Композитор с которым бетховен занимался композицией. Самые известные произведения бетховена

Людвиг ван Бетховен – это величайшее явление в мировой музыкальной культуре, композитор ещё при жизни ставший легендой. Он был настолько невероятно талантливым и целеустремлённым, что, даже потеряв слух, продолжал создавать свои, не имеющие равных, гениальные шедевры. Выдающийся маэстро стоял на пороге Романтизма в западноевропейской музыке и был непосредственным основателем новой эры, пришедшей на смену исчерпавшего себя Классицизма. В детстве выучившись музыке на клавесине с его характерным кружевным звучанием, Бетховен впоследствии популяризировал фортепиано, создав 5 концертов, 38 сонат, около 60 пьес и несколько десятков других произведений для этого музыкального инструмента.

Краткую биографию Людвига ван Бетховена и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Бетховена

В австрийском (а ныне немецком) городе Бонне 16 декабря 1770 года в семье тенора придворной капеллы Иоганна ван Бетховена появился на свет третий в роду Людвиг, после своего деда (баса, а затем придворного капельмейстера) и старшего брата. Сам факт рождения в семье потомственных певцов предопределил судьбу мальчика.


Первым учителем музыки Людвига стал его отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то еще и ночью. Столь уникальных способностей, как у нашумевшего своей виртуозной игрой Вольфганга Моцарта , у Людвига не проявилось, но незаурядный талант к музыке определенно был.

Семья Бетховенов была небогата, а после смерти деда и вовсе обнищала. В 14 лет юный Людвиг был вынужден бросить школу и помогать отцу в содержании семьи, работая помощником органиста в придворной капелле.


До этого мальчик учился в школе, где немецкий язык и арифметика были на втором плане после латыни и музыки. Уже в юности Бетховен свободно читал и переводил Плутарха и Гомера, но умножение и правописание так и остались для него тайной за семью печатями.

Когда в 1787 году мать Людвига умерла, а отец запил больше прежнего, ответственный и дисциплинированный юноша взял на себя содержание младших братьев. Он устроился на должность альтиста в придворном оркестре, благодаря чему познакомился с разнообразием мира оперы.

В 21 год – в 1791 г. – Людвиг ван Бетховен переезжает в Вену в поисках хорошего учителя, где и проводит всю свою жизнь. Некоторое время молодой человек занимался с Гайдном . Но Йозеф опасался, как бы не схлопотать проблем из-за вольнодумного и резкого в выражениях ученика. А Людвиг, в свою очередь, чувствовал, что Гайдн – не тот человек, который может его чему-нибудь научить. В конечном итоге обучением Бетховена занялся Сальери.


Ранний венский период творчества молодого композитора биографически тесно связан с именами австрийского придворного князя Лихновского, русского вельможи Разумовского, чешского дворянина Лобковица: они покровительствовали Бетховену, поддерживали материально, их имена значились на титульных страницах рукописей композитора. Вместе с тем, Бетховен очень дорожил чувством собственного достоинства и никогда не позволял своим знатным покровителям попыток указать на его низкое происхождение.

В 1790-е годы Бетховен сочиняет в основном камерную и фортепьянную музыку, а в 1800-х начал писать свои первые симфонии, создал единственную ораторию («Христос на Масличной горе»).


Когда к 1811 году маэстро полностью потерял слух, он стал редко выходить из дома. Публичная игра на фортепьяно была основным источником доходов виртуоза, а также он постоянно давал уроки музыки представителям аристократии. С потерей слуха для Бетховена наступили тяжелые времена. После провальной попытки в 1811 году исполнить собственный Концерт для фортепьяно № 5 («Император») он больше ни разу не появлялся на публике до того случая, когда в паре с дирижером Михаэлем Умлауфом руководил оркестром во время премьеры Симфонии № 9 в 1824 году.

Но глухота не воспрепятствовала сочинению музыки. Бетховен пользовался специальной палочкой, прикрепленной одним концом к передней панели фортепьяно. Зажимая другой конец палочки зубами, он «чувствовал» издаваемый инструментом звук благодаря передающейся по палочке вибрации.

Именно на последнюю декаду жизни композитора приходится написание самых великолепных произведений, которыми и по сей день не устают восхищаться слушатели: Струнный квартет, оп. 131; «Торжественная месса»; «Великая фуга», оп. 133 и, безусловно, Девятая симфония.



Интересные факты о Бетховене

  • Бетховен был старшим из 7 детей в своей семье, 4 из которых ушли в мир иной еще в детстве.
  • Из биографии Бетховена мы знаем, что впервые юный маэстро выступил на публике в 7 лет 26 марта 1778 г. Примечательно, что 26 марта – это также дата его смерти.
  • Когда отец вез маленького Людвига для его первого выступления в Кёльн, он указал, что возраст мальчика – всего 6 лет (уж очень тому хотелось подчеркнуть уникальность сына). Юный музыкант поверил сказанному отцом и с тех пор считал себя младшим на полтора года, чем был на самом деле. Когда родители вручили Бетховену его свидетельство о крещении, он отказался верить указанной там дате, полагая, что документ принадлежал его старшему брату, тоже Людвигу, который умер в младенчестве.
  • Бетховену посчастливилось изучать музыку под руководством таких известных композиторов, как Готтлоб Нефе, Йозеф Гайдн, Альбрехтсбергер и Сальери. Он также чуть было не стал учеником Моцарта, тот был в восторге от представленной его вниманию импровизации, но смерть матери заставила Людвига оставить занятия и срочно покинуть Вену.
  • Когда Бетховену было 12, он впервые опубликовал свои произведения. Это был сборник вариаций для клавишных инструментов, который, в конечном счете, прославил его как одного из популярнейших пианистов в истории.
  • Бетховен был одним из первых музыкантов, которому было назначено пособие в 4 тысячи флоринов просто потому, что знатные горожане не желали его отъезда из Вены во Францию, куда тот был приглашен братом императора Наполеона.
  • Бетховен написал 3 любовных письма к «Бессмертной Возлюбленной», имя которой остается загадкой и по сей день. Поскольку он влюблялся во многих женщин, биографы затрудняются выделить ту единственную, которую композитор мог бы так необычно называть.
  • За всю жизнь Бетховен написал лишь одну оперу – «Фиделио », – которая и поныне считается выдающимся образцом классической музыки.


  • Около 20 тыс. людей участвовали в похоронной процессии на третий день после смерти любимого композитора – 29 марта 1827 г. Франц Шуберт, великий почитатель творчества композитора, был в числе тех, кто нес гроб. По иронии судьбы он сам умер через год после этого и был похоронен рядом с Бетховеном.
  • Из числа поздних квартетов Четырнадцатый, до-минор, оп. 131 Бетховен особенно любил, называя его своим самым совершенным произведением. Когда Шуберта, лежащего на смертном одре, спросили о его последнем желании, тот попросил сыграть ему квартет до-минор. Это было 14 ноября 1828 г., за пять дней до смерти.
  • В августе 1845 года в Бонне был открыт памятник Бетховену. Это был первый в Германии памятник знаменитому композитору, после их было открыто еще около сотни по всему миру.
  • Говорят, песня Битлз «Because» («Потому что») основана на мелодии «Лунной сонаты» , проигранной в обратном порядке.
  • «Ода к радости» (отрывок из знаменитой Девятой симфонии) является официальным гимном Евросоюза.
  • Третий по размеру кратер на Меркурии назван в честь композитора.
  • Один из элементов основного кольца астероидов, находящегося между орбитами Марса и Юпитера, носит название «1815 Бетховен».

Любовь в жизни Бетховена


К своему несчастью, Бетховен влюблялся в женщин, принадлежавших к иному сословию, чем он. На то время классовая принадлежность была серьезным аргументом для решения вопросов о женитьбе. С юной графиней Джулией Гвиччарди он познакомился в 1801 году благодаря семье Брунсвиков, где он давал уроки игры на фортепьяно Джозефине Брунсвик. Однако по вышеупомянутым причинам о браке не могло быть и речи.

После смерти мужа Джозефины Брунсвик в 1804 году Людвиг попытал удачу в отношениях с молодой вдовой. Он написал возлюбленной 15 страстных писем, та отвечала ему взаимностью, но вскоре по требованию семьи прервала с Бетховеном всякую связь. В случае брака с неаристократом графиня была бы лишена возможности общаться с детьми и заниматься их воспитанием.

После того, как в 1810 г. Джозефина снова вышла замуж за некоего барона вон Штекельберга, Бетховен безуспешно сделал предложение своему близкому другу баронессе Терезе Мальфатти (родной сестре Джозефины Брунсвик). Безуспешно, потому что и эта избранница была из высшего сословия, чем ее поклонник. Очевидно, именно Терезе посвящена багатель (небольшая музыкальная пьеса) .

