Кто такой Ермак? Ермак и покорение сибири.

Атаман, предводитель похода начала 1580-х годах в Сибирь, положившего начало присоединению Сибирского ханства к Русскому государству.

Час-то Ермак Тимофеевич ото-жде-ст-в-ля-ет-ся с В.Т. Але-ни-ным, уро-жен-цем вот-чин име-ни-тых куп-цов Стро-га-но-вых на реке Чу-со-вая. Бо-лее ос-но-ва-тель-ны вер-сии о том, что он ро-дил-ся близ города Тоть-ма или в селе Бо-рок на реке Се-вер-ная Дви-на. Су-ще-ст-ву-ет так-же вер-сия о его про-ис-хо-ж-де-нии из ста-ни-цы Ка-ча-лин-ской на До-ну. Од-на-ко вви-ду ед-ва ли не по-все-ме-ст-но-го рас-про-стра-не-ния име-ни «Ер-мак» (ко-то-рое нель-зя счи-тать про-зви-щем) точ-но ус-та-но-вить его про-ис-хо-ж-де-ние не уда-ёт-ся. Ино-гда за на-стоя-щее имя Ермака Тимофеевича ис-сле-до-ва-те-ли при-ни-ма-ют дру-гое (Ер-мо-лай, Ер-мил, Ере-мей, Гер-ман, Ти-мо-фей; ка-за-ки про-зва-ли его Ток-мак). Ермака Тимофеевича име-но-ва-ли так-же «По-вол-ским», ско-рее все-го по-то-му, что он воз-глав-лял от-ряд волж-ских ка-за-ков (не ис-клю-че-но, что в Са-мар-ской Лу-ке). В од-ной из позд-них ле-то-пи-сей со-хра-ни-лось опи-са-ние Ермака Тимофеевича - «рос-лый, и вид-ный, и вся-кой муд-ро-сти пре-ис-пол-нен, ши-ро-ко-лиц», с чёр-ны-ми во-ло-са-ми и бо-ро-дой, су-ту-ло-ват и пле-чист. Ка-за-чий от-ряд Ермака Тимофеевича дли-тель-ное вре-мя дей-ст-во-вал про-тив та-тар в По-вол-жье. В 1580 году и 1581 году Ермак Тимофеевич, ви-ди-мо, от-би-вал та-бу-ны ло-ша-дей у но-гай-цев на Вол-ге; по не-ко-то-рым све-де-ни-ям, он за-ни-мал-ся гра-бе-жом цар-ских су-дов, ино-зем-ных по-слов и ку-пе-че-ских ка-ра-ва-нов. Мне-ние об уча-стии Ермака Тимофеевича в по-след-них кам-па-ни-ях Ли-вон-ской вой-ны 1558-1583 годов ма-ло-убе-ди-тель-но: ско-рее все-го, в 1581 году с поль-ско-ли-товскими вой-ска-ми не-по-да-лё-ку от Мо-ги-лё-ва сра-жал-ся дру-гой ата-ман с та-ким же име-нем.

