Как выбрать свой жизненный путь. Как найти свой путь в жизни

Жизненный путь человека… Что это? Простой набор фактов биографии или субъективная картина мира, нечто предначертанное или подвижное, меняющееся по воле самой личности?

Вопросы, на которые так просто не ответить. Однако поразмышлять и посмотреть, какие мнения высказывают об этой фундаментальной проблеме ученые, можно.

Что говорит наука

Проблема жизненного пути изучается множеством дисциплин: это и психология, и история, и философия, и биология... И конечно, специалисты в каждой области предлагают смотреть на эту проблему с определенной стороны. К примеру, биологи говорят о важности так называемых сенситивных периодов в жизни человека, то есть таких, в которые создаются наиболее благоприятные условия для формирования определенных свойств и качеств организма (например, период развития речи).

Социологи отмечают значимость социальных ритуалов: достижения совершеннолетия, вступления в брак… Ведь действительно, после таких событий, как правило, у человека появляется новый набор прав и обязанностей, меняется его отношение к самому себе и отношение к нему других.

Сейчас психология определяет жизненный путь личности весьма широко: процесс индивидуального развития от рождения до смерти. Но в самом ли деле индивидуального? На каждого из нас влияют принятые в обществе правила и нормы, те самые социальные ритуалы, существующие во всякой культуре.

Считается, что нужно закончить школу, затем вуз, работать, завести семью… Или одинаковые для всех организмов одного вида биологические стадии развития, о которых мы тоже уже упоминали? И тогда как найти свой, действительно свой путь, если за тебя уже, кажется, все решено?

Тут появляется еще один термин - «жизненный цикл». Он как раз и включает повторяющиеся, уже определенные стадии развития, которые должны проходить все люди, - стадии биологические и социальные. К первым, например, относятся рождение, детство, юность, взросление, старение… Ко вторым - усвоение какой-либо социальной роли, ее исполнение, а затем отказ от нее.

К чему мы идем

Именно от определения жизненного цикла отталкивалась Шарлотта Бюлер, исследовательница, предложившая понятие «жизненный путь личности». В отличие от жизненного цикла в жизненный путь включается возможность выбора из множества вариантов. Рассматривая связь между фазами жизненного цикла и изучая биографии реальных людей, принадлежащих к различным социальным группам, она выделила три линии, задающие направление человеческой жизни.

  • Объективные события, приходящие друг другу на смену.
  • То, как человек переживает смену этих событий, его духовный мир.
  • Результаты действий человека.

В целом, как считала Бюлер, главной силой, которая заставляет личность двигаться по жизненной дороге, становится стремление к «самоосуществлению», то есть достижение всех целей, осознанных или неосознанных. Бюлер выделила этапы жизненного пути, основываясь на двух факторах – возрасте человека и его отношении к целям в каждый период развития.

  • До 16-20 лет: перед самоопределением. Вопросы о том, как найти свой жизненный путь, человека еще не беспокоят.
  • До 25-30 лет: активизация тенденций к самоопределению. Человек ищет подходящий ему вид деятельности, выбирает спутника жизни. Цели и планы на жизнь еще носят предварительный характер.
  • До 45-50 лет: кульминация самоопределения. Это пора расцвета: считается, что удалось определить профессиональное призвание, создать стабильную семью. Уже есть результаты, которые можно сравнить с намеченными целями. Однако на данном этапе может наступить и кризис. Личность может осознать, что цели не достигнуты или были неправильно поставлены.
  • До 65-70 лет: снижение тенденций к самоопределению. Меняется психология личности: отныне человек больше обращен назад, к прошлому, а не к возможности новых свершений.
  • От 70 лет: после самоопределения. Человеком овладевает стремление к размеренности и покою. На этом этапе личность может оценить жизнь как целое.

Как элементарную структурную единицу жизни Бюлер выделяла событие, причем, как она полагала, события могут быть объективными (происходящими во внешнем мире) и субъективными (во внутреннем мире личности). Интересно, что большое количество последних, по мнению исследовательницы, свидетельствует о более активных попытках узнать свое предназначение, о более сильном желании самоопределения.

Событийного подхода придерживался и первый из отечественных ученый, рассмотревший проблему жизненного пути, - С. Л. Рубинштейн. По его мнению, к событиям могут быть отнесены только некие поворотные моменты, которые задают направление развития личности в дальнейший период жизни. Рубинштейн настаивал на том, что жизненный путь необходимо рассматривать не только как процесс развития организма, но и как индивидуальную историю конкретной личности.

