Шрифты, термины и определения. Параметры шрифта

Психология шрифта определяет какой именно эффект произведет тот или иной шрифт на пользователя. Типографика или шрифты — очень значимая составляющая, игнорирование которой приводит к созданию менее качественного веб-дизайна. Многие дизайнеры фокусируют внимание на красоте и художественной привлекательности проекта, цветовых сочетаниях и практическом значении, но немногие относятся с той же щепетильностью к шрифтам. Они просто не понимают, что именно гарнитура передает пользователю посыл.

Шрифт — один из элементов, к которым нужно относиться очень серьезно. Шрифты обеспечивают читабельность и несут главный смысл. Психология шрифта играет роль позвоночника в эффективности веб-дизайна. Каждый дизайнер знает, что цвета влияют на настроение, эмоции и чувства людей. Шрифты в этом смысле дают тот же эффект что и цвета.

Веб-разработчикам и дизайнерам доступны тысячи шрифтов. Выбор их стиля может показаться случайным решением, однако знание психологии шрифта сделает ваш выбор осознанным. Есть два основных типа шрифтов:

  1. С засечками: шрифты с короткими штрихами на нижней и верхней части букв.
  2. Без засечек: шрифты без штрихов.

Оба типа шрифтов действуют по-разному на пользователей. Изучение графики включает в себя психологию шрифта. В этой статье вы узнаете о психологическом влиянии шрифтов и о принципах выбора шрифта. Определенное начертание несет определенный смысл и играет важную роль в функциональности дизайна: к примеру, если создаете сайт для классического, традиционного бизнеса, стоит выбрать шрифт с засечками; если вы хотите подчеркнуть современность и уникальность бизнеса, выбирайте шрифт без засечек.

Психология шрифта

Перевод — Дежурка

Если Вы только начинающий дизайнер, то, несомненно, у Вас возникает много вопросов при работе с текстом. Эта статья написана для того, чтобы помочь Вам ориентироваться в основных терминах и понятиях и облегчить работу со шрифтами .

Шрифт - это основа графического дизайна. Шрифт представляет собой определенное начертание знаков, их общее изображение и размер. Но не стоит путать это определение с гарнитурой шрифта - это набор знаков, имеющих стилистическое единство начертания. Проще говоря, шрифтовая гарнитура определяет общее «семейство» шрифтов (Times New Roman, Arial, Lucida.).

Шрифты условно можно разделить на четыре основные группы: шрифты с засечками (антиква), шрифты без засечек (гротески), декоративные и рукописные.

Для каждого шрифта существует несколько видов начертаний, особенностей их изображения – нормальное, курсивное, жирное, и жирное курсивное. Это, конечно, не все имеющиеся виды начертаний, а только основные, которые есть у всех шрифтов. Различные варианты начертания и размеров одних и тех же шрифтов объединяются в одно «семейство», шрифтовую гарнитуру.

Кегль – величина площадки, на которой размещается буква, иными словами это размер высоты букв шрифта, включая верхние и нижние выносные элементы литеры. Обычно размер шрифта (кегль) измеряется в типографских пунктах (обозначается pt), 1pt =0,35мм.

Базовая линия – воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа.

Кернинг и трекинг это два действия, применяемые для увеличения или уменьшения расстояния между буквами и пробелов, однако стоит понимать их различие.

Кернинг – изменение межбуквенного интервала для отдельных символьных пар. Обычно кернинг делают в сторону уменьшения пробела между буквами так, чтобы выступающие части одной литеры пары заходили в свободное пространство другой литеры. Кернингом добиваются улучшения зрительного восприятия текста, гармонической равномерности. Кернинг может быть ручным, когда человек, ориентируясь на свое собственное восприятие, добивается желаемого ритма строки (что получается хорошо только у людей с идеальным чувством пропорций), или же автоматическим, с использованием определенных программ, позволяющих это сделать. Хотя, если вы не уверены в идеальности своего видения, то лучше не заниматься шрифтовым дизайном).