В начале 1580-х годов Стро-га-но-вы, по всей ви-ди-мо-сти, дав-но знав-шие Ермака Тимофеевича, при-гла-си-ли его от-ряд для обо-ро-ны го-род-ков Перм-ско-го края от на-бе-гов та-тар и во-гу-лов. В кон-це ав-гу-ста - на-ча-ле сен-тяб-ря 1582 года вверх по ре-кам Чу-со-вая и Се-реб-рян-ка от-ряд Ермака Тимофеевича на-чал по-ход в Си-бирь. Воз-мож-но, это бы-ло сде-ла-но по за-да-нию Стро-га-но-вых, но не ис-клю-че-но, что по-ход стал соб-ст-вен-ной ини-циа-ти-вой ка-за-ков. От-ряд во-ло-ком пре-одо-лел Урал, про-шёл по ре-кам Ба-ран-ча и Та-гил, а за-тем вниз по Ту-ре и То-бо-лу. Ка-за-чья «дру-жи-на» на-счи-ты-ва-ла 540 человек (с ни-ми так-же шли 300 ли-тов-цев и нем-цев - во-ен-но-плен-ных, слу-жив-ших у Стро-га-но-вых), рас-по-ла-га-ла, в от-ли-чие от про-тив-ни-ка, ог-не-стрель-ным ору-жи-ем (пе-ре-во-зи-лось в основном на ма-нев-рен-ных греб-ных су-дах, поч-ти не-до-ся-гае-мых для татарской кон-ни-цы). Ею пред-во-ди-тель-ст-во-ва-ли, кро-ме Ермака Тимофеевича, так-же ата-ма-ны Иван Коль-цо (Коль-цов), Иван Гро-за, Ни-ки-та Пан, Мат-вей Ме-ще-ряк, Яков Ми-хай-лов, под-чи-няв-шие-ся Ермаку Тимофеевичу. От-ряд Ермака Тимофеевича раз-гро-мил си-лы си-бир-ско-го ха-на Ку-чу-ма в уро-чи-ще Ба-ба-сан и у Ка-ра-уль-но-го Яра, ов-ла-дел улу-са-ми мурз Ка-ра-чи и Ати-ка, а 23 октября (2 ноября) 1582 года в ре-шаю-щем сра-же-нии под Чу-ва-ше-вом в устье реки То-бол, где та-та-ры уст-рои-ли за-се-ку, на-нёс по-ра-же-ние вой-ску Ма-мет-ку-ла (Му-хам-ме-да Ку-ли), пле-мян-ни-ка Ку-чу-ма. 26 октября (5 ноября) всту-пил в хан-скую став-ку Ис-кер (Каш-лык), по-ки-ну-тую Ку-чу-мом и жи-те-ля-ми. В начале де-каб-ря 1582 года, по-сле убий-ст-ва та-та-ра-ми не-сколь-ких ка-за-ков на Аба-ла-ке, Ермак Тимофеевич вновь раз-бил Ма-мет-ку-ла, ко-то-рый вско-ре был взят в плен на реке Ва-гай не-боль-шим от-ря-дом, по-слан-ным ата-ма-ном, и от-прав-лен в Мо-ск-ву. Ут-вер-див-шись в Каш-лы-ке, Ермак Тимофеевич стал при-во-дить к при-ся-ге на вер-ность ца-рю Ива-ну IV Ва-силь-е-ви-чу Гроз-но-му на-се-ле-ние Си-би-ри и взи-мать с не-го дань (ясак) в поль-зу русского го-су-да-ря, к ко-то-ро-му от-пра-вил ка-за-ков с от-пис-кой о за-вое-ва-нии Си-бир-ско-го хан-ст-ва. Пре-да-ния о том, что царь на-гра-дил ата-ма-на дву-мя пан-ци-ря-ми, шу-бой и по-зо-ло-чен-ным куб-ком, при-ка-зал име-но-вать Ермака Тимофеевича си-бир-ским кня-зем, не-дос-то-вер-ны. Ве-ро-ят-но, Ермак Тимофеевич и его спод-виж-ни-ки бы-ли по-жа-ло-ва-ны день-га-ми и сук-на-ми. От-ряд чис-лен-но-стью 300 человек под на-ча-лом князя С.Д. Бол-хов-ско-го, при-слан-ный на по-мощь Ермаку Тимофеевичу для удер-жа-ния за-воё-ван-ных тер-ри-то-рий, поч-ти це-ли-ком по-гиб от го-ло-да в Каш-лы-ке. В 1583 году, во вре-мя по-хо-да по Ир-ты-шу и Оби до На-зим-ско-го го-род-ка, Ермак Тимофеевич под-чи-нил об-шир-ную тер-ри-то-рию, об-ло-жив её яса-ком. По при-го-во-ру Ермака Тимофеевича и его «дру-жи-ны» («то-вар-ст-ва») от-ряд Ива-на Коль-ца (40 человек) был от-прав-лен на по-мощь от-ко-че-вав-ше-му от Ку-чу-ма Ка-ра-че, ко-то-рый ве-ро-лом-но унич-то-жил его и за-тем оса-дил Каш-лык. Ермак Тимофеевич и его со-рат-ни-ки от-стоя-ли го-род, а в хо-де вы-ла-зок ка-за-ков та-та-ры по-нес-ли круп-ные по-те-ри. В 1585 году Ермак Тимофеевич, стре-мив-ший-ся на-ла-дить ус-той-чи-вые тор-го-вые свя-зи с го-су-дар-ст-ва-ми Средней Азии, во гла-ве от-ря-да ка-за-ков дви-нул-ся по Ир-ты-шу на-встре-чу бу-хар-ским куп-цам, ко-то-рых хан Ку-чум не про-пус-кал к Каш-лы-ку. Не встре-тив их, Ермак Тимофеевич от Ат-ба-ша по-вер-нул об-рат-но и за-но-че-вал близ устья реки Ва-гай (по другим дан-ным, в Ва-гай-ской из-лу-чи-не Ир-ты-ша; воз-мож-но, на ост-ро-ве). Но-чью та-та-ры вне-зап-но на-па-ли на спав-ших ка-за-ков, ко-то-рые не вы-ста-ви-ли стра-жи, часть их пе-ре-би-ли, а часть об-ра-ти-ли в бег-ст-во. Сам Ермак Тимофеевич из-за тя-жё-лых дос-пе-хов не смог до-б-рать-ся до от-плы-ваю-ще-го стру-га и уто-нул (не-ко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли счи-та-ют, что он был убит кем-то из та-тар - при-бли-жён-ных ха-на). Уз-нав о ги-бе-ли сво-его пред-во-ди-те-ля, его от-ряд (90 человек) под на-ча-лом го-ло-вы И. Глу-хо-го че-рез Ураль-ские го-ры вер-нул-ся в Перм-ский край. Те-ло Ермака Тимофеевича, най-ден-ное че-рез не-де-лю по-сле его ги-бе-ли, та-та-ры и ос-тя-ки по-хо-ро-ни-ли под со-сной на Баи-шев-ском клад-би-ще у Епан-чин-ских юрт.

