Что изучает наука история дайте определение. Что такое история

Определение истории.

История - наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающий себя в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно многообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и прочего.

Методология истории.

Методология истории - это система принципов и методов исторического познания. Наиболее распространенными до недавнего времени были позитивистская и марксистская ориентации в историческом познании. Первая базируется на положительном (позитивном) знании, основанном на опыте. Вторая - на материалистической диалектике.

Теории исторического процесса.

Теория - это логическая схема, поясняющая исторические факты. Теории исторического процесса определяются предметом истории. Теория представляет собой логическую схему, которая поясняет исторические факты. Одна теория исторического процесса отличается от другой предметом изучения и системой взглядов на исторический процесс. Каждая из теорий предлагает свой вариант видения исторического процесса. По предметам изучения выделяются три теории исторического процесса:

Религиозно-историческая;

Всемирно-историческая;

Локально-историческая.

Предмет изучения религиозно-исторической теории - связь человека с Богом. С точки зрения этой теории смысл истории заключается в движении человека к Богу как к Высшему разуму, Творцу, в процессе которого происходит формирование свободной личности.

Предметом изучения всемирно-исторической теории является общемировой прогресс человечества. Все народы проходят одни и те же стадии, только у одних это происходит раньше, у других - позже. В этой теории выделяется несколько направлений:

Материалистическое (развитием общества движет борьба между различными классами, которая в итоге приводит к построению бесклассового общества);

Либеральное (в истории всегда существует выбор пути развития, который зависит от сильного человека);

Технологическое (изменения в обществе происходят в результате технологического развития).

Локально-историческая теория изучает локальные цивилизации: их зарождение, становление, расцвет, упадок и гибель.

Предмет истории.

История России - научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов. Отечественная история является неотъемлемой частью всемирной истории. Такой подход основывается на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями. Научные споры о принадлежности ее к какому-либо типу цивилизации не прекращаются и сегодня. Нетрудно заметить, что в прошлом и настоящем России причудливо переплелись черты различных цивилизаций. Не без оснований ряд ученых заявляет о наличии особого типа цивилизации - евразийского, к которому принадлежит наша страна.

Поэтому при изучении курса необходимо сочетание цивилизационного подхода с формационными характеристиками. Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется природно-климатическими, геополитическими, конфессиональными (религиозными), социополитическими и другими факторами. На своеобразие России и ее роль в мировом культурно-историческом процессе значительное влияние оказало ее пограничное положение между Европой и Азией, обусловившее противоречивое воздействие на Россию Запада и Востока. Вместе с тем признание самобытности не означает обособления России от общего исторического развития; история России рассматривается в рамках становления мировой цивилизации.

Прошлое каждого народа уникально и неповторимо. В историческом развитии Российского государства следует выделить ряд определяющих факторов, к которым относятся географическое положение, влияние природно-климатических условий, геополитический фактор, специфика распространения религиозных учений (поликонфессиональность), веротерпимость, многонациональный состав населения, вобравшего в себя различные традиции, как Востока, так и Запада. Наконец, значительную роль в истории России играют особенности национального сознания россиян и специфика их ментальности (мировосприятия), а также традиции социальной организации - отсутствие жесткой структурированности общества и неразделенность, в отличие от Запада, интересов общества, государства и личности - соборность. Вместе с тем это не означает отсутствия корпоративных интересов отдельных групп и слоев населения, особенно тесно связанных с обслуживанием институтов государственной власти и управления. С другой стороны, огромные пространства Российской державы, слабо заселенные разными по языку и обычаям племенами, плохо связанные друг с другом, могли управляться только при помощи сильной централизованной власти. Без этого распад уникальной этнокультурной общности был бы предрешен.

Исторические школы.

Историческое исследование включает историографический анализ. Историография - это анализ концепций, уже существующих в научной и автобиографической литературе. Изучение трудов историков позволяет определить собственную тему исследования, не повторять уже пройденных путей, не тратить время на развитие опровергнутых гипотез.

Историческое исследование только тогда может быть признано научным, когда оно имеет четко очерченный предмет, ставит проблему, выдвигает гипотезу, использует соответствующие научные методы, проверяет достоверность источников, опирается на историографию вопроса и, наконец, аргументирует авторскую концепцию. Историческое знание существует в форме фактов и концепций.

