Где расположен храм погибших на водах. Спас на водах

Сравнительно недалеко от Никольского собора на Английской набережной,расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печерской лавры (ныне - подворье Оптиной Пустыни), символизировал южную часть морских ворот Санкт-Петербурга. Совсем недавно появилась маленькая часовенка. автор фото Колдышева Надежда
Грубая усмешка истории. Когда - то на этом месте стоял великолепный храм в честь погибших моряках честно исполнивших свой долг. Нет у тех героев ни места погребения, ни креста. Замахнулись большевики на святое – на боль и память людскую. Уничтожили храм.
Позвольте немного позанудствовать и привести почти дословно воззвание выпущенное Особым комитетом по сбору пожертвований и по сооружению церкви. Послание длинное, посему у кого нет желания читать сразу прокручивайте ниже. За воззванием следует рассказ.

«… В ком течёт русская кровь, тот поймёт все перенесённые моряками за долгие месяцы тяжёлого похода, предшествовавшего мучительно медленной их за Родину кончине, тому не забыть утрату гордости и надежды России – адмирала Макарова и всего сомна погибших, благоговейно поминаемых – без различия положения и рода службы – мучеников долга, от адмирала до матроса включительно!
В ком бьётся сердце русское, тот вспомнит командиров броненосцев, крейсеров и миноносцев, которые отважно шли на помощь товарищам, спасали раненых, вступали в бой с превосходящими силами, смертельно раненые продолжали командовать и, только истощив все средства обороны, не расставаясь со своими кораблями, затопляли их с гордо развевавшимися не спущенным Андреевским флагом!
Припомните, люди земли русской, тех старших офицеров, которые до последнего мгновения гибели кораблей полны были одним помыслом – о возможно благополучном спуске на воду команд!
Не предайте забвению тех моряков всех отраслей морской службы, которые в изнурительном пекле машинных отделений и везде, куда призывал их долг, с самоотверженною храбростью жертвовали жизнью, отбивая неприятеля в Чемульпо в Японском море, в Корейском проливе, как в море, так и на суше, - тех лейтенантов, которые, невзирая на страдания от полученных увечий, сами… выпускали в неприятеля уцелевшею рукою последние снаряды, того истекавшего кровью юношу-офицера, который, умирая, продолжал грозить неприятельским крейсерам и уже заплетавшимся языком кричал «Ура!»… тех офицеров, которые, безнадёжно мучаясь в холодной воде, поддерживали бодрость духа в окоченевших и изнемогавших в судорогах матросах, - тех диво-богатырей, что, не прекращая боевого огня, сгорали со своим броненосцем, но не оставляли его, чтобы не попасть в плен! Подумайте о доблестных русских матросах, самоотверженно исполнивших свой долг присяги на всех кораблях без исключения, - о приветствовавших, уже на воде, дорогие им тонущие корабли прощальным «Ура!» - о погибших не только от ран, но и от морской волны, смывавшей их при подводке пластырей к пробоинам!
Воздайте должное и Пастырям Церкви. Царство им Небесное, - напутствовавшим, с крестом в руках, погибавших с ними героев!
Да ведомо будет, что между отдававшими душу за народную честь были и такие, что, предчувствуя свою судьбу, просили родных благодарить Господа Бога, если Он сподобит их умереть в честном бою, в Отечестве!..
Подвиги завершились!.. и над тысячами мучеников-героев сомкнулась безжалостная морская бездна! Бури их разметали, не осталось по ним следа и негде над прахом их помолиться!..
Не может примирится с этим сердце русского народа!
Помянем же героев, принявших за Родину-Мать мученический венец, сооружением в столице России, в знак народной благодарности и в назидание потомству ХРАМА-ПАМЯТНИКА подвижникам, по морям разбросанным, - без могилы, - без Креста!
В сей Храм, с начертанными на стенах именами погибших моряков-героев, на сияние Креста, на свет лампад, на призыв непрестанных поминовений, незримо слетятся чистые души не погребённых и тут же, в Святом Доме этом Божьем, обретут они себе усыпальницу вечную!
Как прощальную горсть земли, как последнее «прости» принесите Вашу лепту на эту «БРАТСКУЮ МОГИЛУ».