Ме-сто по-гре-бе-ния и дос-пе-хи «слав-но-го и ра-то-бор-но-го» ата-ма-на ста-ли пред-ме-том по-кло-не-ния ме-ст-ных жи-те-лей, а сам Ермак Тимофеевич - ге-ро-ем мно-го-численных уст-ных пре-да-ний и ле-то-пис-ных рас-ска-зов (например, в со-ста-ве Еси-пов-ской, Стро-га-нов-ской, Кун-гур-ской, Ре-ме-зов-ской, Че-ре-па-нов-ской ле-то-пи-сей). По-ход Ермака Тимофеевича сы-грал важ-ную роль в рас-про-стра-не-нии пра-во-сла-вия в Си-би-ри. С 1622 года Ермак Тимофеевич и его по-гиб-ших со-рат-ни-ков еже-год-но по-ми-на-ли в то-боль-ском Со-фий-ском со-бо-ре в не-де-лю тор-же-ст-ва пра-во-сла-вия как му-че-ни-ков за ве-ру, ут-вер-див-ших хри-сти-ан-ст-во в Си-би-ри.

Ерма́к Тимофе́евич (1532/1534/1542 — 6 августа 1585, Сибирское ханство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства.

Происхождение

Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов реки Чусовой. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день — деревня Борок Виноградовского района Архангельской области.

Его имя, по мнению профессора Никитского, есть изменение имени Ермолай, а Ермак же звучало как сокращение. В. Гиляровский его называет Ермил Тимофеевич («Москва Газетная»). Другие историки и летописцы производят его от Германа и Еремея. Одна летопись, считая имя Ермака прозвищем, дает ему христианское имя Василия. Эта же версия обыгрывается в сказе П. П. Бажова «Ермаковы лебеди». Существует мнение, что «Ермак» — прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.

Существует гипотеза о тюркском (кераитском или сибирском) происхождении Ермака. В пользу этой версии приводят доводы о том, что имя Ермак тюркское и существует до сих пор у татар, башкир и казахов, но произносится как «Ермек» — камень. Кроме того, мужское имя Ермак («Ырмаг») встречается у алан-осетин, широко населявших донские степи вплоть до XV столетия.

Версию о тюркском происхождении Ермака косвенно подтверждает описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века. Согласно С. У. Ремезову, отец которого — казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов — знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных казацких дружин, на Волге защищавших население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. Об этом свидетельствуют донесения, челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле, ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов.

В 1579 году дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума, и пошла вверх по Каме, а в июне 1579 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.

