Образ многострадальной женщины в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо

Сочинения по литературе: Женский образ в поэме Н. А. Некрасова "Кому на руси жить хорошо" Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о том, что решение "женского вопроса" должно связываться "не с частными реформами, не с сознательностью сильных мира сего, а с преобразованием во всем Экономическом и общественном устройстве!". И не случайно "певцом печальной женской Доли, высоких подвигов и жен, и дочерей" именовали русские женщины своего поэта в Многочисленных письмах, посылавшихся ему в период тяжелой болезни. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" женская тема представлена обзором жизни Матрены Тимофеевны - простой русской крестьянки, которую семь странников просят рассказать о себе.

Ее жизнь - типичная жизнь крестьянки той поры. Сначала похоронила Радость детских лет, потом быстро промелькнуло девичество, затем замужество, А далее - горькая участь невестки, рабыни в мужниной семье. Некрасов показывает Читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене: А роденька-то Как набросится! Деверек ее - Расточихою, А золовушка- Щеголихою, Свекор-батюшка- Тот медведицей, А свекровушка - Людоедицей. Кто неряхою, Кто непряхою... Трудности семейной жизни, выпавшей на долю Матрены, определялись не только тем, что Родственники мужа были сварливы, но и более существенными обстоятельствами: "семья Была большущая", в женщине постоянно жил страх голода, пожара, немилости Управляющего. ...Что год, то дети: некогда Ни думать, ни печалиться. Дай Бог с работой справиться Да лоб перекрестить, - Так рассказывает о своей жизни Матрена Тимофеевна. Действительно, трудно приходилось крестьянке.

Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия: Ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва. Но все это не сломило русскую женщину, она продолжала мужественно переносить все Горести и лишения, растила детей. Любовь к детям стала для крестьянки основным жизненным стимулом: "За них горой стояла я..." И далее вспоминается случай, когда материнская любовь проявилась в действии: Я вырвала Федотушку.

Да с ног Силантья-старосту И сбила невзначай. Это была первая форма несогласия с намерением старосты высечь подростка. Нарастание Сомнения в ее душе и даже элементов безверия Некрасов показывает в финальных Сценах главы, где героиня в тот трудный период своей жизни тоскует о своих умерших Родителях. Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!..

Говорит многострадальная крестьянка. И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью. И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья: Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и Страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное Равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.

Самой яркой представительницей женских образов вступает Матрена Тимофеевна Корчагина – крестьянка, которой посвящена третья часть поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Уже ее описание вызывает неподдельный интерес к образу, восхищение ее силой и стойкостью: «Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет 38-и. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла».

Среди опрошенных крестьян ее называют счастливицей. Но жизнь ее далека от идеала. Мужикам-странникам Матрена обрисовывает свою жизнь. Некрасов изображает само повествование жизнеописания героини посредством плачей и песен. Так автор утверждает типичность образа для крестьянок того времени. Сама Матрена уверена, что среди женщин русских вообще не стоит пытаться найти счастливых.

Жизнеописание Матрены Тимофеевны

До замужества Матрена жила спокойно и счастливо: в ее семье было непринято пить и ругаться. Переехав в дом мужа Филиппа Корчагина, она оказалась в аду. Ей приходилось работать за всех, она подвергалась несправедливым нападкам свекрови, в то время как муж был далеко на заработках и не мог защитить ее.

Тягости жизни Матрены Корчагиной

Только дед Савелий был добр с ней – помогал, чем мог – то словом, то действием. Много горя повидала на своем веку Матрена Тимофеевна: приставания управляющего, гибель двухлетнего первенца Демушки, которого из-за невнимательности Савелия, сгрызли свиньи. У нее не получилось даже похоронить сына по христианским традициям – прямо на глазах женщины местный врач провел вскрытие маленького тельца, чтобы освидетельствовать причину смерти мальчика.

Спустя годы, Матрена Тимофеевна понесла наказание розгами вместо своего восьмилетнего сына Федота. В голодное время вне очереди забирают на службу мужа Матрены – главного кормильца их семьи.

Отчаявшись, Матрена отправляется в город и бросается в ноги губернаторше. Она помогает Матрене, став крестной матерью для ее новорожденного сына Лиодора. Несчастья продолжали преследовать женщину – забирают в солдаты одного из сыновей, изба из горела дважды, три раза гостьей в доме была сибирская язва.

Заключение

Заканчивается повесть утверждением, что ключи от женского счастья потеряны Богом. Тема женской доли характерна для творчества Н.А. Некрасова. Он искренне сочувствует судьбе русской крестьянки и надеется на ее скорейшее улучшение. Думаю, Матрена Тимофеевна – идеал женщины-крестьянки для Некрасова.

