Презентация трагедия гамлет на уроке литературы. Презентация на тему "гамлет"

Слайд 2

Год премьеры трагедии

Премьера «Гамлета» в театре «Глобус» состоялась в 1601 году, год «заговора Эссекса», когда молодой фаворит стареющей Елизаветы, граф Эссекс, вывел своих людей на улицы Лондона в попытке поднять мятеж против королевы, был схвачен и обезглавлен. В. Шекспир

Слайд 3

Замок Кронборг в Дании

«Дания – тюрьма» Кто произносит эту фразу и что она означает?

Слайд 4

Призрак отца Гамлета

Отец Гамлета был убит своим братом Клавдием, занявшим престол и вступившим в брак с матерью Гамлета, королевой Гертрудой. Призрак требует от Гамлета мести, но принцу надо сначала удостовериться в сказанном: вдруг призрак – посланец ада? Гамлет и его друг Гораций видят призрак

Слайд 5

Гамлет - гуманист

«Век расшатался, - и скверней всего,\ Что я рождён восстановить его» Почему медлит Гамлет и не мстит за отца?

Слайд 6

Рассуждаем!

Что заставляет героя мстить – чувство чести или что-то иное? В чем видит свою цель Гамлет и достижима ли она через месть? И наконец, почему медлит Гамлет? Савва Григорьевич Бродский (1923-1982). Гамлет

Слайд 7

С какой целью Гамлет решил притвориться сумасшедшим?

  • Слайд 8

    Как выступление бродячихактёров помогло Гамлету убедиться в преступлении Клавдия?

    Слайд 9

    Гамлет и Офелия

    Какую роль играет в развитии сюжета встреча Офелии с Гамлетом?

    Слайд 10

    Офелия – дочь Полония

    Любит ли Гамлет Офелию? Любит ли Офелия Гамлета? Помогает ли она ему в его одиночестве?

    Слайд 11

    Чем отличается Офелия от Джульетты?

    Офелия, превращённая в послушное орудие интриги Полония и Клавдия, становится опасной приманкой, на которую Гамлета пытаются поймать.

    Слайд 12

    В чем трагедия Офелии?

    … коварный сук сломался, И травы и она сама упали В рыдающий поток. Её одежды, Раскинувшись, несли её как нимфу; Она меж тем обрывки песен пела, Как если бы не чуяла беды… … так длится не могло, И одеянье, тяжело упившись, Несчастную от звуков увлекли В трясину смерти.

    Слайд 13

    Как погибла Офелия?

  • Слайд 14

    Как Шекспир создаёт образ датского двора?

    Датский двор сначала вместе с Полонием бросил вызов Гамлету, затем предал его вместе с Розенкранцем и Гильденстерном и, наконец, довершил предательство вместе с Озриком, подавшим отравленную шпагу Лаэрту (сыну Полония).

    1. 1. Перед вами великая трагедия «ГАМЛЕТ»
    2. 2. Гамлет - трагедия Уильяма Шекспира, одна из самых известных его пьес, иодна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира - в ней 4042 строки и 29 551слово.Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Amletus,записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге«Деяний данов» и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой ищетотмщения смерти своего отца.
    3. 3. ПерсонажиГамлетКлавдий, король датский.Гамлет, сын покойного и племянник царствующего короля.Полоний, ближний вельможа.Горацио, друг Гамлета.Лаэрт, сын Полония.Придворные:Вольтиманд;Корнелий;Розенкранц;Гильденстерн;Озрик;Первый дворянин;Второй дворянин;Священник.Офицеры:Марцелл;Бернардо.Франсиско, солдат.Рейнальдо, слуга Полония.Актёры.Два могильщика.Капитан.Английские послы.Гертруда, королева датская, мать Гамлета.Офелия, дочь Полония.Фортинбрас, принц норвежский.Призрак отца Гамлета.
    4. 4. Кидовская трагедия До Шекспира уже существовала трагедия, посвящённая Гамлету. Её текстне сохранился. Первое упоминание о ней относится к 1589 году, когда ТомасНэш иронически отозвался о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнямитрагические монологи». В дневнике антрепренера Филиппа Хенсло естьзапись о спектакле «Гамлет» в 1594 году. Обычно Хенсло помечал, была липоставленная пьеса новой. Но для данной записи такой пометки нет.Видимо, это та же пьеса, которую упоминал Томас Нэш. В 1596 году ТомасЛодж в своём сочинении «Несчастия ума» описывал «бледный призрак»,который жалобно кричал в театре, подобно торговке устрицами: «Гамлет,отомсти!». Исследователи сходятся во мнении, что автором этой пьесы былТомас Кид. В центре кидовской трагедии была нравственная проблема,воплощённая в теме мести.
    5. 5. Гамлет – так звали сына Шекспира(имя пишется: Hamnet или Hamlet,а иногда даже Amblett), который умер в одиннадцатилетнем возрасте!
    6. 6. Произведение «Гамлет» - ВильямаШекспира – великого английскогодраматурга, поэта, актера, «властелинастрастей человеческих», именно еготворчество является вершиноймировой драматургии, а егопроизведения на протяжении вот ужечетырех веков имеют поистинебезграничную власть над сердцамимиллионов читателей во всем мире!
    7. 7. Ни в одно из своих произведений Шекспирне вложил столько своей собственной души,нигде он так не сливался с своим героем, недумал его мыслями, не плакал его слезами. Вэтой трагедии выведена натура благородная,чувствительная, полная возвышенных порывовк идеалу, но созерцательная и негодная дляжизненной борьбы!

