Не уважение к старшим. Воспитание уважения к старшим

Из этой статьи вы узнаете:

    Как воспитывать детей-помощников пожилым людям

    Как дети должны помогать пожилым людям

    Существуют ли в наше время детские волонтерские движения

    Современные тимуровцы – кто они и какую помощь пожилым людям оказывают

Социокультурная модель любого общества предполагает помощь детей пожилым людям. Уважение к старшему поколению возникает не вдруг, оно формируется годами. Не придумано еще волшебного средства, способного за короткий срок повлиять на характер пренебрегающего социальными нормами невежи. До пяти лет малыш контактирует с взрослыми, не придавая значения возрасту. Постепенно дети начинают осознавать возрастную разницу. Но почему же их стиль взаимодействия с пожилыми людьми порой бывает таким неадекватным? Дело в том, что родители не привили ребенку общепризнанные правила и стандарты поведения. И чем взрослее становится малыш, тем сложнее воспитать в нем нравственность.

Как воспитывать детей, чтобы те оказывали помощь пожилым людям

Во все времена детей учили уважать старших, оказывать им помощь. На протяжении тысячелетий не дозволялось перечить взрослым. Пожилые люди – носители мудрости и огромного жизненного опыта. У всех народов принято прислушиваться к мнению стариков, их слово всегда было законом для детей и внуков. С годами институт семьи претерпел изменения, но традиция считаться с позицией старшего поколения сохранилась до наших дней. Помощь молодых пожилым людям приобрела особую значимость.

Воспитывай детей или не воспитывай, они все равно вырастут похожими на нас. Помните, что лучший метод педагогики – это личный пример. Можно с раннего утра до позднего вечера читать нотации, рассказывать о моральных принципах и необходимости помогать нуждающимся, но если родитель сам нарушает законы нравственности, демонстрирует бескультурье и невежество, ребенок будет копировать его поведение, не придавая значения словам.

Чтобы помощь детей пожилым людям оставалась социальной нормой, не забывайте уступать место старичку в транспорте, доносить тяжелую сумку бабушке, вежливо отвечать на вопрос дедушки, оказывать поддержку старушке-соседке.

Если случилось так, что ваши дети начали проявлять неуважение к вам, к престарелым родным, другим пожилым людям, начинайте искать причины в себе!

Не задумываясь, ответьте на следующие пять вопросов:

    Каково ваше личное отношение к родителям, бабушкам и дедушкам, пожилым родственникам? Оказываете ли вы им помощь?

    Хотели бы вы, чтобы сын или дочь относились к вам так же, как вы относитесь к своим родителям, дедушкам, бабушкам, другим пожилым людям?

    Прислушиваетесь ли вы к родительским советам? Жалуетесь ли на постоянные нравоучения со стороны пожилых людей? Демонстрируете ли всем своим видом недовольство, подчеркивая, что вы уже не дети?

    Раздражают ли вас постоянные жалобы родителей и других пожилых людей на усталость, забывчивость, плохое самочувствие?

    Случалось ли вам обижаться или сердиться на своих родителей, дедушек, бабушек, пожилых родственников? Считаете ли вы, что мать или отец недостаточно любили вас, обделяли вниманием и заботой? Высказываете ли эти мысли вслух своим родителям?

По результатам ответов сделайте выводы.

Терпимость

Терпимость – это первая ступенька к уважению старших. Объясните младшим членам семьи, почему старики поступают так, а не иначе, как необходима помощь детей пожилым людям. Бабушка не может быстро двигаться в силу своего возраста. Дедушка постоянно переспрашивает, потому что стар и плохо слышит. Но одних разъяснений будет мало. Важно, чтобы вы сами проявляли снисходительность и терпение по отношению к ребенку, если он что-то разлил или разбил, неуклюже или медленно выполняет задание и т. д.

Учтите, что ему тоже нужна помощь. Малыши всегда внимательно наблюдают за взрослыми и копируют их реакции на происходящее. Будьте сдержанны, не кричите, не обвиняйте, не злорадствуйте. Помните: проявляя терпимость к другим, вы воспитываете это качество в своих детях!