Индивидуальный вклад человека подчеркивает и К. А. Абульханова-Славская. Исследовательница не отрицает, что личность ограничена социумом и господствующими в нем нормами, однако в то же время она способна, сравнивая себя с другими, найти свое место в мире. Важен особый взгляд на собственную жизнь – ее нужно рассматривать как управляемую, подчиняющуюся разуму и усилиям человека.

В поисках себя

Современная психология в целом отмечает несколько факторов, влияющих на жизненный путь человека: определенный исторический период, объективные события, происходящие во время него, общественные нормы, поступки личности, ее внутренние переживания и так далее.

Так или иначе, сложно не признать, что выбор жизненного пути во многом зависит от самого человека. Любая периодизация развития жизни условна, каждый подход субъективен.

Например, можно поспорить с этапом старости в концепции Бюлер. Да, безусловно, это менее активный период по сравнению со зрелостью, но жизнь (особенно в наш век) совсем не прекращается после 70 лет. Так же и с самым ранним этапом: известны отдельные личности, уже в подростковом возрасте определившиеся с планами на всю жизнь.

Об этом нельзя забывать, пытаясь найти свой жизненный путь: в конечном итоге выбор всегда за вами. Конечно, проблема выбора жизненного пути после прочтения этого текста не решится. Не решится она и после десятка таких текстов или более серьезных психологических трудов.

Психология тут может помочь только отчасти, однако грамотный психологический тренинг или консультация специалиста, возможно, подскажут, в каком направлении следует двигаться. В любом случае вы начали поиск ответа, а значит, ступили на сложный, но невероятно интересный и полезный путь самосовершенствования. И это уже здорово! Автор: Евгения Бессонова


О поиске призвания говорят: «Просто следуй зову своего сердца!». И слышать это бывает далеко не всегда приятно. Конечно, я бы последовал своему призванию – знать бы только, в чем оно состоит.

Вопросы о своем предназначении чаще всего задают те, кто работают много, тяжело и упорно. Когда они знают, что делают – ничто уже не может их остановить. Проблема в том, что иногда можно выбрать и неверный старт. Если вы ощущаете себя в подобном положении, позвольте предложить вам несколько новых способов как найти свой путь в жизни и почувствовать себя на своем месте.

Выберите правильную перспективу.

Рассмотрим пример. Вы приходите в ресторан убежденными, что здесь нельзя выбрать для себя ничего хорошего. «Я не голоден», - говорите вы себе. «И поесть здесь совершенно нечего. Не хочу здесь даже находиться». Естественно, с таким подходом меню ресторана вряд ли покажется привлекательным. Тот же принцип работает и при поиске призвания. Если вы убеждены, что найти его будет нелегко, или что этого вообще никогда не произойдет, то будете оставаться закрытыми для многих возможностей. Вы будете неосознанно блокировать все сигналы, которые посылает окружающий мир. В конце концов, как можно найти дело всей своей жизни, если не верить, что оно существует в принципе?

Освойте для себя установку, что найти любимое дело – это реально. Самый простой способ сделать это – окружить себя живыми примерами. Пусть рядом с вами будут те люди, которые следуют своему призванию. Если среди друзей и родственников таких немного – обзаведитесь новыми знакомствами с теми людьми, которые будут вас вдохновлять.

Проведите мини-тест по поиску призвания.

  • О чем я могу говорить без устали?
  • Кем я восхищаюсь и почему?
  • О чем мне всегда нравится узнавать новое?
  • Что бы я хотел совершить в течение своей жизни?
  • Какие трудности и проблемы у меня получается решать лучше всего?

Следуйте своим желаниям.

Выражения «найти свой путь в жизни» и «следовать зову сердца» давно перешли в категорию риторических. Вместо того, чтобы думать о головокружительной карьере или огромном проекте, сконцентрируйтесь на небольших, но реальных шагах. Задайте себе вопрос: что может вдохновить меня прямо сейчас? Потом сделайте это, и следуйте своему следующему желанию, а затем следующему, и так далее. Развлекайтесь, как это делают маленькие дети.

Ведь они всегда находятся в настоящем моменте. Они полностью присутствуют в «здесь и сейчас», играя в песочнице. Наигравшись вдоволь, они сразу же переходят к другому занятию, которое им интересно. Они всегда находятся в гармонии с тем, что делают. Именно поэтому вам следует пересмотреть свои отношения со своим «внутренним ребенком». Занимайтесь тем, что вам нравится, и понаблюдайте, что из этого в итоге получится.