Историческая школа - понятие XVIII - XIX вв., так как с этого времени ученые стали создавать научно обоснованные теории. Античные историки объясняли события личными качествами выдающихся правителей и полководцев, нравами и традициями страны, непреодолимой судьбой, роком, фатумом. Средневековые историки искали причины событий в Божьем соизволении, проводили аналогии с библейскими сюжетами. Под влиянием идей французского Просвещения история стала рассматриваться с точки зрения нравственного совершенствования человечества, восхождения от варварских обычаев к цивилизации. С XIX в. для интерпретации фактов используются социальные, экономические, биологические и другие теории.

Государственная школа. Наибольший вклад в российскую историческую науку XIX столетия внесли Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский.

Главное произведение Н.М. Карамзина - «История государства Российского». Основная идея автора заключается в том, что Россия гибла от безначалия и спасалась мудрым единовластием. Высшей ценностью объявлялось государство, а идеальной формой правления - просвещенная дворянская монархия с патриархальным допетровским укладом жизни. Историк отдавал предпочтение Ивану III и Алексею Михайловичу, которые укрепляли государство постепенными преобразованиями, а не кровопролитным царствованиям Ивана Грозного и Петра.

Наиболее ярким представителем государственной исторической школы был С.М. Соловьев, написавший «Историю России с древнейших времен» в 29 книгах. Основными факторами истории он считал природу страны, характер народа и ход внешних событий. Государство - высшая форма исторического развития, так как только в государстве народ обретает возможность прогрессивного развития.

В.О. Ключевский, сформировавшийся как ученый в государственной исторической школе, считал, что на историю влияют различные факторы: природные, экономические, этнические, личностные. Он отметил важную роль процесса колонизации новых земель в российской истории, что обусловило экстенсивный путь хозяйственного развития. С точки зрения историка, на характер русского народа значительное влияние оказали умеренно-континентальный климат и лесостепной ландшафт, приспособление к которым выработало привычку к напряженному, но кратковременному труду, терпеливость, тягу к перемене мест, бытовую неприхотливость. Значительное внимание В.О. Ключевский уделял психологии поведения правителей и социальных групп.

В современной российской исторической науке существует несколько влиятельных научных школ, кладущих в основу анализа прошлого различные факторы. Ни одна из школ не может претендовать на обладание абсолютной истиной, каждая имеет сильные и слабые стороны, успехи и неудачи.

Марксистское направление. Представители направления основываются на положении, что материальные условия жизни людей определяют их сознательную деятельность. Общественная структура, политика, право, мораль, идеология, а отчасти искусство и наука зависят от способа производства товаров. Господствующий способ производства в соединении со свойственной ему надстройкой К. Маркс назвал общественно-экономической формацией. Человечество прогрессирует от низших формаций к высшим: от первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической к коммунистической. Для стран Востока марксизм предложил параллельную формацию - азиатский способ производства, который основан на общине, коллективной и государственной собственности на землю.

В рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях общество разделено на классы. Класс - большая группа людей, занимающая определенное место в производстве и распределении товаров, причем это место зависит от обладания собственностью на средства производства. В формации есть классы эксплуататоров (владельцы собственности) и эксплуатируемых. Переход от одной формации к другой связан с совершенствованием техники, которая создает новые источники богатства, присваиваемые новыми классами. Став экономически господствующим, новый класс захватывает политическое господство. Данную схему К. Маркс иллюстрировал примерами буржуазных революций в Европе.

Отечественные историки советского периода внесли значительный вклад в развитие российской исторической науки. Их работы, созданные в рамках марксистского направления, во многом не утратили своего значения и в наше время.

Сильная сторона марксистской исторической школы в материалистическом объяснении прошлого, приоритетном исследовании экономических отношений, социальной структуры, государственной политики. Слабая сторона - европоцентризм (перенесение опыта развития западноевропейских стран на весь мир). Ошибочным оказался прогноз о неизбежном переходе наиболее развитых буржуазных стран к коммунизму, который рассматривался как вершина технического, научного прогресса, освобождение личности от эксплуатации.

