Радищев медное краткое.
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй.
«Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514*.
Книге предпосланы слова: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы ».
Выезд — София — Любани
После ужина с друзьями повествователь отправляется в путь, устроившись в кибитке.
На постоялом дворе с красивым названием София он предъявляет подорожную (документ, дающий право на получение почтовых лошадей), но спящий комиссар лжет, что лошадей нет. Путешественник отправляется в конюшню и видит, что там находится около двадцати кляч, пара которых могла бы дотащить его до следующего пункта назначения. В гневе путник даже собирался поколотить лежебоку — «намерялся сделать преступление на спине комиссарской». Однако взял себя в руки, дал ямщикам небольшую взятку — и вот он уже снова в пути.
«...Извозчик мой затянул песню, по обыкновению, заунывную. Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. В них найдешь образование души нашего народа. Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива. Если захочет разогнать скуку, повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву. Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровью от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской».
На станции Любани путник видит крестьянина, который работает на пашне, несмотря на то что воскресенье.
— Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?
— В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим оставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а бабы и девки для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды.
Крестьянин поведал любознательному барину, что на себя он работает не только по праздникам, а и ночами. Лошадям дает передышку: одна пашет, другая отдыхает. А себе не позволяет отдыхать, трое детей у него, все есть хотят.
На барина мужик работает без особого старания: «Хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут... Ныне еще поверье заводится отдавать деревни,- как то называется, на аренду. А мы называем это отдавать головой. Наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того что он подушные (подати, налоги) платит за нас. Самая дьявольская выдумка отдавать крестьян своих чужому в работу. На дурного приказчика хоть можно пожаловаться, а на наемника (арендатора) кому?»
Государственные крестьяне имеют хоть какую-то защиту, крестьяне же, принадлежащие помещику, бесправны. Закон разве тогда обратит на них внимание, когда они совершат какое-нибудь уголовное преступление.
«Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение!» — восклицает справедливо разгневанный автор.
И тут же ощущает укоры совести: он ведь тоже угнетает своего крепостного слугу Петрушку. Даже позволяет себе его бить.
«Если я кого ударю, тот и меня ударить может. Вспомни тот день, как Петрушка пьян был и не поспел тебя одеть. Вспомни о его пощечине. О, если бы он тогда, хотя пьяный, опомнился и тебе отвечал бы соразмерно твоему вопросу!
— А кто тебе дал власть над ним?
— Закон».
Радищев подводит читателя к мысли, что такой закон несправедлив.
Спасская полесть
В этой главе Радищев разворачивает метафорическое видение несправедливой власти. Ему представляется, что он — «царь, хан, король, бей, набоб, султан». Словом, некто сидящий на престоле.
Государственные чины, знатные женщины, военачальники и приближенные к трону ученые мужи, зрелые люди и юношество — все льстят правителю и прославляют его.
Это подобострастное излияние восторга приятно царю. Он награждает тех, кто умеет польстить особенно удачно.
Но вот взгляд его останавливается на женщине, которая единственная из всех «являла вид презрения и негодования». Это — странница Прямовзора, глазной врач, — но не обычный. Прямовзора — символический образ Правды, помогающий духовному прозрению.
— На обоих глазах бельма, — сказала странница, — а ты столь решительно судил обо всем.
Суровая женщина сняла с глаз сидящего на престоле толстые роговые бельма. И он смог увидеть цену лести. Цену тех, кто в глаза хвалит, а за глаза посмеивается, помышляя лишь о собственной выгоде.
Прямовзора призвала властителя изгнать лжецов. Она показала ему правду: «Одежды мои, столь блестящие, оказались замараны кровью и омочены слезами. На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои стояли в тине. Вокруг меня стоящие являлись того скареднее. Вся внутренность их казалась черною и сгораемою тусклым огнем ненасытности. Они метали на меня и друг на друга искаженные взоры, в коих господствовали хищность, зависть, коварство и ненависть. Военачальник мой, посланный на завоевание, утопал в роскоши и веселии. В войсках подчиненности не было; воины мои почиталися хуже скота.
Вместо того чтобы в народе моем прослыть милосердым, я прослыл обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом».
Доверчивый правитель думал, что помогает бедным, сиротам и вдовам, но милости его добивались хитрецы и лжецы!
Эта глава-видение является посланием ко всем, кто имеет власть над людьми и призван по справедливости распределять блага.
Подберезье — Новгород — Бронницы
В учебных заведениях — засилье темной и непонятной латыни. Как было бы хорошо, если бы современные предметы преподавались на современном русском языке!
Радищев критикует просветительские планы Екатерины II, которая только обещала открыть новые университеты (например, в Пскове), но одними посулами и ограничилась.