  • Также посмотрите:
Обратите внимание на то, что раздражает вас или вызывает зависть.

Посмотритесь более внимательно к тем людям, которые вызывают у вас негодование. Возможно, за этим раздражением на самом деле находится желание жить такой же жизнью, как и они?


Расширьте свою «зону комфорта».

Если вы хотите найти свой путь, самое время попробовать новые вещи. Они могут показаться пугающими, но иначе обрести призвание будет сложно. Бросьте себе вызов. Рост и развитие никогда не происходят в ограниченных условиях, когда человек каждый день совершает один и тот же маршрут из дома на работу и обратно. Пробуйте новые вещи, заведите хобби, о котором долго мечтали, предпринимайте рискованные шаги.

Смотрите на понятие жизненного пути шире.

Многие люди понимают под призванием одно-единственное занятие, которое делает человека счастливым. Однако при всей своей глубине это определение может быть и ограничивающим. Занимаясь в течение десятков лет одним и тем же, человек способен даже не подозревать, что его миссия лежит совершенно в иной сфере – а быть может, и не в одной.

Если вы тратите драгоценное время своей жизни на дело, которое не приносит удовлетворение, это может стать причиной скуки, разочарования или депрессии. Однако жизнь – это увлекательное путешествие, а не поездка из одной точки в другую. И этот маршрут можно всегда изменить по своему усмотрению. Когда вы узнаете, в чем состоит ваше призвание, то жизнь становится гармоничной и плодотворной. Найдя свой путь, можно также существенно поменять карьеру и повысить уровень благосостояния.

Здравствуйте,

Жил-был человек, который вечно жаловался на жизнь.

И всем, кто оказывался рядом с ним, он выказывал свое недовольство и пенял на несправедливую судьбу.

И вот однажды шел он по тропинке в поле. А навстречу ему неспешно брел мудрец. Поравнявшись, человек начал сетовать и мудрецу: «Жизнь такая сложная… кругом одни проблемы… люди плохие… царь не умеет руководить… нет нигде ничего хорошего…».

Мудрец поднял глаза.

Неподалеку стоял забор. Забор был крепким, но невысоким, поэтому за ним была очень хорошо видна корова, которая жевала траву.

Почему корова смотрит поверх забора? - сказал мудрец.

Человек удивился: - Не знаю, - ответил он.

Задумайся. Почему корова смотрит поверх забора? - повторил мудрец. Жалобщик молчал.

Потому что сквозь забор ничего не видно. - Произнес мудрец и пошел дальше.

Что означает эта фраза? Какое отношение эта история имеет к тому, как найти свой путь в жизни?

Вернемся к этому позже. А пока зайдем с другой стороны.

Обычно люди считают чуть ли не подвигом делать то, что несвойственно их природе. Таково начало эгоизма, которое говорит внутри нас: «Ты можешь быть тем, кем ты хочешь в любой сфере жизни ». Вот что такое эгоизм. Эгоизм означает своеволие.

  • Подробнее об эгоизме -

«Любая кухарка может управлять государством» . Помните эту фразу, приписываемую Ленину?

Каждому человеку дается своя природа. В самом общем случае есть природа мужчины, есть природа женщины. Есть природа руководителя, есть природа преподавателя. Есть природа бизнесмена, есть природа, связанная с физической деятельностью. Это разные природы.

И свой путь - он всегда в рамках той природы, которая мне дана . Моей, а не чужой.

Искать внутри себя

Поэтому первое , что следует понять, думая, как найти свой путь в жизни - свой путь нужно искать внутри себя, а не вовне. Взгляд вовне - это взгляд зависти, когда я сравниваю себя с другими людьми. Насколько они успешны… И я хочу им подражать. Это то, как человек теряет себя.

Природа дается человеку изначально. Она, может быть, не проснулась. И поэтому многие спрашивают, как в жизни найти свой путь. И большинство людей, к сожалению, как раз не проснувшиеся. Их природа не проявилась.

Судя по телу - мужчина, но мужской природы нету. Тело женское, но природа не проявлена. Это просто телесная оболочка, в которой нет содержания соответствующего. Как пустой стакан. Это может быть какой угодно внешне красивый стакан, но если вы хотите пить, зачем он вам нужен?

Когда мы с вами хотим пить, нас не очень интересует стакан. Нас интересует, что в него налито.

Женщина, мужчина, руководитель, преподаватель - разные природы. Искать нужно внутри себя. Это во-первых.