В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” пол­нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ­ной герой творчества великого поэта – народ. Здесь Не­красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по­казывает их жизнь – и в горе, и в “счастии”.
Одним из самых ярких в поэме является образ Мат­рены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, об­раз, воплотивший в себе черты всех женщин матушки – Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.
Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасо­вым в произведениях, написанных до поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэт изображал крестьянку как терпеливую, забитую (“ты вся – воплощенный испуг, ты вся – вековая истома”), покорную (“до гроба рабу покоряться”), то теперь он стремится показать за­рождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.
Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она “сурова и смугла”, “осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми”. Некрасов с сер­дечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: “…волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие…”
Крестьянка рассказывает странникам глубоко волную­щую повесть своей жизни. Семья у нее “была хорошая”, непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя. Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлю­била, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал “весь гнев с души” матери. Успокоилась Матрена: “Что ни велят – работаю, как ни бранят – молчу”.
Но беда не ходит одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий – человек, духовно близкий Мат­рене, мужа чуть не забрали в армию.
Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.
После рассказа о перенесенных ею в жизни тягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: “Я потупленную голову, сердце гневное ношу…”
Матрена Тимофеевна – достойная внучка деда Саве­лия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпит, а действует, ищет и находит вы­ход из самых сложных ситуаций. Характер этой женщи­ны – новый тип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступают новые, ранее не свойственные народу черты характера. Появляет­ся тип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.
Я считаю, что образ Матрены. Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развитие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добро­той, лаской, самоотверженностью.
Образ Матрены Тимофеевны – это во многом новый тип русской крестьянки.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный. Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает Read More ......
  2. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки. Некрасов Read More ......
  3. Свое итоговое произведение, поэму “Кому на Руси жить хорошо”, Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, Read More ......
  4. “Крестьянка” подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: “помещик за границею, а управитель при смерти”. Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и Read More ......
  5. Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А. Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим Трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о Read More ......
  6. В творчестве Н. А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле. Начиная с раннего стихотворения “В дороге” и кончая поэмой “Кому на Read More ......
  7. Н. А. Некрасов создал галерею прекрасных женских образов. Среди них образ русской крестьянки Матрены Тимофеевны из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, Read More ......
Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» пол-нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ-ной герой творчества великого поэта — народ. Здесь Не-красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по-казывает их жизнь — и в горе, и в «счастии».

Одним из самых ярких в поэме является образ Мат-рены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, об-раз, воплотивший в себе черты всех женщин матушки- Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.

Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасо-вым в произведениях, написанных до поэмы «Кому на Руси жить хорошо», несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэт изображал крестьянку как терпеливую, забитую («ты вся — воплощенный испуг, ты вся — вековая истома»), покорную («до гроба рабу покоряться»), то теперь он стремится показать за-рождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.

Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она «сурова и смугла», «осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми». Некрасов с сер-дечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: «...волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие...»

Крестьянка рассказывает странникам глубоко волную-щую повесть своей жизни. Семья у нее «была хорошая», непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.

Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлю-била, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал «весь гнев с души» матери. Успокоилась Матрена: «Что ни велят — работаю, как ни бранят — молчу».

Но беда не ходит одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий — человек, духовно близкий Мат-рене, мужа чуть не забрали в армию.

Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.

После рассказа о перенесенных ею в жизни тягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу...» Материал с сайта

Матрена Тимофеевна — достойная внучка деда Саве-лия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпит, а действует, ищет и находит вы-ход из самых сложных ситуаций. Характер этой женщи-ны — новый тип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступают новые, ранее не свойственные народу черты характера. Появляет-ся тип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.

Я считаю, что образ Матрены. Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развитие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добро-той, лаской, самоотверженностью.

Образ Матрены Тимофеевны — это во многом новый тип русской крестьянки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ русской женщины в поэме некрасова кому на руси жить хорошо
  • peizaj_v_poeme_n_a__nekrasova_komu_na_rusi_jit-_horosho
  • черты характера матрены тимофеевны цитаты
  • кому на руси жить хорошо.судьбы русских женщин
  • женские образы в поэме кому на руси жить хорошо

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Свое итоговое произведение, поэму «Кому на Руси жить хорошо», Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. «Не дело между бабами / Счастливую искать», - прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена Тимофеевна, героиня главы «Крестьянка». Но образ женщины-крестьянки, порабощенной и крепостничеством, и деспотизмом семьи мужа, волнует Некрасова больше. Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрены Корчагиной. Горькая доля крестьянской женщины, вечно униженной нищетой, непосильно работающей и не видящей счастья, вызывает глубокое сочувствие в душе поэта, но, вместе с тем, он отмечает в ее характере и человеческое достоинство, и гордость, и незыблемую нравственную чистоту. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. У героини было счастливое, беззаботное раннее детство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т.д. Да еще счастье - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки. Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это - женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Сама глава названа не ее именем, а «Крестьянка». Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исключение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок. Лучшие душевные качества - сила воли, умение любить, верность - роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость удачливой!) судьбе - это и ода красоте души русской крестьянки, и обвинение тем, кто обрек ее на страшные муки. Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа подчеркивается просьбой странников: «Аты нам душу выложи!» Да и сама героиня главы обещает: «Не скрою ничего». Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в памяти фольклор, но и обновлять его. Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой доле женщины: песен,«пословиц, поговорок, плачей, причитаний. Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не случайно вторая глава этой части поэмы носит название «Песни»). Некрасов изображает жизнь крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого человека. В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз - когда, вопреки ее мольбам, лекари начинают вскрытие тела Демушки. Но становой тогда приказывает связать мать. Второй - когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную волчицу. Барин решает простить ребенка, но наказать саму «бабу дерзкую». И Некрасов показывает очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится. под розги, не унизившись до просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за свое счастье, - это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей. Ключи от счастья женского, -Ото нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны... - таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками. Внешняя красота, сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной. Посредством изображения судьбы Матрены Тимофеевны автор делает глубокие обобщения: русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, на фоне которых вырисовываются эти образы, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах старорежимной России.