Город фивы. Народные приметы о жемчуге

Фивы – столица египетских фараонов, ставшая родиной культа бога солнца Амона. При всех утратах и разрушениях древний город не исчез бесследно подобно другим памятникам древних цивилизаций. Греки назвали его «стовратными Фивами» за его огромные размеры в отличие от собственных «семивратных» Фив. Развалины фиванской архитектуры на целое тысячелетие старше легендарного Нового Вавилона, но до сих пор вызывают восхищение. На закате, как и тысячи лет назад, пламенеющее в бурных водах Нила солнце медленно исчезает за горизонтом – это бог солнца Амон-Ра уходит в царствие мертвых, чтобы утром вновь родиться юным и могущественным.

Именно поэтому на левом берегу реки располагался город мертвых, в которой царил покой и тишина. В этой, так называемой, Долине царей находится некрополь Фив с гробницами фараонов, склепами их жен и детей, поминальными храмами фараонов разных династий. До наших дней лучше всего сохранились – храм царицы Хатшепсут, храм фараона Рамсеса II, храм Хатшепсут. Вход в поминальных храм Аменхотепа III уже 3400 лет охраняют две гигантские каменные статуи, известные как Колоссы Мемнона и изображающие сидячего фараона Аменхотепа III.

Фиванские фараоны не строили пирамид, а для гробниц вырубали наклонный тоннель в скалах, уходящий на глубину до двухсот метров. Тоннель заканчивался погребальными камерами, стены и потолки которых расписаны цветными картинами из жизни усопших. Так в скалах Ливийского хребта найдено более ста гробниц, но все они были разграблены еще в древности, лишь одна из них – гробница фараона Тутанхамона обнаружена в 1922 году в полной сохранности.

Основным государственным святилищем Нового царства стали два храма Амона, расположенные на противоположных сторонах реки – в Карнаке и Луксоре и соединенные между собой трехкилометровой мощеной аллеей сфинксов. Нигде в мире колонны, пилоны и монолитные статуи не были такими грандиозными, ни один храм до этого времени ни отличался такой пышностью. Большой гипостильный карнакский зал площадью 5000 кв. м вмещал целый лес массивных исполинских колонн. Колонны украшают барельефы с изображением победоносных походов фараонов. Святилище в Луксоре не такое большое, но не менее роскошное и величественное. Оба храма объявлены объектами ЮНЕСКО.

Великие победы египетских фараонов отмечались строительством роскошных дворцов и храмов, которые тесно окружали жилые дома и узкие улочки. Египетские Фивы были разрушены в 663 году до н. э. ассирийским царем Ашшурбанипала, но руины города напоминают о его былой славе, которой позавидует любой древний город.

Этот город был основан на территории средней Греции. Фивы располагались на холме, а под ним раскинулась огромная плодородная равнина. Полис основан финикийцами, которые пришли на эти земли более 3 тысяч лет назад. Изначально Фивы именовали Кадмия. Они были весьма могущественным городом-государством Древней Греции.


История Фив

Начало существования Фив связано с событиями скорее героическими, говорят историки. Некоторые из них можно больше отнести к легендам. Ряд сказаний касается непосредственно Кадмы. Основателями Фив были Зетт и Амфион. Но в число причастных к становлению полиса греки относят и Геракла, и Диониса, и даже Эдипа. Есть воспоминания о борьбе с Фивами Аргоса, а в сказаниях о Геракле имеются упоминания о соперничестве городов Беотия, Фивы, Орхомена.
Фивы сами по себе напоминали круг, если посмотреть на них с высоты птичьего полета. Так было еще и потому, что полис окружала закругленная стена. Люди входили и выходили из Фив через 7 ворот. Фивы часто так и называли - «Семивратными». В южной части стена Фив становилась частью акрополя Кадмеи. Ограждение шло вдоль местных рек и пересекало важнейшие торговые пути. Недалеко от ворот Пройтид находился огромный театр, а у Огигийских (южные ворота) располагался алтарь Афины.


Как был устроен древний город Фив ?