Трекинг – метод увеличения или уменьшения плотности текстового блока за счет изменения интервала между символами в выделенном тексте или во всем блоке текста. Увеличение трекинга делает текст разреженным и светлым, уменьшение – плотнее и темнее. За счет трекинга можно на одном и том же объеме листа расположить разное количество символов. Знание трекинга поможет Вам, если вдруг необходимо разместить статью, а места недостаточно, или наоборот, статья уже закончилась, а место в абзаце еще осталось. Однако не стоит слишком увлекаться трекингом. Допускается изменение объема текста на 1-3% от исходного, иначе текст будет либо разреженным, либо слишком плотным, что визуально бросается в глаза и ухудшает читаемость и общее восприятие текста.

Графема базовая форма знака, позволяющая отличить его от любого другого знака вне зависимости от его художественного исполнения. Графема определяет единицу текста, то есть это только один символ. Например, базовая форма литеры «А» делает ее отличительной от любой другой литеры, каким бы шрифтом она не была набрана.

Глиф – конкретный графический образ (графема) знака. Бывает, что в одном и том же тексте используется несколько глифов для одной и той же графемы, тогда их называют аллографами друг друга.

- (нем., от schreiben писать). 1) отлитые из типографского металла и служащие для набора рукописей буквы различной величины и поэтому различных названий. 2) в горном деле желоб в земле для стока воды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

ШРИФТ, шрифта, мн. шрифты и (разг.) шрифты, муж. (нем. Schrift письмо). Полный комплект типографских литер определенного рисунка для набора, содержащий алфавит со всеми знаками препинания, цифрами. Шрифты по характеру рисунка букв делятся на… … Толковый словарь Ушакова

шрифт - Набор знаков, имеющий единую базовую конфигурацию (дизайн). Пример 9 пунктовый шрифт "Курьер". Примечание Единый шрифт может иметь разные размеры. [ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382 23 2004] шрифт 1. Набор символов, имеющих единый дизайн. Примеры… … Справочник технического переводчика

А; мн. шрифты и шрифты; м. [нем. Schrift] 1. Комплект типографских литер (букв, знаков препинания, математических и других знаков), необходимых при наборе какого л. текста. Типографский ш. В пишущей машинке сбит ш. Купить шрифты для типографии.… … Энциклопедический словарь

Литера; печать, кларендон, перл, фрактура, пальмира, цицеро, диамант, рондо, корпус, паризьен, курсив, асс, боргес, миттель, эльзевир, миньон, медиеваль, эксцельсиор, начертание, нонпарель, петит, бодони, гарт, рисунок, текст, гарнитура, антиква … Словарь синонимов

Набор символов алфавита характеризующихся одинаковыми: характером рисунка; формой: прямой, наклонный, курсив; насыщенностью: светлый, полужирный, жирный; и размером в пунктах. Шрифт предназначен для восприятия информации людьми и устройствами.… … Финансовый словарь

шрифт - (Type, Lettering) 1. Графически упорядоченное изображение знаков определенной cистемы письма. 2. Комплект литер [буква в металле], воспроизводящий какой либо алфавит [упорядоченный список букв языка], а также цифры [знаки, обозначающие числа, 1 2 … Шрифтовая терминология

ШРИФТ, а, мн. ы, ов и ы, ов, муж. Форма письменных или печатных знаков. Печатный, рукописный, рисованный ш. Рисунок шрифта. Наборный ш. (полученный в результате типографского набора). Типографский ш. (комплект литер и других элементов для набора) … Толковый словарь Ожегова

Муж., нем. набор, отлитые, для печати, буквы. Шрифты (наборы) получают названья, коими их и обозначают. Сперва режутся на стали пунсоны (чеканы), коими выбиваются с одного удара в меди матрицы (льяки), а в них льется шрифт (набор) из гарту,… … Толковый словарь Даля

шрифт - ШРИФТ, а, мн шрифты, ов и шрифты, ов, м Система письменных или печатных знаков, отличающихся определенной графической формой: величиной, наклоном, интенсивностью краски и т.д. Он не мог читать мелкий шрифт, он мог читать только большие, жирно… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • , Крейг Джеймс, Скала Ирина Король. Шрифтовой дизайн и типографика - это постоянно развивающееся и изменяющееся искусство, и каждое поколение дизайнеров привносит в него что-то новое и прогрессивное. Некоторые дизайнеры…
  • Шрифт и дизайн. Современная типографика , Крейг Дж., Скала И.. Шрифтовой дизайн и типографика - это постоянно развивающееся и изменяющееся искусство, и каждое поколение дизайнеров привносит в него что-то новое и прогрессивное. Некоторые дизайнеры…

Шрифт (Schrift от нем. schreiben — писать) - это графический рисунок начертания букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.

Шрифты создаются художниками в соответствии с образным замыслом, требованиями единства стиля и графической композиции, прикладными задачами, а также в соответствии с конкретными смысловыми и художественно-декоративными задачами.

Раньше термин “шрифт ” имел более узкое понятие и означал набор символов определенной гарнитуры, размера и начертания. Гарнитура - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов. Но в настоящее время термины “гарнитура ” и “шрифт ” часто употребляются как синонимы.

Основные характеристики шрифтов

  • Базовая линия
  • Кегль (размер)
  • Ширина
  • Начертание
  • Насыщенность
  • Контрастность
  • Гарнитура
  • Засечки
  • Комплектность
  • Кернинг
  • Трекинг

Базовая линия

Воображаемая линия, проходящая по нижнему краю основного элемента символа, называется базовой линией. Литера как будто лежит на этой линии.

Кегль

Это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Размер кегля определяется в пунктах. В основу измерений шрифтов положена система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так называемая система Пика (англо-американская). В любом случае, основной единицей измерения является пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика - 0,352 мм. Еще во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера:
кегль 6 пунктов - нонпарель,
кегль 8 пунктов - петит,
кегль 9 пунктов - боргес и т.д.

Ширина

По ширине шрифт бывает нормальный, узкий, широкий. Различают также пропорциональные и моноширинные шрифты .
Пропорциональный шрифт отображает символы разной ширины, тогда как непропорциональный, или моноширинный, шрифт использует знаки постоянной фиксированной ширины.

Большинство людей находит пропорциональные шрифты более удобными для чтения, и поэтому эти шрифты чаще всего применяются в профессионально изданных печатных материалах. По той же причине, программы с графическим интерфейсом обычно используют пропорциональные шрифты. Однако, многие пропорциональные шрифты содержат знаки фиксированной ширины, так что, например, колонки чисел остаются выровненными.

Лучше подходят для некоторых целей, поскольку их знаки выстраиваются в четкие, ровные колонки (для ручных пишущих машинок и алфавитно-цифровых компьютерных дисплеев, для большинства компьютерных программ с текстовым интерфейсом и пр.) Программисты, как правило, предпочитают моноширинные шрифты при редактировании исходного кода. В издательском деле, редакторы читают рукописи, набранные моноширинными шрифтами для облегчения редактирования, и присылать рукописи, набранные пропорциональным шрифтом, считается плохим тоном.

Начертание

Начертания шрифтов отличаются насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков.
Наиболее распространенные начертания - Normal (обычный), Bold (полужирный), Italic (курсив или наклонный), Bold Italic (полужирный курсив или наклонный), Condensed (узкий) и Extended (широкий).

Ошибочно мнение, что курсив и наклонный - это одно и то же. На самом деле, это разные начертания.
Наклонный шрифт образуется простым искажением (наклоном) символов исходного (Normal) шрифта. Буквы же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой. Наклонное начертание может быть создано программой, курсивное должно изначально содержаться в файле шрифта.

Насыщенность

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различных начертаниях и может меняться от светлой (Light) до сверхжирной (Ultra Bold).

Контрастность

Контрастность - один из основных признаков шрифта. Определяется отношением толщины соединительных и основных штрихов знаков. По этому признаку шрифты могут варьироваться от неконтрастных до сверхконтрастных.

Гарнитура

Гарнитура - это объединение разных по кеглю и начертанию, но одинаковых по характеру рисунка шрифтов. Каждая гарнитура имеет своё наименование. Разработка гарнитур — сложная и трудоёмкая работа.

Засечки

Засечки представляют собой небольшие элементы на концах штрихов букв. Существует большое разнообразие шрифтов как с засечками, так и без них. Обе группы содержат как гарнитуры, разработанные для набора больших объемов текста, так и предназначенные в основном для декоративных целей. Наличие или отсутствие засечек является лишь одним из многих факторов, которые учитываются при выборе шрифта.

Считается, что в длинных текстах легче читать , чем без них. Исследования этого вопроса объясняют причину этого эффекта в большей привычности к шрифтам с засечками . Как правило, в печатных работах, таких как газеты и книги, применяются шрифты с засечками . Веб-сайты могут не определять шрифт и использовать пользовательские настройки браузера. Но те из них, которые задают шрифт, обычно применяют , потому что считается, что, в отличие от печатных материалов, на компьютерных экранах с низким разрешением их читать легче.

Комплектность

Комплектность определяется полнотой знаков, необходимых для набора текста: строчных, прописных, цифр, знаков препинания и проч.

Кернинг и трекинг

Кернинг и трекинг, будучи атрибутами символов, характеризуют не сами символы, а расстояние между ними, т.е. межсимвольные пробелы. Они необходимы для улучшения зрительного восприятия текста.

Кернингом называется изменение ширины пробела для конкретных пар литер. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения пробела таким образом, что выступающие части одной литеры пары заходят в пространство второй литеры. Результат - размещение символов становится зрительно более равномерным. Фирменные шрифты снабжены таблицами кернинга, то есть списком пар, для которых нужно сокращать пробел при наборе текста. Это, например, ГО, ГА, АУ, Ст и другие. Если в шрифте есть большая таблица пар кернинга, он будет хорошо и равномерно смотреться в разном кегле.
Программы верстки снабжены возможностью автоматического кернинга, они имеют собственные таблицы пар. В таких программах можно организовать автоматическую корректировку пробелов в парах кернинга в тексте любой длины. После обработки текста автоматическим кернингом в заголовках и другом крупном тексте дополнительно проводят ручной кернинг, то есть символы сближают вручную. Чем крупнее текст, тем большее значение для его внешнего вида имеет кернинг. Для проведения ручного кернинга курсор должен быть установлен между сближаемыми символами. При изменении значения кернинга первая литера остается на месте, вторая перемещается.

Трекинг, в отличие от кернинга, задается не для пары, а для нескольких символов и в данной программе характеризует величину межсимвольного пробела в группе символов. Пробелы меняются одинаково для всех выделенных символов. Если задавать трекинг для выделенной пары, то он будет аналогичен кернингу.
Кернинг и трекинг измеряются в специальных относительных единицах - тысячных долях круглой шпации (ems/1000), поскольку при смещении в паре важны не точные значения, а их отношение к величине символов в конкретной гарнитуре. В данном случае применение такой относительной единицы автоматически делает эти смещения пропорциональными кеглю шрифта.

В полиграфии используются дополнительные единицы измерения - круглая шпация, полукруглая шпация, тонкая шпация, характеризующие горизонтальные размеры шрифта. Они соответствуют ширине заглавных букв М, N и строчной буквы t. Таким образом, круглая шпация примерно равна размеру шрифта, полукруглая шпация составляет 0,5 размера шрифта, а тонкая шпация - 0,25 размера шрифта. Поскольку все шрифты разные, то и ширина литеры М у них может различаться. Таким образом, значение круглой шпации колеблется в зависимости от кегля и гарнитуры. Шпации применяются при измерениях абзацных отступов, кернинга и других перемещениях символов.