Слог, строение слога, виды слогов. Теории слогообразования

    Понятие слога.

    Виды слогов.

    Различные теории слога.

    О соотношении слога и морфемы в разных языках.

    Словесное ударение.

    Функции словесного ударения.

    Интонация.

1. Понятие слога

Во всех языках мира проявляется членение речевого потока на слоги. Слог везде выступает как минимальная естественная единица произнесения звуков речи. Произнося слова, говорящий делит их не на отдельные звуки, а на слоги.

Слог является минимальной фонетической единицей членения речевого потока, которая включает в свой состав, как правило, один гласный с примыкающими к нему согласными. Существуют языки, в которых может быть представлен тип слогов, состоящих только из согласных. Таков, например, чешский язык, в котором есть довольно много односложных слов, не содержащих в своем звучании гласных звуков, например: vlk -волк, krk - шея. Ядро или вершину слога в этих словах образуют сонорные согласные l r. В зависимости от количества слогов в слове различают слова односложные, двусложные, трехсложные и так далее.

2. Виды слогов

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный заканчивается слог различают слоги открытые, закрытые и условно закрытые.

Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, например, в русском языке во-ро-та, ре-ка , в немецком Du , Ra - be , Leh - re . Особенностью немецких открытых слогов является наличие в них только долгих гласных.

Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук и их нельзя открыть, например: рубль, морс, Nacht, Berg . Немецкие закрытые слоги в подавляющем большинстве содержат краткие гласные звуки, см. примеры выше. Однако в некоторых закрытых слогах могут быть представлены и долгие гласные, например Arzt, nun, Mond, wust .

Условно закрытый слог можно открыть при словоизменении, например: пруд - пруды , кот - коты, Tag - Ta-ge, schwul - schwu-le . Последний тип слогов интересен как свидетельство того, что звуковая структура слогов, входящих в структуру изменяемых слов, не является постоянной величиной.

Существуют также прикрыто-закрытые слоги – мать, дать.

В зависимости от того, на какой звук, гласный или согласный начинается слог различают слоги прикрытые и неприкрытые.

Прикрытые слоги - это слоги, которые начинаются с согласного звука, например: ре-ка, мо-ло-ко, Tal, Raum.

Неприкрытые слоги - это слоги, которые начинаются с гласного звука, например: олово, арена, Ei, aus, Uhr.

3. Различные теории слога.

Существует несколько теорий, которые стремятся объяснить природу слога.

1. Сонорная теория. Согласно этой теории, слог есть сочетание более звучного (или более сонорного) элемента с элементом менее звучным (менее сонорным) (первый – ядро, второй – периферия). Звуки имеют разную степень звучности, а значит и разную способность к слогообразованию. Назовем по мере убывания: гласные, сонорные, звонкие, глухие. (Отто Есперсен).

2. Экспираторная теория, согласно которой слог представляет собой такое звукосочетание, которое соответствует одному выдыхательному толчку. (Стетсон).

3. Теория мускульного напряжения рассматривает слог как минимальный отрезок речевого потока, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата и представляет собой единство подъема, напряжения и усиления звучности в начале слога и падению их в конце слога. (Щерба)

Слог - это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. В артикуляторном отношении слог нечленим в том смысле, что речь распадается именно на слоги, а не на отдельные звуки.

Проблема слога сводится к двум взаимосвязанным вопросам: фонетической природе слога и принципам слогоделения. Трудность проблемы заключается в том, что слогоделение не связано с различием значения: семантика языкового знака не зависит от разделения его экспонента на слоги. Так, экспонент слова кошка бесспорно состоит из двух слогов, однако каких именно (кош-ка или ко-шка ) семантикой слова не обусловлено. Поэтому лингвистических критериев разделения на слоги, подобных критериям членения речи на фонемы, не существует. Основную роль в решении проблемы слога в современной фонетике играют объективные методы исследования с использованием совершенной звукоанализирующей аппаратуры.

В русской фонетике еще В. А. Богородицким, учеником И. А. Бодуэна де Куртенэ, было высказано мнение (правда, не подтвержденное экспериментальными данными), что согласные являются звуками, вызываемыми смыкательными движениями органов речи, а гласные вызываются размыкательными движениями. Современные исследования фонетистов и физиологов также подтверждают, что простейшей артикуляторной конструкцией русской речи является смыкательно-размыкательное движение произносительных органов: смыкание (включая и такой вид преграды, как щель) при артикуляции согласного и размыкание при артикуляции гласного. Повторение этого артикуляторного комплекса порождает последовательность открытых слогов типа СГ. Открытый слог представляет собой произносительную структуру в том смысле, что его компоненты - согласный и гласный - не могут считаться независимыми, так как в сильнейшей степени влияют друг на друга; они выступают как части более крупного звукового целого - слога. Произносительная общность элементов открытого слога определяется тем, что артикуляция всего комплекса выполняется как бы в результате единой команды из управляющих центров коры головного мозга: все, что может быть произнесено одновременно, одновременно и произносится [Бондарко, 1998. С. 195]. В самом начале произнесения слога типа СГ происходит подготовка к артикуляции гласного, а все его движения, не противоречащие артикуляции согласного, начинаются с самого начала слога. Конкретными примерами такой слитности в русском языке являются: а) лабиализация согласных перед /о/ и /у/; б) назализация гласного после носовых согласных; в) образование ярко выраженного перехода от мягкого согласного к гласному; г) взаимоприспособление места образования согласного и гласного и т.д. Слог типа СГ является произносительной единицей в том отношении, что это не просто последовательность следующих друг за другом звуков, а такая последовательность, которая объединяется общей артикуляторной программой, определяющей организацию произносительных движений при образовании слога. Напротив, сочетание звуков типа гласный + согласный (ГС) представляет собой простую последовательность элементов, мало связанных друг с другом.

В свете сказанного выше специфика русского языка в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным. Поэтому для русского языка характерны слоги типа СГ (открытые) и менее характерны слоги типа ГС (закрытые).

Слогоделение в русском языке

Слогоделение можно рассматривать в трех фонетических положениях.

  • 1. Наиболее простым и бесспорным случаем слогоделения является членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка , ка-ра-ка-ти-ца , про-да-ю. Здесь действует не знающее исключений правило: одиночный интервокальный (т.е. стоящий между гласными) согласный входит в один слог с последующим гласным.
  • 2. Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). (Слогоделение ГСС-Г в русском языке отсутствует.) Естественным представляется первый вариант. Большую доказательную ценность в вопросе о слогоделении имеют данные о характере перехода от гласного к последующему согласному. Мысль о том, что характер перехода от одного звука к другому может служить критерием для установления слоговой границы, была впервые высказана шведским лингвистом Б. Мальмбергом в 1955 г. Если бы первый компонент интервокального сочетания входил в один слог с предшествующим гласным (ГС-СГ), он характеризовался бы тесной связью с этим гласным. Однако, по данным спектрального анализа, переходы от гласного к согласному (в наших примерах от ударных /а, э/ к , п/ ) в словоформах типа ра-на , ре-па , где слогоделение не вызывает сомнений, и в словоформах типа ра-нка , ре-пка , где можно было бы предположить возникновение закрытых слогов ран- , реп- , не имеют существенных различий. Таким образом, есть все основания считать, что согласные , п/ не примыкают к ударным гласным и поэтому не входят с ними в один слог. Если распространить это положение на все структуры типа ГССГ, то можно сказать, что интервокальное сочетание отходит к последующему гласному. Это справедливо и применительно к трехфонемным сочетаниям согласных типа Г-СССГ. Тем самым структура предшествующего открытого слога интервокальными сочетаниями не нарушается.

