«Конспект урока по биологии на тему «Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Как соотносятся понятия биогеоценоз и экосистема Конспект по биологии экосистема 10

МБОУ «Черемшанский лицей»

Черемшанский муниципальный район Республики Татарстан.

Разработка урока учителя биологии высшей квалификационной категории Х.Г.Гумерова.

Тема: «Биогеоценоз как особый уровень организации жизни».

Задачи урока:

Расширить и углубить знания о надорганизменных уровнях организации материи;

Сформировать сущность понятия «биогеоценоз», «биоценоз», «биотоп»;

Показать ярусное строение биоценозов, емкость биотопа;

Охарактеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни;

Сформировать убежденность в необходимости сохранения многообразия биогеоценозов.

Средства обучения : таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз луга», музей природы, комнатные растения разных природных зон.

Тип урока : комбинированный.

Методы : репродуктивный, частично-поисковый,

Ход урока.

I . Актуализация знаний о сообществах, о разнообразии сообществ на Земле. О формировании сообществ в зависимости от климата.

Вопросы- задания.

1. Что представляет собой природное сообщество? (Совокупность растений, животных, грибов, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории влияющих друг на друга.)

2. Какие примеры природных сообществ вы можете привести? (Лес, степь, пустыня, река.)

3. Укажите на взаимосвязь между живыми организмами и климатическими условиями. (Приспособленность живых организмов к холоду, к засухе, сезонным явлениям природы, т.е. к климату).

II . Изучение нового материала.

1. Понятие о биогеоценозе как структурном компоненте биосферы. Функциональная связь живого вещества с неживой природой. Круговорот веществ в природе. (Беседа с использованием таблиц).

2. Работа с термином «биогеоценоз»- это открытая живая система, эволюционно сложившаяся из разных видов микроорганизмов, растений и животных, совместно заселяющих определенные места обитания.

Работа со словарем основных понятий стр. 210, термин «биогеоценоз».

3. Структурные элементы биоценоза: биотоп, биоценоз.

4. Рассказ учителя о биотопе.

Биотоп - определенная территория со свойственными ей абиотическими факторами среды обитания (климат, почва).

5. Биоценоз-совокупность популяций разных видов.

Биоценоз леса «Музей природы» - беседа с использованием экспонатов музея:

Какие растения представлены в музее? (Береза, осина, липа, дуб, …).

Как приспособленности возникли у растений к совместной жизни?

(Ярустность, отношение к свету).

– Охарактеризуйте значение ярусного расположения для жизнедеятельности растений и животных в биогеоценозах.

Какие животные связаны с лесным биоценозом? (лось, кабан, рысь, лиса, дятел, сова…).

В какой форме существуют все виды в природе? (в форме популяций).

6 Беседа с выявлением особенности лесного биоценоза.

Из чего складывается живое население биоценоза?

На какие три основные функциональные группы делится биоценоз?

(продуценты, консументы, редуценты).

Какова роль каждой группы организмов?

Экологические группы (привести примеры)

Название группы

Примеры живых организмов

Продуценты

Консументы 1порядка

Консументы 2 порядка

Редуценты

К чему приводит взаимоотношение между организмами? (устойчивость,

целостность, единство и круговорот веществ).

7. Биогеоценозы – сходства и различия.

Работа в группах.

Определить основные виды организмов биоценоза луга (заливной луг) и сравнить с основными видами организмов биоценоза леса.

Определить особенности биотопа луга и выявить их различия от биотопа леса.

8. Рефлексия. Подведение итогов работы в группах. Сравнить полученные результаты. В чем разница между биогеоценозами?

9. Работа с учебником. Особенности биогенотического уровня жизни. Изучая текс учебника, ученики приводят примеры и раскрывают главнейшие процессы, характеризующие биогеоценоз:

Круговорот веществ и поток энергии, обеспечивающие саморегуляцию и устойчивость биосистемы, ее организацию,

Продуцирование биомассы, поддерживающей существование видов,

Распределение множества популяций в пространстве и во времени,

Сложность структуры, обусловленной большим разнообразием видов,

Регулирование численности видов и связанное с этим поддержание динамической устойчивости биосистемы как целостности,

Устойчивость связей и зависимостей между видами и со средой основанных на пищевых, пространственных, средообразующих взаимоотношениях видов и энергетике.

