Как создать атмосферу творческой студии дома. Создание в школе атмосферы творческого содружества взрослых и детей Удивительно что творческая атмосфера в

ТВОРЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА

Работая методом действенного анализа, особенно важно, чтобы учащиеся поняли плодотворность этого метода и создали необходимую творческую атмосферу репетиций. Этюдные репетиции могут вначале вызвать у некоторых товарищей либо смущение, либо преувеличенную развязность, а у наблюдающих товарищей ироническое отношение, а не творческую товарищескую заинтересованность. Не вовремя брошенная со стороны реплика, смешок, перешептывание могут надолго выбить репетирующих из нужного творческого самочувствия, нанести непоправимый вред. Исполнитель этюда может потерять веру в то, что он делает, а потеряв веру, он неминуемо пойдет по линии изображения, по линии наигрыша.

Глубокая заинтересованность каждого из участников в исполняемом упражнении, этюде - это и есть та творческая атмосфера, без которой невозможен путь к искусству.

Весь сложный творческий процесс создания актером образа - это не только репетиция с руководителем и товарищами. Этот процесс не вмещается только в рамки репетиций. Актер, готовящий роль, должен быть целиком захвачен ею на всем протяжении работы над пьесой.

Станиславский часто употреблял выражение, чрезвычайно близкое по аналогии «быть беременным ролью». Актер, как мать вынашивает ребенка,- вынашивает в себе образ. Он в течение всего процесса работы над ролью не расстается с мыслями о ней. Он и дома, и в метро, и на улице, и в любое свободное время ищет ответов на те многочисленные вопросы, которые поставлены перед ним драматургом.

Каждый из нас знает, как часто полюбившийся мотив песенки неотступно преследует нас, от него иногда невозможно отвязаться, и поешь ею без конца. Так должно быть и с ролью. Она должна неотступно быть с актером - он обязан быть одержим ею. И какое громадное творческое счастье испытывает актер, когда еще неясные черты полюбившегося героя, которого ему надлежит создать, всплывают в его сознании, когда он озаряется неожиданно для самого себя видением новых черт характера, когда для него открывается весь строй мыслей и поступков создаваемого им образа.

И вот когда актер пришел на репетицию и принес результат этой большой внутренней работы, руководителю и товарищам необходимо с особой осторожностью и чуткостью отнестись к рождению этого нового человека. А это возможно только тогда, когда на репетиции существует подлинно творческая атмосфера.

Много ли молодых актеров могут похвастаться такой одержимостью ролью, такой титанической работой, какую проделывали прославленные мастера нашей сцены, когда создавали роли, принесшие им признание и славу?

И с каким трепетом и преклонением я думаю о тех мастерах, которые, создав уже незабываемые образы в спектаклях, продолжают жить мыслями о них. Не могу удержаться, чтобы не привести один из особенно дорогих мне примеров.

Много лет назад мне привелось быть в Ялте, где отдыхала О. Л. Книппер-Чехова. Я навестила ее. Она лежала в постели осунувшаяся, бледная, еще не оправившаяся после тяжелой болезни. Я не успела войти, как она сказала мне: «Вы знаете, мне запретили читать, так лежу и все думаю о Маше».

Я не сразу даже поняла, о какой это Маше она говорит. Оказалось, что она говорит об одной из своих блестящих ролей, о Маше из «Трех сестер» А. П. Чехова. Она рассказывала мне о ней, как о человеке безгранично близком, раскрывала ее внутренний мир с удивительной глубиной и тонкостью. Она мысленно проживала целые сцены, изредка произнося отдельные реплики. Я ушла потрясенная этой творческой памятью большого художника, потрясенная тем, что Ольга Леонардовна сохранила такую живую непосредственную связь с созданной ролью.

Нужно ли что-либо добавлять к сказанному? Если созданная роль оставляет такой глубокий след в памяти, то как надо любить и лелеять еще вынашиваемую роль!

Я не могу отделить любовь к роли, творческую одержимость в период рождения образа от той творческой атмосферы, которая окружала актера и в процессе создания и в процессе воплощения роли. Но если до сих пор я говорила об атмосфере репетиционной, то не менее важно поговорить и об атмосфере закулисной во время спектакля.

Как мне знакомо то необычайное волнение и возбуждение, которое сопровождает каждый спектакль, и как мне, к сожалению, знакомо, сколь много отрицательных, прямо противопоказанных явлений иногда сопровождает спектакль. Мы должны стремиться к созданию творческой атмосферы, мы должны отметать то, что мешает нам в творческом процессе создания спектакля и воплощения его.

Творческая атмосфера - это один из могучих факторов в нашем искусстве, и мы должны помнить, что создать рабочую атмосферу необычайно трудно. Это не в состоянии сделать один руководитель - создать ее может только коллектив. Разрушить же ее, к сожалению, может любой человек. Достаточно одному скептически настроенному человеку посмеяться над серьезно работающими товарищами, и этот микроб неверия начинает разъедать здоровый организм.

Много примеров можно привести из практики работы разных театров и в первую очередь театра, где царил дух высокой требовательности ко всей окружающей актера творческой атмосфере, театра, где была впервые сформулирована система психотехники творчества актера, театра, созданного нашими учителями К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.