Связь с высшим началом

Второе . Природа исходит из высшего источника. Каждому дается определенный путь в этом мире. Мы здесь все связаны с высшим. Поэтому, если в жизни человека нет опыта открытости к высшему руководству, доверия к нему, ему будет очень сложно найти свой путь в жизни и найти самого себя. Если нет этой связи.

В самом общем случае, человеку, который далек от духовной практики, будет сложно понять, кто же я такой на самом деле и чем мне заниматься.

  • Читайте

Итак, первое - нужно искать внутри себя. Второе - нужно искать в этих высших отношениях. Именно в этой связи проявляется природа.

➨ Первое. Пробовать разные виды деятельности. Потому что когда мы пробуем, исследуем разные сферы, мы начинаем чувствовать, где ближе, где наше.

➨ Второе. Если человек не в ладу с собой, своими эмоциями… Если он не умеет чувствовать и понимать свои потребности, то ему будет сложно найти себя. Даже если он будет делать все, что было написано до этого.

Запутанные психологические сценарии искажают способность распознать что-то. Чтобы понять себя, нужно отрабатывать и какие-то свои эмоциональные блоки-проблемы.

➨ Третье. Общаться с другими людьми и советоваться с ними. Потому что иногда другому человеку легче понять нас, чем нам понять самих себя.

А сейчас давайте вспомним историю о мудреце и корове.

На самом деле чуть выше мы с вами уже раскрыли ее смысл. Заметили?

Если человек все время обращает внимание только на проблемы…

Если он все время обсуждает, почему все вокруг так, а не иначе…

Если он упирается взглядом в толстый забор своих (пусть навязанных, но принятых как свои) негативных убеждений…

Такой человек вряд ли поймет, как найти свой путь в жизни.

Помните пример о сознании мухи и пчелы? Муха ковыряется в негативе и проживает в нем всю свою жизнь. Смакует все, что плохо, и привязана к этому. А когда вокруг одни проблемы, скажите, разве есть время задумываться над действительно важными вещами? Некогда - нужно страдать. Подробнее о сознании мухи и сознании пчелы - .

Как избежать трудностей на этом пути

Корова точно знает, как найти свой путь в жизни. А вы?)

В восточных трактатах говорится, что большинство людей ничему не учатся. Они всю жизнь страдают, совершая одни и те же ошибочные поступки и получая за это реакции.

Мало кто задумывается, почему те или иные события приходят в их жизнь. Думая об этом, некоторые люди нарабатывают некий опыт и понемногу меняют свою жизнь. Это называется «учатся на своих ошибках».

Но есть и другие люди. Правда, их очень мало. Они учатся всегда. Потому что принимают жизнь, как любящего руководителя, чье руководство безошибочно. Благодаря этому, они избегают множества проблемных ситуаций и крайне быстро двигаются по пути личностного роста.

Следует из всего извлекать урок. Думать, чему меня обучает та или иная ситуация. Вот это - самый настоящий ответ на вопрос, как найти свой путь в жизни. Когда все, что происходит вокруг, лучше принимать своими учителями. Даже корову, которая как бы случайно смотрит поверх забора.

Как вы относитесь к этому?

Если вы здесь впервые, сейчас можно подписаться, нажав сюда . Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу (социальные кнопки - чуть ниже).

По лекциям Рузова В.О. и Гадецкого О.Г.

Жизнь - не простое биологическое явление, скорее, ее можно назвать индивидуальным социально-историческим фактом, причина которого то, что каждое живое существо на Земле растёт и развивается. Но и здесь человек отличается дополнительной особенностью - он еще и формируется как личность, имеет свои притязания, мечты, ценности, стремления, достижения и собственное мировоззрение.

Добиваясь поставленных целей, индивид проходит свой путь в этом мире. Однако не каждый способен познать эту радость и понять какого его призвание. Многие люди так и живут бесцельно, не задавая себе самый главный вопрос: как найти правильную дорогу в жизни?

Попробуем разобраться, в чем причина такого безразличия, и что поможет в определении собственной значимости.

Для начала важно отметить тот факт, что жизнь человека разделена на пять фаз. Особенное внимание такому утверждению уделял известный немецкий психолог К. Бюлер, который выяснил, что первые две фазы полностью относятся к поиску своего места в жизни.

Он рассказал в своих исследованиях, что первая фаза длится с 16−20 лет, и находится, за пределами возложенной на человека миссии. Это время отводится для того, чтобы самоопределиться. Вторая фаза наступает после данного периода и продолжается до 25−35 лет, когда человек начинает искать себя в разных сферах деятельности, сталкивается с преградами, собственной неуверенностью, осознает ответственность за выбор профессии и определяется с тем, что действительно ему нужно.

