Малое омовение слова. Омовение по сунне

Без специального омовения невозможно совершить ни один намаз. Ведь предстать перед Аллахом можно только будучи ритуально очищенной. Эта процедура важна и вызывает множество вопросов у женщин. Поэтому давайте разберёмся, как правильно делать полное и малое омовение женщинам.

Существует два вида: малое омовение и полное омовение.

Как правильно делать полное омовение

Полное омовение в исламской культуре называется гусль. Для женщин оно исполняется после полового контакта с мужчиной, послеродового кровотечения, завершения критических дней, а также перед молитвами по пятницам и для праздничных молитв.

Распишем как правильно делать полное омовение женщинам по пунктам:

  • Для начала нужно иметь намерение в сердце и проговорить, что намереваетесь совершить полное омовение для довольства и благословения Аллаха.
  • Перед тем, как раздеться, произнести: «Бисмилля», чтобы приступить к своему действию с именем Милостивого и Милосердного.
  • Вымыть руки три раза.
  • Тщательно подмыться, очистить половые органы от следов интимной близости, месячных и пр.
  • Выполнить малое омовение.
  • Три раза облить водой всё тело: начать с головы, потом перейти на плечи: сначала правое, затем – левое; обмыть всё туловище и только в самом конце помыть ноги.

Если во время полного омовения у женщины волосы собраны в причёску, не нужно специально их распускать. Главное, чтобы во время обливания намочились корни волос. Также необходимо помнить, что полное омовение считается выполненным, если мусульманка вымыла всё тело, прочистила нос и сполоснула ротовую полость.

Как правильно делать малое омовение

Малое омовение называют вуду. Когда же нужно малое омовение для женщины? Например, после полного омовения Вы посетили уборную, уснули, упали в обморок, у Вас пошла кровь, начался гной, Вас стошнило или наступило алкогольное опьянение или любой другой вид помутнения рассудка. Прикосновение к половым органам также обязывает к выполнению вуду.

Как женщине правильно делать малое омовение:

  • Начать малое омовение необходимо со слов о намерении выполнения ритуала ради довольства Аллаха.
  • Далее необходимо произнести: «Бисмилля», чтобы приступить к малому омовению с именем проявляющего сострадание оберегающего.
  • Помыть руки до запястий.
  • Прополоскать ротовую полость трижды.
  • Прочистить нос три раза.
  • Умыть лицо трижды.
  • Вновь вымыть руки, но уже до локтей (также три раза).
  • Вытереть голову и прочистить ушные раковины: указательными пальцами протереть внутри, а первыми пальцами – внешнюю. Все эти манипуляции повторяются лишь один раз.
  • В заключение малого омовения помыть ноги трижды. В первый раз необходимо промыть между пальцами.

Омовение является важным, но не сложным процессом перед тем, как предстать перед Всевышним Аллахом. Если знать все нюансы и выполнять их в необходимой последовательности, это обеспечит ритуальную чистоту мусульманки перед

Наилучшим благом для человека является наличие у него правильного , которое заключается в – одного и единственного Бога, который достоин поклонения и которому следует поклоняться, а также в вере в то, что является Посланником Аллаха, и в истинность всего того, с чем он пришёл и что передал народу от Аллаха.

После произнесения , означающей принятие единобожия, каждый совершеннолетний и умственно полноценный человек обязан выполнять определённые предписания, которые возложил на него Всевышний Аллах. Совершение пяти обязательных (ритуальных молитв) является самым высокочтимым и основным видом поклонения Аллаху (после правильного вероубеждения). Однажды Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили о том, какое деяние мусульманина является наилучшим. Он ответил: «Обязательные намазы, выполняемые в совершенстве и в указанное для каждого из них время ».

Когда мы говорим «намазы», то имеем в виду особый вид поклонения Всевышнему Аллаху, выполняемый таким образом, как было передано Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Он состоит из определённых выражений и действий, начинается с намерения и завершается произнесением заключительного приветствия – «Саляма». Совершать намаз Пророка (мир ему и благословение) научил ангел Джабраил (мир ему), а Пророк (мир ему и благословение), в свою очередь, научил мусульман. С тех пор намаз стал самым важным из обязательных деяний мусульман после веры в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). И каждый из нас должен планировать распорядок дня так, чтобы вовремя выполнять намаз. За его совершение Всевышний Аллах вознаградит мусульманина на том свете бесконечными, невиданными и неслыханными благами. Намаз является опорой мусульманской религии и деянием, за которое человек будет спрошен в Судный день в первую очередь. Всевышний Аллах обещал одарить Раем Своего раба, в совершенстве выполняющего обязательный намаз, соблюдая все его условия и обязанности.

Есть множество хадисов Пророка (мир ему и благословение), в которых подчёркивается важность намаза. Приведём некоторые из них:

«Намаз – опора религии »;

«Когда человек совершает омовение как следует, а затем совершает обязательный намаз, Аллах прощает ему все грехи, совершённые в тот день ногами, шедшими к плохому, руками, делавшими зло, ушами, слушавшими злое, глазами, смотревшими на зло, и сердцем, думавшем о зле »;

«Намаз – это ключ от Рая »;

«Человек в намазе стучится в дверь Царя царей, а дверь всегда открывается для того, кто стучится »;

«Первое, за что будут отчитывать раба в Судный день, – это намаз ».

Все виды поклонения были переданы Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джабраиля (мир ему). А пятикратный намаз был передан Пророку (мир ему и благословение) Самим Всевышним Аллахом без посредника, как ценнейший подарок самому любимому Своему Пророку (мир ему и благословение) и лучшему из творений и его общине (умме). Вот в чём заключается мудрость такого возвеличивания значения намаза Всевышним Аллахом.

Виды намазов

Кроме обязательных (фарз) намазов существуют также и необязательные, но желательные (сунна) намазы, за выполнение которых Всевышним обещано дополнительное вознаграждение. Необязательные намазы требуют тех же приготовлений, что и пять обязательных намазов. Человек, который хочет выполнить намаз, должен отвечать нескольким требованиям: молящийся должен быть мусульманином, достигшим такого возраста, когда он понимает речь, обращенную к нему, и осмысленно на нее отвечает (мумаййиз ) – это обычно семь лет по лунному календарю. А с достижением совершеннолетия каждый умственно полноценный мусульманин (мукалляф ) обязан совершать намаз.

определенные действия, которые необходимо исполнить еще до вступления в намаз, а также во время его совершения. Если не выполняется хотя бы одно из условий, то намаз считается недействительным. Поэтому каждому мусульманину необходимо знать и соблюдать следующие условия намаза:

1. Совершающий намаз должен находиться в состоянии ритуальной чистоты.

2. Тело, одежда и место, на котором совершается намаз, должны быть чистыми.

3. Следует укрывать части тела (аврат), которые согласно Шариату должны быть укрыты.

4. Каждый намаз совершается в определенный для него промежуток времени.

5. Совершать намаз следует, обратившись грудью в сторону Каабы (Кибла).

Правила ритуального очищения

Первым условием намаза является нахождение человека в состоянии ритуальной чистоты. Согласно Шариату, ритуальное очищение (тахара) – это выполнение определенных обязательных действий, для того чтобы мусульманину стало дозволенным совершение намаза. Оно включает в себя:

1. Удаление нечистот (наджасы).

2. Совершение частичного омовения тела (вузу).

3. Выполнение полного омовения тела (гусль).

4. Очищение чистой землёй (таяммум), если нет воды, а также в некоторых других ситуациях.

Воистину, изучение правил ритуального очищения и их выполнение соответствующим образом является одной из важнейших заповедей в религии. Потому что только при соблюдении всех этих правил можно добиться требуемой чистоты для намаза. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Очищение – это ключ к намазу». Следовательно, кто пренебрегает очищением, тот пренебрегает и намазом.

О подмывании

Подмывание (по-арабски истинджа) – это обязательное удаление до полного очищения всех мокрых выделений из переднего и заднего проходов.

Выделения могут быть обычными (моча, кал) и необычными (мазью, вадью). Если человек испустил только кишечные газы, то подмывание необязательно. Неполное очищение от мочи является одной из причин мучения в могиле. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Оберегайте тело и одежду от попадания на них мочи, так как большинство мучений в могиле – из-за пренебрежительного отношения к очищению от нее ».

После того, как мочеиспускание прекратилось, для полного удостоверения в этом, желательно (сунна) выполнить истибра путем откашливания, сдавливания мочеиспускательного канала, приседаний и т. п. Истибра – это освобождение от оставшейся в мочеиспускательном канале мочи после прекращения ее выделения. Если человек знает, что выделение мочи не прекратилось, то он обязан избавиться от нее до конца.

Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой либо подтиранием камушками (тремя или одним, который имеет не менее трех граней), последнее – при условии, что нечистоты не распространились за пределы прохода и не засохли. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду.

Заменить камень может любой предмет, если он шершавый, плотный (не сыпучий), чистый (не загрязнённый наджасой), непочётный. Например, бумажные салфетки. Гладкие предметы, такие как стекло, не годятся для этой цели. Почетный предмет, например, лист бумаги, содержащий информацию об Исламе и т. п., также нельзя использовать для удаления нечистот. При их удалении необходимо протереть загрязненное место не менее трех раз, до полного очищения. Если нечистоты не удалились за три раза, то следует протереть четвертый раз. Если после этого нечистота была удалена, то желательно протереть и пятый раз (чтобы количество было нечётным).

Выполняя истинджа, предпочтительно использовать сначала твердый предмет – камень или бумагу, а потом воду. Можно использовать и одно из них: или воду, или камень, но лучше использовать воду.

При исправлении нужды в открытой местности, нельзя обращаться лицом или спиной в сторону Каабы. Это разрешено лишь в том случае, если впереди, не далее чем за три локтя (около 1,5 м) есть какой-либо предмет высотой не менее 2/3 локтя (около 35 см). Что касается мест, специально предназначенных для этой цели (туалеты), то в них не запрещено обращаться в сторону Каабы, но лучше этого не делать. Также нежелательно опорожняться под плодоносящими деревьями, потому что плод может упасть на нечистоты и испачкаться. Если же дерево принадлежит какому-либо чужому человеку, то опорожняться под ним (без разрешения) является грехом.

Также нежелательно опорожняться на дороге и в тени, где люди могут остановиться для отдыха, так как это может стать причиной проклятия. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Остерегайтесь двух проклятий ». Его спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), каких двух проклятий?» Он ответил: «Справлять нужду на дороге или в тени ». Это правило также касается мест, где человек может согреться зимой под солнцем.

Говоря кратко, нужно избегать того, что создает неудобства для людей.

Нежелательно мочиться и опорожнять кишечник в норы, как в малые, так и в большие, потому что они могут быть жилищем джиннов, опасных зверей или других слабых живых существ. Также нежелательно разговаривать при исправлении нужды. Запрещается мочиться в мечети, даже в сосуд. Крайне порицается вносить с собой в туалет предметы, на которых написаны имена Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение).

Желательно (сунна) перед входом в туалет просить защиты у Аллаха, произнося следующие слова:

بِسْمِ اللهِ اَللّهُمَّ إِنّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْخُبُثِ وَ الْخَبائِثِ

«Бисмилляh , Аллаhумма инни а‘узу бика миналь-хубуси валь-хабаис ».

(Начинаю с именем Аллаха. О Аллах, я прошу у Тебя защиты от джиннов мужского и женского пола) .

Заходить в туалет желательно с левой ноги, а выходить с правой, в отличие от того, как заходят в мечеть и выходят из нее. После выхода из туалета желательно произнести:

غُفْرانَكَ اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي أَذْهَبَ عَنِّي الْأَذى وَعافاني

«Гуфранака, аль-хамду лилляhи-ллязи азhаба ‘анниль-аза ва ‘афани ».

(Прошу у Аллаха прощения. Хвала Аллаху, который освободил меня от вреда и дал мне здоровье).

Частичное омовение тела

Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

يأيّها الّذين آمنوا إذا قمتم إلى الصّلاة فاغسلوا وجوهكم و أيديكم إلى المرافق و امسحوا برءوسكم و أرجلكم إلى الكعبين

Смысл: «О вы, которые уверовали, когда вы захотите встать на намаз, будучи без омовения, мойте ваши лица и руки до локтей (включительно), протрите ваши головы (т. е. часть) и мойте ваши ноги до щиколоток (включительно) ».

Знайте, что частичное омовение тела (вузу) также имеет определенные условия (шуруты) и включает в себя обязательные (арканы) и желательные (сунны) действия. Обязательные пункты – это те, без соблюдения которых омовение является недействительным. Рекомендуемые – те, при невыполнении которых омовение является действительным, но за соблюдение этих действий даётся вознаграждение. Далее мы расскажем об условиях омовения, о способе его выполнения, перечисляя арканы и сунны.

Условия частичного омовения

Условиями частичного омовения тела являются:

1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.

2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.

3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые могут изменить цвет, вкус, запах чистой воды.

4. Отсутствие на моющихся частях тела какого-либо изолятора (например, лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с тем или иным омываемым участком тела.

5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.

6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными составными частями (арканами), а какие желательными (суннами).

Помимо того, больные, которые страдают недержанием мочи, газов, кала, в том числе и женщины, находящиеся в состоянии истихазы, совершая частичное омовение тела, должны соблюдать еще и следующие условия:

1. Ждать наступления времени совершения намаза.

2. Подмываться.

3. Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо обертывать половой член чем-либо не пропускающим влагу наружу, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует просто закрыть половой орган чем-либо, не пропускающим выделения наружу.

4. Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.

5. После омовения необходимо сразу совершить намаз.

Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее бельё, должна быть чистой.

Порядок совершения частичного омовения

1. Омовение начинается с мытья кистей рук. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляhи мина-щщайтани-рраджим» и «Бисмилляhи-ррахмани-ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза.

3. Необходимо иметь соответствующее намерение для обязательного омовения. Когда вода касается вашего лица, сделайте намерение сердцем: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вузу) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду». В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы.

4. Далее, обязательной составной частью омовения является мытье лица (кожи и волос) полностью: от корней волос на голове до подбородка включительно, от одной ушной раковины до другой. Густую бороду достаточно мыть поверхностно (не до корней). Лицо также рекомендуется мыть три раза.

6. Затем обязательно один раз протереть часть головы смоченной в воде рукой, но желательно протереть три раза и полностью.

8. Обязательно мыть ноги, включая щиколотки. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. Затем точно так же левой рукой моют левую ногу. Рекомендуется мыть их три раза, начиная с правой ноги.

На этом омовение завершается.

Обязательные действия частичного омовения

Из описанных выше действий частичного омовения тела обязательными являются шесть:

1. Намерение. Оно обязательно должно быть выражено сердцем одновременно с мытьем лица, но желательно его произнести и вслух. Также необходимо осознавать обязательность данного омовения. Если вы начали мыть лицо до того, как сделали намерение, то обязательно необходимо повторить мытье вместе с намерением.

2. Полное мытье лица – от корней волос до подбородка, от одной ушной раковины до другой, включая волосы, растущие на лице: брови, ресницы, усы, волосы на висках и те, которые растут на лбу. Если у мужчины густая борода (сквозь которую не видна кожа), её достаточно помыть поверхностно.

3. Мытьё рук – от кончиков пальцев до локтей включительно.

4. Протирание части головы – кожи или волос при условии, что протираемые волосы были непосредственно на границе головы.

5. Мытьё ног, включая щиколотки.

6. Выполнение этих обязательных пунктов омовения строго в названной последовательности.

Обстоятельства, нарушающие частичное омовение

Частичное омовение тела нарушают следующие обстоятельства:

1. Выделения из переднего или заднего прохода, будь то обычные выделения (моча, кал и воздух) или необычные (камни, глисты, мазью и вадью), кроме спермы (которая не нарушает частичного омовения тела). В этом случае необходимо совершить полное омовение тела.

2. Прикосновение к коже человека противоположного пола старше 6-7 лет без изолятора, за исключением близких родственников (махрам), с которыми согласно Шариату нельзя вступать в брак (мать, отец, родная сестра, брат, мать жены, молочная сестра…). Прикасаться преднамеренно к коже чужой и не махрам женщины (аджнабийя), кроме жены, – грех, и нет разницы между молодой женщиной или пожилой, которая не вызывает возбуждения. При прикосновении к маленькой девочке до шести-семи лет, которая не вызывает возбуждения у нормального мужчины, омовение не нарушается. Омовение не нарушается при прикосновении к зубам, ногтям или волосам чужой женщины, хотя это является грехом, если совершено преднамеренно. Омовение не нарушается при прикосновении к коже посторонней женщины через изолятор (например, перчатки).

3. Потеря рассудка, сознания и наступление сна. Кто потерял сознание, рассудок, был в состоянии сильного опьянения или заснул, его омовение нарушается. Исключение – если человек спал, прижавшись к сидению так плотно, что невозможен был выход кишечных газов. Дремота не нарушает омовение. Дремота – это состояние, при котором человек слышит речь окружающих, но не понимает ее хорошо.

4. Непосредственное прикосновение ладонью к человеческим половым органам или кольцу анального прохода, своим или чужим, независимо от возраста и пола. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Кто прикоснулся к своему половому органу, пусть совершит омовение перед тем, как совершить намаз».

Ладонь – это сторона кисти, которая не будет видна, если соединить внутреннюю сторону кистей рук, расставив при этом пальцы. Прикосновение к ягодицам и к нечеловеческим половым органам не нарушает омовения. Также не нарушает омовения прикосновение к половым органам тыльной стороной руки или прикосновение через изолятор.

Состояние человека, который находится в одном из названных обстоятельств, называется «малым хадасом».

Запрещается при нарушении частичного омовения тела совершать намаз, таваф (хождение вокруг Каабы), прикасаться к Корану (но можно читать, не дотрагиваясь до него) и носить его.

Желательные действия частичного омовения

Желательными действиями при выполнении частичного омовения тела являются:

1. сидеть лицом к Каабе;

2. произнести: «Истиазу», «Шахаду» и затем «Басмалу» перед началом омовения.

3. вымыть руки до того, как опустить их в сосуд с водой, которая будет использована для омовения (даже если руки чистые);

4. чистить зубы сиваком (лучшим сиваком являются веточки и корни дерева арак);

5. прополоскать рот и нос и высморкаться. Их полоскание лучше выполнять одновременно, тремя пригоршнями воды, усердно, если не соблюдаете пост;

6. мыть лицо за его границами;

7. мыть руки и ноги выше обязательных границ (т. е. руки до плеч, а ноги до колен);

8. протирать полностью волосы на голове. Для этого желательно приложить большие пальцы к вискам, а указательные – ко лбу, и протереть ими волосы до затылка и обратно;

9. протирать уши изнутри и снаружи. Это выполняется следующим образом: указательные пальцы кладутся в ушные отверстия и проворачиваются несколько раз, большими пальцами протирается внешняя часть, т. е. задняя часть уха, после этого желательно мокрыми ладонями слегка прижать уши. Желательно протирать их три раза, каждый раз обновляя воду;

10. протирать между пальцами рук и ног;

11. промывать густую бороду до корней волос;

12. начинать с правой стороны (например, если вы моете руки, то сначала моете правую, затем левую);

13. троекратно промывать каждую моющуюся часть;

14. мыть с протиранием;

15. помыть следующий орган до того, как высохнет предыдущий;

16. не расходовать сверх меры воду;

17. выпить немного из оставшейся после омовения воды;

Омовение того, кто не выполняет сунны, ограничиваясь обязательными действиями, принимается, но он упускает много вознаграждений. Также желательно, чтобы намерение сохранилось до завершения омовения.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершил омовение, как было велено, и выполнил намаз, как было велено, ему прощаются совершённые (в отрезок времени между двумя обязательными намазами) малые грехи ».

Нежелательные действия частичного омовения

Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:

1. омовение частей тела более или менее трех раз;

2. мытьё вначале левых частей тела, а затем правых (например, вначале мыть левую руку, а потом правую);

3. встряхивание воды с частей тела;

4. вытирание омытых частей тела полотенцем без необходимости;

5. чтобы воду при омовении наливал другой человек, если в этом нет необходимости;

6. совершение омовения водой, сильно нагретой на солнце в медной посуде (в жарких странах);

7. ведение посторонних разговоров при омовении;

8. совершение омовения в грязном месте (например, в туалете), где на тело и одежду могут попасть грязные брызги;

9. глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста, при котором вода может попасть вовнутрь;

10. для человека, соблюдающего пост, нежелательно пользоваться сиваком после полуденного намаза;

11. расходование воды сверх меры (т. е. более или менее 1 литра для частичного омовения).

Полное омовение тела

Полное омовение тела (гусль), согласно Шариату, – это мытье проточной водой всего тела с определенным намерением, то есть обязательное ритуальное купание.

Существует пять обстоятельств, после возникновения которых необходимо выполнить купание для совершения намаза и т. п. Эти пять обстоятельств сами по себе не являются причиной для немедленного выполнения купания. То есть, если человек находится в состоянии осквернения (джунуб), он не обязан сразу делать полное омовение тела, хотя это весьма желательно. Обязательным купание становится с наступлением времени совершения намаза.

Передал имам аль-Бухари в своем сборнике, что Абу Саляма сказал: «Я спросил Аишу (да будет доволен ею Аллах), засыпал ли Пророк (мир ему и благословение) в состоянии джунуб (в результате полового акта). Аиша (да будет доволен ею Аллах) ответила: «Да, но перед этим он совершал частичное омовение». Так Пророк (мир ему и благословение) поступал редко, чтобы люди знали, что это не запрещено в Шариате.

Некоторые невежественные люди говорят, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, вышел из дома, не выполнив полное омовение тела, то каждый волос на его теле проклинает его. Это ложь, противоречащая религии. Доказательством служит рассказ Абу Хурайры, переданный в сборнике имама аль-Бухари: «Когда меня встретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я был в состоянии осквернения, он взял меня за руку, и мы пошли вместе. Когда мы присели, я незаметно ушел в свое жилище, сделал полное омовение тела, после чего вернулся к Пророку (мир ему и благословение). Он еще сидел. Когда я подошел, он спросил: «Где ты был, о Абу Хурайра?» Я ответил ему, что был в состоянии джунуб, поэтому ушел. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Субханаллаh! О Абу Хурайра, воистину верующий не становится наджасой».

Ритуальное купание необходимо выполнить в следующих случаях:

1. После выделения спермы.

2. После полового акта, даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище.

3. После смерти человека.

4. После прекращения менструации – цикличных выделений крови из матки у здоровой девушки, женщины.

5. По завершении послеродовых выделений (выделение крови после освобождения матки от плода).

6. После родов или выкидыша, ввиду происхождения ребенка из смешивания мужской и женской спермы. То есть, даже если роды были сухими и после них не было выделений, то все равно необходимо искупаться.

Человек, которому необходимо выполнить купание по причине первого или второго обстоятельства, называется джунуб. А состояние того, кто находится в одном из этих пяти обстоятельств, называется «большим хадасом». Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана (даже не дотрагиваясь до него) и пребывание в мечети.

Примечание : Следует отметить, что при выполнении полного омовения необходимо соблюдать те же самые условия (шуруты), которые следует соблюдать и при выполнении частичного омовения. Также и нежелательные (караха) действия в обоих омовениях в основном идентичны.

Обязательные действия купания

Обязательными действиями ритуального купания, без выполнения которых оно считается недействительным, являются:

1. Намерение. Оно отличает привычку от поклонения (ибада), его место в сердце, и оно совершается мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха» или «…снять большой хадас» и т. п. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть её заново, вместе с намерением.

2. Промывание всех наружных частей тела (кожи и волос независимо от их густоты) чистой и пригодной для очищения водой. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.

Примечание : Человеку, который уверен, что у него нет причин для выполнения полного омовения тела, ни в коем случае нельзя совершать купание с намерением снять большой хадас.

Желательные действия купания

Желательными действиями при выполнении ритуального купания являются:

1. обращение лицом в сторону Киблы;

2. произнесение: «Истиазы», «Шахады» и «Басмалы» перед купанием. Желательно произносить эти слова перед полным омовением;

3. выполнение частичного омовения перед купанием. При этом мытьё ног можно отложить на конец купания, чтобы не расходовать лишнюю воду;

4. начало омовения с правой стороны. Предварительно смочить волосы трижды, потом мыть правую половину спереди и сзади, затем левую половину и повторить это трижды;

5. полоскание рта и носа, даже если вы сделали это и при частичном омовении;

6. мытье тела с протиранием;

7. мытье следующего органа до того, как высохнет предыдущий;

8. экономия воды (нежелательно расходовать ее сверх меры);

9. чтение «Шахады» и молитвы после купания (той же молитвы, которая читается и после частичного омовения).

Тому, кто моется полностью обнажённым, при раздевании желательно сказать:

بِسْمِ اللهِ الَّذي لا اِلهَ اِلاّ هُوَ

«Бисмилляhи-ллязи ля иляhа илля hува»

(С именем Аллаха, кроме Которого нет ничего достойного поклонения). Эти слова ограждают человека от глаза джиннов.

Правила омовения для тех, у кого наложена повязка

Повязкой называется материал, который накладывается на рану. Мусульманские законоведы под этим словом подразумевают любой материал, которым можно покрыть рану или травмированное место по необходимости, например, гипс, бинт и т. п.

Если накладываемая повязка покрывает и здоровую часть тела, то это допускается только для закрепления повязки, наложенной на травмированное место, при условии, что будет занята минимально необходимая здоровая часть тела.

У кого наложена повязка, которую опасно снимать, тот протирает её рукой, смоченной в воде, затем выполняет таяммум. Например, если у кого-то больна правая нога, и ему необходимо совершить омовение, то он моет лицо, руки и протирает голову. Затем моет здоровые участки правой ноги. После этого мокрыми руками поглаживает повязку. Затем омывает левую ногу и после этого совершает таяммум. Этот таяммум заменяет мытьё больного места, а протирание повязки заменяет мытьё здоровой части тела, которая ею изолирована.

Если повязка была наложена на те части тела, которые не протираются при таяммуме, и в это время человек был в состоянии омовения (тaхapa), ему не надо возмещать намаз. А в том случае, если повязка была наложена не в состоянии омовения, ему необходимо повторить намаз. В любом случае намаз нужно возместить, если повязка была наложена на части тела, которые протираются при таяммуме (руки или лицо).

Человек, которому повязка наложена в состоянии осквернения (джунуб), может выбрать: или совершать полное омовение перед таяммумом, или, наоборот, таяммум перед полным омовением, так как в полном омовении нет порядка последовательности мытья тела. Но желательно начать с таяммума. Совершая полное омовение, моют открытые (без гипса или повязки) части тела, а повязку поглаживают мокрой рукой.

Примечание . Не нужно возмещать намаз в следующих случаях:

При совершении таяммума из-за отсутствия воды там, где она бывает редко;

При совершении таяммума по той причине, что воды достаточно только для питья;

Если есть вода за деньги, но нет возможности ее приобрести;

Если вода продается дороже, чем обычно бывает в данной местности;

Доступ к воде закрыт врагом или есть какая-либо другая опасность;

Использование воды может привести к осложнениям, замедлению выздоровления, ухудшению состояния здоровья, потере работоспособности какого-либо органа.

Виды таяммума

Таяммум бывает следующих видов:

1. Дозволенный, но не обязательный. Если у человека нет воды, кроме той, которая продаётся дороже, чем обычно, ему дозволено не покупать её, даже если он имеет такую возможность, а совершить таяммум.

2. Обязательный. Таяммум обязателен в случае отсутствия воды или в том случае, если при использовании воды будет нанесён явный вред организму, то есть если человек может заболеть или болезнь может продлиться.

Отсутствие воды означает, во-первых, её недоступность по причине каких-либо препятствий, например, из-за хищных зверей или врага. Или же вода есть, но её хватает только для питья, в этом случае можно делать таяммум.

Во-вторых, явное отсутствие воды, когда человек не находит её в близлежащей местности радиусом около 150 метров. В этом случае с него снимается обязанность поиска воды, если он убеждён, что её нет. Если же он предполагает, что у его спутников есть вода, то он должен попросить её у них или даже купить, если имеет возможность. Если у них воды нет, то он осматривает территорию вокруг в радиусе 150 метров. Если он уверен в наличии воды на расстоянии не больше 6000 шагов, то он обязан искать её, а если ему не удалось достать воду, то только после этого разрешается таяммум.

Условия, необходимые для выполнения таяммума:

1. Наступление времени намаза.

2. Определение Киблы до начала совершения таяммума.

3. Использование чистой земли, содержащей пыль.

Нельзя совершать таяммум землёй, в которой содержатся нечистоты (например, в неё попала моча); использованной землёй, то есть той, которой уже был совершён таяммум; смешанной с такими веществами, как, например, мука и т. п.

Порядок выполнения таяммума

Выполняющий таяммум должен быть уверен, что земля содержит пыль и не использована ранее для совершения таяммума.

1. Обязательно ударить ладонями по земле и сделать намерение: «Я намереваюсь совершить таяммум, чтобы иметь право выполнить обязательный намаз». Намерение возникает в момент прикосновения рук к земле и продолжается до прикосновения к лицу.

2. Протереть всё лицо пылью, оставшейся на ладонях от земли.

3. Ещё раз ударить ладонями по земле и протереть ими обе руки (ту часть, которая омывается при частичном омовении).

Рекомендуется сначала протирать правую руку, а затем левую. Обязательно нужно быть уверенным в том, что земля достигла всех протираемых частей правой и левой рук, а также лица. В противном случае таяммум необходимо выполнить заново.

Обязательные действия таяммума

1. Перенесение земляной пыли на протираемую часть тела.

2. Намерение (например, совершение таяммума для того, чтобы иметь право выполнять обязательный намаз, или иметь право для совершения хождения вокруг Каабы (таваф), или иметь право прикасаться к Корану). Намерение необходимо сделать в момент прикосновения рук к земле, и оно должно сохраниться до прикосновения к любой части лица.

3. Протирание лица: если у человека есть борода, она протирается поверхностно.

4. Протирание рук до локтей включительно.

5. Соблюдение данной последовательности. Если руки были протерты до того, как было протерто лицо, то такой таяммум считается недействительным.

Желательные действия таяммума

1. Произнести «Истиазу» и «Басмалу».

2. Растопырить пальцы перед каждым ударом.

3. Вначале протереть правую руку, затем левую.

4. Не делать длительных перерывов между протиранием частей тела.

5. Совершить намаз сразу после выполнения таяммума. Однако это условие становится обязательным для тех, у кого постоянный хадас. Потому что при постоянном хадасе намаз необходимо выполнять сразу после совершения омовения.

6. При первом ударе желательно (сунна) снять кольцо с пальца, если оно имеется, и обязательно снять его при втором ударе, для того чтобы палец не был изолирован от земляной пыли.

Обстоятельства, нарушающие таяммум

1. Таяммум нарушает всё, что нарушает частичное омовение тела (вузу).

2. Обнаружение воды во время намаза.

Если человек сделал таяммум, не найдя воду там, где её обычно бывает много, и затем во время совершения намаза увидел воду, то его таяммум нарушается. Если в этом месте появление воды редкость, то он продолжает намаз. Но лучше в этом случае совершить омовение, а затем выполнить намаз.

3. Вероотступничество.

Кто сделал таяммум, не найдя воду в местности, где она обычно бывает, то ему необходимо повторить все намазы, выполненные с таяммумом. А если он находился в местности, где вода является редкостью, то он не должен возмещать намазы.

Таяммум необходимо делать перед каждым обязательным намазом, и нельзя, выполнив один раз таяммум, совершать более одного обязательного намаза. Однако с одним таяммумом дополнительные намазы (навафиль) можно совершать сколько угодно.

Передано от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!) следующее: «Таяммум совершается для каждого обязательного намаза, даже если не было хадаса (обстоятельств, нарушающих омовение)» .

При отсутствии воды и земли или возможности соблюдать другие условия намаза, обязательный намаз совершается в знак уважения ко времени намаза даже без омовения (или без соблюдения других условий). Но потом, когда найдётся вода (но не земля) или предоставится возможность исполнить другие условия, этот намаз выполняется в качестве долга.

По толкованию мазхаба Абу Ханифы, тахарат – это очищение от нарушения омовения и от того, с чем нельзя совершать намаз. Эту чистоту можно навести всякими водами (дождевой, минеральной (вышедшей из-под земли), речной, морской, колодезной, проточной (из оврагов и т. д.), талой (снег, лед).

Вуду (малое омовение) – это омовение и протирание определенных частей тела. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда человек при совершении омовения моет руки, ему прощаются грехи, совершенные руками, когда моет лицо, прощаются грехи, совершенные глазами, когда протирает голову, то прощаются грехи, совершенные ушами, когда моет ноги, то прощаются грехи, совершенные ногами при ходьбе» (Муслим, Ат-Тирмизи).

В Священном Коране Аллах указывает нам на способ совершения малого омовения (вуду), который осуществляется перед молитвой, описанный следующим образом:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток»

Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 6

Действия, без свершения которых омовение считается недействительным

1. Мытье лица – 1 раз

2. Мытье рук, включая локти – 1 раз

3. Протирание ¼ части головы – 1 раз

4. Мытье ног, включая щиколотки – 1 раз

Пророк, мир ему и благословение, сказал, что грехи того человека, который, подготавливая себя к молитве, с должным вниманием отнесется к омовению, будут смыты вместе с нечистой водой, как капли, спадающие с кончиков его ногтей.

Как совершать вуду?

По возможности следует повернуться в сторону Киблы, сделать намерение на совершение малого омовения (вуду) ради Аллаха и произнести: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Затем:

1. Вымойте кисти рук до запястья 3 раза: вначале правую, затем левую. Если есть кольцо, нужно сдвинуть его, чтобы под ним протекла вода

2. Если есть возможность, почистите зубы сиваком или зубной щеткой

2. Набирая воду правой рукой, 3 раза прополощите рот, потом 3 раза промойте нос, высмаркиваясь левой рукой

3. 3 раза вымойте лицо (границы лица от начала волосяного покрова на лбу и висках до подбородка (у женщин включая нижнюю часть челюсти) и от правого уха до левого);

4. 3 раза вымойте руки до локтей включительно. Сначала правую руку, потом — левую

5. Намочите правую ладонь и 1 раз протрите ею голову

6. Намочите руки и указательными пальцами протрите внутри, а большими пальцами — снаружи ушных раковин, после чего протрите шею тыльной стороной ладони

7. Наконец, 3 раза вымойте правую, а затем левую ноги до щиколотки включительно, промывая между пальцами

После омовения желательно, повернувшись к Кибле, произнести шахаду: Ашхаду алля иляха илля-Ллах уа ашхаду анна Мухаммада-р-Расулю-Ллах – «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую что Мухаммад – Его Посланник».

Также желательно прочитать дуа: اللّهُـمَّ اجْعَلنـي مِنَ التَّـوّابينَ وَاجْعَـلْني مِنَ المتَطَهّـرين الله أكبر – Аллахумма-дж"аль-ни мин ат-таввабина ва-дж"аль-ни мин аль-мутатаххирина! – «О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся!»

Нежелательные действия (макрух) при совершении вуду:

1. Излишний расход воды. Пророк Мухаммад ﷺ никогда не использовал для вуду (малого омовения) больше 1 литра воды, а на гусль (полное омовение) тратил не более 3 литров воды. И никто не совершал омовение лучше него

Многим сегодня кажется, что традиции другого народа слишком трудны и бессмысленны. Но не зря говорится, что судить другого - дело неблагодарное. Для мусульман ежедневный намаз - это не каторжный труд, а обязательный пункт. Причём, помимо непосредственной молитвы, приходится проходить подготовку к ней, которая индивидуальна для мужчин и женщин.

Прекрасному полу приходится труднее, ведь не всегда дама бывает чиста перед Аллахом. Как же совершается намаз для женщин?

Что это такое?

Это особая молитва в Исламе, которая является действием строго регламентированным, так как определено количество и время молитв, а также направление, в котором надо обращаться к Всевышнему. Намаз для женщин должен предваряться малым омовением. То есть надо омыть лицо, уши, шею, руки и ноги. Многие религиозные авторитеты полагают, что омовение не считается полным, если у дамы остаётся лак на ногтях. Его нужно стереть. Если нет воды, то допускается совершить омовение песком, что подходит для условий пустыни. В России такой практики нет. После омовения следует надеть одежду в соответствии с требованиями Ислама. Это должен быть закрытый костюм, который не облегает тело и не считается соблазнительным.

На том же месте, в тот же час

Намаз для женщин можно совершить дома, а вот мужчины чаще отправляются в мечеть. Если семья проживает в городе без храма, то можно совершать молитву дома, хотя муж и жена обычно молятся отдельно. Женщина может посетить и мечеть, где есть специальное помещение для религиозных обрядов. Независимо от пола верующего, молитва совершается пять раз в день. Намаз для женщин отличается самим процессом.

Нельзя возносить руки вверх, в отличие от мужчины. Последние слова «Аллах Акбар!» женщина говорит, прижав локти к туловищу. Да и вообще она должна быть сдержанной в своих движениях. В процессе руки нужно сложить на груди, а не на животе, как это делают мужчины. Своя особенность есть при совершении земного поклона, называемого «саджда». Правильный намаз женщина завершает, максимально приблизив тело к земле и садясь на колени. Кстати, в самом тексте отличий от мужского варианта нет, так что специфичны лишь движения.

Аллах и его рабы

Не мог Всевышний возложить на своих рабов большую ношу, чем они вынести смогли, поэтому ислам считается религией облегчения. Некоторые виды поклонения для девушек ограничиваются в период менструального цикла. Например, омовение для женщин перед намазом не даёт полноценного результата. Потому совершать молитву необязательно, причём это не требует восполнения. Не нужно придерживаться поста, но потом его придётся возместить. Нет нужды совершать обход вокруг Каабы во время хаджа, а вот другие обряды разрешены.

Говорят, что Аиша рассказывала о пути с посланником Аллаха, когда шёл разговор о паломничестве, а в конце прогулки у неё началась менструация, что вызвало обильные слёзы. Полюбопытствовал тогда посланник Аллаха о причине слёз. Узнав же, он сказал, что можно делать в таком состоянии всё, что делают паломники, кроме обхода вокруг Каабы. В период менструации женщина не должна вступать в половую связь, приходить в мечеть, дотрагиваться до Корана и читать его суры.

Обязанности

Каждая женщина ведёт свой календарик и потому знает график своего цикла. Естественно, продолжительность его у всех разная, но, по мнению учёных, он длится от суток до 15 дней. Кровотечение больше этого срока считается аномалией, потому если на 16-й день выделения продолжаются, нужно искупаться и приступать к совершению своих обязанностей, так как характер кровотечения уже не считается менструальным.

Если же выделения шли меньше суток, то они не считаются менструацией, а потому надо возместить пропущенный пост и намаз, а вот полное омовение совершать не надо. Если кровотечение сопровождается болью, то оставлять намаз не надо. Женщина должна подмыться, вставить тампон, положить прокладку и надеть всё чистое. Кстати, омовение для женщин перед намазом в месяц Рамазан исключает тампон, так как это противоречит правилам поста.

Почему можно отложить молитву?

Утренний намаз для женщин можно перенести по ряду причин, первая из которых - укрытие аврата.

Весомым поводом будет отправление в мечеть либо ожидание коллективной молитвы. Если перед намазом вышла кровь наружу, то молитве это не мешает, так как вины женщины нет. Бывает так, что девушка забыла поставить тампоны или переносила намаз по мирским причинам. В таких случаях совершают только фарз-намаз или суннат-намазы. Хроническое кровотечение для женщины даёт право на одну обязательную молитву после каждого омовения. Говорят, что однажды Муаза спросила Аишу о возмещении пропущенных постов и намазов после менструации. Та ответила, что посланник Аллаха велел возмещать посты, но про намазы такого не говорил. А Саид Мансур передал, что женщина, очистившаяся от менструации при послеобеденной молитве, должна совершить обеденный и послеобеденный намазы. Беспрерывные выделения, которые шли 5 суток, должны завершиться полным омовением и возмещением намазов и постов.

Как действовать во время менструации?

Интересно, как делать намаз женщине-новичку. Надо почаще произносить Зикр, обращаться к Аллаху с просьбами, окружать себя благочестивыми сёстрами и читать духовную литературу. Допускается чтение аятов со словами мольбы при обращении с просьбой. Жена Пророка Айша рассказывала, что Мухаммад говорил о ежемесячном осквернении как о благословенном очищении. Если в первый день осквернения женщина будет каяться перед Всевышним, то она попадёт в список освобождённых от адского пламени. Тех представительниц слабого пола, которые не следят за циклом и пропускают намазы, называют рассеянными и предрекают им трудности в Судный день.

Как совершать намаз женщинам с маникюром? До купания стричь ногти не стоит, так как есть в хадисе слова о том, что удалённые ногти и волосы возвращаются в Судный день в осквернённом состоянии. Ещё интересен вопрос о женщине, преподающей учение Корана. По мнению некоторых, она может работать и во время менструации, но её работа ограничена, однако учить алфавиту она может.

Купание

После завершения менструации надо провести ритуальное купание, или так называемый гусль. Откладывать его нельзя, а перед процедурой следует выразить ният. Теперь можно приступить к омовению со словами, обращёнными к Аллаху. В первую очередь омывается промежность, затем обливается голова и правая часть тела. Потом уже и левая часть. Теперь повторно моют всё тело. У женщин в основном длинные волосы и косы, и если вода не заходит внутрь, то их надо расплести и помыть. В Шариате делают отметку на тот случай, если вода не заходит внутрь естественно завитых волос.

Согласно этикету

Перед тем как делать намаз, женщине нужно справить все естественные потребности, чтобы не оскорблять ими Аллаха. Есть даже своеобразный этикет для этих процессов. Так, нужно выбирать укромное место, сторониться загрязнения тела и одежды, избегать оправлений в воде. После этого нужно прочистить оба прохода водой или бумагой. Женщина во время омовения не должна находиться в состоянии отравления, спать или быть без сознания. Нельзя кушать верблюжье мясо, прикасаться к половым органам, готовить еду на огне, смеяться или касаться нечистот.

Вопрос о том, как делать намаз женщине-новичку, возникает при достижении совершеннолетия. Кроме того, девушка должна находиться в здравом уме, иметь намерение совершить намаз. Молитва становится недействительной, если человек является вероотступником, отказывается от обязательных действий намаза, выполняет лишь поясные или земные поклоны, искажает звуки или намеренно кушает и пьёт.

Перед тем как делать намаз, женщине нельзя смотреть вверх, класть руки на пояс, закрывать глаза. Кроме того, нельзя излагать намерения совершить намаз вербально, опережать имама при коллективной молитве. Есть и ряд мест, где не рекомендуется молиться. Итак, как совершать намаз женщинам? Избегайте молитвы на кладбище, в бане и туалете, в верблюжьем загоне. Кстати, нельзя совершать молитву после родов и выкидыша. В такой период запрещён и пост.

Молитвы, которые рекомендуется читать при выполнении частичного омовения

При омовении каждой части тела желательно читать шахаду в следующей форме:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

«Ашhаду алля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюhу».

Кроме того, при омовении читают и специальные молитвы (шахаду читают при первом умывании органов, омывая во второй и третий раз – читают приведенные ниже молитвы).

Умывая кисти рук в самом начале омовения, после «Исти‘азы» и «Басмалы» читают:

اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا

«Аль-хамду лилляhи-лляз и джа‘аляль-маа таhура» (Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей).

اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ

«Аллаhумма баййиз ваджhи бинурика явма табъяззу вуджуhу авлияика ва ля тусаввид ваджhи бизулюматика явма тасвадду вуджуhу а‘даика» .

(О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов).

اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا

«Аллаhумма а‘тини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира» .

(О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким) .

اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري

«Аллаhумма ля ту‘тини китаби бишимали ва ля мин вараи заhри».

(О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади) .

Совершая протирание головы (масху) , читают:

اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ

«Аллаhумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».

(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).

При мытье каждой из ног читают:

اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ

«Аллаhумма с аббит кадамайя ‘аля-ссырати явма тазиллю фиhиль-акдам».

(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).

После завершения частичного (а также и полного) омовения , вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ

«Ашhаду алля иляhа илляллаh вахдаhу ля шарика ляh, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюh. Аллаhумма-дж‘альни мина-ттаввабина вадж‘альни миналь-мутатаhhирина, вадж‘альни мин ‘ибадика-с-салихина, субханакаллаhумма ва бихамдика, ашhаду алля иляhа илля анта, астагфирука ва атубу иляйка, ва салляллаhу ‘аля саййидина Мухаммадив-ва ‘аля алиhи ва сахбиhи ва саллям».

(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад – Его раб и Посланник.

О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие) .

Как делать омовение перед намазом?

Многих новообращенных мусульман волнует вопрос о том, как делается омовение перед совершением намаза. Это очень важная процедура, которая не может быть опущена, так как молитвенное предстояние перед Богом возможно только в состоянии ритуальной чистоты. Ниже мы поговорим о том, каким образом совершается это омовение.

Виды омовения

В исламе существует два типа ритуального омовения: малое и полное. В малом варианте требуется омытие только рук, рта и носа, тогда полное требует омытия всего тела. Результатом обоих процедур является чистота, называемая по-арабски тахарат.

Полное омовение

Данный вариант называется по-арабски гусль. Ниже мы расскажем, как делать полное омовение, но предварительно нужно сказать о том, в каких случаях оно бывает необходимо. Итак, если речь идет о женщине, то гусль ей предписывается делать после окончания периода месячных дней и послеродовых истечений крови. Кроме того, причиной для полного омовения считается сексуальная близость. Если мы говорим о мужчине, то для него такой причиной также служит сексуальный контакт и факт семяизвержения вообще. Если человек только что принял ислам или по какой-либо причине не практиковал намаз, то ему также предписывается совершить гусль, поскольку вероятность того, что в предшествующей жизни у него не было таких моментов, когда правилами ислама требовалось полное омовение, близка к нулю.

Правила полного омовения тела

О том, как правильно делать омовение перед намазом, повествуют правила шариата. Согласно им, омыть следует нос, рот и все тело. Но, перед тем как делать омовение, нужно избавиться от всего, что способно помешать проникновению воды. Это может быть воск, парафин, косметические средства, краска, лак для ногтей и прочее. Во время омытия особенно тщательно нужно промыть места тела, в которые вода попадает с трудом. К примеру, ушные раковины, пупок, участки за ушами, отверстия от сережек. Кожа на голове также должна быть омыта водой вместе с волосами. По поводу того, как делать омовение женщинам с длинными заплетенными волосами, правила ислама поясняют, что если они, будучи заплетены, не препятствуют проникновению воды, то их можно оставить, как есть. Но если вода не может попасть из-за них на кожу головы, то волосы требуется расплести. Еще одна рекомендация по поводу того, как делать омовение женщинам, касается их женских половых органов. Их наружную часть также требуется омыть, желательно при этом присев на корточки.

Полоскание рта

Что касается полоскания рта, то эту процедуру нужно совершить трижды. При этом с зубов и из полости рта должно по возможности быть удалено все, что мешает проникновению воды на поверхность. На вопрос о том, как правильно делать омовение, если в зубах стоят пломбы, протезы или коронки, правила гусля отвечают, что эти вещи трогать не нужно. Также не нужно убирать различные приспособления, типа исправительных пластинок и брекетов, которые безопасно удалить сможет только врач. Надлежит на время купания избавиться только от тех вещей, которые легко снимаются и легко вставляются обратно. По поводу того, как правильно делать омовение, нужно сказать, что к этому действию прилагаются определенные суннаты и адабы, то есть некоторые ритуальные действия, которые в общем-то не обязательны. Но если их выполнить, то награда от Аллаха, как верят мусульмане, будет увеличена. Но поскольку это необязательные вещи, мы не будем касаться их в данной статье.

Что запрещено без полного омовения кроме намаза?

Есть вещи, которые запрещены к исполнению мусульманам, не выполнившим полного омовения. Кроме, собственно, намаза, к ним относятся совершение земных поклонов во время чтения определенных строк Корана и земных поклонов из благодарности к Аллаху. Кроме этого, запрещено прикасаться к Корану или к отдельным его частям, напечатанным в других книгах. Еще в состоянии нечистоты запрещено читать Коран, даже если вы его не трогаете. Разрешается читать только отдельные слова, совокупность которых составляет меньше одного аята, то есть стиха. У этого правила, правда, есть исключение. Так, разрешаются к чтению суры, представляющие собой молитвы. Без ритуального полного омовения запрещено ходить в мечеть и обходить Каабу во время хаджа.

Есть одна тонкость – состояние без ритуального омытия классифицируется на три уровня. В одном из них позволяется держать пост Рамадан, а в других – нет. Но это другая тема, и мы этого вопроса касаться не будем.

Малое омовение

Теперь поговорим о том, как делать омовение малое. Во-первых, нужно сказать, что такой способ омытия называется на арабском языке вуду. Также важно отметить, что он не заменяет собой полного омытия – гусля.

Когда делается вуду?

Чтобы понять, как правильно делать омовение перед намазом в соответствии с правилами вуду, надо усвоить, когда в этом есть необходимость. Допустим, вы сделали полное омытие, но затем, перед намазом, посетили туалет. В таком случае вам надлежит сделать малое омытие. Также это необходимо, если вы заснули или упали в обморок, так как состояние бессознательности приводит к частичной потере ритуальной чистоты. Церемонии вуду требует и ситуация, когда у человека пошла кровь, слизь или гной. Аналогично дело обстоит с ситуацией, когда случился приступ тошноты, и человека вырвало. Сильное кровотечение в ротовой полости (если крови больше, чем слюны) также считается поводом к прохождению малого омовения. Ну и заключает этот список ситуация алкогольного опьянения или иное помутнение рассудка.

Когда не нужно делать вуду?

Есть вещи, в отношении которых не совсем понятно, нужно ли делать омовение после них, или нет. И, наверное, самый распространенный среди них вопрос отхаркивания. Правила ритуальной чистоты ислама говорят, что отхаркивание слизи не приводит к необходимости проводить омовение. То же самое касается случаев, когда от тела отделяются небольшие части плоти – волосы, кусочки кожи и прочее. Но только в том случае, если это не вызвало кровотечения. Прикосновение к половым органам (при этом не важно, своим или чужим) не приводит к тому, что требуется повторное омытие. Прикосновение к человеку противоположного пола, если он не входит в категорию махрамов, также не считается поводом к повторению вуду.

Процедура вуду

Теперь расскажем непосредственно о том, как делать омовение перед намазом по чину вуду. В соответствии с нормами шариата, оно включает в себя четыре обязательных пункта – омытие лица, рук, ступней и носа.

Чтобы вымыть лицо, нужно понять, что в исламе считается лицом, то есть где проходят его границы. Итак, если по ширине, то граница лица будет проходить от одной мочки уха до другой. А по длине – от кончика подбородка и до точки, с которой начинается рост волос. Как делать омовение рук, также учат нормы шариата: руки должны быть омыты вплоть до локтей, включая последние. Аналогично и ноги моются до щиколотки. О том, как делать омовение перед намазом, если на поверхности кожи присутствует что-то, что может помешать проникновению воды, правила однозначно говорят, что такие вещи должны быть удалены. Если вода попадет не на всю площадь означенных частей тела, то омовение не может считаться действительным. Поэтому нужно и убирать все краски, украшения и прочее. Однако рисунки из хны омовению не препятствуют, так как она не мешает проникновению воды. После того как все части тела омыты, необходимо омыть голову. Как делать омовение головы по малому чину, опять же подсказывают правила. Фактически, омовением будет считаться простое протирание четверти площади головы влажной рукой. Но при этом нужно быть внимательным, так как протирание волос не на голове, а на лбу, затылке или протирание волос, скрученных на голове, не будет считаться действительным.

Нужно также отметить, что без малого омовения (если, конечно, вы только что не выполнили полное) запрещены некоторые ритуальные действия. Список их идентичен тем, которые запрещены при отсутствии исполненного гусля. Есть также и свои адабы и суннаты к малому омовению, которые мы не рассматриваем в этой статье. Еще один важный момент – при совершении вуду не нужно вынимать контактные линзы из глаз, так как это не требуется нормами шариата.

Тахарат – омовение перед молитвой

Тахарат – определенные ритуальные действия, которые мусульманин обязан совершать перед совершением намаза. Тахарат – это очищение человека от духовной и физической нечистоты: существует внутренний тахарат, достигающийся путем покаяния и праведностью, и внешний тахарат, достигающийся следующими способами:

  • Полное омовение (Гусул): совершается после различного рода осквернений (после родов, после интимной близости, по завершении месячных у женщин), тяжелой болезни, перед пятничным намазом, походом в мечеть, постом.
  • Малое омовение (Вуду) обязательно непосредственно перед совершением намаза. Как и полное омовение, Вуду требует наличия чистой воды, без посторонних примесей и запаха.
  • Омовение песком и камнем
  • Чистка зубов
  • Подмывание после отправления нужды
  • Стирка обуви, чистка одежды

Малое омовение совершается в следующем порядке:

  1. Произнести намерение совершить малое омовение. Для этого произнести: «Бисмиллахир-рахманир-рахим!».
  2. Три раза вымыть руки до запястья.
  3. Сполоснуть 3 раза рот.
  4. Сполоснуть нос 3 раза: набрать в нос воды и прочистить его.
  5. 3 раза умыть лицо водой.
  6. От конечностей до локтя, каждый по 3 раза.
  7. Один раз, в направлении ото лба к затылку смочить голову.
  8. Промыть уши большим и указательным пальцем: уши должны быть вымыты как внутри, так и за ушной раковиной.
  9. Ступни ног вымыть до щиколоток 3 раза. Сначала моют правую ногу. А затем левую.

Во время омовения недопустим чрезмерный расход воды, излишнее плескание ею на лицо, но и не рекомендуется ее экономия.

Во время омовения нежелательно разговаривать с посторонними.

Полное омовение необходимо совершать в следующем порядке:

  1. Вымыть руки и места аурата (места, подлежащие обязательному сокрытию).
  2. Произнести вслух намерение совершить полное омовение.
  3. Выполнить по порядку все действия малого омовения.
  4. Троекратно омыть голову и каждую часть тела.
  5. Вымыть ноги.

Во время проведения гусул важно не отвлекаться и не разговаривать. Вода должна омыть все части тела так, чтобы не оставалось сухого места (пупок, кожа под волосами).

Как вуду, так и гусул обязательны для всех мусульман.

А ты знаешь, кто такой имам аш-Шафии?

Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии родился в 150 году по хиджре в Палестине, в г. Газа. Сам он был родом из Мекки, но его отец находился в этом городе по своим делам. Через два года после рождения сына отец умер, и мать переехала обратно на их родину. По происхождению он был курайшитом, его родословная сходится с родословной Пророка, мир ему, на Абду Манафе

  • Можно ли мусульманину читать гороскопы (и верить им)?

    Сегодня человек бывает не редко сталкивается со всякого рода предсказаниями, которые не подтверждены Исламом, в том числе и гороскопы. Хотел бы вас попросить разъяснить мне этот момент. Можно ли мусульманину читать гороскопы (и верить им)? (Рамиль)

  • Насколько близок Судный день?

    По одним предположениям наступит он не скоро, потому что последний Пророк (с.а.в.) – предшественник Судного дня родился 1433 года назад. А вот для тех, кто всю жизнь, бия себя в грудь, твердит, что он мусульманин и при этом не удосужился, уверовав, встать на намаз, Судный день может наступить в любое время и иметь самые трагические последствия

  • 10 основных правил для мусульманских жен

    Я не думаю, что в мире есть такая женщина, которая не хотела бы, чтобы муж любил ее. Каждая жена хочет, чтобы ее муж жил с ней в счастье, но для этого необходимо завоевать сердце своего мужа. Ниже мы представляем несколько советов для мусульманских жен, которые помогут вам завоевать сердца ваших мужей

  • В чем достоинство тахаджуд-намаза?

    Намаз – лучшее поклонение верующего. Из лучших деяний верующего является искренне поклонение, в котором верующий проявляют свою любовь, благодарность и боязнь Всевышнего. Верующий, желающий приблизиться к Всевышнему и обрести Его довольство, не ограничивается обязательными намазами, он стремится к выполнению дополнительных намазов – нафиль-намазы

  • 10 фактов из жизни Пророка Юсуфа (а.с.)

    1. Юсуф ибн Я‘куб ибн Исхак ибн Ибрахим (его отец, дед и прадед были пророками). 2. Одноутробный брат Буньямина.

  • 10 способов сделать мужа счастливым

    1. Встречайте мужа красиво. Всегда! После того, как ваш муж возвращается с работы, командировки, или просто длительной разлуки.

  • Может ли человек, имеющий долги, отправиться в хадж?

    Отправляться в хадж, не погасив имеющихся долгов, является неправильным. Но некоторые люди, несмотря на это, отправляются в хадж, имея неоплаченные долги, и тем самым наносят себе вред. Так как намеренное затягивание возвращения долга, или его невозвращение, являются грехом.

    Молитва на омовение мусульман

    Как научиться правильно, совершать омовение и молитву.

    Расскажите, как научиться правильно, совершать омовение и молитву.

    Мира вам и милости Всевышнего!

    Порядок совершения малого омовения:

    1. Прежде всего, необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

    2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

    3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта.

    4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

    5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

    6. Трижды вымыть лицо.

    7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую).

    8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум 1/4 часть волос).

    9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею.

    10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем - левую.

    После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

    В конце желательно произнести следующие слова:

    «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх.

    Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин.

    Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь.

    Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».

    Перевод: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей (Он ни с кем не делит Своей власти). И свидетельствую, что Мухаммад - раб Его и посланник.

    О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым.

    Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою.

    Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».

    Порядок совершения молитвы:

    (на примере двух ракяатов сунны утреней молитвы)

    Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата сунны утренней молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

    Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины - на уровень плеч, произносят «такбир»: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего»).

    Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам - сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.

    Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

    Сразу после этого про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):

    «Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»

    «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя)

    «Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

    Затем читается сура «аль-Фатиха»:

    «Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.

    Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.

    Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин

    После суры «аль-Фатиха» чтается любая короткая сура, например суря «аль-Аср»:

    Валь-‘аср. Инналь-инсээнэ ляфии хуср.

    Иллял-лязийнэ ээмэнуу ва ‘амилю ссоолихаати ва таваасав биль-хаккы ва таваасав бис-сабр».

    Со словами «Аллаху акбар», скло­няем­ся в по­яс­ной по­кло­н, про­из­но­ся сло­ва:

    “Суб­ха­на Раб­би­яль-Азим” (Сла­ва мо­ему Ве­ли­ко­му Гос­по­ду) – 3 раза.

    За­тем нуж­но вы­пря­мить­ся со сло­ва­ми:“Са­миа-Ллаhу-лиман ха­ми­да” (Да ус­лышит Аллах то­го, кто воз­дал Ему хва­лу) и “Раб­ба­на лака – ль – хам­ду” (Хва­ла Те­бе, Гос­подь наш).

    По­сле это­го не­об­хо­ди­мо ска­зать «Аллаху акбар» и со­вер­шить зем­ной по­клон. Ос­та­ва­ясь в та­ком по­ло­же­нии, сле­ду­ет ска­зать:

    “Суб­ха­на Раб­бия-ль-Аъла” (Сла­ва Гос­по­ду мо­ему Все­выш­не­му) 3 раза, а по­том со сло­вами «Аллаху акбар», вы­пря­мить­ся и сесть.

    Затем со сло­вами «Аллаху акбар», со­вер­шить еще один зем­ной по­клон и ска­зать при этом “Суб­ха­на Раб­бия-ль-Аъла” – 3 раза.

    Со словами «Аллаху акбар» встаем на второй ракяат.

    На этом со­вер­ше­ние пер­во­го ракяата за­кан­чи­ва­ет­ся. Не­об­хо­ди­мо со­вер­шать все эти дей­ст­вия пол­но­стью, вни­ма­тель­но и без спешки.

    Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».

    Чтаем суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:

    «Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.

    Куль хува ллааху ахад.

    Лям ялид ва лям юуляд.

    Ва лям якул-ляху куфуван ахад»

    Затем все делается так же, как при совершении первого ракяата.

    Когда, поднимемся со второго земного поклона второго ракяата, то садимся на левую ступню и читаем «ташаххуд».

    Кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев:

    «Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-солаваату ват-тойибаату,

    Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,

    Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,

    Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

    Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» - опустить. Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.

    Прочитав «ташаххуд», молящийся, не меняя своего положения, произносит «салават»:

    «Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

    Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,

    Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

    Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

    По прочтении «салавата» желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.

    После этого со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, - в левую. На этом два ракяата сунны утреней молитвы завершаются.

    «Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».

    2. Воздев руки на уровень груди, говорят (про себя):

    «Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь».

    Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу.

    На эти и другие вопросы вы можете получить ответы, придя к нам в молельный зал.