Всем известно, как путем огромной энергии, требовательности к себе, к актерам, ко всем техническим цехам Станиславский и Немирович-Данченко создали в Художественном театре ту удивительную атмосферу, которая стала предметом изучения театров всего мира.

Мне хочется рассказать о закулисной атмосфере во время спектакля «Вишневый сад», в котором я многие годы играла Шарлотту.

Несмотря на то, что пьеса начинается с большой сцены между Лопахиным, Дуняшей, а потом Епиходовым, все занятые в «приезде» - то есть Раневская, Гаев, Аня, Пищик, Варя, Шарлотта (а в период моих первых спектаклей это были О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, Л. М. Коренева) - сидели до открытия занавеса на скамейке в ожидании своего выхода. После слов Лопахина - Леонидова: «Вот, кажется, и едут...» - всегда один и тот же бутафор проходил с противоположной стороны сцены, держа в руках кожаные ошейники, обшитые бубенцами-колокольчиками, и ритмично встряхивал ими, усиливая звук бубенцов, приближаясь к нам. Как только раздавался звон колокольчиков, все занятые в «приезде» уходили в глубь сцепы, чтобы оттуда, разговаривая, выйти, принося с собой оживление приезда.

На примере этой сцены, которую зритель воспринимал на слух, я на всю жизнь восприняла, какими тонкими средствами Станиславский добивался того, что зрители верили в правду происходящего. Для «стариков», игравших много-много лет «Вишневый сад», по-видимому, в плоть и кровь вошла эта закулисная сцена. И каждый раз она игралась ими совершенно так же, как если бы шла при открытом занавесе. Кнпппер-Чехова уже за кулисами была именно в том удивительно приподнятом состоянии, при котором казались совершенно естественными почти одновременные и смех, и слезы, и слова: «Детская, наша детская...»

С необычайной легкостью, достигнутой, конечно, громадным трудом, все участники сцены после первых же звуков колокольчиков включались в это удивительное самочувствие людей, приехавших на родину, не спавших ночь, людей, которым зябко от утренней сырости весеннего воздуха, возбужденных и радостью возвращения, и острой горечью утрат, и ощущением нелепо сложившейся жизни.

Поражала меня и атмосфера, царившая на «скамейке» еще до момента начала «закулисного приезда». Книппер, Качалов, Тарханов, Коренева приходили, садились, здоровались друг с другом, даже перебрасывались иногда фразами, не имевшими отношения к спектаклю, но вместе с тем это были уже не Книппер, не Качалов, не Тарханов и Коренева, а Раневская, Гаев, Фирс, Варя.

В этом умении существовать в зерне образа была огромная сила Художественного театра. К великому сожалению, наша молодежь не верит, что зерно образа - тончайшая перестройка всей нервной системы - не дается так легко и просто и что нельзя, болтая за кулисами бог знает о чем, сразу овладеть всем комплексом изображаемой личности.

Мне вспоминается еще другой момент ожидания выхода. Второй акт начинается со сцены Дуняши, Яшкиг Еппходова и Шарлотты, потом Шарлотта уходит, но у нее есть еще один проход, так что, уйдя со сцены, я опять садилась на «скамеечку». Через несколько минут после Шарлотты уходил со сцены Москвин - Епиходов. «Я знаю, что мне делать с моим револьвером»,- произносил он предупреждающе-трагически, и мы слышали, как каждый раз эту фразу зрители встречали гомерическим смехом. Потом Москвин проходил по мостику за кулисы, мимо нас и дальше по сцене, к себе в уборную, с таким же удрученным, обиженным лицом. Эта чуть-чуть преувеличенная серьезность была одной из сторон громадного комического таланта Москвина. К нему подходил бутафор, Москвин отдавал ему гитару, но лицо его не менялось. И каждый раз я думала: когда же он «стирает» с лица это удивительное выражение? В какой момент трагически-глупые, пытающиеся осмыслить непосильную задачу глаза Епиходова становятся знакомыми москвинскими глазами? И что заставляет Москвина после своей сцены, будучи уже за кулисами, все еще быть Епиходовым? Уже потом я поняла, что это и есть искусство, когда артисту, зараженному мыслями и чувствами героя, не так-то просто сбросить с себя все это.

Но такое искусство не приходит сразу. Оно требует огромного напряжения сил.

«Труд театра! - писал Вл. И. Немирович-Данченко.- Вот что мы, люди театра, любим больше всего на свете. Труд упорный, настойчивый, многоликий, наполняющий все закулисье сверху донизу, от колосников над сценой до люка под сценой: труд актера над ролью; а что это значит? Это значит - над самим собой, над своими данными, нервами, памятью, над своими привычками...».

Мне кажется, что эти слова имеют огромное значение.