10.Значение биогеоценотического уровня.

Многообразие биогеоценозов, их история и длительность существования, отражающая эволюцию биосферы. Стратегия биогеоценотического уровня жизни: активное использование всего многообразия сред жизни на Земле в создании благоприятных условий для развития и процветания живых организмов. (Проблемное изложение и обсуждение с учащимися стратегии биогеоценотического уровня жизни, формирование выводов.)

III . Закрепление знаний о биогеоценозе как надорганизменной системе; о структурных элементах, основных процессах и организации биогеоценотического уровня; о значении этого уровня и его сохранении. Выполнение заданий №1-6 в рабочей тетради.

IV. Вопросы для контроля :

1. Что такое биотоп, биоценоз, биогеоценоз?

2. На какие основные функциональные группы делятся биоценоз?

3. Роль продуцентов, консументов, редуцентов в круговороте веществ.

4. Какие процессы протекает на биогеоценотическом уровне?

5. В чем заключаются особенности организации биогеоценотического уровня жизни в при роде?

6. Поясните, почему биогеоценозы называют многовидовыми надорганизменными биосистемами.

7. Сравните биогеоценотический уровень организации живой материи с биосферным уровнем.

8. В чем заключается основная стратегия жизни биогеоценотического уровня жизни в природе?

V . Домашнее задание : изучить стр.76-78 учебника. Выполнить задания № 7-9 в рабочей тетради.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Концепция экосистемы

Синэкология -раздел экологии, изучающий ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов (биоценозов), пути их формирования и их взаимодействие с окружающей средой. В отдельное научное направление синэкология выделена на Международном ботаническом конгрессе 1910 г.Термин «синэкология» предложил швейцарский ботаник К. Шретер (1902 г.).

В природе популяции разных видов объединяются в макросистемы более высокого ранга - так называемые сообщества, или биоценозы.

Биоценоз - это совокупность популяций растений, животных и микроорганизмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды. Понятие «биоценоз» было предложено в 1877 г. немецким зоологом К. Мебиусом (1825-1908 гг.), который,
изучая устричные банки*, пришел к выводу, что каждая из них
представляет собой сообщество живых существ, все члены которого находятся в тесной взаимосвязи.

Никакой биоценоз не может развиваться сам по себе, независимо от среды и вне ее. В результате в природе складываются определенные комплексы, совокупности живых
и неживых компонентов, где сложные взаимодействия их отдельных частей поддерживаются на основе взаимной неопределенности. Чтобы понять отличие синэкологического подхода к изучению живых систем от аутэкологического, приведем следующее сравнение. Так, если, скажем, изучается отношение ели сибирской (одного дерева или вида в целом) к среде или лисицы обыкновенной (одной особи или вида в целом) к среде, то эти исследования являются по сво-ему характеру аутэкологическими.

Если же изучается лес, в котором растет эта ель и живет ли-сица, то подход будет синэкологическим. В первом случае все внимание сосредоточено на отдельно взятом организме, и цель состоит в том, чтобы увидеть, как он вписывается в общую эко-логическую картину, подобно тому, как, рассматривая произведе-ние живописи, можно сконцентрировать внимание на каком-то отдельном фрагменте. Во втором случае рассматривается картина в целом (т. е., если продолжить аналогию с живописью, изучается композиция).

Пространство с более или менее однородными условиями, за-селенное тем или иным сообществом организмов (биоценозом), называется биотопом. Если определить биотоп как место существования биоценоза, то биоценоз можно рассматривать как
исторически сложившийся комплекс организмов, характерный для данного, конкретного биотопа.

Любой биоценоз образует с биотопом целостность, единство, биологическую систему еще более высокого ранга - биогеоценоз. Термин «биогеоценоз» предложил в 1940 г. В. Н. Сукачев.