Конечно, после такого воззвания присылали со всех уголков страны и простые люди и титулованные особы. Например, члены царской фамилии внесли свыше 50000 руб, эмир Бухарский – 20000 руб; делали взносы и флотские экипажи, полки, различные департаменты, частные лица и безвестные русские люди. На гроши и копейки, принесённые людьми от чистого сердца был выстроен этот храм. И вот на людскую скорбь и горе поднялась рука у большевиков.
Но это оставим на совести тех кто не чисто совестью. Перейдём к самому храму.
Храм, по предложению И.К.Григоровича, был выстроен на территории Нового Адмиралтейства, напротив Морского Пажеского корпуса (ныне С-Пб Военно-Морской институт) на самом окончании Английской набережной. Дума безвозмездно пожаловала участок стоимостью в 22500 руб. Освятили место строительства 19 февраля 1909 года.
Николай II в августе 1909 года повелел создать комиссию строительства. Занималась эта комиссия наблюдением по строительству самого храма и зданий принадлежавших ему.
В начале комиссия собирала материалы по архитектуре древнерусских церквей. Работа велась под руководством П.В.Покровского. Обследовав древние памятники зодчества Владимиро-Суздальской Руси, комиссия пришла к выводу, что наиболее сохранившейся была церковь Покрова на Нерли. И именно он стал прототипом для создававшегося храма. При проектировании архитектор придерживался пропорций Церкви Покрова, только увеличив основные размеры в 1,5 раза. Немного видоизменились главка, двери, окна, иконостас и немногие другие элементы здания. Поручен план создания М.М.Перетятковичу. К марту 1910 году был представлен в Академию художеств. Одобрен Советом Академии. Строительство началось. Греческая королева, Ольга Константиновна, заложила первый камень с Георгиевским крестом. Под наружные стены выполнен бетонный фундамент в 1 аршин толщиной с предварительной укладкой в него 3 рядов металлических балок. Под пилоны уложены бетонные подушки.
Строительство велось с удивительной скоростью.
Стены, столбы, пилоны, своды выложили кирпичом Ижорского завода. Белый камень для наружных работ поставлялся из каменоломен Тверской области.
14 сентября уже поднимали и освящали крест на строящемся храме. К моменту установки креста уже были сооружены башня, звонница, галерея и причтовый дом. В течение зимы 1910 года, весны и лета следующего года разрабатывались рисунки входных дверей, пола, досок с именами погибших моряков, иконостасы, украшения, облачения, церковной утвари. Кроме этого в храме велись работы по распределению судовых икон.
26 июля 1911 года в присутствие царской фамилии и родственников погибших освятили нижний храм и колокола, поднятые на звонницу матросами 2-го Балтийского экипажа. На 31 июля была назначено освящение верхнего храма. Освящение верхнего и нижнего храма совершал протопресвитер духовенства армии и флота отец Г.И.Шавельский, Георгиевский кавалер.

И вот на берегу Невы, замыкая перспективу Английской набережной, выдержанный в стиле владимирских церквей, возвысился белоснежный храм. Большие поверхности стен разделялись на 3 части стройными полуколонками, увенчанные капителями коринфского ордера. Сверху они соединялись арками, что создавало полукруглое завершение каждой части стены, где в небольших углублениях разместились рельефные композиции. Украшения «звериного» стиля являлись обязательным элементом владимиро-суздальского стиля. Верх барабана был отделан орнаментальной кладкой в виде бегунца и поребрика. Ряд не больших кокошников украшал трибун и служил визуально как бы основанием купола.
Окна в храме были щелевидные. По одному в каждой аспиде. Украшением простенков между окнами в трибуне, которых было 8, служили колонки, арочки, различные орнаменты, золотая мозаика. В 4 простенках были размещены изображения (по 4 в ряд) святых покровителей судов, принимавших участие в русско-японской войне: лики Спасителя, Богоматери, святого архангела Михаила, Николая Чудотворца, апостолов Павла, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи, Сергия Радонежского и других святых православной церкви.
Церковь Спаса на водах состояла из 2 храмов: верхнего – Храма Христа Спасителя в память его Гефсиманского борения и нижнего – во имя святого Николая Мирликийского.
Особое очарование храму придавали мозаичные работы, осуществлённые по рисункам Н.А.Бруни и В.М.Васнецова. Почти вся мозаика для храма производилась в Диксдорфе, недалеко от Берлина, в мастерской товарищества «пуль и Вагнер».
Удивительно красив был и пол храма. Выполненный Н.Д.Вишневской. Одобрил рисунки пола сам Н.К.Рерих.
Самую большую ценность храма представляли его стены и столбы. Их нижняя часть была отделана тёмно-зелёными и тёмно-красными панелями мрамора, поверх которых проходил мраморный карниз. Над ним размещались четырёхметровые пластины белого камня. В них было вмонтировано 27 бронзовых досок с именами погибших моряков, а так же врачей и священников. Всего около 8 тысяч имён. Среди них имена адмирала С.О.Макарова , художника В.В.Верещагина , погибших на «Петропавловске». Над каждой доской помещались судовые иконы, которые были на корабле в бою. Иконостас был выполнен в византийском стиле. Завесой царских ворот служил Андреевский флаг. Возле иконостаса было установлено спасенное из Порт-Артура знамя Квантунского флотского экипажа.
Об убранстве можно говорить часами. Я просто покажу.

