Орден Святого Лазаря: прокаженные на страже Европы (7 фото). Православный Апологет - Лазарь Четверодневный Константин Икономос, преподаватель Ο Άγιος Λάζαρος, ο τετραήμερος του Κωνσταντίνου Αθ

Координаты : 34°54′42″ с. ш. 33°38′05″ в. д.  /  34.911546° с. ш. 33.634807° в. д.  / 34.911546; 33.634807 (G) (Я)

Церковь Святого Лазаря (греч. Ιερός Ναός Αγίου Λαζάρου , Агиос Лазарос) - православный храм IX века в городе Ларнака , Республика Кипр ; принадлежит Кипрской православной церкви .

История

По преданию, гробница Лазаря была утрачена в период арабского владычества в середине VII века . В 890 году в Ларнаке была обнаружена гробница с надписью «Лазарь Четверодневный, друг Христов» . По указу императора Льва VI мощи Лазаря были перенесены в Константинополь в 898 году , где были положены в храме Праведного Лазаря. Перенесение мощей вскоре стало православным праздником, отмечаемым 17 (30) октября .

За восемь дней до Пасхи , в Лазареву субботу , икону святого носят по улицам Ларнаки во время праздничного шествия.

Напишите отзыв о статье "Церковь Святого Лазаря"

Примечания

Литература

  • Софрониос Р. Михаелидес // «Святой Лазарь, Друг Христов и первый Епископ Китийский (История Его Храма в Ларнаке)», г. Ларнака, Кипр, 1999 г. (рус.)

Отрывок, характеризующий Церковь Святого Лазаря

Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.
Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.
– Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев.
Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.
– Ах, право, поздно, – сказал граф Орлов, поглядев на лагерь. Ему вдруг, как это часто бывает, после того как человека, которому мы поверим, нет больше перед глазами, ему вдруг совершенно ясно и очевидно стало, что унтер офицер этот обманщик, что он наврал и только испортит все дело атаки отсутствием этих двух полков, которых он заведет бог знает куда. Можно ли из такой массы войск выхватить главнокомандующего?
– Право, он врет, этот шельма, – сказал граф.
– Можно воротить, – сказал один из свиты, который почувствовал так же, как и граф Орлов Денисов, недоверие к предприятию, когда посмотрел на лагерь.
– А? Право?.. как вы думаете, или оставить? Или нет?
– Прикажете воротить?
– Воротить, воротить! – вдруг решительно сказал граф Орлов, глядя на часы, – поздно будет, совсем светло.
И адъютант поскакал лесом за Грековым. Когда Греков вернулся, граф Орлов Денисов, взволнованный и этой отмененной попыткой, и тщетным ожиданием пехотных колонн, которые все не показывались, и близостью неприятеля (все люди его отряда испытывали то же), решил наступать.
Шепотом прокомандовал он: «Садись!» Распределились, перекрестились…
– С богом!
«Урааааа!» – зашумело по лесу, и, одна сотня за другой, как из мешка высыпаясь, полетели весело казаки с своими дротиками наперевес, через ручей к лагерю.
Один отчаянный, испуганный крик первого увидавшего казаков француза – и все, что было в лагере, неодетое, спросонков бросило пушки, ружья, лошадей и побежало куда попало.
Ежели бы казаки преследовали французов, не обращая внимания на то, что было позади и вокруг них, они взяли бы и Мюрата, и все, что тут было. Начальники и хотели этого. Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал. Взято было тут же тысяча пятьсот человек пленных, тридцать восемь орудий, знамена и, что важнее всего для казаков, лошади, седла, одеяла и различные предметы. Со всем этим надо было обойтись, прибрать к рукам пленных, пушки, поделить добычу, покричать, даже подраться между собой: всем этим занялись казаки.
Французы, не преследуемые более, стали понемногу опоминаться, собрались командами и принялись стрелять. Орлов Денисов ожидал все колонны и не наступал дальше.

08.05.2015

По Евангелию Святой Лазарь был братом Марии и Марфы. Его жизнь была связана со Спасителем, ведь именно его Христос воскресил на четвертый день после того, как он умер. В католической церкви днем Святого Лазаря считается 17 декабря, а также именно он считается самым первым епископом, который служил в Марселе.

В Евангелие о Лазаре говорится только от имени Иоанна, а все события, которые связаны с ним, связаны с воскрешением. Когда Христос шел к Лазарю — к той гробнице, где он был похоронен, очень сильно начал плакать, а рядом стоящие, которые увидели это, стали говорить о том, что Иисус очень сильно любил Лазаря. После того, как Христос оказался возле пещеры, камень был отвален от нее, а Спаситель начал молиться. Прошло несколько минут, а из пещеры показалась рука человека, а потом и весь человек, им оказался Лазарь. Он был связан пеленами, Христос попросил, чтобы его развязали.

Неизвестно точное место захоронения Лазаря

Согласно католической традиции, которая была отражена в Легенде, Лазарь со своей сестрой и Марией Магдалиной решил поехать в Марсель, где начал проповедовать учение Христа. В Марселе были в основном язычники, которые не сразу приняли нового учителя. Через некоторое время Лазарь смог стать Марсельским епископом.

Мощи Лазаря были доставлены в город Китий, который сейчас называется Ларнака, в специальной раке из мрамора. На раке была небольшая надпись, которая говорит о том, что Лазарь являлся другом Спасителя.

Через несколько лет император Лев Мудрый распорядился перевезти мощи святого в Константинополь, где были размещены в небольшом храме под одноименным названием. В 10 веке в городе Ларнака возле могилы Лазаря построили церковь его имени. Самое интересное, что в 20 веке ученые случайно обнаружили небольшую раку, в которой были человеческие останки. По их мнению, это и были останки святого Лазаря. Скорее всего, в Константинополь были вывезены не все мощи святого. Ученые продолжают расходиться во мнении о месте захоронения Святого Лазаря, так как в свое время прошли слухи, что он был похоронен в Вифании, где и находится его могила. Это место сейчас считается мусульманским, а чтобы увидеть могилу, нужно заплатить деньги. Рядом с могилой расположена небольшая мечеть. Город Вифания во время византийского правления назывался Лазарион, после того, как его захватили мусульмане, город стал называться Эль – Азария, что по арабски означает «город Лазаря».