Цивилизационная школа. Основоположниками данной школы были Н.Я. Данилевский и А. Тойнби. История мира рассматривается как процесс развития локальных цивилизаций. Постоянными критериями цивилизации А. Тойнби считал место возникновения и религию. Цивилизация проходит несколько стадий: рождение, рост, расцвет, надлом, распад, гибель. Она развивается за счет работы системы «Вызов - Ответ». Любая жизненная проблема может рассматриваться как Вызов - нападение врага, неблагоприятные природа и климат, страх смерти. Разрешение проблемы есть Ответ - отражение агрессии, формы ведения хозяйства, религия. Прогресс цивилизации связывается с развитием духовной и материальной культуры, которое осуществляется творческими личностями. Народные массы подражают творческому меньшинству и не способны создать что-то новое. Надлом цивилизации характеризуется появлением враждебных группировок внутри элиты. Распад цивилизации связан с деградацией правящего класса, который перестает интересоваться государственными делами, а занимается личным обогащением и интригами. На место старой элиты приходит новая элита, сформировавшаяся из непривилегированных слоев. В фазе распада цивилизации создаются великие империи, которые берут за образец либо свое прошлое (архаизм), либо утопическую идею нового строя (футуризм). Гибель цивилизации связана с покорением ее другой цивилизацией и распространением иной культуры.

Сильная сторона цивилизационной школы - в том, что она объясняет развитие всех регионов мира, а история признается многофакторным процессом, так что на разных этапах могут доминировать различные факторы: экономические, политические, религиозные. Слабость цивилизацион-ного подхода заключается в расплывчатости критерия «Вызов - Ответ», который более констатирует, чем объясняет. Кроме того, при этом подходе практически не учитывается роль народных масс в истории.

Теория этногенеза. Детально разработана в трудах Л.Н. Гумилева. История человечества представляется историей этносов. Этнос - коллектив людей со своим стереотипом поведения, который усваивается потомством через условный рефлекс подражания. Этнос существует не более 1500 лет, проходя в своем развитии следующие стадии: пассионарный толчок, акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация, гомеостаз, мемориальная фаза, вырождение.

Каждой стадии присущ свой стереотип поведения - при пассионарном толчке и в акматической фазе преобладают идеалы жертвенности и победы. Надлом характеризуется стремлением к успеху, знанию, красоте. В инерционной фазе главенствует стремление к благоустройству без риска для жизни. Обскурация отмечена преобладанием идеала тихой обывательской жизни, приспособленной к ландшафту. В последних фазах этнос оказывается не способным вести производительное хозяйство, создавать культуру и постепенно деградирует.

Исторический возраст этноса зависит от количества пассионарное - биохимической энергии живого вещества, дающей способность к сверхнапряжению сил. Пассионарность приходит из космоса в виде излучения, воздействует на гены людей и передается по наследству. На первых этапах энергия в избытке - этносы ведут войны, колонизацию. Со временем количество энергии уменьшается, и этносы создают культуру. Все великие империи создавались пассионарными этносами, но через определенное количество поколений энергия уменьшалась, и империи гибли. Причиной могло быть как завоевание извне, так и развал изнутри.

Сильная сторона школы этногенеза заключается в объяснении событий мировой истории на основе измеряемой величины - пассионарности. Теория позволяет прогнозировать будущее этносов. Слабая сторона школы этногенеза - недоказанность самого понятия «пассионарность». История приобретает черты биологии, когда все проблемы можно свести к избытку или недостатку энергии.

Большинство современных российских историков прямо не связывают свои исследования с той или иной школой. Однако при создании концепций можно проследить влияние одной из указанных школ. В настоящее время исследователи довольно редко поднимаются до уровня обобщений в рамках всемирной истории, предпочитая заниматься историей отдельных регионов и периодов, на новом качественном уровне углублять имеющиеся представления о прошлом России.

Принципы исторической науки.

Что же мы понимаем под принципами и методами исторической науки, исторического исследования?

Представляется, что принципы - это главные, основополагающие положения науки. Они исходят из изучения объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы - категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей.

В современной исторической науке применяются следующие основные принципы научного исторического исследования: объективность, историзм, социальный подход в изучении истории, всестороннее изучение проблемы.

Принцип объективности является одним из принципов, который обязывает рассматривать историческую реальность в целом, независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Рассматривать историю с позиций этого принципа означает, что необходимо, прежде всего, изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития; что необходимо опираться на факты в их истинном содержании; что необходимо, наконец, рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности.