Критично относится автор и к развитию христианства, которое «вначале было смиренно, кротко, скрывалося в пустынях и вертепах, потом усилилось, вознесло главу, устранилось своего пути, предалось суеверию, воздвигло начальника, расширило его власть, и папа стал всесильный из царей».
Мартин Лютер (1483-1546) — реформатор церкви, основатель так называемого лютеранства, направленного против догматов католичества и злоупотреблений римских пап, начал преобразование, папская власть и суеверия стали разрушаться.
Но путь человечества таков, что люди постоянно колеблются от суеверия к вольномыслию.
Задача писателя - разоблачить крайности и просветить хотя бы одного читателя.
Подъезжая к Новгороду, Радищев вспоминает о кровавой расправе Ивана IV с Новгородом в 1570 году. Новгород был присоединен к Москве (1478) великим князем московским Иваном III. «Какое он имел право свирепствовать против них; какое он имел право присваивать Новгород? То ли, что первые великие князья российские жили в сем городе? Или что он писался царем всея Руси? Или что новгородцы были славянского племени? Но на что право, когда действует сила?..
Что ж есть право народное?..
Примеры всех времен свидетельствуют, что право без силы было всегда в исполнении почитаемо пустым словом».
Зайцово
В Зайцове рассказчик встречает своего старинного приятеля, поведавшего ему о карьере некоего местного дворянина, который начал службу с истопника, а выпросившись в отставку, был награжден чином коллежского асессора и нашел случай купить в родных местах деревню, в которой поселился с немалой своей семьей.
Выбравшись «из грязи в князи», асессор стал повелителем нескольких сотен себе подобных. И это вскружило ему голову.
«Он был корыстолюбив, копил деньги, жесток от природы, вспыльчив, подл, а потому над слабейшими его надменен. Из сего судить можешь, как он обходился с крестьянами. Они у прежнего помещика были на оброке, он их посадил на пашню; отнял у них ёсю землю, скотину всю у них купил по цене, какую сам определил, заставил работать всю неделю на себя, а дабы они не умирали с голоду, то кормил их на господском дворе, и то по одному разу в день... Если который казался ему ленив, то сек розгами, плетьми, батожьем или кошками (многохво-стой плеткой).
Случилось, что мужики его для пропитания на дороге ограбили проезжего, другого потом убили. Он их в суд за то не отдал, но скрыл их у себя, объявил правительству, что они бежали; говоря, что ему прибыли не будет, если крестьянина его высекут кнутом и сошлют в работу за злодеяние. Если кто из крестьян что-нибудь украл у него, того он сек как за леность или за дерзкий или остроумный ответ, но сверх того надевал на ноги колодки, кандалы, а на шею рогатку. Сожительница его полную власть имела над бабами.
Помощниками в исполнении ее велений были ее сыновья и дочери. Плетьми или кошками секли крестьян сами сыновья. По щекам били или за волосы таскали баб и девок дочери. Сыновья в свободное время ходили по деревне или в поле играть и бесчинничать с девками и бабами, и никакая не избегала их насилия. Дочери, не имея женихов, вымещали свою скуку над прядильщицами, из которых они многих изувечили.
В деревне была крестьянская девка, недурная собою, сговоренная за молодого крестьянина той же деревни. Она понравилась среднему сыну асессора, который употребил все возможное, чтобы ее привлечь к себе в любовь; но крестьянка верна пребывала в данном жениху ее обещании... В воскресенье должно было быть свадьбе...»
Дворянчик заманил девушку в клеть и подверг дикому насилию. Несчастная сопротивлялась, но подлецу помогли ее удерживать еще два брата.
Жених узнал о происшедшем и проломил одному из негодяев голову колом. Отец нечестивых сыновей призвал к себе на расправу и жениха, и отца его.
«Как ты дерзнул,. — говорил старый асессор, — поднять руку на твоего господина? А хотя бы он с твоею невестою и ночь переспал накануне твоей свадьбы, то ты ему за это должен быть благодарен. Ты на ней не женишься; она у меня останется в доме, а вы будете наказаны ».
«По таковом решении жениха велел он сечь кошками немилосердо, отдав его в волю своих сыновей. Побои вытерпел он мужественно; неробким духом смотрел, как начали над отцом его то же производить истязание. Но не мог вытерпеть, как он увидел, что невесту господские дети хотели вести в дом. Наказание происходило на дворе. В одно мгновение выхватил он ее из рук ее похищающих...»
Крестьяне вступились за оскорбленных жениха и невесту и заколотили до смерти и самого асессора и троих его сыновей.
Друг Радищева должен был судить крестьян и обречь их на вечную каторгу. Милосердие и справедливость подсказывали ему, что только жестокое обращение, длившееся годами, вынудило крестьян на такой отчаянный акт протеста.
«Человек родится в мир равен во всем другому. Все одинаковое имеем, все имеем разум и волю...»
И вновь Радищев, уже устами своего друга, задает вопрос: есть ли закон, справедливый для всех людей, а не только для богатых и знатных?
Возможно ли вступиться за крепостных?
Крестцы — Яжелбицы
В селении Крестцы рассказчик становится свидетелем того, как отец-дворянин отправляет своих сыновей в военную службу.
«Скажи по истине, отец чадолюбивый, скажи, о истинный гражданин! Не захочется ли тебе сынка твоего лучше удавить, нежели отпустить в службу?»
Армейская служба представляется автору рассадником чинопочитания, тупого карьеризма и жестокости. Радищев устами довольно просвещенного отца двоих взрослых сыновей рассуждает о воспитании. Он высказывает смелую мысль о том, что дети не обязаны родителям ни за рождение, ни за, как он выражается, «воскормление».
«Когда я угощаю пришельца, когда питаю птенцов пернатых, когда даю пищу псу, лижущему мою десницу, — их ли ради сие делаю? Отраду, увеселение или пользу в том нахожу мою собственную. С таковым же побуждением производят воскормление детей. Родившиеся в свет, вы стали граждане общества, в коем живете. Мой был долг вас воскормить; ибо если бы допустил до вас кончину безвременную, был бы убийца. Если я рачительнее (старательнее) был в воскормлении вашем, нежели бывают многие, то следовал чувствованию моего сердца».
Отец и мать многое сделали для обучения и воспитания детей. Однако и в этом не видит благородный дворянин своей заслуги: «Хваля вас, меня хвалят. О друзья мои, сыны моего сердца!
Многие имел я должности в отношении к вам, но вы мне ничем не должны; я ищу вашей дружбы и любви вашей».
Русскому крестьянству посвящалось множество произведений. Некоторые авторы прославляли село, другие пытались найти правду дальше окон блистательных дворцов Петербурга. Наиболее правдивым произведением конца XVIII века является «Путешествие из Петербурга в Москву». Повествование пропитано тяжестью положения крепостного крестьянства.
Вконтакте
Кем написано произведение
Радищев А.Н. родился 20 августа 1749 года в Верхнем Аблязово Саратовской губернии. Детские годы прошли под присмотром отца. Тот владел имением на территории Калужской губернии.
Образование
Начальное обучение велось по часослову и Псалтырю, но отец, хорошо владеющий парой иностранных языков, мог передать часть знаний сыну.
В 1756 будущий писатель был поручен дяде по матери, который приходился родным братом первому ректору Московского университета. Близость к ученым кругам дала возможность обучаться у видных преподавателей гимназии.
Спустя шесть лет Радищев получает титул пажа при , следующее место учебы – Пажеский корпус. Здесь не учили раскрывать тайны природы, напротив – раболепно прислуживать императорской особе.
С 1766 года – студент Лейпцигского университета (Германия), обучался праву. Европа приобщила юношу к свободомыслию.
Служба
Вернувшись на , Александр Николаевич занимал должности титулярного советника, обер-аудитора при генерале Брюсе, служащего Коммерц-коллегии. Работник Петербургской таможни, через 10 лет (1790) он стал ее начальником. Там же зародились первые отголоски будущего произведения, а главные герои должны были показать бедственность положения крестьянского населения .
Литературное, издательское поприще
Радищев работал над переводами иностранных классиков, анонимно печатался в журнале «Живописец». Расцвет идей свободы и независимости (американская и французская революции) создали благоприятные условия для сочинения всей жизни Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву» (май 1790 года). Автор написал о жестокости крепостного права, осветил печальные страницы общественной жизни тогдашней империи.
Дальнейшая судьба
За антиправительственную деятельность и «покушение на государево здоровье» Радищева ждала казнь через повешение. Будь она исполнена, никто бы не узнал, кем написано «Путешествие из Петербурга в Москву». Окончательный приговор предполагал 10-летнюю ссылку .
Был участником законодательной комиссии, но подорванное здоровье прервало жизнь великого государственного деятеля на пятьдесят третьем году жизни (12 сентября 1802 года). По одной из версий, он не оправился после выжига эполет старшего сына, другие указывают на естественную смерть, о чем сообщают письменные источники.
Интересно! После прочтения сочинения императрица Екатерина II была настолько возмущена нахальством Александра Николаевича, что сказала такие слова: «Бунтовщик – хуже ! Тот, хоть царем прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот революцией надумал на Руси учинить республику». Это говорит о том, что жанр произведения не пришелся по душе правящей особе.
Жанр и структура сочинения
Александра Николаевича вдохновило путешествие российской императрицы по Новороссии, Крыму. Специально подготовленные деревни должны были показать высокий уровень жизни крестьянства. Писатель же задумал совершить собственную поездку с целью изучить истинное положение дел. Характер изложения стал ширмой для цензора , посчитавшего сочинение путеводителем.
Жанр произведения – сентиментальное путешествие, одно из самых популярных литературных направлений конца XVIII века. Структура сочинения состоит из несвязных фрагментов повествования. Главными героями выступают как обычные крепостные, так и помещики, служивые люди.
Названия глав соответствуют населенным пунктам, которые попадались на пути анонимного путешественника.
Создателю удалось нарисовать правдоподобную картину разрушительного воздействия крепостного права на провинциальную жизнь. Некоторые строки резко осуждают самодержавие, своеволие помещичьего класса .
Так, анонимный рассказчик сталкивается с плохими дорогами (Крестцы), повсеместными взятками, недалекими людьми. Некоторые крепостные должны работать по воскресеньям, чтобы прокормить себя. Других продают после разорения их помещика, финалом становится свадебная процессия, наполненная горем. Молодые женятся по велению хозяина, а не по воле сердца.
Эпиграфом «Путешествия из Петербурга в Москву» служат строки из поэмы Тредиаковского. Слова «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» описывает «гниение» высшего сословия того времени.
Главное действующее лицо сочинения
Радищев приводит пример первого интеллигентного дворянина средней руки, способного трезво оценивать ситуацию, наблюдать и делать выводы . Он очень важен для автора, ведь глава «Спасская Полисть» показывает противоположную сторону тогдашнего дворянства.
Из обрывочных фраз легко понять, что главный герой – анонимный путешественник, сожалеющий о скором отъезде из Петербурга. Очевидно, он вдовец, но имеет взрослых детей, будучи дворянином среднего достатка. Молодость приучила к вздорному отношению с окружающими, он любимец публичных женщин. Герои произведения со всем тщанием пытаются выразить мысли, идеи и стремления автора.
Путешествие из Петербурга в Москву. Иллюстрация к сюжету
Сжатое повествование по частям
Как говорилось выше, название глав «Путешествия из Петербурга в Москву» – городки и деревни, расположенные на пути дворянина. Итак, переходим к краткому содержанию:
- Вступление – интеллигент среднего возраста выезжает из стен столицы в кибитке.
- София – испытывая нужду в свежих лошадях, дворянин просит у комиссара помощи, тому лень работать ночью. Он говорит, что лошадей нет, но ямщики, за сдельную сумму, запрягают «найденных» четвероногих для путника. Чудово уже не за горами.
- Тосна – разозленный качеством дорог, путешественник встречается с чиновником-исследователем. Тот написал труд, дающий возможность доказать древность рода любому дворянину. Звучит мысль «Хвастовство древней породой» – это зло .
- Любани – пеший переход завершается встречей с «грешным» крепостным, тот пашет поле воскресным днем. На немой вопрос крестьянин отвечает, что вынужден шесть дней работать на помещика, а кормиться как-то нужно. Рассказчику стыдно за принадлежность к своему сословию.
- Чудово – здесь происходит встреча героя с приятелем. Тот рассказывает об ужасной прогулке по морю. Подводные скалы зацепили обшивку судна, то медленно идет ко дну. Рулевой Павел вызвался плыть до берега за помощью. Там отказались его выслушать, так как начальник изволил спать. Моряк все же отыскал неравнодушный люд, и господин Ч был спасен. Высказав претензии начальнику, он услышал, что по чину не обязан спасать утопающих.
- Спасская Полисть – глава рассказывает о своеволии высокопоставленного чиновника . Тот любит устрицы, поэтому посылает подчиненных за морепродуктами, даруя им повышения по службе. Перестук копыт укачивает автора, во сне он видит себя правителем, который доволен положением дел государевых дел. Однако врачеватель Истина снимает «повязку» с глаз, становятся явью произвол помещиков и несчастный народ.
- Подберезье – здесь герой встречает семинариста, который жаждет учиться в Петербурге. Он жалуется на качество образования. Оброненные записки юноши рассказывают о мартинизме, автор негативно отзывается о мистиках-масонах.
- Новгород – дворянин размышляет о величии зачатков демократического общества. Имел ли право на разрушение республиканского оплота на Руси?
- Из летописи Новгородской – писатель посещает дом купца-афериста, который не высылает оплаченные товары. Главные законы не работают , торговые требуют поправок.
- Бронницы – на месте древнего капища Радищев говорит, что человек – творение Божие, но свою судьбу каждый творит сам.
- Зайцово – история о жестоком барине, которого забили оголодавшие, измученные крестьяне. Председатель уголовной палаты Крестьянкин не нашел состава преступления, но вышестоящие требуют наказать виновных.
- Крестцы – одна из наиболее трогательных сцен для Радищева. В Крестцах мы видим, как возмужавшие сыновья прощаются с отцом, для которого наступают тяжелые дни одиночества.
- Яжелбицы – на кладбище писатель видит отца на похоронах родного сына. Старик в слезах винит себя, так как чадо родилось больным. Интеллигент вспоминает о своем «венерическом заболевании», размышляет о методах борьбы с развращенностью .
- Едрово – под аккомпанемент свадьбы крестьянки Анны и Ванюши путешественник высказывается о неравных браках, защищает права человека на личное счастье.
- Хотилов – путешественник находит бумаги, где его приятель проявляет негативное отношение к самодержавию и крепостному праву, о чем нам говорит эпиграф.
- Высший Волочок – на фоне колосящихся полей и обилия товаров рассказчик вспоминает о помещичьих зверствах в отношении крестьян. Радищев не понимает, как общество может хвалить таких эгоистов.
- Выдропуск – проект новых чинов при дворе, потерянный его приятелем, становится предметом изучения. Главный посыл повествования – правителя характеризуют не роскошь и толпа придворных, а его поступки .
- Торжок – неизвестный гражданин пытается добиться отмены цензуры родного края. Он считает, что общество – лучший цензор для любой книги.
- Медное – показывает продажу крестьян после разорения их помещика. Некоторые семьи делятся между разными хозяевами, закон на их стороне.
- Тверь – как и в Чудово, здесь «новомодный поэт» жалуется на литературную убогость современников. Он обеспокоен развитием поэзии.
- Городня – видим проводы крестьян в армию. Некоторых заставила нужда, других отдали хозяева, третьи – ищут славы.
- Завидово – на фоне наглости помощника «его превосходительства» герой сожалеет о привычке народа унижаться перед «высокими чинами». Сельский люд – разменная монета (Медное).
- Клин – на станции поет слепой старец, он отказывается принять рубль от дворянина. Старик просит что-нибудь теплое, полученный платок был с ним до самой смерти.
- Пешки – обедая в избе крестьян, путник видит всю тяжесть положения крепостных. Основная мысль – народ не может себе позволить товары, которые сами производит .
- Черная грязь – свадьба по приказу помещика. Молодые ненавидят друг друга, но знают, кто стоит у истоков их брака. Путешественник высказывается о преступности женитьбы по принуждению.
- Слово о Ломоносове – прощальный аккорд главам, Радищев размышляет о значении русского ученого в литературе, словесности.
Перед вами краткое содержание повести Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» . Это выдающееся творение отечественной литературы XVIII века, название которого ясно отражает описываемые события. Ниже представлен краткий пересказ ключевых моментов каждой главы.
Действие произведения разворачивается во второй половине восемнадцатого века в летнее время, на рубеже июля и августа. Читателю доступна основная канва произведения. Описание структурировано для удобства прочтения, краткие главы объединены в один раздел. Во вступлении автор говорит, что разные беды приключаются с человеком из-за того, что тот не смотрит на вещи прямо. Он надеется, что хотя бы часть читателей поддержит его книгу .
Главы 1−3
- «Выезд» . Главный герой - аристократ средних лет, в своей кибитке отправляется из Петербурга в Москву.
- «София» . Приехав ночью в город, он испрашивает у комиссара для продолжения пути свежих лошадей. Но тот ленится работать ночью, потому лжет, что лошадей свободных нет. При этом в конюшне ждут примерно 20 лошадей. Не получив помощи от комиссара, наш герой обращается к ямщикам. За незначительные «чаевые» те, втайне от комиссара, запрягают коней. Автор, наконец, отбывает.
- «Тосна» . Путешественник сетует на скверную дорогу между столицами. Не так давно эта дорога была починена, потому как по ней проезжала свита императрицы Екатерины IІ. Скоро тропа испортилась. В Тосне писатель знакомится с чиновником - «изыскателем» древних дворянских родов. Чиновник выпустил в свет глупую книгу. С ее помощью дворяне будто бы могут доказывать свое происхождение. За это они будто способны получить более важный статус в обществе. Автор сознает, что чиновник занят глупостью. Он полагает, что «хвастовство древней породой» - зло.
Главы 4 и 5
Спасская Полесть
Автор ночлежничает на станции. С ним в помещении ночует присяжный заседатель с супругой. Он повествует жене историю о наместнике, который весьма любил устрицы. Он отсылал подчиненных за устрицами, а за «хорошую службу» раздавал им повышения. Наутро чудной человек просит писателя довезти его в своей кибитке. Попутчик повествует, как он стал жертвой чиновничьего произвола. Из-за равнодушия госслужащих он, добросовестный гражданин, утратил деньги, семью, положение в обществе. Его ищет полиция, и теперь заседатель бежит куда глаза глядят.
В пути автор спит и видит сон, в котором он великий правитель. Он убежден, что в его стране дела идут идеально. Вдруг в толпе он подмечает женщину, называющую себя лекарем по имени Истина. Она убирает с глаз правителя пелену, и тот прозревает. Он видит, что чиновники его дурачили, в стране нет порядка, а граждане несчастны. Автор просыпается в ужасе.
Главы 7−9
Зайцево
Автор натыкается на своего приятеля, г-на Крестьянкина, который был главой уголовной палаты. Тот однажды разбирал дело жестокого помещика. Он изнурял работой крестьян, бил, морил голодом и прочее. Измученные подчиненные в итоге забили до смерти барина и его семью. Глава суда признал крестьян невиновными, но его сослуживцы требовали наказания крестьян. Чтобы не соучаствовать несправедливому суду, Крестьянкин оставил должность.
Поведав это, Крестьянкин прощается с автором и отбывает. В тот же день рассказчик получает письмо из Петербурга. Ему сообщают, что недавно в городе поженились 62-летняя женщина и барон Дурындин 78 лет. Дама некогда была непристойного поведения и создала «дом терпимости». На грязном деле она обогатилась. Дурындин взял ее в жёны ради финансов, а она вышла замуж, дабы освободиться от одиночества.
Главы 11−13
Главы 14 и 15
- «Едрово» . Проезжая этот город, рассказчик встречает деревенских женщин. Он полагает, что крестьянки привлекательнее городских дам, носящих корсеты и модные платья. Автор заводит разговор с крестьянской девушкой Анной. Она говорит, что не может выйти за Ванюшу, пока не будут уплачены 100 р. Писатель дает ее матери эту сумму. Но оказывается, что выкуп больше не нужен. Тогда автор дает средства в подарок. Но мать не берет, несмотря на бедность. Известно, что аристократы дают взятки крестьянкам в компенсацию за насилие и разврат. Распрощавшись с Анной, автор думает о неравных браках (крестьянок отдают за 10-летних мальчиков, а богатые старики женятся на юных девочках). Путешественник считает, это неправильно.
- «Хотилов» . Выйдя из кибитки, автор находит сверток на земле. В нем неизвестный излагает мысли о крепостном праве. Считает крепостничество беззаконием и злом, призывает аристократов и власть его отменить. Главный герой узнает, что автор написанного - его знакомый. Кроме свертка, приятель оставил пачку других бумаг. Писатель читает и их.
Главы 16 и 17
Торжок, Медное, Тверь
- «Торжок» . Радищеву встречается человек, едущий в Петербург. Он надеется настоять на отмене цензуры в городе, чтобы печатать любые книги. Господин полагает, что в стабильном демократическом обществе она и не требуется, потому что народ - первый цензор. А ведь в России в XVIII веке она сурово контролировала книгопечатание. Автор дает краткий обзор происхождения «цензуры».
- «Медное» . Продолжая путешествие, автор натыкается на заметку в газете. Она посвящена продаже крестьян и имения с торгов. Есть много дворян, проживающих и прогуливающих свое состояние. Попав в долги, они продают дом и крестьян. Зачастую семью крестьян продавали не всю, а по 1 человеку разным хозяевам (малыши раздельно от родителей и т. д.). Для них это истинная трагедия, но закон не на их стороне.
- «Тверь» . Перекусывая в Твери, Радищев знакомится с неким господином, «новомодным пиитом». Он сетует на то, что поэзия в России не совершенствуется, что все строфы пишут лишь ямбом и т. д. Поэт декламирует свои стихи - это ода «Вольность».
Глава 21 - Городня
Рассказчик становится свидетелем проводов крестьян в армию. Старуха-мать провожает единственного сына, без него она осуждена на голодную смерть. Рядом стоит ее радостный Ванюша. Для него служба - счастье после унижений от своих бесчеловечных помещиков. Еще здесь - трое несчастных крестьян, закованных в кандалы. Барин продал их в рядовые беззаконным путем, дабы приобрести новую карету. А вот - француз. Он учился на парикмахера, но был лакеем, матросом. Не обучен грамоте, но все же был учителем языка у русских бояр. Дабы не умереть от голода, он продался за 200 р., пошел в крестьяне и отправился на военную службу.
Завидово
На станции автор замечает офицера, помощника важной фигуры, «его превосходительства». Бессовестный офицер требует подать пятьдесят лошадей для главенствующего. Поэтому даже у автора тот собирался отнять трех его лошадей, но писатель дает хаму отпор. Когда «превосходительство» прибывает, ямщики меняют коней с невиданной скоростью и отправляют в путь. Автор размышляет о том, что недалекие люди пресмыкаются и унижаются перед «важными птицами». А здравомыслящие понимают, что за лоском и важностью нередко таится ничтожество.
Главы 23 и 24
«Клин» . На станции слепой старик распевает песни. Неимущие крестьяне дают ему милостыню, кто сколько может. Писатель кладет рубль, но он не берет, а просит дать ему что-то полезное, к примеру, теплый платок. Автор с готовностью расстается с вещью. Вскоре он узнает, что старик скончался, но носил тот теплый платок и был в нем похоронен. Радищев рад, что его вещь пригодилась бедному нищему в последние дни его жизни.
Пешки
Автор обедает в крестьянском доме. Хозяйка жалуется, что жизнь крестьян тяжела. Они плохо едят и неспособны даже купить сахар, хотя сами же производят эти продукты. Говорит, что это несправедливо. Писатель замечает нищету, царящую в жилище. Размышляет, отчего помещики доводят своих крестьян до крайней черты. Бояре не задумываются о крестьянских ребятах, живущих в болезнях и голоде. Рассказчик призывает читателей-помещиков внять своей совести и прекратить глумиться над несчастными крестьянами.
Главы 26 и 27
- «Черная грязь» . Здесь автора встречает печальная свадьба. Крестьян женят по принуждению. У новобрачных печальные лица, они друг друга ненавидят. Автор размышляет о таких браках, называет их преступлением.
- «Слово о Ломоносове» . Читателю представляется статья, которую автор получил от «пиита» (глава «Тверь»). В ней иллюстрируется значение Ломоносова в российской культуре. Поэт говорит, Ломоносов был первопроходцем во множестве научных областей, но наибольший вклад он внес в отечественную словесность. После этой статьи автор раскланивается и прощается. Он уже подъезжает к Москве.
Среди попутчиков героя на пути из Петербурга в Москву встречаются:
- чиновники ;
- крестьяне ;
- купцы ;
- старые друзья и знакомые .
Отправление
Герой, от лица которого ведется повествование, отправляется в Москву из Петербурга. Он садится в кибитку, но, к несчастью, засыпает в ней и просыпается только на станции София - почтовом пункте.
Так как добрался сюда он глубокой ночью, получить лошадей и продолжить поездку оказалось непросто. Почтовый смотритель отказался выполнять поручения, поэтому пришлось водкой подкупать ямщиков.
Тосна
Путь до Москвы из Петербурга раньше казался герою приятным. Но вскоре размытая дорога, превратилась в липкую жижу. Ехать по ней стало невыносимо, поэтому герой решил сделать перерыв в Тосне.
В почтовой избе, он знакомится с архивным регистратором. Он прославился тем, что сочинял родословные на любой вкус, которые с удовольствием приобретали дворяне. Этот глупый человек занимается, по мнению героя, очень глупым делом.
Встреча с крестьянином
Рассказчик решает продолжить свое путешествие пешком. По пути в Любань он проходит мимо нивы, где видит пашущего землю крестьянина. Герой подозревает мужика в раскольничестве, потому как грешно работать в воскресенье.
Но на деле оказывается, что крестьянин вынужден трудиться в поле в единственный выходной, чтобы прокормить семью. Ведь остальные шесть дней в неделю, он работает на помещика. Эта история заставила героя задуматься о помещичьей бесчеловечности и своем отношении к прислуге.
Встреча с приятелем Ч.
В Чудово, герой встречается со своим приятелем Ч. Тот рассказывает, почему ему пришлось покинуть Петербург. Отдыхая в Петергофе, Ч. с друзьями решился на опасную поездку по воде в Кронштадт и Сестрорецк.
Начиналось все благополучно, но скоро путешественников настиг шторм. Их шлюпка попала в узкий проход между камнями, застряла там и стала тонуть. Одному из гребцов удалось вплавь добраться до берега. Там он помчался за помощью к местному начальнику, но тот спал, а парень не стал его будить.
Наконец, оставшиеся жертвы кораблекрушения добрались до суши. Ч. отправился с претензией к начальнику, на что получил ответ, будто бы он спасать утопающих и не должен.
Оскорбленный Ч. понял, что в столь бесчувственном городе, ему больше нечего делать и покинул его. Герой пытался разуверить Ч. в его поспешных выводах, но тот не стал слушать и быстро уехал.
Спасская полесть
Непогода мешает герою продолжать свое путешествие. Ему приходится остановиться на станции, чтобы просушиться и поспать. Тут он слышит интересный разговор мужа с женой о высокопоставленном чиновнике, очень любящем устрицы.
Любовь к этим морепродуктам была так велика, что он даже посылал своих подчиненных в походы за устрицами. По возвращению, они получали повышение и разные почести.
Утром к герою присоединяется пассажир и рассказывает свою историю. Он оказался подвержен чиновничьему обману. В результате этого попутчик героя потерял все деньги и положение в обществе, семью. Остались только друзья, которые, спасая его от тюрьмы, посадили его в кибитку и отправили на все четыре стороны.
Героя очень трогает этот рассказ. Он решает, что помочь его попутчику смог бы только беспристрастный верховный суд. Герой погружается в сон, где видит себя таким верховным судьей, восхваляемым обществом. Но он внезапно прозревает, и оказывается, что люди в его государстве несчастны, а власть бесчестна.
Разговор с семинаристом
В Подберезье герой знакомится с молодым человеком, только что окончившим духовную семинарию. Он жалуется герою на полученное им образование: для жизни оно непригодно, знаний не прибавилось. Да и откуда им взяться, если преподаются предметы только на латыни. Семинарист лелеет надежду получить хорошее образование в Петербурге.
Эта встреча заставляет героя задуматься о науке и мартинизме.
Новгород
Прибыв в Новгород, рассказчик размышляет над его историей. Он вспоминает, что изначально здесь была установлена система народного правления. Сам город и все Новгородское княжество процветало.
Но пришел Иван Грозный и своими захватническими действиями, по сути, разорил его. Герой задумывается, имел ли царь на это право. Да и нужны ли права, если есть могущество и сила?
Отобедать герой отправляется к своему знакомому Карпу Дементьевичу. Этот уважаемый гражданин раньше был купцом. Занимался аферами: брал деньги, но не отдавал покупателю товар. Нечестным путем также смог избежать правосудия. Герой понимает, что подобных случаев по всей России очень много.
Мысли о боге
В Бронницах рассказчик делает очередную остановку. Он отправляется к месту, где раньше стоял языческий храм. Здесь его посещают мысли о боге и о жизни.
Встреча с г-ном Крестьянкиным
На станции Зайцово, герой встречает своего старого друга. Господин Крестьянкин раньше служил в уголовной палате. Он рассказывает о случае с жестоким помещиком. Его сын обесчестил крестьянку.
Жених девушки в порыве ярости избил с другими крестьянами обидчика до смерти. По указу суда, Крестьянкин вынужден был либо приговорить всех к смертной казни, либо подать в отставку. Он выбрал последнее. После своего рассказа Крестьянкин прощается с героем.
Сцена прощания отца с детьми
На станции Крестьцы рассказчик видит мужика, прощающегося с уезжающими сыновьями. Добрые, трогательные и правильные слова заставляют героя задуматься над темой родительской любви и семейных взаимоотношений.
Сцена похорон
В Яжелбицах, герой проезжает мимо кладбища, где проходят похороны. Отец хоронит сына, рыдая, обвиняет себя в его смерти, говорит, что это он создал ребенка больным. Героя пугают такие слова.
Он размышляет над своей жизнью, боится за здоровье своих будущих детей, ведь в молодости лечился от венерических заболеваний. Рассуждения заводят героя в область узаконенного государством разврата (создания публичных домов).
Валдаи
Валдай знаменит обилием любвеобильных бесстыдных женщин. Здесь герой вспоминает легенду о влюбленном монахе, переплывавшем Валдайское озеро, ради встреч со своей любимой. Один из таких заплывов закончился трагедией - монах погиб в шторме.
Крестьянка Анюта
Едрово привлекает героя благородством его жителей. Здесь живет молодая крестьянка Анюта. Она выходит замуж, но у молодых пока нет денег на жизнь. Герой предлагает свою материальную помощь, но жених Анюты отказывается, заявляя, что своими руками сможет поднять новое хозяйство.
Рассуждения о крепостничестве
На станции Хотилов герой находит сверток. Прочитав его, он начинает задумываться о крепостничестве, называя его злом и зверством. Герой продолжает рассуждать о тяжкой доле крестьян в Вышнем Волочке и Выдропуске.
Об отмене цензуры
Герой встречается в Торжке с человеком, стремящимся добиться отмены цензуры. Ради этого он отправляется в Петербург. Этот человек считает, что за качеством и содержанием книг должен следить народ, а не государство.
Торги
В Медном, герой попадает на торги. Распродают крестьян-задолжников, разделяя семьи и создавая настоящую трагедию в народе.
В Твери герой знакомится с молодым поэтом, ведется разговор о вольности.
Проводы в армию
В деревне Городня герой видит, как старуха-мать, провожает в армию своего единственного сына-кормильца. Плач стоит по всей деревне, где остается много жен, невест, матерей. Но не для всех рекрутов армия - каторга. Некоторые стремятся освободиться от домашнего давления.
Крестьянская изба
Рассказчик останавливается в Пешках. Здесь он сталкивается с тяжелой жизнью крепостных крестьян, которые не могут позволить себе даже купить сахар, поэтому вынуждены питаться одним хлебом. Герой искренне поражен такому положению дел. Он обвиняет помещика и весь мир в жестокости.
Статья о Ломоносове
Финальная глава. Герой восхищается Ломоносовым, говорит о его значимости в истории русской литературы и словесности.
Наконец, рассказчик прощается с читателями. Он подъезжает к Москве.