Из книги Философия Энди Уорхола автора Уорхол Энди

Из книги Кино Италии. Неореализм автора Богемский Георгий Дмитриевич

Ренцо Ренци. Атмосфера 1940 года Мысли, высказанные Феллини, помогают лучше понять «Дорогу» и с большей откровенностью участвовать в развернувшейся дискуссии о неореализме и путях его развития. Обо всем этом нельзя рассуждать априорно, без обращения к конкретным фактам,

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Классики и психиатры автора Сироткина Ирина

Из книги Искусство жить на сцене автора Демидов Николай Васильевич

Разнузданность не есть творческая свобода Среди моих учеников была одна молодая, очень культурная женщина, по образованию художница. Она много бывала в театрах, и у нее уже образовался свой взгляд на искусство актера. При несомненных способностях, в работе она все-таки

Из книги Литературное произведение: Теория художественной целостности автора Гиршман Михаил

Основы диалогического мышления и его культурно – творческая

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Из книги Цыпочки в Нью-Йорке автора Демэй Лайла

Атмосфера SPA-салона Нью-Йорк – город бьющей через край энергии, придающий сил и уверенности в себе, помогающий добиться успеха. Жизнь здесь течет с невиданным размахом, в бешеном темпе и ритме. Но подчас энергия зашкаливает, и тогда ты чувствуешь себя как выжатый лимон.Мы

Из книги Религия для атеистов автора Боттон Ален де

Дзен-атмосфера в кабинете стоматолога Дантисты в столице либерализма, как, впрочем, и врачи других специальностей, не в силах уклониться от правил бизнеса и избежать конкуренции. Чтобы приручить клиентов и компенсировать рост страховых премий (взносов), зародилась новая

Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

б) Нравственная атмосфера 1Христианство никогда не возражало против создания нравственной атмосферы, в которой люди могли указывать на недостатки друг друга и признавать, что есть возможности для самоулучшения.И не видя особых различий между взрослыми и детьми,

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

6. Творческая личность как объект оценки. Творческий портрет Мы рождены для вдохновенья А.С.

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет

Творческая лаборатория в Кикерино Среди предприятий Петербургской губернии, связанных со строительством, существовала уникальная керамическая мастерская «Гельдвейн-Ваулин» в Кикерино, за короткое время она стала ведущим производителем керамики для построек

Из книги Машины зашумевшего времени [Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры] автора Кукулин Илья Владимирович

Из книги автора

Разрыв смысла как творческая сила Письмо травмы стало еще с 1970-х годов предметом внимательного изучения психологов и филологов. Его постоянными признаками считают «вытеснение» самой травмы, которая не упоминается в тексте (или затрудненность разговора о ней), и

Весна - время, когда природа просыпается ото сна и дарит всем без исключения вдохновение и силы на новые свершения. Кто-то возразит: «Нет, это не про меня, я ничего нового не создаю!» . Так вот, в большинстве случаев, если человек ничего не делает, то у него просто нет под рукой того, с чем он действительно хотел бы работать.

Атмосфера творчества – это не просто выставка-продажа, а яркое событие в мире рукоделия. Она дарит посетителям не только приятные покупки - авторские работы, товары для творчества - но и много положительных эмоций.

Чудесное мероприятие проходило с 30 по 2 апреля. На нем люди, которые хотели бы что-нибудь создать своими руками, могли приобрести все необходимое для творчества, начиная от салфеток для декупажа и заканчивая дорогими тканями для пошива одежды.

Компания по организации выставок занимается проектной деятельностью более пяти лет. Помимо улыбок и новых идей, на их счету множество успешно проведенных мероприятий. И каждое из них чем-то удивляет и открывает новые горизонты и направления: декупаж, вышивка бисером, мыловарение, лэмпворк, квиллинг и огромное количество других техник. Проводятся и специальные выставки, которые заинтересуют даже самую привередливую мастерицу: «Восточная коллекция», «ЭкоСфера», фестивали «Творчество без границ», WoolArtFest, «Пикник «Атмосфера творчества».

Анжелика Аликберова и Владислав Чермышенцев провели день на этой выставке. Невероятная атмосфера, царившая там, может любого человека заразить жаждой творчества. А если посетитель все-таки сомневается в своих способностях к рукоделию, то в зоне мастер-классов он может отправиться на открытые уроки по разнообразным направлениям. Так, в первый день на мероприятии побывали преподаватели «Университета декупажа», которые уже несколько лет занимаются этой кропотливой техникой. Они охотно поделились с гостями ее секретами.

Корреспондентам Artifex удалось пообщаться с одним из организаторов проекта Еленой Мурадовой, которая рассказала, чем «Атмосфера творчества» является лично для нее.

Artifex: Расскажите, как появилась идея создать такую площадку?

Замысел родился из моих предпочтений. Я сама занимаюсь декупажем, вышивкой и различными направлениями рукоделия. И в какой-то момент я поняла, что в Москве нет выставки, которая объединяет разносторонние виды handmade. В настоящее время мы хотим, чтобы люди, которые придут к нам, попадали изначально в «обучение», то есть зону мастер-классов, попробовали себя в различных видах рукоделия, а потом смогли приобрести необходимые материалы. Также сейчас мы запустили серию встреч по интересам «Атмосферные посиделки».



Artifex: Вы сами, как увлеченный рукоделием человек, посетили бы такое мероприятие?

Да, я организую его, скорее всего, для себя и исхожу из своих представлений и пожеланий - от оформления, до списка участников, выкладки на стендах.

Artifex: Как проходит отбор участников?

Обычно присылается резюме и фотографии материалов. Если это интересно и в тему, мы всегда рады сотрудничать. Есть уже сложившийся пул участников: около 70% ходит постоянно, стараясь удивлять с каждой выставкой, а 30% - это новые участники. С ними происходит определенная ротация. Есть сезонные участники, которые презентуют свои направления – например, валяние - только осенью.