К началу 1580 года Строгановы пригласили Ермака на службу, тогда ему было не менее 40 лет. Ермак участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск. Сохранилось письмо польского коменданта Могилева Стравинского, отправленное в конце июня 1581 года королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий».

Завоевание Сибири

Василий Иванович Суриков, «Покорение Сибири Ермаком». Холст, масло

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX века.

1 сентября 1581 года дружина казаков под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Нижнего Чусовского Городка. По другой версии, поход Ермака, Ивана Кольцо и Никиты Пана в Сибирь датируется следующим — 1582 годом, так как мир с Речью Посполитой был заключён в январе 1582 года, а в конце 1581 года Ермак всё ещё воевал с Литовцами

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума, находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин.

Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы, и, по-видимому, являлся этническим узбеком. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце XVII века Семеном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и пр. коренных народов, насильно собранных им в 1581 году для отражения казацкого вторжения.

Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были зазимовать (Ремезовская летопись). Во время зимовки, согласно книге Режевские сокровища, Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза ныне находится знаменитое своими самоцветами село Мурзинка.

Лишь весной 1582 года, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но 1 августа и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.

26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык) .

Через четыре дня ханты с р. Демьянка, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар завоевателям пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов — с рек Конда и Тавда. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя.

В декабре 1582 года военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но 23 февраля казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае.

Лето 1583 года Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь (Кашлык) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю — атамана Ивана Кольцо.

Атаман Ермак на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Иван Грозный принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семёна Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 года, но их отряд не мог доставить существенной помощи сильно убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: сначала в засаду попал Богдан Брязга; потом при взятии Назыма убит был Никита Пан; а весной 1584 года татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Матвей Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их предводителя Карачу, визиря Кучума.

6 августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки в устье реки Вагай Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Согласно одной легенде, мужественно сопротивлявшийся атаман был обременен своими доспехами, в частности, подаренным царем панцирем, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.

Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск.

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», — пишет историк Руслан Скрынников.

Смерть Ермака

Существует легенда о том, что, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин «Яныш, Бегишев внук». Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царем московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения. Подаренный Ермаку царем Иваном панцирь с мишенями (бляшками), принадлежавший воеводе Петру Ивановичу Шуйскому, убитому в 1564 году гетманом Радзивиллом в битве при Чашниках, сначала попал к калмыцкому тайджи Аблаю, а в 1646 году был отбит русскими казаками у «воровской самояди» — восставших селькупов. В 1915 году при раскопках сибирской столицы Кашлыка были найдены точно такие же бляшки с двуглавыми орлами, что были на панцире Шуйского, которые мог обронить там сам Ермак.

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак. Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

В Омске датский предприниматель Рандруп С. Х. в начале XX века наладил производство отечественных швейных машинок под названием "Ермак" на основе немецком швейной машины "ZINGER";

Памятники в городах: Новочеркасске, Тобольске (в виде стелы, 1848), на Алтае в Змеиногорске (перенесённый из казахстанского города Аксу, до 1993 носивший название Ермак), Сургуте (открыт 11 июня 2010 года; автор — скульптор К. В. Кубышкин). В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Ермака.

Улицы в городах: Белове, Березниках, Железногорске (Красноярский край), Иваново, Новокузнецке, Новосибирске и Омске, Новочеркасске (площадь), Липецке и Ростове-на-дону (переулки).

Сопка Ермака — одна из достопримечательностей г. Верхняя Тура (Свердловская область).

Гора Ермак в Кунгурском районе Пермского края.

Российский художественный фильм (мини-сериал) В. Краснопольского и В. Ускова «Ермак» (1996 год) (в заглавной роли Виктор Степанов).

В 2001 году Банком России в серии памятных монет «Освоение и исследование Сибири», выпущена монета «Поход Ермака» номиналом 25 руб.

Среди русских фамилий встречается фамилия Ермак.

В 1899 году на верфи в Ньюкасле (Англия) по проекту адмирала С. О. Макарова был построен для России первый в мире линейный ледокол «Ермак», прослуживший до 1960 года. В 1974 году на финской верфи Вяртсила был построен для Советского Союза новый дизель-электрический ледокол «Ермак».