Несколько фактов воскрешения и традиция почитания Лазаря

Имя Лазарь произошло от сокращенной формы другого имени – Елизар. Если говорить о переводе этого имени, оно означает “ Бог мне помог “. В его честь назвали небольшой, но очень почитаемый орден рыцарей, который так и называется — Орден Лазаря свято.

По статистике, в данный момент в этом ордене находятся более шести тысяч человек, которые живут на разных материках. Орден считается монашеским, но относится к военным людям, которые принимают участие в боевых действиях. Все начиналось еще от крестоносцев, сражавшихся на землях Палестины в 11 веке. На сегодняшний день представители ордена занимаются только благотворительностью.

На Кипре в городе Ларнака, где находится церковь Святого Лазаря, в небольшом подземном крипте расположена гробница, а в ней музей. Этот музей собран из уникальных экспонатов, которые не были куплены или заказаны у кого – либо. Все, что там находится, было привезено и отдано дар прихожанами храма, которые посещали его на протяжении многих веков. Прошло много времени, а музей переполнился, в нем не хватало места и было построено новое здание, которое превратили в новый и расширенный музей.

Искусствоведы по – разному говорили о Лазаре

В прошлом веке Ван Гог решился рассказать о необычной интерпретации сюжета, представленного в Новом Завете. Данная работа сильно отличалась от канонического представления, так как Спаситель, который совершил чудо, воскресив Лазаря, был показан как Солнце, а на главном месте находился сам Святой со своими сестрами Марией и Марфой. В современной России Лазарь символизирует человека, который страдает от болезни и бедности, хотя после смерти он был вознагражден в последующей жизни на Небесах.

На Кубе не каждый может просить милостыню, это могут сделать те, кто посвятил себя Святому. Лазарь на этом острове остается самым главным покровителем для населения, а праздник стараются отмечать не только представители христианства, но и сторонники сантери, которые Лазаря считают божеством, повелителем болезней.





Как празднуют День памяти святого Доминика католики

Год за годом 6 августа исполняется день рождения Святого Доминика. В связи с этим представители католической церкви отмечают этот день. Доминик был тем, кто основал, наверное, самый известный среди монахов орден, ...


Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.
Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же – небедным. Судя по тому, что у него были слуги (Ин. 11: 3), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12: 3), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (Ин. 11: 31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (Ин. 11: 18), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 31)».

Святитель Амфилохий Иконийский

После убиения первомученика Стефана Лазарь был посажен в лодку без весел и отправлен в море

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим) . Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного) .

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь) .

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего» (Ин. 15: 24)».

Митрополит Антоний (Храповицкий)
Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 12: 3). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга”».
Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Византийский император Лев Мудрый (886–911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Крипта церкви Лазаря. Здесь находится пустая гробница с подписью "Друг Христа", в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Знаете ли вы, почему Господь Иисус Христос заплакал, когда пришел воскрешать Лазаря?

«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?

«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он – человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?

Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, – пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря – состояние скоропреходящее.

Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11: 3). И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11: 11). Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11: 12), имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11: 13). И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер» (Ин. 11: 14).

Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:

1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна... Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;

2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;

3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий» (Ин. 11: 4).

О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский

Знаете ли вы, где находится могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?

Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии – выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.
Могила св. Лазаря в Вифании



(Ин.5: 25)

I. Вера Моисею и пророкам, исцеление слепорожденного,
притча о богаче и нищем Лазаре

«Если Моисея и пророков не слушают,
то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят
»
(Лк. 16: 31)

Невообразимое количество чудес сотворил Господь над народом израильским. Но большее из всех - воскрешение Лазаря. Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак .

Что же, все иудеи уверовали во Христа? - Отнюдь. Но пошли к начальникам и «с этого дня положили убить Иисуса » (Ин. 11: 53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят » (Лк. 16: 31). А ведь Израиль ждал Мессию именно в это время. Знали иудеи, что заканчиваются прореченные Даниилом семьдесят седьмин лет от указа о восстановлении Иерусалимского Храма до помазания Святого (Дан. 9: 24), что потомков Иуды покинул царственный скипетр (Быт. 49: 10), а в Назарете появился Учитель, по слову Которого мертвые восстают и прокаженные очищаются. «Исследуйте Писания, …они свидетельствуют обо Мне » (Ин. 5: 39) - обращался Христос к знатокам Писаний. Но те не верили ясным пророчествам и требовали чудес и знамений с неба . Когда же Господь творил чудеса, не верили и им .

Воскрешение Лазаря неотделимо от другого, всколыхнувшего Израиль чуда - исцеления слепорожденного (см. Ин. 9: 1-41). Если излечение больного глаза ещё можно приписать человеческому врачебному искусству, то учреждение зрения - одному лишь Божественному действию. Иудеи это чудо отвергли, ибо «не поверили, что он (слепорожденный) был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? » (Ин. 9: 18-19).

Как же он видит? - Очевидно, - ответим мы, - силою Того, Кто воскрешал мертвых, повелевал стихиям, умножал хлебы, изгонял бесов, ходил по воде. Силою Того, Кто волен был сотворить и другое неслыханное чудо - воскресить разлагающегося мертвеца и тем самым явить Свое Божество, иудеев сделать безответными, усопшим проповедать разрушение Ада, а живым - всеобщее воскресение.

II. Воскрешение Лазаря
как великое и небывалое чудо

Господь, узнав от посланников Марфы и Марии о болезни Лазаря, пришёл в Вифанию лишь на третий день по его смерти, пробыв «два дня на том месте » (Ин. 11: 6). Промедление Господа прийти на помощь другу Святые Отцы согласно объясняют желанием воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего - чудо, дотоле неизвестное Израилю: «Для чего же ‘пробыл’ ? Для того, чтобы скончался и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или расслабление, или лишение чувств, но не смерть. По этой-то причине Он и остался на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: ‘уже смердит’ (Ин. 11: 39)» .

Весьма образно описывает это чудо святитель Амфилохий Иконийский: «Только Господь возгласил: ‘Лазарь, иди вон!’ (Ин. 11: 43), и тотчас тело исполнилось жизнью, волосы вновь произросли, пропорции тела пришли в надлежащее соотношение, жилы снова наполнились чистой кровью. Ад, пораженный в самые недра, отпустил Лазаря. Душа Лазаря, вновь возвращенная и призванная святыми ангелами, соединилась с собственным телом» .

Случалось и раньше, что величайшие пророки Израиля воскрешали мертвых, но никогда они не воскрешали тех, чьих тел коснулось тление. «Кто виде, кто слыша, яко воста человек мертвый смердящий? Илиа убо воздвиже и Елиссей, но не от гроба, но ниже четверодневна», - возглашает святая Церковь устами прп. Андрея Критского на повечерии пятка седмицы ваий .

К чуду воскресения присоединилось и другое чудо - Лазарь , «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами» (Ин. 11: 44), свободно двигался : «Связан ногама Лазарь хождаше, чудо в чудесех: ибо болий явися возбраняющаго укрепляяй и Христос: Егоже слову вся раболепно служат, яко Богу и Владыце работающа» .

III. Воскрешение Лазаря как проявление
истинного Боговоплощения Иисуса Христа

По учению Православной Церкви, выраженному в песнопениях Лазаревой субботы, Христос явил свои истинные Божество и человечество в воскрешении Лазаря: «Уверяя Слове, Воскресение Твое, призвал еси Лазаря из гроба, и воздвигл еси яко Бог, да покажеши людем Бога же и Человека вкупе воистинне суща» , «Два предлагая действа Твоя, показал еси существ Спасе сугубство: Бог бо еси и Человек» , «Всем Пребожественнаго познание Божества показал еси, из мертвых возставив четверодневнаго Лазаря Владыко» , «Бог сый истинный, Лазарево ведал еси успение, и сие учеником Твоим провозвестил еси, уверяя Владыко Божества Своего неопредельное действо» .

«Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер » (Ин. 11: 14).
Всеведение Божие

В этих словах Иисуса Христа, телесно находившегося вдалеке от места болезни и кончины друга, проявилось Всеведение Божие: «Темже апостолом яко проведец Бог, Лазареву смерть предрекл еси. В Вифании же присутствуяй людем, друга Твоего гроба не неведый, уведети вопрошал еси яко Человек. Но Тобою четверодневен воскресый, Божественную Твою державу яви» .

«Иисус прослезился » (Ин. 11: 35).
Непризрачное боговоплощение

Слезы Спасителя свидетельствовали о Его истинном, а не призрачном Боговоплощении, как пишет о том святитель Иоанн Златоуст: «Для чего евангелист тщательно и не раз замечает, что Он плакал и что Он удерживал скорбь? Для того, чтобы ты знал, что Он истинно облечен был нашим естеством» . Творцы канонов седмицы ваий и Лазаревой субботы преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косьма Маюмский и Феофан Начертанный с большим умилением и сердечным чувством описывают слёзы Богочеловека: «Прослезился еси Господи, над Лазарем, показуя воплощение смотрения Твоего, и яко естеством Бог сый, естеством по нам был еси Человек» , «Пролияв над другом слезы смотрения ради, показал еси плоть от нас вземлемую, существом не мнением Спасе, соединившуюся Тебе, и яко Человеколюбец Бог, сего абие возгласив воздвигл еси» , «Представ Ты гробу чудотворче Господи, в Вифании над Лазарем прослезился еси, законом естества, плоть Твою уверяя, Иисусе Боже мой, юже восприял еси» , «Плотию описан сый Неописанный, в Вифанию пришед, яко Человек Владыко слезиши над Лазарем, яко Бог же хотя воскрешаеши четверодневнаго» , «Ходиши, и слезиши, вещаеши же Спасе мой, человеческое показуя Твое действо: Божественное же являя, воздвизаеши Лазаря» .

Впрочем, некоторые обстоятельства совершения чуда могли дать повод к сомнению в Божественности Спасителя. Действительно, зачем Всеведущему Богу спрашивать иудеев о Лазаре: «где вы положили его » (Ин. 11: 34)? Зачем Всемогущему молиться кому бы то ни было, чтобы сотворить чудо (Ин. 11: 41-42)? В IV веке подобными доводами свою ересь оправдывали аномеи, отрицавшие не только единосущность Отца и Сына, но и само подобие Сына Отцу. Вплоть до нашего времени лукаво спрашивают об этом иудеи и гностики.

«Где вы положили его? » (Ин. 11: 34).
Иудеи - главные свидетели

Действительно, зачем Всеведущему Богу спрашивать, где положили Лазаря: «Чудо странное и преславное, како Создатель всех, еже не неведяше, яко не ведый вопрошаше: где лежит, егоже рыдаете? где погребеся Лазарь, егоже помале из мертвых жива вам воскрешу Аз» ?

Ясно, что мнимое неведение Христа здесь не при чём , как пишет о том Златоуст: «Ты говоришь, иудей, что Христос не знал этого, если сказал: ‘где вы положили его? ’ Так и Отец не знал в раю, где скрылся Адам, если Он ходил как бы ища его в раю, и говорил: ‘Адам, где ты (Быт. 3: 9)?’ … Что же скажешь, когда услышишь Бога, говорящего Каину: ‘где Авель, брат твой (Быт. 4: 9)?’ … Если то означает неведение, то и это означает неведение»

Зачем же тогда Господь спрашивает об этом? По мысли святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, преподобных Андрея Критского и Ефрема Сирина, вопрос «Где вы положили его? », был задан с одной только целью: привести вопрошавших иудеев на место намечавшегося чуда в качестве свидетелей воскрешения: «Конечно, дает сие повод дерзким совопросникам, но яснее солнца, что не имел Он нужды спрашивать. А тем, что сказал ‘Где положили его? ’ хотел подтвердить, что Лазарь действительно был погребен. Спросил не о том, ‘где гроб?’, но о том, ‘где положили мертвеца?’. Знал упорство иудеев, с каким отрицали славные дела Его и связал Своим вопросом ‘Где положили умершего? ’ Не о том спросил, где положен или погребен Лазарь, но ‘где положили его? Покажите Мне это вы сами, неверующие » .

Странная молитва.
Единство воли Отца и Сына

«Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня » (Ин. 11: 41-42).

Прежде чем уразуметь, для кого была сотворена эта молитва и была ли она нужна для воскрешения Лазаря, зададимся вопросом, унизило ли Сына Его молитвенное обращение к Отцу? Еретики-аномеи считали, что да, унизило: «Как молившийся может быть подобным принимающему молитву? Один молится, а другой принимает молитву», равно как и служащий меньше того, кому служит. Однако Христос, пришедший «не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих » (Мк. 10: 45), собственноручно умыл ноги двенадцати апостолам, в числе которых был и Иуда: «и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего » (Ин. 13: 10-11). Но, очевидно, Христос выше и Апостолов и, тем более, предателя-Иуды, а значит, и молитва Его ко Отцу никак не умалила Его Божественного достоинства.

Аномеи усматривали в молитве Иисуса источник чудес, Им совершённых: «Если бы Он не помолился, то и не воскресил бы Лазаря». Однако, Христос творил многие чудеса, никому не молясь . Святитель Иоанн Златоуст перечисляет: «Как же другое Он без молитвы совершал, говоря, например: тебе говорю, демон, ‘выйди из него’ (Мк. 9: 25), и еще: ‘хочу, очистись ’ (Мк. 1: 41), также: ‘возьми постель твою и ходи ’ (Ин. 5: 8), и: ‘прощаются тебе грехи твои ’ (Мф. 9: 2), и говоря морю: ‘умолкни, перестань ’ (Мк. 4: 39)»?

Спросим и ещё, воскрес ли Лазарь после этой молитвы? - Очевидно, нет: «Когда совершилась молитва, то мертвый не воскрес; а когда Он сказал: ‘Лазарь, иди вон! ’, тогда мертвый воскрес. О ад! Совершилась молитва, и ты не освобождаешь мертвого? - Нет, говорит ад. Почему? - Потому, что мне не дано повеления. Я - страж, удерживающий здесь виновного; если не получаю повеления, то и не отпускаю; молитва же была не для меня, а для присутствовавших неверных; не получая повеления, я не отпускаю виновного; ожидаю голоса, чтобы освободить душу» .

Вчитаемся внимательно в слова Христовой молитвы: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня » (Ин. 11: 41-42).

Нет здесь прошения ко Отцу воскресить умершего Лазаря, ослабить оковы смерти, восстановить истлевшее тело и вернуть в него душу. В этой молитве вообще нет никакого прошения, а значит, не она стала источником чуда . Значит, не о мнимой неравночестности Сына Отцу свидетельствовала эта молитва, но о единстве воли и природы Отца и Сына, как пишет о том преподобный Андрей: «так Он говорит для Иудеев, показывая, что Он пришел с неба, и что Он есть Сын Божий и Бог, и что все творит по намерению Отца, как имеющий с Ним одну волю и природу. И поскольку был человек, то и говорит по-человечески, дабы не показалось несущественным вочеловечение» .

- Зачем же тогда молился Христос?

Ради Марфы, просившей: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11: 21-22). Марфа просила Христа помолиться - Господь помолился.

Ради иудеев, устами лукаво чтивших Отца, но не признававших Сына: «Почитая Твоего Отца, и показуя, яко не богопротивен еси, молитву дееши Христе, самовластно воздвиг четверодневнаго» .

IV. Воскрешение Лазаря как начаток разрушения ада
и образ будущего воскресения мертвых

«Наступает время, когда мертвые услышат
глас Сына Божия и, услышав, оживут»

(Ин. 5: 25)

Грехопадением Адама и Евы в мир вошла смерть. Все люди, включая ветхозаветных праведников и пророков, по смерти своей шли в ад. Его держава казалась столь непоколебимой и вечной, что даже среди богоизбранного народа появилось немалое число тех, кто «говорил, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа » (Деян. 23: 8). И саддукеев, и Марфу, и всех нас, читающих евангельские строки, следовало научить воскресению, уверив в его реальности: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже» . На Лазаре исполнились пророческие слова Господа, сказанные Им ранее: «Наступает время, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5: 25).

Воскрешением истлевающего мертвеца устои ада поколебались, и для томящихся в нём появилась надежда. В каноне на повечерие пятка седмицы ваий Церковь живописует ад ревнивым существом, которое впервые за тысячелетия владычества над умершими испугалось разорения собственных владений и оттого готово пожертвовать одним пленником, лишь бы не потерять многих: «Молю тя Лазаре, ад рече, востани, изыди от заклепов моих скоро, отыди убо: добро бо мне единаго рыдати горце отъемлема, нежели всех, ихже прежде алча поглотих» , «Что не востанеши Лазаре скоро, воззва из долу ад рыдая? что не абие воскрес течеши отсюду? Да не и других ми пленит Христос, воскресив тя» . Святые Отцы единодушно замечают, что не призови Господь конкретного имени, весь ад преждевременно опустел бы, ибо тогда все умершие бы воскресли: «Чтобы, обратив речь вообще к мертвым, не вызвать всех из гробов, Он поэтому и говорит: ‘Лазарь, иди вон! ’, тебя одного Я вызываю в присутствии этого народа» .

В воскрешении Лазаря Господь ясно показал черты и всеобщего воскресения - великого и страшного таинства, имеющего случиться в последний день. Так, рассуждая о всеобщности воскресения , преподобный Ефрем Сирин замечает, что неслучайно Господь воскресил 3 людей: девочку, лишь только усопшую, юношу, несомого на кладбище, и истлевающего Лазаря: «В доме, на пути и из гроба возвращал Он умерших к жизни, чтобы на всей дороге смерти поставить путемерия, по всей стезе умерших рассеять надежду жизни, и в начале, и в середине, и в конце ее явить воскресение» . Как и воскрешение Лазаря, всеобщее воскресение произойдёт в одно мгновение ока . Ибо не выветрился из пещеры смрад разлагающегося тела, как Лазарь, повинуясь властному слову Господа, вышел навстречу потрясенным иудеям, вышел живой, здоровый, наполненный жизненными соками. Громкий голос Спасителя, воззвавшего: «Лазарь, иди вон! » символизировал великую трубу , которая однажды возгласит всеобщее воскресение. Удивительно и то, насколько вифанское чудо совпадает в деталях с откровением апостола Павла о последнем дне мира: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг , во мгновение ока, при последней трубе ; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся » (1 Кор. 15: 52).

Наконец, явив свою власть над смертью, Христос показал, что и Сам может воскреснуть, если Ему придётся вкусить смерть и сойти во ад. Для нас же особенно важны слова Господа, обращенные к Марфе и сказанные Им перед совершением чуда: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек » (Ин. 11: 25-26). Евфимий Зигабен, византийский монах-собиратель святоотеческих толкований Четвероевангелия, пишет, что «здесь говорится о верующих во Христа, которые, хотя и умирают смертью на земле, будут жить блаженной жизнью будущего века. А живущие здешней жизнью и верующие не умрут вечной смертью будущего века. Говоря это, Иисус Христос показал, что только в будущем веке есть истинная жизнь и смерть, потому что они не могут изменяться и сменять одна другую, - и что о них-то и нужно больше всего заботиться» .

Какую же жизнь выбрали иудеи?

V. Воскрешение Лазаря как отвержение иудеев

«Если бы Я не сотворил между ними дел,
каких никто другой не делал, то не имели бы греха;
а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего
»
(Ин. 15: 24)

Иудеи - главные свидетели чуда

Господь, призвавший Апостолов стать ловцами человеков , расставил великолепные ловушки строптивым иудеям, чтобы те, кто с талмудическим упрямством и изворотливостью находили опровержения пророчествам Моисея, Исайи, Даниила и всех вообще пророков о Рождённом от Девы, кто находил изъяны в Его чудесах, сами стали свидетелями такого чуда, которое ни опровергнуть, ни превратно истолковать было бы невозможно.

Вся пятерица чувств пришедших ко гробу иудеев свидетельствовала о воскрешении Лазаря, как пишет о том Златоуст: «Для того и спрашивает: ‘где вы положили его ’ (Ин. 11: 34)? - чтобы те, которые сказали: ‘пойди и посмотри ’, и которые привели Его, не могли сказать, что Он воскресил другого; чтобы и голос, и руки свидетельствовали: - голос, говоривший: - ‘пойди и посмотри ’, - руки, отвалившие камень и разрешившие повязки; также - зрение и слух, - слух, так как слышал голос, - зрение, так как видело исшедшего (из гроба); равно и обоняние, так как оно чувствовало смрад, - ‘уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе ’» .

Для того Христос медлил два дня, чтобы пеленавшие мертвеца убедились в его смерти и тлении. Для того всеведущий Господь спрашивал, где положили Лазаря, чтобы погребавшие Лазаря привели Христа к месту погребения и сами стали свидетелями чуда . Для того всемогущий Христос, обещавший верующим власть переставлять горы (Мф. 17: 20), не захотел отодвинуть гробовой камень, чтобы отодвинувшие его почувствовали смрад мертвеца. Для того Христос просил развязать воскресшего, чтобы, осязав Лазаря, иудеи убедились, что это не призрак и именно тот, кого они сами пеленали .

Выбор иудеев - выбор смерти

Где еврейское безумие? где неверие? доколе чуждии, доколе лестцы, зрите умершаго гласом исходяща, и не веруете Христу, воистинну сынове тьмы вси вы .

Воскрешением Лазаря Иисус с несомненностью открыл о Себе, что Он Мессия, Сын Божий и Бог. Хранители Виноградника поняли, что пришёл его законный Наследник. И, как было предречено в горькой притче о злых виноградарях, решили убить «Хранящего Израиль » (Пс. 120: 4), совершить поступок столь же чудовищный, сколь и безумный: «Вместо того, чтобы изумиться и подивиться, - совещаются убить Его, - Его, который воскресил мертвого. Какое безумие! Думали предать смерти Того, Кто в телах других побеждал смерть» .

Страшный приговор был предварён клеветой: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом » (Ин. 11: 48). Иудеи представили Христа мятежником, покушающимся на царскую власть, самозванцем, Который увлечёт за Собой народ на расправу римлян. Но, как пишет Евфимий Зигабен, «Иисус Христос не только не учил восставать против правительства, а напротив, Он повелел платить дань кесарю и уклонился от народа, который хотел сделать Его царем; при Своем путешествии Он всегда соблюдал скромность во всем и заповедовал всем проводить лучшую жизнь, что могло послужить скорее к потере всякой власти» . Да и что за люди произнесли эти слова? - Те, кто призывали впоследствии отпустить мятежника и убийцу Варраву, те, что кричали, что не имеют царя, кроме кесаря .

«Этот Человек много чудес творит. Что нам делать? » (Ин. 11: 47) - вопрошали иудеи. Очевидный ответ даёт Златоуст: «Следовало уверовать, послужить и поклониться, и уже не почитать Его человеком» . Но иудеи «положили убить Иисуса » (Ин. 11: 53) и тем самым обрекли себя на вечную смерть и отвержение. Сами же и изрекли себе приговор: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои » (Мф. 21: 40-41).

Напрасно иудеи заучивали наизусть слова Моисея о Пророке, Которого надо слушаться, напрасно читали о карах, которые последуют за нарушением этого повеления. Впереди их ожидало разрушение храма, разорение Иерусалима, убийство более миллиона соплеменников, болезни и страшный голод, во время которого матери пожирали своих же детей, позорное рассеяние.

Именно о них прослезился Господь, а не о Лазаре, ибо, как пишет преподобный Андрей, Христос «пришел воскресить Лазаря, и потому бесполезно было бы плакать о том, кто должен воскреснуть. А об иудеях поистине надлежало плакать, поскольку Он предвидел, что и по соделании чуда они останутся в своем неверии» .

Хотевшие сохранить земную власть , эту власть потеряли: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст » (Мф. 23: 38).После Распятия Богочеловека Виноградник перешёл в другие руки: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21: 43).

Что же мы, тот самый народ, которому передано Божие Царство, можем почерпнуть в святых евангельских строках, описывающих воскрешение Лазаря?

VI. Воскрешение Лазаря как назидание христианам

«Господи! вот, кого Ты любишь, болен » (Ин. 11:3).
Отношение к несчастьям праведников

Как не поколебаться в вере, видя несчастья праведников? Как не посчитать тех, кого посещают болезни и скорби, отверженными Самим Богом? Подобные вопросы задавали всегда и будут задавать до скончания века. Надо просто принять как факт (в том числе и евангельской истории), что угождающие Богу часто страдают и не вдаваться в более тонкие рассуждения. Вот что пишет святитель Иоанн Златоуст в связи с болезнью Лазаря: «Многие соблазняются, когда видят некоторых угодных Богу людей в каком-либо бедствии, когда видят, например, что они подверглись болезни, или бедности, или чему-нибудь другому подобному; а того не знают, что такие страдания свойственны тем, которые особенно любезны Богу. Так вот и Лазарь был из друзей Христовых, а был болен, как это именно говорили и пославшие: ‘вот, кого Ты любишь, болен ’ (Ин. 11: 3)» .

Спустя несколько веков после смертельной болезни Лазаря подобными вопросами мучился преподобный Антоний Великий: «Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, - другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?»

И он получил ответ, который можно адресовать всем нам, маловерным и сомневающимся в Божием о нас попечении: «Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это - душевредно»

«Иисус прослезился » (Ин. 11: 35).
Мера христианского плача

Часто мы видим, как безутешны христиане, потерявшие близкого им человека, словно не христиан хоронят они, словно нет Царства Небесного и не будет всеобщего воскресения. Бывает, наоборот, что смерть близких никак не трогает очерствелые людские сердца.

И то и другое поведение противоестественно человеческой природе, что показал Богочеловек, прослезившись над другом, «образы нам предлагая сердечныя любве» . Преподобный Андрей Критский, творец процитированной песни канона, раскрывает её смысл в «Беседе на четверодневного Лазаря»: «‘Прослезился Иисус ’. И тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать об умерших. Прослезился, видя повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку смерть» . То же и святитель Василий Великий: Христос «в некоторую меру и пределы заключил необходимые страстные движения, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слёз, потому что это малодушно» .

«Когда же услышал, что [Лазарь] болен,
то пробыл два дня на том месте, где находился
» (Ин. 11: 6).
Смиренное поведение

Всемогущий Господь отложил свой приход в Вифанию не только для того, чтобы Лазарь умер, был погребён и начал истлевать, но и для того, чтобы «кто-нибудь не почел неприличным то, что Он по первому слуху спешит показать чудо» . Христос учит нас, насколько бережно и нетщеславно следует распоряжаться Божиими дарами: «Божества Твоего Христе, подавая учеником Твоим образ, в народех смирял еси Себе, утаитися хотя» .

Насколько небезопасно тщеславиться полученными от Бога дарами благодати, видно из истории, описанной в «Древнем Патерике» об иноке высокой жизни, который прилюдно сотворил некое чудо:

Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: «Мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань». Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: «О чем плачешь, авва?» Старец отвечал им: «Сейчас пал великий столп Церкви!» Это он говорил о молодом монахе. «Но пойдите сами к нему, - продолжал он, - и посмотрите, что случилось!» Ученики идут, и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. Увидев учеников Антония, монах говорит им: «Скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, - и я надеюсь очистить грех свой и покаяться». Но по прошествии пяти дней он скончался .

Каиафа, «будучи на тот год первосвященником,
предсказал, что Иисус умрет за народ
» (Ин. 11: 51).
Уважение к священному сану

Каиафа, за деньги получивший должность первосвященника и осудивший Господа на смерть, произнёс пророчество, знаменующее саму суть искупительного подвига Иисуса Христа: «лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб » (Ин. 11: 50). Почему же Дух говорил устами нечестивца? - Потому, отвечает Златоуст, что Каиафа, несмотря на все свои преступления и злой нрав, был законным архиереем : «Удостоившись вполне архиерейства, хотя был недостоин, он пророчествовал, сам не разумея того, что говорил. Благодать воспользовалась только его устами, но не коснулась нечистого сердца… Однако же и при этом Дух еще присущ был им. Только тогда, когда они воздвигли руки на Христа, Он оставил их и перешел на апостолов» .

Так и священнослужитель, как бы плохо не жил, является орудием Духа Божия и исполнителем Его Таинств до тех пор, пока с него не сняли священный сан. Оттого так страшно впасть в осуждение священников, пусть даже проводящих нечестивую жизнь, хотя и это часто бывает одной лишь видимостью, ибо, как пишет святитель Игнатий, «бесчестие, нанесенное служителям алтаря, относится к алтарю, к Присутствующему в нем и Поклоняемому Богу».

VII. Воскрешение Лазаря как аллегория исцеления души

Лазарь, четверодневный обитатель мрачной страны мертвых, есть образ нашей души, мертвой добродетелями и издающей смрад греховных навыков. Мало кто из христиан, читающих святые строки о восставлении четверодневного мертвеца, не вздыхал затем вместе с преподобным гимнографом о собственном восставлении и прощении грехов: «Лазаря воздвигл еси Божественным Христе глаголом: и мене многими прегрешеньми умерша возстави, молюся» , «Мертва смердяща Лазаря воздвигнувый Христе четверодневна, возстави мя умерша ныне грехи моими, и положена в рове, и темней сени смертней, и яко благоутробен избави и спаси мя» , «исхити мя от страстей моих, якоже прежде четверодневна Твоего друга Лазаря» , «Мертвеца смердяща, связана повойми, Владыко, воздвигнул еси, и мене связанаго пленицами прегрешений, возстави поюща»

Преподобный Андрей Критский видит в воскрешении Лазаря торжество благодати над мертвящей буквой Закона: «Иисус же, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера - мрачное сердце иудеев, и камень лежал на ней - грубое и жестокое неверие. Сказал Иисус: отнимите камень. Тяжелый - непослушания - отвалите камень, чтобы извлечь мертвенное из буквы Писания. Отнимите камень - неудобоносимый ярем Закона, чтобы могли принять животворное Слово благодати. Отнимите камень - покрывающий и отягощающий ум» .

Но все вообще Отцы аллегорический смысл воскрешения Лазаря относят к воскрешению нашего внутреннего человека. Наиболее образно, живо и полно пишет об этом блаженный Феофилакт Болгарский : «Ум наш - друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, впадает в грех и умирает смертью духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаиваемою сожаления, ибо умерший - друг Его. Пусть же сестры и сродницы умершего ума - плоть, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут к Христу и припадут пред Ним, ведя вслед за собою и помыслы исповедания, как те - иудеев. Ибо Иуда - значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира, не погребайся в житейских развлечениях и страстях; - подобно как и ученикам Своим Он говорил: ‘вы не от мира ’ (Ин. 15: 19), а апостол Павел: ‘и мы выйдем к Нему за стан ’ (Евр. 13: 13), то есть мир, - и таким образом воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобой. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, кратко сказать, был в самом худом положении и «по деятельности», которая обозначается руками и ногами, и «по созерцанию», которое обозначается покрытым лицом, - итак, хотя он находится в таком бедственном положении, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра».

Чего да сподобит нас милосердный Господь!

Литература

  • Библия. М.: Российское Библейское общество. 2004.
  • Триодь постная. В 2-х ч. М.: Издание Московской Патриархии. 1992.
  • Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. Т. 1, ч. 2. Репринт.
  • Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1902. Т. 8, ч. 1. Репринт.
  • Амфилохий Иконийский , святитель. Слово на воскрешение Лазаря// http://www.portal-slovo.ru/theology/37620.php
  • Василий Великий , святитель. О скорби и слезах Иисуса Христа перед воскрешением Лазаря. Цит. по: Барсов М. Толкование // Сб. ст. по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, с библиографическим указателем. СПб.: Синодальная типография. 1893. Т. 2. С. 300. Репринт.
  • Ефрем Сирин , преподобный. О воскрешении Лазаря. Цит. по: Барсов М. Толкование. С. 292-295.
  • Андрей Критский , преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря // Христианское чтение. 1826. XXII.
  • Игнатий Брянчанинов , святитель. Проповеди // Собр. соч. в 7-ми т. М.: Благовест, 2001. Т. 4.
  • Игнатий Брянчанинов , святитель. Отечник // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 6.
  • Древний патерик, изложенный по главам. М.: Изд-во Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. 1891. Репринт.
  • Евфимий Зигабен , монах. Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям византийским XII века. Киев, 1887. Т. 2. Репринт.
  • Феофилакт Болгарский , блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна // Феофилакт Болгарский , блаженный. Толкование на Четвероевангелие. М.: Сретенский монастырь, 2000. Т. 2.

Там же. Песнь 7.

Андрей Критский , преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5.

Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. Гл. 11. С. 197.


Орден святого Лазаря - самый закрытый военно-монашеский орден эпохи крестовых походов. Проказа - страшное проклятие средневековья - сплачивала братьев ордена крепче любых обетов и клятв, а жизнь и деяния несчастных оставались за мрачными стенами их обители...

Странноприимный орден св. Лазаря ведет свою историю со времен византийской провинции Палестина Прим (Palaestina Prima) (IV в. н.э), где впервые были предприняты действия для оказания благотворительной поддержки прокаженным. К тому времени проказа уже долгое время свирепствовала в Восточном Средиземноморье. Вероятно, это инфекционное заболевание распространилось из Египта.

Как свидетельствует Папирус Эберcа, эта хроническая, подтачивающая силы инфекционная болезнь была хорошо известна в Египте уже в XVI веке до н.э. Лукреций считал, что ее носителем являются воды Нила, в то время как Гален видел ее причину в несоблюдении правил гигиены при приготовлении пищи и во время еды. Болезнь распространилась по Иудее после Исхода и затем была занесена финикийскими морскими торговцами в Сирию и другие страны - отсюда и название, которое ей дал Гиппократ: «финикийская болезнь».

Распространению проказы по Западной Европе способствовали завоевательные походы римской армии. К заразившимся «финикийской болезнью» окружающие испытывали отвращение, поэтому больные были обречены жить изолированно от общества.


После того, как византийский император Константин Великий (306-337 гг. н.э.) пробудив интерес к Святой Земле, превратил Иерусалим в притягательную силу для христианских паломников, в IV веке св. Василием Великим в городе Птолемиада (Акра, Сен-Жан д’Акр, совр. Акко) для ухода за прокаженными был основан первый лепрозорий.

Подобное служение стало распространяться. Новые лепрозории были открыты в Иерусалиме, Вифлееме и Назарете. Монашеский орден, ответственный за лепрозорий в Птолемиаде, следовал василианскому уставу. владычество христиан в Святой Земле закончилось в 638 г. н.э., когда Иерусалим был завоеван халифом Омаром.
В результате его завоевательных походов Ближний Восток и Северная Африка пребывали под господством ислама более четырехсот лет.

Христианское паломничество начавшееся в IV в н.э. в период, последовоавший за падением Иерусалим, существенно уменьшилось, однако на рубеже тысячелетий поток пилигримов вновь возрос. Увеличение числа богомольцев потребовало открытие новых странноприимных домов в дополнение к тем, которые предоставлялись братьями-василианами прокаженным и прочим инфекционным больным.

Особый рост числа странноприимных домов, предназначенных для больных и неимущих паломников начался примерно с 1050 года, с организацией паломнического братства купцов из Амальфи, которые руководствовались бенедиктинским уставом.

В 1078 г. сельджуки захватили Иерусалим, но вскоре в 1093 году были вытеснены оттуда Фатимидами. Религиозная нетерпимость Фатимидов и их дурное обращение с христианскими паломниками послужили той искрой из которой разгорелось пламя Первого крестового похода под предводительством Годфруа де Булона. В 1099 г Святой Град был захвачен крестоносцами, которые основали Иерусалимское королевство.

Завоевание Иерусалима латинянами повлекло за собой реорганизацию странноприимных братств и орденов, которые действовали в Святом Граде. Братство василиан, ухаживающее за прокаженными, было преобразовано в католический орден святого Лазаря и перенесло свой лепрозорий за пределы города, к северо-западной стене напротив патриаршего квартала. орден принял Устав святого Августина и его устав был одобрен Папой Пасхалием II в 1115 г.

Лазаристы или лазариты продолжали нести странноприимное служение ухаживая за прокаженными и прочими инфекционными больными и, тем самым дополняя братьев ордена св. Иоанна которые оказывали поддержку больным и нуждающимся паломникам.

Но в отличие от больных, находящихся в госпитале св. Иоанна, которые были просто попавшими в беду путешественниками, прокаженные в лепрозории ордена св. Лазаря были обречены на жизнь в вечной изоляции от внешнего мира.

Cтепень отчужденности, которой подвергались прокаженные, была столь высока, что Третий Латеранский собор, собиравшийся в 1179 г. счел необходимым принять жесткие меры в отношении тех священнослужителей, которые не позволяли прокаженным, не допускаемым на общественные богослужения, иметь собственные церкви. Собор постановил, чтобы во всех местах компактного проживания прокаженных им было бы дозволено иметь собственную церковь, кладбище и священника.

Особенность таких пациентов потребовала организации, отличной от той, что была принята в Госпитале св. Иоанна. Лепрозорием руководил магистр, который почти неизменно был священником, которому подчинялись братья и сестры, ухаживающие за больными.

Пациенты лепрозория также считались братьями или сестрами приютившего их дома и жили по одному уставу, который объединял их с их духовными покровителями. Таким образом больные являлись полноправными членами конвента и принимали участие в управлении орденом.

Во время пребывания в Палестине и в дальнейшем, в течение первых двух столетий, последовавших после ух ода в Европу, члены ордена носили только простой крест из зеленой ткани, нашитый спереди на верхнюю одежду или рубаху, а также на левой стороне плаща.

Эта традиция поддерживается с начала XII века, когда братья Госпиталя св. Лазаря приняли этот символ, как знак отличия от братьев-рыцарей других орденов.

Два вновь образованных ордена (госпитальеры и лазариты) изначально имели одного магистра - Жерара ле Фондатье (Gerard le Fondateur).

В 1120 году, после его смерти магистром Госпиталя св. Лазаря был назначен ректор Госпиталя св. Иоанна Буайян Роже (Boyant Roger) (1120-1131); в то время как магистром Госпиталя св. Иоанна был назначен Раймон де Пюи (Raymond du Puy) (1120-1158/60).

Преемниками Буайяна были малоизвестные магистры - Жан(Jean) (1131-1153?), Бартелеми(Barthelemy) (1153?-1154?) и Итье (?1154-?1155). около 1155 года магистром был назначен Юг де Сент-Поль(Hughes de St.-Pol). В 1157 г. его преемником стал магистр Госпиталя св. Иоанна Раймон дю Пюи, управлявший Госпиталем св. Лазаря как суффраганом.

В 1123 г. Латино-Иерусалимское королевство внезапно оказалось перед лицом опасности со стороны халифа Египта аль-Амира. Эта угроза вызвала необходимость милитаризации военно-монашеских орденов, действовавших в Святой Земле. Вслед за орденом св. Иоанна, орден святого Лазаря, принял на себя военные функции и учредил класс братьев-воинов.

Несмотря на то, что его военная роль никогда не была столь же значительна, как роль ордена св. Иоанна и ордена Храма, рыцари ордена св. Лазаря все же внесли свой вклад в дело защиты Святой Земли.

В орден были приняты несколько братьев-рыцарей, не зараженных проказой, но в то же время и прокаженные рыцари всегда, когда это было необходимо, брали в руки оружие. В ордене также были и светские братья-сержанты, которых набирали из числа простолюдинов, больных проказой. Орденский отряд, вероятно принимал участие в битве при Хаттине в 1187 г.

Также имеются упоминания об участии лазаритов в трагической битве за Газу против хорезмийцев при Ла-Форби в октябре 1244, где орден понес тяжелые потери. В 1253 г. орден предпринял отчаянную атаку против мусульман Рамлы и был спасен от полного уничтожения только благодаря вмешательству Людовика IX Французского. Братья-воины также героически сражались во время последней осады Акры в 1291 г.

Орден также был вовлечен в столкновения между христианскими силами и соперничество между орденами. В 1258 г во время войны между генуэзцами и венецианцами в Сирии, рыцари святого Лазаря, приняв сторону венецианцев, присоединились к рыцарям Храма и рыцарям ордена св. Фомы Акрского против ордена св. Иоанна, который принял сторону генуэзцев. Между ними состоялось сражение. Рыцари святого Иоанна вышли победителями и перебили всех рыцарей трех орденов за исключением одного тамплиера.

Орден св. Лазаря продолжал расширять свои владения в Святой Земле и к 1142 г в дополнение к владениям возле Масличной Горы он приобрел церковь, монастырь и мельницу в Иерусалиме. К 1155 г орден приобрел дома в Тивериаде, Наблусе и Аскалоне, затем в Акре и вероятно в Кесарии. В дальнейшем орден приобрел еще два странноприимных дома для паломников в Армении.

Владычество христиан в Святом Граде закончилось после того, как силы христиан были отброшены от Иерусалима султаном Саладином после битвы при Тивериаде в октябре 1187 г. Орден святого Лазаря перенес свою штаб-квартиру в Акру, где ему была предоставлена в распоряжение башня Лазаря в северном пригороде Монмусаре.

В октябре 1253 г, продолжая содержать свой лазарет в Акре, орден перенес штаб-квартиру во Францию с разрешения папы Александра IV и короля Франции Людовика IX Святого, который вверил порт Эг-Морт защите ордена и даровал ему дом в Париже в 1262 г Папа Урбан IV наделил орден такими же привилегиями, какие были дарованы другим монашеским орденам.

Эти привилегии были подтверждены в 1264 г. В 1265 г папа Климент IV обязал белое духовенство принимать в Дома ордена всех без исключения прокаженных независимо от пола и статуса - мужчин и женщин, духовных лиц или мирян.

В апреле 1291 г сарацинская армия под предводительством султана ал-Ашраф Халила осадила Акру. Пять военно-монашеских орденов объединили силы во главе с магистром Храма Гийомом де Боже,.

Христианский гарнизон составляли приблизительно 14 000 пехотинцев и 700 рыцарей из которых больше половины были члены военно-монашеских орденов. Большинство рыцарей принадлежало к ордену Храма (приблизительно 240 тамплиеров) и к ордену святого Иоанна (приблизительно 140 госпитальеров).

Другие три военных ордена могли предоставить только 50 рыцарей (25 рыцарей святого Лазаря, 15 рыцарей-тевтонцев и 10 рыцарей ордена св. Фомы).

Рыцари святого Лазаря присоединились к рыцарям Храма в четвертом секторе обороны. Несмотря на храбрость защитников, последняя цитадель латинян пала под бешеной атакой сарацин. Все братья-воины ордена святого Лазаря, которые находились в Акре и погибли защищая город.

После вытеснения крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность, и в других европейских странах. Классическим примером уединённых убежищ, где лазариты продолжали заботиться о прокажённых, может служить остров Лазаретто в Венецианской лагуне. Национальные ветви ордена потеряли связь друг с другом, хотя каждая претендовала на прямое правопреемство со средневековым братством.

В 1572 году савойская ветвь ордена объединилась с Орденом святого Маврикия в Орден Святых Маврикия и Лазаря, который на сегодняшний день является династической наградой Савойского дома.

В 1608 году французская часть ордена вместе с орденом Кармельской Богоматери составили Королевский орден Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского, который просуществовал до 1830 года.

Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.

Госпитальная деятельность, которая отличается постоянными связями между тем, кто помогает, и тот кому помогают, сохраняет его первоначальное предназначение ориентированное к заботе о прокаженных.
Королевским декретом 1929 года Орден Маврикия и Лазаря был объявлен наградой за безупречную службу и заслуги перед государством, как на военном, так и на гражданском поприще.

В иерархии наград Итальянского королевства орден Маврикия и Лазаря занимал второе место после высшего ордена Благовещения