Земли, которые находились вокруг жилой территории полиса, хорошо орошались, что способствовало бурному росту прекрасной зелени. Так поля превращались в пастбища и кормили огромное количество лошадей, которыми славились Фивы. Произрастали тут и фруктовые деревья. Город окружали сразу 2 реки:
1. Исмен.
2. Дирка.
В городе из их вод формировался некий бассейн. Его называли Источник Ареса. Помимо него в Фивах располагался Эдипов водоем и имелся водопровод, начинавшийся от источников Киферон.
Фиванский акрополь именовали Кадмеей. Он стоял на небольшой возвышенности. Неподалеку от ворот Электры располагался самый главный храм Фив - Аполлон Исменийский. Он имел богатое убранство и был украшен уникальными древними скульптурами рук Скопаса и Фидия.


Население Фив

Фивы населяли представители, стекшиеся сюда из разных городов и даже стран. Они были родственниками:

1. Минийцев.
2. Гиантов.
3. Аонов.
4. Абантов.
5. Теммиков.

Все вышеперечисленные народы были представителями греческих племен, населявших некогда северо-восток страны. В частности - области Фессалии. Жили в Фивах и азиаты. Историки предполагают, что они пришли со стороны поселений ионийцев. Но мнения ученых в этом вопросе сильно расходятся. Многие находят в таком происхождении азиатских корней фиванцев скорее домыслы, чем правду.


Политическая жизнь и взаимоотношения с другими полисами


Фивы имели вес на политической арене Греции, даже в очень древние времена. Правители этого полиса всегда стремились стать более величественными и главенствовать над другими, мелкими городами-государствами. Преобладающее значение Фивы имели и в составе Беотийского союза.
Такие города, как Коронея, Феспии, Танагра обеспечивали Фивы воинами и если начинались боевые действия или простые стычки, те безоговорочно отправлялись на войну.
Правление Фив сначала имело скорее монархический уклад. Но он быстро сменился правлением аристократии. В правительстве состояли в основном богачи и представители знати. Заседания власть имущих проходили в акрополе.
Правители Фив стремились к превосходству на политической арене, к возможности поддерживать свою гегемонию. Большинство из военных конфликтов, которые часто начинали сами фиванцы, были открытыми и внезапными. В основном Фивы протестовали против тех, кто не принимал их господство и вел деятельность по противодействию политике аристократии. На такие полисы фиванцы нападали.
При этом жителей и правителей не волновало, превосходит по численности воинов и богатству их враг или нет. Так, в 500 гг. до н.э. фиванцы развернули военные действия с армией Афин. Все началось из-за Платеи, на которой Фивы распространили свою беспрекословную гегемонию. Правители Платеи попросили помощи у Афин и развернулись жестокие стычки.
В этом конфликте больше пострадали Фивы. Поэтому они попытались заключить соглашение со спартанцами, но те отказались от такого сотрудничества. Более того, войско афинян подошло вплотную к Фивам, а предводители потребовали выдать им фиванскую аристократию. На это получили отказ и вынуждены были взять город осадой. Фиванцы аристократов в итоге выдали.
Но спустя 40 лет после этой стычки, спартанцы вернули фиванцам право главенства над городами Беотии. Могущество Фив было восстановлено. Спартанцы пошли на это потому, что решили укрепить оппозицию против Афин, которую видели в фиванцах.
Не всегда Фивы первыми вступали в конфликты или оборонялись. Они не раз помогали своим союзникам в борьбе с завоевателями или в наступательных походах. Так они помогли в борьбе с Кекирой Коринфу. Фиванцы оснастили всем необходимым экспедицию коринфцев.
Впрочем, со Спартой у Фив случился разрыв, поскольку ее правители не хотели поддерживать гегемонию Фив.


Фивы против Спарты

Настало время, когда фиванцы начали разворачивать оппозиционную кампанию, направленную на борьбу со Спартой. Ведь Фивы в тот период - 4 в. до н.э., стояли практически на одном уровне с Афинами и Спартой. Одно время фиванцы претендовали на всеобщую гегемонию в Греции.
Правители Фив стремительно продвигали идею главенства. С этой целью они заключили союз против Спарты, как наиболее сильного врага, создав лигу азиатских городов. В этот договор входили и Афины.
В ходе многочисленных стычек, в которых участвовали Киринфа, Коронея и другие крупные полисы, союзников Фив разбили. Спартанцы в свою очередь приняли беспрецедентные меры по ограничению независимости оппозиционных Фивам полисов, и поставили в Феспии и Орхомене свои укрепления. Но союз Фив с оппозиционными спартанцам полисами, быстро восстановили. В итоге Беотийский союз, все же, рухнул. В эти годы были казнены многие выдающиеся руководители повстанческих отрядов.
Фиванцы эмигрировали большими группами. Но со временем молодежь, которая видела бесчинства олигархов, поднялась в атаку, сравнимую с революционной. Движение освобождения объединяли всего 2 лидера. Это братья по оружию и большие друзья Эпаминонд и Пелопид. Они повели за собой Национальную партию и быстро устранили спартанское иго. Впрочем, ненадолго.


Подчинение Македонскому

Фивы умудрились восстать и против владычества Александра Македонского. Но было это не случайно. После долгого господства правителя Македонии, по Греции был распространен слух о том, что Александр погиб. Фиванцы не преминули взять все в свои руки, но не тут то было. Македонский ждать себя не заставил и явился в Фивы с вооружёнными до зубов солдатами. Фивы были взяты штурмом, в ходе которого убили свыше 6 тысяч его жителей, 30 тысяч взяли в плен.
Фивы Македонский разграбил до такой степени, что там не осталось ничего. Впрочем, уцелели Кадмеи. В нем Александр разместил своих воинов. Не тронули и дома Пиндара.


Дальнейшие разорения и упадок Фив


Середина 3 века до н.э. ознаменовалась для фиванцев постепенным приходом к разорению и упадку. Полный распад их полиса датирован 100 в. до н.э. Наступил не просто упадок экономической жизни, страдала культурная и нравственная стороны. Неминуемым стало время, когда Фивы попали под гнет, такими властителями над ними стали римляне. Правители Фив еще пытались возродить былое, но в наказание за это римляне превратили город-государство в жалкое, ничтожно малое поселение.
Средневековье тоже не принесло фиванцам ничего хорошего. Полис и в эти времена не возрождался, а подвергался нападкам и разграблениям. В 13 веке Фивы вошли в состав герцогства Афины, а когда и те пришли в разорение, история Фив ознаменовалась тем, что ее объявили столицей герцогства.
Но пришли Турки, и Фивы снова превратились в подобие маленького городка, а то и деревни. Век 20-й принес фиванцам возрождение и процветание. Его население дошло численностью до 5 000.


Современность

Ныне в Фивах сохранились достопримечательности Средневековья. Одна из наиболее значимых из них - кафедра епископа, которая принадлежит Фиванской и Левадийской митрополии.
По состоянию на первое десятилетие 21 века, население Фив достигло численности порядка 40 тысяч человек. Это самый крупный город Беотийской префектуры

    Греческий эталон красоты

    Античный город Дион

    Повествуя о божественной любви Зевса к Фиэ, дочери порадителя греков Девкалиона, Геосид говорит, что девушка забеременела от бога и родила ему двух сыновей, Македона и Магнета, Они обитали близ Олимпа в Пиерии. Священной местностью Зевса в этих землях был Дион в предгорьях Олимпа. Древний Дион, о нём впервые говорится у древнегреческого историка Фукидида, при описании маршрута похода спартанского полководца Брасида,через Фессалию,в страну его союзника, царя Пердика 2. Это был первый город, который повстречал в пути Брасид, перейдя границу летом 424 г. до н. э.

    Дион. Комплекс больших Терм

    Греческий шафран – золото греческой земли

    Шафран – самая дорогая в мире пряность растительного происхождения, которая получается из пыльцы и рылец одноименного растения. По утверждениям ботаников, в диком виде в природе оно не встречается, потому что возделывают его с момента начала культурной истории человечества. Родина растения – Передняя и Малая Азии, и Индия. Иногда за пряность под названием шафран выдают пыльцу бархатцев, которая тоже обладает вкусовыми и красящими свойствами, но ценится намного меньше.

    Великая колдунья в современной археологии

Древние египтяне называли свою роскошную столицу Уаст, что в переводе означает «властвующий» или «властвующший город», а греки называли его Фивы, или Фивеи (не путать с греческими Фивами), у Гомера упоминаются «стовратные Фивы», арабы говорили - эль-Уксур - «дворцы». Сами древние фиванцы зачастую именовали в текстах свою родину просто Ниут («город»).

История египетских Фив уходит в глубину веков: первые упоминания о городе сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые упоминаются при фараоне Микерине (Менкаура) (IV династия; ок. 26 в. до н. э.). Однако пышному расцвету города предшествовала долгая история. В 21 в. до н. э. он становятся центром объединения страны и впервые на небольшой срок становится столицей Египта при фараонах XI династии Среднего царства. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям. Местный бог Амон приобрел статус государственного бога.

С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16-14 вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.

После возрождения Мемфиса , ставшего в 14 в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли свою роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта даже спустя столетия, вплоть до греко-римского времени. В начале 1 тыс. до н. э. Фивы - центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением в первые века н. э. христианства район Фив становится одним из центров монашеского движения.

Многие постройки Фив были разграблены, снесены и разрушены римлянами. Лишь археологам и ученым из свиты Наполеона удалось вновь пробудить Фивы ото сна. Именно тогда зародилась египтология и познавательный туризм в Египет. В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном старая столица Египта была разделена каналом на две части: на юге родился город Луксор , на севере - деревня Карнак . На восточном берегу Нила стояли - два грандиозных храма - Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов.

Луксор. Аллея сфинксов.

Величественные храмовые комплексы соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных храмовых башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Покоренные народы Сирии-Палестины везли сюда бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами полудрагоценный лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом.

На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет - «Западная вершина», называющаяся сейчас эль-Курн. Повелительница этой горы богиня-змея Меритсегер («любящая тишину»), охранявшая покой умерших, согласно легендам, оберегала не только царские погребения, расположенные в Долине царей и Долине цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан. Отправляясь в экскурсию лучше взять удобную обувь, головной убор и фотокамеру. При посещении Долины фараонов пользоваться видеокамерой не разрешается.

Долина царей (Долина фараонов)

Богиня Меритсегер была покровительницей Долины царей, и это место выбрал для своего будущего погребения фараон Тутмос I (XVIII династия). Он и его придворный архитектор Инени надеялись, что гробница, запрятанная в скалах, лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды. А чтобы ввести охотников за легкой наживой в еще большее заблуждение, храмы умерших закладывались в удалении от самих гробниц. В знаменитой Долине фараонов 42 гробницы, почти все - фараонов. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе , фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и эти ухищрения не уберегли гробницы от разорения.

В течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась. Все гробницы были построены по схожему плану: в известняковой скале проделывали наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями.

Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы оказались разграбленными еще в древности. Лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности. Эта гробница исторически незначительного фараона, умершего в девятнадцатилетнем возрасте, была просто переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами. Тутанхамон, наследник «фараона-еретика» Эхнатона, лишь вновь заменил культ Атона культом Амона.

Долина цариц

В Долине цариц хоронили не только цариц - жен и матерей фараонов, но и рано умерших египетских принцев. В этом некрополе археологам удалось найти уже свыше 70 гробниц. Своим внешним обликом гробницы напоминают усыпальницы Долины фараонов, но немного меньше их размерами. Наиболее интересна расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены Рамсеса II Великого.


Фивы. Бог Хепри, богиня-гриф Нехбет, богиня Хатхор-Аментет и бог солнца Ра. Фресковые росписи гробницы Нефертари. XIX династия. Первая половина 13 в. до н.э. Долина Цариц.

Настенные росписи гробницы иллюстрируют «Книгу мертвых», погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба. После реставрации (1995 г.) эта гробница вновь открыта для посещения. Доступ в гробницу ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и только на 10 минут. За день ее успевают осмотреть лишь 150 человек.


Фивы. Нефертари и богиня Исида. Фресковые росписи гробницы Нефертари. XIX династия. Первая половина 13 в. до н.э. Долина Цариц.

Росписи также украшают стены гробниц рано умерших сыновей Рамсеса III Аменхерхепешефа и Хаэмуаса. Краски настенной живописи, например морская лазурь, светятся настолько интенсивно, будто картины нарисованы только сегодня.


Фивы. Бог Ра-Хараклети и Аментет, богиня Запада. Фрагмент. Гробница царицы Нефертари. Долина цариц.

Долина вельмож (Долина знати)

Западные Фивы были местом погребения не только фараонов и их жен. Здесь были захоронены сотни придворных, жрецов и высокопоставленных сановников, стремившихся пребывать рядом со своими правителями и после смерти. Их гробницы расположены вдоль восточного склона фиванских гор и образуют огромный некрополь - Долину знати. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф.

Большая часть гробниц датируется временем правления фараонов XVIII и XIX династий. Первые захоронения Долины относятся еще к Древнему царству. В Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Еще фараоны IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп II начал в Дейр эль-Бахри строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период фараоны XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам.