Artifex: Расскажите подробнее о разветвлениях вашей выставки, например, об «ЭкоСфере».

Я лично делала «ЭкоСферу». Мы показывали натуральные материалы: дерево, шерсть. Этот проект состоялся один раз, и пока наша команда не собирается его возобновлять. Сейчас мы сосредоточены на «Атмосфере», в ноябре пройдет «Восточная коллекция». Тема этой выставки пока не раскрыта для москвичей, но она манит, ее надо показывать во всей красе. Мы стараемся презентовать ее так, чтобы люди не пугались восточной культуры, а обогащались ее сокровищами.

Artifex: Какова ваша целевая аудитория?

Это женщины с детьми, объединение ребенка и мамы, которые могли бы проводить время вместе, занимаясь творчеством.

Artifex: Вы бы хотели привлечь больше людей, чтобы помочь им раскрыть свои таланты?

Мы стараемся учить людей, совершенствовать их навыки для того, чтобы они потом могли продавать свои работы. Есть несколько порталов, где мастерицы пытаются что-то выставить, но у них не получается. Здесь нужна целая команда специалистов, начиная от фотографов и заканчивая правильным брендом. А для этого нужно разносторонне обучение.

Artifex: А что у вас могут найти для себя те посетители, которые не занимаются рукоделием?

У нас есть целый желтый сектор, где представлены работы мастеров. Если человек сам не готов что-то создавать, он может приобрести у них различные изделия, зная, что они выполнены руками. Я думаю, что если купленные вещи понравятся, то человек обязательно придет к нам учиться.

Artifex: У вас, как у мастера, есть «любимчики» среди участников?

Есть те, кто наиболее оперативно реагируют на потребности покупателей. Это всегда нравится. Они быстро ловят интересы посетителей и удовлетворяют их. Какие-то участники «раскачиваются» медленнее, и мы стараемся это менять. Работа с покупателем в приоритете.

Artifex: В чем смысл «Атмосферы творчества»?

Ее смысл – в самореализации. Женщины, которые получили определенные творческие навыки и умеют за короткое время сделать красивую работу своими руками, уверены в себе, у них спина прямее.

Artifex: Какого настроения вы хотите пожелать вашим гостям, которые уже уходят с выставки?

Конечно, удовлетворения и вдохновения. И еще чтобы они хотели поскорее воплотить все свои идеи и задумки дома.

«Атмосфера творчества» - яркое и, самое главное, доступное мероприятие. Здесь любой человек – и тот, кто только начал заниматься творчеством, и тот, кто уже стал опытным мастером, – обязательно найдет для себя что-то новое.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33

Педагог-психолог:

Создание в школе атмосферы творческого содружества взрослых и детей.

Изменить жизнь школы, создав неповторимую атмосферу совместного творческого поиска – задача современной школы. Совместный процесс инициативы, самодеятельности и творчества обучающихся формирует мыслящую, талантливую, любящую окружающий мир, людей личность. Это единственный способ встроить растущего человека в общее для всех жизненное пространство.

Педагоги нашей школы умело применяют в своей работе современные технологии, направленные на раскрытие творческого потенциала учащихся, создают условия успешности каждого конкретно взятого школьника. Важным качеством для развития личности является успешность, особенно в самодеятельности и творчестве. Основная задача школы - создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей.

Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: факультативы и кружки, профильные классы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным занятиям по предмету, развитие инициативы, творчества учащихся. В результате такой работы должна проявиться склонность к науке, которая определит выбор будущей профессии.

В нашей школе обучаемым предоставлены все возможности для реализации личностного творческого потенциала - это путь к развитию творческой активности. Творчески активная, сильная личность, развитая интеллектуально и нравственно – эстетически воспитывает лидерские качества в подростках. Быть творческим лидером в школе – это престижно, актуально, значимо. При участии творчества и самодеятельности жизнь подростка становиться яркой, запоминающейся.

Формирование творческой деятельности и самореализации способствует

взаимодействию педагога и воспитанника, которое предполагает творческое содружество единомышленников.

Модель выпускника нашей школы выстроилась также на основе имеющихся наработок, проектов концепций развития школы.

1.Человек творческий, способный к саморазвитию, сохраняющий интерес к познанию мира, человека во всем их многообразии.

2.Человек свободный, способный самоопределяться в окружающей его действительности, уважающий достоинство и права других людей, умеющий осуществлять совместную деятельность с другими людьми, сознающий необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою малую и большую родину.

3.Человек, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в событиях мира, способный участвовать в межнациональном общении, владеющий языками мира, знающий традиции, обычаи. Правила, необходимые в общении с другими людьми.

4.Человек, обладающий навыками и приемами умственного труда, умеющий организовывать свою деятельность, экономически и психологически грамотный.

5.Человек, бережно относящийся к своему здоровью, ценящий жизнь свою и окружающих, имеющий умения и навыки по сохранению своего физического и психологического здоровья, навыки самообслуживания.

Учителю в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своего предмета, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Дети – главная действующая фигура учебного процесса. Важно вызвать интерес учащихся к предмету.

