Мифы илиада. «Сюжеты и герои античных мифов

Когда мы говорим о Древней Греции, мы в первую очередь вспоминаем Гомера и его великие поэмы «Илиаду» и «Одиссею». В первой говорится о военном походе ахейцев (одно из основных древнегреческих племён) на Трою (город на полуострове Малая Азия), во второй о возвращении домой одного из участников похода Одиссея, царя Итаки. Эти поэмы были знакомы всем жителям Эллады. Уже в VI веке от Рождества Христова в Афинах были приняты регулярные исполнения поэм Гомера.

В Средние века было мало людей, которые знали древнегреческий язык и могли читать эти поэмы. В эпоху Возрождения в Европе стала особенно популярной античная мифология, но к поэмам Гомера стали относиться как к сказкам. Постепенно их красота и выразительность привлекали к себе сердца людей. Друг А. С. Пушкина Н. Гнедич перевел на русский язык «Илиаду». Он писал: «Творение Гомера есть превосходнейшая энциклопедия древности». Многие поэты использовали образы Гомера для создания своих стихотворений.

Какой древний поэт написал Илиаду и Одиссею?

Вопрос относительно того, какой древний поэт написал Илиаду и Одиссею, имеет исторический характер, ведь данные произведения являются не только первыми памятниками древнегреческой литературы, но и первыми в литературе Европы.

Какой древний поэт написал Илиаду и Одиссею? Кому было под силу создать такие грандиозные произведения? Они содержат в себе достаточно большое количество различных сказаний, претендующих на исторические. Более того, эти произведения достаточно большого размера, что ставит под сомнение авторство одного и того же человека.

Тем не менее общепризнанным ответом на вопрос: Какой древний поэт написал Илиаду и Одиссею? - является утверждение, что автор - Гомер, который был слеп от рождения.

Если предположить, что эти два произведения написаны одним автором, то он писал основываясь на многовековом народном творчестве. Современная наука увидела в этих произведениях отражение различных периодов исторического развития греческой культуры.

Илиаду и Одиссею впервые записали во второй половине VI века до нашей эры. Однако материал для поэм был создан еще раньше, по меньшей мере за три века до первой записи, потому как в гомеровских поэмах отражаются еще более ранние периоды греческой культуры. Именно поэтому среди историков и лингвистов часто возникают споры на тему, какой древний поэт написал Илиаду и Одиссею. Но древнегреческая история, кроме Гомера, не выделяет столь же выдающихся и гениальных мастеров литературного слова. Поэтому считается, что записал поэмы все-таки Гомер. Не являясь свидетелем описываемых исторических событий, он описывал их основываясь на существующих сказаниях и мифах.

В основу сюжета гомеровской поэмы Илиада заложены разные события троянской войны. Греки на протяжении достаточно долгого времени вели войну в Малой Азии. Но именно период войны с Троей стал занимать особое место в сердцах древних греков. Трое стали посвящать множество различных литературных произведений.

На протяжении довольно долгого времени события, описываемые в поэмах Гомера, считали просто вымыслом, красочными мифами и легендами, которые облекли в волшебные стихи, не обладающие совершенно никакой реальной основой.

“Илиада” и “Одиссея”

Ранним утром, когда на небо взлетела богиня зари Эос и алым светом загорелся восток, Зевс-громовержец, собрав богов на светлом Олимпе, сказал им: — Выслушайте меня, бессмертные боги! Пусть никто из вас не осмеливается сегодня сходить с высокого Олимпа на помощь либо грекам, либо троянцам. Ослушника же я низвергну в глубочайшую бездну Тартара, чтобы знал он, насколько я сильнее богов бессмертных. Если хотите изведать мою силу, то возьмите цепь золотую, спустите ее до земли и попробуйте стащить меня с Олимпа. Я же возьму эту цепь и подыму ею всю землю с морями. Поразила страхом богов грозная речь Зевса. Ответила Зевсу богиня Афина: — О великий громовержец, знаем все мы, что беспредельна твоя сила, но все мы скорбим о греках. Неужели обречены они на гибель? — Дочь моя, —ответил Зевс, — не намерен я погубить всех греков. Сказав это, запряг Зевс в колесницу златогривых коней, взял в руки золотой бич и, одетый в златые одежды, встал на колесницу. Быстро погнал он коней, и помчались они меж землей и небом на высокую Иду. Там сел Зевс на самой вершине и стал смотреть, как готовятся к битве греки и граждане Трои. Выступили войска в поле и быстро сошлись. Опять началась ужасная битва. Настал полдень. Зевс взял золотые весы и взвесил на них жребий троянцев и греков. До неба поднялся жребий троянцев, суля им удачу, жребий же греков опустился до самой земли, гибелью грозя многим из них. Грянул гром великого Зевса с Иды, и бросил он сверкающую молнию в войско греков. Ужас объял воинов. В поле остался лишь Нестор. Один из его коней был ранен стрелой Париса и взвился на дыбы. Напрасно старался Нестор обрезать упряжь коня, это ему не удалось. Приближался уже к нему Гектор на своей колеснице. Погиб бы старец Нестор, но подоспел к нему на помощь Диомед. Он призывал и Одиссея на помощь, но не услыхал Одиссей его призыва. Взял Нестора к себе в колесницу.

Источники: lib.rus.ec, www.myshared.ru, fb.ru, 5ballov.qip.ru, tululu.org

Гелиос – бог солнца

Легенды о городе Ис.Часть2

Фетида

Книга Еноха о тайне исполинов – ангелы падшие с Небес

Российский проект базы на Луне

Специалистами Роскосмоса был запущен проект по обоснованию возможности строительства на Луне обитаемой базы, сообщает агентство Интерфакс. Сведения были представлены академиком...

Сигналы SOS с Титаника

Да есть такое, что через каждые шесть лет якобы с Титаника подаётся сигнал СОС, но человек который этим занимался серьёзно в...

Гора Тахтали в Анталии

Часто описываемый, как космополитический, регион Анталия на средиземноморском побережье Турции может похвастаться многочисленными песчаными пляжами и местами с неописуемой природной красотой. Также...

Можно ли заработать на Форекс

Можно ли заработать на Форекс и как это сделать? Основной вопрос, который интересует новичка, собирающегося вложить некую сумму денег в заработок...

Лунар орбитер-4

Лунар орбитер-4 — автоматическая межпланетная станция НАСА. искусственный спутник Луны, запущенный в рамках программы «Лунар орбитер» с целью составить карту...