Принцип историзма является одним из наиболее значимых для любой исторической дисциплины, в том числе и для истории России. Любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) это явление возникло, каким оно было вначале, как оценивалось тогда, как затем развивалось в связи с изменением общей обстановки и внутреннего содержания, как заменялась его роль, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, каким оно стало сейчас, что можно сказать о перспективах его развития. Принцип историзма требует, чтобы любой человек, кто изучает историю, не впадал в роль судьи при оценке тех или иных исторических и политических событий. Принцип историзма обязывает трезво учитывать реальные силы, которыми располагали те или иные политические силы, осуществляя свои идеи, программы и лозунги в конкретные исторические периоды.

Важным принципом при изучении истории России является принцип социального подхода. В этой связи небезынтересна точка зрения выдающегося российского ученого и мыслителя Г. В. Плеханова, который писал: "Там, где историку приходится изображать борьбу противоположных сил, он неизбежно будет сочувствовать той или другой... В этом отношении он будет субъективен... Но такой субъективизм не помешает ему быть совершенно объективным историком, если только он не станет искажать реальные экономические отношения, на почве которых выросли общественные силы" (Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1956. С. 671). В современных условиях российские историки принцип партийности стали называть принципом социального подхода, подразумевая под ним проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений: в политической борьбе, в экономической области, в противоречиях социальной и классовой психологии и традиций, в межклассовых и внеклассовых противоречиях. Принцип социального подхода предусматривает одновременное соблюдение принципов субъективности и историзма. При этом следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к политической истории особенно необходим и существенен в изучении и оценке программ и реальной политической деятельности политических партий и движений, их лидеров и деятелей. Несколько слов следует сказать и по принципу всесторонности.

Принцип всесторонности изучения истории подразумевает не только необходимость полноты и достоверности информации, но и то, что необходимо иметь в виду и учитывать все стороны и все взаимосвязи, влияющие на политическую сферу жизни общества.

Таким образом, принципы объективности, историзма, социального подхода, всесторонности изучения базируются на диалектико-материалистической методологии изучения исторических процессов.

Историческое знание.

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня.

1) реконструктивное знание - фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, - формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами - является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят:

Потребность формирования социального самосознания,

Удовлетворение потребности в социальном воспитании,

Потребности в политической деятельности и самой политики,

Потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

Функции исторического знания.

Познавательная - выявление закономерностей исторического развития.

Прогностическая - предвидение будущего.

Воспитательная - формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств.

Социальной памяти - способ идентификации и ориентации общества и личности.

Требования к оканчивающим вуз специалистам.

По новому Госстандарту Высшая школа должна готовить высококвалифицированных специалистов, умеющих решать профессиональные задачи на уровне последних достижений мировой науки и техники и вместе с тем стать культурными, духовно богатыми людьми, профессионально занимающимися творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры.

Специалист ХХI века должен:

1. иметь хорошую общенаучную (общетеоретическую) подготовку естественного профиля, которую он получает в ходе изучения математики, физики и др. дисциплин.

2. иметь глубокие знания теоретические и практические непосредственно по своей специальности – ветеринарной медицине.

3. иметь хорошую гуманитарную, в том числе историческую, подготовку, высокий уровень общей культуры, высокие качества гражданской личности, чувство патриотизма, трудолюбия и т.д. Специалист должен получить достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, психологии, культурологии.

Историческое сознание и его уровни.

Гуманитарная подготовка в вузах России начинается с Отечественной истории. В ходе изучения истории формируется историческое сознание, которое является одной из важных сторон общественного сознания. Историческое сознание - совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своем прошлом и прошлом всего человечества.

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить четыре уровня.

Первый (низший) уровень исторического сознания формируется такими же способами, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или даже является их участником. Широкие массы населения как носители обыденного сознания на низшей ступени исторического сознания не способны привести его в систему, оценить с точки зрения всего хода исторического процесса.

Вторая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, под влиянием знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознание также еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении.

Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.

На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.

Значение формирования исторического сознания:

1. Оно обеспечивает осознание определенной общностью людей того факта, что они составляют единый народ, объединяемый общностью исторической судьбы, традиций, культуры, языка, общностью психологических черт.

2. Национально-историческое сознание - фактор оборонный, обеспечивающий самосохранение народа. Если его разрушить, то данный народ останется не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно установленный на историческом опыте факт.

3. Оно способствует отбору и формированию общественно значимых норм, морально-нравственных ценностей, складываются традиции и обычаи, образ мышления и поведения, присущий данному народу.

История - это наука, занимающаяся изучением особенности деятельности человека в прошлом. Дает возможность определить причины событий, имевших место задолго до нас и в наши дни. Связана с большим количеством общественных дисциплин.