Проиллюстрируем слогоделение в русском языке конкретными примерами.

Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному (чай-ка , вой-на , вой-ско-вой ). Фонема /j/ в этом фонетическом положении выступает в своем аллофоне, обычно именуемом неслоговое", что определенно указывает на его близость к гласному /и/.

3. Когда согласный или сочетание согласных находятся в конце слова (кот , спор , нос , уголь , хвост , ремонт ), создаются условия для образования закрытых слогов.

Следует различать два положения конечного согласного: либо в конце слова в потоке речи, либо в конце слова перед паузой. В первом случае конечный согласный или сочетание согласных примыкают не к предшествующему гласному, а к последующему, входящему в состав другого слова (ку-пи-л а-на-нас - "купил ананас" , ку-пи-л ма-ши-ну , ку-пи-л ско-во-ро-ду ), даже если перед этим гласным уже есть один или несколько согласных. Во втором случае за конечным согласным никакого гласного нет. Однако, поскольку поток речи в плане артикуляции представляет собой последовательность смыкательно-размыкательных движений (смыкание соответствует согласному, а размыкание - гласному), вполне можно предположить, что после согласного перед паузой произойдет размыкательное движение, порождающее какой-то очень краткий гласный элемент. Возникающий фонетический эффект определяется характером конкретного согласного. Так, конечное /р/ становится многоударным и по длительности приближается к безударному слогу. Гласный призвук после /р/ обнаруживается легко. Конечные глухие взрывные характеризуются придыханием и более длительным взрывом, в спектре которого выделяются отдельные области концентрации энергии, своего рода форманты, что указывает на наличие вокалического элемента, только произносимого без участия голосовых связок, т.е. глухого. "Слово кот , произнесенное в абсолютном конце фразы, перед паузой получает такую слоговую организацию: ко-тъ" [Бондарко, 1998. С. 212]. В связи с этим интересно отметить, что профессор А. И. Томсон, лингвист с замечательно тонким фонетическим слухом, в 1922 г. утверждал, что конечные твердые согласные в русском языке имеют ы -образную окраску, а конечные мягкие - и -образную. В этой окраске Томсон видел отражение редуцированных гласных [ъ ] и [ь ], существовавших в древнерусском языке. В значительной мере теряют свою консонантную природу конечные сонанты.

В итоге можно сказать, что характерная для русского языка структура открытого слога проявляется и в случае конечного согласного перед паузой. Размыкательное движение, следующее за смыканием, порождает очень краткий гласный элемент, которому невозможно дать фонематическую атрибуцию. Это чисто фонетический слог, в отличие от обычных "фонематических" слогов, у которых фонемная природа компонентов может быть установлена без труда.

Теории слогоделения

Представленная выше концепция слогоделения опирается на достижения современной научно-технической мысли и в этом плане может считаться вполне достоверной. Предшествующие теории не имеют экспериментально-фонетического обоснования, и, хотя содержащиеся в них сведения представляют определенный интерес и во многом отвечают интуитивным ощущениям носителей языка, они все же не дают объективной картины слогоделения.

Датским лингвистом О. Есперсеном была выдвинута сонорная теория слога (теория звучности). Слог понимается как сочетание более звучного элемента с менее звучным. Сонорная теория устанавливает шкалу относительной звучности (сонорности), включающую 10 ступеней - от самого звучного (открытого гласного /а/ ) до наименее звучных глухих смычных , п , к/. На материале русского языка сонорную теорию развивал Р. И. Аванесов. Он ограничился лишь тремя степенями звучности: 1) шумные согласные (наименьшая звучность), 2) сонанты, 3) гласные. Основной закон слогоделения гласит: неначальный слог строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного [Аванесов, 1956. С. 42], например: па-трон (во втором слоге соотношение 1-2-3), пу-дра (1-2-3), пар-та (1-3), гам-ма (2-3), хол-ста (1-1-3), кар-ман (2-3).

Другая теория, которую обычно называют теорией мускульного напряжения , была выдвинута французским лингвистом М. Граммоном и развита Л. В. Щербой. Теория исходит из того, что в работе произносительного аппарата постоянно чередуются состояния максимума и минимума мускульного напряжения и соответствующие изменения звучности. Границы между слогами соответствуют минимуму мускульного напряжения и звучности. Подъем напряжения и усиление звучности указывают на начало следующего слога. Теория мускульного напряжения уделяет большое внимание слогоделению. Поскольку роль гласного в слоге всегда одинакова, основное внимание обращается на характеристику согласных в плане их примыкания к гласному. Различаются три типа согласных: сильноначальные, сильноконечные и двухвершинные. Сильноначальный согласный своим началом примыкает к гласному, его начало произносится сильнее, при большем напряжении, чем конец, например /т/ в слове (слоге) кот. Сильноконечный согласный примыкает к гласному своим концом, его конец произносится сильнее, чем начало, например /к/ в кот. У двухвершинного согласного одна часть произносится на спаде мускульного напряжения и принадлежит первому слогу; другая часть произносится на подъеме мускульного напряжения и принадлежит второму слогу. Таким образом, начало и конец двухвершинного согласного усилены, а середина, где и проходит слоговая граница, ослаблена. Двухвершинный согласный всегда является долгим. По мнению М. И. Матусевич, двухвершинный согласный может произноситься в положении после ударного гласного, например от-дых [о́д :ых ], хотя в целом русскому языку они не свойственны.

Тяготение согласного к предшествующему или последующему гласному ставится в теории мускульного напряжения в зависимость от ударения. Ударный гласный "перетягивает" в свой слог первый компонент двухфонемного сочетания согласных, особенно если первым согласным является сонант (пал-ка ).

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение наиболее наглядно,. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом , пламя дрогнет один раз, слово рука ­­­­– пламя дрогнет два раза, молоко – три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав , и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! – и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой (слогообразующий) звук, остальные звуки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслоговым. Согласные обычно бывают неслоговым, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают сонорные согласные, как самые звучные из согласных.

Вот стихи М.Ю.Лермонтова:

Поцелуями прежде считал

Я счастливую жизнь свою…

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер – анапест.

При этом слово жизнь произносится в два слога; первый слог заканчивает вторую стопу, второй слог начинает третью стопу. Слогообразующим второго слога выступает сонорный согласный.

У звонких сонорных шум – незначительная составляющая звука. Поэтому, когда сонорный оглушается, он плохо воспринимается на слух и часто выпадает. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т.п. были и формы мужского рода с суффиксом -л- : неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т.п.

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские подзывают кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! И в призыве к молчанию тс!

В разговорном языке безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохраняться. Роль слогового в этих случаях принимает на себя согласный, слоговыми могут быть не только сонорные согласные.

Слоговые согласные отличаются от неслоговых большей напряженностью: щелевые – долготой, звонкие взрывные – долгой смычкой, глухие взрывные – придыхательностью, дрожащие – многоударностью, раскатистостью. Таким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог – волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога – слоговой, менее сильный – неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длительностью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг. Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг. Дифтонги всегда относятся к одной фонеме.