В 1932 церковь закрыта и взорвана, под предлогом расширения территории Адмиралтейских верфей. Часть участка всё-таки занята производственным корпусом Адмиралтейского объединения. Перед сносом храма три мозаики: "Несение креста" , "Моление о Чаше" и "Голова Спасителя в терновом венце" созданные по эскизам Виктора Васнецова, были тайно демонтированы и переданы в запасники Русского музея. четвертый мозаичный образ - "Спаситель, шествующий по Водам" - по эскизу Николая Бруни, при взрыве храма оказался на дне Ново-Адмиралтейского канала. Причем сам лик не пострадал, хотя по краям мозаики имеются серьёзные повреждения. Затем он был тайно поднят со дна и тоже скрыт в запасниках Русского музея неизвестными спасителями.
Существует легенда, которую еще можно услышать из уст старожилов: весь берег Ново-Адмиралтейского канала и Невы был усыпан сплошным ковром из битой смальты, люди долго еще ходили сюда, чтобы взять себе "священный камушек". Но чудо состояло не в этом: мощный взрыв уничтожил здание храма, но не мозаичные панно. Обломок главной мозаики с ликом Спасителя (по сути, это кусок стены весом больше тонны) был обнаружен на дне канала и ночью в сопровождении спецслужб доставлен в хранилище Русского музея. Там же впоследствии таинственным образом оказались и васнецовские мозаики (это тоже каменные плиты весом по нескольку центнеров).

В 1990 созданы община и фонд восстановления церкви автор проекта часовни архитектор Д. А. Бутырин.
До 1995 года о судьбе мозаик никто ничего не знал - неопознанными они хранились в запасниках Русского музея. Это был пятый год работы Санкт- Петербургского комитета восстановления храма "Спас-на-Водах". Обнаружение мозаик, наряду с ведением архивных и проектных работ, было первым большим его достижением. Сейчас три мозаики В. Васнецова, а также вырванный взрывом фрагмент заалтарного изображения "Лик Спаса-на-Водах" авторства Н. Бруни выставлены в Военно-морской академии.
Мозаики по-прежнему имеют статус музейных экспонатов, однако по согласованию с администрацией Русского музея они будут экспонироваться в выставочном павильоне при часовне храма Спас-на-Водах.
После обнаружения мозаики были отреставрированы В.А.Шершнёвым - главным реставратором мозаик Спаса-на-Крови.
В 1998-2002 на участке возведена каменная Никольская часовня.
Представители общественного Комитета восстановления храма "Спас-на-Водах" уверены, что за открытием комплекса часовни Св. Николая Чудотворца непременно последует восстановление храма. Возможно, процесс займет несколько лет, поскольку на бывшем фундаменте храма сейчас расположено производственное здание ФГУП "Адмиралтейские верфи".

Использовались материалы свободного доступа

28 мая 2013 года, в год своего столетия, в Кронштадте после реставрации был освящён главный храм Российского флота - Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца , в закладке которого принимал участие святой праведный Иоанн Кронштадтский .

9 февраля 1904 года (н.ст.) два российских боевых корабля - бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», - пытаясь прорваться из корейского порта Чемульпо в Порт-Артур, вступили в бой с японской эскадрой из 14 кораблей.

За час морского сражения «Варяг» и «Кореец» вывели из строя три крейсера и миноносец, но и сами получили тяжёлые повреждения. Корабли вернулись в порт Чемульпо. В ходе боя крейсер «Варяг» получил четыре подводных пробоины, из 12 орудий в строю осталось только два, на корабле было 33 убитых и 88 раненых. Чтобы не дать противнику захватить повреждённый корабль, было решено затопить крейсер, а канонерскую лодку взорвать.