По определению В. Н. Сукачева (1880-1967 гг.), биогеоценоз - «это совокупность
на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (ат-мосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов,
почвы и гидрологических условий), имеющая свою, особую специфику взаимодейс твий этих слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое единство, находящееся в постоянном движении, развитии».

Термин «биогеоценоз» очень близок (хотя и не тождестве-нен) к широко распространенному за рубежом термину «экосистема», который был предложен в 1935 г. А. Тенсли. Эко-система - это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды, функционирующая как единое це-лое за счет обмена веществом, энергией и информацией.

Существует мнение, что содержание термина «биогеоценоз» в значительно большей степени отражает структурные характери-стики изучаемой макросистемы, тогда как в понятие «экосистема» вкладывается прежде всего ее функциональная сущность.

Экосистемами являются , например, муравейник, участок леса и лес в целом, кабина космического корабля, ландшафт и даже вся биосфера. В целом биогеоценоз выступает по отношению к экосистеме, как частное к общему.

Экосистема есть основная функциональная единица живой
природы, включающая и организм, и абиотическую среду, причем
каждая часть влияет на другую и обе необходимы для поддержа-
ния жизни в том виде, в каком она существует на Земле.

Таким образом, организация является ис-точником информации. Организмы получают из неорганической среды информацию об особенностях химических элементов и соединений и об их распределении. Неорганическая среда полу-чает информацию от живых организмов о продуктах их метабо-лизма (обмена веществ). Живые существа также обмениваются между собой информацией: это могут быть сигналы об опасно-сти, наличии пищи, обращение к половому партнеру, агрессия (предупреждение сопернику) и т. д. Информационные связи в природе ограничены в пространстве и во времени. Информаци-онная ценность предмета или явления зависит не от количества заключенной в нем информации (оно бесконечно!), а от того, кто или что этой информацией пользуется.

Предположим, вы - талантливый математик и написали ин-тереснейшую научную статью по высшей математике. Попытаем-ся проанализировать, как информация зависит от того, кто этой информацией пользуется.

Естественно, что информация, заложенная в статье, для вас равна нулю, коль скоро вы сами ее написали, а значит, ничего нового из ее содержания не получите. Если вашу статью прочтет человек с образованием на уровне начальной школы, он также не получит 1щя себя никакой информации (поскольку не знаком с элементарными сведениями из высшей математики), т. е. в обоих случаях информация равна нулю, хотя ее потребители имеют разный уровень информированности об изучаемом предмете.

Некоторые исследователи пытались применить метод матема-тической теории информации для оценки организованности жи-вых систем, однако пока без особого успеха. К сожалению, как справедливо отметил академик В. А. Энгельгардт, «математичес-кие аспекты теории информации еще не находят отчетливых приложений к анализу элементарных основ жизненных явле-ний, хотя имеются основания предполагать, что благодаря уни-версальности принципов этой теории дальнейшее ее развитие откроет возможности для такого рода приложений, которые будут все расширяться и углубляться».

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Все объекты и процессы во Вселенной, как и сама Вселен-ная, представляют собой тройственное единство вещества, энер-гии и информации;

В процессе взаимодействия объекты обмениваются между собой веществом, энергией и информацией. В информации нахо-дят отражение особенности организации взаимодействующих объектов;

При взаимодействии объектов и процессов специфичность обмена информацией обусловлена особенностями организации взаимодействующих объектов: более организованные объекты способны извлекать из окружения большую информацию, чем менее организованные, одновременно они сами служат источни-ком большей информации;

Поскольку каждая организация может быть охарактеризо-вана бесконечным количеством свойств, постольку бесконечно и количество информации, которое в принципе может быть из нее извлечено. Отдельные аспекты информации поддаются математи-ческой обработке, и это вселяет надежду на то, что не только вещество и энергия, но и степень организованности в конце кон-цов получит удовлетворительную количественную оценку.

Вопросы и задания

1.Что изучает синэкология?

2.Что называется биоценозом, биотопом, биогеоценозом, экосистемой?

3.Почему обмен веществом, энергией, информацией явля-ется основным принципом функционирования экоси-стемы?