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: [он], [ил], [а-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [даска], [иу-ла]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым: [да-ли], [за-ко-ны], [ти-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [краи], [заи-ч-ик].

Слогораздел

В потоке речи слова обычно на слоги не делятся, границ между слогами нет, соседние звуки как внутри слога, так и между слогами произносятся без перерыва, «перетекают» один в другой. Невозможно обнаружить эти границы и никакими приборами. Но иногда нам нужно произнести слово или несколько слов громко и отчетливо. Тогда сцепление между звуками ослабевает, слово распадается на слоги. Вы говорите близко стоящему человеку: «Миша, иди сюда». А в лесу, если он далеко от вас, вы кричите: «Ми-ша-и-ди-сю-да!» По телефону, чтобы лучше расслышали вашу фамилию, вы диктуете: «И-ва-но-ва». Но никто не станет диктовать так: «Ив-ан-ов-а» - такое членение противоречит законам русского слогоделения.

Слогораздел – реальная или потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу.

Законы слогоделения неодинаковы в разных языках и даже в диалектах одного языка.

В русском литературном языке, опирающемся на московское произношение, большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности. При этом начальный звук наименее звучный, а конечный – наиболее звучный, т.е. слоговой. Поэтому большинство неконечных слогов открытые.

Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш]. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из шумных согласных; сонорных согласных; начинается шумным и заканчивается сонорным согласным. Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности.

В группе неслоговых звуков первый всегда отходит к предшествующему гласному, если это [й]: [тай-га]. Сонорный согласный может тоже отходить к предшествующему гласному. В этих случаях образуется предыдущий закрытый слог. Место слогораздела обусловлено здесь тем, что первый из группы неслоговых звуков обладает большей звучностью, чем следующий. Наличие слогораздела после первого звука обеспечивает возрастание звучности в следующем слоге. Но у сонорного согласного перед шумным звучность может снижаться до уровня этого шумного. Такой сонорный примыкает к следующему слогу.

Закрытыми могут быть и конечные слоги. Но и в закрытых слогах начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности. Это основной принцип строения слога в русском языке.

Слогораздел и правила переноса части слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова по слогам – это только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра, сес-тра, сест-ра, а слогораздел в этом слове один: [с`и-стра], слово разбить можно перенести только так: раз-бить, а слогораздел в нем [ра-зб`ит`].сти в следующем слоге. \сному, если это ей звучности. построено по принципу восходящ

Ударение

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости. Так, в словах пила, пилы, пилу, пили или трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударного. Однако все равно мы безошибочно узнаем ударный слог, выделяя его как более сильный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести по желанию слово громче или тише. Но у гласных звуков есть еще собственная относительная громкость. Зависит она от степени раствора рта. Гласные узкие (верхнего подъема) [и, ы, у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э, о], гласный [а] широкий (нижнего подъема) – самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как громкость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимается не [а], а [и], так как громкость [и] в этом слове выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.

Ударные гласные характеризуются и особым тембром. В предложении Вот брат взял нож ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что гласный [о] в словах вот и нож и гласный [а] после мягкого согласного в слове взял - [вз´ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных слогов, а у звука [а] в слове брат отсутствует редукция.

В некоторых случаях один из признаков ударности моет быть незначимым. Так, иногда ударный и безударный гласные не отличаются по долготе. Тогда в качестве основных показателей ударности выступают сила и тембр гласного. В других случаях ударный и безударный гласные не отличаются по силе, и тогда основными показателями ударности гласного становится его долгота и тембр.

Ударность и безударность – это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.

Слог. Греческий философ Платон (IV в. до н.э.) говорил: «Смешным, думается мне, Гермоген, может показаться, что вещи становятся ясными, если изображать их посредством букв и слогов; однако это неизбежно так».

Слог – фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. Выделяется несколько признаков слога как фонетической единицы. С точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка звуков. Слог представляет собой кратчайшую артикуляторную

еди­ницу, объединяющую в своей структуре гласный (или иной звук) в качестве вершины и один или несколько маргинальных согласных.

Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог везде выступает как м и н и м а л ь н а я п р о и з н о с и т е л ь н а я (а р т и к у л я ц и о н н а я) е д и н и ц а р е ч и. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.

В языках нефонемного строя (например, в китайском) слог обладает конститутивной функцией, а наряду с ней (подобно фо­неме) функциями дифференцирующей и идентифицирующей, выступая в качестве минимального экспонента морфемы или слова. Здесь в принципе линейные границы слога

(силлабофонемы, или силлабемы) и морфемы / слова совпадают. Морфемные швы внутри слога невозможны. Нужно заметить, что почти все простые, т.е. одноморфемные, слова в китайском языке одно­сложны. Многосложные слова, как правило, многоморфемны. Это в подавляющем своём большинстве сложные слова. Тем са­мым китайский слог часто является экспонентом морфемы и, од­новременно, простого слова.

Слог строится в таких языках по канонической модели: на­чально-слоговой согласный (инициаль) + конечная часть слога (финаль, или рифма). В состав финали могут входить: неслого­вой гласный (медиаль) + слогообразующий гласный (централь) + завершающий консонантный элемент (терминаль). Инициаль, а также какой-либо из элементов финали могут отсутствовать (являться нулевыми).

Примеры из китайского языка: shuang 1 "иней", chang 4 "петь", guo "страна, государство", en 1 "милость", е 4 "голодный" (цифра обозначают номер тона). Классификация сло­гов обычно строится в виде таблицы, где по вертикали указы­ваются инициали, а по горизонтали финали. При этом неизбеж­ны пустые клетки.

Список слогов в языках нефонемного строя конечен. Так, в китайском языке при 22 финалях и 36 финалях теоретически воз­можное число слогов равно 792. Реально же насчитывается по­рядка 414 слогов. Допуская, что каждый из них в принципе мо­жет быть тонирован, т.е. быть физическим носителем просодемы одного из 4 дифференциальных тонов (таково их число в пекин­ском диалекте, на который опирается произношение китайского национального языка - путунхуа), число различимых слогов равняется 1324 единицам.

В языках неслогового строя слог фонологически не нагру­жен. Его границы могут совпадать, а могут и не совпадать с гра­ницами морфемы (морфа). Морфема может быть односложной (|стол|) и многосложной (|ло|шад|ка|). Её длина может быть мень­шей, чем длина слога (|тра|в-а|, |в-ста-ть|).

Таким образом, в неслоговых языках морфемная граница может проходить внутри слога и слоговая граница внутри мор­фемы. В рамках одного слога могут реализоваться несколько морфем (|ш-л-а|) или даа слова (|в_дом|). При словоизменении слоговые границы могут перемещаться (|тра[ва| ~ |трав|), откры­тый слог может чередоваться с закрытым. Возможны многочлен­ные сочетания согласных в начале и/или в конце слов (и слогов): всплеск, Заволжск. Ничего подобного не наблюдается в языках слогового строя. Поэтому количество возможных слогов в фо­немных языках трудно подсчитать.