Первый в мире линейный ледокол «Ермак»

Стела Ермаку в Тобольске. На заднем плане — Тобольский кремль

Памятник Ермаку в Новочеркасске

Донские деньги — 100 рублей. Ермак. аверс, 1918. Ростов

Донские деньги - 100 рублей. Ермак. реверс, 1918. Ростов

По материалам Википедии

Происхождение Ермака в точности неизвестно, потому и дата его рождения неизвестна, на этот счет существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов Камы, по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону. Но в последнее время все чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака.

По поводу его имени также ведутся споры: существует мнение, что «Ермак» – прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи. А некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген. Ермак Тимофеевич Аленин родился по разным версиям в 1532, 1534 или 1542 году.

Сначала он был атаманом одной из многочисленных казацких дружин. На Волге защищал население от произвола и грабежа со стороны крымских татар. В 1579 году дружина казаков под его начальством была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума. В июне 1579 года дружина прибыла на реку Чусовую. Здесь казаки жили два года и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений. Ермак также участвовал в Ливонской войне, командовал казачьей сотней во время сражения с литовцами за Смоленск.

Дружина казаков 1 сентября 1581 года, под главным начальством Ермака выступила в поход за Урал. Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку. Казаки поднялись на стругах вверх по Чусовой и по её притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Во время зимовки Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейва. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. Лишь весной, по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу, выплыли в Туру. Два раза разбили они сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула с большим войском, но и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасан. Наконец, на Иртыше казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве при Чувашевом мысу. 26 октября 1582 года Ермак вступил в покинутую татарами Сибирь.

Лето 1583 года Ермак употребил на покорение татар по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым.

После взятия города Сибирь Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю. Иван Грозный принял посла очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил подкрепление с 300 ратниками. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 года, но их отряд не смог помочь казацкой дружине.

Атаманы гибли один за другим, 16 августа 1585 года погиб и Ермак Тимофеевич. Он шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночёвки в устье реки Вагай Кучум напал на спавших казаков и истребил весь отряд. Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки уступили Сибирь Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новым отрядом царских войск.

Происхождение

Происхождение Ермака в точности не известно, существует несколько версий.

«Родом неизвестный, душой знаменитый» , он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой . Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме , Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил , пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась в виду Борецкая волость , с центром в селе Борок (сейчас - в Виноградовском районе Архангельской области) .

Сохранилось описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века . Согласно С. У. Ремезову, отец которого - казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов - знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был

«вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных шаек волжских казаков, защищавших население на Волге от произвола и грабежа со стороны крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле , другой ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице » и в станицах у других атаманов .

Сибирский поход Ермака

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным , Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений .

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума , находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин .

Атаман Ермак на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Смерть Ермака

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», - пишет историк Руслан Скрынников .

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак . Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

Примечания

Литература

Источники

  • Грамота царя Ивана Васильевича в Югорскую землю князю Певгею и всем князьям Сорыкидским о сборе дани и о доставке её в Москву //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 6. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеевича с товарищи //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С.7-8. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича Семёну, Максиму и Никите Строгановым о приготовлении к весне 15 стругов для людей и запасов, направляемых в Сибирь //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 8-9. - ISBN 5-85383-275-1
  • «Дополнения к актам историческим», т. I, № 117;
  • Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией;
  • Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821);
  • Рычков А. В. Режевские сокровища. - Уральский университет, 2004. - 40 с. - 1500 экз. - ISBN 5-7996-0213-7