Экипажи перешли на иностранные корабли, которые соблюдали нейтралитет. «Жизнь - Родине, душу - Богу , честь - никому». Такой девиз был записан в вахтенном журнале знаменитого крейсера. Высокие духовные принципы, отражённые в; » этих словах, послужили идеей, сплотившей воедино команду идущего в свой последний бой корабля и явились основанием бессмертного подвига русских моряков.

И да исполнятся слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Да созиждется достойный дом Божий для морских чинов в Кронштадте, хотя не спешно, но прочно и достойно славного флота. Да проистечёт из него благословение Вседержителя на всё воинство морское».

Морской собор в городе-крепости Кронштадт был заложен 14 сентября 1902 г. по указу императора Николая II в честь 200-летия Российского флота. Молебен на строительство храма совершил " святой праведный Иоанн Кронштадтский. «Этот храм парил над всем городом, как корабль над волнами моря. Входящий в него сразу чувствовал, что это не создание людского могущества и искусства, но, скорее, дело самого Божества», - так свидетельствовал византийский писатель Прокопий Кесарийский о храме Святой Софии Константинопольской, построенном в 532 - 537 гг. Спустя 13 веков прообраз величайшего храма в Константинополе появился в России. Им стал Морской собор Святителя Николая Чудотворца в Кронштадте.

Храм получился необыкновенно красивым. Иконостас мастера выполнили из белого мрамора с мозаичными вставками. Пол был сделан из мелкого мрамора и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей. Центральная открытая часть вмещала до 3 000 молящихся, кроме того, люди могли стоять на галереях с хорами. Длина здания составляла 83,2 м, ширина - 64 м, высота с крестом - 70,6 м.

Деньги на строительство собора поступали не только от отдельных благотворителей, но и от целых морских экипажей. Шерстяные ковры для храма вышивали жёны моряков. Около собора до сих пор расположены стенды, где упомянуты 16 тысяч строителей храма, представлено множество их фотографий.

20 ноября 2010 г. в Морской собор внесли первую реликвию - гюйс (носовой флаг) крейсера «Варяг». На историческую родину флаг вернулся более чем через 100 лет после трагедии. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил в Морском соборе Божественную литургию .

28 мая 2013 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил и Святейший Патриарх Кирилл совершили чин Великого освящения Морского собора в Кронштадте и Божественную литургию.

В дар собору Святейший Патриарх Кирилл передал икону Воскрешения Лазаря и мастерок, который держал в руках святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда совершал закладку Морского Кронштадтского собора.

«С православной верой в сердце умирали паши моряки, сражавшиеся в неравном бою там, далеко от Кронштадта, - сказал Его Святейшество на церемонии встречи исторической реликвии с крейсера «Варяг». - И мы сегодня вспоминаем их подвиг и преклоняем наши главы, встречая символ их мужества, символ их духовной доблести - этот прославленный и израненный Андреевский флаг. Дай Бог, чтобы то, что происходит сегодня, вдохновило нашу молодёжь, наших воинов-моряков, представляющих здесь героический Балтийский флот - старейший флот нашей страны. Дай Бог, чтобы происходящее сегодня отразилось в сознании, в сердце нашего подрастающего поколения. Именно с таких людей, как защитники «Варяга», нужно брать пример; именно эта доблесть и такое мужество должны быть нашей национальной добродетелью. И дай Бог, чтобы всегда так и было, чтобы Россия была сильна духом и внутренней красотой своего народа».

Елена Добронравова

Санкт-Петербургский храм Христа Спасителя. Общий вид храма с р. Невы Храм-памятник морякам, погибшим в войну с Японией во имя Христа Спасителя в городе Санкт-Петербург (недейств.).

8 марта года храм был окончательно закрыт и вскоре взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Причт и часть прихожан были репрессированы. Все дно Ново-Адмиралтейского канала в месте, где стоял храм, было усеяно обломками мозаик храма.

Архиректура и убранство

Храм каменный, двухэтажный: верхний во имя "Гефсиманского борения Христа Спасителя", нижний во имя святителя Николая Чудотворца . Храм возводился по образу и подобию древних церквей XII века Владимиро-Суздальского края, Дмитриевского собора во Владимире и знаменитой церкви Покрова-на-Нерли.