Проблема выбора

Иногда человек находится в замешательстве и не может найти собственного «я», которое постоянно требует самореализации. Это именно тот случай , когда нельзя сидеть сложа руки и изводить себя неудачами, нужно действовать. И первый шаг - это ликвидация проблемы способом выяснения причин, которые привели к потере жизненного ориентира.

Психологи считают, что потерянное состояние человека связано со следующими обстоятельствами:

  • в связи с утратой (потерей близкого, статуса, работы);
  • из-за невозможности изменить ситуацию в силу каких-либо ограничений (здоровья, финансовых барьеров и др.);
  • по причине навязывания чужого мнения родственниками или близкими людьми (к примеру: «Ты никогда не станешь писателем!» и т. п.);
  • так как полностью устраивает зона комфорта;
  • если нет главной цели;
  • при ошеломительном успехе (массовое признание нередко отзывается опасной депрессией);
  • из-за неуверенности в себе (причина этому: непонимание того, что желаемое может воплотиться только благодаря стараниям) и страха (который способен парализовать сознание, в том числе и в отстаивании собственных убеждений).
  • страх (способен парализовать любые попытки отстаивать убеждения, двигаться к цели или даже расширять зону комфорта).

Поиск призвания

Чтобы разобраться в себе, для начала необходимо прислушаться к своим желаниям, ведь именно желания - часть человеческого естества. Часто они носят социальный характер, но благодаря им начинается сознательная деятельность. А постоянное мышление относительно нерешенного вопроса со временем перерождается в главные жизненные цели.

Если и в желаниях возникло замешательство, то нужно расширить сферу интересов, находить новые связи, пробовать новое. Суть своей значимости может находиться за пределами ее восприятия, но когда человек охватывает вниманием области, которые ранее были для него закрыты, с другого ракурса, он начинает определять то, что ему нужно, и хочет это реализовать.

Также нельзя ограничивать себя. Многие считают, что эффективная работа дает плоды только в одном направлении. Это не всегда так. Несомненно, есть цели, требующие «полного погружения», однако, необязательно тратить всего себя на их осуществление. Психологи рекомендуют комбинировать основную цель с другими, занимающими меньше времени, они отвлекают и прекрасно гармонируют между собой.

Найти свой путь будет намного проще, если проанализировать себя, представив, что «я» - это источник полезных ресурсов для прохождения определенной миссии. Для этого необходимо задать себе следующие вопросы:

  • Что я умею делать?
  • На какие поступки я способен?
  • Как далеко я могу зайти в погоне за смыслом жизни?

Способности имеют огромное значение, так как они являются свойствами личности, определяющими осуществление замысла, его реализацию и успешность.

Для того чтобы прийти к «точке самореализации», необходимо узнать о себе 6 важных вещей:

  1. Кто я? Где мое место в жизни? - в ответах на эти вопросы лежит осознание духовной природы человека и возложенной на него функции.
  2. В чём Миссия человека на Земле? Для чего я пришел в этот мир? - важно найти понимание жизни на духовном уровне, то есть определить, что предначертано.
  3. Какая моя главная цель? - что нужно достичь, причина этого, желаемый результат.
  4. Каковы мои ценности? - личные идеи, принципы и убеждения, которыми руководствуются люди.
  5. В чем мои таланты? - это могут быть способности, когда что-либо хорошо получается как бы само собой.
  6. Личные характеристики - важно честно признаться себе и в недостатках, и в достоинствах (это могут быть личные качества, черты характера, генетические задатки, желания, интересы и т. д. .

Когда человек «наведет порядок» в этих вещах - сразу же поймет, как выбрать правильный путь в жизни. Также важно отметить, что здесь нужно четко формулировать ответ, так как все элементы такого самоанализа должны быть согласованы между собой. В противном случае различные мотивации приведут к внутреннему конфликту.

Нумерология. Число жизненного пути

Определить свой жизненный путь поможет нумерологическая характеристика. Ведь то, что предначертано человеку, часто скрывается в его дате рождения. Астрологи давно научились раскрывать личностные характеристики, цели и задачи, что и донесли до нашего времени.

Итак, путем последовательного сложения цифр полной даты рождения.

К примеру, дата рождения 26. 12. 1982 года.

Складываем:

  • день: 2 + 6 = 8;
  • месяц: 1 + 2 = 3;
  • год: 1 + 9 +8 + 2 = 20 = 2 + 0 = 2;
  • полученные результаты: 8 + 3 + 2 = 13 = 1+3 = 4.

Таким образом, число, в котором заложена миссия человека - 4.

Значения чисел

Единица - символ уверенности. Обладатель этого числа - лидер во всем. Он амбициозен и независим, всегда найдет цель и будет стремиться к ней, не рассчитывая на помощь со стороны. Слабая его сторона - чрезмерная самоуверенность и ошибки в оценке собственных возможностей. При выборе таким людям лучше придерживаться самого удобного.

Двойка говорит об отношениях с окружающим миром. В зависимости от того, насколько эти отношения прочны и гармоничны, выражается благополучие. Жизненная задача - совершенные отношения с окружающими. Люди этого числа дружелюбны, контактны, уступчивы, объективны. Слабость проявляется в доверчивости, неуверенности и неумении отстаивать интересы.

Тройка. Мо жно сказать, блестящее число, яркое, приносящее радость. Обладатель тройки - это великолепный рассказчик и приятный слушатель. Он талантлив практически во всем и причина этому - рассказать людям о том, что жизнь прекрасна. Пробовать таким людям нужно все, а выбирать по вкусу.

Четверка представляет собой, на первый взгляд, неудачное число. Но этот взгляд поверхностный! Это число не о трудностях, а о трудолюбии. Обладателю четверки ничего не достается просто так, а вот удовлетворение от достижения поставленных целей зашкаливает.

Найти точку опоры для того, чтобы перевернуть мир с ног на голову, удается не всем, но обладателям этого числа такое под силу, так как эти люди многое чувствуют и держатся поближе в надежде. Они искренни, надежны, отличаются жизненной стойкостью, но часто неудовлетворены сложившейся жизнью, так как им кажется, что все кругом везунчики, а их судьба в этом обделила, но это никак не помешает добиться поставленной цели, ведь такие люди - «хозяева своей судьбы».

Пятерка - парад возможностей, фестиваль интересов и способностей. Это люди, которые полны энтузиазма и постоянно находятся в движении , они любят рисковать и умеют выходить «сухими из воды». Их призвание - путешествовать и общаться с разными людьми, что, несомненно, принесет пользу и удовольствие.

Шестерка - это равновесие во всем: в отношениях с людьми, материальном благополучии, талантах. Обладатель шестерки стремится не только получать, но и отдавать, имеет способности двойки и таланты тройки, однако, наибольшее удовлетворение получает в семье.

Удел семерки - стремление, исследование, уединение. Это самое загадочное число. Его обладатели - таинственные люди, очень интуитивны, стремятся к познанию всего таинственного (явлений, духовности). Семерка способно достичь огромных успехов в религии и мистики.

К восьмерке относятся законченные материалисты. Их девиз: «Того, о чем я не знаю, нет». Они ничему не верят и во всем требуют доказательств. Это волевые, решительные, ответственные и неустрашимые люди, уровень требовательности у которых не только к себе, но и к окружающим.

Девятка отражает в обладателе этого числа служение людям и главная проблема здесь: научиться служить им, не требуя ничего взамен. Это люди, обладающие большими возможностями, в отличие от других, которые идут по дороге самосовершенствования и делятся полученным опытом с окружающими.

Самой главной трудностью девятки является то, что она не во всем может противостоять в отношении общей культуры, которая только и делает, что главенствует над понятием немедленного обмена, даже тогда, когда ты безгранично щедр. Поэтому важно научиться таким людям не ждать немедленной благодарности, ведь их может преследовать одна и та же мысль о том, что главная цель не достигнута, и все труды оказались напрасны. Это значит, что не все сделано, и человек до конца не осознал, что ему и так многое дано.

Число одиннадцать обладает сильной интуицией и умением пользоваться своими внутренними резервами, которые не так доступны другим людям. Задача обладателя этого числа - совершать важные открытия, которые будут двигать вперед все, что есть на Земле. Это люди с хорошо развитыми экстрасенсорными способностями, получающие некое озарение (информацию) свыше. Они имеют способность вести за собой людей и, благодаря мощному интеллекту при необычном мировосприятии, видеть явления и события под другим углом

При развитии и совершенствовании собственных способностей, которые будут направлены на служение и созидание, такие люди имеют знания, как просветить человечество. Но если обладатель числа не смог осознать свою миссию, как число одиннадцать и проявляет свою сущность в судьбе двойки, это добавит к его характеристике только хорошо развитую интуицию и харизму.

Двадцать два - число выше по своей сути, чем одиннадцать. Если одиннадцать отражает просвещение и носит постоянные новые идеи огромных масштабов, то двадцать два - приносит в мир новые проекты и реализовывает их.

Здесь нужно отметить выдающиеся способности во всех отраслях человеческих чувств и знаний, возможность создавать и реализовывать самые грандиозные планы, которые способны изменить жизнь почти всех людей.

Миссия заключается в глубоком осознании имеющихся возможностей, умении их реализовывать и контролировать.

Если это число проявляется в жизни его обладателя больше как значения числа четыре, то тогда судьба обогащает его необходимым стремлением к своему совершенствованию и заставляет работать над собой не покладая рук, а также повышает к себе требовательность.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

admin

Цели, поступки, отношение к окружающим, ведение личной жизни, формирование отношений, участие в профессиональной сфере. Эти области касаются индивида и в науке объединены под одним термином – жизненный путь человека. Поскольку люди во время существования затрагивают множество областей, то изучают жизненный сценарий философы, психологи, этнографы, социологи. Но, ближе к жизненному пути психология. Эта наука изучает становление личности, постановку целей, достижение задуманного. Что собой представляет жизненный путь личности?

Понятие жизненный путь личности

Что скрывается под этими тремя словами? Жизненный сценарий человека протекает по индивидуальной схеме. Нет одинаковых или похожих историй. Личность отличается от других существ на планете образом жизни. Человек не только существует и проходит этапы развития по отношению к временному отрезку, но и закладывает основы личностного становления.

Понятие жизненный путь личности включает множество аспектов и зависит от места обитания человека. Так законом установлена норма закончить среднее образование, обществом – или жениться, продолжить род. Социум к этим понятиям устанавливает сроки, когда следует закончить учебу, создать семью. Нормы давят на человека и заставляют придерживаться установок. Не принято становиться студентом в 40 лет или жениться в 50. Хочет человек или нет, но подсознательно он строит жизненный путь с учетом установленных норм. Небольшие отклонения и отличия являются индивидуальным жизненным сценарием.

Получается, на развитие жизненного пути человека влияют психологические, возрастные, общественные, социальные факторы и личные желания.

Проблема жизненного пути личности

В научном мире данным вопросом впервые озадачился Рубинштейн С.Л. Именно на него и его работу «Человек и мир» ссылаются при изучении предмета в высших заведениях и трактовании проблемы жизненного пути личности. В своих трудах автор ссылается на личную жизнь человека, которая оказывает влияние на развитие жизненного пути. У каждой личности свои взгляды на отношения, быт и другие сферы. Совокупность этих понятий формирует жизненный мир человека. Отсюда вытекает мотивация личности и выстраивается индивидуальный сценарий. На развитие жизненного пути влияет качество и глубина отношений. При их изменении корректируются действия человека, и меняется сценарий.

Личность развивается в зависимости от поступков, решений, ответственности. Участие в развитии отношений формируют субъекта жизни. Получается, что индивид меняется и развивается в ходе жизненного пути. Данное явление автор назвал деятельностным опосредованием.

Проблемой жизненного пути личности занимался ряд специалистов:

Леонтьев А.Н. Его теория основана на том, что быт людей складывается из действий, которые они практикуют. На основании этого формируется индивидуальный сценарий. Следовательно, жизненный путь складывается только из тех видов деятельности, которые осуществляет конкретный человек.
Ананьев Б.Г. Основной упор делает на происшествиях, с которыми человек сталкивается в жизни. Из них формируется индивидуальная жизнь личности. Происшествия автор разделяет на две группы, которые взаимосвязаны между собой. Первая касается среды и окружения. Это природные факторы, социальные изменения. Вторая группа формируется на фоне жизненных обстоятельств, другими словами исходит из поведенческого фактора.
Абульханова-Славская К.А. Теории строится на том, что человек зависим от множества факторов: социальных норм, жизненных условий, структур. Личность опирается на условия, проводит сравнительный анализ. Главная задача индивида – это сравнить себя с установленными нормами и найти место в жизни. При этом социум заинтересован в развитии индивида. Но, человек самостоятельно создает условия для получения профессиональных навыков, формирует семейные отношения, заводит социальные связи. Из этого выходит основная мысль. Необходимо осознать жизненный путь как проблему, не допуская стихийного развития, а подключая усилия и ум.

жизненной позиции – выбор человека как вести свою жизнь, который отображается на жизненных проявлениях;
жизненной линии – возможности и потенциал людей, которые зарождаются в настоящем и переходят в будущее;
смысла жизни – включает осознание конкретной личностью жизни, как целостной машины.

Влияние возраста индивида на жизненный путь личности

На жизненный сценарий влияют возрастные ожидания. Человек подстраивается под установленные нормы, иногда отклоняется от них. Изменения, касающиеся опережения следующего возрастного этапа вызывают у окружающих восхищение. Таким образом, личность завоевывает авторитет. В свою очередь отставание от возрастных установок вызывает у общественности . Человек реагирует на такие осуждения болезненно. Из этого видна прямая связь, как влияет возраст индивида на жизненный путь личности.

Осталось выяснить, какой возраст рассматривается при притягивании личности к социальным нормам. Существуют следующие понятия:

Биологический возраст. Не всегда совпадает с цифрой в паспорте. Для определения берется состояние здоровья человека, учитывается, как протекает обмен веществ. Полученные данные сравнивают со среднестатистическими показателями схожего индивида.
Психологический возраст. Рассматривается развитие человека, эмоциональная и психологическая составляющая. Затем проводят сравнительный анализ, ориентируясь на психические показатели, признанные нормой для конкретного возраста. Из подобных исследований исходят заключения: гиперактивный, инфантильный или слишком умный человек.
Социальный возраст. Изучаются навыки, которыми обладает личность на данный момент. Деятельность индивида сравнивается с общепринятыми нормами, которыми должен обладать среднестатистический человек.

Жизненный путь со стороны социологии рассматривается с учетом программ, установок, . Психологи же изучают формирование взгляда человека на жизнь, реальное представление себя в будущем. Социология включает уровень оптимизма и представление будущего человеком с учетом определенных социальных групп и конкретных жизненных обстоятельств.

Развитие и жизненный путь личности

Рассматривая этот вопрос, за основу берут изучения Бюлера Ш. Для определения концепции, жизненный сценарий человека рассматривался с учетом линий развития (было найдено 97 видов). Линии касаются разных сфер: социальной, психологической, профессиональной, семейной, трудовой. На основании исследований были выведены 5 фаз, определяющие развитие и жизненный путь личности:

Первая фаза не включается в жизненный сценарий человека. Считается, что от рождения и до возраста 16–20 лет личность еще не создала семью и не начала профессиональную деятельность.

Второй период посвящается поиску второй половинки, попытках завязать контакты. С 16–20 лет и до 30 человек пробует различные виды деятельности. В этот период появляются первые мечты, цели, наброски будущей жизни. Вторая фаза характеризуется жаждой действий и рассеянностью.
Третья фаза включает зрелый возраст человека. Максимальный порог от 25 до 50 лет. Начало третьего периода определяется созданием семьи или постоянной профессией. Человек ставит реалистичные цели, достигает их. Благодаря этим действиям формируется .


Четвертая ступень от 45 до 70 лет. Происходит постепенный спад жизненной активности. Профессиональная деятельность завершается выходом на пенсию, дети вырастают и покидают семейное гнездышко. Это время итогов и самокопаний. Для многих тяжелый период, поскольку включаются процессы старения, происходит биологическое увядание. Пожилой человек склонен к ностальгии, предается воспоминаниям, . Будущие планы строятся с учетом подведенных итогов и сегодняшних обстоятельств.
Пятая фаза. В возрасте от 65 лет люди прощаются с работой. Цели, поставленные в юношестве, становятся неактуальными. Мысли человека остаются в прошлом, снижается социальная активность. Личность сосредотачивается на хобби, путешествиях, отдыхе. О будущем думать не хочется, так как очевиден скорый конец жизни. Подводится окончательная черта жизненного пути. Человек, выполнивший цели, чувствует удовлетворение. Личность, не достигшая поставленных задач, испытывает разочарование.

Выбор личностью своего жизненного пути

Человек так устроен, что жизненные ошибки и неудачи списывает на коварства судьбы. А удачу присваивает на свой счет, рассказывая какие титанические усилия были приложены для достижения цели. Начните анализировать ошибки, понимать, почему произошло так. С этого и начинается выбор личностью своего жизненного пути. Анализа и понимания, что последует после совершения действий или поступков.

Жизненный путь человека включает доход, успех, профессиональную деятельность и мировоззрение. Отношение к окружающему миру формирует жизненный путь личности. Что вы выберете разрушение или созидание? Чтобы не было разочарований, ставьте достижимые цели и не проживайте жизнь понапрасну, раздражаясь, злясь и обижаясь на окружающих. Человек сам выбирает и формирует жизненный путь.

18 марта 2014