Фивы. Музыканты из сцены пира. Фрагмент росписи гробницы Нахта. XVIII династия. Конец 15 в. до н.э.


Фивы. Музыканты и танцовщицы. Фрагмент сцены пира из гробницы скульптора Небомана. 15 в. до н.э. Британский музей. Лондон.

Гробницы вельмож не были столь огромными, как гробницы их правителей. Как правило, они состоят из нескольких частей - открытого двора, пространство которого ограничивалось стенами, святилища и уходящей под землю погребальной камеры. Начиная с XIX династии, вход во двор выполнялся в виде пилона - гигантских ворот, бывших неотъемлемой частью архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи владельца гробницы. Здесь отправлялся заупокойный культ умершего - читались священные тексты и приносились жертвы его ка, жизненной энергии, бывшей одной из составляющих сущности человека. Верхняя часть фасада гробницы облицовывалась гробничными конусами - глиняными цилиндрами-«гвоздиками», замурованными по «шляпки» в толщу стен. На внешней стороне конусов специальными печатями наносилось имя хозяина гробницы и его земные и посмертные титулы.

Рельефы и росписи гробниц вельмож по праву считаются шедеврами египетского искусства. Стены усыпальниц вельмож чаще всего были украшены сценами из их земной жизни. Основной идеей этих росписей было отражение важнейших событий в жизни сановника и благополучия, которого он достиг при жизни. Это делалось отнюдь не для похвальбы - все, запечатленное должным образом на стенах гробницы, должно было окружать человека в загробном мире и доставлять ему радость. Самые интересные гробницы находятся в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. Необычайно интересны росписи гробниц Рехмира (визиря Тутмоса III и Аменхотепа II), Сеннефера (управляющего южной частью Фив при Аменхотепе II), Нахта (придворного астронома Тутмоса IV), Рамосе (правителя Фив и визиря при Аменхотепе III и Эхнатоне), Менна (землемера и кадастрового служащего при Тутмосе I). На стенах их усыпальниц изображены погребальные торжества с музыкантами и танцовщицами, крестьяне за полевыми работами, сцены суда. В большинстве случаев на левой стене изображается жизненный путь умершего, а на других стенах - церемония погребения. Со временем Долина знати стала местом захоронения многих людей. Сегодня официально открыто более 500 гробниц (XI-XXVI династии), большое число захоронений было уничтожено еще в древности или все еще сокрыто в недрах фиванских гор.

Гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые называют Колоссами Мемнона, приветствуют каждого путешественника на границе зеленых пшеничных полей и безжизненных песков пустыни. Две сидящие фигуры высотой 18 м охраняли некогда вход в несуществующий сегодня гигантский посмертный храм Аменхотепа III. На них сохранились греко-римские графитти времен императора Адриана и других видных деятелей античного мира. В свое время эти колоссы были известны тем, что один из них издавал жалобный стон на заре. Считалось, что таким образом свою мать, богиню утренней зари Эос приветствовал погибший во время Троянской войны от руки Ахилла эфиоп Мемнон. Звуки прекратились после реставрации в 199 г. н. э.


Фивы. Статуи фараона Аменхотепа III («колоссы Мемнона»). Высота 18 метров. Две сидящие фигуры охраняли вход не сохранившегося заупокойного храма Аменхотепа III. Колоссы были известны тем, что один из них ежедневно утром издавал жалобный стон. Считалось, что таким образом эфиоп Мемнон, погибший во время Троянской войны от руки Ахилла, приветствует свою мать, богиню утренней зари. После реставрации в 199 г. н.э. звуки прекратились. XVIII династия. Конец 15 в. до н.э.

Рамессеум

Рамсес II повелел построить гигантский заупокойный храм в честь бога Амона, который ныне называют Рамессеум. До нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии. Грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные фараонами XVIII династии.

В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. На барельефах были изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами. За пилоном находится первый двор. Южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. Во второй двор вела лестница - он был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская статуя Рамсеса (20 м) весом около 1 тыс. т.

Центральную часть дворца занимал приемный зал с 16 колоннами. Дальше можно было попасть в личные комнаты царя и тронный зал. Позади дворца был расположен «женский дом» царя. Второй двор Рамессеума служил подходом к заупокойному храму. Двор был украшен портиками с папирусообразными колоннами осирическими колоссами. Гипостильный (колонный) зал храма имел 48 колонн. Великолепно сохранилась раскраска капителей колонн, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, главное святилище, кладовые. В Рамессеуме находилась знаменитая библиотека, названная Диодором «Лечебницей души», а также большая школа писцов. Под полами храма была найдена шахта с погребением жреца эпохи Среднего царства, а в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов.

Мединет-Абу (Заупокойный храм Рамсеса III)

Когда-то Мединет-Абу были всего лишь каменоломней для строительства гробниц и храмов. Рамсес III возвел свой мощный посмертный храм в районе Мединет-Абу, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона.

Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

Фи́вы [греч. Фивы или Фивеи; древнеегипетск. Уаст - «Властвующий (город)», или Ниут - «город», арабск. эль-Уксур - «дворцы»], древний город в Верхнем Египте , вблизи современного г. Луксор . Первые упоминания о Фивах сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые город упоминается при фараоне Микерине (IV династия; ок. 26 в. до н. э.). В 21 в. до н. э. при фараонах XI династии Среднего царства Фивы становятся столицей Египта. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям, а местный бог Амон приобрел статус «государственного» бога.

С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16-14 вв. до н. э.) начинается период наивысшего расцвета города. Фивы становятся политическим и религиозным центром великой египетской державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана , а на западе доходили до Ливии . Большинство фараонов направляло сюда на строительство значительную часть ресурсов как Египта, так и его огромных внешних владений. Фивы стали центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.

Рамсес III возвел свой некрополь на обширной территории, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона. Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

Фивы в Греции - город с богатой и очень интересной историей. В бронзовый век он был важным микенским центром, в классический период - могущественным городом-государством. Участвовал как в Персидской, так и Пелопоннесской войне. Являлся главным соперником древних Афин. Сегодня город - крупнейший населенный пункт областного подразделения Беотии. А также весьма привлекательное место для туристов, приезжающих сюда практически со всего мира.

Местоположение

Город Фивы в Греции расположен на равнине Анион, между пресноводным озером Илики на севере и горами Ситерон на юге. Соседствует он с Афинами (находятся в 50 км) и Ламией (100 км). Добраться до него можно как по автомагистрали, так и по железной дороге.

История происхождения

Рассказ о происхождении Фив в Древней Греции сохранился в виде легенд и мифов. Так, сами жители страны приписывали основание города Кадму - сыну финикийского цар. Однако доподлинно неизвестно, как именно появился этот населенный пункт.

Никто точно не знает и о том, как он развивался первоначально. При этом современные ученые выяснили, управлялись Фивы земледельческой аристократией, которая защищала целостность города жесткими уставами о собственности и ее передаче в наследство.

Архаический и классический периоды

В конце 6 века до н. э. фиванцы стали враждовать с афинянами, которые помогли маленькой городе Платеа сохранить свою независимость. Они даже сражались в знаменитой битве в 479 году до н.э. от короля Ксеркса I. За что впоследствии были наказаны победоносными греками, которые подошли к Фивам и затребовали выдачи аристократов, являвшихся представителями персидской партии. Когда им в этом было отказано, Павсаний осадил город вместе со своим войском и вынудил фиванцев отдать ему виновных для расправы над ними.

Во время вражды с афинянами Фивы потеряли свою гегемонию над беотийскими городами. Возвращена она им была только в 460 году до н. э. Стены города были восстановлены, а его жители вернули свое могущество. В борьбе Коринфа с Керкирой (435 год до н. э.) фиванцы помогли коринфянам снарядить их экспедицию. Затем вплоть до Никиева мира они поддерживали спартанцев. Однако между двумя союзниками вскоре произошел разрыв, потому что Спарта отказалась упрочить полную гегемонию Фив над Беотией в качестве вознаграждения за помощь.

В 424 году до н. э. фиванцы нанесли серьезное поражение афинянам в битве при Делии и впервые продемонстрировали всю свою мощь. В 404 году до н. э. они призвали греков к полному уничтожению Афин, но уже через год тайно поддержали восстановление их демократии, чтобы суметь противостоять Спарте. В 395 году до н. э. в битве при Халиарте они вновь доказали свою военную мощь, выступая против спартанцев, однако все равно проиграли. Фиванцы не сдавались. И уже в 371 году до н. э. они смогли одолеть спартанцев в битве Левктрах. Победителей приветствовали по всей Греции в качестве защитников угнетенных.

Дальнейшая история

Фиванцы в 371 году до н. э. смогли установить свою власть над несколькими крупными городами. В 395 году они даже примирились с афинянами, которые тоже опасались спартанцев. Но после смерти Эпаминонда в битве при Мантинеи вновь потеряли свое могущество. А в 335 году город был разрушен Александром Македонским. По преданию, уцелеть после погрома смогли лишь храмы и дом поэта Пиндара. Территория города была разделена между другими городами Беотии, а его жителей продали в рабство.

В 323 году до н. э. Фивы были восстановлены Кассандром, который стремился исправить ошибки Александра Великого. Многие города предоставили македонскому царю своих работников. Афиняне, например, перестроили большую часть стены Фив, а жители Месинии вложили в реставрацию свои деньги. В результате общих деяний план по воссозданию населенного пункта был реализован. Несмотря на это, Фивы так и не смогли вернуть назад свое могущество.

В течение раннего византийского периода Фивы в Греции служили местом убежища от иностранных захватчиков. В 10 веке нашей эры город стал центром торговли шелком. К середине 12 века он превратился в крупнейшего производителя этого материала во всей Византийской империи, обогнав Константинополь. Несмотря на жестокое разграбление норманнами в 1146 году, этот населенный пункт был быстро восстановлен и продолжил свое процветание вплоть до своего завоевание латинянами в 1204 году.

Сегодня Фивы - небольшой город, занимающийся производством сельскохозяйственных продуктов. Он весьма популярен у туристов, которые приезжают сюда для осмотра различных достопримечательностей.

Фивы в мифологии

Город Фивы в Греции «окружен» легендами и мифами. Так, некоторые старики-жители этого славного местечка рассказывают о Кадме - сыне Агенора и предке Эдипа. Якобы после убийства гигантского змея (или дракона), которого Арес отправил для защиты арии Весны, Афина поручила Кадму посеять зубы змея в землю. Как только он это сделал, из почвы сразу появились воины, которые и создали город Фивы.

Согласно другой легендой, город были также родиной мифологического панэллинского героя Геркулеса. А еще они являлись местом, где Сфинкс (мифическое существо с головой и грудью женщины, львиным телом, змеиным хвостом и огромными крыльями) требовала у каждого путника разгадать загадку про возраст человека. Тех, кто не смог ответить на нее, существо съедало. Когда царь Эдип разгадал загадку, Сфинкс был уничтожен.

Еще одна мифологическая история, напрямую связанная с городом, - «Семеро против Фив». Между двумя сыновьями Эдипа началась однажды война. Полиник был изгнан его братом Этеоклом из Фив. Он заручился помощью ахейцев из Пелопоннеса, чтобы вновь установить свою власть в городе. Однако при осаде стен Фив шесть из семи чемпионов, в том числе и сам Полиник, были убиты. Тем не менее нападение оказалось успешным, и город был захвачен. Этот миф является, пожалуй, символической метафорой общей ситуации в Греции после окончания микенского периода в ее истории.

Известные люди Фив

Как гласит история, в городе Фивы в Греции в разные годы жили многие достойные люди. Например, здесь бывал Александр Македонский, царь Кассандр, генерал Эпаминондас, генерал Пелопид, художники Аристид и Никомах. Кроме того, тут похоронен евангелист Лука - апостол, христианский святой, первый иконописец и святой покровитель всех живописцев. Из наших современников в Фивах жили певец Харис Алексиу, богослов Панагиотис Брациотис и художник Теодорос Вризакис.

Основная достопримечательность города Фивы в Греции - археологический музей, вновь открытый летом 2015 года. Здесь можно посмотреть различные экспонаты, включая фрески и глиняные горшки, выжженные руками древних жителей страны. Стоит обязательно посетить руины старинной крепости Кадмия, которая была построена в эпоху бронзового века.

Еще одна интересная достопримечательность Фив в Греции - церковь святого евангелиста Луки, в которой и сегодня покоятся его мощи. Говорят, что каждый год возле его гробницы многие люди, страдающие от глазных заболеваний, исцеляются и даже начинают хорошо видеть окружающий мир.

Интересных достопримечательностей города осталось немного. Но побывать в Фивах все равно стоит, чтобы увидеть своими глазами город, где «родился» Геркулес и была написана Лукой 1 из 4-х Евангелий. Удачного путешествия!