YouTube : https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

Урок №1.Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как био - и экосистема.

Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы должны знать биогеоценотические уровни организации живой материи; понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема» и «биосистема».

Номер учучебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Интегрирующая цель: в результате работы ты должен запомнить, что биогеоценоз особый уровень организации жизни и биогеоценоз составляет био - и экосистема; сформулировать вывод о биоценозе как био - и экосистема

Внимательно прочитай цель урока

Цель: определить понятие «биогеоценоз»

1.Что означает термин «биогеоценоз»?

2.Сфомулируйте определение, что такое биогеоценоз.

Работайте индивидуально с учебником.

Выпиши определение в тетрадь.

Цель: Ознакомиться особенностями биосистем биогенетического уровня, то есть с основными структурными элементами биогеоценоза.

1.Выясните основные структурные элементы биогеоценоза.

2.Определите основные функциональные группы биоценоза.

3.Определите основные процессы происходящие в биогеоценозе.

Работа в паре.

Работайте с учебником

Цель: Выяснить какое значение имеет биогеоценотический уровень.

1.Определите главную роль и стратегию биогенетического уровня.

Выпишите в тетрадь основные моменты.

Цель: Проверить знания о биогеоценозе.

1.Закончите фразу, выбрав нужную характеристику:

Основным процессом, организующим биогеоценоз, является…..

а) разнообразие популяции и видов;

б) изменение численности популяций;

в) круговорот веществ и поток энергии;

Работайте индивидуально. Оценивается в2 балла.

Цель: Выяснить и рассказать, кто такие и.

1.Ознакомьтесь по учебнику и расскажите об учёном –ботанике и экологе и его заслуге в биологии.

2. Как объясняет об экосистеме Артур Джордж Тенсли-Английский ботаник.

Выполняет 1-ый вариант.

Выполняет 2-ой вариант.

Домашнее задание



Средства обучения: таблицы «Плоские и круглые черви», влажные препараты, диск «Открытая биология».

Ход урока.

1.Мозговой штурм по вопросам учителя:

1)к какому классу относится печёночный сосальщик?

2)какова форма тела?

4)что такое кутикула?

5)Окончательный хозяин?

6)промежуточный хозяин?

7)цикл развития печёночного сосальщика?

8)цикл развития свиного цепня? Цикл развития аскариды?

9)назовите пути заражения человека аскаридами?

10)меры профилактики?

3.Выбери правильные утверждения.

4.Найди ошибки в рассказе!

физкультминутка

5.Игра «Горячий стул»: Слова на доске: аскарида, финны, малый прудовик.

6.Заполните таблицу.

7.Слово экспертной комиссии.

8.Подведение итогов урока.

Для физкультминутки: выбрать правильные и неправильные ответы (вставать и сесть)

2.Острица______________________,человеческая аскарида_______________________

печёночный сосальщик ______________, свиной цепень_____________________

Меры борьбы: 1-не есть сырое, плохо прожаренное мясо; 2.-не пить сырую некипяченую воду; 3- не есть немытые овощи и фрукты; 4- не есть щавель, дикий лук, не жевать траву с лугов;

5- держать скот в сарае; 6- систематически мыть руки перед едой, 7-защищать продукты питания от мух, тараканов; 8- не грызть ногти.

1- наличие органов чувств; 2- способность к бескислородному дыханию;3- длинное тело;

4-наличие пищеварительной системы;5-развитие со сменой нескольких хозяев; 6- плотная кутикула; 7- раздельнополость; 8-огромная плодовитость; 9- сегментация тела.

Выбери правильные утверждения: 1)Аскарида откладывает около 200 тыс. яиц в год.

2) Аскариды и острицы отравляют организм человека.

3)Промежуточный хозяин печёночного сосальщика – свинья.

4) Финны находятся в мышцах.

5)Развитие печёночного сосальщика сложное.

6)Малый прудовик окончательный хозяин свиного цепня.

7)Печёночный сосальщик на головке имеет четыре присоски.

8)Свиньи заражаются цепнем, поедая нечистоты.