История семьи

Мудрость людей старшего поколения понимаешь с годами. Детям кажется, что старики «отсталые» и глупые, ничего не смыслят в современной жизни. Объясните ребенку, что дедушка и бабушка не всегда были такими, как сейчас. Когда-то они так же играли, пели, учились в школе, дружили и влюблялись, радовались и грустили. Пожилые люди пережили все то же самое, что сейчас переживаем мы.

Чаще беседуйте с детьми об истории вашей семьи, рассказывайте им о жизни дедушки и бабушки, других пожилых родственников. Чтобы ваши истории были интересными и эмоционально окрашенными, демонстрируйте старые фото, домашнее видео, покажите награды старшего поколения. В доступной форме расскажите о трудностях, которые пришлось пережить пожилым родственникам, о том, как достойно люди справлялись с невзгодами и оказывали помощь другим. Но теперь, когда дедушка и бабушка состарились, они сами нуждаются в поддержке и понимании.

Рассказы детям о помощи пожилым людям помогают сформировать в них ответственность. Такие беседы способствуют осознанию, что у бабушек и дедушек была не менее интересная, насыщенная событиями жизнь. Поэтому их опыт бесценен, они достойны уважения. Дети, знакомые с историей своей семьи, гордятся старшим поколением.

Внимание

Существует мнение, что стареют не от болезней, а от недостатка внимания. Лучший способ проявления заинтересованности и участия – это помощь детей пожилым людям. Только родители могут научить ребенка ограждать дедушку и бабушку от трудностей, заботиться о них.

С тем, что порой уже бывает не под силу людям старшего возраста, с легкостью справится подросток, полный энергии. Объясните детям, как необходима старикам подобная помощь: сходить в аптеку, купить продукты, вынести мусор, проводить в поликлинику, помочь с уборкой, перевести через дорогу и т. д.

Во многих семьях пожилым людям приходится сталкиваться с детским эгоизмом. Дедушка или бабушка плохо себя чувствует, а ребенок включил звук телевизора на полную мощность или затеял шумную игру. Научите малыша ставить себя на место других, бережно относиться к тем, кто рядом. Если страдает пожилой человек, следует уменьшить громкость телевизора, прекратить шумную игру, спросить, не нужна ли помощь. Дети должны знать, как реагировать на замечания старших членов семьи, проявлять осторожность в словах, чтобы не ранить и не обидеть стариков.

Но внимание заключается не только в помощи. Особую важность для пожилых людей имеют праздники. Разъясните детям, как важно не забыть поздравить дедушку или бабушку с днем рождения, с Новым годом, с профессиональным праздником и другими памятными датами.

Расскажите, как старики ждут этих дней, чтобы порадовать любимых внуков вкусным пирогом, напоить ароматным чаем. Как им будет приятно получить в подарок самодельную открытку или букетик полевых цветов. Как важно, чтобы дети о них помнили и стремились сделать приятное.

Помощь

Покажите на собственном примере, почему важна помощь детей пожилым людям. Научите уступать старикам место в общественном транспорте, пропускать вперед в очереди, донести сумки, перевести через дорогу и т. д. Помощь должна быть добровольной и от души. Сначала делайте добро вместе с ребенком, чтобы в дальнейшем у него закрепилось такое поведение.

Покажите картинки для детей, на которых изображена помощь пожилым людям. Обсудите, какую реальную поддержку может самостоятельно предложить ребенок. Можно совместно с детьми приготовить небольшие подарки для нуждающихся стариков, в выходной день посетить дом престарелых, навестить одинокую пожилую бабушку.

Сострадание

Сострадание – это способность чувствовать боль другого человека, отзываться на его беду. Чтобы ребенок вырос чутким и внимательным, необходимо с ранних лет развивать в нем это чувство. Учите своих детей сопереживать, оказывать помощь в трудной ситуации. Даже малыш способен проявить жалость, если кому-то больно.

Покажите, что необходимо сделать, когда кому-то плохо. Можно принести чай уставшему дедушке, укрыть одеялом заболевшую бабушку, отдать свою конфету плачущей сестренке, сказать теплые слова старенькому соседу. Читайте детям рассказы о помощи пожилым людям, обсуждайте проблемные ситуации. И тогда ребенок проникнется неподдельным уважением к интересам и переживаниям старшего поколения.