Интерес учащихся к предмету можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов; решением задач практического содержания (с использованием меж предметных связей); занимательными элементами урока.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому каждый учитель нашей школы постоянно учится. Совершенствует свои знания через курсы повышения квалификации, участием в федеральных, региональных и муниципальных конкурсах. 12 педагогов нашей школы являются лауреатами и победителями региональных и муниципальных конкурсов.

Система работы с одаренными и талантливыми детьми в нашей школе подразумевает объединение усилий педагогов, родителей, администрации с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей школы. Важно также, что разработана система государственно-муниципальной поддержки одаренных и талантливых детей, что также мотивирует детей к развитию и реализации своей одаренности.

Одаренность - результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости.

Критерий: одаренность академическая (успешность в учебе), одаренность интеллектуальная, одаренность творческая.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. В школе создан банк данных одарённых и талантливых детей. На каждого ребенка заполняется информационная карта по следующей форме:


Индивидуальная карта одаренного ребенка

Дата рождения

Родители: образование, место работы

Индивидуальные особенности:

Успешность: участие в олимпиадах, конкурсах и т. д.

Увлечения, хобби

Проблемы

Работа с одаренными детьми в нашей школе ведется с первой ступени обучения, в каждой параллели.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. В школе отработана система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в школе №33.

1.Выявление одаренных и талантливых детей.

Анализ особых успехов и достижений ученика;

Диагностика потенциальных возможностей детей с использованием психотехник психологических служб.

2.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся предполагает:

Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальный подход;

Включение в учебный план школы элективных и факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;

Формирование и развитие школьного центра дополнительного образования дополнительного образования;

Организацию научно-исследовательской и проектной деятельности ;

Организация и участие одаренных и талантливых детей в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
-контроль за участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня.

4.Поощрение одаренных детей:

Публикация в СМИ;

Благодарственные письма, грамоты детям и родителям от администрации школы;

Стипендии;

Стенд «Лучшие ученики школы»;

Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.

5.Работу с родителями одаренных детей:

Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
-совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
-поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне муниципалитета;

6.Работу с преподавателями:

Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми;

Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе;

Обеспечение эмоционального положительного фона обучения.

Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;

Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика

7.Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

В приведённой ниже диаграмме отражён комплексный и всесторонний подход для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей.

Используя различные методики выявления талантливости и творчества детей, в школе №33 сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. По итогам мониторинга в учебном году более 45 % детей обладают той или иной талантливостью. Многие педагоги в своих классах используют для этого инновационную педагогическую технологию: «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика. Школьный центр дополнительного образования «Шаг в будущее», приступивший к своей деятельности в 2008 учебном году, способствует развитию талантов и интересов обучающихся. 78% детей охвачено дополнительным образованием. В центре дополнительного образования реализовуются программы по направлениям: физкультурно-спортивное, интеллектуально-познавательное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Команда школы показывает достаточно высокие результаты, входя в десятку лучших общеобразовательных учреждений в течение последних пяти лет. Например, в 2008/2010 учебном году количество призовых мест по городу составило 52, в том числе 10 первых мест. Победителями и призёрами II муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2008/2010 учебном году стали 14 детей. По итогам II муниципального этапа в десятку лучших олимпиадников общеобразовательных учреждений города Тамбова вошли 36 учащихся школы №33. Успешны результаты участия наших школьников в III региональном этапе Всероссийской олимпиады в прошедшем году одиннадцать призовых мест. В рейтинге общеобразовательных учреждений г. Тамбова по показателям «Олимпиадное движение 2008/2009» школа вошла в десятку лучших. Школа принимает участие в творческих конкурсах муниципального, регионального и федерального уровней. В школе создан также и банк данных талантливой молодёжи, таких детей в нашей школе 36. Все они являются лауреатами и победителями конкурсов различного уровня. Эти дети составляют гордость нашей школы и цвет будущей нации.

Нашей школе есть чем гордиться в этом плане: все учащиеся профильных классов практически 100% поступают в вузы на избранные специальности. Выпускники (93,1%) – 2009 поступили в ВУЗы и ССУЗы с использованием результатов ЕГЭ. Число золотых и серебряных медалистов по результатам 2009 года составляет 12,7%.

Для многих ребят конкурс стал стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути. Можно сказать, что конкурсные состязания помогают профессиональному выбору его участников и победителей.

Мастер-класс «Создание творческой атмосферы на занятиях в учреждении дополнительного образования детей»
Алексеев Андрей Иванович,
педагог дополнительного образования,
МБУ ДО «ЦДО «Перспектива»,
г. Старый Оскол, Белгородская область

Цель мастер-класса: развитие практических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание творческой атмосферы на занятиях.
Форма проведения: игровые тренинги.