    2 слайд

    Га млет - трагедия Уильяма Шекспира, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира - в ней 4042 строки и 29 551 слово. Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Amletus, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов» и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца.

    3 слайд

    Персонажи Клавдий, король датский. Гамлет, сын покойного и племянник царствующего короля. Полоний, ближний вельможа. Горацио, друг Гамлета. Лаэрт, сын Полония. Придворные: Вольтиманд; Корнелий; Розенкранц; Гильденстерн; Озрик; Первый дворянин; Второй дворянин; Священник. Офицеры: Марцелл; Бернардо. Франсиско, солдат. Рейнальдо, слуга Полония. Актёры. Два могильщика. Капитан. Английские послы. Гертруда, королева датская, мать Гамлета. Офелия, дочь Полония. Фортинбрас, принц норвежский. Призрак отца Гамлета.

    4 слайд

    Сюжет Рядом с Эльсинором, королевским дворцом Дании, солдаты несколько раз видели призрака, удивительно похожего на недавно погибшего короля. Новость доходит до датского принца Гамлета и он решает увидеть призрака. Встреча с ним Гамлета приводит в ужас и смятение - призрак рассказал ему о том, что его дядя, нынешний король, убил его, и завещает сыну месть. Гамлет поражён и растерян настолько, что его принимают за сумасшедшего. Он пытается получить неопровержимые доказательства вины Клавдия. Король, догадываясь, что «Гамлет не сошёл с ума, а притворяется с какой-то целью», посылает к нему его друзей - Розенкранца и Гильденстерна, чтобы они за соответствующее вознаграждение выведали, что на самом деле на уме у Гамлета. Но Гамлет, поняв истинную цель их приезда, ничего им не открывает, отвечая бессмысленными монологами на их расспросы. В это время в Эльсинор приезжает труппа бродячих актёров.

    5 слайд

    Гамлет просит их поставить пьесу «Убийство Гонзаго», вставив туда несколько строк своего сочинения. Таким образом «Убийство Гонзаго» будет изображать убийство прежнего короля со слов призрака. Король внимательно следит за действем пьесы и уходит после того, как в пьесе Гамлета происходит убийство. После этого Гамлет идёт в покои королевы, перед разговором случайно убивает притаившегося за ковром королевского советника - Полония. Далее он разговаривает с матерью, упрекая её в том, что выйдя замуж за Клавдия, она оскорбила прежнего мужа. Король понимая, что Гамлет для него опасен, отсылает его в Англию, чтобы его сразу же по приезде казнили. Принц спасается от этой участи и возвращается в Данию. Дядя прибегает к уже испытанному приёму - яду. Гамлет умирает, перед смертью убивая короля. Датский престол переходит к Фортинбрасу, норвежскому правителю.

    6 слайд

    Наиболее вероятная дата сочинений и первой постановки 1600-01 (театр «Глобус», Лондон). Первый исполнитель заглавной роли - Ричард Бёрбедж; Шекспир играл тень отца Гамлета. Авторство первой русской переделки пьесы принадлежит А. П. Сумарокову (1748). Но эта переделка совершенно далека от оригинала. Пьеса была поставлена в 1750 г. в Петербурге на Императорской сцене воспитанниками сухопутного шляхетского корпуса.В постановке в 1757 были заняты: Гамлет - Дмитревский, Офелия - Троепольская, Клавдий - Ф. Волков, Гертруда - Волкова, Полоний - Гр. Волков.






    1 из 6

    Презентация на тему:

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Гамлет - трагедия Уильяма Шекспира, одна из самых известных его пьес, и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Написана в 1600-1601 годах. Это самая длинная пьеса Шекспира - в ней 4042 строки и 29 551 слово.Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Amletus, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком в третьей книге «Деяний данов» и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Персонажи Клавдий, король датский.Гамлет, сын покойного и племянник царствующего короля.Полоний, ближний вельможа.Горацио, друг Гамлета.Лаэрт, сын Полония.Придворные:Вольтиманд;Корнелий;Розенкранц;Гильденстерн;Озрик;Первый дворянин;Второй дворянин;Священник.Офицеры:Марцелл;Бернардо.Франсиско, солдат.Рейнальдо, слуга Полония.Актёры.Два могильщика.Капитан.Английские послы.Гертруда, королева датская, мать Гамлета.Офелия, дочь Полония.Фортинбрас, принц норвежский.Призрак отца Гамлета.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Сюжет Рядом с Эльсинором, королевским дворцом Дании, солдаты несколько раз видели призрака, удивительно похожего на недавно погибшего короля. Новость доходит до датского принца Гамлета и он решает увидеть призрака. Встреча с ним Гамлета приводит в ужас и смятение - призрак рассказал ему о том, что его дядя, нынешний король, убил его, и завещает сыну месть. Гамлет поражён и растерян настолько, что его принимают за сумасшедшего. Он пытается получить неопровержимые доказательства вины Клавдия. Король, догадываясь, что «Гамлет не сошёл с ума, а притворяется с какой-то целью», посылает к нему его друзей - Розенкранца и Гильденстерна, чтобы они за соответствующее вознаграждение выведали, что на самом деле на уме у Гамлета. Но Гамлет, поняв истинную цель их приезда, ничего им не открывает, отвечая бессмысленными монологами на их расспросы. В это время в Эльсинор приезжает труппа бродячих актёров.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Гамлет просит их поставить пьесу «Убийство Гонзаго», вставив туда несколько строк своего сочинения. Таким образом «Убийство Гонзаго» будет изображать убийство прежнего короля со слов призрака. Король внимательно следит за действем пьесы и уходит после того, как в пьесе Гамлета происходит убийство. После этого Гамлет идёт в покои королевы, перед разговором случайно убивает притаившегося за ковром королевского советника - Полония. Далее он разговаривает с матерью, упрекая её в том, что выйдя замуж за Клавдия, она оскорбила прежнего мужа. Король понимая, что Гамлет для него опасен, отсылает его в Англию, чтобы его сразу же по приезде казнили. Принц спасается от этой участи и возвращается в Данию. Дядя прибегает к уже испытанному приёму - яду. Гамлет умирает, перед смертью убивая короля. Датский престол переходит к Фортинбрасу, норвежскому правителю.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Наиболее вероятная дата сочинений и первой постановки 1600-01 (театр «Глобус», Лондон). Первый исполнитель заглавной роли - Ричард Бёрбедж; Шекспир играл тень отца Гамлета. Авторство первой русской переделки пьесы принадлежит А. П. Сумарокову (1748). Но эта переделка совершенно далека от оригинала. Пьеса была поставлена в 1750 г. в Петербурге на Императорской сцене воспитанниками сухопутного шляхетского корпуса.В постановке в 1757 были заняты: Гамлет - Дмитревский, Офелия - Троепольская, Клавдий - Ф. Волков, Гертруда - Волкова, Полоний - Гр. Волков.

    Тема: “Ширококрылых вдохновений
    Орлиный, дерзостный полет”.

    Ф. И. Тютчев

    Оборудование:

    Цель урока: формировать умение выступать перед аудиторией, развивать интерес к искусству.

    Оформление доски:

    1. Cловарь: режиссер, кинорежиссер, дебют, премьера, подмостки театра
    2. Эпиграф урока: "Для актера каждая новая роль – рождение нового человека".
      В. Качалов

    Учащиеся разделены на группы: кинокритики, художники, театроведы, артисты.

    (Звучит органная фуга. На фоне музыки идет рассказ о премьере В. Шекспира “Гамлет”.)

    – Взвился тяжелый занавес. И все, что осталось за стенами театра, отодвигается куда-то вдаль. Ты переносишься в мир, где время изменяет свой бег.

    Тишина. На сумрачном фоне холодного, северного неба встают очертания старинного замка. Часы на башне бьют полночь. Сменяется караул. Дозорные тревожно всматриваются в зыбкую мглу. В это час у стен замка появляется призрак…

    К призраку протягивает руки человек в черном плаще. Лицо его бледно, в глазах ужас, боль, смятение, вопрос.

    (Учащимися – артистами разыгрывается сцена из “Гамлета” – “Разговор Призрака и принца”.)

    – На сцене “Гамлет”. На сцене старого театра и недавно построенного Дома культуры. На сценах Москвы, Варшавы и Пекина, Парижа и Нью-Йорка. Во всех концах света. Сегодня и завтра и в далеком прошлом.

    Первое представление (премьера) Шекспира о Гамлете, принце датском, состоялось в 1601г. на сцене деревянного театра “Глобус” в предместье Лондона.

    Слово учителя:

    – С тех пор прошло много времени, но образ Гамлета оказался так близок сердцам людей, так современен каждому поколению, что уже много веков не сходит с театральных подмостков и не уходит из более современного искусства – кинематографии.

    Я думаю, что лучше всего тему нашего урока отразят слова Ф. И. Тютчева:

    Ширококрылых вдохновений
    Орлиный, дерзостный полет.

    Эти слова в равной мере можно отнести и к Гамлету и к тем артистам, что стремились создать его образ на сцене, т. к. “для актера каждая роль – рождение нового человека” – считает великий Качалов. А без вдохновения не будет этого нового человека.

    Неимоверного богатства образ Гамлета. Многосторонний, многоплановый, многогранный. В Гамлете есть всё. И глубокое падение духа, и неуверенные переходы к деятельной, активной жизни, и отчаяние, пессимизм. И вера, безграничная вера в будущее, в жизнь. Подлинная внутренняя порывистость и страстность людей Ренессанса. В нём много нежного и наивного. Печальная, любвеобильная душа и предельная ярость и гнев бойца.

    Нельзя в таком многогранном образе как Гамлет, вырвать только одну страницу его жизни.

    И если мы обратимся к истолкованию Гамлета на русской сцене и в кино, то увидим, что в стремлении приблизить Гамлета к своему времени, не идеализируя и не принижая, актеры создают неповторимые образы. И каждый Гамлет по-своему глубок и искренен.

    В XIX веке Гамлета играли такие знаменитые актеры как Павел Мочалов и Василий Каратыгин, в XX веке – Александр Южин и Василий Качалов, Михаил Козаков и Эдуард Марцевич.

    О некоторых актерах и их Гамлетах и пойдет речь на уроке.

    Выступление театроведов: “Василий Качалов” (рис. 2.)

    (Звучит любая напряженно-спокойная музыка.)

    – Венец мечтаний каждого драматического актера – сыграть Гамлета.

    И Качалов тоже мечтал сыграть принца датского – пожалуй, самую благородную и труднейшую роль в мировой драматургии, в которой предельно раскрывается талант и личность артиста.

    35 ролей сыграл Качалов на сцене Художественного театра, прежде чем предстал в образе героя трагедии Шекспира. И создание его заняло немало времени: постановка “Гамлета” была задумана в театре в 1908 году, а премьеру удалось показать только через четыре года.

    Качалов работал над ролью Гамлета не только на репетициях, но и дома: искал голос, движения, жесты, отрабатывал внутренние куски роли. Долго искал, какой должен быть смех Гамлета в сцене встречи с актерами “в мышеловке”, в сцене “Быть или не быть?”. Упорно искал ритм шагов идущего в мучительном раздумье Гамлета – человека, сжигаемого жестокими мыслями.

    Выступление художников: “О портрете Качалова в роли Гамлета” (рис. 3.)

    – Известен портрет В.И. Качалова в роли Гамлета. Бледное лицо с огромным лбом, с заострившимися от внутреннего напряжения чертами. Пристальный взгляд измученных глаз – измученных, но не способных закрыться, не видеть, “ умереть, уснуть”. Голова смело, даже дерзко вскинута, но шею и плечи отягощает цепь принца. Это сосредоточенность мысли, всепроникающей, всеоценивающей – и в глубине своей души, и в том мире, что вокруг. Пытливость и усталость человека, разгадывающего тайны мира. Гамлет здесь – мыслитель. И хотя опыт мысли приносит ему горечь и страдание, он не оставит загадку неразгаданной.

    Гзовская, игравшая в этом спектакле Офелию, вспоминала, что главной в Гамлете – Качалове была скорбь по несовершенству мира, размышление “замкнутого в себе, сосредоточенно-страдающего человека”.

    Думающий Гамлет Качалова был сдержан. Ни драматических жестов, ни возбуждённости голоса, ни бурных чувств не заметили в нём рецензенты и зрители спектакля.

    Выступление театроведов: “О Михаиле Чехове” (звучит любая бурная музыка.)

    – Совершенно по-иному толкует Гамлета артист МХАТа Второго – Михаил Чехов.

    Зло мира преследует Гамлета, доводит его почти до безумия; с этим злом он исступленно борется, отдавая себя на растерзание всем впечатлениям жизни. Гамлет Чехова – и затравленный безумец, и ожесточённый мститель. По сцене Гамлет движется резко, ломкость и острота движений характеризуют энергию гнева, боли, мести. Таков Михаил Чехов в роли Гамлета. Гамлет Чехова “гибнет, потому что мир ужасен”, что даже неистовство сильной личности не в состоянии сокрушить зло. Образ, созданный Чеховым в 1924 году, как бы явился прообразом созданного в кино Гамлета – Смоктуновского

    Выступление театроведов: “Эдуард Марцевич.”

    (Звучит органная фуга.)

    – И, наконец, самый юный Гамлет нашей сцены – Эдуард Марцевич. 22-летний выпускник Щукинского училища в 1959 году играет Гамлета на сцене театра имени В.Маяковского в спектакле, поставленном режиссёром Охлопковым. Своему “Гамлету” режиссер горячо и страстно, вдохновенно говорил: “Только в активной, непримиримой, самоотверженной борьбе против несправедливости, в борьбе без колебаний и сомнений возможно отстоять свои идеалы, победить зло”. Мечты, мысли, раздумья о судьбе датского принца и о его веке не остались на страницах вдохновенного режиссерского замысла, они перешли на сцену в спектакль.

    Вот медленно распахиваются тяжёлые бронзовые ворота эльсинорского замка. А за ними становится зримой жизнь печального и метущегося датского принца – жизнь юноши, осмелившегося сказать правду самому себе и окружающему миру.

    Марцевич играет спектакль. Эмоции и интеллект, благородство сердца и благородство души, перед которыми отступает все низкое, грязное, вчерашнее.

    Это Гамлет очень возвышенный, очень прозрачный. Это – сама юность мира. В мире зла юноше Гамлету мучительно тяжело нести свое одиночество. Может быть, поэтому искренним лиризмом, мягкостью озарены были сцены Гамлета – Марцевича с Горацио и Офелией. Тепло дружбы и любви необходимо Гамлету. Преданность Горацио утишает его боль. Трепетная нежность Офелии – спасение, прибежище в расколовшемся мире. Гамлет – Марцевич страшился разрушения этой любви и боролся за нее страстно.

    (В исполнении учащегося звучит стихотворение А. Блока “Гамлет”.)

    (Органная фуга сменяется чистой нежной срывающейся мелодией.)

    Выступление художников: “Портрет Марцевича в роли Гамлета”.

    – Нежное, прекрасное в своей юношеской гармонии лицо смято тревогой. Порыв и растерянность одновременно владеют этим Гамлетом. В глазах озёра слёз, а рот горько сжат. Будто этот мальчик мучительно пытается собрать волю для противоборства. Но взгляд обиженного, недоумевающего ребенка как бы спрашивает: “Почему мир так жесток и грязен?” Таковы первые впечатление от портрета Марцевича в роли Гамлета. Этот юный Гамлет никак не может ожесточить свой ум и волю для борьбы. Его трагедия вызвана детской доверчивостью и наивной чистотой души.

    Выступление кинокритиков: “О Смоктуновском”.

    (Звучит любая напряженная музыка.)

    – Гамлет продолжает свой путь в самом современном искусстве нашего времени – кино. Кинорежиссер Г. Козинцев поставил фильм, который широко обсуждался в прессе. Гамлета играет Иннокентий Смоктуновский. И это вновь совсем другой Гамлет.

    Гамлет Смоктуновского не только мудр и благороден, – познание сделало его безжалостным, ядовитым.

    Достойных друзей, единомышленников у Гамлета – Смоктуновского нет. Его Гамлет одинок и полон иронии по отношению к миру.

    Гамлеты 50х – начала 60х годов плакали, а этот – впервые – смеялся. Не пугаясь призраков и обманов, коварства и покорности, разрушенной дружбы и любви, с самообладанием сверхчеловека и азартом профессионального сатирика бросался он на довольный собой Эльсинор. Гамлет Смоктуновского пугает обитателей замка одним своим непривычным поведением, дерзкими словами, улыбками, не принятой здесь прямотой.

    Смоктуновский сыграл созидательное зло. В глубине души у него имелись нерастраченные запасы любви, но брал он только ненависть, гнев и иронию.

    (Читается монолог Гамлета “Быть или не быть”.)

    Выступление художников: “Портрет Смоктуновского в роли Гамлета” (рис. 4)

    – Гамлет Смоктуновского – само мужество; нет такой вести, такого события, которые заставили бы его содрогнуться и отступить, ощутить страх.

    Гамлет изумляет своим надменным видом. Глаза его освещены светом истинного понимания всякого человека. Этот беспощадный свет, кажется, прожигает любую плотность мерзости.

    Слово учителя:

    – После Гамлета Смоктуновского пришел Гамлет Высоцкого. По нему мы узнали, как изменилось время. Бессмертное произведение Шекспира было поставлено известным режиссером Любимовым на сцене Московского театра на Таганке. Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого. Гамлета он играл 10 лет, Гамлет был последней ролью, которую Высоцкий играл перед смертью…

    (Звучит гитара.)

    Выступление художников: “О портрете Высоцкого в роле Гамлета” (рис. 5).

    – Гамлет Высоцкого шагнул в Эльсинор Таганки с улицы; его не одевали как принца, не причесывали, не укрупняли. Джинсы, свитер и гитара стали костюмом Гамлета нового поколения. В портрете таганского Гамлета мы видим простое тяжеловатое лицо и сумрачный взгляд; грубость и нежность; решительность плебея и благородство поэта.

    Выступление театроведов:

    – Гамлет Высоцкого и был поэтом. Перед началом спектакля В. Высоцкий срывающимся от внутренней боли голосом исполнял стихотворение Пастернака “Гамлет”.

    (Читается стихотворение Б. Пастернака “Гамлет”.)

    “Я один”, – играл Высоцкий, и, хотя Смоктуновский мог бы так сказать устами своего Гамлета, разница громадная. Гамлет был один, и все-таки его обступала племя людское. От Смоктуновского – Гамлета оно разлеталось, оставляя вокруг пустое пространство, съеденное страхом. Высоцкого – Гамлета не боялись, он бился в тесноте мира – она-то и была его цепями, его главной душевной и телесной тяжестью.

    Гамлет Высоцкого первых лет был молодой, бунтующий, страстный, с абсолютной уверенностью в своих поступках, с ненасытным любопытством ко всему: к хорошему, к плохому, к добру и злу. Во всем – восторг первооткрывателя и ощущение новизны.

    Вместе с мастерством появится мудрость. В Гамлете у Высоцкого появится некоторая настороженность: шаг – а вдруг пропасть…

    (Читается стихотворение Высоцкого “Мой Гамлет”)

    В последние годы в Гамлете Высоцкого прорвалась высшая духовность, одухотворенность и обостренное ощущение конца… Ощущалась горечь одиночества и печаль. Гамлет понимал, что можно выстоять, только оставаясь Человеком, сохраняя достоинства и духовную ответственность.

    Слово учителя:

    – Шекспир называл театр зеркалом, “чье назначение – являть всякому веку и сословию его подобие и отпечаток”. Бесспорно, “Гамлет” – гениальная пьеса, она гениальна главным образом потому, что в ней можно найти проблемы, волновавшие людей во все времена.

    Вместе с Гамлетом актеры проходят путь от духовного сознания к духовному существованию и помогают нам найти своего Гамлета, свое решение вечных проблем.

    Исходя из материала нашего урока, для вас предлагаются в качестве домашнего задания следующие темы сочинений:

      1. Близки ли нам проблемы Гамлета?
      2. Мой Гамлет.
      3. Как бы я сыграл Гамлета сейчас.