Иконостас в древневизантийском стиле из светло-серого камня; царские врата по типу древних ростовских церквей, иконы , подсвечники, паникадила , наружные двери, замки, ключи - все типа старинных древних церквей. В алтаре были в три ряда изображения из мозаики. В верхнем ряду, выполненный по эскизу Н. А. Бруни, 8-аршинный образ Спасителя, идущего по водам, правой рукой благословляющего, а левой рукой призывающего к Себе всех труждающихся и обремененных - благодаря этому образу храм получил свое народное название - храм Спаса-на-Водах.; во втором ряду тоже большое изображение таинства Евхаристии , а внизу, во весь рост, ряд святителей. Две мозаичные иконы, находившиеся в верхнем храме, были выполнены по эскизам художника В. М. Васнецова - "Моление о Чаше" и "Несение Креста". Вмещал храм до 800 человек. Нижняя церковь подземная, отделана тоже по типу ростовско-ярославских церквей.

Надписи покрывающие все стены и колонны верхнего храма перечисляли жертв войны: "Крейсер 1-го ранга "Светлана", 2-я Тихоокеанская эскадра, бой 14-15 мая 1905 года, офиц. 9, свящ. 1, нижн. чинов 163 "; "Эскадронный броненосец "Александр III", 2-я Тихоокеанская эскадра, бой 14 мая 1905 года, офиц. 28, свящ. 1, нижн. чинов 809 "; "Эскадронный броненосец "Ослябя", 2-я Тихоокеанская эскадра, 1 адмир. офицеров 24, нижн. чинов 497, бой 14 мая 1905 года " и т. д. Над надписью каждого корабля помещалась судовая икона, и здесь же - бронзовые таблички с названиями погибших судов, офицеров, священников и нижних чинов. Здесь значились данные о 13 броненосцах, около 20 крейсерах и многочисленных миноносцах.

Примечательны были царские врата нижнего храма Новгородского письма времен Иоанна Грозного , дар строителя храма инженера С. Н. Смирнова и древняя Шуйская икона Божией Матери на дереве, дар королевы Эллинов Ольги Константиновны.

Крытой галереей храм соединялся с башней, где располагался морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, галереей с домом причта.

Настоятели

  • Владимир Рыбаков (16 сентября 1911 - 8 марта 1932)
    • Михаил Прудников (сверхштатный 24 июля 1911 - оставлен сверх штата 16 сентября 1911, окормлял приход в 1914 - 1917)

Литература

  • Смирнов С.Н., Альбом, "Храм памятник морякам погибшим в войну с Японией в 1904-05 годах". Издание комитета по сооружению храма. Петроград, 1915 г.

— одна из главных достопримечательностей Кронштадта. Это не только главный храм Военно-морского флота России, но и филиал Центрального военно-морского музея, памятник погибшим морякам. Он — ориентир для кораблей и судов, идущих по Кронштадтскому корабельному фарватеру: его золотой крест и серебряный купол, украшенный золотыми якорями, видны издалека.

Боевые корабли и подводные лодки Дважды Краснознаменного Балтийского флота ВМФ России на фоне Морского Никольского собора в Кронштадте

Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому многократно высказывалась идея строительства нового, большого собора.

В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора:

… который своим величием отвечал бы значению Кронштадта как колыбели русского флота и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.61

В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).

Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И.Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автора ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург), церкви святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале (Кронштадт), Морского собора в порту императора Александра III (Либава, ныне Лиепая, Латвия) и других.

Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:

Как при составлении, так и при разработке и выполнении проекта Морского собора в Кронштадте имелась в виду основная мысль Комитета по сооружению собора не только удовлетворить религиозным потребностям кронштадтских моряков, но и создать собор-памятник, в котором были бы собраны имена моряков, погибших с 1696 г. при исполнении своего долга, судовые иконы и другие реликвии флота. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость, город, порт. СПб., 2014. С.62

27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади , где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.

10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца , покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.

Кульминацией развития идеи воинского храма-памятника стал Кронштадтский Морской собор - главный храм всего Российского флота. По своему замыслу, структуре, по складывавшимся в нем традициям, Морской собор явился результатом длительного процесса развития комплекса храма-памятника, ставшего своего рода символической братской могилой моряков, погребенных в пучинах моря, и включившего в себя храм - место молитвенного поминовения погибших героев, хранилище реликвий, и памятник воинской славы. Как итог развития, Морской собор вобрал в себя все лучшее, что было выработано за многие десятилетия существования военных храмов. — Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте

За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э.Г.Гильбихом был разбит Соборный сквер.

В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову , который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.

Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора

Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями. Для обмеров Святой Софии архитектор Косяков специально ездил в Константинополь. Длина Никольского Морского собора составляет 83,2 м, ширина — 64 м, диаметр купола — 26,7 м, высота до основания главного купола — 52 м, высота от земли до высшей точки креста — 75 м. Центральная часть под куполом могла вместить 3000 молящихся.

Морской Никольский собор со стороны Макаровского моста

Огромный, сверкающий на солнце купол и крест над ним видны издалека, служа ориентиром морякам. В этом чувствуется своеобразная перекличка с так и неосуществленным проектом Петра I построить в центре Кронштадта 213-метровую башню-маяк.

Цоколь Морского собора облицован светлым гранитом, стены — серо-желтым кирпичом и терракотой. Над входами сделаны мозаичные вставки, созданные в мастерской В.А.Фролова: образ Божией Матери над северными вратами, святителя Митрофания — над южными. Западный фасад украшают мозаичные панно с изображениями святых Апостолов Петра и Павла (слева), святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского (справа). В нише главного входа со стороны Якорной площади находится часовня Спаса Нерукотворного.

Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Здесь использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески. Благодаря переходу от темного гранита в оформлении нижнего яруса к золотым и небесно-синим мозаикам под куполом, достигается эффект устремленности собора ввысь, к небесам. В ясный солнечный день внутри собора создается особенно сильное ощущение сияния.

Алтарь приподнят на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А.Попова по проекту В.А. и Г.А.Косяковых изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора. Его украшают мозаичные вставки и бронзовые детали. Двухъярусные галереи поддерживаются колоннами искусственного мрамора. Алтарь, паруса и своды северных и южных хор украшены росписями художника М.М.Васильева, выполненными под мозаику и фрески.

Главный престол Морского собора освящен во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, левый — во имя святого Иоанна Рыльского и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Внутреннее убранство Морского Никольского собора, западное окно-витраж с изображением «Деисуса»

Необычайно красив гранитный мозаичный пол в тонкой медной оправе, с изображениями различных животных, птиц и морских чудовищ.

Морской собор не только храм, но и музей. В нем хранятся судовые иконы, знамёна, макеты кораблей, погибших в морских боях и другие экспонаты, посвященные славной истории русского флота.

Модель эскадренного броненосца «Бородино», отличившегося в Цусимском сражении. Погиб 14 (27) мая 1905 года, затонув почти со всем экипажем (865 человек). Спасся только один человек

А вот, пожалуй, то главное, ради чего нужно, в первую очередь, идти в Морской Никольский собор: памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.

Всего досок — 130, часть из них — пустая. Сюда будут вписаны имена будущих героев. Сейчас здесь высечено около 1000 имен моряков, погибших в период с 1695 по 1910 годы, которые поминаются во время службы.

На памятных досках в Соборе должны быть написаны имена всех погибших, не только в боях, но и при исполнении служебного долга, офицерских чинов морского ведомства (флотских корпусов, по адмиралтейству, гражданских и медицинских чинов, священнослужителей и гардемарин). Вероисповедания безразличны, как христианские, так и нехристианские. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д. 782 л.10. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Памятные доски, посвященные Обороне Севастополя 1854-1855 годов

Есть здесь и надписи, посвященные кампаниям за рубежом, например, подавление Боксерского восстания в (1898-1901).

Потери русских моряков во время Боксерского восстания в Китае

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

Статуя Ильича должна стоять с вытянутой рукой по направлению к морю, как бы приглашая в гости, в СССР заграничных рабочих. — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость. Город. Порт. СПб., 2014. С.64

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби. Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима… — Е.В.Исакова, М.В.Шкаровский. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 180-182

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

[Морской собор был задуман] как храм-памятник, в коем будет ежедневно приноситься искупительная бескровная жертва, [и который] служил бы вместе с тем связующим звеном прошедшего, настоящего и будущего русского флота, вечным свидетелем трудов, знаний, подвигов, послуживших к славе родины и флота. — РГА ВМФ ф.427 оп.3 д.177. Цит. по: Елена Исакова. Кронштадтский Морской собор в православной традиции патриотического воспитания на флоте.

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

Информация для посетителей

Адрес Морского Никольского собора : Россия, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Якорная площадь, д. 1.

Режим работы : ежедневно с 9.30 до 18.00.

Богослужения проводятся дважды в день: в 10.00 и в 18.00.

*При написании статьи использованы материалы книги В.Я.Крестьянинова «Кронштадт. Крепость, город, порт», СПб, 2014.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.