Биография Бетховена гласит что, будучи неслышащим, композитор компенсировал свой недостаток с помощью так называемых разговорных тетрадей. Туда во время беседы друзья записывали для него свои реплики. Разговорными тетрадями композитор пользовался приблизительно последние десять лет, а до того его выручала слуховая трубка, которая хранится теперь в Музее Бетховена в Бонне.

Разговорные тетради стали драгоценным документом, из которого мы узнаём содержание дискуссий композитора, можем почерпнуть сведения о его мировоззрении, о видении самого композитора, как должно исполняться то или иное его произведение. Из 400 разговорных тетрадей 264 были уничтожены, а остальные подвержены купюрам и правке после смерти композитора его личным секретарем Антоном Шиндлером. Будучи также первым биографом композитора, Шиндлер, во-первых, спасал свою и его репутацию, так как те резко негативные оценочные выражения в адрес монарха, которые Бетховен себе позволял, могли стать причиной гонений и запретов со стороны власти. А во-вторых, больше чем секретарь желал идеализировать образ маэстро в глазах потомков.

Штрихи к творческому портрету


  • Городские власти Бонна в 1790 году избрали кантаты придворного альтиста Бетховена для исполнения на похоронах Франца Йозефа ІІ и во время последующей интронизации Леопольда ІІ, Священного римского императора. После эти две императорские кантаты никогда больше не исполнялись и считались утраченными до 1880-х гг. Но данные произведения были, по словам Брамса, «насквозь бетховенскими» и ясно обнаруживали тот трагический стиль, которым отмечены все произведения Бетховена и который отличал их от классических традиций в музыке.
  • Соната для фортепьяно № 8 до-минор, оп. 13, общеизвестная под названием , была написана в 1798 г. Бетховен посвятил ее своему другу князю Карлу вон Лихновскому. Вопреки сложившемуся мнению, что композитор сам назвал сонату «Патетической», это издатель был тем человеком, который под впечатлением от трагического звучания сонаты написал на титульном листе «Великая патетическая соната».
  • Неоспоримым является влияние Моцарта и Гайдна на творчество Бетховена. Так, его Квинтет для фортепьяно и духовых инструментов выявляет разительную схожесть с работой Моцарта на уровне формы. Но мелодии Бетховена, развитие темы, использование модуляции и текстуры, выражение в музыке эмоций – все это выносит творчество композитора за рамки любых влияний и заимствований.
  • Бетховена по праву считают первым композитором эпохи Романтизма, его Симфония № 3 была радикальным отступлением от всего написанного ранее.
  • Финал Симфонии № 9 – «Ода к радости» – это первая в истории западноевропейской музыки попытка ввести хор в каноническую симфонию.
  • Девятая симфония содержит скерцо во второй части, а адажио – в третьей. Для классической симфонии, где темп должен был возрастать, это было немыслимо.
  • Бетховен был, по всей видимости, первым композитором, который использовал медные духовые инструменты как полноправную часть оркестра. Бетховен также первым ввел в симфонию флейту-пикколо и тромбон. В свою очередь арфу он включил лишь в одно свое произведение – балет «Творения Прометея».
  • Бетховен был первым, кто в музыке попытался воспроизвести звуки перепелки, кукушки и соловья – и все это в рамках одной симфонии – № 6, «Пасторальной». Кстати, сокращенная версия Шестой симфонии звучит в мультфильме Диснея «Фантазия» . Имитации звуков животных присутствовали и в краткой «Игрушечной симфонии» Моцарта, и во «Временах года» Вивальди , но никогда их еще не было в 40-минутной симфонии.

Поскольку музыка композитора отличается в целом мрачным стилем, фильмы, в которых использованы его произведения в качестве саундтреков, в большинстве своем содержат инфернальные мотивы.


Отрывки из музыкальных произведений

Названия фильмов

Струнный квартет № 13

Неудержимые 3 (2014)

Патетическая соната

Уолл Стритт: Деньги не спят (2010)

Уильям Тёрнер (2014)

Шафер напрокат (2015)

«Ода к радости»

Напряги извилины (2008)

Джон Уик (2014)

Дедушка легкого поведения (2016)

«К Элизе»

Одноклассники 2 (2013)

Пока я не исчезну (2014)

Прогулка (2015)

Сёстры (2015)

Симфония № 3

Хичкок (2012)

Миссия невыполнима: Племя изгоев (2015)

Симфония № 7

Откровения (2011)

Хоррор (2015)

Люди Икс: Апокалипсис (2016)

Танцовщица (2016)

«Лунная соната»

Из Лондона в Брайтон (2006)

Защитник (2012)

Офис (2014)

Любовь без обязательств (2015)

Последний охотник на ведьм (2015)

Соната для фортепьяно соль-минор

Дневник памяти (2004)

Струнный квартет № 14

Дежурный папа (2003)

Прощальный квартет (2012)

После бури (2016)

Симфония № 9

Эквилибриум (2002)

Суррогаты (2009)

Ленинград (2009)

Ледниковый период 4: Континентальный дрейф (2012)

«Фиделио»

Онегин (1999)

Увертюра «Эгмонт»

Поздний цветок (2016)

Линкольн (2012)

По биографии Бетховена снято так много документальных и художественных фильмов, что мы решили упомянуть лишь о самых известных из них.


  • Жизнь Бетховена (нем.: Das Leben des Beethoven) (1927), немое кино, исп. Фриц Кортнер, Австрия.
  • Великая любовь Бетховена (фр.: Un grand amour de Beethoven) (1937), исп. Гарри Бор, Франция.
  • Героика (нем.: Eroica) (1949), исп. Эвальд Бальзер, Австрия. Фильм был представлен на Каннский кинофестиваль в 1949 г.
  • Людвиг ван Бетховен (нем.: Ludwig van Beethoven) (1954), ГДР. Документальный фильм Макса Яапа повествует о жизни Бетховена. Оригинальные документы, письма и фотографии дополнены звучанием наиболее ярких произведений композитора.
  • Наполеон (Napoléon) (1955), исп. Эрик вон Штрогейм.
  • В 1962 г. Уолт Дисней выпустил полную домыслов телевизионную версию фильма о Бетховене «Величественный мятежник» (The Magnificent Rebel), исп. Карлхайнц Бём.
  • Людвиг ван (нем.: Ludwig van) (1969), фильм Маурисио Кагеля, исп. Карл Вальтер Дисс.
  • Бетховен – дни жизни (англ.: Beethoven – Days in a Life) (1976), исп. Донатас Банионис и Штефан Лизевский.
  • Невероятные приключения Билла и Теда (1989), исп. Дэвид Клиффорд.
  • Бетховен живет наверху (англ.: Beethoven Lives Upstairs) (1992), исп. Нил Манро, Чехия.
  • Бессмертная возлюбленная (1994), исп. Гэри Олдман.
  • Переписывая Бетховена (2006), исп. Эд Харрис.
  • Маэстро (2011), исп. Роберт Гай Батхёрст.
  • Людвиг (2016), исп. Падриг Вион.

Творчество Бетховена охватывает немало музыкальных жанров и использует разнообразные сочетания музыкальных инструментов. Для симфонического оркестра он написал 9 симфоний и более дюжины других произведений. Бетховен сочинил 7 инструментальных концертов. Его перу принадлежит одна опера («Фиделио ») и один балет («Творения Прометея»). Фортепьянная музыка Бетховена богата и разнообразна в плане форм: это сонаты, миниатюры и другие сочинения.

Перу Бетховена принадлежит также значительное количество произведений ансамблевой музыки. Кроме 16 струнных квартетов он написал 5 струнных квинтетов, 7 фортепьянных трио, 5 струнных трио и более десятка работ для различных комбинаций духовых инструментов.

Бетховен, по утверждению Антона Шиндлера, пользовался собственным темпоритмом и, считаясь большинством музыковедов последним Венским классиком, умудрился нарушить немало канонов классического стиля в музыке.

Видео: смотреть фильм о Бетховене

Людвиг ван Бетховен – выдающийся немецкий композитор мирового значения. Является самым поздним представителем «венской классической школы». Творческое наследие Бетховена включает произведения различных жанров: сонаты и концерты для различных инструментов – скрипки, фортепиано, виолончели, увертюры, симфонии, оперы и др. Творчество композитора повлияло на развитие музыкального искусства не только девятнадцатого, но и двадцатого века.

Детство и юность

Вероятная дата рождения Бетховена – шестнадцатое декабря 1770 года. Доподлинно известно, что его крестили в г. Бонне семнадцатого декабря того же года. Отец Людвига, певец придворной капеллы, начал обучать сына музыке с ранних лет. Мальчик учился игре на скрипке, органе, клавесине и флейте.

Большое влияние на юного музыканта оказал его учитель Кристиан Готлоб Нефе. С его помощью было издано первое произведение двенадцатилетнего Людвига – «Вариации на тему марша Э. Дресслера». Тогда же юный Бетховен начал работать в качестве помощника придворного органиста.

В возрасте семнадцати лет Людвиг едет в Вену, чтобы брать уроки у В.А. Моцарта. Однако из-за смерти матери вынужден был вернуться, чтобы взять на себя заботу о младших братьях.

Наиболее известное из сочинений раннего периода – песня «Сурок» на стихи И.В. Гёте.

Молодые годы и расцвет музыкального творчества

Вновь молодой музыкант возвращается в Вену в 1792-м году и поселяется там навсегда. Первоначально берет уроки композиции у Йозефа Гайдна. Однако учитель и ученик не находят взаимопонимания и расстаются. Бетховен продолжил обучение у педагога и музыковеда И.Г. Альбрехтсбергера и композитора Антонио Сальери.

Очень скоро молодой человек завоевал признание как виртуозный пианист – импровизатор. Его манера исполнения принципиально отличалась от общепринятой в те годы. Бетховен активно использует педаль, крайние регистры инструмента и часто использует аккорды. Фактически, им был создан принципиально новый стиль фортепианного исполнения.

Обладая фантастической работоспособностью, Бетховен создал в молодые годы (до 35-ти лет) ряд произведений, ставших впоследствии мировой классикой музыкального искусства:

  • Соната для фортепиано до-диез минор («Лунная») – 1801 г.
  • «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано – 1803 г.
  • «Героическая» симфония № 3 – 1804 г.
  • Соната для фортепиано «Апассионата» — 1805 г.
  • Опера «Фиделио» — 1804 г.

Несмотря на всеобщее признание и успешное издание музыкальных сочинений, жизнь Бетховена уже с двадцатисемилетнего возраста омрачилась трагическим недугом. Композитор начал стремительно терять слух. Вскоре стало очевидным, что болезнь необратима. Несмотря на это, Бетховен долгие годы пытался скрыть свое несчастье от окружающих.

Зрелые годы

Глухота делает Бетховена замкнутым и нелюдимым. Многие современники отмечали его тяжелый, неуживчивый характер. Болезнь же усугубила эти черты. С 1819-го года композитор может общаться с окружающими лишь при помощи записей, многие из которых сохранились до наших дней.

Несмотря на несчастье, внутренний слух позволил гению именно в поздние годы создать ряд выдающихся музыкальных шедевров. Наиболее значимые сочинения зрелых лет – Девятая симфония с хором и «Торжественная месса».

Девятая симфония — последнее произведение композитора в данном жанре. Впервые в симфоническом произведении был задействован хор с солистами наравне с инструментами оркестра.

Месса, написанная для органа, оркестра, хора и солистов, создавалась в течение четырех лет (с 1019-го по 1823-й годы). Первое исполнение состоялось в Санкт-Петербурге, чему способствовал князь Николай Голицын, оказывавший покровительство Бетховену. Лишь после смерти композитора, в 1830-м году, произведение прозвучало в стенах церкви.

В этот же период были написаны последние сонаты для фортепиано (№№ 28 – 32), вокальный цикл «К далекой возлюбленной», произведения для струнного квартета.

Несмотря на прижизненную славу и признание, Бетховен умер в возрасте пятидесяти шести лет, в марте 1827-го года. Считается, что этому поспособствовали переживания за непутевого племянника, к которому композитор был сильно привязан и в устройстве судьбы которого принимал участие.

Могила Людвига ван Бетховена находится в Вене, на Центральном кладбище.

Наследие композитора

Наиболее значимые произведения, входящие в число мирового культурного наследия:

  • Девять симфоний
  • Пять концертов для фортепиано с оркестром
  • Тридцать две сонаты для фортепиано
  • «Торжественная месса» в пяти частях

Бетховен также был талантливым педагогом, воспитав ряд талантливых учеников, среди которых известный впоследствии композитор – пианист Карл Черни.

Произведения композитора и в настоящее время активно исполняются в престижных концертных залах мира.

Реферативнаяработа по музыкаведению выполнила Рогоза Юлия Андреевна.

Факультет: экономический.

Московский ЭкстерныйГуманитарный Университет.

Москва 1994г.

1) Во временаБетховена…

Прошло уже более 200 лет со дня рождения Людвига ванБетховена, но музыка его живет и волнует миллионы людей, как будто она написананашим современником.

Тот, кто хоть немного знаком с Бетховеном, не сможет неполюбить этого человека, эту героическую личность, не преклониться перед егожизненным подвигом. Между высокими идеалами, воспеваемые им в творчестве, и егожизнью не было разрыва. Жизнь Бетховена - пример мужества упорной борьбы спрепятствиями, несчастьями, которые оказались бы непреодолимыми для другого.Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства,братства.

«Творчество Бетховена открывает новый, ХIХ в. вмузыке, его мировоззрение сложилось под воздействием свободолюбивых идейВеликой французской революции, отзвуки которой проникают во многие произведениякомпозитора».

Опираясь на традиции предшественников, Бетховен значительнорасширяет горизонты музыки как искусства, насыщает ее невиданными доселеконтрастами, напряженным развитием, отразившим дух революционныхпреобразований. Человек республиканских взглядов, он утверждает достоинстваличности художника - творца.

Никогда не останавливаясь на достигнутом, стремясь в перед,к новым открытиям, Бетховен на много определил свое время. Его музыка была ибудет источником вдохновения для многих поколений.

В 1732году в небольшом германском городке Бонне поселилсядвадцатилетний певец Людвиг ван Бетховен (в переводе его фамилия означает" грядка с красной свеклой ") родом из почтенной семьи фломандскихбюргеров.

Бонн в середине ХVIII насчитывал всего 8 тысяч жителей. Этобыл красивый и приветливый городок, расположенный на берегу широкого северногоРейна.

Свою жену, добропорядочный горожанин Бетховен, поместил вмонастырь, т.к. она бросала тень на его доброе имя. Жена так и не вышла из стенмонастыря до самой смерти. Но не был счастлив Бетховен и в своих сыновьях.Пагубная страсть матери особенно сказалась на втором сыне, Иоганне. Нрав сынабыл легкомысленный, непостоянный, он быстро увлекался и так же быстро остывал.Казалось, что женитьба изменит Иоганна. В 28 лет он взял в жены 19-летнию вдовупридворного камердинера, дочь повара, Марию - Магдалину Кеверих. СтарыйБетховен был против этого брака, но потом Мария - Магдалина сумела расположитьк себе старика. Но вскоре, Мария - Магдалина заболевает туберкулезом, умираетчетверо ее детей. Потом умирает и сам Людвиг ван Бетховен. Сын пускает всенаследство отца по ветру.

Однако не на всех сказывалось зловещая наследственность. Иродился у Иоганна Бетховена и Марии - Магдалины сын. Отец не только не придалэтому событию особого значения, он даже не потрудился сохранить в памяти датурождения ребенка. Вероятно, именно по этому она не дошла до нас. Известно лишь,что " 17 декабря 1770 года в церкви святого Ремигия был крещен младенец,родившийся у Иоганна и марии - Магдалины Бетховен. Мальчика назвали Людвигом, ив месте с именем он унаследовал от деда несокрушимое здоровье и душевнуюкрепость. Ему суждено было прославить имя Бетховена в веках.

Появление мальчика не сколько не обрадовало отца, как,впрочем, за полтора года до этого его не сколько не опечалила смерть первенца.Дети мало занимали Иоганна. Не мудрено, что Иоганн не заметил, как Людвигвстал на ноги и подрос.

Музыкальные способности проявились у Людвига рано, и отецмечтал при помощи таланта сына поправить свои материальные дела. По всей Европегремело тогда имя Моцерта: каждый мог порассказать тогда немало историй огениальном ребенке, поражавшем своей игрой и композициями королей и музыкантов.Но если отец Моцарта, тоже музыкант, лелеял талант сына и развивал егопродуманными систематическими занятиями, то безалаберность Иоганна Бетховенапроявилась и в воспитании сына. Он задался целью во что бы то ни стало сделатьи Людвига виртуоза и заставлял его до бесконечности повторять скучныеупражнения, не редко доводя ребенка до слез. Отец был вспыльчив и груб, хотя илюбил ребенка на свой лад. А мать, которую Людвиг обожал, была лишенавозможности уделять ему время и внимание.

Людвиг очень быстро овладел нотной грамотой и свободноиграл с листа; почти одновременно у него проявился дар импровизатора. В 8 летон уже выступал в Кельне, а в 11 совершил первое заграничное турне, посетивРодину своих предков.

С учителем Бетховену долго не везло. За четыре года онсменил не менее 5 учителей, многие из которых совсем не заслуживали этогоимени. Друг старого Людвига, придворный органист Эден, некоторое время обучалБетховена игре на органе. Затем актер Пфейфер учил его играть на клавесине ифлейте. Пфейфер был другом отца юного композитора, был так же жесток как Иоганн.Вскоре он был изгнан из театра, что подтвердило его никчемность, какклавесиониста.

«На смену Пфейферу пришел монах Кох, под руководствомкоторого Бетховен достиг таких успехов в игре на органе, что мог заменитьсвоего учителя во время церковной службы.»Затем был еще один монах,Ханцман. И, наконец, скрипач Ровантини, научивший Людвига игре на скрипке иальте.

Много лет спустя, Людвиг жаловался своему ученику, что несмог получить в детстве настоящего музыкального образования.

Общее образование Бетховена было еще более отрывочным инесистематичным. Но не смотря на это, он упорно занимался изучением языков. Онзнал: французский, немецкий, греческий, итальянский, латынь.

Людвиг рос заброшенным ребенком. Трудные условия жизни,бедность сделали его взрослым рано, сформировали черты характера. У Бетховенабыло необычайно развито чувство собственного достоинства, независимости. Номальчик рос задумчивым и замкнутым.

Несмотря на скудное образование, Бетховен выработал хороший вкус и прекрасно разбирался в литературе. Любимым его чтением былаантичная литература. Наряду с античной Бетховен увлекался и английскойлитературой, его любимым автором и кумиром на протяжении всей его жизни былШекспир. Он так же любил и немецкую литературу, Гете, Шиллера.

В 11 лет у Людвига появился, наконец, настоящий наставник,который завершил его музыкальное образование и немало сделал для формированиявзглядов и вкусов. Это был Кристиан - Готлоб Нефе. Начав заниматься с Бетховеном,Нефе сразу же ввел его в театр. На боннской сцене ставились одновременно идраматические и оперные представления. Людвиг не только посещал спектакли,присутствовал на репитициях, но и разучивал партии с певцами. В 1782году, послесмерти Эдена, Нефе добился места придворного органиста в капелле курфюрста исделал Людвига своим помощником - кандидатом без оклада, ждущим освобожденияштатного места.

Бетховен упорно работал под руководством Нефе, нередкозаменял его за органом, поражая всех своими импровизациями. Нефе предсказывалБетховену великое будущее, говорил что тот станет вторым Моцертом. Благодарясвоему учителю Бетховен был знаком с творчеством великих пианистов мира, с ихмузыкой, их стилю.

В первых сочинениях юного Бетховена - вариацию на тему маршамалоизвестного композитора Дресслера и трех сонатах для клавесина, - естественно еще не проявляются свойственные ему черты, хотя жанры вариаций исонаты станут типичными для его творчества. Пока же Бетховен учится и терпеливождет места.

2) Юность.

Он получил его в 13 лет, после смерти старого курфюрста.Теперь Бетховен - придворный музыкант. Постепенно Бетховен завоевываетпризнание в Бонне - и не только как великолепный импровизатор - органист иклавесинист, но и как композитор. В 14 лет им уже написаны 3 квартета,фортепьянные пьесы, песни и даже задуман фортепьянный концерт. Его приглашаютвыступать в аристократические дома, там же он дает уроки музыки. Но теперь этоуже не удовлетворяет его. Бетховен мечтает учится у Моцерта. И, скопив и заняв денег,весной 1787 года отправляется в Вену.

Столица Австрии поразила 17-летнего провинциального юношуразмахом музыкальной жизни. В этом городе все пело.

Незадолго до приезда Бетховена в Вене были поставлены двеоперы Моцерта, однако композитор нашел время выслушать молодого Бетховена. Тотимпровизировал на заданную Моцертом тему. И Моцерт сказал: " Обратите нанего внимание, он всех заставит о себе говорить". Бетховену удалось взятьнесколько уроков у Моцерта, но внезапное известие о тяжелой болезни материзаставило его поспешно покинуть Вену.

Вернувшись в Бонн Бетховен застал мать при смерти. Мария - Магдалина умерла от чахотки на руках у сына, который хранил ее святой образ доконца жизни. Но горе, которое на него обрушилось подорвало его силы: он вскоре заболелтифом, осложнения после которого мучили его всю жизнь; затем пришла оспа. Ноэто не сломило Людвига, потеряв мать он стал главой семьи и занялся воспитаниембратьев. Отец к тому времени совсем спился, а через пять лет умер. Вдовапридворного архивариуса Елена фон Брейнинг заменила Людвигу мать, а дочь,15-Лорхен, которой Бетховен давал уроки на клавесине, первое робкое чувство вдушу 17-летнего юноши, бетховен посвятил ей свои ранние произведения.

Бетховен с первого взгляда привлек к себе внимание. У негохарактерная, зопоминающаяся внешность.Перенесенная в 17 лет оспа навсегдаоставила свои следы на лице и сделала Бетховена близоруким.

Осенью 1789 года Бетховен поступил в недавно открывшийсяБоннский университет на философский факультет.

В первых числа ноября 1792 года Бетховен на всегдапростился с родным городом. Последние, что он видел на родине, - величественныйРейн, тоска по которому не покидала его всю жизнь. На правом берегу Рейнапроисходило передвижение прусских и австрийских войск (война на Рейне междуфранцузами и немцами). Почтовая карета мчалась во весь дух, так как ипочтальону и пассажирам угрожали многочисленные опасности военного времени.Молодой боннский музыкант спешил в музыкальную столицу мира - навстречууспехам, славе, тяжелым страданиям и смерти в такой же бедной комнате, как ита, в которой он родился. Но за ее порогом Бетховена ждало бессмертие.

3) Встреча сВеной.

Бетховен прибыл в Вену для того, чтобы усовершенствоватьсяв своем искусстве у Гайдна. Начались уроки. Однако вскоре они стали тяготитьобоих. В 1793году с Иоганном Шенком. И они стали заниматься вдвоем, втайне отГайдна.

Гайдн и Бетховен принадлежали не только к разнымпоколениям, но и к разным эпохам. Их взгляды на жизнь и искусство формировалисьпо-разному. Бетховен многому научился у Гайдна, но пошел по другому пути,отражая в своем творчестве идеи и чувства бурного революционного времени.

После Гайдна учителем Бетховена около полутора лет былИоганн Альбрехтсбергер. Но оба так и не нашли взаимопонимания. Учитель считал,что Бетховен ничему не научился у него.

Последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена былАнтонио Сальери.

Но не только и не столько непосредственно учителя, скольковся музыкальная атмосфера Вены способствовала быстрому созреванию талантаБетховена.

а) Игра Бетховена.

Манера игры Бетховена резко противостояла распространенномустилю исполнительства того времени. Бетховен не владел той легкой,«жемчужной» техникой, которая была присуща лучшим исполнителям XVIIIвека. Он с презрением именовал ее танцем в воздухе и противопоставлял ейсвязанную игру легато, подчеркивая характер пения, при котором не должна бытьслышна перемена пальцев, ибо на рояле надо играть так, как будто ведут смычкомпо струнам.

Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось 30 марта 1795 года. Это была благотворительная«академия» в пользу вдов и сирот музыкантов.

в) Бетховен - композитор.

Вскоре пришло признание Бетховена - композитора. В 1795году в Вене были изданы его первые фортепьянные сочинения - 3 фортепьянныхтрио. Успех был велик.

Молодой Бетховен верит в свою силу и свое предназначение.Его творчество развивается бурно и стремительно. За семь лет создано 15фортепьянных сонат, 10 циклов вариаций, 2 фортепьянных концерта. Среди первых сонатБетховена особую популярность завоевала восьмая.

14 соната (до - диез минор) вошла в историю музыки подназванием Лунной, названием случайным, далеко не передающим всей глубинысодержания Бетховенской музыки: поэт - романтик Рельштаб услышал в ее первойчасти музыкальное воплощение лунной ночи на швейцарском озере. Лунная сонатапосвящена графине Джульетте Гвичарди и связана с одним из романтическихэпизодов в жизни Бетховена. 1800 он знакомится с двоюродной сестрой Брунсвик - Джульеттой, на которой он надеялся женится. Но его надежды не оправдались. Вначале 1802 года соната с посвящением графине Гвичарди увидела свет. А годспустя Джульетта вышла замуж, за Роберта Галленберг. Все разочарованиебетховена, вся буря страстей, бушевавших в его душе, глубокие раздумья искорбное примирение нашли свое воплощение в другой замечательной сонате дляфортепьяно - Nо 17.

Дружба Бетховена с симейством Брунсвик продолжалась многиегоды. Францу Брунсвику он посвятил свою знаменитую сонату«Аппассионата» и фантазию для фортепьяно (соль - минор), Терези - сонату Nо 24, Жозефине - песню " К надежде".

Многие годы Бетховен помогал бедной вдове, воспитавшейчетырех детей, делился с ней своими переживаниями, посылал ей письма, которыесохранились до сих пор, но и этому браку не суждено было состоятся. Ради детейЖозефина вышла замуж за барона Штакельберга.

Слава Бетховена быстро росла, распространяясь за пределыАвстрии и Германии. Он много выступал, и его имя на афише всегда привлекаломногочисленную публику. 2 апреля 1800 года Бетховен объявил собственную«академию». Она продолжалась от половины седьмого до половиныодиннадцатого, она состояла из семи номеров, в один из номеров входила перваясимфония. «Академия» была признана...

И вдруг все рухнуло. Страшный недуг - глухота - порозилБетховена…

4) Героическиегоды.

Сколько не обращался Бетховен к врачам, сколько не лечилиего, но глухота прогрессировала. Первый ее заметил Рис, но сначала она не былазаметна другим, но в скоре это перестало быть тайной. 1814 - 1816 годах оноглох настолько, что уже не мог воспринимать речь.

Композитор был в ужасе… В порыве отчаянья он пишетпредсмертное письмо своим братьям, Бетховен хочет покончить с собой. К этомувремени он закончил свою вторую симфонию - одно из самых жизнерадостных своихпроизведений.

Но не успел он закончить свое завещание, как в его мозгуначал рождаться величественный замысел новой симфонии - симфонии не похожей нина одну из существовавших до сих пор. Первое открытое исполнение Третьейсимфонии состоялось 7 апреля 1805 года. Но симфонию не признали, она оказаласьтрудна для публики, но сам Бетховен до конца жизни любил ее больше всего. Егоочень огорчило непризнание симфонии, но еще большим ударом для него оказалосьразочарование в герое, которому он посвятил симфонию. После того, как пианистузнал о том, что Наполеон провозгласил себя императором, Людвиг назвал своюсимфонию " Героической ".

В 1804 году Бетховен создает еще две сонаты:«Аврора» и " Аппассионата".

Потом он долго не будет возвращаться к сонатам, но напишет4,5,6 сонаты. Все три сонаты возникли одна за другой. Одна - суровая игероическая; вторая и третья - светлые и радостные. Настроение Четвертой иШестой симфоний во многом сходны и перекликаются с сонатой " Аврора".В них свет, радость, преклонение перед природой, растворение в ней, стольхарактерное для Бетховена.

А какое мужество звучит в Пятой симфонии! В ней словносконцентрирована судьба самого Бетховена и судьба его поколения - героическомупоколению на долю, которого выпали великие испытания. Здесь наиболее доступно,в простой и ясной форме воплощена основная идея творчества Бетховена: «Отмрака к свету, через борьбу к победе».

Героические образы воплощены во многих увертюрах Бетховена.Это увертюры: к трагедии Коллина «Кориолан»; к трагедии Гете«Эгмонд»; " Леонора" и т.д.

В 1804 году Бетховен получил заказ Венского театра на оперу «Супружеская любовь или Леонора». Но опера не получила признания т.к. в это время в Вену вступили наполеоновские войска и Венаопустела, жители покинули ее.

В 1806 году огорченный, но не сломленный провалом оперыБетховен написал скрипичный концерт, Четвертый фортепьянный концерт, 32вариации для фортепьяно.

Прошло 7 лет. Бетховен неожиданно стал модным композитором.Шумную, но не долговечную славу принесло ему произведение случайное,недостойное имени Бетховена - «Битва при Виттории». Оно имелограндиозный успех, на концертах присутствовали европейские знаменитости, ноникто из слушателей не понимал по настоящему Бетховенскую музыку.

Неожиданный успех сыграл важную роль в возрождениибетховенской оперы. В третий раз переделанная «Фиделио» (второеназвание оперы) имела огромный успех, зал был полон. В Вене опера прошла 22раза, затем она была поставлена в Праге, в Париже, в Берлине. «Фиделио»- необычная опера. Ясно чувствуется, что она написана великим симфонистом,впервые обратившемся к оперному театру. Вначале перед зрителем раскрывается всятрагедия пьесы; и конец - неудержимая бурная радость, ликование народа в мощномгероическом хоре.

После этой Бетховен опер больше не писал, хотя у него былоочень много набросков. Он говорил, что для того, что бы писать оперы нуженподходящий текст, что то, что будет волновать и вдохновлять, а таких текстов унего не было.

5) Бетховен иГете.

Лето 1811 - 1812 года Бетховен провел в теплице. Здесь ончувствовал себя одиноким т.к. по политическим событиям людей здесь было мало.Но вот, в числе других правителей Германии, на конгресс прибыл великий герцогВеймарский со своим министром, тайным советником Иоганном - Вольфганом фонГете. Осуществилась мечта Бетховена он встретился со своим кумиром, величайшимпоэтом современности. Композитор знал его с детства, преклонялся перед ним,часто писал музыку на стихи Гете. Работая над своими симфониями он обращался кпоэзии Гете.

И вот через Беттину Брентано состоялась встреча двухгениев. Гете был покорен Бетховеным. На следующий день два человека вместисовершили прогулку, И все последующие дни общались. Но эта встреча дляБетховена оказалась печальной. К сожалению эта так долго ожидаемая встреча спочитаемым поэтом глубоко разочаровала Бетховена. Он открыто говорил об этом, идаже посмеивался над ним. Бетховен говорил о Гете: " Я думал встретитьцаря поэтов, а встретил поэта царей". Гете оказался обычным придворным, емуоказывали знаки внимания королевские особы и это оказали слое внимание напоэта. Но Бетховен, ток едко издевавшийся над Гете во время их единственнойвстречи, вскоре забыл и о своих насмешках, и о слабостях великого человека. Впоследнем письме к Гете он вспоминал о счастливых часах, прожитых рядом с ним,писал о своем почтении, любви и великом уважении…

6) Разочарованияи поиски.

Начиная с 1812 года творчество Бетховена становится всеменее интенсивным. В 1812 году он заканчивает 2 симфонии - Седьмую в мае и Восьмуюв октябре - и затем на протяжении 10 лет не обращается к своему излюбленномужанру, который в предыдущее десятилетие занимал все его мысли.

Седьмая и Восьмая симфонии значительно отличаются от своихпредшественниц. В них господствует веселье, юмор, танцевальная стихия. Пословам Роллана, это " произведения, в которых Бетховен, быть может, болеечем где - либо показал себя в откровенном виде...". Гете и Цильтера,говорили, что это симфонии, написанные пьяницей. И действительно - они сочиненыпьяным человеком, но опьяненным силой и гением. Чайковский любил Седьмуюсимфонию больше всех других симфоний написанных Бетховеным. И действительноСедьмая симфония сразу имела успех. Восьмая симфония, кажется данью Бетховенаушедшему XVIII веку - он словно вспоминает своего учителя, «папашуГайдна».

Возможно, что эти радостные, полные жизни, юмора и светапроизведения вдохновлены нежным чувством Бетховена к берлинской певице АмалииЗебальд, с которой он встречается в Теплице в 1811 - 1812 годах. Ей было 25лет, и она пленяла своим голосом, ей он посвящает свои письма.

В 1816 году Бетховен пишет цикл из 6 песен на слававенского журналиста.

И вообще в эти годы он особенно много внимания уделяетпесням, особенно народным. Им написано и обработано множество песен в том числеи русских, украинских и т.д.

Но к излюбленным жанрам в эти года Бетховен почти невозвращался. Была написана лишь одна фортепьянная соната. Он словно размышлял,подводил итоги, оглядываясь на пройденный путь.

Фортепьянная соната. Ее классическую форму создал Гайдн иразвил Моцерт. Бетховен в первых своих сонатах исходил из их достижений, хотясразу же заявил о себе новыми темами и образами.

Жизнь Бетховена текла все более уединенно и тихо.Посетителей поражало его убогое заброшенное жилище. В эти годы заметносократилось не только творчество, но и исполнительство Бетховена. В 1814 годуон в последний раз выступил перед публикой как пианист. Потом дошло до того,что стало невозможным работать под его руководством, он постоянно сбивался, нони у кого не хватало духу сказать об этом Бетховену. Когда он все же об этомузнал, он впал в глубокое отчаянье. Он был поражен в самое сердце и до концажизни жил под впечатлением этого ужаса…

К новымберегам…

В последнее десятилетие в творчестве Бетховена усиливаютсяновые черты. После длительного перерыва он вновь возвращается к своимизлюбленным жанрам и на протяжении десяти лет создает пять грандиозных сонатдля фортепьяно и пять величественных струнных квартетов.

Ни одна из последних сонат не похожа на другую, и все онизначительно отличаются от сонат, написанных в «героические годы».Здесь много интимных страниц, тончайших душевных переживаний и наряду с этим - глубокой философской лирики, сложной напряженной работы мысли. Сонаты богатыконтрастными образами, нов каждой побеждает просветленное начало, человеческийдух торжествует над скорбью; не случайно и 5 сонат 4 написаны в мажорныхтональностях.

Соната 28-я полна мечтательности; 29-ая самаямонументальная из фортепьянных произведений; 30-ая лирическая, интимная, в нейнежность и мечтательность внезапно сменяются тревожными порывами, чтобызавершится светлой поэзией вариаций; вершиной лирических сонат Бетховенаявляется 31-я соната - свобода, с которой вторгаются и смешиваются контрастныеобразы, поразительна; героическая соната 32-я подводит итог всему сонатномутворчеству композитора и прокладывает пути в сонатам романтиков.

Мир образов, воплощенных в сонатах, находит продолжение в 5квартетах, тут сосредоточены самые глубокие раздумья Бетховена о жизни исмерти, радостях и страданиях, о человеке и его назначении в мире.

Наряду с произведениями возвышенными, философскими,Бетховен в последнее десятилетие создает и пьесы, полные юмора и легкости, вкоторых он словно отдыхает и развлекается.

Величайшем произведением Бетховена, венчающим его 25 - летний путь симфониста, стала Девятая симфония. Она не похожа ни на одну изсимфоний, созданных до тех пор. В ней он хоте воспеть богатство миллионов,братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы.Замысел Девятой симфонии Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своейжизни он читал и перечитывал Шиллера. Продумывал разные способы выраженияШиллера в музыке. Бетховен настаивал на том, что бы в симфонию были вставленыслова, хотя его современники были против этого.

Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая 1824 годапревратилось в величайший триумф композитора. У входа в зал произошла драка из- за билетов - так велико было количество желающих попасть на концерт. В концеодна из певиц взяла Бетховена за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидетьпереполненный зал, все аплодировали, подкидывали шапки. Однако, доход былничтожным, ни один из приглашенных из королевской семьи и придворных не почтилкомпозитора своим присутствием.

Признание гения Бетховена в последнее десятилетие его жизнибыло всеевропейским. В Англии его портрет можно было увидеть на каждом углу,музыкальная академия сделала его своим почетным членом, многие композиторымечтали встретится с ним, перед ним приклонялись Шуберт, Вебер, Россини.Бетховен так же пророчил будущее таким людям как Лист.

Но не смотря на громкую славу нужда упорно преследовалаБетховена. Сочинения приносили мало дохода, а пенсия выделенная ему богатымивельможами выплачивалась не аккуратно. К концу жизни видеть Бетховена былоневыносимо, грусть и печаль исказили его лицо, кроткие глаза вызывали жалость.Он меняет квартиру на долее дешевую, где и мебели нет, но весят там портретыпрадеда Людвига, и Терезы Брунсвик, и миниатюра Джульетты Гвичарди; и лежитписьмо к бессмертной возлюбленной; и стоит там два рояля.

Жизнь Бетховена омрачают не только бедность и болезни, но итягостное отношение с родными. Карл унаследовал от отца буйный нрав изаносчивость, он распродавал произведения Бетховена, выдавая их за свои. Но из- за болезни Людвиг простил ему все и помогал всячески, но в 1815году братумирает из-за туберкулеза. Бетховен стал опекуном сына умершего, которого оченьлюбил. но и это приносило композитору одни огорчения, сначала он несколько лет судилсяс матерью мальчика за право опекунства, а потом пришлось воспитать человекаодаренного, но испорченного до мозга костей. Но не лучше были и отношения упианиста с братом Иоганном, взаимоотношения у которых не сложились.

Находясь в гостях у брата в его имении, Бетховенпростудился, он долго проболел, а после этого у него началась водянка, емупришлось сделать 4 операции.

23 марта 1827 года состоялся консилиум врачей, послекоторого Бетховен в своей излюбленной язвительно - насмешливой манере произнеспо - латыни: «Рукоплещите, друзья, комедия окончена». На следующийдень от майнцских издателей пришло золотистое старое вино, напоенное ароматамродной рейнской земли. Бетховен взглянул и сказал: " Жаль!.. Слишкомпоздно".

2 дня продолжалась мучительная агония. Но 26 марта 1827года в тяжелый мрачный день в пять часов дня Людвиг ван Бетховен скончался.

Похороны состоялись 29 марта. Огромные толпы народусобралось для прощания с великим человеком, ни один император не хоронился стаким почтением...

Вскоре его имущество было распродано. Вена хотела почтитьпамять Бетховена большим концертом, но сначала его перенесли на другое время, апотом и вообще забыли о нем. Было открыто два памятника: один - на его могиле,а другой - в Гейлигенштадте. Но не эти памятники заставляют людей всего миравспоминать на протяжении полутра веков о Бетховене. Бессмертным его сделаламузыка…

Списоклитературы

1) Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий очерк жизнии творчества., - стр. 21.

2) Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. - выпуск 12, - М., 1961г., стр. 45.

3) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни итворчества. - М., 1966г., стр. 13.

Для подготовки данной работы были использованы материалы ссайта www.refcentr.ru/

Людвиг ван Бетховен и сегодня остается феноменом в мире музыки. Свои первые произведения этот человек создал, будучи юношей. Бетховен, интересные факты из жизни которого и по сей день заставляют восторгаться его личностью, всю свою жизнь считал, что его предназначение - быть и музыкантом, коим он, собственно, и являлся.

Семья Людвига ван Бетховена

Уникальным музыкальным талантом в семье обладали дед и отец Людвига. Несмотря на безродное происхождение, первому удалось стать капельмейстером при дворе в Бонне. Людвиг ван Бетховен-старший имел уникальный голос и слух. После рождения сына Иоганна его жена Мария-Терезия, имевшая пристрастие к алкоголю, была отправлена в монастырь. Мальчик по достижении шестилетнего возраста начал обучаться пению. У ребенка был отличный голос. Позже мужчины из рода Бетховенов даже выступали вместе на одной сцене. К сожалению, отец Людвига не отличался большим талантом и трудолюбием деда, именно поэтому и не достиг таких высот. Чего было не отнять у Иоганна, так это любви к спиртному.

Мама Бетховена была дочерью повара курфюрста. Известный дед был против этого брака, но, тем не менее, препятствовать не стал. Мария-Магдалена Кеверих в свои 18 лет была уже вдовой. Из семерых детей в новой семье выжило только трое. Мария очень любила своего сына Людвига, а тот, в свою очередь, был очень привязан к матери.

Детство и юношество

Дата рождения Людвига ван Бетховена не значится ни в каких документах. Историки предполагают, что Бетховенов родился 16 декабря 1770 года, поскольку крещен был 17 декабря, а по католическому обычаю детей крестили на следующий день после рождения.

Когда мальчугану было три года, умер его дед, старший Людвиг Бетховен, а мама ждала ребенка. После рождения еще одного отпрыска уделять внимание старшему сыну она не могла. Ребенок рос хулиганом, за что часто бывал заперт в комнате с клавесином. Но, на удивление, он не рвал струн: маленький Людвиг ван Бетховен (композитор в дальнейшем) садился и импровизировал, играя двумя руками одновременно, что несвойственно маленьким детям. Однажды за этим занятием ребенка застал отец. В нем сыграло честолюбие. Вдруг его маленький Людвиг - такой же гений, как и Моцарт? Именно с этого времени Иоганн начал заниматься со своим сыном, но зачастую нанимал ему учителей, более квалифицированных, чем он сам.

Пока был жив дед, который фактически являлся главой рода, безбедно жил маленький Людвиг Бетховен. Годы после кончины Бетховена-старшего стали тяжелым испытанием для ребенка. Семья постоянно нуждалась из-за пьянства отца, и главным добытчиком средств к существованию стал тринадцатилетний Людвиг.

Отношение к учебе

Как отмечали современники и друзья музыкального гения, редко в те времена встречался такой пытливый ум, коим обладал Бетховен. Интересные факты из жизни композитора связаны и с его арифметической неграмотностью. Возможно, талантливому пианисту не удалось освоить математику из-за того, что, не окончив школы, он вынужден был работать, а возможно, все дело в сугубо гуманитарном складе ума. Людвига ван Бетховена нельзя назвать невежей. Он томами читал литературу, обожал Шекспира, Гомера, Плутарха, увлекался произведениями Гете и Шиллера, знал французский и итальянский, освоил латынь. И именно пытливости ума он был обязан своими знаниями, а не образованию, полученному в школе.

Учителя Бетховена

С раннего детства музыка Бетховена, не похожая на произведения его современников, рождалось в его голове. Он играл вариации на всевозможные известные ему композиции, но из-за убежденности отца, что ему еще рано сочинять мелодии, мальчик долгое время не записывал свои сочинения.

Учителя, которых приводил ему отец, порой были просто его собутыльниками, а иногда становились наставниками виртуоза.

Первым человеком, о котором с теплотой вспоминает сам Бетховен, стал друг его деда - придворный органист Эден. Актер Пфейфер учил играть мальчика на флейте и клавесине. Некоторое время играть на органе учил монах Кох, а затем Ханцман. После появился скрипач Романтини.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец решил, что творчество Бетховена-младшего должно стать достоянием общественности, и организовал его концерт в Кельне. По отзывам знатоков, Иоганн понял, что выдающегося пианиста из Людвига не получилось, и, тем не менее, отец продолжал приводить к сыну учителей.

Наставники

Вскоре в город Бонн приехал Кристиан Готлоб Нефе. Сам ли он пришел в дом Бетховена и изъявил желание стать учителем юного дарования, или отец Иоганн приложил к этому руку, неизвестно. Нефе стал тем наставником, которого Бетховен-композитор помнил всю жизнь. Людвиг после своего признания даже высылал Нефе и Пфейферу какие-то деньги в знак благодарности за годы обучения и помощи, оказанной ему в юности. Именно Нефе посодействовал продвижению тринадцатилетнего музыканта при дворе. Именно он познакомил Бетховена с и других корифеев музыкального мира.

На творчество Бетховена оказал влияние не только Бах - молодой гений боготворил Моцарта. Однажды по приезде в Вену ему даже посчастливилось сыграть для великого Амадея. Вначале великий австрийский композитор холодно воспринял игру Людвига, приняв ее за разученное ранее произведение. Тогда упрямый пианист предложил Моцарту самому задать тему для вариаций. С этого момента Вольфганг Амадей слушал, не прерываясь, игру юноши, а впоследствии воскликнул, что о юном таланте вскоре заговорит весь мир. Слова классика стали пророческими.

Бетховену удалось взять несколько уроков игры у Моцарта. Вскоре пришло известие о близкой кончине матери, и молодой человек покинул Вену.

После его учителем был такой как Йозеф Гайдн, но они не нашли А один из наставников - Иоганн Георг Альбрехтсбергер - считал Бетховена полной бездарностью и человеком, неспособным чему-либо научиться.

Характер музыканта

История Бетховена и перипетии его жизни наложили заметный отпечаток на его творчество, сделали угрюмым его лицо, но не сломили упорного и волевого юношу. В июле 1787 года умирает самый близкий человек для Людвига — его мать. Юноша тяжело перенес утрату. После кончины Марии-Магдалины он и сам слег - его сразил тиф, а затем и оспа. На лице молодого человека остались язвы, а глаза поразила близорукость. Заботу о двух младших братьях еще незрелый юноша берет на себя. Его отец к тому времени окончательно спился и скончался спустя 5 лет.

Все эти жизненные неурядицы отразились на характере молодого мужчины. Он стал замкнутым и нелюдимым. Был часто угрюм и резок. Но его друзья и современники утверждают, что, несмотря на такой необузданный нрав, Бетховен оставался настоящим другом. Деньгами помогал всем своим знакомым, которые нуждались, обеспечивал братьев и их детей. Неудивительно, что музыка Бетховена казалась его современникам угрюмой и мрачной, ведь она была полным отражением внутреннего мира самого маэстро.

Личная жизнь

О душевных переживаниях великого музыканта известно совсем мало. Бетховен был привязан к детям, любил красивых женщин, но семью так и не создал. Известно, что первой его негой стала дочь Елены фон Брейнинг — Лорхен. Ей была посвящена музыка Бетховена конца 80-х гг.

Стала первой серьезной любовью великого гения. Это и неудивительно, ведь хрупкая итальянка была красива, покладиста и обладала склонностями к музыке, на ней и сосредоточил свой взор уже зрелый тридцатилетний учитель-Бетховен. Интересные факты из жизни гения связаны именно с этой особой. Соната № 14, позже названная «Лунной», была посвящена именно этому ангелу во плоти. Бетховен писал письма своему другу Францу Вегелеру, в которых признавался в пылких чувствах к Джульетте. Но после года занятий и нежной дружбы Джульетта вышла замуж за графа Галленберга, которого сочла более талантливым. Есть сведения, что через несколько лет их брак оказался неудачным, и Джульетта обратилась к Бетховену за помощью. Бывший возлюбленный денег дал, но попросил больше не приходить.

Тереза Брунсвик - еще одна ученица великого композитора - стала новым его увлечением. Она посвятила себя воспитанию детей и благотворительности. До конца жизни Бетховена связывала с ней дружба по переписке.

Беттина Брентано - писательница и подруга Гете - стала последним увлечением композитора. Но в 1811 году и она связала свою жизнь с другим писателем.

Самой длительной привязанностью Бетховена стала любовь к музыке.

Музыка великого композитора

Творчество Бетховена увековечило его имя в истории. Все его произведения являются шедеврами мировой классической музыки. В годы жизни композитора его стиль исполнения и музыкальные композиции были новаторскими. В нижнем и верхнем регистре одновременно до него никто не играл и не сочинял мелодий.

В творчестве композитора искусствоведы выделяют несколько периодов:

  • Ранний, когда были написаны вариации и пьесы. Тогда Бетховен для детей сочинил несколько песенок.
  • Первый - венский период - датируется 1792-1802 гг. Уже известный пианист и композитор полностью отказывается от манеры исполнения, свойственной ему в Бонне. Музыка Бетховена становится абсолютно новаторской, живой, чувственной. Манера исполнения заставляет зрителей на одном дыхании слушать, впитывать звуки прекрасных мелодий. Свои новые шедевры автор нумерует. В это время он пишет камерные ансамбли и пьесы для фортепиано.

  • 1803 - 1809 гг. характеризовались мрачными произведениями, отражающими бушующие страсти Людвига ван Бетховена. В этот период он пишет единственную свою оперу "Фиделио". Все композиции этого периода наполнены драматизмом и надрывом.
  • Музыка последнего периода более размеренная и сложная для восприятия, а некоторые концерты зритель не воспринимал вовсе. Такой реакции не принимал Людвиг ван Бетховен. Соната, посвященная эксгерцогу Рудольфу, написана именно в это время.

До конца своих дней великий, но уже очень больной композитор продолжал сочинять музыку, которая впоследствии станет шедевром мирового музыкального наследия XVIII века.

Болезнь

Неординарной и весьма вспыльчивой личностью был Бетховен. Интересные факты из жизни относятся к периоду его болезни. В 1800 году музыкант начал ощущать Через некоторое время врачи признали, что недуг неизлечим. Композитор был на грани самоубийства. Он покинул общество и высший свет и некоторое время жил в уединении. Через некоторое время Людвиг продолжил писать по памяти, воспроизводя звуки в своей голове. Этот период в творчестве композитора назван "героическим". К концу жизни Бетховен полностью оглох.

Последний путь великого композитора

Смерть Бетховена стала огромным горем для всех поклонников композитора. Он скончался 26 марта 1827 года. Причина не была выяснена. Долгое время Бетховен страдал болезнью печени, его мучили боли в животе. По другой версии, гения отправили на тот свет душевные муки, связанные с разгильдяйством своего племянника.

Последние данные, полученные британскими учеными, говорят о том, что композитор мог непреднамеренно отравиться свинцом. Содержание этого металла в организме музыкального гения в 100 раз превышало норму.

Бетховен: интересные факты из жизни

Немного подытожим сказанное в статье. Жизнь Бетховена, как и его смерть, обросла множеством слухов и неточностей.

Дата рождения здорового мальчика в семье Бетховенов и по сей день вызывает сомнения и споры. Некоторые историки утверждают, что родители будущего музыкального гения были больны, и поэтому априори не могли иметь здоровых детей.

Талант композитора проснулся в ребенке с первых уроков игры на клавесине: он играл мелодии, которые были у него в голове. Отец под страхом наказания запрещал малышу воспроизводить нереальные мелодии, разрешалось только читать с листа.

Музыка Бетховена имела отпечаток грусти, мрачности и некоторого уныния. Один из его учителей - великий Йозеф Гайдн - написал об этом Людвигу. А тот, в свою очередь, парировал, что Гайдн его ничему не научил.

Перед сочинением музыкальных произведений Бетховен окунал голову в таз с ледяной водой. Некоторые специалисты утверждают, что такого рода процедуры могли стать причиной его глухоты.

Музыкант любил кофе и варил его всегда из 64 зерен.

Как и любому великому гению, Бетховену был безразличен его внешний вид. Он зачастую ходил растрепанным и неопрятным.

В день кончины музыканта природа буйствовала: разразилось ненастье с метелью, градом и громом. В последний миг своей жизни Бетховен поднял кулак и погрозил небу или высшим силам.

Одно из великих изречений гения: "Музыка должна высекать огонь из души человеческой".

Бетховену посчастливилось родиться в эпоху, которая как нельзя лучше соответствовала его натуре. Это эпоха, богатая великими общественными событиями, главное из которых - революционный переворот во Франции. Великая французская революция, ее идеалы оказали на композитора сильнейшее воздействие - и на его мировоззрение, и на творчество. Именно революция дала Бетховену основной материал для постижения «диалектики жизни».

Идея героической борьбы стала важнейшей идеей бетховенского творчества, хотя далеко не единственной. Действенность, активное стремление к лучшему будущему, герой в единстве с массами - вот что выдвигается композитором на первый план. Идея гражданственности, образ главного героя - борца за республиканские идеалы роднят творчество Бетховена с искусством революционного классицизма (с героическими полотнами Давида, операми Керубини, революционной маршевой песней). «Наше время нуждается в людях, мощным духом» - говорил композитор. Показательно, что свою единственную оперу он посвятил не остроумной Сюзане, а мужественной Леоноре.

Однако не только общественные события, но и личная жизнь композитора способствовала тому, что героическая тематика выдвинулась на первое место в его творчестве. Природа одарила Бетховена пытливым, деятельным умом философа. Его интересы всегда были необычайно широкими, они распространялись на политику, литературу, религию, философию, естественные науки. Поистине необъятному творческому потенциалу противостоял страшный недуг - глухота, способная, казалось бы, навсегда закрыть путь к музыке. Бетховен нашел в себе силы пойти против судьбы, и идеи Сопротивления, Преодоления стали главным смыслом его жизни. Именно они «выковали» героический характер. И в каждой строчке бетховенской музыки мы узнаем ее творца - его мужественный темперамент, несгибаемую волю, непримиримость к злу. Густав Малер сформулировал эту мысль следующим образом: «Слова, будто бы сказанные Бетховеном о первой теме Пятой симфонии - «Так судьба стучится в дверь»… для меня далеко не исчерпывают ее огромного содержания. Скорее, он мог бы сказать о ней: «Это Я».

Периодизация творческой биографии Бетховена

  • I - 1782-1792 - Боннский период. Начало творческого пути.
  • II - 1792-1802 - Ранний венский период.
  • III - 1802-1812 - Центральный период. Время творческого расцвета.
  • IV - 1812-1815 - Переходные годы.
  • V - 1816-1827 - Поздний период.

Детство и юные годы Бетховена

Детство и юные годы Бетховена (до осени 1792 года) связаны с Бонном, где он родился в декабре 1770 года. Его отец и дед были музыкантами. Близкий к французской границе, Бонн в XVIII веке был одним из центров немецкого просветительства. В 1789 году здесь открыли университет, среди учебных документов которого позднее была найдена зачетная книжка Бетховена.

В раннем детстве профессиональное воспитание Бетховена было доверено часто менявшимся, «случайным» учителям - знакомым отца, которые давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте, скрипке. Обнаружив редкий музыкальный талант сына, отец хотел сделать из него вундеркинда, «второго Моцарта» - источник больших и постоянных доходов. С этой целью и он сам, и приглашенные им друзья по капелле, занялись технической тренировкой маленького Бетховена. Его заставляли упражняться за фортепиано даже по ночам; однако первые публичные выступления юного музыканта (в 1778 году были организованы концерты в Кёльне) не оправдали коммерческих планов его отца.

Вундеркиндом Людвиг ван Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал Христиан Готлиб Нефе , с 11-летнего возраста обучавший его композиции и игре на органе, - человек передовых эстетических и политических убеждений. Будучи одним из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, просвещал в вопросах истории, философии, а главное - воспитывал в духе глубокого уважения к родной немецкой культуре. Кроме того, Нефе стал первым издателем 12-летнего композитора, опубликовав одно из ранних его произведений - фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.). Эти вариации стали первым сохранившимся произведением Бетховена. В следующем году были закончены три фортепианные сонаты.

К этому времени Бетховен уже стал работать в оркестре театра и занимал должность помощника органиста в придворной капелле, а чуть позже еще и подрабатывал уроками музыки в аристократических семействах (из-за бедности семьи он был вынужден очень рано поступить на службу). Поэтому он не получил систематического образования: школу посещал лишь до 11 лет, всю жизнь писал с ошибками и так и не постиг тайны умножения. Тем не менее, благодаря собственному упорству Бетховен сумел стать образованным человеком: самостоятельно овладел латынью, французским и итальянским языком, постоянно много читал.

Мечтая учиться у Моцарта, в 1787 году Бетховен побывал в Вене и познакомился со своим кумиром. Моцарт, прослушав импровизацию юноши, сказал: «Обратите на него внимание; он когда-нибудь заставит мир говорить о себе». Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось: из-за смертельной болезни матери он был вынужден срочно вернуться обратно в Бонн. Там он обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов.

Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.

Композиторское дарование Бетховена развивалось не столь стремительно, как феноменальный талант Моцарта. Сочинял Бетховен довольно медленно. За 10 лет первого - боннского периода (1782-1792) было написано 50 произведений, в том числе 2 кантаты, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами), 3 фортепианных квартета, 2 трио. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования. Среди них - всем знакомая песня «Сурок».

Ранний венский период (1792-1802)

Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 года он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери . Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза.

Молодому виртуозу оказывали покровительство многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф. Лобковиц, русский посол А. Разумовский и другие, в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить его человеческое достоинство. Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату: «Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один». Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции.

В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку: 3 фортепианных концерта и 2 десятка фортепианных сонат, 9 (из 10) скрипичных сонат (в т. ч. № 9 - «Крейцерова»), 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов , ряд ансамблей для различных инструментов, балет «Творения Прометея».

С началом XIX века началось и симфоническое творчество Бетховена: в 1800 году он закончил свою Первую симфонию , а в 1802 - Вторую . В это же время была написана его единственная оратория «Христос на Масличной горе». Появившиеся в 1797 году первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 года, который отразился в знаменитом документе - «Гейлигенштадтском завещании» . Выходом из кризиса стало творчество: «...Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой», - писал композитор. - «Только оно, искусство, оно меня удержало».

Центральный период творчества (1802-1812)

1802-12 годы - время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными идеям Французской революции. Эти идеи воплотились в 3-й («Героической») и Пятой симфониях, в опере «Фиделио», в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт», в Сонате - № 23 («Аппассионате»).

Всего композитором в эти годы было создано:

шесть симфоний (с № 3 по № 8), квартеты №№ 7-11 и другие камерные ансамбли, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, Скрипичный концерт, а также Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром.

Переходные годы (1812-1815)

1812-15 годы - переломные в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15), после которого во внутренней и внешней политике европейских стран усилились реакционно-монархические тенденции. Стиль героического классицизма уступил место романтизму, который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). Бетховен отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813-17 годов отразились настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были написаны виолончельные (№ 4, 5) и фортепианные (№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих сочинений - экспериментальный, со множеством гениальных находок, однако не всегда столь же цельный, как в период «революционного классицизма».

Поздний период (1816-1827)

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в меттерниховской Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 года он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя «бессмертной возлюбленной», к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным; одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял Бетховену много огорчений.

К позднему периоду относятся , 5 последних квартетов (№№ 12-16), «33 вариации на вальс Диабелли», фортепианные Багатели ор. 126, две сонаты для виолончели ор.102, фуга для струнного квартета, Все эти сочинения качественно отличаются от всего предыдущего. Это позволяет говорить о стиле позднего Бетховена, имеющем явное сходство со стилем композиторов-романтиков. Центральная для Бетховена идея борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание . Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли.

В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу », которую сам считал своим величайшим произведением. «Торжественная месса» впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге. Месяцем позже в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Девятая симфония с ее финальным призывом - «Обнимитесь, миллионы»! - стала идейным завещанием композитора человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв.

О традициях

О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицистскую эпоху в музыке, с другой - открывает дорогу романтизму. В целом это верно, однако его музыка не совпадает полностью с требованиями ни того, ни другого стиля. Композитор настолько универсален, что никакие стилистические признаки не охватывают всю полноту его творческого облика. Иногда в один и тот же год он создавал произведения, столь контрастные между собой, что распознать черты общности между ними чрезвычайно сложно (например, 5 и 6 симфонии, которые впервые прозвучали в одном концерте 1808 года). Если же сопоставить произведения, созданные в разные периоды, например, в ранний и зрелый, или зрелый и поздний, то они порой воспринимаются как творения разных художественных эпох.

Вместе с тем, музыка Бетховена, при всей ее новизне, неразрывно связана с предшествующей немецкой культурой. В ней бесспорно влияние философской лирики И.С.Баха, торжественно-героических образов генделевских ораторий, опер Глюка, произведений Гайдна и Моцарта. В формирование бетховенского стиля внесло свой вклад и музыкальное искусство других стран, в первую очередь Франции, ее массовых революционных жанров, столь далеких от галантно-чувствительного стиля XVIII века. Типичные для него орнаментальные украшения, задержания, мягкие окончания уходят в прошлое. Многие фанфарно-маршевые темы бетховенских сочинений близки песням и гимнам Французской революции. Они ярко иллюстрируют строгую, благородную простоту музыки композитора, любившего повторять: «Всегда проще».