Тем не менее, и по отношению к слогу неслоговых языков можно подходить не только с узко фонетической, но и с фоно­логической точки зрения. Фонологический подход к слогу осно­ван на учёте существующих в данном языке правил сочетаемо­сти фонем и определённого порядка их следования в абсолют­ном начале и абсолютном конце в пределах одного слога. Может быть построена идеальная модель фонологического сло­га для данного фонемного языка, с которой потом соотносятся реально встречающиеся в этом языке сочетания фонем. По Л.В. Бондарко, идеальная модель русского фонологического слога может быть представлена как FFESVSFEF (где V обозна­чает слогообразующую гласную фонему, F - щелевую фонему, Е - смычно-взрывную фонему, S - сонант). Наблюдающиеся случаи либо полностью соответствуют идеальной модели, либо не полностью её реализуют.

Слог как единица фонетическая (независимо от его фоноло­гического статуса) привлекает особое внимание лингвистов по­тому, что многие звуковые изменения происходят в границах слога и на стыках слогов и что, прежде всего слог (или цепочка слогов) является физическим носителем просодических характе­ристик.

С точки зрения фонетической, исходя из наличия или отсут­ствия согласного перед гласным и после гласного, различают слоги закрытые (|слог|, |рост|) и открытые (|но|, |зло|), прикрытые (|сон|, |сто|) и неприкрытые (|он|). Различают также слоги краткие и долгие, ударные и безударные.

Общая фонетика и исследования расстройств речи свиде­тельствуют о том, что глубинной артикуляционной единицей яв­ляется слог типа CV. Следующий за вершиной слога согласный менее тесно связан с гласным, чем предшествующий согласный (или группа согласных).

Фонетическую природу слога исследователи пытаются объ­яснить либо на основе акустических теорий, в соответствии с ко­торыми в слоге происходит нарастание и спад громкости (или звучности), либо на основе артикуляторных теорий, сводящих образование слога к дыхательному толчку или же к нарастанию и спаду мускульного напряжения.

Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги. Слоги - наименьшая произносительная единица, неразложимое единство. Это определение обосновано данными экспериментальной фонетики и находит подтверждение с точки зрения медицины (например, в случаях афазии).

Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Теория слога

Современному языкознанию известно несколько теорий, с различных точек зрения определяющих природу слога.

Э к с п и р а т о р н а я т е о р и я определяет слог как сочетание звуков, произносимое одним выдыхательным толчком, причем каждый выдыхательный толчок приводит к образованию слога. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда, например, борода, языкознание, человеческий и др. За один фонационный период произносится обычно целый ряд слогов, слогообразование достигается пульсирующим сужением и расширением протока для струи воздуха.

Экспираторная теория основывается лишь на одном факторе слогообразования и поэтому не может истолковать явление слогообразования во всей его сложности.

В основе с о н о р н о й т е о р и и лежит акустический критерий слогообразования. Сонорность – это степень звучности. Слог понимается сторонниками сонорной теории как сочетание более сонорного (звучного) элемента с менее сонорным. Языковед Есперсен, разрабатывавший сонорную теорию, доказал, что в языке существует относительная сонорность всех звуков. Наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей сонорностью – гласные звуки. Следовательно, слогообразующим мог бы выступать любой звук.

В действительности сонорность свойственна только гласным и сонантам. Звонким шумным свойственна не сонорность, а «вокальность», т.е. преобладание голоса, тогда как при сонорности речь идет уже только о наличии голоса. Примесь голоса в звонких шумных столь велика, что они не обладают способностью слогообразования. Сонорная теория, основываясь на антропофонических исследованиях всех звуков, подходила к выделению слога только акустически.

Сонорная теория слога имела в науке прошлого большой успех. Некоторые языковеды считали, что можно соединить существующие теории слога, взять кое-что из экспираторной теории и, основываясь на сонорной теории, объяснить природу слога в большинстве языков.

Позже была выдвинута третья теория объяснения природы слога – т е о р и я м у с к у л ь н о г о н а п р я ж е н и я (Щерба, Фуше, Граммон). Слог, говорили сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется тремя фазами (усилие, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображен схематически как «дуга мышечного напряжения». При этом, казалось бы, можно легко находить границы слогов, легко объяснять структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка.

У каждой из теорий слога есть свои слабые места. Сегодня может быть принято следующее объяснение произносительной общности элементов слога: слог является итогом исполнения единой управляющей артикуляционной программы. И гласный, и согласные являются лишь частями слога как более крупного зву­кового образования. Опознание соседних элементов слога как тех или иных фонем происходит в значительной мере за счёт инфор­мации о фонетических свойствах предшествующих и последую­щих сегментов.

Принципы слогоделения

В языкознании существует точка зрения, согласно которой слог как реальная единица речевого потока характеризуется усилением и спадом тона, или звучности, достигаемыми благодаря сочетанию наиболее тоновых звуков с наименее тоновыми или с шумными. Граница слога проходит в местах спада тона.

Слог состоит из фонем, часть которых выступает как носитель смыслоразличительных признаков, как ядро, как слогообразующий элемент слога, или (по терминологии Н.С. Трубецкого) является слогоносителем. Слогоносителями в зависимости от языка могут быть: 1) гласный; 2) дифтонг, трифтонг; 3) согласный; 4) многофонемная группа «гласный + согласный».

«Нет ни одного языка, в котором гласные не функционировали бы в качестве слогоносителей. В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными носителями слога».

Среди согласных слогоносителями могут быть только сонанты, т.е. фонемы r, l и носовые. Так, для древних индоевропейских языков зафиксировано наличие слогообразующих l и r, а также гипотетических m и n.

Сонанты могут выступать как слогоносители или как неслогообразующие согласные в зависимости от звукового окружения, т.е. могут функционировать в системе фонем в двух вариантах. Например, в санскрите r и l выступают как слогоносители в положении после согласных (pitrn «отцов», krta «сделанный»), тогда как во всех других окружениях они являются неслогообразующими (pitar «отец», kar «делать»).

Типы слогоносителей различным образом реализуются в различных языках в зависимости от законов фонологической системы языка.

Нет достаточно убедительных теорий, объясняющих меха­низм слогоделения. Опора на ту или иную совокупность правил не всегда надёжна из-за неполной подкреплённости этих правил результатами экспериментально-фонетических исследований. Интуиция носителя языка не всегда убедительна и верна. По­этому предстоит исследовать более основательно механизмы речеобразования, чтобы найти вместе с ответом, что объединяет звуки в один слог, также ответ, что отграничивает один слог от другого.

Структура слога

В каждом языке слоги дифференцируются по структуре и по выделению их различными способами в рамках слова.

С точки зрения структуры слог называется открытым, если он оканчивается на слогообразующий элемент (обычно на гласный) или закрытым, если он оканчивается на неслогообразующий элемент (обычно на согласный). «При этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми (это важно для понимания слогораздела); неприкрытыми (начинающиеся гласной) и прикрытыми (начинающиеся согласной)». Например, в слове ру-ка два открытых (и прикрытых) слога (тип слога CV= ), в слове ход закрытый слог (тип CVC).

Структурные особенности слогов турецкого языка объясняют протекание такого характерного для турецкого языка явления, как палатализация согласных.

В каждом языке имеется свой набор структурных типов слогов как закрытых, так и открытых. Для некоторых языков характерно наличие нескольких согласных в начале слога, например в языке пушту могут встречаться три согласных звука в начале (слог типа CCCV). В других языках стечения согласных в начале слога избегают, например, в персидском, арабском, а также в китайском.