Личный пример

Все родители учат своих детей терпимости, вниманию, состраданию, трудолюбию, отзывчивости и другим лучшим человеческим качествам. Почему же все чаще и чаще звучат слова разочарования: сын растет черствым, дочь грубит пожилым людям, ребенок эгоистичный и бесчувственный, отказывает в помощи? Посеянные в душу малыша зерна добра прорастут только в том случае, если мать и отец сами служат ему примером, уважают старших, оказывают поддержку пожилым людям.

Папы и мамы должны помнить, что на них всегда устремлен любопытный и оценивающий взгляд ребенка. Самое действенное и результативное воспитание – это не слова, а поступки. Будьте вежливы по отношению к пожилым людям, относитесь к ним терпимее, не сквернословьте, не грубите старшему поколению, предлагайте помощь. Дети, как губка, впитают модель вашего поведения.

Конечно, воспитывать ребенка на личном примере намного сложнее. Нужно постоянно быть готовым оказать помощь и поддержку пожилому человеку. У добрых поступков нет каникул и выходных! Родитель должен быть примером в общественном транспорте, когда нужно уступить место старику, на улице, чтобы помочь пожилому человеку, дома, чтобы в десятый раз терпеливо ответить бабушке на один и тот же вопрос.

Обязательно поощряйте инициативу ребенка, объясняйте, как важна помощь детей старшему поколению. Грубость и невежливость, черствость и эгоизм должны подвергаться незамедлительной критике. Помните, что воспитание детей зависит только от родителей, самых близких людей.

Желание оказать поддержку не приходит само собой, его нужно мотивировать. Смотрите вместе с детьми художественные и мультипликационные фильмы, где добро побеждает зло, где демонстрируется помощь пожилым людям. После просмотра обязательно побеседуйте с ребенком, обсудите поступки героев, задайте вопросы:

    Сколько главных героев в фильме? Как их зовут?

    Кто из них положительный герой, а кто – отрицательный? Почему ты так решил?

    Влияет ли на поступки героев их воспитание? Какие положительные качества характера помогают герою фильма в жизни?

Подобное обсуждение учит детей анализировать свои действия, расширяет понимание плохих и хороших поступков.

Не огорчайтесь, если ребенок затрудняется давать оценку героям произведения. Чем больше вы будете обсуждать с ним различные сюжеты, тем лучше впоследствии будет результат.

Реальная помощь детей пожилым людям, или Кто такие современные тимуровцы

Многие люди говорят, что современный мир достаточно жесток, в нем ощущается дефицит нравственности, гуманности и сострадания.

Бесспорно, в нашем обществе много эгоистичных людей, живущих своими идеалами. Их мир ограничен компьютерными играми и социальными сетями, а проблемы решаются лайками и кликами компьютерной мыши.

Жестокость подростков порой переходит все границы. Ради самоутверждения они готовы унизить более слабого одноклассника, пожилого человека, беззащитное животное. Многими подростками движет чувство превосходства над другими. Мы каждый день встречаем на улице детей, которые не уважают старость, не умеют сострадать, не обучены правилам вежливости и нравственности.

Но не все такие. Среди тех, кому небезразличны проблемы пожилых людей, есть волонтеры, или современные тимуровцы. Они готовы в любую минуту прийти на помощь. И делают это от чистого сердца, не ожидая награды за свои поступки. Молодые добровольцы находят стариков, нуждающихся в помощи, и стараются сделать их жизнь радостнее.

Дети помогают пожилым людям в уборке жилья, приносят продукты и лекарства, поздравляют с праздниками, скрашивают общением одинокую старость. Ребята посещают детские дома, больницы, интернаты для престарелых, устраивают праздники для сирот и стариков. Широкий круг деятельности юных тимуровцев охватывает и помощь бездомным животным.

Численность волонтеров растет с каждым годом. Отрадно, что в их ряды вступают школьники, осознавая, как важна помощь детей пожилым людям.

Ребенок, пополнивший ряды волонтеров, начинает смотреть на окружающий мир другими глазами. Его жизнь наполняется общением с единомышленниками, а сердце излучает доброту и оптимизм. Такие дети становятся более адаптированными в современном мире, учатся преодолевать препятствия, разрешать сложные проблемы. Они являются участниками реальной жизни, а не выдуманной виртуальной.

В современном обществе тимуровское движение не такое обширное, каким оно было во времена А. П. Гайдара. Но уже то, что это гражданско-патриотическое направление возрождается, говорит о моральном оздоровлении молодого поколения. Помощь детей пожилым людям сейчас как никогда кстати. Тимуровцы встречаются с ветеранами боевых действий, оказывают разностороннюю поддержку престарелым людям.

В школьных коллективах дети с интересом изучают творчество А. П. Гайдара. Юные тимуровцы стараются быть похожими на своих сверстников XX века. Их сердца наполняются тем же благородством, любовью к Родине, патриотизмом. Порывы детей направлены на помощь ветеранам, пожилым людям и тем, чьи возможности ограничены.

Изучив все идеи и принципы тимуровского движения, они разрабатывают новые векторы деятельности: берут шефство над домами престарелых, оберегают природу, поддерживают порядок на улицах родного города или поселка, оказывают помощь младшим школьникам, опекают одиноких стариков.

Основная концепция деятельности российских тимуровцев – любовь к ближнему, к Родине, ко всему живому.

Без формирования в душах наших детей принципов гуманизма, милосердия и сострадания невозможно дальнейшее развитие современного общества. Добро и порядочность, совесть и толерантность, нравственность и патриотизм – это те качества, которые должны быть присущи гражданам России.

Каково будущее нашей страны? На этот вопрос могут ответить только родители подрастающего поколения. Все начинается с семьи. А семья – это, прежде всего, связь поколений, которая основана на поддержке и помощи детей пожилым людям.

В семье протоиерея Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 15 внуков. Отец Александр - настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, кроме того, он работает в секторе МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными органами, читает лекции в академии МВД, а также руководит работой портала «Православие и мир» - одного из крупнейших православных сайтов. Мы попросили отца Александра рассказать о проблеме взаимоотношений отцов и детей.

Отец Александр, расскажите пожалуйста, что такое почтение к старшим и как оно воспитывалось в прежние времена?

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

Папочка, а можно, я в церковь пойду? - спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

Нет, доченька, нельзя.

А почему, папочка?

А ты сегодня по улице шла?

Шла, папочка.

Старушку видела?

А ты ей в пояс поклонилась?

Нет, папочка.

А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя «качать права», говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. Уничтожено крестьянство, которому нет сейчас даже названия в русском языке, остались сельские жители, но это не крестьяне. В городах - деградация. Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

К сожаланию, такое воспитание - прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

- «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать - ничего страшного - нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость - норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

- Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло - плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь - воспитателя из тебя не получится.

- Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о настому, Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность - это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище - это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это - не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники - это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

- А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

Это значит, что каждый человек - личность, сотворенная по образу и подобию Божиему, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

Последний вопрос о взрослых детях, что делать, если родители слишком настойчиво и требовательно вмешиваются в жизнь уже выросших детей?

Такие проблемы особенно отчетливы в тех семьях, где один ребенок и все внимание, все силы сосредоточены на нем. Конечно и в многодетных семьях могут возникнуть такие проблемы, многодетность - это не панацея от проблем, но конечно, такие проблемы преимущественно свойственны маленьким семьям. Инфантильность и эгоизм родителей, родивших одного ребенка, его собственный эгоизм - это то, с чем ребенок может не справиться. Если молодая семья живет вместе со старшими, то это обстоятельство, подчас, способствует возникновению конфликтов, которые нередко приводят к распаду еще не окрепшей семьи. Поэтому нужно всеми силами стремиться разъехаться. В этом не проявится никакого непочтения к родителям, которых обязательно нужно общаться и навещать, но жить молодой семье надо отдельно. На Руси молодой семье ставили новую избу: собственно, изба и приспособлена для жизни только одной семьи - это большая комната, несколько семей в ней едва ли смогут жить. В наше время жилищная проблема стоит очень остро, нужно искать возможности влиять на общественную жизнь, и законными способами добиваться, власти, содействовали решению жилищных проблем.

Беседовала Анна Данилова

Воспитание уважения к старшим

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

Белинский В. Г.

В какой атмосфере будет жить ребёнок, как будут чувствовать (а не говорить) его родители или те, кто рядом, таким и будет ребёнок.

Уважение к взрослым никто не привьёт - ни школа, ни садик, ни соседи, только семейная атмосфера. -Сухомлинский В. А.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни - Коменский Я.

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. - Руссо Ж.-Ж.

Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе. - Сухомлинский В. А.

Уважение к. людям является общечеловеческой ценностью и входит в структуру личности как одно из ведущих нравственных качеств. Уважение к представителям старшего поколения, как это рассматривает этика, включает в себя благодарность и признательность нового поколения за те социальные блага, которыми оно пользуется. С точки зрения воспитания уважение к людям предполагает необходимость в поступках, действиях и высказываниях исходить не столько из собственных интересов и амбиций, сколько из стремления не затронуть сферу интересов и претензий другого человека. Уважительное отношение к близким людям, в число которых входят не только родители, но и другие члены семьи, кровные и сводные родственники, проживающие и не проживающие совместно с ребенком, - важное свойство нравственно совершенной личности. В семье, под руководством родителей, младший школьник должен научиться учитывать интересы окружающих его людей, проявлять посильную заботу о них. В.Е. Каган утверждает, что для мальчиков характерен процесс научения. Девочки же с возрастом, наоборот, "разучиваются" - начинают более спокойно относиться к переживаниям других людей. Что же касается уважительного и заботливого отношения к близким, в особенности к родителям, то оно включает в себя следующие признаки: послушание, помощь, сопереживание состояния близкого человека (эмпатия), доброжелательность.

В старое доброе время уважение к старшим воспитывалось очень последовательно, решительно и грамотно. Одна пожилая женщина рассказывала о том, как ее воспитывал отец:

Папочка, а можно, я в церковь пойду? – спрашивала она, тогда шестилетняя дочка.

Нет, доченька, нельзя.

А почему, папочка?

А ты сегодня по улице шла?

Шла, папочка.

Старушку видела?

Видела.

А ты ей в пояс поклонилась?

Нет, папочка.

А почему? Она перед тобой уже свою жизнь прожила, она тебе дорожку проложила, а ты ей не поклонилась. Нет, доченька, в церковь ты сегодня не заслужила пойти.

Обратите внимание, как мягко, доброжелательно и, вместе с тем, строго ей отвечает отец, и с каким почтением, не помышляя "качать права", говорит с ним его доченька. Вот так вот строго и одухотворенно воспитывали детей в крестьянских семьях, какое мы здесь видим удивительно уважительное и бережное отношение к ребенку!

Из других воспоминаний мы знаем, что отец мог и выпороть сына за то, что тот не поклонился старику. Авторитет старших поддерживался, но и сами старшие были такими, что их нельзя было не слушать и не уважать: это были люди с огромным жизненным, духовным и практическим опытом.

Сейчас семья разрушается, семья как основа народа уничтожена практически полностью. В городах - деградация.

Когда я был мальчишкой, было вполне естественно поднести пожилому человеку сумку, а сами пожилые люди обращались к молодым людям ласково: «сынок» или «доченька». Мы переживаем страшное разрушение нравственных устоев народной жизни, которое происходит из-за изменения миропонимания, утраты нравственных ценостей, потому что мы воспринимаем любую ерунду, вещаемую средствами массовой информации, поэтому нами так легко бывает управлять.

Возможно ли сейчас так воспитывать детей? С трудом представляется, что современные дети смогут так же осмысленно обсудить с родителями причину того, что им не разрешают пойти в храм…

К сожаланию, такое воспитание – прошлый век. Чтобы правильно воспитывать детей, нужно начать с воспитания взрослых. Сегодня часто можно увидеть, как ребеночек замахивается на мамочку. Это недопустимо, это нужно решительно и быстро пресечь! Не прекратив это, мать копит своему ребенку гнев на день гнева. В Священном Писании сказано не только «Чти отца и матерь и благо тебе будет», но и «Злословящий отца и матерь смертию да умрет». Если мамочка не пресекает такое поведение сразу, потому что у нее «такой ребеночек», значит, она сама подрывает свой авторитет в глазах ребенка, и не только свой, но и авторитет всех старших. Ребенок не виноват, он пока не понимает, что можно, а что нет, но родители должны сразу же твердо определить, что можно и что нельзя. Ребенка за такое нужно, образно говоря, в бараний рог скрутить, сделать так, чтобы он больше никогда такого не повторил.

- «Скрутить в бараний рог» значит, что ребенка надо отшлепать за такое поведение?

Нет, совсем не обязательно. Вспомните знаменитое произведение Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»: когда Карлсон прогонял грабителей, он приговаривал: «Я привидение дикое, но симпатичное! Сейчас я вас настигну, и нам всем будет весело!». Так и воспитатель должен себя вести, он должен быть добрым, веселым, но при этом он может быть и очень строгим. Ты ребеночка любишь всегда, даже когда сердишься, но такого поведения ты не допустишь. Твори, выдумывай, пробуй, добивайся, чтобы ребенок это уяснил.

Воспитание основано на постоянном повторении. Ребенок может не воспринять, может не запомнить, забыть, может устать – ничего страшного – нужно снова и снова повторить, стараясь это повторение сделать максимально эффективным. Может быть, талантливому педагогу и одного раза хватит, но нам надо быть готовыми, что повторять придется неоднократно.

Если хамский и грубый тон допустим в семье, то, значит, такая грубость – норма и для общества, поэтому и вырастает поколение людей, которое не имеет представления о том, как правильно и как неправильно себя вести. В какой-то мере это их беда, их так воспитали. Это хамство пронизывает всю нашу жизнь. Всем нам известна фраза «Я начальник, ты дурак». Ее произносят иногда серьезно, иногда в шутку. Эти слова демонстрируют пренебрежение элементарными правилами человеческого общения. Ведь в нормальном обществе, начальник должен тебя внимательно выслушать и, если ты прав, согласиться. Например, в русской армии военный совет начинали с младших офицеров, чтобы каждый, невзирая на мнение старших, мог свободно выразить свое мнение, а начальник говорил последним, выслушав всех, и его решение все воспринимали как окончательное. Великий русский юрист и правовед, Анатолий Федорович Кони, писал, что глупый от умного отличается не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте. Если некто, занимая какой-то пост, искренне считает, что он всегда прав, то он не начальник, а просто самодур.

Взаимоотношения со старшими братьями и сестрами ведь тоже закладывают основы отношения к старшим?

Безусловно. Младшие должны помогать старшим, а пока они еще маленькие, слушаться старших братьев или сестер. И в нашей семье мы стараемся поступать по Лермонтову. Помните, в «Песни… про купца Калашникова» есть такие строки: «Ты нам старший брат, нам второй отец». Старшего брата, надо слушать в отсутствие отца: при папе воспитывать его детей совершенно недопустимо! Безусловно, это относится и к матери.

Конечно, не надо старших братьев и сестер идеализировать, нам в семье, например, приходилось очень решительно бороться против дедовщины. Но авторитет старших детей, если он направлен в нужное русло, конечно, надо поддерживать.

Ребенок растет, становится подростком. Меняются жизненные ориентиры, меняется отношение к родителям. Неизбежна ли переоценка ценностей в подростковом возрасте?

Это совсем не обязательно, в нашей семье не все через это проходили, у девочек этот период более незаметный, чем у мальчиков. Многое зависит от характера и воспитания. Если родители с самого начала растили детей в разумной строгости, интересно, разносторонне, то, скорее всего, в трудный переходный возраст ребенок не будет обособляться, мнение родителей и их авторитет будут значительными, несмотря на такую серьезную мировоззренческую, и физическую перестройку, происходящую в ребенке.

Жизнь ребенка должна быть наполненной и трудной: если ему легко учиться, можно перевести в более сильную школу, отдать в кружок, в спортивную секцию. Многие сложности и беды, связанные с воспитанием детей начинаются, когда ребенок не может заставить себя заниматься чем-то серьезным, занимается ерундой, становится неуправляемым. Если найти то, что ему самому интересно, если ребенка увлечь, если детей учить чему-то важному и содержательному, то дети будут это воспринимать. Но для этого взрослые должны проводить сами над собой сложную напряженную работу, советоваться, читать книги о воспитании, искать то, чем можно увлечь ребенка.

Если время воспитания упущено, то нужно помнить: нет ничего непоправимого. Если человека испортили неправильным воспитанием, то воспитанием же его можно и исправить. Но если родители не научили своего ребенка почтительно относиться к старшим, значит, они позволяли себе не уважать окружающих и самих себя. Значит, начинать нужно с того, что внимательно и критически посмотреть на свой стереотип поведения и понять свои же ошибки. Если требовать от самих себя глубокого уважения к окружающим, то на примере родителей и дети будут учиться такому отношению, постепенно перестраивая свое привычное поведение.

Среди распространенных недостатков - излишняя мягкотелость. Воспитатель должен быть твердым, добрым, веселым, но в то же время спокойным, упорным, твердым. Можно привести классическое сравнение: у воспитателя должна быть железная рука в бархатной перчатке. Для этого ты должен твердо знать, чего хочешь, что хорошо, а что плохо. Зло нужно побеждать добром. Если подросток ведет себя по-хамски, нужно побеждать такое поведение активным мудрым добром. Различать добро и зло – плод духовных усилий. Если ты этого не знаешь – воспитателя из тебя не получится.

Батюшка, а к чему же может привести такое неуважение к старшим, которые мы сегодня видим повсеместно?

Оно уже привело к тому, что современная молодежь стала источником агрессии: страшно вечером и выйти на улицу. Утрачена чистота нравов, человек сам себе господин и хозяин, он живет, относясь к жизни потребительски. Почтительным уважением к старшим, причем не только к родителям, мы воздаем долг благодарности их жизненному подвигу, их труду и заботе о настому, Но, если мы считаем, что заслужили это как некий дар, который можно принять готовым, то это означает проявить неблагодарность. Значит, и к нам в свое время будут относиться неблагодарно. Неблагодарность - это такой негативный заряд, который приводит к тому, что от жизни будет уже нечего ждать, и зло умножится, а доброе будет теряться перед таким напором зла.

Приведу такой пример: в Государственном историческом музее есть один интересный экспонат: модель железнодорожной станции, которую сделали ученики реального училища в подарок Государю Императору Николаю II ко дню коронации. Представьте себе: реальное училище – это современное ПТУ. Могут ли современные учащиеся ПТУ сделать не просто удивительной красоты модель, но такую тонкую, филигранную музейную работу? Утрата нравственных ценностей сказывается на всем, даже на мастерстве.

Отец Александр, а верно ли, что забвение, небрежность и невнимание к истории во многом способствует развитию такого хамски-циничного отношения к старшим? Знакомые рассказывали леденящую кровь историю, о том, как ветерана Великой Отечественной войны обокрали: поскольку брать в доме было нечего, воры унесли только парадный пиджак старика, на котором были прикреплены все его боевые награды. Как он пережил это – не знаю, знаем только, что на Парад Победы на 9 мая он не пошел: стыдно перед однополчанами было без боевых наград появиться. Это уже не просто неуважение, это словно надругательство над всей нашей историей…

Связь здесь прямая: историческая память выбита прочно, а этот провал не заполнен ничем. Недавно на лекциях в военном училище я спросил первокурсников, кто были современниками: Александр Невский, Батый или Дмитрий Донской. Один курсант робко ответил, что, наверное, Батый и Дмитрий Донской. Остальные промолчали. Это говорит о качестве образования в нашей средней школе, ведь первокурсники – это вчерашние школьники. Школа должна прививать гордость за свою историю, а сейчас в головах у школьников черная дыра, в которой витают отдельные разрозненные мифы.

Воспитание же на примерах исторических, на примерах доблести и отваги прошлого способно сформировать твердый характер и почтение к старшим.

А что значит «отцы, не раздражайте детей ваших!»?

Это значит, что каждый человек – личность, поэтому в человеке, независимо от его возраста, нужно уважать личность. Ты можешь быть строгим, но если ты относишься с уважением, то ты не будешь провоцировать воспитанника, будешь стараться всеми силами его не раздражать, ведь и самые неприятные вещи можно говорить с уважением.

В первую очередь надо уважать своего ребенка, а то как же он узнает что такое уважение. Только личным примером. Уважайте своих детей и они будут уважать вас. Развивайте в них Эмоциональный интеллект.

А ведь уважение к детям - краеугольный камень воспитания вообще. Если дети не видели уважения к себе, то они не могут понять что такое уважение вообще и вместо уважения они впитывают страх, который передают своим детям. А ведь уважение к детям - это единственное уважение, которое должно быть безусловным. Детей надо уважать просто потому, что они дети.

Во-первых они ещё не успели совершить заслуживающих уважения дел, а во-вторых если дети не заслуживают уважения, то надо неуважать их родителей и воспитателей - значит их так воспитали - не поняв, не полюбив, не уважая.


«Старших надо уважать, старшим надо помогать». Так говорят многие, но конкретно ничего не делают, ограничиваясь лишь разговорами. В празднование международного дня волонтеров молодогвардейцами Бурятии был проведен комплекс мероприятий.

Сначала молодогвардейцы оказали адресную помощь инвалиду-колясочнику Дариме Дымчиковой, лидеру общества молодых инвалидов Бурятии «Гэрэл». Ребята сделали влажную уборку в доме Даримы, прибили гардину и проводили ее на занятия до института.

Еще одну тщательную уборку молодогвардейцы провели на территории возле памятника Гэсэр, где давным-давно никто не убирался и не убирался бы, возможно, еще столько же...

Другая минигруппа молодогвардейцев в течение дня помогала людям пожилого возраста и ветеранам в таких элементарных вещах, как поход в магазин за продуктами (был выбран известный в городе социальный магазин) и переход через оживленную автомобильную дорогу.

Бабушкам и дедушкам такая инициатива очень приглянулась, ведь немногие могут обойтись своими силами, а просить кого-либо зачастую бывает неудобно.

Без сомнения можно сказать, что день удался, все намеченные планы осуществились,

и самое главное получили «кучу» положительных эмоций (особенно от бабушек и дедушек) и теплых пожеланий, которые были направлены в сторону ребят из «Молодой Гвардии». И, конечно же, не обошлось без пожеланий, что проводить такие мероприятия нужно как можно чаще!...

Как бы ни были склонны представители молодого поколения отрицать заслуги старших, нельзя не признать, что именно предыдущее поколение создает базу для последующих. Это и материальные ценности, и культурная среда, и традиции, сохраненные и приумноженные представителями старшего поколения.

Бывает, что дети недовольны достижениями своих родителей и склонны укорять их за то, что те не там и не так работали, не смогли достичь того уровня жизни, которого считают себя достойными дети. Но это неправомерно! Старшие поколения прожили свою жизнь так, как считали нужным и возможным, предоставили своим детям определенную «стартовую площадку» для развития, обучения, формирования характера и других личностных качеств.

Даже если молодой человек в раннем возрасте способен зарабатывать больше, чем его отец или мать, то возможности для этого в немалой степени были предоставлены ему родителями, а это достойно уважения.

Точно так же несправедливы и высказывания молодых в предыдущих поколений по поводу сложившегося социального строя, экономического и политического положения страны в целом. Старшее поколение действовало как могло в предложенных исторических обстоятельствах, а без их усилий не было бы «отправной точки» для деятельности поколений последующих. И за это стоит уважать людей, родившихся на 20, 40 и более лет раньше!

Опыт

Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а глупые – на своих. Нравоучения и наставления, от которых склонна отмахиваться молодежь, чаще всего не что иное, как попытка старшего поколения передать свой жизненный опыт детям.

Да, реалии их жизни во многом отличались от нынешних, а сейчас наступили «другие времена», но человеческая природа за тысячелетия изменилась очень мало. Так почему бы не прислушаться к выводам, сделанным отцами и матерями, бабушками и дедушками на основе их личного жизненного опыта? Ведь как бы ни изменились реалии жизни, любовь остается любовью, а вражда – враждой. Человеком движут все те же слабости, страсти и устремления, что и много лет назад: каждому хочется стабильности, любви и покоя.

Люди, прожившие несколько десятков лет, уже умеют распознавать признаки, по которым легко могут определить измену и предательство, отличить истинные чувства от лицемерия. Они на собственном опыте убедились, к чему может привести та или иная последовательность действий. Поэтому молодым, возможно, и не стоит с такой настойчивостью стремиться набивать собственные шишки. Ведь можно постараться избежать неприятностей, проявив уважение и внимание к опыту предыдущих поколений.