План мастер-класса
Вводный этап
-информационный блок – 2 мин.
-мотивационный блок (теоретическая часть) – 5 мин.
2. Основной этап
- проблемный блок (практическая часть) – 25 мин.
Заключительный этап
- рефлексивный блок – 3 мин.
Ход мастер-класса
Вводный этап
Информационный блок
(Перед началом мастер-класса раздают карточки со словами: моделировать ситуацию, прятать, прыгать, считать, передразнивать, наблюдать)
- Добрый день, дорогие друзья! Перед началом мастер-класса вы получили карточки со словами, я попрошу зачитать их вслух.
(Читают слова)
Как вы думаете, какое действо объединяет все эти понятия?
(Педагоги в ходе общения приходят к мысли, что это игра)
Совершенно верно - это игра. Тема моего мастер-класса звучит так: «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования».
Мотивационный блок
Известный педагог Януш Корчак сказал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.
Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на занятия приходят дети и не могут настроиться на творческую работу. Игра, становится своеобразным «переключателем» психологии ребенка на освоение нового материала.
Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К.Д.Ушинский. Он противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания.
Игра - вечная школа поведения. Давайте рассмотрим детские игры, которые копируют повседневные жизненные ситуации. (Примеры)
Я хочу предложить тренинги, с помощью которых вы сможете настроить детей на творческий лад и преодолеть психологическую инерцию.
Основной этап
Тренинги:
Преображение предмета
Участникам мастер-класса предлагается преобразовать обычную линейку в разные предметы. Использование различных уровней ассоциаций.
Предметы не связанные логической цепью
Особый порядок предметов, которые не присутствуют в аудитории. Участникам предлагается выполнить упражнение в разных темпо-ритмах.
Передача «маски» по кругу
Все участники стоят в круге лицом друг к другу. Первый делает гримасу, фиксирует ее мышцами и затем «снимает» рукой и «бросает» партнеру. Тот в свою очередь обязан «поймать» эту гримасу и зафиксировать то же выражение на лице. Затем он меняет ее на новую гримасу и передает другому партнеру. Предложить несколько уровней выразительности гримасы: начать с резкой, гротесковой мимики, затем переходить на меньшую выразительность и заканчивать упражнение минимальными выразительными средствами. Ловить не только пластику лица, но и подтекст, мотивацию выражения, темпо-ритм партнера, его пластику, добиваться включения всего тела в задание. Обсудить с учениками разницу воздействия на психику мимики резкой выразительности и мимики с минимумом выразительных средств. Сочетать высокий темпо-ритм и минимум выразительных средств.
Жесты по кругу
Работа в круге. Один из участников посылает жест по кругу. Каждый из участников его повторяет. Важно, не прекращая упражнения, соблюдать точную очередность и темп передачи жестов, их энергетику.
Тарабарщина
Вызывается пара, задается ситуация, предлагается общаться на придуманном языке. Общение идет с максимальной эмоциональной выразительностью.
Заключительный этап
У индейцев, коренных жителей Америки, был метод слушания друг друга посредством говорящей палочки. Поскольку наше занятие начиналось с обычной линейки, то мы воспользуемся методом индейцев. И говорящей у нас будет линейка. Тому, у кого она окажется в руках, предоставляется право говорить, а всем другим – слушать. Тот, кто не желает говорить, просто передает ее дальше.
(Линейка передается по кругу)
Говорить мы будем вот о чем:
-Как вы восприняли наше занятие?
-Что вы чувствовали?
-С какими трудностями столкнулись, при выполнении задания?
-Вы узнали для себя что-либо новое и неожиданное?
15


Приложенные файлы

Вопрос создания атмосферы является важнейшим вектором режиссуры вне зависимости от ее отраслевой принадлежности (театр, кино, телевидение, театрализованные представления и праздники). Само понятие атмосферы было рассмотрено многими исследователями в области режиссуры.

Так, М. А. Чехов в своей книге «О технике актера» признает за атмосферой главенствующее положение в сценической иерархии элементов, считая ее душой и сердцем театрального произведения .

Исследование А. Д. Попова показывает, что «через взаимодействие человека с окружающими людьми и обстановкой возникает сценическая атмосфера. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни, и, наконец, психофизическое самочувствие способствуют выделению атмосферы времени, в котором он живет…». Вместе с тем, надо понимать, что в жизни каждому сопутствует своя атмосфера, и она не однозначна, в ней всегда происходит борьба различных мотивов, так называемая «борьба атмосфер»- где люди носители различных атмосфер, где наша личная атмосфера может подчиняться общественной и т.д..

А.Я. Зися в отношении атмосферы утверждает, что «художническое видение объекта как живого многогранного целого создаёт плотную атмосферу произведения искусства, сопротивляющуюся тому анатомированию, которое может иметь место в теории».

А Э.Золя, художественно осмысливая понятие атмосферы, замечал, что она «неопределима, но определяема. Мы всегда её чувствуем, ощущаем… Интересный как будто бы спектакль (книга, фильм, картина, музыкальное произведение), но чего-то не хватает. Это отсутствие чего-то важного, это раздражающая нас пустота спектакля сводит на нет все усилия актёров, режиссёра, художника, композитора. То, что отсутствует, мы называем по-разному: воздухом спектакля, его особенным излучением, обаянием».

Многие практики в области режиссуры утверждают, что нет более загадочного и неуловимого понятия в режиссерской технологии, чем атмосфера. Другие элементы театрально-зрелищного искусства можно определить и проверить на площадке с той или другой степенью точности. А атмосфера создается постепенно и складывается из множества элементов, заданных автором или сочиненных режиссером. Это понятие почти невозможно определить, уложить в словесные формулы. Оно ускользает от однозначной прямолинейности, дразнит своей изменчивостью, непостоянством и зыбкостью. Верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника. В ней должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения.