Исследования

  • Атаман Ермак Тимофеевич покоритель Сибирского царства. - М., 1905. 116 с.
  • Блажес В. В. О наименовании покорителя Сибири в исторической литературе и фольклоре // Наш край. Материалы 5 Свердловской областной краеведческой конференции. - Свердловск, 1971. - С. 247-251. (историография проблемы)
  • Бузукашвили М. И. Ермак. - М., 1989. - 144 с.
  • Гриценко Н. Воздвигнут в 1839 году // Сибирская столица, 2000, № 1. - С. 44-49. (памятник Ермаку в Тобольске)
  • Дергачёва-Скоп Е. Краткие повести о походе Ермака в Сибирь // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. III. История и культура народов Сибири: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (13-15 октября 1981 г.). - Новосибирск, 1981. - С. 16-18.
  • Жеребцов И. Л. Коми - сподвижники Ермака Тимофеевича и Семёна Дежнёва // НеВтон: Альманах. - 2001. - № 1. - С. 5-60.
  • Закшаускене Е. Знак с кольчуги Ермака // Памятники Отечества. Вся Россия: Альманах. № 56. Кн. 1. Первая столица Сибири. - М., 2002. С. 87-88.
  • Катанов Н. Ф. Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. - С. 145-167. - ISBN 5-85383-275-1 (впервые опубликовано: то же // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1895-1896. - Вып. V. - С. 1-12)
  • Катаргина М. Н. Сюжет о гибели Ермака: летописные материалы. Исторические песни. Предания. Российский роман 20-50-х годов XX века // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 232-239. - ISBN 5-87591-004-6
  • Козлова Н. К. О «чуди», татарах, Ермаке и сибирских курганах // Капля [Омск]. - 1995. - С. 119-133.
  • Колесников А. Д. Ермак. - Омск, 1983. - 140 с.
  • Копылов В. Е. Земляки в названиях минералов // Копылов В. Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга первая. - Тюмень, 2000. - С. 58-60. (в том числе о минерале ермакит)
  • Копылов Д. И. Ермак. - Иркутск, 1989. - 139 с.
  • Крекнина Л. И. Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 240-245. - ISBN 5-87591-004-6
  • Кузнецов Е. В. Библиография Ермака: Опыт указания малоизвестных сочинений на русском и частью на иностранных языках о покорителе Сибири // Календарь Тобольской губернии на 1892 год. - Тобольск, 1891. - С. 140-169.
  • Кузнецов Е. В. К сведениям о знамёнах Ермака // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 43.
  • Кузнецов Е. В. Находка ружья покорителя в Сибири // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С. 302-306. - ISBN 5-93020-024-6
  • Кузнецов Е. В. Начальная пиитика о Ермаке // Тобольские губернские ведомости. - 1890. - № 33, 35.
  • Кузнецов Е. В. Об очерке А. В. Оксёнова «Ермак в былинах русского народа»: Библиография известий // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 35.
  • Кузнецов Е. В. Сказания и догадки о христианском имени Ермака // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С.9-48. - ISBN 5-93020-024-6 (см. также: то же // Лукич. - 1998. - Ч. 2. - С. 92-127)
  • Миллер, «Сибирская история»;
  • Небольсин П. И. Покорение Сибири // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 16-69. ISBN 5-85383-127-5
  • Оксенов А. В. Ермак в былинах русского народа // Исторический вестник, 1892. - Т. 49. - № 8. - С. 424-442.
  • Панишев Е. А. Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2003. - С. 228-230.
  • Пархимович С. Загадка имени атамана // Лукич. - 1998. - № 2. - С. 128-130. (о христианском имени Ермака)
  • Скрынников Р. Г. Ермак. - М., 2008. - 255 с (серия ЖЗЛ) - ISBN 978-5-235-03095-4
  • Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. - Новосибирск, 1986. - 290 с.
  • Солодкин Я. Был ли двойник у Ермака Тимофеевича? // Югра. - 2002. - № 9. - С. 72-73.
  • Солодкин Я. Г. К изучению летописных источников о сибирской экспедиции Ермака // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95». - Тюмень, 1996. С. 113-116.
  • Солодкин Я. Г. К спорам о происхождении Ермака // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. II. - Екатеринбург, 1999. - С. 128-131.
  • Солодкин Я. Г. Поминались ли «ермаковы казаки» вне Тобольска? (Как Семён Ремезов ввёл в заблуждение многих историков) // Сибирский исторический журнал. 2006/2007. - С. 86-88. - ISBN 5-88081-586-2
  • Солодкин Я. Г. Рассказы «Ермаковых казаков» и начало сибирского летописания // Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). - Тобольск, 2004. С. 54-58.
  • Солодкин Я. Г. Редакции синодика «Ермаковым казакам» (к истории раннего сибирского летописания) // Словцовские чтения-2006: Материалы XVIII Всероссийской научной краеведческой конференции. - Тюмень, 2006. - С. 180-182. - ISBN 5-88081-558-7
  • Солодкин Я. Г. Хронология «Ермакова взятия» Сибири в русском летописании первой половины XVII в. //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. - Тюмень, 2006. - С. 9-15. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. «…А СЕ НАПИСАХ К СВОЕМУ ИЗПРАВЛЕНИЮ» (СИНОДИК «ЕРМАКОВЫМ КАЗАКАМ» И ЕСИПОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 2 (20). С. 48-53.
  • Софронов В. Ю. Поход Ермака и борьба за ханский престол в Сибири // Научно-практическая конференция «Словцовские чтения» (Тезисы докладов). Сб. 1. - Тюмень, 1993. - С. 56-59.
  • Софронова М. Н. О мнимом и реальном в портретах сибирского атамана Ермака // Традиции и современность: Сборник статей. - Тюмень, 1998. - С. 56-63. - ISBN 5-87591-006-2 (см. также: то же // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 169-184. - ISBN 5-85383-127-5)
  • Сутормин А. Г. Ермак Тимофеевич (Аленин Василий Тимофеевич). Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981.
  • Фиалков Д. Н. О месте гибели и захоронения Ермака // Сибирь периода феодализма: Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI-XIX вв. - Новосибирск, 1965. - С. 278-282.
  • Шкерин В. А. Сылвенский поход Ермака: ошибка или поиск пути в Сибирь? //Этнокультурная история Урала, XVI-XX вв.: Материалы международной научной конференции, г. Екатеринбург, 29 ноября - 2 декабря 1999 г. - Екатеринбург, 1999. - С. 104-107.
  • Щеглов И. В. В защиту 26 октября 1581 г. // Сибирь. 1881. (к дискуссии о дате похода Ермака в Сибирь) .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ермак Тимофеевич вошел в русскую историю как казачий атаман и человек, обеспечивший не только открытие Сибири для русского народа, но и территориальный прирост Русского государства. В экспедицию Ермак отправился по прямому приказу Ивана Грозного и столкнулся с сопротивлением сибирского хана Кучума. Предложение добровольно присоединиться к Руси хан отверг, а в результате потерял власть и все свои земли.