Признаки

Печёночный сосальщик

Свиной цепень

Человеческая аскарида

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект открытого урока по биологии
по теме
«Сообщество, экосистема, биогеоценоз»
Учитель: Егорова Юлия Витальевна

Шадринск, 2017 год
Цели урока: 1. Сформировать понятие о природных сообществах, их многообразии.
2. Дать понятие «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера», о взаимосвязях организмов.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- конкретизировать знания учащихся о сообществе, экосистеме, биогеоценозе их структуре, компонентах и свойствах;
-сформировать понятия «пищевая цепь» и «пищевая сеть»;
-расширить знания учащихся об экосистемах;
-закрепить экологические термины.
2. Развивающие:
1. Информационные
-продолжить развитие умений работы с различными видами и источниками информации;
- развивать умение работать со схемами, рисунками, мультимедийным проектором;
2. Интеллектуальные
-развивать умение сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности;
- развивать коммуникативные способности у обучающихся.
3. Воспитательные:
-продолжить воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: 1. Таблица «биоценоз» леса, «биоценоз» водоёма;
2. ТСО: проектор, компьютер;
3. Таблички с названиями растений и животных, клубок ниток.
Структура урока
Организационный момент. (2 мин)
Повторение изученного материала: (5 мин)
Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.
Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала (27 мин)
IV. Рефлексия. (5 мин)
V. Домашнее задание.(1 мин)

Еловый лес – совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, влажный. Ель создает очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве – сплошной зелёный ковёр мхов. В тех участках ельника, где почва беднее питательными веществами и более сырая, на моховом ковре обычно разрастаются густые заросли черники – такой лес называется ельником-черничником. Там, где почва лучше обеспечена питательными веществами, как правило, развивается сплошной покров кислицы. Такой лес называют ельником-кисличником. На почвах, особенно бедных и очень сырых под елями расстилается сплошной довольно толстый ковёр мха кукушкина льна.Растительные сообщества обычно не имеют резких границ и переходят друг в друга постепенно. На границе лесов и тундры на севере нашей страны имеется переходная зона- лесотундра. На границе леса и степи простирается зона лесостепи.
Виды связаны не только между собой, но и с неживой природой. Эта связь осуществляется через вещество и энергию. Поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы экологи используют термин «биогеоценоз» или «экосистема».
Экосистема (от греч. oikos- жилище и systema - объединение) - это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергии в единый комплекс. (Слайд 6)
Экосистема и биогеоценоз - близкие понятия, но если термин «экосистема» подходит для обозначения систем любого ранга, то «биогеоценоз» - понятие территориальное, относимое к таким участкам суши, которые заняты определёнными единицами растительного покрова - фитоценозами.

Не любая экосистема является биогеоценозом, но любой биогеоценоз - экосистема.(Слайд 7)
Учение о биогеоценозе и сам термин создал русский ботаник Владимир Николаевич Сукачёв. (Слайд 8)
Экосистем на Земле очень много, существенным свойством каждой из них является круговорот веществ и потоков энергии.
Энергия и вещества постоянно необходимы живым организмам, и они черпают их из окружающей природы, тем самым образуя круговорот вещества и энергии. Совершенно ясно, что, если бы живые организмы безвозвратно заимствовали все необходимые им питательные вещества из неживой природы, ничего при этом не возвращая обратно, запасы питательных веществ на Земле иссякли бы и жизнь прекратилась. Этого не происходит, потому что питательные вещества постоянно возвращаются в окружающую среду в результате жизнедеятельности самих организмов.
Биогеоценозы могут быть разных размеров: (Слайд 9)
кочка среди болота или пень в лесу, нора с ее населением, аквариум- примеры микробиогеоценозов, или микроэкосистем.
определенную растительную ассоциацию со всеми ее компонентами (например, ельник-кисличник, ельник- брусничник и т.п.), озеро можно назвать мезобиогеоценозом, или мезоэкосистемами,
а океан, суша и отдельные типы растительности (лес, степь, луг и т.п.)являются макробиогеоценозами, или макроэкосистемами.