История как наука существует не менее, чем 2500 лет. Ее основателем считают греческого ученого и летописца Геродота. В античное время эту науку ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала сама богиня Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов.

История - это не просто констатация того, что происходило сотни и тысячи лет назад. Это даже не только изучение процессов и событий, имевших место в прошлом. На самом деле ее назначение больше и глубже. Она не дает сознательным людям забыть прошлое, но все эти знания применимы в настоящем и будущем. Это - кладезь древней мудрости, а также знаний социологии, военного дела, и многое другое. Забыть прошлое - это значит забыть свою культуру, наследие. Также ошибки, которые когда-либо были допущены, не должны быть забыты, чтобы не повторить их в настоящем и будущем.

Слово «история» переводится как «расследование». Это очень подходящее определение,

позаимствованное из греческого. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но это определение все же не отображает всей сути. Второе значение этого термина может восприниматься как «рассказ о том, что происходило в прошлом».

История как наука переживала новый подъем в эпоху Возрождения. В частности, философ Круг наконец-то определил ей место в системе учений. Чуть позже его подкорректировал французский мыслитель Навиль. Он все науки поделил на три группы, одну из которых так и назвал - «История»; в нее должны были входить ботаника, зоология, астрономия, а также и собственно история как наука о прошлом и наследии человечества. Со временем эта классификация претерпела некоторые изменения.

История как наука является конкретной, она требует наличия фактов, привязанных к ним дат, хронологии событий. Вместе с тем, она тесно связана с большим количеством других дисциплин. Естественно, среди последних была и психология. В прошлом и позапрошлом веке разрабатывались теории о развитии стран и народов с учетом «общественного сознания» и других подобных явлений. В такие доктрины свой вклад вложил и известный Зигмунд Фрейд. В итоге этих изысканий появился новый термин - психоистория. Наука, выраженная этим понятием, должна была изучать мотивацию поступков отдельных личностей в прошлом.

История связана с политикой. Именно поэтому ее могут толковать предвзято, приукрашая и живописуя некоторые события и тщательно замалчивая другие. К сожалению, в таком случае вся ее ценность нивелируется.

История как наука имеет четыре основных функции: познавательная, мировоззренческая, воспитательная и практическая. Первая дает сумму сведений о событиях и эпохах. Мировоззренческая функция предполагает осмысление событий прошлого. Суть практической - в понимании некоторых объективных исторических процессов, «учении на чужих ошибках» и воздержании от субъективных решений. Воспитательная функция предполагает формирование патриотизма, нравственности, а также чувства сознательности и долга перед обществом.

Школа могла отбить интерес к истории, если вам не повезло с учителем. Но со временем этот интерес возобновляется, потому что история - она везде. Вы читаете «Игру престолов» и узнаете, что некоторые образы и события реальны. Или смотрите исторический фильм и хотите больше узнать о событиях, в нем описанных. Путешествуя, вы, так или иначе, сталкиваетесь с историей новых мест. Все это познавательно и может научить многим полезным вещам.

Изучая историю, вы начинаете понимать суть вещей: почему страны богатые или бедные, почему культура именно такова, почему существуют определенные традиции и обычаи. Когда же вы начинаете видеть причинно-следственные связи и закономерности, то лучше понимаете как устроен мир, а это ценное знание.

Вот несколько советов относительно того, как правильно изучать историю, вне зависимости от типа материалов и источников.

История учит по аналогиям и примерам, а не деталям

Прошлое не равно настоящему. То, что произошло или сработало однажды, может больше никогда не произойти и не сработать точно таким же образом сегодня или в будущем. И наоборот: то, что не сработало в прошлом, может сработать сейчас и в будущем.

Важно понимать общую картину, глубинную суть исторического события, а не его ненужные детали, которые могут быть совершенно случайными и не относящимися к делу.

В истории есть место случаю и совпадению

Когда Октавиан Август пришел к власти в возрасте 19 лет и стал главной политической фигурой в Риме, он сделал это благодаря наличию:

  • огромных сумм денег для финансирования крупнейшей армии
  • поддержке Юлия Цезаря
  • железному характеру

Затем он совершил много великих дел и оказал огромное влияние на историю Рима, восстановив его боевой дух и подняв из грязи, хаоса и разложения после 50 лет жестокой войны. Сейчас это выглядит логично, но восхождение Октавиана не было предопределено. Везение и совпадения сыграли в этом большую роль.

