Монашеские ордены. Важнейшие католические ордена, их история

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы. Люди, как известно, — существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели. Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

Монашество зародилось не в Европе, свое начало оно берет на просторах египетских пустынь. Здесь еще в IV веке появились отшельники, стремившиеся приблизиться к духовным идеалам в уединенном удалении от мира с его страстями и суетой. Не находившие себе места среди людей, они уходили в пустыню, жили под открытым воздухом или в руинах каких-то построек. Часто к ним присоединялись последователи. Вместе они трудились, проповедовали, возносили молитвы.

Монахи в миру были работниками разных профессий, и каждый приносил что-то свое в общину. В 328 году Пахомий Великий, бывший когда-то солдатом, решил организовать жизнь братьев и основал монастырь, деятельность в котором регламентировалась уставом. Вскоре стали появляться подобные объединения и в других местах.

Свет знаний

В 375 году Василий Великий организовал первое крупное монашеское общество. С тех пор история религии потекла в несколько ином русле: вместе братья не только молились и постигали духовные законы, но занимались изучением мира, постижением природы, философских аспектов бытия. Стараниями монахов сквозь темные века Средневековья прошли мудрость и знания человечества, не затерявшись в прошлом.

Чтение и совершенствование в научной области входило в обязанность и послушников монастыря в Монте-Кассино, основанного Бенедиктом Нурсийским, считающимся отцом монашества в Западной Европе.

Бенедиктинцы

530 год считается датой, когда появился первый монашеский орден. Бенедикт славился своим аскетизмом, и вокруг него быстро сформировалась группа последователей. Они и вошли в число первых бенедиктинцев, как называли монахов в честь их предводителя.

Жизнь и деятельность братьев велась в соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом Нурсийским. Монахи не могли менять место служения, владеть какой-либо собственностью и всецело должны были подчиняться аббату. Регламент предписывал вознесение молитв семь раз в день, постоянный физический труд, перемежающийся часами отдыха. Устав определял время трапез и молений, наказания для провинившихся, необходимые для прочтения книги.

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия. Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников. Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Упадок и возрождение

На время правления Карла Великого приходится период, когда монашеский орден бенедиктинцев переживал не лучшие времена. Император ввел десятину в пользу Церкви, потребовал от монастырей предоставления определенного числа воинов, отдавал во власть епископов обширные территории с крестьянами на них. Монастыри стали обогащаться и представлять собой лакомый кусочек для каждого, жаждущего увеличения собственного благосостояния.

Представители мирской власти получили возможность основывать духовные общины. Епископы транслировали волю императора, все больше погружаясь в дела мирские. Настоятели новых монастырей лишь формально занимались духовными вопросами, наслаждаясь плодами пожертвований и торговли. Процесс обмирщения вызвал к жизни движение за возрождение духовных ценностей, вылившийся в образование новых монашеских орденов. Центром объединения в начале X века стал монастырь в Клюни.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Великое множество

В XI-XIII веках новые монашеские ордена католической церкви появлялись в большом количестве. Каждый из них чем-то отметился в истории. Камальдулы славились своим строгим уставом: они не носили обуви, приветствовали самобичевание, совсем не ели мяса, даже если были больны. Картезианцы, также чтившие жесткие правила, были известны как гостеприимные хозяева, считавшие благотворительность важнейшей частью своего служения. Одним из главных источников дохода для них была продажа ликера «Шартрез», рецептуру которого разработали сами картезианцы.

Свой вклад в монашеские ордена в средние века внесли и женщины. Во главе монастырей, в том числе и мужских, братства Фонтевро стояли аббатисы. Они считались наместницами Девы Марии. Одним из отличительных пунктов их устава был обет молчания. Бегинки — орден, состоящий только из женщин — напротив, не имели устава. Настоятельница выбиралась из числа последовательниц, и вся деятельность направлялась в благотворительное русло. Бегинки могли покидать орден и выходить замуж.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом католической церкви освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители. Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась Папой Римским, имевшим верховную власть над объединением. Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский орден, меченосцы. Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить. Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира. Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей. Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей. Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей. В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Франциск Ассизский

В 1207 году начал формироваться орден францисканцев. Его глава, Франциск Ассизский, видел суть своей деятельности в проповедях и отречении. Он был против основания церквей и монастырей, со своими последователями встречался раз в год в условленном месте. Все остальное время монахи проповедовали народу. Однако в 1219 году все-таки был возведен францисканский монастырь по настоянию Папы Римского.

Франциск Ассизский славился своей добротой, способностью служить легко и с полной самоотдачей. Его любили за поэтический талант. Канонизированный уже через два года после своей смерти, он приобрел массу последователей и возродил почтение к католической церкви. В разные века от францисканского ордена образовывались ответвления: орден капуцинов, терцианы, минимы, обсерванты.

Доминик де Гусман

На монашеские объединения Церковь полагалась и в делах борьбы с ересью. Одной из основ инквизиции был орден доминиканцев, основанный в 1205 году. Основоположником его стал Доминик де Гусман, непримиримый борец с еретиками, почитавший аскезу и бедность.

Орден доминиканцев одной из главных своих целей избрал подготовку проповедников высокого уровня. Для организации подходящих условий для обучения даже были смягчены первоначально жесткие правила, предписывающие братьям бедность и постоянное скитание по городам. Доминиканцы при этом не были обязаны трудиться физически: все свое время, таким образом, они посвящали образованию и молитве.

В начале XVI века Церковь вновь переживала кризис. Приверженность духовенства к роскоши и порокам подрывала авторитет. Успехи Реформации вынуждали священнослужителей искать новые пути возвращения былого почитания. Так был образован орден театинцев, а затем и Общество Иисуса. Монашеские объединения стремились вернуться к идеалам средневековых орденов, но время взяло свое. Хотя многие ордена существуют и сегодня, от былого величия мало что сохранилось.

Ордена чернеців это организации католических монахов, которые имеют особые уставы. Создан для усиления влияния католической церкви, преследования инакомыслящих, борьбы с ересями, Орден имеет строго централизованную структуру. Орден возглавляют "генералы", "генеральные магистры", которым подлежат "провинциалы" (провінціальні приоры), "магистра", а последним-аббаты и конвенционные приоры. Этими лицами руководит генеральный капитул, то есть собрание руководителей разных рангов, что собирается раз в несколько лет. Ордена имеют строгий устав, подчиняются напрямую Римскому Папе, в какой бы стране они не находились.

Одним из первых католических орденов является Орден бенедиктинцев (12 тыс), основанный в Италии в VI в. Бенедиктом Нурсийским. Особым влиянием Орден пользовался в XXI веке. Сейчас бенедиктинцев можно встретить в целом ряде стран Европы и Америки, они имеют свои школы и университеты, периодические издания.

В XI-ХШ вв. возникает много орденов монашеских. Как ответвление бенедиктинского ордена в 1098 году во Франции возник Орден цистерцианцев, на развитие которого особенно повлиял Бернар Клервосский, по имени которого этот Орден стал называться бернардинский (XII в.).

Среди монашеских орденов важное место принадлежит так называемым нищенским орденам: Францисканском - насчитывает 27 тыс. мужчина и Доминиканском - 10 тыс. муж. Основан в начале XII века. Франциском Ассизьким; Орден францисканцев получил ряд привилегий от Папы-право проповеди и совершения таинств, свободного преподавания в университетах. В их руках оказалась инквизиция. Орден доминиканцев, или "братьев-проповедников", был основан в 1215 году Домиником. Он был призван развернуть борьбу против средневековой ереси, прежде всего против альбигойцев (участников еретического движения XII-XIII века. во Франции, направленного против господствующего положения католической церкви в экономической и духовной жизни средневекового города).

В 1534 году возник Орден иезуитов (Общество Иисуса), основанный Ігнатом Лойолой (1491-1556) для борьбы с Реформацией. Орден выступал как одна из найвойовничіших организаций католической церкви. Он осуществлял непримиримую борьбу против ересей, преследовал ученых, боролся с вольнодумством, составлял индекс запрещенных книг, активно способствовал закреплению неограниченной папской власти.

Иезуиты кроме трех монашеских обетов (безбрачие, послушание, бедность) дают также обет абсолютного повиновения Римскому Папе. В уставе Ордена записано: чтобы не ошибиться в жизни, необходимо белое называть черным, если того требует церковь. На основе этого положения Орден иезуитов разработал нормы морали. В их основе лежат следующие принципы:

1) пробабілізм - каждый поступок человека можно считать нравственным, если он может быть оправдан ссылкой на Священное Писание;

2) право оговорки, мысленно дает возможность оправдать такие деяния, которые осуждаются (клятвовідступництво, ложная присяга). Тут уже ссылкой на Священное писание оправдаться нельзя. Если иезуит мысленно вспомнит слово "нон" ("нет") перед ложной присягой, то он перед Богом будет чистым;

3) принцип руководящего намерения - любой аморальный поступок может быть оправдан, если он предназначен для высокой цели, для интересов церкви.

Иезуитский орден отличается тем, что не требует от своих членов жить в монастырях и носить чернецкий одежду. Члены Ордена могут быть тайными членами. Поэтому данные о численности Ордена является приблизительным - 86 тыс. муж. Больше всего членов этого Ордена насчитывается в США - 8387 человек, Испании - 5234, ФРГ - 1119 человек. В Польше и Югославии члены иезуитского Ордена полностью подчинены его голове - Черном Папе (в Польше - 712 человек, Югославии - 828 человек). В Чехо-Словакии действует 400, Венгрии - 300, Литве, Латвии, Западной Украине и Белоруссии - 120, в Китае - 120, Румынии - 200 членов Ордена.

Воспитанники иезуитского Ордена монополизировали всю государственную деятельность. Стоит подчеркнуть, что только в США Орден иезуитов удерживает 28 университетов и колледжей, 43 средних школы, 13 юридических и 5 медицинских институтов, 10 школ медицинских сестер, 8 технических учебных заведений. В различных странах мира издается 1320 журналов общим годовым тиражом в 144 млн. экземпляров.

Католические монашеские ордена и ереси

Духовно-рыцарские ордены возникли во времена крестовых походов. В их функции входила охрана паломников, а также борьба с мусульманами и язычниками. Некоторые из этих орденов достигли большого могущества и даже создали свои орденские государства.

Пассионисты (Братья Страстей Господних, Клирики братства Святого Креста и Страстей Христовых) Конгрегация, основанная в 1720 году в Пьемонте с целью поучения народа путем проповедей о крестной смерти Христа. Она сильно распространилась в Италии и имела значительные миссии в Болгарии и Валахии.

Ордены, существовавшие на территории Испании

Орден Калатравы

Основан в 1158 году в Кастилии.

Орден Алькантара

Основан около 1176 года в Кастилии.

Орден Сантьяго де Компостела

Основан в 1170 году в Кастилии.

Орден Сан-Хулиан де Перейро

Основан около 1173 года в Кастилии.

Орден Санта-Марияде Эспанья

Основан около 1275 года в Кастилии. В 1280 году вошёл в состав Ордена Сантьяго де Компостела.

Орден Монтегаудио

Основан около 1173 года в Арагоне. В 1188 году объединился с Орденом госпиталя Святого Искупителя в Теруэле. В 1196 году они вошли в состав Ордена тамплиеров.

Орден Сан-Хорхе де Альфама

Основан около 1356 года в Арагоне. В 1400 году вошёл в состав Ордена Монтесы.

Орден Монтесы

Основан в 1317 году в Арагоне.

В 1489-1494 годах кастильские ордена Калатравы, Алькантара и Сантьяго де Компостела были практически национализированы короной.

В 1587 году арагонский Орден Монтесы также был подчинён короне. Окончательно владения испанских орденов были конфискованы государством в 1835 году.

Ордена, существовавшие на территории Португалии

Орден Святого Беннета Авишского (Авиш, Авис)

Основан около 1176 года.

Орден Христа

Основан в 1319 году.

Орден Сантьяго

В Португалии он вначале существовал как отделение кастильского ордена, но позднее отделился от него.

Контроль за тремя португальскими орденами перешёл к короне во второй половине XVI века. В 1820-1834 годах они прекратили своё существование.

Ордены, существовавшие на территории Италии

Орден Пресвятой Девы Марии

Вифлеемский орден

Основан папой Пием II для защиты острова Лемнос. Но после окончательного завоевания острова турками в 1479 году орден прекратил своё существование.

Орден христианских рыцарей

Основан в Италии в 1619/1623 годах для борьбы с турками и немецкими протестантами, но вскоре прекратил своё существование.

Орден Святого Стефана

Основан в 1562 году во Флоренции. Уничтожен Наполеоном в 1809 году.

Орден Святого Маврикия

Существовал в Савойе. Наследственными магистрами были герцоги Савойские. В 1572 году к Ордену Святого Маврикия Папа присоединил часть госпитального Ордена Святого Лазаря. В 1583 году орден прекратил существование.

Вадим ГОРОБЕЦ, Владимир БОГДАНОВ

Ярким свидетельством неразрывной связи Беларуси с Европой является существование и активная деятельность на ее территории католических монашеских орденов. Практически все существовавшие в Европе ордена были представлены и у нас. Масштабы их деятельности были огромны, зримый след на земле в виде монастырей и костелов впечатляет. Однако не только об особенностях истории некоторых орденов в нашей стране, но и о самом существовании в Беларуси некоторых из них сегодня известно даже не всем специалистам-историкам.

Когда мы произносим словосочетание «католический монах», у многих в памяти всплывает образ добряка, толстяка и пьяницы Ламме Гудзака из «Тиля Уленшпигеля», слово «доминиканец» напоминает об инквизиции и кострах с горящими еретиками и молоденькими ведьмами. Однако история монашеских католических орденов намного богаче этих литературных образов и, самое главное, теснейшим образом связана с историей государств, в которых они действовали и действуют. Даже составление и уточнение подробных списков существовавших и существующих в том или ином государстве монастырей различных орденов может стать предметом исследования не одной монографии.

Если не считать весьма неприятного знакомства с полувоенными-полумонашескими Тевтонским и Ливонским орденами, пытавшимися покорить наших предков, то впервые чисто монашеские католические ордена появились в Беларуси в начале XIV века. Наиболее масштабной их деятельность стала в период контрреформации, когда только огромными усилиями был практически подавлен кальвинизм, широко распространившийся в Беларуси в XVI веке. Особенно преуспели в этом иезуиты, боровшиеся с реформаторами с помощью тех же князей Радзивиллов, которые до этого и руководили Реформацией. Важно, правда, отметить, что иезуиты вместе с родственными им пиаристами проводили огромную работу по развитию образования в Беларуси. В коллегиумах (так назывались начальные и средние учебные заведения) и академиях (высшее образование) кроме богословских преподавались и многие другие дисциплины: иностранные языки, литература, логика, история, география, физика и т.д. И при этом выпускники могли оставаться светскими лицами.

О том, насколько история ордена иезуитов связана с историей Беларуси, красноречиво свидетельствует такой факт. Когда Папа Клементий XIV в связи с резко усилившимися под влиянием идей Просвещения антиклерикальными настроениями в 1773 году запретил деятельность ордена, мировой резервацией для отцов-иезутов стала наша страна. По указу Екатерины II, которая не смогла отказать себе в удовольствии позлить Папский престол, орден продолжил свою деятельность в части Беларуси, присоединенной к России после раздела Речи Посполитой. Габриэль Грубер — архитектор и ученый, переехав из Полоцка в С.-Петербург, где дружил с Павлом I, стал генералом всего оставшегося ордена. В 1801 году было получено разрешение Папы Пия VII на признание ордена в пределах Российской империи, а в 1814 году он был восстановлен во всем мире. В результате наша страна стала второй родиной ордена.

Немногие знают и еще об одной интересной странице нашей истории. В нынешнем Барановичском районе долгое время существовал единственный в мире «филиал» Мальтийского ордена — командория с центром в деревне Столовичи. Этот орден, возникший еще в начале XII века в Иерусалиме, покрыл себя славой во время Крестовых походов, а остров Мальта, на котором с 1530 года жили монахи-рыцари, стал аванпостом христианских держав против Османской империи. Великие европейские монархи и даже, по некоторым сведениям, российские императоры считали за честь стать почетными кавалерами Мальтийского ордена, однако получалось это далеко не у всех. Орден был весьма закрытой организацией, в том числе и географически. Если другие активно распространяли свою деятельность, открывая монастыри на новых для себя землях, то штаб-квартира иоаннитов (так еще называли кавалеров ордена в честь св. Иоанна Иерусалимского) долгое время действовала только на Мальте. Исключение было сделано лишь однажды. Жигимонт Кароль Радзивилл (1591-1642 гг.) во время учебы в Болонье сильно заинтересовался деятельностью ордена, в 1612 году вступил в него и дал рыцарский обет на Мальте. А уже в 1616-м его отец Николай Радзивилл Сиротка, который был одним из богатейших людей Европы, основал на своих землях командорию Мальтийского ордена, которую и возглавил затем рыцарь Жигимонт Кароль. Так в сухопутной Беларуси появились представители ордена, известные в Европе как защитники Средиземного моря от пиратов и турок. Тем не менее когда Великое княжество Литовское вошло в состав российского государства, империя не смогла стерпеть наличия элитного командорства в недавно завоеванной «глухой провинции». Деятельность ордена иоаннитов была прекращена с 1817 года, а каменное здание костела Иоанна Крестителя в 1866 году было перестроено в православную церковь, каковой является и сейчас.

Сегодня почти комичной можно считать историю недавних времен с замалчиванием факта существования на нашей земле объединения белых ксендзов. Дело в том, что согласно утвержденному Папой Римским уставу объединения члены этого ордена имели общую собственность и поэтому называли себя… коммунистами. Так что можно смело говорить о том, что первые коммунисты появились на территории Беларуси еще в конце XVII века: первый деревянный костел для них был построен в Пинске в 1695 году, но простоял меньше ста лет, а затем на его месте был возведен сохранившийся до наших дней каменный, освященный в честь святого Карла Барамея (не путать с тезкой К.Марксом, который родился только полвека спустя). Однако еще лет 20 назад, когда все наше население делилось только на две категории — коммунисты и беспартийные, — стране было положено знать совершенно иных основоположников совершенно иного коммунизма. Даже в Большой Советской Энциклопедии, где можно было прочитать, например, о верованиях и обрядах жрецов дальних островов Полинезии, нет и упоминания об объединении ксендзов-коммунистов. Так и представляешь себе солидного редактора энциклопедии, получающего выволочку в идеологическом отделе тогдашнего ЦК за аполитичное словосочетание «костел коммунистов» да еще «имени святого Карла…»

Интересной неожиданностью совсем другого рода является историческая связь Франции с белорусским городом Березой (еще недавно называемым Березой-Картузской). Связующим звеном послужили монахи-картезианцы. Орден возник в XI веке в Бургундии, когда святой Бруно построил первый монастырь в долине Шартроз (по латыни — Cartusia). Монахи жили в отдельных домиках, при каждом из которых был небольшой огород, и давали обет молчания. В Беларуси монастырь картезианцев был основан в 1698 году подканцлером К.Л. Сапегой в Березе, которая затем и получила название Картузской. Поэтому все другие объяснения происхождения названия городка (типа Суворов в этом месте повесил на березу свой картуз…) — это не более чем неуклюжие попытки распространить монашеский обет молчания на интересную, но идеологически неправильную для советских времен историю этих мест.

Всего в Беларуси действовало около 30 орденов, в том числе такие древнейшие по истории создания, как ордена бенедектинцев и цистерианцев. А только монастырей, имевших большие каменные здания и величественные костелы, было порядка 200. Особенно широко были представлены бернардинцы, бенедектинцы и иезуиты, имевшие по несколько десятков монастырей.

Монахи основанного в испанской Гренаде ордена бонифраторов, как и близкие к ним рохиты (то есть братья милосердия во имя св. Роха), заботились о больных, вдовах и сиротах. Они имели право собирать милостыню на содержание больных и расширяли сеть госпиталей, которые помогали справляться с частыми эпидемиями. Проводили широкую деятельность, особенно в области образования, августинцы, францисканцы, доминиканцы, каноники регулярные, каноники латеранские, кармелиты старинных правил, кармелиты босые, капуцины, миссионеры, тринитарии. Некоторые мужские ордена имели женские ответвления, например, доминиканки, бенедектинки, кармелитки. Существовали и особые женские ордена — мариавитки, бригитки. Необычной деталью последнего ордена, важнейшей функцией которого было образование девушек из магнатских и шляхетских семей, являлось то, что в качестве духовников в монастырях бригиток допускалось присутствие монахов-бригитан. И даже известно о существовании смешанных монастырей этого ордена.

Кроме чисто католических орденов в Великом княжестве Литовском, где существовало униатство, был и свой, сугубо специфический униатский орден базилиан, который по числу монастырей и монахов превосходил все остальные известные ордена. Подчинялся он, разумеется, также Папе Римскому.

Однако музыка названий монашеских католических орденов вызывала раздражение у властей Российской империи. Само их существование слишком прямо напоминало о совсем недавнем полноправном вхождении Беларуси в Европу и о глубоких связях с европейской культурой. Поэтому под разными предлогами, в первую очередь за содействие восстанию Калиновского, в XIX веке деятельность большинства католических орденов в Беларуси была прекращена, а здания многих монастырей («кляшторов») переданы Православной церкви или переоборудованы под иные нужды.

Надо отметить, что советская власть также с удовольствием пользовалась монастырским наследием, значительно расширив область его применения. И если костелы, как и храмы других конфессий, во времена воинствующего атеизма были в большинстве обречены на разграбление и разрушение, то добротные жилые и хозяйственные каменные постройки монастырей использовались широко, а порой и весьма неожиданно. Их переоборудовали не только для решения квартирных вопросов, но и под административные здания, производственные помещения, колхозные нужды, склады, архивы, музеи, учебные заведения, воинские части и даже тюрьмы. И сегодня многие продолжают существовать в том же виде: монастырское прошлое у зданий администрации Ленинского района Гродно (некогда госпиталь при костеле Св. Духа), сталелитейного техникума в Витебске (монастырь базилиан), педагогического колледжа в Несвиже (бенедектинок), колхозной МТС в Смолянах Оршанского района (доминиканцев), тюрьмы в Глубоком (знаменитый Березвеченский униатский, затем православный, монастырь). Очень популярно было приспосабливать бывшие монастыри под детские дома (монастыри иезуитов в Мстиславле и Юровичах Калинковичского района) и больницы (в Слонимской районной некогда жили бернардинки, в Пинской — бернардинцы, в одном из нынешних корпусов 2-й больницы в центре Минска — базилианки), а еще почему-то под психбольницы (монастыри бернардинцев в Полоцке, бенедектинцев в Городище под Пинском, иезуитов в Жодишках Сморгонского района…).

Следует добавить, что в начале XX века, когда часть Беларуси входила в состав Польши, список орденов успел пополниться марианами и назаретянками. Вновь активно развиваться эта деятельность на белорусской территории стала лишь в последние десятилетия, когда начали возрождаться католические монастыри различных орденов. Так что их многовековая история на нашей многоконфессиональной земле продолжается.

Белорусская деловая газета

В 530 году от Рождества Христова в Монтекассино, к югу от Рима, Бенедикт из Нурсии основал старейший западноевропейский католический монашеский орден. Великое переселение народов совершенно изменило лицо Европы: пал Древний Рим, в Италии расселилось множество германских племен. Города были опустошены, произведения культуры и искусства разграблены или уничтожены. Мечи безжалостных победителей и страшные эпидемии унесли множество человеческих жизней. Современники писали, что культура, наконец, была побеждена природой. В Западной Европе осталась одна культурная сила — монашество.


Орден святого Бенедикта

Будущий реформатор западноевропейского монашества святой Бенедикт родился в 480 году в Нурсии, в Сполето, в знатной умбрийской семье. Он несколько лет учился в Риме, в 15-летнем возрасте ушел в пустыню, где в уединенной пещере прожил три года, размышляя. Почитаемый собратьями, в 30-летнем возрасте Бенедикт был избран монахами пещерного Виковарского монастыря в настоятели-аббаты. Жесткое, аскетическое управление не понравилось монахам, которые не могли почти сутки проводить в молитвах и трудах. Бенедикт ушел из настоятелей и опять поселился в пещере. В окрестностях Субиако вокруг него собрались соратники, которых он расселил в киновиях, рассчитанных на двенадцать монахов.

Бенедикт Нурсийский. Фрагмент фрески монастыря Святого Марка


Бенедикт много размышлял о переустройстве монашеской жизни. Созерцательное аскетическое восточное отшельничество в западных странах с более суровым климатом не казалось ему идеалом служения Господу. Он создал особый устав для западных монахов, который дошел до нашего времени сквозь полтора тысячелетия: «Нам нужно основать школу для служения Господу. Создавая ее, мы надеемся не устанавливать ничего жестокого, ничего тяжелого. Если же, все-таки, справедливая причина требовала бы ввести туда что-то несколько более строгое, чтобы обуздать пороки и сохранить милосердие, не позволяйте страху тут же охватывать вас и не убегайте далеко от дороги спасения, которая вначале не может быть узкой… но, двигаясь по иноческой жизни, по жизни веры, сердце расширяется, и вы бежите по дороге заповедей Божьих с легкостью невыразимой любви. Так, никогда не покидая учителя своего, усердствуя в монастыре в поучении его до самой смерти, мы разделяем страдания Христовы терпением, чтобы заслужить место в Царствии Его. Аминь».

«Молись и работай» — девиз ордена святого Бенедикта

Первый монастырь по бенедиктинскому уставу был основан в 530 году в Монтекассино. В нем Бенедикт Нурсийский жил и правил до конца своей жизни в 543 году.

Уже к середине VI века бенедиктинские монахи сделались самыми многочисленными в Европе. Монастыри были объединены в бенедиктинский орден, который вскоре стал очень почитаемым в Европе.


Орден цистерцианцев

Цистерцианский или бернардинский орден был основан в 1098 году дворянином из Шампани Робертом Молемским, который еще в молодости поступил в один из бенедиктинских монастырей, но так как тамошняя жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими товарищами удалился в пустынное место Сито, близ Дижона, и основал там свой монастырь. Из этого монастыря и образовался цистерцианский орден.

Конституция цистерцианцев носит название «Хартия милосердия»

Правила ордена были заимствованы Робертом из древнего бенедиктинского устава. Это — полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств, строгая подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II утвердил орден, но из-за слишком строгих правил первое время в нем было немного членов. Число цистерцианцев стало увеличиваться только тогда, когда в орден вступил знаменитый Бернард Клервоский. Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что еще при жизни считался святым, а его влиянию подчинялся не только народ, но и папы, и князья.


Святой Бернард Клервоский. Альфред Уэсли Вишарт, 1900 год

Уважение к богослову было перенесено и на его орден, который начал быстро расти. После смерти Бернарда Клервоского цистерцианцы (бернардинцы) размножились по всей Европе. Орден приобрел большие богатства, что неминуемо повлекло за собой ослабление монастырской дисциплины, поставив бернардинские монастыри в один уровень с другими западными аббатствами.


Орден кармелитов

Орден кармелитов был основан в Палестине крестоносцем из Калабрии Бертольдом, который с несколькими друзьями в середине XII века поселился на горе Кармель и жил там по образу древних восточных подвижников. В начале XIII века патриарх Альберт Иерусалимский составил монашеский устав, отличавшийся особенной строгостью — кармелиты должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты, в том числе полностью отказаться от мяса, а также значительное время проводить в полном молчании.


Патриарх Альберт Иерусалимский


В 1238 году после поражения крестоносцев орден был вынужден эмигрировать в Европу. Там в 1247 году от папы Иннокентия IV кармелиты получили менее строгий устав и вошли в состав нищенствующих орденов. В XVI веке орден особенно прославился в своей женской половине, при аббатисе кармелиток Терезе Авильской.

Орден кармелитов был основан крестоносцем Бертольдом Калабрийским


Францисканский орден

Основателем ордена был Франциск, сын купца из Ассизи. Это был человек с нежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить себя служению Богу и обществу. Слова Евангелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы, определили его призвание: Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и образовал орден меньших братьев или миноситов. Главными их обетами были — совершенная апостольская нищета, целомудрие, смирение и послушание. Главным занятием — проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден взял задачу помогать церкви в спасении душ человеческих.


Франциск Ассизский. Изображение на стене монастыря Святого Бенедикта в Субиако


Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но позволил ему и его товарищам заниматься проповедью и миссионерством. В 1223 году орден был утвержден буллой папы Гонория III, причем францисканцы получили право всюду проповедовать и совершать исповедь.


В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья»


Вместе с тем образовалась и женская половина ордена. Девица Клара из Ассизи в 1212 году собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 году Франциск дал устав. После смерти Франциска Ассизского его орден распространился уже по всем странам западной Европы и насчитывал в своих рядах тысячи монахов.

Доминиканский орден

Доминиканский орден был основан в одно время с францисканским испанским священником и каноником Домиником. В конце XII — начале XIII веков в Римской церкви появилось много еретиков, которые обосновались в южном районе Франции и наводили там большую смуту. Доминик, проезжая через Тулузу, познакомился с вероотступниками и решился для их обращения основать орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение, а Гонорий III утвердил устав. Главным занятием ордена должно было стать обращение еретиков, но Гонорий предоставил ордену право проповедничества и совершения исповеди.

«Псы Господни» — неофициальное название ордена доминиканцев


В 1220 году Доминик сделал существенное изменение в уставе ордена и по примеру францисканцев присоединил к обетам братии нищенство. Различие между орденами состояло в том, что для обращения еретиков и утверждения католичества доминиканцы, приняв ученое направление, действовали в среде высших сословий. После смерти Доминика в 1221 году орден распространился по всей западной Европе.


Святой Доминик. Монастырь Санта-Сабина