По ходу объяснения обучающиеся составляют схему.
По происхождению экосистему можно разделить на (Слайд 10)
Естественную- формируются под влиянием природных факторов (луг, болото)
Искусственную- создаются человеком в процессе хозяйственной деятельности (поля, парки, лесопосадки, скверы)
По ходу объяснения обучающиеся составляют схему:
Посмотрите на таблицу и сравните в чём особенность искусственного биогеоценоза?
Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов. (Таблица 1)
Задание. Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:

способны к саморегуляции;
неспособны к саморегуляции;







Все природные экосистемы (биогеоценозы) связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему, эта экосистема называется биосферой. Она охватывает часть атмосферы, часть литосферы и всю гидросферу. Целостное учение о биосфере создал выдающийся отечественный ученый В. И. Вернадский (1863-1945).
IV.Рефлексия
1. Какие из известных вам сообществ и экосистем имеют более или менее четкие границы?
2. Можно ли считать сообществом все популяции птиц, населяющие лесной массив?
3. Какие факторы неживой природы влияют на растительный и животный мир сообщества?
V. Домашнее задание пр. 5.1(Слайд 11)

Таблица 1 Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов.
Сравниваемая категория биогеоценоз агроценозНаправление действия отбора Действует естественный отбор, выбраковывающий нежизнеспособные особи и сохраняющий приспособления к условиям среды, т. е. отбор, формирует устойчивую экосистему Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор в направлении сохранения организмов с максимальной продуктивностью
Круговорот основных питательных элементов Все элементы, потреблённые растениями, животными и др. организмами, возвращаются в почву, т. е. круговорот осуществляется полностью. Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется
Видовое разнообразие и устойчивость Отличаются, как правило, большим видовым разнообразием организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость Количество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость.
Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости Саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия). Регулируются и контролируются человеком через изменение природных факторов (орошение), борьбу с сорняками и вредителями, смену сортов, повышение продуктивности.
Продуктивность (количество биомассы, создаваемой на единицу площади) Биомасса экосистем суши
превышает продуктивность экосистем Мирового океана в 3 раза; основная продукция биомассы потребляется консументами. Занимая 10%площади суши, производят ежегодно 2,5 млрд. т сельскохозяйственной продукции; отличаются значительно большей продуктивностью, чем биогеоценозы
Задание 1. Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:
состоят из большого числа видов;
способны к саморегуляции;
неспособны к саморегуляции;
состоят из небольшого числа видов;
все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву;
значительная часть элементов питания изымается из почвы, для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения;
единственным источником энергии является солнечный свет;
основной движущей силой эволюции является искусственный отбор;
основной движущей силой эволюции является естественный отбор;
процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.
Лиса Заяц
Ястреб Береза
Мышь Зерно
Сова Воробей

10 кл, Пономарева

ТЕМА 3. БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ (8 ч.)
Урок 16 . Биогеоценоз как биосистема и экосистема.

Цель: сформировать понятие о биогеоценозе как надорганизменной биосистеме.

Задачи

Образовательная:

Расширить и углубить знания учащихся о надорганизменных уровнях организации материи.

Сформировать понятие о биосистеме и экосистеме

Объяснить основные условия возникновения биогеоценозов

Познакомить учащихся с учениями о биогеоценозе и экосистеме

Развивающая, учить:

Давать характеристику биогеоценозам

Объяснять значение биогеоценозов
Тип урока:

Комбинирован­ный урок


Форма проведения
Требования к ученику:

Знать

Ключевые понятия

Биоценоз , биогеоценоз, экосистема, биотоп, зооценоз, фитоценоз, микробиоценоз, продуценты, консументы, редуценты.

Объекты

Компоненты биогеоценоза – биотоп, биоценоз

Экосистема, биоценоз , биогеоценоз.

Биогеоценозы: дубравы, пруда, березовой рощи

Факты

Организация и процессы биогеоценоза

Значение биогеоценотического уровня

Факты

Учения о биогеоценозе и экосистеме

Уметь

Давать определения ключевым понятиям.