Однако многое и закономерно

Случайность не отменяет закономерность. Конечно, ничего нельзя утверждать наверняка и одно «если бы» могло бы кардинально изменить произошедшее в человеческой истории. Но тот же распад Римской империи или позже Австро-Венгерской был во многом предопределенным, для него существовали десятки объективных причин и факторов.

Опасайтесь стать жертвой исторических пристрастий

Есть два ключевых исторических искажения:

  • Идеологическая точка зрения конкретного историка, на взгляды которого оказывают влияние многие факторы: социальные, политические, религиозные, принадлежность к определенным группировкам или партиям и многое другое.
  • Анахронизмы: как с вашей, так и с другой стороны. Анахронизм - это ошибочное или намеренное отнесение событий, явлений, предметов и личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.

История - это не просто интересные факты

Некоторые случаи мировой истории весьма любопытны, да и среди деятелей прошлого в достатке найдется людей эксцентричных. Но это не вся история и точно не историческая наука. Многие интересные факты не способны сказать что-либо важное о самом предмете.

Не поддавайтесь искажению «любовь-ненависть»

У каждого, кто интересуется историей, есть свои «любимые» деятели: Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Суворов и другие. Наличие таких интересных для вас фигур ускорит процесс изучения истории. Но это никак не должно влиять на него - история это комплексная дисциплина. Даже самый монументальный труд о жизни Наполеона не даст вам полной картины происходящего в Европе в те времена. Кстати, для подлинного понимания стремитесь узнавать не только о главных действующих лицах, но и об их соратниках или проигравших оппонентах. Знания о правлении Цезаря, умноженные на знания о Крассе, Катилине или других деятелях того времени, позволяют намного глубже познать историю древнего Рима.

Временные рамки и перспектива

Знание истории развивает долгосрочное мышление - умение мыслить стратегически и планировать. Когда вы читаете биографию, писатель может пропустить большой период времени по причине того, что в этот период якобы ничего интересного не происходило. Обратите внимание на такие моменты, постарайтесь выяснить, чем тогда занимался деятель: вполне возможно эти свидетельствует о личной трансформации.

Выясните, где сущность, а где маска

Никто не без изъянов. Если вы читаете об исторической личности, которая кажется идеальной, возможны два варианта:

  • Этот человек боролся со своими недостатками
  • Он хорошо их скрывал

А возможно и то, и другое. Разные источники обычно проливают больше света на подобные моменты.

Попытайтесь отбросить влияние исторической пропаганды

История часто бывает инструментом пропаганды, поставленным на службу господствующей идеологии. Ревизионизм продолжается постоянно. Но сегодня у нас больше чем когда-либо шансов для того, чтобы если не докопаться до сути, то как минимум получить всестороннее представление об изучаемом вопросе.

Теория Большого Человека является правильной по большей части

Теория Большого человека - это идея 19 века, согласно которой история, по большей части, может быть объяснена влиянием «великих людей» или героев; очень влиятельных людей, которые свои , интеллект, мудрость, деньги и политические навыки использовали для того, чтобы иметь решающее историческое влияние.

Историю движут великие деятели, которые, однако, не могут быть типичными представителями своего времени, но являются его логичными продуктами. Изучайте историю на основании разных источников - это прекрасная возможность прикоснуться к биографии человечества. Со всеми ее достоинствами и недостатками.

Желаем вам удачи!

История - одна из древнейших наук человечества, предметом которой является изучение фактов и событий прошлого, их причинно- следственная связь. Колыбелью зарождения истории считается Древняя Греция. Ее отцом - основоположником является знаменитый древнегреческий историк и философ Геродот (V век д.н. э.).

Зачем изучать историю?

Что дает нам изучение истории? Вопрос, который задавал сам себе, наверное, каждый человек. Ответ на него простой и очевидный - изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколением, жившим за много веков до нас. Не зря самые ревностные ценители истории, древние греки, называли ее «наставницей жизни». Изучение истории открывает нам красочный мир минувшей действительности. Мы становимся непосредственными участниками канувших в Лету событий, которые отразились на формировании современного человеческого общества. История не имеет неважных страниц, ведь каждый век, прожитий человечеством, несет в себе поучительный и наставнический характер.