Ещё в конце XIX века эпическая поэма Гомера «Илиада» считалась поэтическим вымыслом, творчеством народной фантазии. «Илиаду» учили в школах, цитировали, восхищались ею, как художественным произведением глубокой старины, как литературным памятником древней культуры. Признать же, что в «Илиаде» описаны действительно бывшие исторические события, никто не решался. Но вот появился немецкий любитель-археолог Генрих Шлиман, прославивший своё имя раскопками на месте древней Трои, Микен и Тиринфа, описанных Гомером. Раскопки Шлимана в 70-х и 80-х годах прошлого века неожиданно пролили свет на героическую эпоху, описанную Гомером. Шлиман нашёл легендарную Трою, открыл древнюю эгейскую культуру, о которой до тех пор историки ничего не знали, и своим открытием продвинул знание истории вглубь ещё почти на тысячу лет.

Генрих Шлиман был сыном бедного протестантского пастора. Однажды в детстве он получил от отца в подарок книгу «Всемирная история для детей», где, между прочим, была изображена объятая пламенем легендарная Троя, описанная Гомером. Мальчик тут же поверил, что Троя действительно существовала, что её громадные стены не могли быть окончательно разрушены, что они, наверное, скрыты под горами земли и мусора, нанесёнными столетиями. И он решил, что впоследствии, когда станет взрослым, непременно найдёт и откопает Трою.

Но семья Генриха обеднела, мальчику пришлось бросить школу и поступить на работу в мелочную лавку, где он проводил целые дни. Вскоре он заболел туберкулёзом, не смог работать, однако мечта о Трое не покидала его. Мальчик ушёл пешком в Гамбург, чтобы снова поступить на работу, и нанялся юнгой на корабль, который отплывал в Америку. В Немецком море во время сильного шторма корабль потерпел крушение, и Шлиман едва спасся от гибели. Он очутился в Голландии, в чужой стране, без всяких средств к существованию. Однако нашлись добрые люди, которые поддержали его и устроили на работу в одной из торговых контор.

По вечерам в свободные часы Шлиман занимался изучением иностранных языков, на что тратил половину своего заработка. Жил он на чердаке, питался скудно, однако упорно изучал языки, в том числе и русский.

В 1846 году Шлиман переехал в Петербург в качестве агента торгового дома, а вскоре стал вести самостоятельную торговлю. Ему повезло; он смог накопить деньги и к 1860 году был уже настолько богат, что ликвидировал дело и решил, наконец, осуществить лелеемую им с детства мечту - начать поиски Трои. В 1868 году Шлиман отправился в Малую Азию к побережью Мраморного моря. Руководствуясь только указаниями «Илиады», он начал раскопки на холме Гиссарлык, в нескольких километрах от Геллеспонта, в северо-западном углу Малой Азии.

Само название холма подсказывало, что рыть надо именно здесь. Гиссарлык означает по-турецки «место развалин». Да и местность очень походила на ту, где, по описанию «Илиады», находилась Троя: на востоке гора, на западе река, вдали виднелось море.

Шлиман начал раскопки в 1871 году на собственные средства. Помощницей была его жена-гречанка, которая также верила описаниям Гомера. Энергия, увлечение и бесконечное терпение, которые обнаружили Шлиман и его жена при раскопках, достойны удивления: они мирились со всеми неудобствами походной жизни, переносили всевозможные трудности, терпели и стужу и зной. Сквозь деревянные щели домика, построенного Шлиманом, продувал такой резкий ветер, что нельзя было зажечь керосиновую лампу; зимой холод в комнатах достигал четырёх градусов, иногда даже замерзала вода. Днём всё это было сносно, потому что они были всё время в движении на воздухе, но вечером, как говорил Шлиман, - «кроме нашего одушевления к великому делу открытия Трои, мы не имели ничего, что согревало бы нас!»

Троя не легенда, а действительность

Как теперь установлено, на холме Гиссарлык было девять городов или поселений, последовательно возникавших один на месте другого. Чем выше был слой, тем моложе - поселение. Самый верхний город был построен в начале нашей эры. Перед Шлиманом стоял вопрос: как глубоко надо рыть, чтобы достигнуть Трои Гомера?

В «Илиаде» сказано, что Троя сгорела, и Шлиман вскрывал один слой за другим, забираясь всё глубже, но не находил никаких следов пожара. Наконец он добрался до небольшого поселения, окружённого невысокой стеной, где было много обгорелых предметов. Шлиман решил, что это гомеровская Троя. Но он, всю жизнь мечтавший об её открытии, ошибся. Это поселение скорее всего можно отнести к III тысячелетию до нашей эры. Видимо, Шлиман так спешил дорыть до сожжённого города, что по дороге не заметил подлинной Трои и разрушил её стены. Только после смерти Шлимана его сотрудником Дёрпфельдом были открыты уцелевшие древности вышележащего города, который относится к XVIII веку до нашей эры и который можно отождествить с Троей Гомера.

Во время раскопок Шлиман открыл большой клад, названный им «кладом Приама». Рабочие во время раскопок случайно натолкнулись на золотой предмет. Шлиман тотчас догадался, что тут близко скрывается важная находка, но он боялся, что рабочие могут похитить вещи. Чтобы спасти находку, он раньше обыкновенного приказал идти на обед, и, когда все ушли, он собственноручно, с опасностью для жизни - так как стена, под которой приходилось копать, ежеминутно грозила обрушиться - принялся за раскопки. И он действительно нашёл и сохранил для науки богатый клад, состоявший из медных, серебряных и золотых сосудов разной формы и величины. В одной вазе лежали две великолепные диадемы и множество, мелких золотых вещиц, головная повязка, немало серёг и браслетов, два кубка. В состав клада, кроме того, входило бронзовое оружие.

Разрез построек на Гиссарлыке: 1 - первоначальный холм; 2 - старинный город, принятый Шлиманом за Трою; 3 - гомеровская Троя, открытая Дёрпфельдом; 4 - греческий город времён начала нашей эры.

«Златообильные Микены»

В легендарной истории Греции Микены играют видную роль. По преданию, Микены воздвиг мифический герой Персей, причём строителями были мифические великаны-циклопы - с одним глазом на лбу. Все поэтические легенды греков говорят о былой славе, богатстве и могуществе Микен, а Гомер прямо называет Микены «златообильными». По преданию, Микены были центром сильного и богатого царства, которым правили могущественные владыки. Раскопки Шлимана всё это подтвердили.

Давно уже были известны развалины Микен: остатки стен, сложенных из колоссальных камней, с знаменитыми «Львиными воротами» и куполообразная могила, названная «Сокровищницей царя Атрея».

Шлиман начал свои раскопки на месте предполагавшегося акрополя, потому что в легендах говорится, что именно там были могилы микенских царей. Через несколько недель после того, как раздались первые удары заступа, внутри акрополя перед глазами Шлимана открылся целый мир новой, ещё неизвестной культуры. В могилах лежало до семнадцати погребённых тел, которые буквально были завалены драгоценностями. Тут были золотые маски, покрывавшие лица умерших, диадемы, нагрудники, перевязи, золотые бляхи, украшавшие одежду, перстни, браслеты, оружие, множество сосудов металлических и глиняных, изображения бычьих голов и разных животных, несколько золотых идолов, мечи с инкрустациями и золотые кубки с изображениями быков, птиц и рыб.