Своеобразны структурные типы слогов в тональных языках. Слог в них может состоять из одного, двух трех или четырех элементов. Например, в китайском языке слог может содержать один или два элемента (такие слоги составляют четверть всего слогового состава китайского языка) и даже три или четыре элемента (большинство слогов китайского языка).

В характерном для китайского языка структурном типе слогов первым звуком является согласный, вторым – неслогообразующий узкий гласный, третьим - слогообразующий гласный и четвертым – неслогообразующий гласный или конечный сонант (который в китайском языке выступает в роли второго элемента дифтонга). Во вьетнамском языке, как и в некоторых диалектах китайского языка (например, в кантонском), четвертый элемент слога выступает согласный.

Чаще всего вершину, или я д р о, слога образует тот или иной гласный звук, а на п е р и ф е р и и слога располагаются согласные. Ср. пря-ник (дефисом обозначен слогораздел), до-мик, ра-злу-чить. Нередко слог состоит из одного гласного (т.е. периферия оказывается нулевой). Вместе с тем возможны слоги, вообще не содержащие гласного звука. В русском языке такие слоги сплошь да рядом встречаются в беглом разговорном стиле произношения, например в словах полочка (если его произносит без второго гласного). В этих слогах ядро составляют слогообразующие или слоговые сонанты. Реже встречаются слогообразущие шумные, например [s] в русском междометии тсс! Есть языки, в которых слогообразующие сонанты – нормальное явление в любых разрядах слов и в любом стиле произношения. Так, в чешском есть слоговое [r], например, в prst ‘палец’, в двусложных (с ударением на первом слоге) vrba ‘верба’, Brno ‘город Брно’, слоговое [l] в vlk ‘волк’; в сербохорватском слоговое [r] в рт ‘мыс’.

С другой стороны, слог может содержать в себе два гласных, как в нем. Maus ‘мышь’, и даже три, как во вьетнамском ngoai ‘снаружи’. В этих случаях один из гласных (в нашем примере [a]) составляет ядро слога, а другой или другие – его периферию. «Периферийные» гласные называют неслоговыми: [u], [i] и т.д.

Как видим, наличие противопоставления «гласные: согласные» еще не дает ключа к пониманию природы слога. Если мы, однако, учтем и некоторые другие противопоставления, все звуки выстроятся у нас в следующий ряд (шкалу звучности, или сонорности): широкие – средние – узкие гласные – сонанты – звонкие щелевые – звонкие смычные – глухие щелевые и смычные. От начала этой шкалы к ее концу постепенно уменьшается типичность, а затем и сама возможность использования звуков в качестве ядра слога и постепенно возрастает типичность их использования в качестве периферии.

Изложенное положение дел послужило базой с о н о р н о й т е о р и и с л о г а, по которой в слоге звук относительно большей сонорности составляет ядро, а звуки меньшей сонорности – периферию. Эта теория широко распространена, но она не решает вопроса о месте слогораздела, а также не может объяснить таких, например, случаев, как мхи, Мга, лжет, рдеть (в каждом из этих слов один слог, но два «пика звучности» - на начальном сонанте и на гласном).

Другая теория слога – т е о р и я м у с к у л ь н о г о н а п р я ж е н и я – в отечественном языкознании наиболее полно была развита Л.В. Щербой. Известно, что общее мускульное напряжение речевого аппарата («разлитая напряженность») характеризует гласные в отличие от согласных, а среди согласных свойственна сонантам в большей мере, чем шумным. Вместе с тем степень мускульного напряжения может существенно изменяться в пределах произнесения одного звука и, в частности, в пределах согласного, с чем и связано более тесное примыкание согласных и групп согласных либо к последующему, либо к предшествующему гласному. В свете теории Щербы слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Именно единством импульса и объясняется неделимость слога с произносительной точки зрения.

Итак, слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения, причем чаще всего параллельно происходят также нарастание и спад звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные м о д е л и с л о г а и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге. Так, во многих языках, например в финском (кроме заимствований новейшего времени), слог никогда не начинается группой согласных.

В языках типа русского, английского или французского слоговые границы в слове: 1) не связаны с его смысловым членением на морфемы; и 2) являются подвижными при образовании грамматических форм. Ср. дом, но дома, дому и т.д. - /m / отошло к следующему слогу, корень слова оказался «разорванным» между двумя слогами, а в рамках второго слога оказались соединенными окончание и часть корня. Даже служебные слова, в частности предлоги, ведут себя в рамках сочетания со знаменательным словом точно так же, как морфемы внутри слова: от окна произносится /a-ta-kn`a /. Знаменательные слова в русском тексте несколько чаще (но также не всегда) отделяются друг от друга слоговыми границами. Во французском языке слогоразделы не связаны даже с границами между самостоятельными знаменательными словами, ср. notre aventure / no-tra-va:-t`y:r/ ‘наше приключение’, tout est encore l`a /tu-te-ta:-kor-l`a/ ‘все находится еще там’.

Есть, однако, языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием, не изменяющим в потоке речи ни своего состава, ни своих границ. Такие языки – китайский, бирманский, вьетнамский и некоторые другие – называют слоговыми, или

я з ы к а м и с л о г о в о г о с т р о я. Например, бирм. /lin/ ‘муж’ при присоединении морфемы со значением дат. Падежа - /а/ не «отдает» свой конечный согласный второму слогу, а сохраняет его в рамках первого слога /lin-а/ ‘мужу’ (хотя начальное /n/ в бирманском встречается). В языках такого типа слог обычно выступает в качестве экспонента отдельной морфемы и, во всяком случае, никогда не разбивается «морфемным швом». Поэтому в слоговых языках минимальной фонологической единицей оказывается не фонема, а целый слог - с и л л а б е м а либо – если учитывать возможность чередований в рамках слога – его компоненты, участвующие в чередовании, так называемые и н и ц и`а л ь (начальный согласный слога, например /n /, в приведенном выше вьетнам. ngo`ai ‘снаружи’) и ф и н а л ь (вся остальная часть слога как единое целое, например вьетнам. /uai/ из ngo`ai илибирман. / in/ из /lin/).

При изучении слога и слогоделения важными являются понятия: открытого и закрытого слогов; и долгого и краткого слогов.

О т к р ы т ы м слогом называется такой, который заканчивается слогообразующим звуком (т.е. отсутствует «задняя периферия»), например все слоги в русском ма-ма , чешском vr-ba . З а к р ы т ы м слогом называется такой, который заканчивается неслогообразующим звуком, например мать, дай . Есть языки (английский, французский, немецкий и др.), широко использующие открытые и закрытые слоги, и, с другой стороны, такие языки, в которых возможны только открытые слоги. На определенном этапе своего развития языком открытого слога был общеславянский (праславянский) – общий предок современных славянских языков. Близок к этому типу современный японский язык. В современных славянских языках, в том числе и в русском, открытые слоги используются значительно шире, чем закрытые: интервокальные группы согласных обычно отходят к следующему слогу, например и-зба, а-ктер и т.д. Правильность такого слогоделения подтверждается, в частности, тем фактом, что даже первый согласный интервокальной группы аккомодирует последующему гласному, а не предшествующему (например, в избу, актер имеем огубленные [z] [k]). Только на конце слов широко представлены в русском языке и закрытые слоги.

Слог в тональных языках

До недавнего времени теория слога разрабатывалась в основном на материале западноевропейских и славянских языков. В этих языках фонетическое членение слова на слоги не совпадает с морфологическим членением слова. Например, если слово рука членится с точки зрения фонетической, то в нем два открытых слога и четыре фонемы (ру -ка ). Если к членению слова рука подойти с точки зрения морфологической, то границы членения пойдут уже в другом месте, и мы выделим две морфемы (рук-а ). Здесь мы наблюдаем два возможных подхода к членению слова – фонетическое и морфологическое. Фонетическое членение слова на слоги не совпадает с членением морфологическим. Слоги не связаны с определенным смыслом. Это характерно, например, для языков индоевропейской семьи.

Однако если обратиться к ряду восточных языков (китайскому, тайскому, бирманскому или вьетнамскому), прежде всего к тональным дальневосточным языкам, то там роль слога особая. В европейских языках слова формируются из звуков, и один звук может быть морфемой, тогда как в китайском и подобным ему языках слова формируются из слогов, и дисигнатор морфемы не может быть представлен единицей, меньшей, чем слог. Таким образом, фонетическая единицы (слог) и морфологическая единица (морфема) взаимно соотнесены. Граница слога и морфемы совпадает. Смысловая делимость в этих языках не идет дальше слога, и слог в связи с этим всегда ассоциируется с определенным смыслом. Слог здесь служит звуковой оболочкой морфем. Таким образом, слог в тональных языках является не только важнейшей фонетической, но и словарно - морфологической единицей.

Теория слога Оглавление

Введение

Членение речевого потока на слоги Слогоделение Слог в тональных языках Структура слога Просодия слога

Заключение

Список литературы

Введение

В фонетике существует много теорий, с различных точек зрения определяющих природу слога. Господствующими можно считать две из них - эспираторную и сонорную.

Эспираторная теория определяет слог как сочетание звуков, произносимое одним выдыхательным толчком, причем каждый выдыхательный толчок приводит к образованию слога. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако, совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда. За один фонационный период произносится обычно ряд слогов, причем слогообразование достигается пульсирующим сужением и расширением протока для струи воздуха. Эспираторная теория основывается лишь на одном факторе словообразования и поэтому не может истолковать явление слогообразования во всей его сложности. Эта теория подвергалась с разных сторон критике, считалась почти отвергнутой, но снова получила в недавнее время широкое распространение благодаря трудам американского фонетика Статсона. По его определению, "слог является единицей в том смысле, что он всегда состоит из одного выдыхательного толчка, который обычно становится слышимым благодаря гласному и начинается и заканчивается согласным".

В основе сонорной теории лежит акустический критерий словообразования. Сонорность - это степень звучности. Слог понимается сторонниками сонорной теории как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным - языковед Есперсен, разрабатывавший сонорную теорию, доказывал, что в языке существует относительная cсонорность всех звуков. наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей сонорностью - гласные звуки. Следовательно, слогообразующим мог бы выступить любой звук.

В действительности сонорность свойственна только гласным и сонантам. Звонким шумным свойственна не сонорность, а "вокальность", т.е. преобладание голоса, тогда как при сонорности речь идет уже только о наличии голоса. Примесь шума в звонких шумных столь велика, что они не обладают способностью слогообразования. Сонорная теория, основываясь на антропофонических исследованиях всех звуков, подходила к выделению слога только акустически.

Сонорная теория слога имела в науке прошлого большой успех. Некоторые языковеды считали, что можно соединять существующие теории слога, взять кое-что из эспираторной теории и, основываясь на сонорной теории, объяснить природу слога в большинстве языков. Такого взгляда придерживался Э. Сиверс: указанные две теории он считал не исключающими одна другую. По его мнению, возможны оба вида слогов, которые он назвал сонорными и эспираторными; однако слог любого вида представляет собой соединение звуков разной степени звучности, только в одном случае речь идет о различии в собственной интенсивности, а в другом – о градации интенсивности, обусловленной выдыхательным толчком. Такой же точки зрения придерживался и Томсон. Он полагал, что в одних языках господствуют эспираторные, а в других - сонорные слоги, хотя и указывал, что в большинстве языков тип слога смешанный. "Градации в силе звуков, - писал он, - дающие акустическое впечатление, или обусловлены различием в полнозвучности, присущей звукам речи самим по себе (слоги, основанные на полнозвучности), или же производятся произвольным усилием силы звука (динамические слоги). В большинстве языков оба условия соединяются обыкновенно, т.е. большая полнозвучность сопровождается еще усилением звука".1

Если, пользуясь сонорной теорией, подсчитывать число слогов в словах, то в очень многих случаях она даст возможность получить правильные ответы. Расположив, например, по степеням звучности звуки слова пятница в полном стиле (/p"atn"ica/) и в разговорном (/p"atn"ca/), мы получим схемы, из которых видно, что число сонорных подъемов соответствует числу слогов. Такое соответствие будет далеко не всегда. Так, в русском слове полочка, произнесенном в разговорном стиле, второй гласный утрачивается, однако число слогов остается равным трем, так же как и в полном стиле . Как видно из схемы, число подъемов звучности равно в таком случае только двум. Почему мы в данной случае имеем все же три слога, с "точки зрения сонорной теории объяснить невозможно.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

Применительно к русскому языку упрощенный вариант сонорной теории дает Р.И.Аванесов, стремящийся раскрыть механизм слогоделения. Различая для русского языка три градации звучности, он пишет: "Основной закон слогораздела в русском языке заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименьшей звучности.2

_________________

1 Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 219

2 Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. С. 83

Позже была выдвинута третья теория объяснения природы слога – теория мускульного напряжения (Щерба, Фуше и др.). Слог, говорили сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется тремя фазами (усиления, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображен схематически как "дуга мышечного напряжения". При этом, казалось бы можно легко находить границы слогов, легко объяснять структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка.

Однако, анализируя исследования мускульного напряжения гортани, можно заметить, что мышцы гортани, достигнув тонуса, необходимого для вибрации, тотчас теряют напряженность. Вершина слога, следовательно, сопровождается ослаблением напряженности мышц гортани. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования только с точки зрения физиологии, т.е. исключительно артикуляционно.

Итак, слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения, причем чаще всего параллельного также нарастание и спад звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные модели слога и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге.

1. Членение речевого потока на слоги

Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог везде выступает как минимальная произносимая единица речи. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.

Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Слог состоит из фонем, часть которых выступает как носитель смыслоразличительных признаков, как ядро, как слогообразующий элемент слога, или является слогоносителем. Слогоносителем в зависимости от языка могут быть:

Гласный; дифтонг, трифтонг; согласный; многофонемная группа "гласный + согласный".

"Нет ни одного языка, в котором гласные не функционировали бы в качестве слогоносителей. В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными слогоносителями слова".3

_________________

3 Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960. С. 19

2. Слогоделение

Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги. Условимся, что знак С – (consonant) – обозначает согласный звук слога, V – (vowel) – гласный, отсюда составляем условную структуру слога.

Слог – это наименьшая произносимая единица. Отрезок речи между паузами представляет собой, с произносительной точки зрения, цепочку следующих один за другим и связанных между собой слогов. Единственного членения на слоги внутри такого отрезка не происходит. В этом отношении слог, следовательно, не отличается от отдельного звука речи. Такие выдающиеся представители физиологически ориентированной экспериментальной фонетики, как Э. Скрипчур и Г. Панкончелли-Кальциа, считали слог фикцией, созданной лингвистами и психологами. "Все попытки, - пишет Панкончелли, - понять и представить слог фонетически были до сих пор бесплодными и останутся таковыми и впредь".

Звук речи вычленяется из речевой цепи только как языковая единица, как форма выражения фонемы. То же самое происходит в языках слогового строя, в которых граница слога всегда совпадает с границей морфемы, поэтому слог может рассматриваться как форма выражения силлабонемы.

В языках же не слогового строя, к которым относится большинство языков мира, слог может представлять две морфемы, а одна морфема может состоять из двух слогов. В таких языках слог и слогоделение не связаны со смыслом. И слог не является поэтому фонологической единицей. Применительно к таким языкам слогоделения, ввиду того, что оно не обусловлено в них языковыми факторами, наталкивается на большие теоретические трудности и остается неясной и спорной в самих своих основаниях.

Несмотря на все сказанное, слог как некое единство с гласным в качестве ядра представляет известную реальность для говорящих. Если на вопрос о том, где происходит граница между слогами таких слов, как точка, пластинка, ответ будет неоднозначным, то для всякого носителя русского языка первое слово является двухслоговым, а второе – трехслоговым.

Произносительная целостность слога доказывается рядом наблюдений. Во-первых, как бы ни была замедлена речь, как бы ни добивались ее членораздельности, далее чем на слоги она не распадется. Во-вторых, в специальном эксперименте было показано, что в слогах типа СТУ углубленность, необходимая при произнесении гласного, начинается уже одновременно с началом артикуляции первого согласного. В-третьих, произносительная неделимость слога обнаруживается при некоторых случаях афазии, которые характеризуются физиологами как "распад плавности речи". При этом, как пишет А.Р.Лурия, "единицей иннервационного акта становится здесь не фраза или мысль, как это бывает в норме, когда целый смысловой комплекс произносится "на едином дыхании (явление, хорошо известное в экспериментальной фонетике), а изолированное слово, в наиболее грубых же случаях даже слог". Из этой цитаты видно, что даже при самых исключительных случаях распада плавности речи, распада слога на отдельные звуки не происходит.

Необходимо иметь ввиду, что речь идет о неразличимости слога с произносительной стороны: на слух же слог может быть разложен на отдельные звуки. Это имеет место не только при фонемном анализе, который мы производим при восприятии знакомого языка. Даже при восприятии совершенно незнакомого языка мы, хотя и воспринимаем слог как слитное произношение звуков, все же отдаем себе отчет в том, что это некое сочетание звуков, а не одна какая-то единица. Само собой разумеется, что, не зная языка, мы не можем определить фонемный состав слога, а может быть. Даже и его звуковой состав, но разложимость слога на слух все же очевидна.

Речь шла до сих пор о слоге как о сочетании звуков не потону, что это единственный вид слога, а лишь потону, что это наиболее распространенный тип. В современных языках фонематического строя слог может быть представлен и отдельным звуком, может состоять и из одних согласных. Последний тип имеется в некоторых славянских языках (например, в сербскохорватском, в чешском). Так, двухслоговой является фамилия известного чешского лингвиста Trnka;

вершину первого слога в ней образует сонорный согласный /г/. В разных языках слог может иметь разное строение, т.е. количество и расположение согласных относительно гласного. Ввиду сложности вопроса слогоделения строение слога обычно определяют по односложным словам. Принято различать открытые слоги, заканчивающиеся гласным, и закрытые, заканчивающиеся согласным, причем количество согласных может быть разным. По началу различают неприкрытые слоги, начинающиеся с гласного, и прикрытые, начинающиеся с одного или нескольких согласных. Из данного определения вытекает, что слог, состоящий из одного гласного, является одновременно и открытым и неприкрытым.

В каждом языке, как правило, встречаются разнообразные типы строения слога, а набор типов в разных языках обычно не совпадает, хотя простейшие из них - СГС и особенно СГ - можно, пожалуй, считать в числе универсалий.

Эксперименты, проведенные в Лаборатории физиологии речи под руководством Л.А.Чистович, показали, что в особых условиях испытуемые разлагают слоги типа ССГ на СГ + СГ; например: СТО - СЪ + ТО. На основании полученных данных авторы делают следующий вывод:

"Это заставляет считать, что основными элементами речи являются простейшие артикуляторные комплексы типа СГ, а более сложные сочетания типа ССГ, СССГ представляют собой не что иное, как группы этих простых комплексов, организованные таким образом, что следующий комплекс начинается раньше, чем успевает закончиться предыдущий".

Практически членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

3. Слог в тональных языках

До недавнего времени теория слога разрабатывалась в основном на материале западноевропейских и славянских языков. В этих языках фонетическое членение слова на слоги не совпадает с морфологическим членением слога. Например, если слово рука членить с точки зрения фонетической, то в нем два открытых слога и четыре фонемы (ру-ка). Если к членению слова рука подойти с точки зрения морфологической, то границы членения пройдут уже в другом месте, и мы выделим две морфемы (рук-а). Здесь мы наблюдаем два возможных подхода к членению слова – фонетическое и морфологическое. Фонетическое членение слова на слоги не совпадает с членением морфологическим. Слоги не связаны с определенным смыслом. Это характерно, например, для языков индоевропейской семьи.

Однако, если обратиться к ряду восточных языков (китайскому, тайскому, бирманскому или вьетнамскому), прежде всего к тональным дальневосточным языкам, то там роль слога особая. В европейских языках слова формируются из звуков и один звук может быть морфемой, тогда как в китайском и подобных ему языках слова формируются из слогов, и дисигнатор морфемы не может быть представлен единицей, меньшей, чем слог. Таким образом, фонетическая единица (слог) и морфологическая единица (морфема) взаимно соотнесены. Граница слога и морфемы совпадает. Смысловая делимость в этих языках не идет дальше слога, и слог в связи с этим всегда ассоциируется с определенным смыслом. Слог здесь служит звуковой оболочкой морфем. Таким образом, слог в тональных языках является не только важнейшей фонетической, но и словарно – морфологической единицей

4. Структура слога.

В каждом языке слоги дифференцируются по структуре и по выделению их различными способами в рамках слова.

С точки зрения структуры слог называется открытым, если он оканчивается на слогообразующий элемент (обычно на гласный), или закрытым, если он оканчивается на неслогообразующий элемент (обычно на согласный). "При этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно назвать полуоткрытыми (это важно для понимания слогораздела); неприкрытыми (начинающиеся с гласной) и прикрытыми (начинающиеся согласной)".

Например, в слове РУ-КА два открытых (и прикрытых) слога (тип слога CV), в слове ХОД закрытый слог (тип CVC) .

Для турецкого языка, например, характерны следующие структурные типы слогов: VC (ak-ek; at-et ot-it-ut И- т.п.);

CV (ta-te; sa-se ai-mu-mu и др.);

CVC (kar – kir - kir kor – kor – kur - kur и пр.);

VCC (alt, art, ust, orf и пр.);

CCV (ski, gri); CVCC" (kart, turk, kulp, harp);

CCVC (spor, prak);

CCVCC (frenk, brans).

Структурные особенности слогов турецкого языка объясняют протекание такого характерного для турецкого языка явления, как палатализация согласных.

В связи с этим в русской лингвистике складывается теория слогофонемы. Она восходит к мысли, высказанной впервые Л.В. Щербой в работе "Русские гласные в качественном и количественном отношении" и развиваемой в его статьях того времени. В частности, Л.В. Щерба приходит к заключению, что фонематический анализ китайской звуковой системы обнаруживает некоторую диффузность слого-звуков. Под диффузностыо слогозвуков Л.В. Щерба понимал функциональную неделимость слога. Е.Д. Поливанов для обозначения этого явления ввел понятие "силлабема"; А.А. Драгунов ("Дунганский язык") писал, что в китайском языке место фонемы занимает слогофонема. Теорию слогофонемы отстаивает В.Б. Касевич. Он предлагает считать минимальной единицей для китайского языка не фонему, а слог.

В каждой языке имеется свой набор структурных типов слогов как закрытых, так и открытых. Для некоторых языков характерно наличие нескольких согласных в начале слога, например в языке пушту, могут встретиться три согласных звука в начале (слог типа CCCV). В других языках стечения согласных в начале слога избегают, например, в персидском, арабском, а также в китайском.

Своеобразны структурные типы слогов в тональных языках. Слог в них может состоять из одного, двух, трех и четырех элементов. Например, в китайском языке слог может содержать один или два элемента (такие слоги составляет четверть всего слогового состава китайского языка) и даже три или четыре элемента (большинство слогов китайского языка).

В характерном для китайского языка структурном типе слогов первым звуком является согласный, вторым – неслогообразующий узкий гласный, третьим – слогообразующий гласный, и четвертым – неслогообразующий гласный или конечный сонант (который в китайском языке выступает в роли второго элемента дифтонга). Во вьетнамском языке, как и в некоторых диалектах китайского языка (например, в кантонском), четвертым элементом слога выступает согласный.

5. Просодия слога

Характерной чертой языков слогового строя является то, что в них на протяжении слога происходит закономерное изменение высоты основного тона голоса или же интенсивности. Для обозначения отдельных типов слогового акцента пользуются термином тон и говорят, что в таком-то языке различаются столько-то тонов. Наличие тонов признается только тогда, когда различие между ними имеет фонематическое значение, т.е. выполняет конститутивную (словообразовательную) и словоразличительную функцию, что имеет место в указанных языках. С этой точки зрения они относятся к политоническим.

Тоны бывают контурные и регистровые; первые различаются по характеру изменения высоты голоса, вторые – по тому, произносятся ли они с высоким или с низким голосовым тоном.

Согласный, предшествующий гласному, тоном не затрагивается. Характерное изменение высоты или интенсивности начинается, по-видимому, во всех политонических языках с гласного, но распространяется оно и на согласный, заканчивающий слог. Тон, следовательно, действительно является свойством слога, а не гласного.

В одних языках (например, во вьетнамском) различие тонов не зависит от места словесного ударения; в других же (например, в китайском) тоны различаются только в ударном слоге.

Количество возможных с общефонетической точки зрения контурных тонов определить невозможно, так как движение мелодии перекрещивается в них с различным характером интенсивности. Да и сама мелодия может бесконечно варьироваться. Так, во вьетнамском языке, в котором насчитывается шесть гонов, два из них различаются мелодически только тем, что один является постепенно нисходящим, а другой – резко нисходящим.

Принято различать следующие тоны: ровный низкий, ровный высокий, восходящий, нисходящий, восходяще-нисходящий и нисходяще-восходящий. К этому можно прибавить: ровно-нисходящий (ровный в начале и понижающийся к концу), ровно-восходящий, восходяще-ровный и нисходяще-ровный.

В отдельных языках число различающихся тонов, по-видимому, не превышает десяти, а в большинстве случаев их гораздо меньше.

В китайском литературном языке, например, имеется четыре типа:

Ровный - [та] "мать", восходящий - [та] "конопля" нисходяще-восходящий - [та] "лошадь", нисходящий - [та] "ругать".

К политоничным относятся не только слоговые языки, в некоторых неслоговых языках ударные слоги также произносятся, с разным направлением движения основного тона и интенсивности. Это обычно называют слоговым акцентом. К таким языкам относятся, например, сербскохорватский язык, литовский, латышский, шведский, норвежский и др.

В разных языках слоговой акцент реализуется по-разному. В сербскохорватском различают четыре вида такого акцента, сопряженных со словесным ударением: два восходящих (один – в сочетании с долгим гласным, другой – с кратким) и два нисходящих, аналогичным образом сочетающихся с долготой или краткостью гласного. В латышском языке слоговой акцент встречается только в слогах с долгими гласными и с дифтонгами; при этом различается три типа: с восходящим движением основного тона, с нисходящим движением и с гортанной смычкой внутри гласного.

Интересный случай представляет шведский язык, в котором различают музыкальное ударение наряду с динамическим в пределах одного слова. Музыкальное характеризуется двумя типами слогового акцента: при одном (так называемом "простом ударении") высота тона меняется в одном направлении (либо поднимается, либо падает), при другом (так называемом "сложном ударении") - поднимается, а затем падает. По слоговому акценту в шведском языке различается целый ряд слов, имеющих одинаковый фонемный состав.

Фонемы и слоги являются единицами линейными, или сегментными, т.е. такими, которые представлены отрезками (сегментами) той или иной протяженности (фонами, слогами в речи), следующими друг за другом в речевой цепи. Кроме такого рода единиц поток речи характеризуется также супрасегментныни звуковыми особенностями, которые как бы наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц, т.е. реализуются всегда одновременно с теми или иными сегментными единицами. Супрасегментные звуковые особенности называют просодическими явлениями, рассматриваемыми с функциональной, фонологической точки зрения. Как элементы в системе языка они представляют собой просодические единицы – просодемы.

Важнейшие просодические явления - это ударение и интонация.

Заключение.

Исследование фонетических характеристик словесного ударения представляет чрезвычайно большие трудности. Дело в том, что компоненты ударения - интенсивность, высота тона и длительность – являются общими у словесного ударения с просодикой предложения – с интонацией синтаксических единиц. В речи же отдельное слово, произнесенное изолированно, является одновременно предложением или синтагмой и, следовательно, наделено соответствующей интонацией; если же оно включено в синтаксическую единицу большего объема, то оно несет в себе часть интонации из этой единицы. Задача заключается в том, чтобы выделить из общей картины признаки, присущие именно словесному ударению. Сложностью определения объективных характеристик ударения объясняется противоречивость данных, которые можно найти в литературе по фонетике даже одного и того же языка.

Из сказанного вытекает, что при экспериментально – фонетическом исследовании словесного ударения нельзя ограничиваться чтением списка изолированных слов. Испытуемый, естественно, будет читать их если не с перечислительной, то с "назывной интонацией. Нужно подбирать экспериментальный материал с таким расчетом, чтобы данное слово находилось в предложениях с различной интонацией и в разных частях предложения. Задача тогда будет сводиться к тому, чтобы найти в ударном слоге такие признаки, которые окажутся инвариантными по отношению к фразовой интонации.

Список литературы. Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. Л., 1976. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Л., 1991. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.