Образование в России: отличия лицея от гимназии. Что лучше: лицей или гимназия? Куда отдать учиться ребенка

11 октября столичный департамент образования обнародовал новый, уже второй по счету, рейтинг московских школ. Как и в , школы ранжировали по результатам ЕГЭ и олимпиад. Однако в этом году решили учесть и результаты аттестации в 9 классе (ГИА). Это единственные объективные, независимые измерители, которые нельзя сфальсифицировать, пояснили «МН» в Московском институте открытого образования (МИОО), который и составил этот рейтинг. Верхнюю часть составляют действительно самые известные и популярные учебные заведения.

Первая пятерка гимназий и лицеев по сравнению с прошлым годом не изменилась. В ТОП-10 московских школ появились новички. На шестом месте теперь Центр образования 218, на седьмом — физмат лицей 1580 при МГТУ им. Баумана, на девятом — гимназия 1518.

«МН» публикуют самые интересные выдержки из интервью с директорами школ, которые лидируют в рейтинге второй год подряд

Михаил Мокринский

— Говорят, что интернет — это помойка, что телевидение калечит детей, что современное кино ужасно сказывается на них, — это неправда. И это вдвойне неправда, поскольку это формирует у ребенка пространство выбора. Школа это пространство сужает, а торгово-развлекательный центр говорит: «Здесь лучше, чем во дворе, приходи сюда, у тебя есть возможность выбрать этот продукт, этот. Конечно, мы поработали на тебя как команда, желающая что-то продать. Но мы сделали так, чтобы тебе было интересно, чтобы у тебя было пространство свободы. Конечно, эта свобода структурирована, ты выберешь это или это, ты своими руками и головой уже ничего не создашь, но выбор — это же увлекательная штука».

И вот здесь школа все время как-то отступала, она привыкла, что она партнер традиций, что она партнер семьи, которая выращивает ребенка, исходя из понятий о нравственности, из традиций семейного воспитания. Учитель пришел с теми же нравственными позициями, с той же самой традицией и пытается в школе с рупором в руках продолжать это делать. Этого уже недостаточно, семья не успевает сегодня справляться с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Предложение значительно богаче, динамичнее, и оно не «про хорошо или плохо», оно «про разное». Школа должна вступить на эту непривычную для себя землю, научиться воевать на чужом поле. .

Сергей Менделевич

— Как я уже говорил, мы здесь занимаемся той частью социума, для которой инструментом является голова. Как эта голова причесана, помыта и приглажена: французскими духами или шипром, нас, честно говоря, не интересует. Интересует то, что там внутри. Когда человек состоится, а состоится он тогда, когда у него будет возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал. Вот это меня интересует. Если мы будем считать, что в этой касте такие есть, а в этой нет, то мы перечеркнем главный принцип: нас интересует не форма головы, не цвет кожи и не запах от нее, а то, что внутри, - способность совершать те или иные интеллектуальные операции. Главную воспитательную задачу своей деятельности мы видим все-таки в формировании того, что в шутку у нас принято называть пуританским кодексом труда. Есть притча о Марфе и Марии, но, если не углубляться в богословие, то, когда полсемьи в церкви, а полсемьи в лавке осталось, то и те, и другие правы. .

Владимир Овчинников

— И можно, и нужно говорить о новой интеллигенции. В этом смысле, я всегда вспоминаю термин, который придумал Солженицын. Он некоторых людей с высшим образованием называл «образованцами», потому что дальше образования, суммы знаний, подчас очень глубоких знаний, ничего другого в человеке не присутствовало. С моей точки зрения, интеллигентом может быть человек, не получивший высшего образования, но вот Бог дал ему такие качества интеллигентного человека. Интеллигентность — это совокупность нравственных, моральных качеств и принципов. Так мы подбираем и учителей. В понятие хороший учитель входит не только его умение общаться с детьми и вкладывать в их головы знания. Их идейные и нравственные качества должны быть созвучны тем остальным, которые уже работают в этой школе. И ребята сюда шли не только потому, что здесь было интересно учиться, не только потому, что к 6-му, 7-му классу они уже были влюблены в математику, физику. .

Юрий Завельский

— Самая сложная область человеческой деятельности, это педагогика. Потому что воспитание ребенка, я все время об этом говорю, это постоянный поиск почти невесомого: поистине золотого ключика, который дает нам возможность приоткрыть чуть-чуть внутренний мир ребенка и через узкую щелочку посмотреть туда. Потому что без знания этого внутреннего мира общение с ребенком очень трудно. А поскольку найти этот ключик, вот это все невесомое страшно трудно, поэтому педагогика - это одна из самых сложных все-таки видов деятельности человеческой на земле. Вообще ребенка трудно понять. Вот я, проработав всю жизнь в школе, я не могу сказать, что я до конца понимаю ребенка. Понять более-менее ребенка может только другой ребенок. Потому что их ментальность совпадает. А взрослому трудно понять, потому что для того, чтоб приблизиться к этому пониманию, для этого нужно постоянно делать усилия над собой - физические, нравственные, душевные - какие хотите. Это очень большой труд. А мы ленивы.

Анна Белова

— Важно дать такое образование, чтобы, выйдя из школы в изменяющийся мир, ребята могли реализовать себя, чтобы им было интересно. Получив образование в одном профиле, чтобы это не мешало им реализовывать себя в другом. Не знаю, насколько в этом уникальность школы, но один из наших преподавателей - физик, он кандидат философских наук, у нас есть математик, кандидат биологических наук, учитель физики, который имеет второе образование филологическое, очень многие филологи окончили математическую школу или физико-математическую школу.

Ефим Рачевский

Я записал интересную серию монологов детишек старшей группы детского сада на тему «Кем ты хочешь стать?». Девочки говорят об удачном замужестве, а мальчики о желании социально состояться. Поэтому для них точка опоры - это образ своего будущего ближайшего, который они себе создают. Совершенно точно это - их семья. И третье, на мой взгляд, это их сверстники. Мы до конца еще не оценили такой важнейший фактор влияния, как социальная сеть и открытость, емкость и ментальность информации, которой она располагает. Ещё дети адски не переваривают ложь во всех ее проявлениях. Вообще, школа не должна быть территорией лжи - к сожалению, это часто практикуется. Мы стараемся, чтобы такого не было. У этого поколения сложно с авторитетами. Они очень сильно хотят видеть некую референтную фигуру в нашем политическом истеблишменте, видеть людей, соответствующих их идеалу. Недавно у нас была микроконференция памяти Стива Джобса. Вот, пожалуйста, .

Юрий Тихорский

Мы принципиально не делаем школу ареной политической борьбы. Мы можем дискутировать, обсуждать, доносить свои позиции друг другу, дети могут задавать любые вопросы, но, в общем, это частное, личное мнение каждого. Позиции у детей могут быть совершенно разные. Вот в 11-м классе, классным руководителем которого я являюсь, есть дети либерально-православные, есть дети этно-конфессиональные, которые придерживаются национальных серьезных взглядов, татары, при этом они мусульмане. Есть дети, придерживающиеся либерально-демократических взглядов в классическом понимании вопроса. Самые разнообразные мнения. Интересна палитра детей, которая направлена на гуманитарные профессии, там будущие социологи, лингвисты, экономисты, историки, вот у них такая яркая политика, возникают политические дискуссии. Есть биологи, которые анархисты. (Смеются.) Есть абсолютно аполитичные дети, кто-то дозрел, кто-то не дозрел. Кому-то интересно, кому-то не интересно. Но возможность пообщаться, поговорить и про политику, и про религию, есть.

Что лучше: лицей или гимназия? Куда отдать учиться ребенка?

    Естественно, лицей лучше статусом, финансирование больше.

    Но это не главное. Сама структура преподавания в лицеях грамотнее проработана, а уровень даваемых предметных знаний намного выше, чем в обычной школе и гимназии, даже некоторых средних учебных заведений. Не зря Лицей в Средние века зачастую имел статус высшего учебного заведения.

    И пусть на выходе аттестаты будут как в гимназии или обычной школе, зато уровень подготовки выпускников в лицеях намного выше.

    На мой взгляд, гимназия - это школа с углубленным или расширенным изучением некоторых предметов школьного курса. Лицей все-таки немного иное образовательное учреждение. Как правило в лицее, особенно в старших классах, существует набор учащихся с прицелом на дальнейшее обучение в профильном вузе. Зачастую в лицеях ведут некоторые предметы преподаватели вуза. Требования там повышенные. Это тоже следует учитывать, потянет ли ребенок учебу в лицее.

    Поэтому,если вы хотите, чтобы ваш ребенок учился, например, в лицее с техническим уклоном и потом стал студентом именно технического вуза, то следует, конечно, идти учиться в лицей.

    Кстати, существует статистика, что учащиеся лицея имеют почти 100% вероятность поступления в профильный вуз.

    К сожалению, в действующем Законе РФ Об образовании не указаны формы/типы учебных заведений, а неплохо бы, потому что истинное/классическое содержание понятий гимназия и лицей размыто. Раньше, даже всего несколько лет назад говорили о них, как об учреждениях повышенного уровня обучения , они таковыми и остаются. Между ними есть общие черты:

    • в том и другом УЗ (учебное заведение), помимо общеобразовательных стандартов (минимума), реализуются программы расширенного (больше часов и тем на тот или иной предмет) или углублнного (более доскональное, детальное изучение тем) изучения предметов,
    • предлагается больший выбор факультативов и элективных курсов (курсы по выбору: либо узкие - например, Учимся писать эссе, либо краткие по времени - 6-16 часов),
    • для ведения отдельных курсов приглашаются преподаватели вузов,
    • отлично поставленная методическая работа с педагогами, что обуславливает высокий уровень обучения,
    • повышенные требования к новым учителям,
    • набор новых старших классов из учащихся других школ.
    • возможность (при наличии разрешения) конкурсного отбора учащихся при поступлении (конкурс итоговых оценок за четверть/семестр/полугодие/год или проведение небольших экзаменов), что уже обеспечивает повышенный уровень подготовки учащихся.

    Главное отличие между ними заключается в том, что лицей, как правило, имеет одну или несколько специализаций, часто - договор с вузами, позволяющий выпускникам получать определнные преимущества при поступлении в эти вузы, например, естественно-математический лицей, экономико-математический, встречаются и гуманитарные лицеи. Гимназия с пециализации не имеет, ведт расширенную/углублнную подготовку учащихся практически по всей образовательной программе.

    Я считаю что без разницы в каком учебном заведении будет учится ваше чадо. Главное чтобы в любом учебном заведении он стремился учится и ему это нравилось. Ну если вам уж очень так хочется, то отдайте ребенка в лицей, но учтите что там не все уж так дешево, тем более в нынешнее время, когда цены запредельные.

Каждый хороший родитель старается дать своему ребенку все самое лучшее. Это касается и образования. Многие родители считают, чем больше денег вложено в учебу ребенка, тем более образованным он станет и сможет легко поступить в любой ВУЗ. Поэтому нужно выбрать ему самое лучшее учебное заведение. Например, престижный и обязательно дорогой лицей, частную школу или, на крайний случай, гимназию. Но принесет ли это ребенку пользу? И, вообще, все ли родители понимают разницу между лицеем и гимназией?

Чем отличается гимназия от лицея?

Ну, если между частной и государственной школой разница ясна, то чем отличается гимназия от лицея, знают не многие родители. Давайте в этом разберемся.

Гимназия – это, по сути, обычная школа, с утвержденной общеобразовательной программой, которая позволяет получить более углубленные знания по всем предметам.

  • Нагрузка в гимназии на порядок выше, чем в обычной школе, а индивидуальный подход к учениками позволяет определиться с выбором дальнейшего обучения в других учебных заведениях – ВУЗах или колледжах.
  • В гимназиях, как правило, существуют узкопрофильные классы, где ученики, исходя из своих способностей, имеют возможность более углубленного изучения выбранного предмета, например, химии или биологии, физики или математики, иностранного языка или истории. Если ученик гимназии не смог определиться, он поступает в общепрофильный класс, где изучение всех школьных предметов распределено равномерно.
  • В гимназию может поступить любой одаренный ребенок, закончивший начальную школу, имеющий хорошую подготовку и желание сидеть над уроками весь вечер, вместо игр с друзьями. Здесь он получит огромный багаж теоретических знаний, которые помогут ему поступить в ВУЗ.

Лицей – учебное заведение, которое заключило договор с каким-либо ВУЗом, а профильное направление обучения сводится к тому, чтобы подготовить своих учеников к поступлению в ВУЗ, с которым заключен договор.

  • Очень часто бывает, что выпускники лицея поступают сразу же на второй курс «высшей школы».
  • Поступить в лицей можно, как правило, после седьмого класса обычной общеобразовательной школы или гимназии.
  • Часто в лицее ведут профильные уроки преподаватели ВУЗа, с которым заключен договор.
  • Все учебные заведения, имеющие статус лицея, заключают договор с «высшей школой» для которой готовят будущих студентов.
  • В лицее, помимо теории, уделяется много внимания и практическим занятиям. Ученики выпускаются не только с глубокими профильными знаниями, но и с хорошими практическими навыками.

Что лучше выбрать для ребенка?

Это зависит от того, какое образование хочет получить ребенок и, что немаловажно, каковы ваши финансовые возможности. Из всех учебных заведений условно-бесплатной является только государственная школа. Почему условно-бесплатной? Потому что, при поступлении в обычную районную школу, вам, скорее всего, не избежать поборов на подарки, учебные пособия или «почти развалившуюся» школу «без окон, дверей и жалюзей». Финансирование – вечная проблема муниципальных школ, где в классе сидит не менее 35 учеников, среди которых встречаются дети из разных слоев, в том числе из «неблагополучных» семей. Одно из преимуществ такой школы – ее расположение. Иногда там дают вполне приличное образование, но все зависит от преподавательского состава.

Частные школы, как правило, устроены иначе. Здесь гораздо меньше учеников, за счет цены на образование, хотя, если разобраться, государственная школа, с ее поборами, едва ли обойдется дешевле. Такие школы, как правило, ориентированы на состоятельные семьи. В частные школы, также, как в гимназии и лицее, учителя принимаются на работу на конкурсной основе или по приглашению.

Гимназии принимают одаренных детей, которые с удовольствием учатся. Таких тоже немного, поэтому количество учеников в классе не превышает 15-20 человек.

Для тех детей, которые уже окончательно определились с ВУЗом и готовы следовать своей мечте, существуют лицеи, которые подготовят не только теоретическую, но и практическую базу для поступления.

Куда лучше отдать сына или дочь, решать только вам и ребенку. Исходить нужно из его способностей, а также желания получить хорошие знания. Если у ребенка имеется явная одаренность, тогда желательно подобрать ему школу или гимназию с определенной направленностью.

А в какую школу вы планируете отдать учиться своего ребенка?

Задолго до 1 сентября в глазах и на устах родителей будущих первоклашек единственный вопрос – куда? Которое из множества заведений, призванных «сеять разумное, доброе, вечное» достойно принять в свои ряды самого необыкновенно талантливого, определенно, не такого, как другие, их любимое чадо.

А выбирать есть из чего. Кроме общеобразовательных школ, привычных с давних времен, есть гимназии и лицеи. Как бы не ошибиться с выбором? Каждое из них обладает своими особенными характеристиками и совсем нелишним будет для родителей будущих школьников знать о них. Чтобы разобраться, чем они отличаются, ведь все они – учебные заведения.

Что говорят словари?

В первую очередь, учебно-воспитательное учреждение, которое должно обучать и воспитывать.

Реально под «школой» подразумевается учебное заведение, дополнительно не предусматривающее особо углубленных знаний, в каких бы то ни было дисциплинах. И все же многие из них стремятся иметь статус повыше, хотя бы до приобретения звания школы с углубленным изучением определенной дисциплины. Иногда лишь для старшеклассников создаются классы, где особое внимание уделяется отдельным дисциплинам.

Учебные программы школ полностью должны соответствовать госстандартам, а дети нагружены в пределах нормативных требований. Потому у школьников остается времени достаточно, чтобы заниматься еще и в секциях и кружках.

Для поступления в школу следует сдать требуемые документы в определенное для этого время.

Среднее учебное заведение. «Места для упражнений», именно такое название носили гимназии, посещали древние греки, египтяне и сирийцы. Уже в 5 веке их стали считать общеобразовательными школами, где было организовано преподавание философии и риторики.

Сегодня гимназии относят к элитным учебным заведениям. Здесь ребенок получает не только основные знания, но также и развивается многосторонне. Ему предоставляется возможность понять и оценить реально собственные способности и интересы по разным дисциплинам, а это способно оказать неоценимую помощь в выборе будущей профессии. Потому образование здесь считается предпрофильным. Старшеклассники имеют возможность выбрать специализацию. А иногда специальные предметы даже вводятся в средних классах. Во многом отличается от школьной учебная программа, она часто авторская.