Личность Ермака окружена множеством легенд, и точных сведений о его происхождении и жизни не существует. Неизвестно даже, когда он родился - исследователи называют даты от 1532 до 1542 года. Некоторые источники утверждают, что Ермак появился на свет в вологодских или двинских землях. Вероятнее всего, свое прозвище он получил за работу артельным кашеваром во время плавания на струге - собственно «ермак» и означает «артельный котел» или «дорожный таган». Но известно и тюркское слово «ермак», в переводе означающее «прорыв».

Интересно, что Ермака приписывали как к уральским казакам, так и к донскому казачеству, а иные легенды гласят, что он выходец из сибирских княжеских фамилий. Один из документов восемнадцатого века сообщает, что дед Ермака, Афанасий Аленин, был «посадским человеком» в городе Суздали, а отец, Тимофей, спасаясь от бедности и голода, перебрался на Урал, во владения солепромышленников Строгановых. Именно здесь, на реке Чусовой, отец будущего первопроходца женился и произвел на свет двух сыновей - Василия и Родиона. Василий Тимофеевич Аленин, если верить Ремизовской летописи, отличался мужественностью, разумностью, кудрявым волосом и широкими плечами. Нанявшись к Строгановым, он ходил на стругах по Волге и Каме, но затем бросил «добрый промысел» собрал небольшую дружину, которая занялась разбоем. Тогда-то он и превратился в атамана Ермака. Еще более любопытные факты содержатся в биографии атамана, изданной в Москве в 1807 году: на ее страницах рассказывается, что Ермак воевал с татарами в войске «казачьего гетмана», сошелся с дочерью гетмана и убил его сына, заставшего любовников. После этого он бежал в Астрахань и по дороге пристал к разбойникам, вскоре сделавшись их атаманом.

По другим данным в шестидесятые годы столетия Ермак являлся атаманом станицы, расположенной меж Волгой и Доном. В 1571 году, когда крымский хан Давлет-Гирей двинул свои войска к Москве, Ермак собрал дружину и участвовал в боях, защищая московского царя. Принял участие Ермак и в Ливонской войне - в частности, он сражался в битвах под Могилевым и Оршей. Ему же приписывается удачный набег на земли ногайцев.