Каждое произведение требует своей особой атмосферы, которая должна подчеркнуть основную мысль и действие на сцене. Поиски атмосферы зависят от жанра продукта труда режиссера. Большую роль при создании атмосферы играет знание быта, эпохи, традиций. Все это создает колорит и единый стиль произведения. Таким образом, атмосфера – это одно из главных направлений в замысле режиссера и создается с общим постановочным решением.

Вместе с тем, формирование атмосферы – это сложный динамический процесс, лежащий на плечах режиссера, целью которого является создание единого, гармонически целостного художественного произведения, на создание которого, обычно, направлены не только все выразительные средства режиссуры, но и усилия всего творческого коллектива. Таким образом, атмосфера – объемный показатель, детерминирующий в себе атмосферу внутреннюю – «творческую» (настрой исполнителей, творческого коллектива в целом) и атмосферу внешнюю – сценическую (выразительные средства режиссуры – декоративно-художественное оформление, музыка, свет, звук, видео, электронные и цифровые постановочные технологии и т.д.).

Вопросом формирования внутренней, так называемой «творческой» атмосферы занимались в свое время М.Чехов, К.С. Станиславский, В.И Немирович-Данченко, Г.Товстоногов, А. Попов и многие другие корифеи в области режиссуры.

Творческая атмосфера - это один из могучих факторов в искусстве, и создать рабочую атмосферу необычайно трудно. Это не в состоянии сделать один руководитель - создать ее может только коллектив. Разрушить ее, к сожалению, может любой человек.

Атмосфера – явление глубоко человеческое, и в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный комплекс взаимоотношений с окружающей действительностью, мир наших мыслей, чувств, желаний, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего немыслимо было бы наше существование, это и есть атмосфера жизни, без нее наша жизнь была бы обескровлена, автоматична, а человек напоминал бы робота.

Вместе с тем, весь сложный творческий процесс создания актером образа - это не только репетиция с руководителем и труппой. Этот процесс не вмещается только в рамки репетиций. Актер, готовящий роль, должен быть целиком захвачен ею на всем протяжении работы надпроизведением.

Атмосфера относится к чувственной сфере, как и искусство. Но это не значит, что если спектакль или представление насыщено индивидуальными чувствами артистов, то в нём есть атмосфера. Отдельные актёры с их чувствами – не более как часть целого. Они должны быть объединены и гармонизированы, и объединяющим началом в этом случае является атмосфера спектакля.

По-настоящему хорошее произведение искусства может вырасти только в условиях хорошей морально-творческой атмосферы. Значит, чтобы создать хорошее произведение, то есть выполнить свою прямую режиссерскую функцию, режиссер обязан заботиться о создании хорошей атмосферы в коллективе ничуть не меньше, чем, скажем, о хорошем качестве мизансцен или декораций. В коллективе, где морально-творческая атмосфера находится на должной высоте, работа над спектаклями протекает быстрее и дает лучшие плоды .

Формирование творческой атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и праздников основывается на этих же базисах. И процесс этот может быть реализован только в результате целеустремленного, целенаправленного действия исполнителей в предлагаемых обстоятельствах и той общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители, и участники – чувством радости каждого от сопричастности к творчеству, от встречи со зрителем, от участия в праздничном действе и т.д.

Вместе с тем, внутренний настрой исполнителя рождается:

В результате целеустремленного, целенаправленного его действия в предлагаемых обстоятельствах.

Его увлеченностью исполняемым номером.

Доверительным, верным общением со зрительным залом.

Общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители и исполнители – одни – чувством радости творчества, другие – сопричастности к творчеству.

Выражается же внутренняя творческая атмосфера в режиссуре театрализованных представлений и праздников через темпоритм номера, эпизода, блока; психофизическое самочувствие исполнителей, их поведение на сцене; темпоритме, в котором идет действие.

Что касается внешней «сценической» атмосферы, то она являлась и является коренным, природным, неотъемлемым свойством и качеством русского театра переживания. Это самый заразительный, эмоциональный и духовно активный, сущностный компонент действия, так такового, реализующий его художественный смысл. Её поиск и подробное, живое построение, должны стать одной из главных задач постановщика с первых же дней репетиций.

Сценическая атмосфера зависит от характера событий, развертывающихся перед нами, от места и времени действия. Атмосфера не только порождается основными событиями – она является одновременно и причиной и следствием этих событий.

Так, А.Д. Попов, утверждал, что верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения в сценическом действии – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника…ей должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения .

Формирование сценической атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и праздников, в отличие от режиссуры театра, процесс не мене сложный и многоступенчатый. Сценическая атмосфера в данной предметной области создается и выражается: оформлением, музыкой, светом, звуками, шумами и другими постановочными средствами.

Создавая сценическую обстановку номера, эпизода, всего представления, режиссеру необходимо помнить и о том, что каждой эпохе, каждому времени, каждому событию присуща своя особая атмосфера. Атмосфера времен гражданской и Отечественной войн не одна и та же; атмосфера послевоенных лет не похожа на атмосферу наших дней. Каждый город, каждое село, каждая семья тоже имеют свою атмосферу, которая зависит от социального, общественного, бытового уклада, от природных особенностей, места расположения и т.п..

Естественно, что и каждое событие тоже имеет свою собственную неповторимую атмосферу. Вот почему еще на стадии изучения материалов, связанных с той или другой датой, которой посвящается массовое действие, идет и процесс постижения условий, в которых это событие происходило, что и приводит к возникновению у режиссера ощущения связанной с ним (событием) атмосферы.