В Российской Империи такое учебное заведение относилось к привилегированны, и обучали здесь детей 6-11 лет, при этом охватывалась программа даже высшей школы, не говоря уже о средней. Здесь готовили, как правило, госчиновников.

Помимо образовательной программы лицей осуществляет подготовку по дисциплинам, соответствующим намерениям учеников по дальнейшему обучению, фактически готовят поступать в вузы, с которыми лицеи часто имеют договорные отношения, а их выпускники становятся абитуриентами этих конкретных вузов.

Образование воспитанников лицея на порядок выше, чем школьников. В ходе обучения усиленное внимание акцентируется на профильные дисциплины. Не редкость, когда читают их вузовские преподаватели.

Чем отличается лицей от гимназии?

В этих заведениях, безусловно много общих черт:

  • Обучение по единым стандартам образования.
  • При выпуске вручаются аттестаты единого образца.
  • Набор преподавателей по конкурсну.
  • Наличие спонсоров.
  • Углубленное изучение предметов.

Все же существует ряд принципиальных различий:

Поступают окончившие 7-8 классов средней школы Имеет право поступить всякий, кто окончил начальную школу
Технический профиль
Готовит учеников для поступления в ВУЗ, с которым предварительно заключен договор, в котором они имеют при поступлении преимущество, а иногда становятся сразу второкурсниками Дает хорошие теоретические знания, чтобы выпускники могли поступить в ВУЗ
Занятия проводятся преподавателями из вуза
У практики приоритетное значение Главное – теоретические знания
Выпускник обладает знаниями и получает определенную специальность. Ученик в старших классах выбирает профиль, наиболее для него интересный
Авторские программы преподавания

Любое из этих образовательных учреждений обладает своими преимуществами, дает хорошие знания и возможность своим ученикам расти как личности и как профессионалы. Сказать о каком-то одном, что оно выше, не получится. Цели у них одни и те же, хоть и добиваются их они разными способами при помощи различных форм и методов обучения.

Если ваш ребенок заканчивает 8 класс и уже точно знает, куда будет поступать, готов усердно готовиться к поступлению оставшиеся годы учебы, то стоит выбрать лицей.

Для ребенка – интеллектуала, с хорошим здоровьем, убежденного, что ему необходимо только высшее образование либо занятие наукой – это его дело, дорога в гимназию.

Чем отличается лицей от школы?

  1. Обучение в лицее организовано по государственной и по авторской программам, в школе же – только по государственной.
  2. Лицей готовит будущих абитуриентов вузов, а потому образование здесь гораздо более углубленное, чем в школе.
  3. Педагоги лицея сильнее, наиболее успешных школьных учителей довольно часто «переманивают».
  4. Ориентировка лицея – конкретная специализация, максимум же, на что может рассчитывать ученик обычной школы – это углубленное изучение нескольких предметов.
  5. Лицеист нагружен значительно больше, чем школьник.
  6. В лицей учеников принимают из старших классов, в школу – начиная с первого.
  7. В лицее пары, в школе – уроки по 45 минут.

Помните главное. Какое бы учреждение образования вы своему ребенку ни выбрали, оно должно помочь ему реализоваться так, как он того хочет, сделать в жизни правильный выбор. Задача учебного заведения в том и состоит.

Детям важно дать качественное образование. Для этого родители выбирают не школы, а профильные учебные заведения. В городах большинство средних образовательных учреждений старается выделиться среди остальных и повысить свою престижность. Со временем они переименовываются, и у родителей возникает вопрос: чем отличается лицей от гимназии. Найдем на него ответ и разберемся, где образование получать лучше.

Что такое лицей

Лицеи ведут свою историю от Аристотеля. В то время эти учебные заведения готовили философов и назывались «ликеи». В России восемнадцатого века в лицеях готовили будущих чиновников. Образование получать в нем было престижно, и обучение было доступно только представителям зажиточных и уважаемых семей.

В наши дни удалось сохранить однопрофильность образовательного учреждения, но теперь в лицеи принимают детей вне зависимости от материального положения. Главное, иметь талант, ум и стремление постичь науку. Как правило, лицей заключает договорные отношения с одним или несколькими ВУЗами, чтобы его выпускники имели приоритет при поступлении и даже могли быть зачислены сразу на второй курс.

Весь процесс обучения в лицее построен так, чтобы подготовить учеников к поступлению в партнерский ВУЗ. Как правило, лицеи делятся на гуманитарные и математические. Большинство учебных заведений этого типа имеют углубленную программу по точным и естественным наукам, в столичных городах можно найти лицеи гуманитарной направленности.

Что представляет собой гимназия

Гимназии появились еще в Древней Греции, они были практически в каждом городе. Главной целью этих учебных заведений в древности было обучение грамоте. Сейчас в приоритете у гимназий всестороннее развитие учеников. Они помогают им определиться с будущей профессией и подготовиться к поступлению в ВУЗ.

Большинство гимназий предлагают своим ученикам сочетание из множества программ для всестороннего развития. Перед поступлением важно пройти тестирование на способности и посетить психолога. Ребенку с первых дней обучения придется выдерживать серьезные нагрузки, так как преподаватели будут требовать полной отдачи по всем предметам. Только таким способом можно получить всесторонне развитого и эрудированного ребенка. С ВУЗами у гимназий нет договорных отношений, но чаще всего они и не нужны. Всесторонняя подготовка помогает с легкостью выдержать экзамены и поступить в любое высшее учебное заведение города.

Какое учебное заведение лучше выбрать

Если ребенок с малых лет знает, что хочет, то стоит попробовать поступить в лицей. После обучения в нем вы получите не стандартный аттестат, а диплом о получении среднего специального образования. Еще одним важным преимуществом является зачисление в ВУЗ, соответствующий профилю учреждения. Единственный минус лицея – высокая стоимость обучения в нем. Чем больше перспектив дает учебное заведение, тем большую стоимость оно требует за свои услуги. Существуют и бесплатные лицеи, но в них вам все равно придется отдавать деньги для помощи в развитии образовательных программ.

Если ребенок не знает, чем будет заниматься в жизни, то лучше всего отдать его в гимназию. Туда можно попасть в одном из двух наборов:

  • поступить с первого класса;
  • попасть в старшую школу с 5-го или 7-го года обучения.

Легче всего попасть в гимназию в наборе первоклассников. Тогда у детей примерно одинаковый уровень подготовленности. В более старшем возрасте труднее выдержать вступительное испытание, ведь уровень требований у гимназии выше, чем в обычной школе.

После завершения обучения гимназисты получают стандартный аттестат. У них есть небольшие преимущества при поступлении:

  • лучшая подготовка к вступительным испытаниям;
  • хорошее портфолио (ученики гимназийчаще обычных школьников участвуют во всевозможных конкурсах);
  • престижное наименование среднего учебного заведения в аттестате.

Высшее образование бывшим гимназистам получать легче, ведь они подготовлены к серьезным нагрузкам и более дисциплинированы. Ученики гимназий легче переносят нагрузки, чем остальные студенты и редко отсеиваются во время сессий.

Как перейти в лицей

В профильный лицей легко поступить после окончания седьмого класса. Школы и гимназии дают более общие и теоретические знания, в том время как лицей процесс обучения основывает на практических занятиях. Важно, чтобы ребенок был подготовлен к поступлению в профильный лицей:

  • имел представление о будущей профессии;
  • учился без троек;
  • был силен по выбранному профильному направлению.

Преимущество при поступлении имеют ученики гимназий. Для поступления в лицей необходимо пройти собеседование у директора и представить сведения об успеваемости. В зависимости от выбранного направления, ученику может быть предложено:

  • написать сочинение или изложение;
  • пройти тестирование у психолога;
  • сдать спортивные нормативы;
  • пройти творческий конкурс;
  • написать контрольную работу по курсу физики или математики.

Важно до принятия решения о поступлении обсудить с ребенком его желание развиваться в выбранном профиле и узнать от школьных педагогов, насколько он дисциплинирован и собран на уроках. Если школьнику интересно получать знания по всем предметам и нет явной предрасположенности, то лучше всего попробовать поступить в гимназию.

Помните, что образование в лицее сравнивают с вузовским. Поэтому не стоит отдавать туда ребенка, если он не определился со своим будущим. Решение о поступлении в первую очередь должен принимать школьник, а не его родитель. Вы можете лишь предложить рассмотреть вариант получения более полного образования, чем школьное.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение: вы можете воспользоваться консультацией нашего корпоративного юриста совершенно бесплатно. Все необходимо сделать - это оставить ваш вопрос в форме ниже.