По сохранившимся сведениям в 1577 году сибирский хан Кучум резко усилил давление на земли, принадлежавшие купцам Строгановым. Далее снова начинаются легенды. По одной из них Строгановы пригласили Ермака для охраны своих земель от набегов, получив от царя разрешение на набор казачьего отряда. Причем разрешение было дано не просто на защиту границ, но и для проведения рейда с целью наказать хана Кучума, армия которого состояла из десяти тысяч воинов. Ермак сумел завербовать в свое войско около пятисот пятидесяти человек, обещая им богатую добычу в Сибирских землях. По иной версии Строгановы никакого разрешения от царя не имели и просто соединили своих людей с дружиной Ермака, отправив их в поход. Однако есть и третий вариант этого события, по которому Ермак обеспечил свой отряд оружием, мукой и фуражом, самовольно захватив все это в имении Строгановых.

Как бы то ни было, а в начале лета 1579 или 1581 года отряд Ермака отправился на восток. На стругах казаки двинулись по рекам Чусовой, Серебрянке и Жаровль, а на перекатах и между реками перетаскивали свои суда волоком. Первое сражение с армией татарских князей произошло под Турой. Ермак применил военную хитрость, усадив в струги соломенные чучела, облаченные в казачью одежду, а лучших воинов провел по берегу и нанес удар татарскому войску с тыла. Во многом победы Ермака обусловлены наличием огнестрельного оружия, однако трудно отрицать и талант предводителя казаков, вынуждавшего татар сражаться в тех местах, где было невозможно использовать конницу.

Победой окончилось и второе сражение Ермака - с вассалом и племянником Кучума Мамет-кулом. Битва произошла у местечка Юрты Бабасана. Но решающим сражением этого похода называют битву в устье реки Тобол в конце октября 1582 года. В результате этой схватки Ермаку достался укрепленный городок, который он превратил в крепость и откуда отправился на Кашлык - столицу сибирского ханства. Кучум и Магомет-кул оборонять свою столицу не стали и, прихватив наиболее ценные вещи, бежали в степи Ишима. 26 октября казачье войско заняло Кашлык, и это был важнейший рубеж освоения Сибири. Народности манси, ханты и большинство татарских улусов, видя силу русского войска, приняли русское подданство, и все нижнее Приобье присоединилось к Русскому государству. В 1583 году Руси подчинились все земли вплоть до иртышского устья, а Сибирское ханство прекратило свое существование. Получив известие об этом, Иван Грозный повелел простить всех преступников, вместе с Ермаком отправившихся в поход, и наградил казаков. Сам же Ермак получил от царя титул «князя Сибирского». В том же году к Ермаку прибыли царские воеводы с отрядом в триста ратников, но не сумели оказать серьезную помощь дружине Ермака, постоянно подвергавшейся нападениям татар.

Хана Кучума категорически не устраивала потеря сибирских земель, и в 1585 году он выступил против Ермака, собрав, наконец, действительно мощное войско. Зная ураганный огонь русских пищалей, Кучум не стал атаковать укрепленные поселения, а попытался выманить казаков на чистое место, чтобы применить конницу. Получив сведения, что казаки ожидают караван из Бухары, Кучум распространил слух, что ему удалось задержать караванщиков вместе с товарами. К этому времени у покорителей Сибири заканчивалось продовольствие, и Ермак во главе отряда в полторы сотни человек двинулся на стругах к верховьям Иртыша. В устье реки Багай воины Кучума неожиданно напал на казаков. Дата этого боя зафиксирована документально: 6 августа 1585 года.

В схватке Ермак был ранен и приказал отходить за реку, но сам ее переплыть не смог. Атамана погубил, судя по летописи, дар Ивана Грозного - крепкая, но тяжелая кольчуга, потянувшая Ермака на дно. В той же летописи сказано, что татары нашли тело своего заклятого врага и несколько дней использовали его в качестве мишени, пуская стрелы. Затем его похоронили - с почестями, но вне кладбища, как иноверца. Правда, подлинность этого захоронения ставится историками под сомнение.

Несомненное мужество, талант предводителя и, в каком-то смысле, авантюризм сделали Ермака народным героем, а сибирский поход превратил его в одну из примечательнейших фигур русской истории. В любом случае, именно с его легкой руки началось расширение русского государства на восток.