Называть биогеоценозы

Характеризовать структурные элементы, основные процессы и организацию биогеоценотического уровня жизни

Характеризовать

биологический круговорот веществ как главное условие возникновения экосистем,

видовую структуру биогеоценоза

Давать характеристику биогеоценозам

Объяснять значение биогеоценозов
Обеспечение занятия:

Текст учебника

§ 16, 17

Таблицы «Биогеоценоз дубравы», «Биогеоценоз пруда», «Строение экосистемы», диафильм «Природные сообщества»


Ход урока.

Мотивационный этап.

Глобальной биологической системой на Земле является БИОСФЕРА. Биосфера проникает во все оболочки земного шара , т.к.состоит из живого материала (вещества).

Компонентами биосферы являются БИОГЕОЦЕНОЗЫ.

Цель урока: сформировать понятие о биогеоценозе как надорганизменной биосистеме
Вам уже известно, что виды тесно взаимосвязаны между собой и факторами неживой природы. Они объединяются в природные сообщества – биогеоценозы. Наряду с понятием «биогеоценоз» часто употребляется термин «экосистема». В чем же различие между этими понятиями? Что собой представляет структура сообщества? Какова в нем роль растений, животных , грибов и бактерий?


    Биогеоценоз

  1. Признаки биогеоценоза как биосистемы

  2. Сравнение понятий: биогеоценоз и экосистема

  3. Видовая структура

  4. Характеристика биогеоценоза как особого уровня организации жизни

1. Понятие «биогеоценоз».
Биогеоценоз (био – жизнь, гео – Земля, ценоз – общий, совместный) – это открытая живая система (биосистема).

Любая система характеризуется компонентами, процессами, связями, особой организацией.

Примерами биогеоценозов могут служить: биогеоценоз дубравы, ельник, разнотравная степь, пихтовый лес, тропический дождевой лес , тундра. Обычно биогеоценозами называют сухопутные природные сообщества.

Биогеоценоз – природный комплекс живых организмов и условий среды конкретного участка земной поверхности, границы которого можно даже нанести на карту.


Свойства биогеоценоза как биосистемы :

Целостность

Саморегуляция процессов
2. Самостоятельное овладение материалом

2. Устно объясните термины: биоценоз , биотоп, зооценоз, фитоценоз, микробиоценоз

3. Определить компоненты биогеоценоза

4. Общее и отличие в понятиях биогеоценоз и экосистема

Ответы:

Процессы



  1. продуцирование биомассы;


Организация характеризуется:

Роль биогеоценозов – создание благоприятных условий для существования взаимодействующих видов и поддержание непрерывного биологического круговорота.

Домашнее задание.

1. Текст учебника

2. Дать характеристику биогеоценоза как особого уровня организации жизни (§ 16 )

3. Вопросы: стр.78, 81
Подготовиться к семинару (§18):

1 ряд – Трофические структура биогеоценоза, правило 10%

2 ряд – Пространственные связи в биогеоценозе

3 ряд – Экологическая ниша

Проверка Д/З
1) Письменная характеристика биогеоценоза как особого уровня организации жизни (§ 16 )
Структурные компоненты : биотоп, биоценоз

Процессы , характеризующие биогеоценоз:


  1. круговорот веществ и поток энергии (обеспечивают саморегуляцию и устойчивость биосистемы);

  2. продуцирование биомассы;

  3. распределение популяций в пространстве;

  4. регулирование численности видов (обеспечивает устойчивость биосистемы).
Организация характеризуется:

Сложностью структуры биогеоценоза (из-за разнообразия видов);

Устойчивостью связей между видами и со средой.

Роль биогеоценозов – создание благоприятных условий для существования взаимодействующих видов и поддержание непрерывного биологического круговорота.

2) Термины:

1. Биогеоценоз – совокупность растений, животных, бактерий, грибов и условий окружающей их среды на какой-то конкретной территории.

2. Биоценоз – комплекс живых организмов

3.Биотоп – комплекс условий внешней среды, созданных живыми организмами.

4. Фитоциноз – совокупность зеленых растений.

5. Зооценоз – комплекс различных животных.

6. Микробиоценоз – совокупность микроорганизмов

7. Экосистема