностиков, которые писали о том, что настоящая свобода состоит не в том, чтобы сознательно слушаться запретов, а в том, чтобы делать все, что хочешь. Тогда это и будет рай.

Ислам

В этой религии тоже есть представление о вечной жизни для блаженных. Она ожидает тех, кто соблюдал все запреты и предписания Аллаха, был ему верным и послушным. Что такое рай в исламе? Это множество прекрасных садов с красивыми водоемами и различными удовольствиями. Критики мусульманства заявляют, что образы рая в Коране слишком плотские, но исламские богословы, особенно современные, уверяют, что описанные там представления являются символами, приближенными к человеческому восприятию счастья. На самом деле райскую жизнь невозможно описать обычными словами. Главная радость жителей небес — это созерцание Бога.

Буддизм

В этой религии рай — не конечная цель существования, а этап пути к наивысшему просветлению. Это земля вечной радости, где все, кто призывал Будду, возрождаются, чтобы вкушать блаженство. Передохнув, они будут готовы следовать за Учителем дальше. Большинство течений буддизма признают, что эта земля находится на западе. Сам основатель религии дал обет не достигать Нирваны до тех пор, пока все существа, которые попали в это место, не устремятся к окончательному просветлению. Наибольший вес представлениям о рае придает японская ветвь буддизма Махаяны — амидизм. Другие течения как Большой, так и Малой колесницы преимущественно учат тому, как достичь нирваны, а многие из них не слишком обращают внимание на эту промежуточную стадию. Рай в душе — это главное, что должно сопутствовать человеку, решившему отказаться от желаний и тем самым преодолеть страдания.

«Небеса обетованные», или Возвращенный рай

Для парадигмы христианства характерно понятие вновь обретенной для человека возможности вечной жизни, которая пришла благодаря Спасителю. Это не тот рай, который был вначале, не единство совершенной Вселенной, где все «хорошо весьма»… Согласно представлениям ортодоксального христианства, она была разрушена из-за грехопадения человека, потому что он злоупотребил свободой воли. В традиционной богословской литературе новый рай существует на небесах. Для большинства христианских писателей, которые говорили об этом, источником вдохновения служили видения пророков — Исайи, Даниила, Иезекииля, евангельские притчи. Но самым главным текстом, который сформировал представление о рае, является «Откровение» Иоанна Богослова. Образ Иерусалима Небесного, где не будет ни болезней, ни горя, ни слез, сделался главным христианским символом. Он стал местом расположения рая.

Царство Небесное

В традиционном христианском понимании оно ассоциируется со счастливой жизнью, которая наступает после смерти. Это конечный приют праведников. При этом известно несколько типов представлений о том, что такое Царство Небесное. К примеру, это метафизическая и философская концепция, описывающая некое место, где святые, праведники и ангельские чины наслаждаются созерцанием Бога и его присутствием. В богословии это называется visio beatifica. То есть видение, которое дарует блаженство. А вот в литературных, фольклорных и мифологических представлениях о рае сохранился образ сада со стенами, украшенными драгоценными камнями и мощеными изумрудами дорогами. Образ Небесного Иерусалима словно объединяет в себе тоску об утраченном Эдеме и новой вечной жизни. Она будет существовать, когда вся прежняя жизнь, исполненная страха перед смертью и страданий, будет уничтожена. Царство небесное — это место блаженства праведников и раскаявшихся грешников, уверовавших в Христа.

Разночтения в представлениях о рае

Как в Античности, так и в Средние века существовали точки зрения, которые расходились с ортодоксальным христианством в описании и концептуальном понятии рая. К примеру, многие религиозные диссиденты, в частности катары, полагали, что это Царство Небесное, которое не от мира сего. Они полагали, что рай не имеет физических географических границ. Небо, которое мы видим, не может быть его вместилищем. Оно разве что может быть напоминанием о существовании другого мира, истинного Божьего творения. Они считали, что видимые небеса, как и земля, созданы иным началом. Поэтому, с их точки зрения, евангелист Иоанн и говорит о том, что если человек любит мир, то он становится врагом Богу. Они представляли Небесный Иерусалим согласно Посланию святого Петра, где сказано о том, что это будет новая земля и новое небо, где обитает правда. Грехопадение человека, по их мнению, было связано с его уходом из рая в этот мир из-за обмана или насилия дьявола. Поэтому люди должны вернуться в истинное, Божье творение. В этом состоит главная разница между ортодоксальным и еретическим христианством. В диссидентском понимании рай — это именно то место, откуда мы были когда-то изгнаны, но куда можем вернуться, наша «небесная родина». Катары считали, что человек по природе свой — это ангел. Рай — это его место жительства. Он живет в этом мире, не зная об этом. Но Христос показал ему дорогу к спасению. Следуя заповедям и исполняя их, человек имеет возможность достичь вечной жизни и вернуться в рай.

Современные религиозные представления о блаженном существовании праведников часто имеют больше символический, чем конкретный характер. Некоторые протестантские течения вообще отказываются от понятия рая и загробной жизни, а другие, наоборот, приблизились к катаризму в восприятии небес как возвращения на родину.

Рай в разных религиях в принципе описывается одинаково, как место, где царит вечное блаженство. Многие люди, желая обеспечить себе после смерти счастливую жизнь, интересуются, что нужно сделать, чтобы попасть в рай. Если провести среди простого населения опрос, задав им такой вопрос, то получить однозначный ответ, не удастся. Например, одни считают, что нужно делать хорошие дела, а другие уверены, что достаточно каждое воскресенье ходить на службу.

Как попасть в рай?

В Библии описывается только один способ, как после смерти очутиться на небесах – нужно верить, что Иисус Христос есть Господь и Спаситель. Чтобы показать и доказать Сыну Божьему свою благодарность за его жертвы, необходимо соблюдать заповеди, данные Богом. Чтобы попасть в рай после смерти, нужно покаяться, так как, только признав свои грехи можно рассчитывать на прощение. Человек, желающий жить праведно, должен научиться отталкивать от себя все .

Советы церкви, как попасть в рай:

Стоит также разобраться в том, может ли самоубийца попасть в рай. Считается, что люди, которые покончили с собой, не попадают ни в