Один золотой кубок на высокой ножке был украшен двумя голубями. Рассматривая его, Шлиман вспомнил, что подобный сосуд описан у Гомера в «Илиаде»:

«Кубок поставила чудный, с собой привезённый Нелидом.
Весь золотыми гвоздями обитый, имел он четыре
Ручки; и около каждой из золота по две голубки
Словно бы зёрна клевали».

Находки Шлимана превзошли все ожидания. То, что раньше признавалось только поэтическим вымыслом, оказалось действительностью! Легенды о богатстве и могуществе Микен не только нашли себе полное подтверждение, но оказались даже слабее действительности.



Такими же значительными и интересными были раскопки Шлимана в Тиринфе - городе, названном Гомером «крепкостенным». По преданию, Тиринф был также сооружением циклопов. Возвысившись, Микены затмили его былую славу. Развалины Тиринфа представляли собой груды камней, ещё более колоссальных, чем в Микенах.

Тиринф, как и Микены, был построен на холме, вершина которого была обнесена толстыми крепостными стенами высотой в 20 метров. Они были сложены из каменных глыб весом от 3 до 13 тонн. Местами толщина стен доходила до 8 метров. В стенах была сеть галерей и камер со стрельчатыми сводами, служившими для складов провианта. В Тиринфском дворце, как и в Микенском, имелось центральное помещение, где происходили совещания царя со знатью и пышные пиры, Гомер называл его «палатой пиров». Затем имелась мужская половина помещений, женская половина, комната, служившая баней, пол которой состоял из цельной каменной плиты в 20 тонн весом. И здесь же были найдены глиняные трубы водопровода.

Без воодушевлённой веры в то, что описывал Гомер, Шлиман не сделал бы своих великих открытий! Он не мог бы совершить то, что совершил, не смог бы приподнять завесу над древнейшей историей! Он открыл перед нами новый горизонт, открыл ещё неизвестную эгейскую культуру только потому, что поверил в достоверность древних сказаний!

Поистине одно из самых великих творений античности, эпическая поэма Гомера «Илиада», приводит в восторг учёных, ломающих голову над её загадками, и вселяет ужас в студентов, которых настигает участь близко познакомиться с этим культурным достоянием. Только избранные и особо упорные дочитывают её до конца. И тому есть простое объяснение — мало того, что с момента написания поэмы прошли тысячелетия, и стиль речи сильно изменился, вследствие чего современному читателю тяжело воспринимать язык произведения, так препятствий добавляют еще и гекзаметр, неимоверные описания и резкие смены действия. Благодаря этому провести сюжетную линию или понять кто на чьей стороне довольно сложно. Но возможно! Поэтому попробуем разобраться в одном из самых интересных аспектов поэмы — мифологическом. Что и кто за этим стоит, и чью сторону принимает в троянской войне.

Даже те люди, которые не имеют никакого представления, что существует «Илиада», так или иначе, знают о мифах Древней Греции. И в гомеровскую поэму вошли мифы так называемого «Троянского цикла». В древности греки верили, что на все их земные дела, на жизни каждого человека влияют боги. Поэтому они их почитали, приносили им жертвы, строили храмы. Так что не удивительно, что в повествование, повествующее об историческом сражении ахейцев (греков) и илионцев (троянцев) вплетены боги, то помогающие, то вредящие воинам.Троянское сражение не оставило равнодушными многих богов.

Роль Фетиды

В первую очередь, стоит сказать о морской нимфе Фетиде — матери Ахиллеса, которая была, в частности, на стороне своего сына – ахейца. Она взяла с могучего Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения до тех пор, пока не возместят её сыночку полный моральный ущерб за причинённую обиду (речь идёт о ссоре Агамемнона и Ахиллеса из-за пленниц Хрисеиды и Брисеиды, после которой Ахилл отказывается продолжать сражаться вместе).

Зевс в борьбе с перенаселением Земли

Конечно же, большой вклад в троянскую войну внёс верховный бог Зевс, который в целом занимает нейтральную позицию. Его целью было помочь отягощённой большим населением Земле (которая попросила его уменьшить количество людей), поэтому, думаю, кого убирать, ему было всё равно, главное уложиться в нормативы. Но так как Фетиде он тоже дал обещание — подпортить жизнь ахейцам за её оскорблённого сына, громовержец убивает сразу двух зайцев. Поэтому в большей степени он помогает троянцам, а другим богам вмешиваться в войну запрещает. К его «заслугам» можно приписать несколько особо значимых моментов:

  • По велению громовержца Сон ночью внушает Агамемнону, что он сможет справиться с Троей и без Ахиллеса, вследствие чего он принимает решение снова отправить свою ослабевшую армию на сражение.
  • Когда Гектор ранен и падает духом, Зевс отправляет ему на помощь Аполлона, чтобы тот наделил его силой и храбростью сражаться дальше.
  • Отправляет Эриду (богиня раздора и хаоса) на корабль Одиссея, чтобы она своим криком вдохнула в ахейцев смелость и желание воевать дальше.
  • С Иридой (богиня радуги и вестница Олимпа) отправляет Гектору послание, чтобы он не вступал в битву, а лишь вдохновлял свои войска до тех пор, пока не будет ранен Агамемнон.
  • Зевс предрешает исход войны с помощью золотых весов, на которые бросает жребий смерти. Исход – троянцам суждено проиграть эту войну, Гектору – погибнуть.
  • Несмотря на то, что Зевс изображён великим, блистающим и могучим богом, которому, казалось бы, всё подвластно, на деле он оказывается не таким уж и всемогущим. Временами в его действиях проскальзывают сомнения, импульсивность или же даже нелогичность. Он не может уследить даже за тем, что происходит на Олимпе в его отсутствие, и, даже зная коварство своей супруги, всё равно ведётся на её обман.

    Гера и ее вклад в судьбу Илиона

    Прекрасная супруга громовержца Гера не хочет просто наблюдать, как ахейцы претерпевают неудачи одну за другой, потому что с некоторых пор троянцев она не жалует (Парис присудил золотое яблоко в споре трёх богинь Афродите, а не ей, что сильно задело её самолюбие). В отличие от других богов, она не появляется во время битвы, но неизменно пользуется своим проверенным оружием – хитростью, обманом и красотой. Чтобы позволить ахейцам победить, она строит коварный план – очаровать, соблазнить и, наконец, усыпить Зевса, наблюдающего за сражением с высокой горы Иды. Для этого она заручается поддержкой Посейдона, который вступает в битву на стороне ахейцев, обманом одалживает у Афродиты волшебный пояс обольщения и уговаривает Сон усыпить Зевса. На некоторое время это помогает ахейцам, но лишь до тех пор, пока проснувшийся от сладкого сна Зевс снова не возьмёт ситуацию в свои руки.