Основная сложность в изучении истории заключается в том, что все исторические факты основываются на трудах участников и наблюдателей событий, и в большинстве случаев они наполнены политическим субъективизмом и разделяют все заблуждения своего времени. Поэтому основным в изучении истории является то, что недостаточно только лишь констатировать исторические события, но еще и отслеживать их влияние на последующее время.

Что такое история?

К истории следует относиться не только как к научной дисциплине, но еще как к увлекательному способу познать прошлое. Здесь каждый найдет что-то интересное для себя, ведь история - это не только хроника кровопролитных воин и революций, но еще и яркие средневековые рыцарские турниры, изысканные балы викторианской эпохи, важные и дорогие для каждого русского сердца традиции славянских народов.

История кропотливо работает с вечными человеческими ценностями, но сама оценок никогда не выносит. Это право она предоставляет нам. Она выступает беспристрастным наблюдателем жизни человечества, никогда не указывает на виновных и жертв. Делать это должны мы путем глубокого анализа исторических фактов.

Познание прошлого история

Процесс познания прошлого обязателен для каждого человека, ведь история не раз поражала человечество своей цикличностью. Некоторые исторические события имеют свойство повторяться по сегодняшний день, но уже в более видоизмененной форме. История показывает невозможность изменить прошлое, чтоб человек задумался, как он строит настоящее, ведь через несколько лет это уже пополнит ее списки.

Историю следует учить, чтоб иметь право называться по-настоящему образованным человеком. Ведь знать и помнить, как зарождалась государственность своей страны, какой путь прошел народ для того, чтобы стать полноценным обществом, как развивалась культура человечества - священный долг человека и гражданина.

Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.

На вопрос Что изучает история как наука? Дайте определение пожалуйста. заданный автором Nikita Schmakov лучший ответ это Само понятие "история" возникло в глубокой древности. Оно означает в переводе с древнегреческого "повествование о том, что известно". Со времен античности наука о прошлом становится относительно самостоятельной областью человеческих знаний. Она изначально представляла собой основу мировоззрения, без которой невозможно познание окружающего мира и человеческой личности в нем. Постепенно формировалось представление об истории народов и государств как связанной последовательности основных событий. Еще в Древней Греции и Древнем Риме получила признание идея вечного изменения в природе и обществе, было обращено внимание на последовательную смену форм государственного устройства, хозяйственных укладов, нравов и обычаев. В то же время в восточной философии история понималась как бесконечная цепь трансформаций человеческой сущности в границах того или иного божественного, космического и социального единства. Историческая наука в современном ее понимании - как исследовательское направление и учебная дисциплина - сложилась значительно позже. В настоящее время она делится всемирную историю, в рамках которой изучается происхождение человека и его развитие, а также историю отдельных стран, народов, цивилизаций с древнейших времен до наших дней, включая и отечественную историю.
История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории.
Важно, что жизнь людей во времени и пространстве, именуемая историей, будучи реальным бытием общественной жизни, охватывает собой все ее проявления, не предполагает никаких произвольных изъятий.
История как наука и учебный предмет в современном мире: сравнительная характеристика
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своих предков. В прошлые годы история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами. Многие страницы истории отражались в литературе односторонне, а порой и искаженно, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что сегодня встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в противоположную крайность в оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такой подход также далек от объективной оценки нашего прошлого и настоящего.
В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории. Многочисленные работы, изданные в различные годы, как в нашей стране, так и за рубежом, отражают разнообразный спектр и концепции исторического развития, ее взаимосвязь с мировым историческим процессом.
В каждой науке предмет изучения составляет система определенных объективных закономерностей. История как наука не исключение. Ее предметом изучения являются закономерности социально-экономического и политического развития страны и ее народов, конкретные формы которых проявляются в исторических событиях и фактах.

Ответ от Moon [гуру]
человека в пространстве и времени


Ответ от Неизвестно Неизвестно [гуру]
Наука о взаимодействии прошедших событий, какие факторы на них влияли и во что это все, в последствии вылилось.... Вот, как-то так 🙂
А вообще, историю нужно учить лишь потому, что она позволяет избегать ошибок прошлого.


Ответ от Kamil valeev [гуру]
Изучает эволюцию общества.


Ответ от YAr1K ** [активный]
сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле - наука, изучающая письменные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий . Считается, что люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого .
Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В Древнеримской историографии (историография в современном значении - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.
Николаос Гизис. Аллегория истории, 1892 г.
Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием» , которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины .