Смысл религии иудаизм. Кратко об иудаизме

Евреи - это народ, который чтит свою религию несмотря ни на что. Испокон веков этот народ преследовался и был гоним со стороны других представителей земной цивилизации. На их долю выпадали самые тяжелые испытания: уничтожение, изгнание и геноцид. Но благодаря тому, что они сумели сохранить в Единого Бога, евреи продолжают занимать одну из центральных ниш в истории мира. Так какая вера у евреев? И почему, вопреки всему, она продолжает занимать души людей?

Яхве - творец и создатель всего живого

Иудаизм - религия, которой придерживаются все евреи и в которую обращаются последователи учения о едином Боге. Яхве переводится как «Тот, кто был, есть и будет».

Эта религия не является мировой, так как её исповедует лишь один народ. Но вера в Творца настолько сильна, что можно с уверенностью сказать: ничто не в силах искоренить ее.

Суть этого вероучения в следующем: существует лишь один Бог, все остальные боги – выдуманные. Когда случилось первое грехопадение, люди забыли об истинном Творце и стали поклоняться идолам. Чтобы напомнить о себе, Яхве предстал перед Авраамом, праотцем всего человечества. Пророк понял, что человечество сделало большую ошибку, отказавшись от Господа, он отрекся от язычества и отправился странствовать.

Он уверовал настолько, что даже был готов убить родного сына, как приказал ему Бог. Видя, насколько покорен Авраам, Всевышний убрал руку с ножом и спас ребенка от гибели. С той поры Творец понял, что пророк Авраам действительно верит в него и любит. Иногда современные иудеи говорят о своей религии «Вера Авраама».

Именно через сына Исаака пошел многочисленный народ Израиля.

Понятие «иудаизм» появилось где-то в 1–2 тыс. лет до нашей эры от самой многочисленной ветви израильского народа племени Иуды. Например, самым известным из этого племени считается царь Давид, при котором государство Израиль достигло наивысшего расцвета.

Сейчас иудаизм – это целый набор правовых, этических и религиозных правил, которые создают основной уклад жизни евреев.

Историю появления этого течения можно проследить изначально на страницах Библии, в Ветхом Завете.

Изначально евреи, так же как и другие народы, почитали множество Богов, но по воле Господа были захвачены в рабство египтянами. Здесь их ждала жизнь, полная тягот, пыток и казней.

Для избавления от этого ига Творец подозвал к себе Моисея, который должен был стать тем, кто спасет еврейский народ от бед. Чтобы евреи поверили в него, произошло несколько чудес, например Египетские казни. После этого люди поверили Моисею и последовали за ним в неизвестность. Пространствовав 40 лет, уставший народ нашел Обетованную землю. За время странствования на горе Синай Моисей получил 10 заповедей и заключил с Господом Завет. С той поры появилась Тора, священное наставление Творца с основными правилами поведения, законами и требованиями.

Рассматривая эту религию, можно сказать, что это собрание культовых традиций, которые обязаны исполнять все приверженцы этой веры. Перечислим некоторые из них:

  1. Обрезание. В знак того, что человек поклоняется Богу Яхве, делается обрезание. Без этого обряда еврей не считается верующим.
  2. Соблюдение субботы. В этот день надлежит лишь молиться, отдыхать и пребывать в гармонии с природой. Любая работа, даже самая простая, считается грехом, поэтому, чтобы чтить субботу, даже еду следует приготовить заранее.
  3. Создание семьи. Одинокий человек, который не смог найти себе пару, совершает один из тяжких грехов. Если в течение 10 лет жена не смогла родить малыша, муж вправе развестись с ней для того, чтобы продолжить род с другой женщиной.
  4. Запрет на мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Нельзя есть одновременно молочные и мясные блюда, употреблять любые морепродукты.

Верующим человек становится, как только рождается, эта вера передается ему с молоком матери. В дальнейшем в детском саду и школе изучаются целые курсы по иудаизму. Поэтому этот народ выстоял в тяжкие времена гонений и до сих пор процветает, живет и трудится на своей собственной земле.

Иудаизм и другие религии

Непростые отношения во все времена складывались у евреев с христианами. За всю историю именно христиане выступали гонителями их веры, поэтому напряженность в отношениях сохраняется и по сей день. В свою очередь православные считают именно Иуду виновным в распятии Христа и ставят это в вину всему народу Израиля.

С мусульманами же иудеи находят много общего. И те и другие считают себя детьми Авраама, только от разных ветвей. Они поклоняются одному и тому же Богу, у них много одинаковых . Тем не менее отношения между представителями этих религиозных течений складываются по-разному.

Чтобы узнать подробно, какая вера у евреев, ее основные заповеди, суть и историю, следует прочитать священную книгу Тору. Тогда можно понять, почему этот народ считается таким духовно сильным и несгибающимся.

Иудаизм как религия возник еще "до начала веков", и именно его считают первое монотеистической религией, которая признавала существование одного-единственного Бога. Иудаизм на самом деле является не только верованием, но и и основным его законом. Ведь священные книги содержат в себе информацию абсолютно о всех социальных процессах, гражданских и религиозных законах.

Краткая история возникновения верований

Возникновение иудаизма приписывают тому времени, когда Бог обратился непосредственно к Аврааму и велел ему покинуть дом и поселится в Ханаане. Именно здесь и начинается история иудаизма, а имя внука Авраама, Яков, ассоциируется с началом абсолютно новой духовной жизни.

Дальнейшая история связана непосредственно с Египтом и выведением иудеев из рабства, которое совершил Моисей. Первая документальная эпоха называется Временем Первого Храма, когда создал Иерусалимский Храм. Именно здесь и началась первая централизация всех верований.

Основные постулаты

Иудаизм как религия считается очень тесно связанным с христианством, так как Библия является священной книгой не только для христиан, но и для иудеев, ведь содержит в себе историю именно еврейского народа.

Тем не менее, существуют некоторые очень весомые различия между этими двумя мировыми верованиями. Иудаизм как религия подразумевает под собой очень тесную связь между Богом и людьми. Еврейский народ призван нести священное слово всем верующим и неверующим. Например, евреи искренне считают, что человек, который чтит законы иудеев, но не является приверженцем иудаизма, является почтенным и обязательно попадет в царство Божье после смерти.

Еврейский народ с точки зрения религии представляет собой не что иное, как инструмент Господа, способный донести до остальных правду о благочестии. Возможно, именно поэтому евреи во все времена считались «избранными Богом».

Священные книги иудаизма

На самом деле основой иудейских верований является название обозначает совокупность книг, которые в христианстве принято считать Ветхим Заветом. Именно здесь собрана история развития иудаизма как религии. Считается, что первые пять книг были написаны Моисеем под Божьим вдохновением на горе Синай, где он, кстати, и получил основные заповеди. Кроме того, в этой же книге изложено более 600 заповедей, которыми евреи руководствуются в своей повседневной жизни. Например, здесь собраны законы о традициях субботы, которая считается священным днем недели, когда нельзя ничего созидать или разрушать. Здесь же собраны и правила, касающиеся питания. Довольно интересно то, что евреям запрещается смешивать мясные блюда и молоко, такие продукты также нельзя хранить рядом или готовить в одной и той же посуде.

И если Танах имеет огромное значение не только для иудаизма, но и для приверженцев христианской веры, то Талмуд важен только для евреев. Именно эта книга считается самым важным образовательным пособием для народа. В свое время правители многих государств считали, что если запретить Талмуд, то евреи значительно охотнее будут переходить в христианство. Тем не менее, массовое сожжение книг не заставило евреев изменить своей философии.

Кабала

Иудаизм как религия разделяется на несколько течение, среди которых выделяют и кабалу. Этим термином принято называть самые разнообразные мистические учения евреев. Самая ценная книга здесь называется Зогар и написана на древнем Говорят, что там собраны комментарии к Пятикнижию Моисея. С точки зрения кабалистов Библия не является всего лишь описанием истории и законов, а представляет собой некий символический зашифрованный язык. Те, которым удастся расшифровать тайные послания, смогут понять суть божественного, раскрыть тайны и постигнуть величайшую мудрость мира.

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Человеческий ум всегда стремился постичь суть яв-ления. Знакомясь со всякой крупной духовной системой, человек старался отделить существенное от не-существенного, главное от второстепенного. Восточ-ная мысль особенно часто обращалась к лаконичному афоризму для выражения основ того или иного религи-озного явления. И евреи, истинные сыны Востока, с очень давних времен поступали таким образом; мудре-цы нашего народа, как бы соревнуясь друг с другом, выражали суть иудейской религии одной мыслью, иног-да, даже одной фразой. Многим известен ответ р. Гиллеля Старшего одному язычнику, просившему объяснить все еврейское учение за то время, пока он будет сто-ять на одной ноге. «Не делай другому того, чего се-бе не желаешь», - гласит ответ знаменитого мудреца, - в этом - суть Торы. Все остальное - лишь коммен-тарии к ней. Иди и учись. Р. Акива видел суть То-ры, Еврейского Учения, в словах «люби ближнего сво-его, как самого себя», которые комментировал часто и неожиданно, с блеском показывая их глубину и фун-даментальность.

Традиция эта была продолжена мудрецами средних веков. Многие из них делали попытки в сжатой форме выразить сущность еврейской веры, но все эти опыты, как ранние, так и поздние, затмил краткий компенди-ум иудаизма, составленный великим еврейским мудре-цом XII века Рабби Моше бен Маймоном, известным евреям как Рамбам (аббревиатура слов Рабби-Моше-бен-Маймон), а европейцам - как Маймонид. 13 принципов веры , сформулированные Рамбамом, оказали глубокое влияние на многие поколения евреев. В течение при-мерно 700 лет повсюду - от Испании до Персии - в старых и новых центрах еврейства - они отождествля-лись с иудаизмом вообще, вошли во все еврейские мо-литвенники и повторялись евреями каждое утро.

Вполне естественно, поэтому, построить лекцию об основах нашей веры в виде изложения 13 принципов Рамбама с краткими пояснениями, которые помогут со-временному интеллигенту лучше понять то, что было совершенно ясно любому еврею 700 лет назад.

1. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать все, что делается .

Кто Тот, Кто стоит у истоков иудаизма, отношения с Кем составляют всю историю нашего народа, ее са-мые возвышенные и самые черные страницы? Кто Он, к Кому каждый день и каждый час обращается все сущес-тво еврея. Кому он посвящает свои самые торжествен-ные гимны и самые нежные змирот - субботние песни? Кто Он, грозный Б-г евреев, заставляющий трепетать врагов Израиля и возбуждающий ликование в стане дру-зей, Отец наш небесный. Царь Царей, Пресвятой, Бла-гословен будь Он?

Не случайно первым именем, которым называет его Рамбам, является имя Творец. Г-сподь впервые явля-ется миру в качестве Творца всего сущего и продол-жает являть нам Свою Творческую сущность каждый день. Не веселый сонм сластолюбивых греческих богов со-творил мир, в котором мы живем, не появился он и в результате жестокой борьбы добра и зла, как это се-бе представляют последователи Зороастры. Нет. Все-вышний Сам, один сотворил небо и землю, и небеса, и все воинство их; Он создал все, что населяет землю: животный и растительный мир и человека, призванного стать Его младшим партнером.

Именно потому, что Он является единоличным и уни-кальным Творцом всего нашего мира. Он является так-же его полноправным Хозяином и Властелином, управ-ляющим всеми творениями. Царем Царей называют Его евреи. Все подвластно Ему, и ничто не изменяется без Его на то воли. От движения звезд и галактик до дви-жения, возникновния и гибели мельчайшего вируса - все находится под Его контролем и управлением. Его скрытое Присутствие ощущается в каждом происходящем событии. Без малого 4000 лет назад это понял и уви-дел наш праотец Авраам. «Вообразите себе человека, - говорил он, - который шел по лесу и увидел дворец, объятый пламенем. Возможно ли, - подумал бы такой человек, - что у этого дворца нет хозяина? Возможно ли, чтобы его судьба никого не волновала? Таков и наш мир!»

«Дворец, объятый пламенем», - таким явился наш мир взору великого патриарха, и таким остается он поны-не. Авраам не только думал о том, что Хозяин сущес-твует, он стал искать Его. И Хозяин открылся ему, ибо «Близок Г-сподь ко всем, зовущим его». И с тех пор мы, потомки Авраама, являемся вечным свидетель-ством Присутствия Всевышнего в этом мире, иногда единственным свидетельством…

В утренней молитве мы находим такие слова: «… обновляющий каждый день. всегда дело Начального Творе-ния». Дело Творения не ограничивается семью первыми днями существования мира.

Если бы Творец не возобновлял постоянно, изо дня в день, величественный процесс творения, наш мир вернулся бы к своему исходному состоянию: все обра-тилось бы в Ничто. И то, что мы видим каждый день: и восход солнца, и снег, и дождь, и наша работа, оставленная с вечера, трава, деревья и дома такие же, какими мы их видели вчера - все это результат «маленького» чуда, которое творится Создателем - постоянного обновления Творения.

Один язычник просил р. Акиву доказать ему сущест-вование Б-га. Р. Акива ответил на это вопросом: - Скажи, а кто сшил тебе твое платье? - Акива, как?! Ты, - мудрец. Разве ты не знаешь, что одежду шьют портные?

Вот видишь, - отвечал ему р. Акива, - даже прос-той костюм не может возникнуть сам по себе. И у не-го есть творец. Вы же утверждаете, что целый мир может возникнуть из хаоса и сам по себе, и не заме-чаете того, что великолепие этого мира каждое мгно-вение прославляет своего Творца и свидетельствует о Его Бытии.

2. Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, един и нет единства, подобного Его единству. И Он один Б-г наш был, есть и будет .

Всякое мыслимое нами единство - есть единство составное. Само это понятие подразумевает наличие частей, соединенных вместе. Таково единство человека и машины, таково единство множества материальных чи-сел, точек, образующих рисунок, букв, составляющих слова. Все элементы Творения объединяются в нашем сознании в единую гармонию.

Не таков сам Творец. Создавая все силы и объекты мира, Он остается полностью отделенным, вознесенным над каждым из них и над любой их совокупностью. Он - Творец сил, но Он не есть сумма этих сил. Они не входят в Него в качестве составных частей. Б-г тво-рит каждый элемент мира из Абсолютного Ничто. Этот элемент возникает исключительно благодаря Его Воле и поэтому ничего не добавляет к сущности Создателя, не вносит в нее никакого дополнения. В этом смысл слов Рамбама «простое Единство», Единство, которое нам невозможно определить или прочувствовать. «Прос-тое», а не составное. Единство, лежащее за предела-ми любых мыслимых сочетаний и соединений. На него-то и указывает главная еврейская молитва, читаемая дважды в день «Слушай, Израиль! Г-сподь Б-г наш, Г-сподь Един». Она провозглашает важнейший принцип еврейской веры: мир не есть часть Б-га, мир творит-ся Им, но ничего не добавляет к Его совершенству. Многообразие Творения не нарушает простого Единства Создателя!

3 . Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, бестелесен, что Его не предста-вить ни в каком облике и что у Него вообще нет ни-какого подобия .

Мы отличаем один объект Творения от другого по границе, которая их разделяет. При этом не имеет значения, говорим ли мы об объекте физическом или концептуальном. Сам процесс Творения состоял в со-здании границ между явлениями. Соответственно и по-нятия «тело», «образ», «подобие» являются элемента-ми Творения, поскольку никоим образом не могут быть оторваны от понятия «границы».

Когда мы говорим о Б-ге, что Он бесконечен, мы не имеем в виду только физическую или математическую бесконечность. Бесконечность Творца означает отсут-ствие у Него ограничений во всех возможных смыслах. Он творит границы, но сам ничем не ограничен. А раз так, к Нему не могут относиться такие понятия как «тело», «облик», «форма», «подобие», «движение».

Об этом говорит Тора: «Ибо вы не видели никакого образа» (Дворам , 4:15).

Как же нам тогда понять многочисленные антропо-морфизмы, часто встречающиеся в Писании и обычно вызывающие много вопросов: Б-г услышал, увидел… И сказал Г-сподь… Рука Г-спода была на нем … и т.п.?

Общее объяснение их таково. Тора дана нам для того, чтобы мы действовали в соответствии с Волей Творца, в ней изложенной. Поэтому «Тора говорит языком лю-дей», описывая действия Творца в Творении , то есть Его проявления в Им же созданных границах . В этом случае уподобление Б-жественных действий человечес-ким становится правомерным, давая нам возможность следовать Б-жественной Воле в Б-жественном Творе-нии. Как сказали наши мудрецы: «Как Он милосерден, так и ты будь милосердным, как Он долготерпелив, так и ты будь долготерпеливым».

Однажды император Адриан вступил в спор с р. Иеошуа о том, действительно ли Б-г, сотворивший и небо, и землю, и все воинство их, невидим человеческому гла-зу и непостижим другими чувствами. «Не поверю твоим словам, - сказал император, пока ты не покажешь мне Его».

Когда наступил полдень р. Иеошуа вывел Адриана на солнце и сказал ему: «Вглядись хорошенько и увидишь Его». - «Но кто же может смотреть на солнце?» - уди-вился Адриан. «Ты сказал, - ответил р. Иеошуа. - Ес-ли на солнце, которое является одним из многих слу-жителей Г-спода, невозможно глядеть, то мыслимо ли видеть самого Г-спода, Слава которого наполняет Все-ленную?»

4 . Я верю полной верой, что Творец, да благосло-венно будет Имя Его, Он - первый и Он - последний .

На первый взгляд это положение кажется лишним: раз Г-сподь Един и, к тому же, является Творцом всего сущего, ясно, что Он предшествовал всем творениям, а также будет существовать даже в том случае, если весь остальной мир исчезнет. Однако существует еще одна возможность, изложенная, в частности, в гречес-ком мифологии, где появлению Олимпа богов во главе с владыкой Зевсом предшествовала длительная борьба поличных сверхестественных начал, стихий, заканчи-вающаяся, наконец, творением земли, людей, космоса. Аналогичные представления существовали и у древних египтян, вавилонян, персов. И доныне человеческому уму трудно «примириться» с идеей Творения из ниче-го, да еще и совершенного в ограниченный шестиднев-ный срок. Значительно милей его душе и разуму «пер-возданный хаос», «океан первозданной материи», бит-вы богов и титанов и Кронос, пожирающий своих детей. Все это понятней и гораздо полнее удовлетворяет эс-тетическое чувство, нежели незримый Творец, создаю-щий такой большой мир из такого маленького «ничего».

4-ый принцип провозглашает, что никакая сущность не предшествовала Творцу, что для Его существования не требуется никакая причина. Но это еще не все.

Помимо указания на то, что только Один Всевышний предшествовал Творению, в этих словах сокрыт и дру-гой смысл (да один ли?): «Б-г не только является ис-током всего, каждой ситуации, коллизии, факта, но также и тем, к чему стремится весь мир, как в це-лом, так и каждая его отдельная часть. Он является Последним в том смысле, что все ситуации и отноше-ния целенаправлены и находят в Нем свое последнее разрешение».

5 . Я верю полной верой, что Творцу, да будет Имя Его благословенно. Ему одному следует молиться и никому другому молиться не следует .

Религию евреев очень часто называют строгим или чистым монотеизмом. В своей строгости, в своем рве-нии уберечь чистоту единобожия от соблазна плюрализ-ма, они, но мнению современного человека, значитель-но чаще, чем ему хотелось бы, переступают границу, отделяющую твердые жизненные принципы от фанатизма и мракобесия. Такой гуманист не видит ничего зазор-ного в том, чтобы время от времени присутствовать, например, при православной службе, и то, что эта служба справляется по какому-нибудь святому, убиен-ному жидами, нисколько не охлаждает его экуменичес-кого рвения. Неужели он, рассматривающий религию, как отмирающий элемент народного бытия, традиции, или, в крайнем случае, как прибежище слабых духом, не может с высоты своего гуманистического мировоз-зрения сделать широкий жест? Конечно, может и де-лает и, как правило, в конце пути убеждается (если не пасует чесность), что и от самых твердых принци-пов почти совсем ничего не осталось. Иное дело иудеи.

Мы - народ, чью историю составляют встречи с Б-гом. Начиная с древних явлений праотцам, с грандиозного Синайского Откровения - эти встречи - суть сущест-вования евреев как народа. Отношения Б-га и Его на-рода складывались по-разному, но всегда и народ в целом, и отдельные его представители черпали жизнен-ную силу, твердость духа в служении своему Создате-лю. Евреи - люди, которые сохраняют память об Откро-вении и которые с тех пор способны открывать Б-жес-твенное Присутствие в мире. Понятно, поэтому, их стремление сохранить чистоту своего служения: если вы берете воду из источника, в ваших же интересах поддерживать чистоту этого источника. Строгая на-правленность служения одному только Б-гу не есть вопрос широты души или гибкости ума - это условие, от соблюдения которого зависит вся жизнь еврейского народа.

Это служение требует большого напряжения религи-озного чувства, и оно оказалось не по силам и хрис-тианству, и даже религии, которую часто называют монотеистической - исламу. По мере распространения христианства языческие боги вплавлялись в его изыс-канную амальгаму в виде святых покровителей городов, примечательных мест, сословий. Широкое развитие по-лучило поклонение святым мощам, святым предметам: кусочкам креста, плащанице, святому гробу. Служение деве Марии подчас вытесняет, особенно среди католи-ков, служение самому Всевышнему. Не секрет, что имен-но ей возносят самые страстные, самые искренние мо-литвы.

Даже в исламе, адепты которого, особенно на первых порах, очень строго следили за чистотой своей веры, получили широкое распространение культы мучеников, святых, культ скрытого имама.

И только евреи возносят свои молитвы одному лишь Отцу своему небесному. Пророки? Что же, они были необыкновенными людьми, а самый великий из них, Мо-ше Рабейну, был исполином, сделавшим больше, чем по силам человеку. Однако составители пасхальной Агады специально не упомянули его имени, чтобы не вызвать даже тени желания молиться ему. Царь Давид, чья ду-ша была звонкой лирой в руках Творца, был совершен-ным праведником, однако еврей, поклоняющийся гроб-нице Давида, выглядел бы, по меньшей мере, странно.

Никому не приходило в голову канонизировать муд-рецов, праведников, мучеников, которых было более, чем достаточно. Еврей никогда и ни перед кем не склоняет головы: на Востоке это известно было каж-дому - от последнего нищего мальчика до римского императора, чья персона считалась священной. Когда император во время большой аудиенции среди десятков павших ниц обнаруживал скромно, но прямо стоящих лю-дей, он знал, что это - евреи, и еще он знал, что никакой силой он не заставит их согнуться. Любая попытка воздвигнуть статую императора в Храме при-водила к открытому мятежу, и гордые римские легио-ны, снимали свои значки, входя в Святой Город. «Нелепое упорство», сохранившее нас как народ.

6 . Я верю полной верой, что слова пророков исти-нны .

В эпоху Первого Храма (X - VI в.в. до н.э.) души людей были много чище, чем в наше время. Наиболее праведные из них достигали особого состояния, когда Б-жественная мудрость непосредственно открывалась их душам. То были пророки.

Пророчество - сообщение Творца, полученное таким прямым способом, могло касаться самых различных предметов: от простых будничных до самых грандиоз-ных событий, решавших судьбы народов и государств. В ту славную пору тысячи пророков бродили по доро-гам и городам Земли Израиля, пророчествовали на ба-зарах и площадях. Но лишь 55 упомянуты в Танахе . Истинность именно их пророчеств имеет в виду Рамбам.

Чем же отличены они среди прочих тысяч? Тем, что даже если сообщение, которое они призваны передать, касается совершенно определенных людей, мест, наро-дов - все равно содержание пророчества неизмеримо глубже его поверхностной оболочки. Оно - вне време-ни, оно обращено ко всем евреям вместе и к каждому в отдельности, где бы он ни находился и в какую эпо-ху ни жил.

Далеко не все понятно современникам пророка в тех словах, которые слетают с его уст, и почти всегда они им неприятны. Миссия пророка невероятно тяжела. она навлекает на него многочисленные беды, зачастую подвергает опасности его жизнь; но, «чувствуя на се-бе руку Г-спода», пророк все-таки выходит к людям с пророчеством; даже если душа его стонет под гнетом самых мрачных предчувствий.

Восемь книг пророков составляют часть Письменной Торы. Понять истинное содержание сообщения, которое Всевышний посылает нам, мы можем, только лишь соединив вместе Письменную и Устную Тору. Обе эти части Цельной Торы былиполучены Моше Рабейну на Синае (Подробнее об этом сказано ниже в объяснении 8-го принципа веры.)

Этот факт заслуживает многократного повторения, потому что слишком часто Писание вообще, и книги Пророков в частности, понимают искаженно, руковод-ствуясь либо «здравым смыслом», либо контекстом «об-щечеловеческой культуры». Но истина в этом мире ни-когда не лежит на поверхности. Истина - это Тора, Тора Цельная. Проникновение внутрь требует серьез-ной работы, переосмысления «незыблемых» концепций. Но эта работа благодарна, а результат ее - прекра-сен!

7 . Я верю полной верой, что пророчество Моше, Учителя нашего, мир праху его, было истинным, и что он был отцом пророков, предшествовавших ему и пришедших после него .

Эти несколько строк содержат, на самом деле, ут-верждение необыкновенной емкости и значимости. Что такое пророчество Моше Рабейну (Учителя нашего)? Это, фактически, вся Тора - Письменная и Устная: все, что изложено в Пятикнижии, названном по имени Моше, и все, что было устно передано им Иеошуа бин Нуну. Таким образом, пророчество Моше содержит мас-су сведений о Сотворении Всевышним Мира и о Его воцарении в мире, о жизни патриархов и о данных им обетованиях, о жизни сынов Израиля в Египте, рабст-ве и небывалом Исходе из этого рабства, совершенных ими под рукой Всевышнего, о заповедях, указывающих еврейскому народу путь реализации его миссии: слу-жение незримому Творцу, так явно проявившему и про-являющему Себя в мире. Итак, будет совершенно спра-ведливо сказать, что Б-жественные откровения, кото-рые сделаны еврейскому народу через Моше Рабейну, являются той основой, тем безусловным фундаментом еврейской веры и образа жизни, к которым и пророчества таких великанов, как Ишайя и Иеремия, и такие книги, как Коэлет (Экклезиаст) и Иов, полные глубочайшей и сокровенной мудрости, являются нс бо-лее, чем дополнениями, пояснениями, подстрочными примечаниями.

Беспрецедентная важность, полнота и святость то-го, что было передано евреям, всему миру через Мо-ше, делает его главой всех бывших и будущих проро-ков, «отцом пророков», по выражению Рамбама. Сама Тора говорит, что «не было в Израиле больше проро-ка, подобного Моше, который знал Б-га лицом к лицу». И сам способ, которым Всевышний открывался Моше, соответствовал значимости этого Откровения: Моше был единственным пророком, которому Б-г явился не во сне, не в туманных образах и смутных намеках, но наяву - открываясь в ярких огненных явлениях, не оставлявших никакого сомнения в их природе, харак-тере и содержании.

8 . Я верю полной верой, что вся Тора, находящая-ся сейчас в наших руках, была дана Моше - Учите-лю нашему, мир праху его .

Рамбам делает здесь ударение на слове «вся». При чем в двух разных смыслах.

Во-первых, имеется в виду, что вся Тора, все Уче-ние целиком, т.е. и письменная, и устная его части были даны евреям через Моше. На Синае ему была от-крыта вся Тора, и ему было заповедано часть Торы записать, а часть передавать в устной традиции от одного человека к другому. Это повеление Моше вы-полнил. Письменная Тора, или иначе Хумаш , составила сердцевину Танаха - Еврейскою Священного Канона. Устная Тора передавалась от учителя к ученику, из поколения в поколение до тех нор, пока в одну из тяжелых минут еврейской истории, кода самому су-ществованию нашего народа грозила опасность, часть ее была записана сперва в виде Мшпны (II век), а затем в виде Талмуда (V век н.э.).

Письменная Тора, называемая иногда просто Торой, состоит из пяти книг и содержит помимо многих основ-ных законов еврейской жизни ясные указания на су-ществование устного дополнения к ней. В этом допол-нении заключены как добавочные заповеди, так и спо-собы толкования Письменной Торы, позволяющие рас-крывать ее бесконечное содержание.

Письменное и Устное Учения составляют нераздели-мое единство, и, хотя еврейская история знает не-сколько попыток разорвать это единство и умалить значение Устного Закона, все они потерпели очевид-ную неудачу.

По словам мудрецов Мишны , Израилю оказана особая любовь тем, что ему передана драгоценность, с помо-щью которой сотворен Мир - Тора. Тора существовала до Творения. Она являлась тем самым планом, в соот-ветствии с которым мир был сотворен. Ясно, что Тал-муд имеет в виду не пергамент, чернила и буквы, так как они не существовали до Творения, но духовную сущность Мира, земным воплощением которого является Тора, переданная еврейскому народу. И вот, второй смысл подчеркивания Рамбамом слова «вся» и заключа ется в утверждении того факта, что нам была переда на вся Тора без остатка, а не какая-нибудь ее часть. Человек должен стать младшим партнером Творца. Без его усилий мир не достигнет желанного совершенства, поэтому Всевышний передал людям всю Тору - весь план Творения, чтобы людская деятельность на Земле обрела цель и смысл.

9. Я верю полной верой, что эта Тора не будет изменена, и что не будет другой Торы от Творца, да будет Имя Его благословенно .

Как уже упоминалось выше. Тора является отражени-ем сущности Творения. Она - план, она - замысел и путь. План Сотворения мира, цель и смысл его существования и путь, по которому должен идти человек, чтобы выполнить дело, для которого он создан: слу-жить Творцу. Замысел Б-га величественен и сложен, и задача, возложенная на человека, исключительно не-проста. Евреи, чье существование во все времена бы-ло крепко-накрепко связано с Торой, жили с сознани-ем того, что от каждого их поступка зависит будущее Мира. Мистическое ощущение сопричастности к Делу Творения придавало их помыслам красоту и величие, которые совершенно ускользали от заземленного ума. Тора - вечна .

Данная нам три с половиной тысячи лет тому назад, она до сих пор остается источником духовных сил ев-реев, радостью их сердец, бережно лелеемым сокрови-щем. В самом слове ТОРА слышится ор - свет. Светом Израиля, освещающим все вокруг, назвал ее царь-муд-рец Шломо. Знаменитый рабби Акива в рассказанной им притче назвал Тору средой обитания евреев, в кото-рой они только и могут жить, как рыбы в воде. Но для того, чтобы удерживаться на той высоте, которую требует Тора от человека, он должен прилагать посто-янные усилия. Склонный к компромиссу, всегда гото-вый подчиниться «ходу событий», ум человека спешит объявить высокие стандарты Создателя «устаревшими, ненужными, мелочными предписаниями», а всю Тору - «собранием установлений, которые были нужны в пер-вобытные времена, чтобы обуздать дикие инстинкты наших предков». Такой современный человек не есть исключительно продукт наших дней: о нем говорил восемь веков назад великий еврейский мыслитель. В нашем народе во все времена находились люди, стре-мившиеся сбросить с себя тяжелое бремя избранности, отказаться от того, что сделало нас уникальным на-родом, что выражено в вечной Торе - отказаться от Завета с Б-гом. Но, поистине, нет ничего нового под Солнцем. И сегодня перед нами стоят те же задачи, что стояли перед поколением пустыни, поколением Да-вида, сотнями поколений наших предков - идя по пути Торы, восстановить Храм, освободить Машиаха , утвер-дить Закон и освятить Имя Всевышнего среди народов. И сегодня на постоянный немой вопрос отвечает Г-с-подь народу Израиля устами пророка Михи: «О, чело-век! Сказано тебе, что добро, и чего требует от те-бя Г-сподь: действовать справедливо, любить дела ми-лосердия и смиренномудро ходить перед Б-гом твоим».

Если бы все евреи только два Шабата провели так, как просит их Всевышний - весь мир был бы избавлен от зла и несправедливости!

Он сделал и делает все, от Него зависящее: он вы-вел нас из Египта, питал в пустыне, привел к Синаю, дал Тору, привел к границам Земли Обетованной и, не-смотря на все грехи, не отвращает от нас Лица Своего.

Ему нечего менять в вечной и совершенной Торе. И незачем давать другую Тору. Очередь за нами!

10 . Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, знает все дела человеческие и все помыслы их, как сказано: «Создающий все сердца их и проникающий все дела их!»

II . Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, воздает добром соблюдающим Его заповеди, и карает тех, кто преступает Его заповеди .

Я позволил себе объединить десятый и одиннадцатый принципы Рамбама, так как они тесно связаны между собой.

Среди множества имен и эпитетов, которыми евреи наделили Творца, есть одно необычное, непохожее на то, как себе представляют Б-га иные религии или те-ологические системы. Это имя - Хай - «Живой». Б-г в еврейском понимании - Живая Вечная Сущность. Он ак-тивно вовлечен во все, что делается на земле. Хотя Он и Творец Мира, и, следовательно, больше, чем Мир, в то же время Он присутствует в самом Мире: в каждой ситуации, в каждом процессе, в каждом моменте этого сложного движения.

Существует теология деизма, последователи которой (а их немало) считают, что Б-г, сотворив Мир, оста-вил его на произвол судьбы, совершенно не вмешива-ясь в то, что происходит по «естественным» законам. Б-г деистов - Б-г философов, Б-г, в некотором смыс-ле, «вычисленный», привлеченный в качестве средства разрешения логических противоречий, возникающих в философских (теологических) мировоззренческих сис-темах.

Противоположностью деизма является пантеизм, так-же имеющий немало сторонников. Пантеисты обожеств-ляют природу, они отождествляют Природу и Б-га и поклоняются природе, то есть они мыслят Б-га полнос-тью погруженным в мир.

Иначе представляют себе Б-га евреи: Тора начина-ется с описания Сотворения Вселенной вечным невиди-мым, не имеющим вообще никакого физического пред-ставления Б-гом. Однако мир с самого начала не был предоставлен только своим внутренним мирским делам. Тора описывает постоянную вовлеченность Творца в происходящие события. Все, что происходит, является результатом взаимного действия человека и Творца. постоянно пытающегося поднять Своего младшего пар-тнера до уровня, которого тот потенциально способен достичь. В Торе говорится о потопе и о праведнике Ноахе (Ное), об истреблении грешников Содома и Аморы (Гоморры), об усилиях праотца Авраама постичь пу-ти, которыми должен следовать человек. Человек мо-жет установить контакт с Б-гом, может обратиться к Нему, просить, умолять, настаивать. Во время Исхода из Египта весь еврейский народ увидел вмешательство в их судьбу Того, кто Сотворил Мир, дал Обетование патриархам; евреи ясно увидели также, что история. творящаяся на их глазах, является результатом и усилий и Воли Создателя. Поэтому-то Исход является тем событием, к которому вновь и вновь возвращает-ся память и мысль еврея, которое ежедневно питает и укрепляет его веру, его представление о Том, кто управляет всеми событиями, кто придает всем дейст-виям направление и смысл.

Ничто не ускользает от «взора» Всевышнего, все происходит под Его контролем и с Его участием. Он видит и оценивает все дела людей. Он проникает даже в помыслы, и только нечестивый или заблудший може1 верить, что существует нечто, скрытое от Его взора.

Однако, видя и ощущая все, будучи Хозяином, Влас-телином любой ситуации, Б-г самоограничивает себя. давая человеку свободу в выборе путей. Именно эта свобода, данная человеку, его способность выполнять то, для чего он создан или же отворачиваться от сво-ей миссии, своего Создателя и Друга - дает возмож-ность Творцу вознаградить праведников и карать тех, кто сознательно отрицает свое предназначение, ос-мысленность Бытия и власть Всевышнего.

Царь Царей правит миром Справедливостью и Мило-сердием. Он тщательно следит за тем, чтобы ни одно из этих качеств не получило перевеса: иначе мир ли-бо будет разрушен, либо потонет в грехе. Человек обычно склонен больше уповать на Б-жественное Мило-сердие, чем помнить о Его Справедливости и своем долге. Поэтому «честно» заработанное наказание час-то представляется ему незаслуженным, а бесчисленные милости, которыми, словно Любящий Отец, осыпает че-ловека Всевышний, - «естественными» и не стоящими ни упоминания, ни благодарности.

Согласно иудаизму, душа человека продолжает свое существование и после смерти его тела. Представле-ния о загробной жизни существуют у очень многих на-родов, не только евреи говорят «в ином мире». Но все противопоставляют друг другу мир земной и мир потусторонний, как правило, считая мир земной лишь недостойным временным прибежищем бессмертной души, чем-то таким, что должно быть преодолено .

Евреи же считают эти два мира составляющими Мира Единого, которые и сейчас разделены только тонкой перегородкой, а в Конце Дней явно предстанут в сво-ем несомненном для всех Единстве.

Следовательно, и награда, и кара могут воздаться душе в любой момент ее существования.

Часто задают такой вопрос. «Если Всевышний знает прошлое и будущее, то Ему известно также, как посту-пит человек в той или иной ситуации. Не ограничива-ет ли это знание свободу выбора человека и, таким образом, не ставит ли под сомнение справедливость Б-жественного наказания и награды?»

Однажды этот вопрос прусский царь задал раву Ионатану Эйбешютцу. Тот ответил: «Я покажу тебе нагляд-но на примере, что знание будущего никак не ограни-чивает свободу человека. Ты планируешь посетить один из принадлежащих тебе городов. В городской стене есть двое ворот. Мне доподлинно известно каким об-разом ты въедешь в город. Вот я записываю это на листе бумаги, и ты запечатываешь конверт своей коро-левской печатью. Когда ты въедешь в город, ты вскро-ешь конверт и убедишься в том, что это мое знание никак не ограничивало тебя в момент принятия реше-ния».

Царь отправился в путь. Подъехав к городской сте-не, он увидел двое ворот: одни большие, парадные, а другие - маленькие. Царь направил коня к парадному въезду, но внезапно остановился и стал размышлять. «Это уж слишком просто. Еврей знает, что есть толь-ко два въезда в город, и, конечно, он думает, что я воспользуюсь парадным. Нельзя же дать ему так прос-то одержать победу». И царь направился к маленьким воротцам, но, доехав до них, остановился. «Э, нет. Еврей умен и, к тому же, хорошо меня знает. Он, без-условно, предвидел ход моих мыслей и указал в своеН записке малые ворота». Подумав так, царь снова подъ-ехал к парадному входу. И снова им овладело сомне ние. «Все-таки это слишком просто. Еврей угадает, и все будут смеяться над моей простотой. Надо вернуть-ся к малому входу». Так, сомневаясь, царь и его сви-та метались от одних ворот к другим и никак не ре-шались въехать в город. И вдруг царя осенило. «Ага, вот оно! Еврей никак не мог этого предвидеть!» И он приказал своим солдатам разломать часть городской стены и в этот пролом въехал со своей свитой. Тут слуга поднес ему письмо рава Ионатана. Торжествую-щий царь сломал печать и прочитал написанное в нем: «Царь пробивает ограду!»

12 . Я верю полной верой в приход Машиаха. И. несмотря на то, что он медлит, я буду ждать его прихода каждый день .

Приход Машиаха - одна из тех основ еврейской ве-ры, которую трудно описать рационально. Будучи вы-рванным из контекста повседневной жизни и истории народа или отделенным от мистического чувства стра-даний Шохины - Б-жественного Присутствия, лежащей в пыли, оно кажется наивной мечтой, утешением для веч-но гонимых или, в лучшем случае, эпическим «выраже-нием национальных идеалов». Но это только маленькая часть правды. Ожидание Машиаха - это ежедневное ут-верждение смысла Бытия, выражение глубокой веры в то, что Творение имело конкретную цель, достижение которой в первую очередь зависит от евреев. Важным аспектом цели является всеобщая справедливость.

Машиах - Помазанник - это человек из рода царя Давида, с приходом которого установится Царство Б-жие на Земле, Царство Справедливости, не будет угнетенных и несправедливо обиженных. Не будет не-правды и беззакония. Тора воссияет во всем ее великолепии, и ее мудрость станет явной, открытой для всех народов. Весь мир не только признает существо-вание Творца и Его власть, но и назовет Его одним Именем. Как сказано в книге пророка Захарии: «В день тот Г-сподь будет Един и Имя Его будет Едино». Тогда будут искуплены все грехи Израиля и Г-сподь возвратит всех рассеянных в Землю, которую Он много тысяч лет назад дал в наследие нашим предкам, и из которой наш народ был Им изгнан за тяжкие прегрешения.

С приходом Машиаха мир станет совершенным. Но на ступление дня, когда прозвучит рог, и Элияу-анави - Илья-пророк - пройдет по всей Земле, призывая нас выйти и приветствовать столь желанное появление По мазанника Б-жьего, зависит от людских деяний, от того, насколько чисты наши помыслы и обращены ли к Б-гу наши души. Как говорят еврейские мудрецы: «Клю-чи от темницы, в которой томится Машиах, в наших ру-ках. Каждое доброе деяние разбивает одну цепь, каж-дый грех накладывает на него новые путы».

Есть древняя еврейская притча, которую рассказы-вают старики подрастающим мальчикам: «У ворот Рима сидит в грязи нищий. Это - Машиах . Он сидит и ждет» «Кого?» - спрашивает мальчик. И получает ответ: «Те-бя».

13 . Я верю полной верой, что будет воскресение из мертвых во время, когда изойдет повеление от Твор-ца, да будет Имя Его благословенно, и память о Нем пребудет во веки веков .

Душа человека предшествует его рождению и со смер-тью человека не исчезает. Она сотворена Всевышним чтобы оживлять материальное тело, чтобы, спустив-шись из высших духовных миров в наш нижний мир, - тот, который мы с вами можем ощущать нашими органа-ми чувств, - исполнять трудное служение - заповеди Торы, несмотря на полное сокрытие в этом нижнем мире Б-жественного Присутствия. Душа и есть наша лич-ность. Ее пребывание в теле - важный, но короткий эпизод. После смерти человека деятельность души по исполнению порученной ей миссии оценивается Высшим Судом, и она начинает свой путь возвращения к Твор-цу. Может так случиться, что ее служба в человечес-ком теле будет оценена столь низко, что она, не дай Б-г, потеряет возможность вернуться. Об этом гово-рит Тора, что такая душа «истребится из народа сво-его».

Нам известно также, что Творение имеет цель, ко-торая носит название Мира Грядущего, и этой цели мы достигаем с помощью изучения Торы и исполнения ее заповедей в мире этом. Говоря обще, Грядущий Мир - это состояние особенной гармонии, справедливости и чистоты, в котором проявится скрытое ранее, и каж-дая душа получит основную часть своего вознагражде-ния за труды.

И вот Рамбам сообщает нам здесь одну необыкновен-ную вещь: Мир Грядущий не есть царство теней, чис-тых душ, «покинувших земную обитель свою». Наступ-лению Мира Грядущего предшествует воскресение мерт-вых, когда души всех когда-либо живших людей, вер-нутся в свои возрожденные тела, чтобы вместе с ними и находясь в них пережить необыкновенное раскрытие Б-жественной Истины.

Воскресение мертвых и наступление Грядущего Мира, - большая и сложная тема. Охватить ее в рамках по-пулярного изложения нельзя. Углубление требует изу-чения. Изучение же - это серьезная работа. Однако сейчас будет своевременным сказать вот о чем.

Воскресение из мертвых - одна из основ еврейской веры . Да, да, именно веры . Не науки - царства раци-онального постижения, не искусства - области чувств и эмоций, - веры! Очень часто ее неверно понимают как подпорку человеческому разуму, как нечто временное, служащее нам, покуда разум не постиг неко-торые явления полностью. Такое понимание веры чрез-вычайно удалено от истины. Вера - есть способность человеческой души открывать и признавать истину, не-смотря на отсутствие свидетельств и доказательств. Вера - это могучая сила, превосходящая разум! Каж-дый способен ощутить ее действие, нужно только вслу-шаться в то, что происходит в собственной душе.

Несколько слов в заключение. Сегодняшняя короткая лекция, если и показала вам широту еврейского уче-ния, его горизонт, то, уж конечно, не показала его глубины. И дело здесь не только в том, что простой разговор только об основах могучего древнего учения неизбежно будет плоским, слабо отражающим его пол-ноту и духовную мощь, но в том, что мы говорим се-годня о вере в узком смысле слова, т.е. о том, во что верит еврей всей душой и всем сердцем своим, как он представляет себе Творца, мир, историю. И ни-чего не говорили об еврейском образе жизни.

Если бы вы прослушали хорошую лекцию об основах христианской веры или веры мусульман, то было бы справедливым сказать, что вы узнали о сущности этих религий очень много. Конечно, и их характеризует об-раз жизни людей, то, что называют иногда сухими сло-вами «ритуал и обряды»; однако, в этих религиях меж-ду образом мысли и образом жизни существует тонкая, но ощутимая перегородка. В иудаизме же ее нет. В нем вера и действие сплавлены в Неразделимое, понять од-но без другого невозможно. Быть евреем значит по-ступать так, как заповедал нам Творец.

Посмотреть статьи

религия, распространенная в основном среди евреев. Возникнув из языческого политеизма древнееврейских племен, иудаизм с VII в. до н.э. становится монотеистической религией. Характерные особенности: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих практически все области быта верующих. Источники вероучения – Ветхий завет (признается также христианами) и Талмуд (сложная система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь – синагога. Иудаизм – государственная религия Израиля.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИУДАИЗМ (Ягадут)

Понятие "иудаизм" - не только синоним религии евреев. Оно включает в себя также нравственную и национальную традиции еврейского народа. Вначале это понятие относилось только к религиозной сфере. Ввели его евреи, жившие в областях, где господствовала эллинская культура. Словом "иудаисмос" обозначали все, что относилось к еврейской религии и отличало ее от религий и обрядов соседних с евреями народов. В многовековом противостоянии эллинизму, бывшему господствующей культурой в языческом мире, И. выстоял, и нравственные ценности, содержащиеся в Торе* и других книгах Библии, стали достоянием многих народов. Источником И. следует считать прежде всего Тору и книги Пророков. В основе его содержится мироощущение, которое мудрецы сформулировали в изречении: "Адам создан был единственным ради мира между людьми, чтобы не сказал человек ближнему своему: мой отец знатнее твоего, и чтобы не говорили отщепенцы: много божеств в небе". Один Бог сотворил всех, и не сможет человек сказать своему ближнему: мой Творец превыше твоего; и каждого судят по его деяниям, а не по родословной. Авраам был избран только ради того, "чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после него держаться стези Господней, творя добро и правосудие" (Быт. XVIII, 19), и потому, "что слушался Авраам гласа Моего и хранил завещание Мое: Мои заповеди, уставы и учения" (Быт. XXVI, 5). И каждый может принять Тору Господа и стать одним из сынов Израилевых: "Как один из вас, должен быть для вас гер*, проживающий у вас, и люби его, как самого себя" (Лев. XIX, 34). И Храм, который построил Соломон, был объявлен открытым для всех народов: "И чужака, который не из Твоего народа, Израиля, а пришел из дальней страны ради Твоего имени, ибо услышал о Твоем Великом Имени, и о Твоей сильной руке и простертой деснице, и придет и помолится в этом Храме, Ты услышь с небес..." (I Ц. VIII, 41-43). Во всем сказанном выше прослеживается мировоззрение еврейства, видящее своей целью внедрение и распространение во всем мире веры в Единого Бога. Эта идея высказана всеми пророками, и она сопровождала еврейский народ на протяжении всей его истории. Высший идеал нации - установление мира во вселенной: "И будет в конце дней вознесена гора Храма Господня над всеми горами и возвысится над холмами, и стекутся к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: Пойдем и поднимемся на гору Господа, к дому Бога Яакова, [...] ибо с Сиона выйдет Тора и слово Господне - из Иерусалима. И рассудит Он народы, [...] и перекуют они мечи свои на орала, а копья - на серпы. Не поднимет народ меча на народ и не будут больше учиться войне" (Ис. II, 2-4). И. требует социальной справедливости в обществе. Неимущий вовсе не тот человек, которого преследуют боги, как это утверждают идолопоклонники. Бедняку необходима поддержка, и он вправе ее получить. Бедняк - не пария в стране, и общество обязано помогать ему всеми возможными средствами. Р. Симлай из Лода, живший в период первых амораим*, предложил сформулировать принципы И. Он говорил: шестьсот тринадцать заповедей (мицвот) дано было Моисею* (на горе Синай) - триста шестьдесят пять запретов и двести сорок восемь заповедей-повелений. Пришел царь Давид и свел эти шестьсот тринадцать заповедей - к одиннадцати, являющим квинтэссенцию духовного и нравственного совершенства человека. Суть их заключена в XV-ом псалме: 1) чист помыслами; 2) творит правосудие; 3) говорит правду в душе своей; 4) не произносит хулы; 5) не причиняет зла другому; .) не оскорбляет ближнего; 7) мерзкое противно ему; 8) почитает богобоязненных; 9) не изменяет клятве, даже если это в ущерб ему; 10) деньги в рост не дает; 11) не берет мзды. Пришел пророк Иешаягу и свел эти одиннадцать - к шести: 1) праведен; 2) прямодушен; 3) лихоимство противно ему; 4) непричастен к мздоимству; 5) не желает слушать о кровопролитии; .) ненавидит зло. Пришел пророк Миха и свел эти шесть - к трем: "Скажи человеку, что - добро и что Господь требует от тебя: только вершить правосудие, и любить добро, и быть смиренным с Господом". Тот же Иешаягу сводит совершенство к двум требованиям: вершите правосудие и творите справедливость. Пришли пророки Амос и Хавакук и свели все к одному требованию: "Обратитесь ко Мне, и живы будете" (Амос), и "Праведник в вере своей будет жить" (Хавакук). Таким образом, р. Симлай определяет иудаизм как веру в Бога и нравственное совершенствование. Талмудисты не пытались установить норм и формальных догм еврейской религии. Однако уже Рамбам* сформулировал тринадцать основ веры, которые приняты были впоследствии в качестве квинтэссенции иудаизма. В новое время выкристаллизовались два главных современных направления в иудаизме. Приверженцы "гаскалы" ("просвещения") в Западной Европе свели иудаизм к вероисповеданию и отрицали его национальный аспект. Напротив, еврейские массы Восточной Европы принимали национальный, а позднее - и государственный аспекты иудаизма. Они видели в начавшемся процессе заселения Эрец Исраэль осуществление пророческих обетов о будущем народа Израиля и важнейший момент возрождения нации. Они видели в халуцим - пионерах, посвятивших себя возрождению Эрец Исраэль, - людей, вносящих большой вклад в иудаизм, а каждое поселение, возникающее на Святой Земле, рассматривалось ими как твердыня, помогающая охранять нравственные ценности иудаизма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Раввин Исаак Абоаб да-Фонсека в возрасте 84 лет. 1689 год Aernout Naghtegael / Rijksmuseum

1. Кто может исповедовать иудаизм

Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличает-ся от индуизма и других национальных рели-гий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: при-надлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратив-шегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих наме-рений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитиро-ванный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправ-лять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.

2. Брит-мила и бар-мицва

Итак, для прозелита еврейская жизнь начинается с гиюра. В ходе этого обря-да и мужчины, и женщины совершают ритуальное омовение в специальном бас-сейне — микве. Мужчины также подвергаются обряду обрезания — брит-мила. Эта древняя традиция, согласно Библии, восходит к первому еврею, Аврааму, который в ознаменование заключенного между ним и Богом завета впервые совершил обряд. Аврааму было 99 лет — следовательно, стать евреем никогда не поздно. Мальчиков, родившихся в еврейских семьях, принято обрезать на восьмой день после рождения.

Следующий важный обряд жизненного цикла — бар-мицва (дословно «сын запо-веди»), мальчики проходят его по достижении 13 лет. Начиная с этого воз-раста представители мужского пола считаются достаточно взрослыми для того, чтобы исполнять все законы иудаизма. Аналогичный обряд для девочек, бат-мицва («дочь заповеди»), появился относительно недавно, в конце XIX — на-чале XX века, и первоначально совершался лишь в либеральных религиозных кругах, которые, следуя «духу времени», стремились уравнять в правах женщин и мужчин. У этого обряда было немало противников, но постепенно он пере-шел в разряд общепринятых и сегодня совершается в большинстве еврейских религиозных семей. Во время бар-мицвы мальчик впервые в жизни публично читает главу Священного Писания (Торы). Бат-мицва зависит от степени либеральности общины: это либо также чтение вслух Торы, либо скромный праздник в кругу семьи.

3. Сколько заповедей должны соблюдать иудеи

Всем известно о существовании так называемого Декалога — десяти биб-лейских заповедей (Исх. 19:10-25). На самом деле иудаизм предъявляет к своим последователям куда более жесткие требования — иудеи должны соблюдать 613 заповедей. Согласно традиции, 365 носят запретительный характер (по числу дней в году), оставшиеся 248 (по числу органов челове-ческого тела) — предписательный. От неевреев с точки зрения иудаизма требуется всего ничего — соблюдение семи заповедей потомков Ноя (к ко-торым, очевидно, относится все человечество). Вот они: запрет идолопоклон-ства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также требование установ-ления справедливой законодательной системы. Великий еврейский мудрец Маймонид, живший в XII веке, утверждал, что соблюдающие эти законы неевреи войдут в Царство Небесное наряду с евреями.

4. Почему иудеи не едят свинину

Пищевые запреты в иудаизме свининой не ограничиваются — ассортимент запрещенных продуктов достаточно широк. Их список приведен в библейской книге Левит. В частности, к употреблению в пищу запрещены верблюд, туш-канчик, свинья, большинство птиц и рыба без чешуи. Природа иудейских пищевых запретов — тема горячих дискуссий, хотя с точки зрения иудаизма пищевые запреты — данность, в которой нет смысла искать рациональное зерно. И все же даже знаменитые еврейские мудрецы пытались найти им объ-яс-нения. Маймонид утверждал, что запрещенная евреям пища вредна для здо-ровья. Другой выдающийся мудрец Нахманид, живший веком позже, возражал ему, утверждая, что такая пища вредна прежде всего для души: мясо хищных птиц, например, дурно влияет на характер человека.

5. Зачем иудею волосы

Одной из отличительных особенностей внешнего облика религиозного еврея, безусловно, являются пейсы — длинные пряди волос на висках. Дело в том, что одна из заповедей предписывает мужчинам не стричь волосы на висках — правда, длина волос этой заповедью не регулируется, а зависит от традиций конкретной общины. Кстати, до трех лет мальчиков не принято стричь вовсе. А вот замужним женщинам волосы приходится не только коротко стричь (в некоторых общинах и вовсе сбривать), но и прятать под головным убором. В некоторых общинах вместо головных уборов разрешается носить парики, а в других это строго-настрого запрещено, поскольку даже искус-ственные волосы могут ввести в соблазн посторонних мужчин.

6. Чего нельзя делать в субботу

Почитание субботы — одна из главных заповедей иудаизма. В Библии расска-зывается о том, что Бог сотворил мир в течение шести дней, а на седьмой день «почил от дел своих». В подражание Богу иудеям предписано освящать суббот-ний день, освободив его от повседневной работы. Какие же виды деятельности запрещены? Часть из них перечислена в Библии: нельзя разводить огонь, разбивать шатер, стричь овец. Более поздние запреты, как правило, являются производными от библейских: нельзя включать электричество, раскрывать зонтик (он ведь похож на шатер), брить бороду и т. д. В еврейских местечках Восточной Европы существовала практика в случае необходимости привлекать к выполнению работ, запрещенных в субботу, соседей-христиан, которых называли «шабес-гои» — «субботние инородцы». В субботу также нельзя хоронить покойников, несмотря на традицию предавать тело умершего земле как можно скорее. Однако вопреки распространенному убеждению, субботу не только можно, но и должно нарушить для спасения своей или чужой жизни: «Можно нарушить Субботу ради младенца, которому день от роду, но не ради мертвого тела царя Израиля».

7. Когда придет Мессия

В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, вос-становление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину Период истории с конца I века н. э. до со-здания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств боль-шинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»). . Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазан-ник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претен-денты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.) Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131-135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век) Шабтай Цви (1626-1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам. , Яков Франк (XVIII век) Яков Франк (1726-1791) — еврей, объявив-ший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последова-телями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать.

8. Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан-ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре-виатура, образованная из первых букв названий его частей Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу-деев их завет с Богом Завет — термин, устоявшийся в русских пере-водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор». — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда-изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово-купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче-ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз-ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се-мей-ных отношений, уголовного права и пр. По объе-му Тал-муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда-изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст-ный Закон, как сле-дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро-вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца-ми, пока, наконец, не был записан.

9. Иудаизм или иудаизмы

Современный иудаизм — явление неоднородное. Помимо наиболее тради-цион-ного ортодоксального иудаизма, существуют и другие, более либеральные на-правления. Ортодоксальный иудаизм, к слову, тоже неоднороден. В XVIII веке в Восточной Европе появилось особое течение — хасидизм. Сна-чала оно нахо-дилось в конфронтации с традиционным иудаизмом: его привер-женцы стреми-лись не столько к традиционному интеллектуальному познанию Бога через изучение Священного Писания, сколько к эмоционально-мистиче-скому. Хасидизм делится на несколько направлений, каждое из которых вос-ходит к тому или иному харизматическому лидеру — цадику. Цадики почитались своими последователями как святые праведники, посред-ники между Богом и людьми, способные творить чудеса. Хасидизм довольно быстро распростра-нился по Восточной Европе, однако в Литве потерпел неудачу благодаря усилиям духовного лидера литовских евреев — выдающе-гося раввина Элияху бен Шломо Залмана, прозванного за свою мудрость Ви-ленским гением, или гаоном на иврите. Так противников хасидизма стали называть литваками, причем независимо от места их проживания. Со временем противоречия между хасидами и литваками потеряли остроту, и сейчас они вполне мирно сосуществуют.

Более либеральное течение — так называемый реформированный иудаизм — возникло в XIX веке в Германии; его последователи стремились сделать еврей-скую религию более евро-пей-ской и тем самым способствовать интеграции евреев в европейское об-ще-ство: перевести богослужение с иврита на немецкий, использовать в богослу-жении орган, отказаться от молитв за возвращение еврейского народа в Пале-стину. Даже облачение реформистского раввина стало почти неотличимо от одеяния лютеранского пастора. Наиболее радикальные сторонники рефор-мизма выступали за перенесение дня покоя с субботы на воскресенье. Именно в рамках реформированного иудаизма в 1930-х годах появилась первая жен-щина-раввин, а сегодня даже допускаются однополые браки. Реформизм попу-лярен в США. В Европе, Латинской Америке и Израиле также существуют реформистские общины, однако их популярность значи-тельно ниже.

В начале ХХ века в США возник консервативный иудаизм, занявший проме-жуточную позицию между ортодоксальным и реформированным. Консер-ваторы стремились к более умеренным и постепенным преобразованиям, чем реформисты: они настаивали на сохранении иврита в качестве языка бого-служения, строгом соблюдении пищевых запретов и субботнего покоя. Позднее в консервативном иудаизме появились противоречивые тенденции — неко-торые его приверженцы стремились сблизиться с реформистами; другие, напротив, дрейфовали в сторону ортодоксов. Сегодня консервативная версия иудаизма все еще довольно популярна в США, а небольшое количество общин есть и в Израиле.

10. Чем синагога отличается от храма

Синагога (с греч. «собрание») — здание, предназначенное для коллективных молитв и собраний, отправления религиозных церемоний; таких зданий может быть много. Храм же в иудаизме может быть только один, а сейчас его и вовсе нет: последний, Второй храм был разрушен в 70 году н. э. римлянами в ходе подавления Великого иудейского восстания. На иврите синагога называется «бет-кнесет» — «дом собраний», а храм называли «бет-Элохим» — «дом Бога». Собственно, в этом и заключается главное отличие между ними. Синагога — для людей, а храм — для Бога. Простые люди не имели доступа в Храм, там служили священники, остальные могли находиться только в храмовом дворе. Ежедневно там совершались жертвоприношения Богу Израиля — это была главная форма храмового служения. Если провести аналогию с другими авраамиче-скими религиями, христианством и исламом, то христианские храмы по своему устройству и функциям ближе к Иерусалимскому храму (собственно, он и слу-жил для них образцом), а молитвенные здания мусульман, мечети, — к синагогам.

Синагогальные здания отличаются большим стилистическим разнообразием, ограниченным лишь модными веяниями времени, вкусами архитекторов и заказчиков. Обычно в синагогах есть мужские и женские зоны (если это не синагога одного из либеральных направлений). У стены, обращенной в сторону Иерусалима, находится арон ха-кодеш — священный ковчег, напо-минающий шкаф с занавесом вместо дверец. В нем — главное сокровище синагоги: один или несколько пергаменных свитков Пятикнижия Моисея — Торы. Его вынимают, разворачивают и читают во время богослужения на спе-циальной кафедре — бима (с ивр. «возвышение»). Главная роль в синагогаль-ном богослужении принадлежит раввину. Раввин (с ивр. «учитель») — это образованный человек, сведущий в религиозных законах, религиозный лидер общины. В ортодоксальных общинах раввинами могут быть только мужчины, в реформистских и консервативных — как мужчины, так и жен-щины.

Мечта о восстановлении разрушенного римлянами Храма — очень важная идея иудаизма, именно его оплакивают у Стены Плача в Иерусалиме (единственной сохранившейся до наших дней части храмового комплекса). Проблема в том, что построить его можно только на том же самом месте — на Храмовой горе, а там сегодня находятся святыни мусульман. Иудеи верят, что Храм все же будет восстановлен после долгожданного пришествия Мессии. Неболь-шие макеты Храма в витринах сувенирных лавок часто сопровождает оптими-стичная надпись: «Покупайте сейчас! Скоро Храм будет восстановлен, и цены возрастут!»

11. Почему евреи «избранный народ», кто их из-брал и не было ли подтасовок во время выборов

Представление о богоизбранности еврейского народа — одно из ключевых в иудаизме. «Вы будете у меня народом святым», — говорит Бог (Исх. 19:5-6), даруя еврейскому народу свой Закон — Тору. Согласно талмудической тра-диции, акт избрания носил не односторонний, а взаимный характер: Бог, утверждали мудрецы Талмуда, предлагал Тору разным народам, но те отказы-вались, не желая обременять себя исполнением заповедей, и только евреи согласились ее принять. Правда, по другой (тоже талмудической) версии, согласие еврейского народа было получено под давлением — в прямом смысле этого слова. Бог наклонил скалу, под которой собрался народ, — «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». Однако статус избранного народа повлек за собой не столько привилегии по отношению к другим народам, сколько особую ответственность перед Богом. Беды, то и дело обрушивавшиеся на головы евреев, объяснялись несоблюдением заповедей — однако в конце времен, с приходом Мессии, ситуация должна в корне измениться: Бог долготерпелив, а его любовь к избранному народу неизменна.

Источники

  • Боярин Д. Израиль по плоти.
  • Вихнович В. Л. Иудаизм.
  • Ланж де Н. Иудаизм. Древнейшая мировая религия.
  • Фридман Р. Как создавалась Библия.
  • Чаковская Л. Воплощенная память о Храме. Художественный мир синагог Святой земли III–VI веков н. э.
  • Шиффман Л. От текста к традиции. История иудаизма в эпоху второго Храма и период Мишны и Талмуда.