    Страх и ненависть Афины

    Богиня мудрости и справедливой войны Афина по той же причине, что и Гера, сражается на стороне ахейцев. Среди них она особо выделяет Одиссея и Ахиллеса, ради победы которых она принимает далеко не самые справедливые меры. Некоторые из них выглядят мелочно и подло:

    • Во время одной из битв она позволяет себе напасть на Арея и Афродиту, вдобавок выкинув в их сторону парочку оскорблений.
    • Останавливает Ахиллеса, когда тот хочет убить Агамемнона после той судьбоносной ссоры из-за пленниц.
    • Подстрекает Пандара выстрелить в Менелая из лука, когда стороны были готовы разойтись. Это развязало войну дальше.
    • Периодически помогает Диомеду, то и дело излечивая его, впридачу дав своё божественное разрешение ранить Афродиту на поле боя, что он, собственно говоря, и делает, при этом Арею тоже от него достаётся.
    • Переодически помогает хитроумному Одиссею.
    • Спасает Ахилла от копья Гектора.
    • А потом тому же Ахиллесу помогает убить Гектора.
    • Афродита на тропе войны

      Казалось бы, что делать на войне богине красоты и любви – прекрасной Афродите. Но и для неё нашлось там место — на стороне илионцев. Во время решающего поединка между Менелаем и Парисом, видя, как её любимец проигрывает, она уносит Париса с поля боя, как бы иронично это ни звучало – прямо в спальню, где они с Еленой, как ни в чём не бывало, предадутся любви. На то она и Афродита.

      Как истинная любящая мать она спасает своего сына Энея, получившего рану от Диомеда, попросив Аполлона перенести его с места сражения. Тогда же вдохновлённый Афиной Диомед ранит и её.

      Аполлон послал даже моровую язву

      Всем известно, что бог музыки и искусства Аполлон прекрасно стреляет из лука, и этим навыком он неоднократно воспользовался на поле боя, помогая воинам Трои. В самом начале поэмы, разгневанный бог с помощью стрел насылает на войско ахейцев моровую язву за причинённое его жрецу Хрису оскорбление (Агамемнон отказывался выдавать Хрису его дочь даже за выкуп).

      Особенно часто на поле боя он помогает своему любимцу Гектору, до тех пор, пока весы судьбы не нарекают ему гибель. Главную роль он сыграл в убийстве Гектором Патрокла, оставив ахейца в ужасе и практически безоружным.

      Посейдон хочет, но не может

      Верховный бог морей ведёт себя довольно неоднозначно, но его можно понять и простить! Всем сердцем он желает помочь ахейцам, но нервно ходит из угла в угол и никак не может выбрать между своей гордостью божественного масштаба, которая подсказывает ему быть чуточку решительнее и вмешаться в битву, и благоразумием, которого у него тоже достаточно, чтобы не нарваться на божественный гнев старшего брата Зевса. Ещё и эта Гера мутит воду – иди, говорит, помоги ахейцам, сколько жертв и даров они тебе преподнесли, как ты можешь в стороне оставаться! На что повелитель морей раздраженно отвечает, что пусть никто из бессмертных даже не думает перечить верховному богу Зевсу, сказал не вмешиваться – не вмешиваемся! Сел опечаленный в сторонку, смотрит на сражение, видит, как гибнут доблестные ахейцы и тут как вскипит! Чем же он хуже Зевса?! Тем, что немного позже родился, или тем, что ему жребий выпал морем управлять?! Так и порешил Посейдон, что имеет право на роль верховного бога не меньше, чем громовержец, да и не может ему никто запрещать самостоятельно принимать решения! Вот с такими приятными мыслями морской бунтарь отправился поднимать совсем упавший дух ахейцев, так же, как только что поднял свой. В виде сметного ходил он меж ахейцев, и неоднократно своими пафосными речами помог им взять преимущество над троянцами. Но тут просыпается обманутый своей ненаглядной женой Зевс, и присылает Посейдону весть – выходи из битвы или будешь биться со мной! Мятежный дух и чувство собственного достоинства ещё не покинули морского повелителя, и он чуть было не нарывается на божественный гнев, выкрикивая, что пусть с таким пылом Зевс своих детей учит, что им делать, а что нет, но Ирида взывает к его благоразумию. Посейдон, покорившись, уходит восвояси, напоследок обиженно кидая угрозу, что если Зевс не позволит потом разрушить Трою, наживет себе врага в лице бессмертного морского бога. Последнее слово осталось за Посейдоном, маленькая, но победа!

      Марс: он — не он, когда голоден

      Несмотря на то, что бог войны — самый импульсивный, буйный и кровожадный, в «Илиаде» его образ настолько жалок, что даже смешон. Он походит на глуповатого увальня, который получает тумаки то с одной стороны, то с другой, а не на величественного бога и непобедимого воина. Он всячески помогает троянцам и поднимает в них воинственный дух. Но то он от Афины синяков наполучает, то от какого-то простого смертного Диомеда ранение. И главное, плачется об этом недоразумении отцу своему Зевсу, а тот только раздражается на него.

      Сходство античных богов с людьми в поэме Гомера поразительно: они так же подвержены страстям, могут быть жестокими, коварными, мстительными и жалкими или же великодушными и добрыми. Они веселятся на пирах, плетут интриги, ссорятся друг с другом из-за мелочей, совершают ошибки. Имеют свои слабости, привязанности и индивидуальность. Одним словом, они ничем не лучше людей, а в некоторой степени даже хуже. От вечной скуки их спасают только люди, с судьбами которых они играют. Возвысив себя над миром, они жаждут лишь поклонения и подчинения их воле, внутри них пустота, которую невозможно заполнить, а потому им часто всё равно, сколько людей погибнут от их рук. И несмотря ни на что, они остаются богами – имеют сверхъестественные силы, красоту и вечную жизнь.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

2) «Илиада»

Действие «Илиады» (т. е. поэмы об Илионе) отнесено к 10-му году Троянской войны, но ни причина войны, ни ход ее в поэме не излагаются. Сказание в целом и основные действующие фигуры предполагаются уже известными слушателю; содержанием поэмы является лишь один эпизод, в пределах которого сконцентрирован огромный материал сказаний и выведено большое количество греческих и троянских героев. «Илиада» состоит из 15 700 стихов, которые впоследствии были разбиты античными учеными на 24 книги, по числу букв греческого алфавита. Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.

Ахилл (Ахиллес), сын фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды, храбрейший из ахейских витязей, является центральной фигурой «Илиады». Он «кратковечен», ему суждена великая слава и скорая смерть. Ахилл изображен настолько могучим героем, что троянцы не смеют выйти из стен города, пока он участвует в войне; стоит ему появиться, как все прочие герои становятся ненужными. «Гнев» Ахилла, его отказ участвовать в военных действиях, служит, таким образом, организующим моментом для всего хода действия поэмы, так как лишь бездействие Ахилла позволяет развернуть картину боев и показать весь блеск греческих и троянских витязей.

«Илиада» открывается экспозицией (т. е. показом обстановки и исходных событий) «гнева». Верховный вождь ахейцев Агамемнон грубо отказал жрецу Аполлона Хрису, явившемуся в ахейокий лагерь с выкупом за дочь, взятую в плен при разорении соседних местностей и отданную в качестве добычи Агамемнону. Огорченный жрец обратился к своему богу с молитвой, текст которой был приведен выше.

И внял Аполлон сребролукий: Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом, Лук за плечами неся и колчан со стрелами закрытый; Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный. Сев наконец пред судами, пернатую быструю мечет; Страшный звон издает среброблещущий лук Аполлонов. В самом начале на месков напал он и псов празднобродных; После постиг и народ, смертоносными прыща стрелами; Частые трупов костры непрестанно пылали по стану.

Кн. 1, ст. 43 - 52.

На войсковом собрании надменная властность Агамемнона сталкивается со вспыльчивостью Ахилла. Агамемнон соглашается вернуть дочь Хриса отцу, но взамен отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду. Оскорбленный Ахилл отмазывается от участия в сражениях:

Не был уже ни в советах, мужей украшающих славой. Не был ни в грозных боях; сокрушающий сердце печалью, Праздный сидел; но душою алкал он и брани и боя.

Кн. 1, ст. 490 - 492.

Завязка «Илиады» этим не ограничивается: действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила также и богов на два враждебных лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента. Однако мать Ахилла Фетида получает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не загладят обиду, нанесенную ее «кратковечному» сыну (кн. 1). Исполняя это обещание, Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам.

Тут разыгрывается своеобразная сцена «испытания» войска. Агамемнон произносит притворную речь, предлагая прекратить войну и вернуться домой. Народ немедленно бросается к кораблям, и «хитроумный» Одиссей лишь с трудом усмиряет волнение. При этом дано интересное изображение «оскорбителя царей» Ферсита, который призывает воинов вернуться домой и не тратить своих усилий на обогащение корыстного Агамемнона. На фоне общего благодушного отношения эпического поэта к его фигурам зарисовка Ферсита выделяется своим злобным, карикатурным характером. Уже имя Ферсита напоминает слово «наглец» (thersos - «наглость»); он наделен отвратительной наружностью и отличается непристойным поведением; выступление Ферсита, согласно «Илиаде», не является голосом масс и возбуждает у войска одно лишь негодование. Все радостно смеются, когда Одиссей усмиряет «ругателя буйного», ударив его скипетром «по хребту и плечам». Носителю протеста низов приданы черты фольклорной фигуры шута-урода, которого избивали, прогоняли или сбрасывали со скалы для «очищения» общины во время праздников плодородия. Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается вторая книга «Илиады».

Военные успехи троянцев, обещанные Зевсом, достигнуты ими ее, сразу. Ближайшие книги «Илиады» (3 - 7) рисуют боевые подвиги ахейских вождей и создают атмосферу обреченности Трои. Эта часть поэмы содержит ряд сцен, которые, начиная с эпохи Возрождения, вызывали восхищение европейской критики. Третья книга знакомит с виновниками войны - Парисом, Менелаем, Еленой. Красавец Парис «перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; .лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; условия единоборства: Елена останется за победителем.

Наполнились радостью оба народа, Чая почить наконец от трудов изнурительной брани.

Кн. 3. ст. 111 - 112.

Пока идут приготовления к поединку и условия единоборства «скрепляются торжественной клятвой, дается попутная характеристика главных ахейских витязей в сцене «cмотра со стены». На стену Трои, где находится царь Приам и троянские старейшины, является Елена, полная «сладких чувств», дум «о первом супруге, о граде родимом и кровных».

Старцы, лишь только узрели идущую к башне Елену. Тихие между собой говорили крылатые речи: «Нет, осуждать иевозможно, что Трои сыны и ахейцы Брань за такую жену и беды столь долгие терпят: Истинно, вечным богиням она красотою подобна! Но, и столько прекрасная, пусть возвратится в Гелладу; Пусть удалится от нас и от чад нам любезных погибель!». Так говорили; Приам же ее призывал дружелюбно: «Шествуй, дитя мое милое! ближе ко мне ты садися. Узришь отсюда и первого мужа, и кровных, и ближних. Ты предо мною невинна; единые боги виновны: Боги с плачевной войной на меня устремили ахеян».

Кн. 3, ст. 154 - 165.

В расспросах Приама и ответах Елены встает ряд образов - величавый Агамемнон, «многоумный» Одиссей, могучий Аякс (Аянт).

В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но покровительствующая Парису богиня Афродита похищает его с поля сражения (кн. 3).

Между тем как люди с обеих сторон обольщают себя надеждой на близкий конец войны, боги, враждебные Трое, недовольны возможностью мирного исхода. Особенно злобствует Гера, жена Зевса, и его дочь Афина. По наущению Афины союзник троянцев Пандар пускает в Менелая стрелу. Перемирие нарушено; клятвопреступление со стороны троянцев создает у ахейцев уверенность в конечной победе:

Будет некогда день, как погибнет высокая Троя, Древний погибнет Приам и народ копьеносца Приама.

Кн. 4. ст. 164 - 165).

Центральное место в описании первого дня боя занимает 5-я книга, «подвиги Диомеда». Диомед убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Ареса (Арея) и Афродиту. Эта книга имеет очень архаический характер и заключает в себе ряд. «сказочных» черт, обычно чуждых повествованию «Илиады» (например мотив шапки-невидимки). Боги и люди представлены здесь сражающимися как равные.

Совершенно иной характер имеет 6-я книга, действие которой развертывается главным образом в стенах осажденной Трои. Обреченность города показана в двух сценах. Первая - шествие Троянских женщин к храму Афины-градодержицы с мольбой о спасении, -

Но Афина молитву отвергла.

Кн. 6. ст. 311.

Вторая - прощание Гектора с его женой Андромахой и младенцем сыном - дает картину семейного счастья, разрушаемого предчувствием грядущих бедствий. Бесстрашный Гектор, изображенный нежным отцом и мужем, любящая Андромаха, ребенок, пугающийся конской гривы на шлеме отца, вызывающий своим плачем улыбку родителей и тем самым разряжающий напряженность их беседы, - все они осенены трагизмом предстоящей гибели Трои. Сцена эта пользуется заслуженной известностью в мировой литературе и является одним. из ярких образцов гомеровской «гуманности».

Безрезультатным единоборством Аякса и Гектора (кн. 7) кончается первый день боя.

С 8-й книги вступает в силу решение Зевса помогать троянцам, и они начинают одолевать ахейцев. Тогда Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу (9-я книга), обещая возвращение Брисеиды и богатые дары, если тот согласится снова принять участие в войне. Ахилл дружелюбно принимает послов, но ни искусное красноречие Одиссея, ни сильные и прямодушные слова Аякса, ни рассказ старого наставника Ахилла, Феникса, об аналогичном событии прошлого, злосчастном «гневе» Мелеагра, не могут заставить Ахилла изменить свое намерение.

Особняком в общем ходе повествования «Илиады» стоит 10-я книга - рассказ о ночной экспедиции Одиссея и Диомеда в троянский стая, три которой они захватывают в плен троянского лазутчика, Долона и производят резню в лагере вновь прибывшего союзника Трои, фракийца Реса.

Книга 11-я и последующие рисуют новые успехи троянцев. Описание боя разбито на ряд эпизодов, посвященных «подвигам» различных ахейских героев, и перемежается с действием в «олимпийском» плане, где дружественные ахейцам боги пытаются помочь им, обманув бдительность Зевса. Особенно интересна сцена «обольщениям Зевса» в 14-й книге: Гера отвлекает Зевса с помощью любовных чар и усыпляет его. Любовь Зевса и Геры изображена как космический акт.

Быстро под ними земля возрастила цветущие травы, Лотос росистый, сафран и цветы гиакинфы густые.

Кн. 14, ст. 347 - 348.

Проснувшись, Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь. ахейцам. К концу 15-й книги положение греков почти безнадежно:

они оттеснены к берегу моря, и Гектор уже готовится зажечь их корабли и отрезать таким образом путь к возвращению домой.

С 16-й книги начинается поворот в ходе событий. Обеспокоенный троянским наступлением Ахилл дает согласие на то, чтобы его любимый друг Патрокл облекся в его доспехи и отразил непосредственную опасность. Патрокл, во главе дружины Ахилла, отгоняет троянцев от кораблей, а затем, увлеченный своей победой, гонит их дальше, до самых стен Трои; здесь, обезоруженный Аполлоном, он гибнет от руки Гектора.

Тихо душа, излетевши из тела, нисходит к Аиду, Плачась на жребий печальный, бросая и крепость и юность.

Кн. 16, ст. 856 - 857.

Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, но Гектор уже завладел доспехами, и ахейцы, не надеясь отстоять тело, посылают к Ахиллу сообщить о случившемся (кн. 17).

Ахилл потрясен гибелью друга; «гнев» сменяется жаждой мести. Не имея доспехов, он выходит без оружия и одним своим криком отгоняет троянцев от тела Патрокла. По просьбе Фетиды, Гефест, бог-кузнец, изготовляет для Ахилла новые доспехи. Подробно описываются изображения на щите Ахилла. В центре изображены предметы космического порядка - земля, небо, море, солнце, луна, звезды; по краям щита - «поток Океан», обтекающий землю, а посредине ряд картин человеческой жизни, мира и войны, веселья и раздоров, труда и отдыха (кн. 18).

19-я книга приносит «отречение от гнева». Ахилл возвращается к военным действиям по собственной воле, как мститель; нехотя принимает он извинения и «дары» Агамемнона, даже Брисеиду, и только рвется в бой, хотя знает, что ему суждена близкая смерть.

Повествование, проходящее под знаком мщения Ахилла, приобретает мрачный характер. Происходит грозная сеча, в которой с обеих сторон участвуют боги; Ахилл покрывает поле телами врагов, но не встречает еще Гектора, а Энея, которому суждено царствовать над троянцами, бог Посеидон спасает от Ахилла (кн. 20).

Будет отныне Эней над троянцами царствовать мощно, Он и сыны от сынов, имущие поздно родиться.

Кн. 20, ст. 307 - 308.

Запруженный трупами потом Ксанф тщетно убеждает Ахилла ослабить рвение и даже обрушивается на него своими волнами, но на помощь Ахиллу приходит Гефест, обратив против вод пожирающий пламень (кн. 21). Наибольшей напряженности повествование достигает в 22-й книге («умерщвление Гектора») Троянцы скрываются за своими стенами, и в поле остается один Гектор. Тщетно взывают к нему с вершины троянской стены отец и мать, убеждая вернуться в город. Гектор желает сразиться с противником, но

К нему Ахиллес приближался, Грозен, как бог Эниалий, сверкающий шлемом по сече. Ясень отцов пелионский на правом плече колебал он Страшный; вокруг его медь ослепительным светом сияла, Будто огнь пылающий, будто всходящее солнце. Гектор увидел, и страх его обнял.

Кн. 22, ст. 131 - 136.

Гектор бросается в бегство, Ахилл его преследует.

Сильный бежал впереди, но преследовал много сильнейший, Бурно несясь; не о жертве они, не о коже воловой Спорились бегом: обычная мзда то ногам бегоборцев; Нет, об жизни ристалися Гектора, конника Трои.

Кн. 22, ст. 158 - 161.

Трижды пробежали они вокруг стен Трои. Все боги смотрели на них. Здесь, в олимпийском плане поэмы, и решается судьба Гектора.

Зевс распростер, промыслитель, весы золотые; на них он Бросил два жребия смерти, в сон погружающей долгий. Жребий один Ахиллеса, другой Приамова сына. Взял посредине и поднял: поникнул Гектора жребий, Тяжкий к Аиду упал.

Кн. 22, ст. 209 - 213.

По коварному наущению Афины, явившейся в образе брата Гектора, будто бы ему на помощь, Гектор принимает бой, но богиня помогает Ахиллу, и Гектор гибнет. Ахилл привязывает тело Гектора к своей колеснице и гонит коней, волоча голову противника по земле. Ахейцы поют победный пеан, а с троянской стены раздаются причитания Приама, Гекубы (матери Гектора), Андромахи.

Ахилл выполнил свой долг мщения, остается похоронить умерших. 23-я книга, очень интересная для истории греческих религиозных представлений, посвящена похоронам Патрокла. Душа Патрокла является к Ахиллу в виде призрачной тени и требует скорейшего погребения. Описывается погребальный обряд и состязания, устроенные по этому случаю Ахиллом.

Примиряющую ноту вносит в поэму последняя, 24-я книга. Ахилл продолжает ежедневно привязывать тело Гектора к колеснице и волочить его вокруг могилы Патрокла. Но однажды ночью к нему является Приам с выкупом:

В ноги упав, обымает колена и руки целует, - Страшные руки, детей у него погубившие многих.

Кн. 24, ст. 478 - 479.

Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама за руку, - оба плачут о горестях человеческого существования. Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть тело. Описанием погребения Гектора заканчивается «Илиада».

Изложение «Илиады» ведется, таким образом, через победы ахейцев к их поражениям, к гибели Патрокла, которая требует отмщения, и к смерти Гектора от руки Ахилла. А в тот момент, когда свершились погребальные обряды над Патроклом и Гектором, все последствия «гнева Ахилла» исчерпаны, и сюжет доведен до конца. Дальнейший ход Троянской войны, не связанный с гневом Ахилла, в поэме так же мало затрагивается, как и начало войны, и предполагается известным слушателю.

На этот сюжетный стержень нанизано большое количество имен и эпизодов из области греческих героических сказаний; некоторые из них не поставлены даже в сюжетную связь с троянским циклом, а рассказываются действующими лицами как предания прошлого. Троянский поход - одно из наиболее поздних событий в системе греческих мифов, и носителем памяти о прошлом, как бы живой связью различных поколений героев, является в «Илиаде» престарелый пилосский царь Нестор; в его уста вложено множество героических преданий пилосцев (в западном Пелопоннесе); встречаются упоминания и о других мифологических циклах, о «походе против Фив», о подвигах Геракла и т. п. Весь этот огромный материал сконцентрирован в рамках одного эпизода, повествования о «гневе Ахилла».

В последние века II тысячелетия до н.э. в Восточном Средиземноморье происходили крупные передвижения племён. В результате этих передвижений пали ранние рабовладельческие общества Греции, рухнула держава хеттов, вторжению подверглись Сирия, Финикия и даже Египет. Одним из таких передвижений было уже упоминавшееся ранее переселение дорийцев. По своим масштабам оно значительно уступало передвижениям племён в Малой Азии (походы «народов моря») и охватило только территорию южной части Балканского полуострова, но значение его для истории Греции было очень велико. В течение трёх последующих столетий материковая Греция была почти полностью изолирована от стран древнего Востока. Прекратилось строительство крупных сооружений типа дворцов, нет сведений о крупных хозяйствах, подобных засвидетельствованным документами микенского времени. Очевидно, ранее возникшие отдельные рабовладельческие общества были уничтожены окружающими племенами, жившими ещё в условиях первобытно-общинного строя. Но при этом пришельцы немало восприняли от покорённого ими населения, что в конечном счёте способствовало переходу уже всех эллинских племён к рабовладельческому строю.

Вплоть до начала нашего столетия единственным источником сведений об этом периоде в истории Греции были древние греческие предания и отрывочные сообщения значительно более поздних греческих писателей. Только в последнее десятилетие благодаря постепенному накоплению большого количества археологических данных создалась возможность более точно характеризовать развитие отдельных областей Эгейского бассейна в этот период. Однако наравне с археологическими данными важным источником для этого периода остаются гомеровские поэмы—«Илиада» и «Одиссея», содержание которых связано с преданием о войне ахейцев с Троей, возникшей будто бы из-за похищения Елены, царицы Спарты, троянским царевичем Парисом.

«Илиада» и «Одиссея»

«Илиада» охватывает события, происходившие на досятом году войны греков (ахейцев) против Трои, когда Ахиллес, один из вождей греческого ополчения, осаждавшего Трою, поспорил из-за дележа добычи с главным вождём греков — Агамемноном и перестал участвовать в боях. После ряда поражений ахейцев Ахиллес послал им на помощь своего друга Патрокла, который погиб в бою с Гектором, сыном престарелого царя Трои—Приама. Тогда Ахиллес решил снова принять участие в сражениях. «Илиада» заканчивается описанием погребения Гектора, убитого в поединке с Ахиллесом. «Одиссея» воспевает десятилетние странствования одного из участников Троянской войны—Одиссея, царя греческого острова Итака. После целого ряда полуфантастических приключений Одиссей возвращается к себе на родину, где с помощью своего сына Телемаха и верных домочадцев убивает многочисленных женихов, добивавшихся руки его верной жены Пенелопы, и восстанавливает свои права на Итаке. Таким образом, сюжеты обеих поэм связаны единством темы и круга действующих лиц.

Однако «Илиада» не содержит изложения Событий от начала Троянской войны и не доводит своего рассказа до взятия Трои. «Одиссея», со своей стороны, не является непосредственным продолжением «Илиады». Другие эпизоды троянского цикла, были воспеты в так называемых киклических поэмах, составленных, вероятно, не раньше VIII в. до н. э. и дошедших до нас лишь в виде краткого пересказа их содержания. Очевидно, в основе как гомеровских, так и киклических поэм лежали сказания, связанные с Троянской войной. Эти сказания передавались устно из поколения в поколение и только но истечении нескольких столетий послужили основой для крупных поэтических произведений.

Исключительно высокие достоинства гомеровских поэм как художественных произведений народного творчества — образный, насыщенный запоминающимися сравнениями язык, яркие характеристики действующих лиц, наконец, сложная композиция, особенно «Одиссеи», — свидетельствуют не только о гениальности автора или авторов поэм, но и о длительном пути развития, который прошёл греческий героический эпос до создания «Илиады» и «Одиссеи». Для историка поэмы Гомера представляют поистине неоценимую сокровищницу сведений о жизни и быте эллинов на протяжении второй половины II и начала I тысячелетия до н. э.

Государственное устройство

Гомеровское общество ещё не вышло из первобытно-общинного строя. В нем не было государства —аппарата классового угнетения. Противоречия между отдельными социальными группами не были ещё обострены настолько, чтобы потребовались такие учреждения, как постоянная армия, тюрьмы, суды, для того, чтобы держать в повиновении эксплуатируемые и угнетённые общественные классы. Однако в это время уже начался постепенный отрыв органов родового строя от массы народа. Племенные вожди управляют своими племенами почти без участия народных собраний. Ахейским ополчением под Троей руководит совет басилеев, роль собрания воинов сводится фактически лишь к подтверждению решений этого совета. И на Итаке за время 20-летнего отсутствия Одиссея народное собрание не собиралось. Фактически все дела решались знатью. В описании картины суда, имеющемся в эпосе, приговор выносится старейшинами, а народ только криками высказывает сочувствие той или другой из спорящих сторон.

Характерным для развития социальных отношений гомеровского общества является отсутствие органа насилия, который можно было бы использовать против народа. Энгельс в своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» подчёркивает, что «в то время, когда каждый взрослый мужчина в племени был воином, не существовало еще отделенной от народа публичной власти, которая могла бы быть ему противопоставлена»(Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, стр. 108.). Строй греческого общества начала I тысячелетия можно назвать военной демократией.

Культура

Круг научных знаний в первые два века I тысячелетия до н. э. был невелик. Прежде всего это можно сказать о географических познаниях. Гомер хорошо знает географию Эгейского бассейна, знаком также с этническим составом населения Малой Азии; однако всё то, что находится вне этих узких рамок, рисуется им лишь в самых общих чертах. Герои эпоса являют кое-какие познания в астрономии лишь постольку, поскольку знание путей движения небесных светил было необходимо для ориентировки на море.

Несколько более чёткие сведения гомеровские греки имели о своём прошлом. Широкое распространение эпических песен содействовало сохранению в народной памяти воспоминаний о сильном Микенском царстве, о процветании Крита и других центров культуры бронзового века, о Троянской войне. Все эти сведения объединялись в троянском цикле преданий; они-то и легли в основу гомеровских поэм. Однако вследствие отсутствия письменности эти сведения при передаче из поколения в поколение теряли достоверность и всё более обрастали вымышленными подробностями.

Величайшим творением греческой культуры того времени был героический эпос. Только в результате постепенного совершенствования и отбора народных эпических песен многими поколениями певцов и сказителей могли возникнуть величайшие поэтические произведения древности. Изучение языка и стиля поэм, довольно частых повторений отдельных слов и образов, а иногда и целых стихов, наконец самого размера стихотворений — гекзаметра, а также наблюдения за устным эпическим творчеством многих современных народов — всё это приводит к выводу, что гомеровские поэмы были не только отправной точкой последующего подъёма древнегреческой письменной литературы, но и в ещё большей степени завершением длительного пути развития эллинского устного поэтического творчества.

Наряду с вошедшими в поэмы Гомера эпическими песнями многое из поэзии того времени дошло до нас во фрагментах или в прозаических пересказах.

Греческое искусство XI—VIII вв. мы знаем по глиняным сосудам, украшенным так называемым геометрическим орнаментом, состоящим из прямых линий, зигзагов, треугольников и квадратов, реже кругов. Из комбинаций этих элементов создавались иногда довольно замысловатые фигуры. Изображения предметов реального мира также подвергались условной, обобщённой геометрической схематизации. Лошади изображались с длинными, узкими угловатыми ногами и вытянутыми корпусами, человеческие фигуры рисовались всегда в профиль: корпус — в виде опрокинутого треугольника с приставленными к нему конечностями, а голова — в виде круга с выдающимся вперёд носом. По сравнению с микенским, а тем более минойским искусством геометрический стиль создает впечатление значительного регресса. Однако по качеству глины и технике изготовления сосудов керамика с геометрическим орнаментом почти ни в чём не уступает микенской.

Древнейший из известных нам архитектурных памятников I тысячелетия — храм Артемиды Орфии в Спарте — датируется, вероятно, рубежом IX и VIII вв. до н. э. его ширина равна 4,5 м, длина сохранившейся части — около 12 м. Стены храма были построены из сырца, только фундамент сложен из булыжника; в центре храма по продольной оси были поставлены деревянные столбы, поддерживавшие перекрытие. Другие, более крупные архитектурные сооружения строились, повидимому, из дерева. Некоторое представление об их устройстве дают гомеровские поэмы. Усадьба Одиссея была окружена палисадом из дубовых кольев, во дворе находились служебные постройки. В центре усадьбы был дом с мегароном; женская половина находилась на втором этаже. Необходимой принадлежностью дома знатного человека были различные кладовые и помещение для омовении. Все постройки усадьбы Одиссея были из дерева.

Одежда гомеровского времени также изменилась по сравнению с микенской. Женщины носили длинную верхнюю одежду из одного куска материи — так называемый пеплос, края которого скалывались на плече застёжкой. Мужчины носили в то время безрукавную шерстяную рубаху — хитон. На геометрической керамике более позднего времени представители знати изображены в разноцветных шерстяных плащах, покрытых богатыми геометрическими узорами, а иногда и более сложными рисунками.

Мифы древней Греции

В гомеровских поэмах мы можем найти данные о религии древних греков главным образом микенского времени; что касается веровании периода самих гомеровских поэм, то их изучение возможно также путём исследования религиозных представлений более позднего времени, многие элементы которых восходят не только к гомеровским, но даже к микенским и ещё более ранним временам.

В эпосе главой богов является громовержец Зевс. Его братьями были Посейдон — бог моря — и Аид — бог подземного мира. Зевс вместе со своей женой Герой и детьми—Аполлоном (богом солнца, музыки), Артемидой (богиней охоты), Аресом (богом войны), Афиной (богиней мудрости и ремёсел), Афродитой (богиней лтобви), Гефестом (богом огня) и Гермесом (богом торговли),— по представлениям ранних греков, обитал на горе Олимп. Богов греки представляли себе подобием людей. В эпосе боги едят, пьют, ссорятся друг с другом, совершенно как люди. Мир богов для греков гомеровского времени был отражением мира аристократии. Каждая община имела своего бога или богиню. В Афинах чтили прежде всего Афину, в Аргосе и на Самосе — Геру и т. д.

В религиозных представлениях, отражённых в эпосе, сохранилось много следов более примитивных верований, например тотемизма: Афину изображали с совой, Зевса — с быком или орлом, Артемиду — с ланью и т. д. Корни представлений о многих из этих богов уходят далеко в микенское время. Уже на памятниках микенской культуры изображены многие из олимпийских богов с характерными для них атрибутами. В пилосских надписях также упоминаются многие из этих богов.

Религия укрепляла власть аристократии. Обычными эпитетами басилеев были: «рождённый Зевсом», «вскормленный Зевсом». Многие басилеи хвастаются своими длинными родословными, восходящими к Зевсу. Каждому из основных героев гомеровских поэм сопутствует какой-нибудь из олимпийских богов.

Главным элементом народных верований было почитание местного божества или легендарного героя. Весьма живучи были и представления о духах рек, лесов, источников и т. д. Важную роль в народных верованиях играл культ предков. Большое распространение получил в народных массах культ божеств земли, в частности богини плодородия Деметры и её дочери Коры, похищенной богом подземного мира Аидом. В этих культах видны фантастические представления греков о смене времён года.

В многочисленных мифах отразились примитивные представления ранних эллинов об окружающем их мире. В мифе о богоборце Прометее рассказывалось, как люди научились пользоваться огнём, в мифе об искуснике Дедале и сыне его Икаре нашла отражение мечта человека о полётах в воздухе. Целый цикл мифов был создан о великом герое и труженике Геракле, о победителе страшного критского полубыка-получеловека Минотавра — афинском герое Тесее. В мифе о путешествии аргонавтов {моряков с корабля «Арго») в Колхиду за золотым руном нашли художественное отражение первые попытки греческих мореплавателей проникнуть в отдалённые черноморские страны.

Эти древние сказания сохраняют своё большое значение как выдающиеся памятники истории культуры.