Процесс создания верной сценической атмосферы - это, прежде всего, поиск и сознательный отбор средств, которые наиболее точно ее выражают: световой и цветовой палитры, бытовых деталей, музыки, шумов, звуков и т.п.. Поскольку средства, выражающие сценическую атмосферу, весьма разнообразны, то верно найденная атмосфера и точно решенные выразительные средства режиссуры являются комплексом творческих усилий режиссера, актера и других участников режиссерско-постановочной группы. Каждый из них, через ощущение личной причастности, вносит свой вклад в практическое осуществление массового действа. И именно в результате их совместной работы рождается зримый образ массового действа.

Образ - это результат и идеальная форма отражения режиссерского замысла. А сама образность – изобразительность, яркость, наделенность образами. Необходимо отметить, что найденный режиссером образ, не может быть сведен к какому-то единому правилу или условию, ибо он заложен в том богатстве художественных индивидуальностей, какими являются режиссерские стили, их неповторимость. В театрализованных представлениях и праздниках специфика образа состоит в том, что он определяется конкретным событием, с которым связана и представляет собой художественное осмысление, обобщение реального факта, оказывающее воздействие на массу именно силой художественного обобщения реальности.

Различают символическую образность, историческую образность и персонифицированную образность.

Символическая образность – совокупность художественных образов символического значения. Она используется для выражения идеи массового действа:

Как принцип построения (найдя образ, адекватный идее, режиссер выявляет действенный ход построения всего представления – ход-прием);

Как движущая сила (символ становится сюжетным стержнем всего представления);

Для усиления эмоционального фона восприятия реального жизненного материала.

Символическая образность предполагает поиски условно-знаковой системы, ассоциирующейся у участников театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме.

Историческая образность -это живое, наглядное представление событий, имеющих в своей основе близкие зрителю аналогии в прошлом. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмированные, художественно-спортивные состязания.

Персонифицированная образность дает возможность апробировать себя как личность в различных ролях, подражая избранным героям. Порой по замыслу организаторов праздника в рамках такой образности «оживают» предметы, которым придается характер одушевленных персонажей в театрализованном действе.

Вместе с тем, создание сценической атмосферы – это путь не только к целостному образу сценического действия, но и его стилевому единству, коррелирующее с режиссерским замыслом представления и детерминирующее в себе всю палитру выразительных средств режиссуры.

Основными диффинициями отражения спектра выразительных средств режиссуры, с помощью которых создается сценическая атмосфера в театрализованном представлении и празднике являются:

Одно из самых действенных выразительных средств, создающее верную и прежде всего броскую, яркую праздничную сценическую атмосферу представления. Ведь декорационное решение, соответствующее определенному времени, создает среду, в которой присутствуют точные приметы времени.

2)Музыкальное оформление.

Музыкально-шумовое оформление создает на сцене точную атмосферу того или другого исторического времени, вызывает у зрителей ассоциации, связанные с определенной эпохой, определенным временем, определенным событием. Основными приемами использования музыки в театрализованном представлении и массовом празднике можно считать:

Лейтмотив всего представления, помогающий развитию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизоды, погружая их в определенную музыкальную среду.

Как характеристика действующего лица (определенная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его личной музыкальной характеристикой, раскрывающей какие-либо его внутренние качества.

Как раскрытие внутреннего состояния действующих лиц в происходящем на сцене событии. Или как контраст, разоблачающий истинную цель героя.

Как заставка, как связка между номерами, эпизодами, блоками.

Важное место в создании сценической атмосферы занимают звуки и шумы. Верно прозвучавший на сцене звук (скрип двери, вой ветра, шум дождя, перестук вагонных колес и др.) несет в себе действенно-эмоциональный заряд и придает физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно происходит.

3) Световое оформление.

При работе над световым решением режиссеру необходимо помнить, что каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект должен нести в себе определенный смысл, понятный зрителю и служить выявлению содержания номера, эпизода в театрализованном представлении и празднике.

Однако, режиссер театрализованных представлений и праздников обязан помнить: любые постановочные приёмы (мизансцены, свет, кино, музыка, декорационное оформление) должны служить главному – созданию такой эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участникам наиболее выразительно исполнить свой номер, а зрителям воспринять их не только умом но и сердцем. Главной задачей режиссёра театрализованных представлений является создание праздничного поля энергетической среды – наполнить пустое пространство, создать атмосферу, в которой будет всё жить: все, что создаёт атмосферу (декорации, музыка, свет и т.д.) и всё что создано атмосферой (целостный образ представления, люди).

  • Зись А.Я. В поисках художественного смысла. М., 1991.;
  • Кнебелъ М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М.: Искусство, 1966. 168 с.;
  • Конович А.А Театрализованные праздники и обряды в СССР, М 1990. 45 с;
  • Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959. -292 с.;
  • Станиславский, К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 3 / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1990.;
  • Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. – Л., 1984. 34 с.;
  • Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2002. 45 с.;
  • Чехов М.А. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1999. - 271 с.;
  • Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Советская Россия, 1988 56 с.;
  • Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. – М. : Просвещение, 1992. – 25, 65 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait