Биография ксенофонта. Ксенофонт - биография

Ксенофонт – древнегреческий историк. Мраморный бюст в Берлинском музее Ксенофонт, Ксенофонт Афинский (греч.) (до 430 – ок. 355 до н.э.), древнегреческий историк, писатель, политический и военный деятель; ученик Сократа.
Жизнь
Биография Ксенофонта можно найти почти исключительно в его собственных произведениях и в поздней биографии, которую составил Диоген Лаэртский во II в. н. э Хотя большинство исследователей считает годом рождения 430 до н. н.э., существуют косвенные свидетельства, указывающие на 444 до н. э Отцом Ксенофонта был зажиточный афинянин Грилл, вероятно с всаднического сословия. Поскольку первая половина жизни прошла во время Пелопоннесской войны (431 – 404 до н.э.), то предполагают, что по достижении совершеннолетия он должен был принимать в ней участие, где, вероятно, и приобрел необходимый военный опыт, который пригодился ему во время похода Кира. Существуют предания, что Ксенофонт участвовал в битве при Делии, а также, что был взят в плен в какой битве с беотийцами и в плену слушал беседы софиста Продика. Но единственным достоверным свидетельством с первой половины жизни (до 401 до н.э.) является знакомство с Сократом. Осталась легенда об их первой встрече. Сократ однажды остановил Ксенофонта в узком переулке и спросил, где продаются различные продукты. Когда Ксенофонт ответил, Сократ спросил его вновь, где люди становятся добропорядочными. Ксенофонт не знал, что ответить. Тогда Сократ сказал: «В таком случае, иди со мной и учись».
404 до н. э Пелопоннесская война закончилась поражением Афин, в городе установилось олигархическое правление Тридцати тиранов. Предполагают, что антидемократично настроен Ксенофонт благосклонно относился к этому правления и даже служил в армии. Поэтому после восстановления демократии он наверняка оказался в неудобном состоянии. Вероятно, эта причина побудила принять предложение перейти на службу к персидского царевича Кира, который тогда набирал греческое войско для участия в войне со своим братом Артаксерксом за персидский трон. Сам Ксенофонт пишет, что не знал об истинных намерениях Кира, а считал, что готовится к войне с писидийцямы. Сократ рассудительно указывал ему на опасности дружбы с Киром, и направил в Дельфийского оракула, но Ксенофонт поставил оракулу такой вопрос, которое исключало возможность остаться в Афинах.
Непонятно, какую роль Ксенофонт играл в войске Кира. По его собственным свидетельствам он не был «ни стратегом, ни лохагов (сотником), ни рядовым». Вероятно, он не был наемником, но добровольным советником Кира. 401 до н. е. в первой же битве при Кунаксе вблизи Вавилона Кир Младший был убит, но греческое войско, в котором было 13 тысяч наемников, одержало победу. После предательского убийства персами всех греческих стратегов, Ксенофонт был избран среди новых проводников, которые должны вывести греков из вражеского окружения (см. Поход десяти тысяч). После восьмимесячного похода греки вышли к побережью Черного моря, потеряв треть войска. Часть перешла к фракийского царя Севта, а Ксенофонт с верными ему людьми принял службу к спартанцам, и с 399 до н. э участвовал в войне с персами в Малой Азии.
С 395 до н. э Ксенофонт сближается со спартанским Церем Агесилаем, и тот стал для историка любимым героем. Вместе с Агесилаем Ксенофонт вернулся в Грецию, где принял участие в битве при Коронеи (394 до н.э.) на стороне спартанцев. Поскольку противниками были фиванцы, союзники афинян, тем самым он отрезал себе путь на родину, где его заочно осудили на изгнание. Во время Коринфской войны (394-387 до н.э.) Ксенофонт сопровождал Агесилая в походах.
За верную службу спартанцы подарили ему участок земли в местечке Скиллунте в Элиде вблизи Олимпии, где он поселился с женой и двумя сыновьями, Грилло и Диодору. После 371 до н. н.э., когда фиванцы разбили спартанцев при Левктрах, Ксенофонту пришлось переселиться в Коринф. 369 до н. н.э. Афины и Спарта заключили союз, и приговор в отношении Ксенофонта был отменен. Но историк не вернулся на родину, хотя и отправил в Афины своих двух сыновей. Они среди афинских всадников участвовали в битве при Мантинее между афинянами и спартанцами с одной стороны и фиванцами с другой, где погиб Грилл. Ксенофонт жил в Коринфе до самой смерти – не ранее 356 до н. э На заметку : для сайта, чтобы она попала в топ поисковиков?
Творчество
Сохранились почти все труды Ксенофонта, которые перечислил Диоген Лаэртский. Их обычно разделяют на четыре группы:
Исторические:

Анабазис (Anabasis) – воспоминания о походе Кира, с преувеличением собственных заслуг.
Киропедия (Воспитание Кира) – тенденциозный педагогический роман, политическая утопия – жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства.
Греческая история (Hellenika)
Агесилай (Похвальное слово Агесилаю) – панегирик умершему в 361 до н. э спартанском царю.

Философские:

Воспоминания о Сократе (гр. Apomnemoneumata, лат. Memorabilia)
Домострой (Книга о хозяйстве, Oikonomikos) – советы для рационального ведения домашнего хозяйства.
Пир (Symposion)
Апология Сократа (Защита Сократа на суде, Apologia)
Гиерон (Жизнь тирана) – философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосський

Политические:

Прибыли (Аттики) (Poroi) – исследование способов улучшения финансовой и налоговой систем в Афинах.
Государственное устройство Спарты (Lakedaimonion politeia) – восхваление конституции Ликурга, в которой Ксенофонт видел основу величия Спарты.
Государственное устройство Афин (не всеми считается аутентичным)

Дидактические:

О езде верхом (Peri hippikes)
Гиппархик (Предводитель конницы, Hipparchikos) – советы по совершенствованию афинской кавалерии.
Кинегетик (Об охоте, Kynegetikos, подлинность оспаривается)

Сочинения Ксенофонта отличаются простотой языка и ясностью изложения. Цикл сократических сочинений был написан Ксенофонтом с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он был казнен несправедливо. Перед исследователями всегда стоял вопрос о вероятности изображение лица Сократа Ксенофонтом и Платоном. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как учителя нравственности, игнорируя отстранены философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий образа Сократа). Сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию «сократических диалогов», наибольшее значение для него имели диалоги Эсхина, Платона и особенно Антисфена. Последнего он зобив персонажем своих произведений, используя рассказ от первого лица (как было в диалогах Антисфена), а главное, подражает созданном Антисфеном образа Сократа в своих Воспоминаниях, описывая Сократа обладателем трех характерных антисфенивських добродетелей – «умеренности», «выносливости» и «самодостаточности ».
Основной историческое произведение – Греческая история (в семи книгах), написанная с проспартанський и антидемократических позиций, по годам, но не по методологии, продолжает работу Фукидида. Она охватывает события с 411 до н. э к битве спартанцев с фиванцами при Мантинее в 362 до н. н.э. В этом произведении Ксенофонт руководствуется прежде личными симпатиями или антипатиями к историческим лиц, четко прослеживается дидактико-морализаторская направленность произведения. Несмотря на недостаток объективности, Греческая история остается главным источником исторических сведений об этом периоде.
Философия
Если считать, что взгляды, которые Ксенофонт приписал Сократу, принадлежат также ему самому, то произведения предоставляют широкий материал из диалектики и этики. Этика понимается как учение о добродетели, а добродетель – как знания о правилах поведения, так что знания и добродетель неразделимы. Добродетели также приводят к благу, которое заключается в пользе и в счастье жизни, в которую входят и физическое здоровье, и науки, и искусства, и дружба, и общественная деятельность, и благочестия.
Вторая значительная часть философских интересов Ксенофонта – социальная жизнь, где у него заметна постоянная приверженность аристократического образа мышления, культ сильной личности и идеального правителя (идеализация Кира, спартанского царя Агесилая, Сиракузского тирана Гиерона.
Наследство
Как писателя, Ксенофонта очень ценили в древности. Цицерон утверждал, что «его речь слаще меда, а голосом его говорят Музы», и до по его произведениям} изучают классическую греческую прозу (особенно Анабасисе).

Ксенофонт, сын Грилла, был уроженцем Афин. Вопрос о годе его рождения является спорным и будет разобран ниже, на основании данных его биографии.
Судя по его лаконофильским взглядам, которых он придерживался всю жизнь, по хорошему образованию, полученному им, по обширным познаниям в военном деле и в верховой езде, Ксенофонт принадлежал к афинской реакционной аристократии. Его жизнь, очень разнообразную и богатую приключениями, можно разделить на четыре периода.
I период. Жизнь в Афинах до участия в походе Кира Младшего против Артаксеркса (в 401 г. до н. э.). К этому периоду относится знакомство Ксенофонта с Сократом; начало и длительность этого знакомства нам неизвестны.
II период. 401-387 гг. Участие в походе Кира Младшего против Артаксеркса, в походе фракийского царя Севфа (399/98 г.), служба у спартанского полководца Фимброна, участие в войнах Агесилая против персов (396-394 гг.), против афинян и фиванцев (394 г., битва при Коронее) и в мелких походах Агесилая до Анталкидова мира (387 г.).
III период. 387-371 гг. Мирная жизнь в качестве частного землевладельца и писателя в Элиде, в имении Скиллунте, полученном от спартанского правительства "в награду за заслуги".
IV период. 371-356/5 (?) гг. Жизнь в Коринфе в самое тяжелое время спартанско-фиванской войны (в 370 г. Спарта потерпела поражение при Левктрах, в 362 г. - при Мантинее). Смерть Ксенофонта, по видимому, последовала в Коринфе не ранее 356 г. (последняя дата, упоминаемая в его "Греческой истории", - 357 г.).
Наиболее подробные сведения о жизни Ксенофонта дает биография его у Диогена Лаэртского, в свою очередь ссылающегося на два источника: во-первых, на афинского оратора Динарха (вторая половина IV века до н. э.), выступавшего в суде против некоего Ксенофонта, который, возможно, был внуком писателя; во-вторых, на ритора I века н. э. Диокла, составившего, как и сам Диоген Лаэртский, "Жизнеописания философов". Некоторые разрозненные сведения о Ксенофонте дают Страбон, Павсаний, Плутарх, Лукиан и Афиней - писатели поздние, заимствующие свои данные из третьих рук.
I. О первом периоде жизни Ксенофонта известно очень мало. Диоген Лаэртский и Страбон сообщают об его участии в битве при Делии (в войне афинян с фиванцами) в 424 г., в которой его, упавшего с коня, спас Сократ. Есть также сведения, что Ксенофонт находился некоторое время в плену в Беотии, где был слушателем Продика.
Во время правления Тридцати тираннов (404-403 гг. до н. э.) Ксенофонт находился в Афинах; события этого времени он чрезвычайно живо описывает в "Греческой истории". Видной роли он тогда, очевидно, не играл, так как позже никаких обвинений ему лично предъявлено не было; однако, как его происхождение, так и принадлежность к кружку Сократа едва ли давали ему возможность после восстановления демократии принимать участие в государственной жизни; стремясь во что бы то ни стало сделать блестящую карьеру, он ушел в наемное войско Кира Младшего, что сулило ему и славу и наживу. О его знакомстве с Сократом Диоген Лаэртский рассказывает так: Сократ, встретив Ксенофонта в переулке, спросил, где продаются припасы, а когда Ксенофонт ответил ему, спросил опять, где можно найти добродетельных людей; когда же Ксенофонт растерялся и не знал, что ответить, Сократ сказал ему: "Тогда иди со мной и учись".
Долго ли принадлежал Ксенофонт к ученикам и друзьям Сократа, не известно. Если верить свидетельствам Страбона и Диогена, а также сообщению самого Ксенофонта о том, что он участвовал вместе с Сократом в пире у Каллия в 421 г. (эта дата установлена точно по спискам победителей на панафинейских играх), то Ксенофонт был близок к Сократу более 20 лет.
Весной 401 г. Ксенофонт отплыл в Малую Азию. Едва ли он сделал бы такой решительный шаг, если бы знал, куда закинет его военная судьба; однако полностью оторваться от Афин Ксенофонт в сущности никогда не мог; несмотря на все свои политические симпатии к Спарте, большая часть его произведений была посвящена воспоминаниям об Афинах. Уже в глубокой старости, когда прошло более 40 лет со времени его изгнания, он заинтересовался вопросом об улучшении афинских финансов.
II. С 401 г. начался бурный период жизни Ксенофонта. С войском Кира он дошел до Вавилона и участвовал в битве при Кунаксе (401 г.), в которой Кир был убит; через Месопотамию, Армению и Малую Азию Ксенофонт вышел к Черному морю вместе с греческими наемниками, преследуемыми противником. О том, какова была роль Ксенофонта в первой части похода до смерти Кира, нельзя сказать ничего определенного; по видимому, он был чем-то вроде военного советника при Кире, не занимая определенной должности; стратегом он был выбран только после поражения при Кунаксе и гибели спартанских вождей, попавших в ловушку, подстроенную сатрапом Тиссаферном. Относительно своей роли во время отступления войска сам Ксенофонт рассказывает чрезвычайно много; из его рассказа следует, будто он играл в организации отступления почти решающую роль. Напротив, в довольно подробном рассказе Диодора Сицилийского (в книге XIV его "Истории"), излагающем общий ход событий в полном согласии с "Анабасисом" Ксенофонта, имя последнего не упоминается совсем. У Диодора вождем отступавших греков все время является спартанец Хирисоф, о котором много говорит и Ксенофонт; но по "Анабасису" Ксенофонт играет в войске не меньшую роль, чем Хирисоф.
После того как наемное греческое войско пробилось к южному берегу Черного моря, положение этого войска долго оставалось неопределенным и очень тяжелым; возвращение на родину было крайне затруднительно и небезопасно. Хирисоф, отправившийся раздобывать корабли для переправы, не возвращался и не подавал о себе вестей. Греческие прибрежные поселенцы, сначала гостеприимно встретившие спасшихся от гибели единоплеменников, стали тяготиться присутствием большого войска на своей территории.
В самом войске начались раздоры и борьба за власть, дисциплина падала; надо было добывать пропитание, поэтому некоторые военные вылазки, которые Ксенофонт изображает как предпринятые для защиты греческих колоний от окружающих варваров, были больше похожи на грабительские нападения.
Не дождавшись возвращения Хирисофа, войско двинулось вдоль берега Черного моря. Попытка переправиться во Фракию окончилась неудачей. После многих злоключений сильно уменьшившееся в своем составе войско поступило на службу сначала к фракийскому царю, а еще через два года, когда в Малую Азию прибыл спартанский царь Агесилай и начались постоянные стычки с персами, - к спартанцам. Этот шаг решил судьбу Ксенофонта, навсегда связав его со Спартой. Агесилай стал любимым героем Ксенофонта, перед которым он преклонялся всю жизнь и после смерти которого написал его хвалебную биографию. Привязанность Ксенофонта к Агесилаю можно легко понять; поступление к нему на службу спасло Ксенофонта от судьбы наемника полуварварских фракийских царей, военные доблести Агесилая не могли не производить на него впечатления, в дипломатической же игре Агесилая Ксенофонт едва ли мог разобраться, так как по существу он никогда не был таким глубоким политиком, каким иногда пытался изобразить себя; он гораздо лучше разбирался в военном деле, чем в сложных взаимоотношениях государств. Следуя за Агесилаем, отозванным на родину, Ксенофонт оказался в рядах войска, сражавшегося против Афин, за время его отсутствия вступивших в союз с Фивами. За измену родине он был приговорен к изгнанию и поселился в городе Скиллунте в Элиде.
III. О жизни Ксенофонта в Скиллунте нам не известно ничего существенного. по видимому, это были самые безмятежные годы его жизни. Он жил со своей семьей в подаренном ему спартанцами поместье, занимаясь сельским хозяйством и охотой. Много времени он отдавал занятиям литературным. "Киропедия" и "Анабасис" несомненно написаны им именно в эти годы, так же как и сочинение "О псовой охоте".
IV. Мирная жизнь в Скиллунте была нарушена войной между Спартой и Фивами, которая, начавшись в 371 г., все более разгоралась, охватила весь Пелопоннесе и снова заставила Ксенофонта эмигрировать, на этот раз в нейтральный Коринф. Сыновья же его приняли участие в войне; Грилл был убит в битве при Мантинее в 362 г., а Диодор остался жив и, вероятно, вернулся в Афины. Так как Афины в этой войне были союзниками Спарты против Фив, возрастающая мощь которых начала их пугать, то смерть Грилла принесла прощение его отцу: приговор об изгнании Ксенофонта был отменен, и ему было разрешено вернуться на родину, чего он, однако, не сделал, оставшись до самой смерти жить в Коринфе. Почти через 500 лет после битвы при Мантинее Павсаний видел в Пелопоннессе несколько статуй Грилла; по его свидетельству, на большой фреске Полигнота в Афинах вождем фиванцев в битве при Мантинее был изображен Эпаминонд, вождем спартанцев - Грилл. Судя по тому, что на долю Грилла выпала такая слава, возможно, что он был виновником смерти Эпаминонда, гибель которого в битве при Мантинее спасла Спарту, а может быть, и Афины от полного покорения их фиванцами.
О жизни Ксенофонта в Коринфе не известно ничего, кроме того, что он написал там последние книги своей "Греческой истории", сильно отличающиеся по манере изложения от первых. Так как он заканчивает свою "Греческую историю" 357-м годом, то, очевидно, прожил в Коринфе не менее 14 лет. К этому же времени относится его сочинение "О доходах", в котором он разбирает вопрос об улучшении финансов Афинского государства, покинутого им около 40 лет назад. Собирался ли он этим путем подготовить себе почву для возвращения в Афины или хотел только проявить свой интерес к афинским делам, решить трудно.
После рассмотрения биографии Ксенофонта следует вернуться к одному спорному вопросу - о дате его рождения. Мнения ученых по этому поводу сильно расходятся - указываемые даты колеблются между 444 и 420 г. Имеется большое число доказательств в пользу и того и другого предположения. В пользу более ранней даты приводятся следующие данные: 1) сведение, передаваемое Диогеном Лаэртским и Страбоном об участии Ксенофонта в битве при Делии в 424 г.; 2) собственное заявление Ксенофонта о его участии в пире у Каллия в 421 г.; 3) то, что Лукиан приводит Ксенофонта в качестве примера долголетия (если он родился в 444 г., то умер в возрасте около 90 лет).
Против этого предположения имеются возражения, которые основываются на следующих доводах:
1) неоднократные упоминания Ксенофонта в "Анабасисе" о своей "молодости" (ἔτι νέος ών); едва ли можно было назвать "молодым человеком" мужчину 40 лет, тем более что, по греческим представлениям, после 40 лет ("акмэ") начинается старость;
2) полное отсутствие каких бы то ни было упоминаний у Ксенофонта о его гражданской деятельности до отъезда из Афин и его легкомысленное отношение к предпринятой им военной авантюре, вполне естественное для человека лет 20-25, а также возраст его сыновей и слишком долгое пребывание в учениках Сократа (около 25 лет);
3) сомнения в ранней дате рождения, высказанные уже у Афинея (XI, 112), который, очевидно, считает сообщение Ксенофонта об участии в пире у Каллия литературной фикцией, так как иронически говорит, что Ксенофонт в 421 г. был слишком мал, чтобы участвовать в попойках.
До тех пор, пока не будут найдены какие-либо новые достоверные данные, этот вопрос нельзя полностью разрешить.

Ксенофонт оставил после себя множество исторических и литературных произведений. Наибольшее значение среди них имеют «Греческая история» в семи книгах, содержащая описание Пелопоннесской войны с 411 по 362 год до н.э., «Анабасис», где рассказывается о походе греческих наемников вглубь Персии и обратном пути домой.

В «Киропедии» Ксенофонт развивает взгляд на воспитание идеального правителя, а в «Лакедемонской политии» описывает государственное устройство Спарты и конституцию Ликурга. Перу Ксенофонта принадлежали и философские сочинения, посвященные жизни и деятельности своего учителя Сократа - «Воспоминания о Сократе» и «Апология Сократа».

Кроме перечисленных произведений он написал еще ряд сочинений по вопросам экономики, военного искусства, по устройству хозяйства и быта.Все произведения Ксенофонта в античном мире пользовались большой популярностью, а для историков они имеют первостепенное значение для изучения истории греческого полиса второй половины V – первой половины VI веков до н.э.

Жизнь Ксенофонта Великого

Сведения о жизни Ксенофонта необходимо искать в его собственных сочинениях, и хотя существует его биография, составленная Диогеном Лаэртским, она дает лишь немногие и часто малодостоверные факты. Отрывочность и краткость сведений не позволяет восстановить реальную биографию Ксенофонта, но основные события его жизни и деятельности вполне могут быть установлены.

Диоген Лаэртский начинает биографию Ксенофонта словами:

«Ксенофонт был сыном Грилла, афинянином, по делу - эрхийцем»

И это все о его происхождении. Ряд более поздних историков на основании косвенных источников по социальному происхождению относят Ксенофонта ко второму афинскому сословию - сословию всадников.

Но источники также подтверждают, что Ксенофонт получил традиционное аристократическое образование и воспитание, что он входил в кружок Сократа. Этот кружок был известен тем, что объединял наиболее известных представителей олигархической молодежи. Именно поэтому Ксенофонт оставался любителем и приверженцем Спарты. Если все это принять во внимание, то с большей долей вероятности можно смело утверждать, что Ксенофонт по своему происхождению принадлежал к аристократии.

Многие молодые аристократы того времени являлись учениками великого Сократа.

Мирная жизнь Ксенофонта

Его жизненный путь можно условно разделить на три периода. К первому периоду относится время от рождения до участия в военном походе Кира Младшего.

Во временном отношении наиболее продолжительным, но наименее известным, был первый период. Родился Ксенофонт в Афинах. В своем родном городе Ксенофонт получил блестящее аристократическое образование и был воспитан в духе ненависти к демократии и преклонения перед олигархическим режимом Спарты. Большое влияние на него оказало знакомство с Сократом. История сохранила рассказ о том, как Ксенофонт познакомился со своим будущим учителем.

Однажды, встретив в узком переулке Ксенофонта, Сократ загородил ему дорогу палкой, а затем спросил, где можно купить съестные припасы. Ксенофонт ответил и решил пойти дальше. Но Сократ снова преградил ему путь и спросил, где люди делаются добродетельными. На этот вопрос Ксенофонт ответить не мог. Тогда Сократ сказал ему:

«В таком случае иди за мной и учись».

Вскоре Ксенофонт вошел в кружок Сократа и, став его слушателем, вел литературные записи бесед своего учителя, которые позднее использовал при написании своих трудов.

Во время долгих бесед со своими учениками Сократ старался прежде всего привить мудрость и умение самостоятельно находить истину.

Молодость Ксенофонта пришлась на годы Пелопоннесской войны, войны между Афинами и Спартой за главенство в Греции. В эту войну был втянут практически весь мир греческих полисов. О Пелопоннесской войне потомкам поведал Фукидид, доведя описание событий до 411 года до н.э. Спустя много лет именно Ксенофонт продолжил описание дальнейших событий этой войны в «Греческой истории».

Он описывал события как очевидец, принимая участие в военных действиях, но не на командных постах. Война помогла ему приобрести боевой опыт, который пригодился в дальнейшем.

В Афинах во время войны шла ожесточенная внутриполитическая борьба, и победы той или иной партии были тесно связаны с военными удачами или поражениями. В это время происходило и формирование мировоззрения Ксенофонта. Происхождение, влияние Сократа и его кружка, участие в войне и политических событиях - все это сделало Ксенофонта ярым противником демократии.

Считая спартанское общественное устройство совершенным, он приписывал именно ему победу Спарты в войне. Нельзя сказать, что Ксенофонт не любил родину, Афины, но он никогда не смог простить афинской демократии, ее лидерам поражения в войне и гибели своего учителя Сократа, который научил его мыслить и принимать взвешенные решения.

Жестокая расправа победивших спартанцев над афинянами вынудила Ксенофонта начать военную деятельность.

Активная политическая и военная деятельность писателя

Активная военная и политическая деятельность, участие в походе греческих наемников в Персию, а также пребывание на спартанской службе.

В 401 году до н.э. Ксенофонт покинул Афины и больше никогда уже не возвращался туда. Поводом покинуть город послужило письмо, полученное от Проксена, который служил у царевича Кира Младшего. Проксен набирал войско для военной экспедиции. Он обещал Ксенофонту в случае его приезда содействовать его дружбе с Киром. Ксенофонт с радостью принял предложение, надеясь на службе у Кира получить важный опыт, который в дальнейшем мог пригодиться в карьере писателя и историка.

Зачем Кир набирал наемников, Ксенофонт даже не задумывался. Во время похода писатель начинает вести записи, которые впоследствии стали важным источником информации для историков о военных действиях Кира. Записи назывались «Анабасис Кира». Они рассказывают о неудачной экспедиции Кира Младшего и отступлении 10 000 греков. Рассказ ведётся от третьего лица, одним из персонажей является сам Ксенофонт. Очевидно, он издал это своё сочинение под псевдонимом.

- (Xenophon) (род. ок. 450 – ум. 354 до Р. X.) – древнегреч. писатель, историк, афинский полководец и политический деятель. Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать… … Философская энциклопедия

Ксенофонт - Ксенофонт, сын Грилла, афинянин, из дела Эрхии. Был он на редкость скромен и на редкость хорош собой. Говорят, Сократ повстречал его в узком переулке, загородил ему посохом дорогу и спросил, где можно купить такую то и такую то снедь? Получив … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

А, муж.Отч.: Ксенофонтович, Ксенофонтовна; разг. Ксенофонтыч.Производные: Ксенофонтушка; Ксена (Ксеня); Сеня; Фоша; Фоня.Происхождение: (От греч. xenos чужестранец, иноземец и phone голос.)Именины: 8 февр., 11 июля Словарь личных имён. Ксенофонт… … Словарь личных имен

КСЕНОФОНТ - КСЕНОФОНТ (Ξενοφῶν) (ок. 445, Афины ок. 355 до н. э., Коринф), ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный; автор «Воспоминаний о Сократе» и других сократических сочинений, которые наряду с диалогами Платона являются для нас… … Античная философия

- (Xenophon, Ξενοφω̃ν). Греческий историк и мыслитель, ученик Сократа. Род. около 444 г. до Р. X. и жил больше 90 лет. Он принимал участие в походе Кира Младшего против Артаксеркса и, когда в битве при Кунаксе Кир был убит, Ксенофонт встал во главе … Энциклопедия мифологии

Чужестранец, иноземец Словарь русских синонимов. ксенофонт сущ., кол во синонимов: 2 имя (1104) историк … Словарь синонимов

Ксенофонт, Ksenophon, ок. 430 ок. 355 гг. до н. э., греческий историк. Сын состоятельного афинянина Грилла, ученик Сократа. В 401 г. вступил в армию Кира Младшего. Принимал участие в битве при Кунаксе, а после смерти Кира и предательского… … Античные писатели

- (около 430 355 или 354 до нашей эры), греческий писатель и историк. Автор Греческой истории (в 7 книгах) изложение событий 411 362 до нашей эры с проспартанских и антидемократических позиций … Современная энциклопедия

- (ок. 430 355 или 354 до н. э.) древнегреческий писатель и историк. Основное историческое сочинение Греческая история (в 7 книгах) изложение событий 411 362 до н. э. с проспартанских и антидемократических позиций … Большой Энциклопедический словарь

- (около 430 355 или 354 гг. до н.э.) древнегреческий писатель и историк. Участвовал в Коринфской войне (395 387 гг.) на стороне Спарты. В Афинах заочно приговорён к смертной казни. Около 369 г. восстановлен в гражданских правах, но на родину в… … Исторический словарь

Книги

  • Ксенофонт. Киропедия , Ксенофонт. Издание 1976 года. Среди греческих писателей классической поры (V - IV вв. до н. э.) трудно найти другого, чье творчество было бы до такой степени обусловлено личными и общественными…
  • Ксенофонт. Греческая история , . Ксенофонт Афинский - один из замечательных авторов периода греческой классики. Последовательный в привязанностях, всю жизнь остававшийся верным однажды избраннымпринципам, он выплеснул свою…

На прошедших выходных поставил перед собой боевую задачу- изучить труд античного мыслителя Ксенофонта "Анабасис", что на нашей мове значит "Восхождение".
Данный представитель античной мысли интересен тем, что помимо бытия одним из любимых учеников Сократа (что наводит на мысль об определенном уме), служил в армии и со временем стал довольно таки талантливым полководцем. Это,конечно, в корне разнится с мировоззрением советских и постсоветских интеллигентов, которые считают, что в армии должны служить скорбные умом и прочие унтерменши, а удел мыслителя- лежучи на диване мыслить изо дня в день. Но греки, как становится понятно из данной книги, придерживались мнения полностью противоположного. Даже вышеупомянутый Сократ в армии служил и определенных успехов достиг. Так то...
В книге описан довольно известный период античной истории под названием "греко- персидские войны". На самом деле имеет место быть небольшая неточность- воевали не все греки. Дело было так- 13000 спартанцев из числа "парий" (это, кто не в курсе, такие товарищи, которым по разным причинам в Спарте места не было) нанялись на службу к персидскому князьку Киру. Кир этот был знатной гадиной- мало того, что увел эллинов вглубь континента, чего они категорически не делали, так еще и заставил участвовать в афере по отжиманию трона у действующего царя Персии Артаксеркса. Когда спартанцы сообразили, что их тащут да Майдан непонятно зачем- было уже поздно.
Стоить отметить, что с античными революционерами долго не церемонились- Кира убили в первые же минуты боя, а войско его окружили. Спартанцам предложили для переговоров отрядить своих командиров, что они и сделали. По прибытии на место разборок персы спартанских генералов вырезали без затей, для примера и на устрашение остальным.
Не ожидавшие такого поворота, спартанцы растерялись и после коллективного обдумывания было принято решение назначить новых генералов, среди которых был и Ксенофонт. Генералитет немедленно принял решение прорываться домой, но с юга это сделать было нельзя- везде были персы, поэтому идти пришлось через северные горы. Персы предлагали спартанцам сложить оружие в обмен на помилование, но те прекрасно понимали, наученные горьким опытом, что как только последний меч коснется земли- их вырежут как свиней.
Данный поход широко известен, как "поход десяти тысяч", поскольку до дома дошло ровно столько.
Интерес представляют не только исторические факты, но и небольшие зарисовки военного быта того времени.
Наши издатели постарались максимально интерпретировать текст для понимания современного человека. На мой взгляд, получилось неплохо.

По итогу: Суровое описание войны с участием суровых спартанцев. Любишь правильную военщину- бери, изучай, постигай новое.