Какая одежда считается кошерной для еврейской женщины? Еврейский национальный костюм (фото).

Вместе с традициями и культурой у каждого народа мира имеются свои национальные костюмы. Евреи не являются исключением, и национальный костюм евреев отличается некоторыми особенностями. Основными атрибутами в мужском костюме являются специальные шапочки и пёстрые шали для совершения молитвы. Шаль создаётся из шерстяных нитей, окрашенных в два цвета. В одном из вариантов, это чёрный и белый цвет, в другом - белый и голубой. Край шали украшен кистями. Верхняя одежда мужчин состоит из кафтана, плаща или длинного халата. Цвет предпочитается чёрный. Во внешнем облике евреев присутствуют бороды и длинные пряди волос, отращиваемые на висках. Атрибутами ашкеназского мужского костюма будут рубахи туникообразного покроя, брюки и кафтан с длинными полями, называющийся лапсердак, широкополая шляпа, в отделке которой присутствует мех, или ермолка. Все составляющие обычно бывают чёрного цвета. Для замужних женщин национальный костюм евреев дополняется париком.

Женщины старой веры одевались в длинные платья своеобразного покроя, который подчеркивал красивую форму женского тела. В оформлении корсажа присутствовали кружева, разнообразные оборки и складки, красивая вышивка ручной работы. Пышные рукава, собранные у плеча и постепенно сужающиеся, на запястье застёгивались на пуговицу. Формой они напоминали баранью ногу, за что и получили такое же название. Воротник - стойка плотно охватывал шею и был украшен кружевами. По подолу платья шли несколько рядов пышных оборок. Юбка платья была прямой спереди, а сзади собиралась складками, которые переходили в шлейф. Если посмотреть на силуэт юбки в профиль, то она была похожа на горку, которая с одной стороны была отвесной, а с другой - покатой. Талия в костюме оформлялась при помощи пояса, который создавался из такой же ткани, как и платье, или из кожи. Таким был модный национальный костюм евреев в последние десятилетия 19-го века и в первые годы 20-го. Изменялась мода и новые тенденции проникли в национальный костюм еврейских женщин.

В прошлые века женщины были более религиозны и не позволяли никаких вольностей в своей одежде. Предпочтительным цветом, для создания летнего варианта одежды, был белый. Зимняя одежда была тёмных оттенков синего или коричневого цвета. Отличались костюмы у разных возрастных категорий и были в зависимости от роли женщины в семье. Очень редко можно было увидеть женщину, одетую в платье яркого цвета, такого, как зелёный и красный. Пожилые могли выйти в одежде серо-голубого или бежевого тона. Единственным правилом, от которого никогда не отказывались, были чёрные траурные одежды. Ткани, из которых создавался летний костюм, могли быть хлопчатобумажные, такие, как батист и поплин. Для зимних выбирали тафту, плотный шёлк и шерсть.

Кроме платьев, национальный костюм евреев допускал ношение блузок и юбок. Белые, красиво оформленные кружевами и вышивкой блузки, одевались вместе с юбками. Эти юбки требовали много ткани и включали в себя различные оборки, плиссированные вставки и отделки, создаваемые при помощи лент и красивых декоративных пуговиц. В застёгивании пуговиц соблюдался своеобразный ритуал. Его значение заключалась в том, чтобы левый борт блузки или платья, который символизировал злое начало, покрывался правым бортом, означавшим целостность, целомудрие и чистоту женской сути. По книгам Маймонида, еврейского духовного наставника, левая рука является пристанищем дьявола, а правая сторона олицетворяет свет иудаизма.

Передники у женщин служили не только своей хозяйственной цели, но и считались охранительным элементом, защитой от сглаза. Праздничные передники были украшены вышивкой, тщательно накрахмаленными и отутюженными. Чёрные ботинки с высокими голенищами, доверху шнуровались и одевались на чулки, связанные вручную и державшиеся с помощью подвязок на уровне колен или выше. Национальные костюмы народа подчёркивают его индивидуальность и религиозную принадлежность, являясь источником красоты и восторга для окружающих.

Неотъемлемой частью культуры евреев является народный костюм . Мужской еврейский костюм состоит из шерстяных черно-белых или бело-голубых молитвенных шалей с кистями, длинных халатов, кафтанов и плащей . Голова покрывается специальной шапочкой . Мужчины отращивали бороды и пряди волос на висках . В ашкеназском мужском костюме обязательными атрибутами была туникообразная рубаха, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрная ермолка или шляпа, отделанная мехом (штраймл) . Замужние женщины покрывали голову париком.

Женщины старого ишува носили традиционные длинные платья с прилегающим корсажем, который при умелой кройке подчеркивал грудь и талию. Корсаж был очень замысловатым, со множеством сборок, складок, кружев, пуговок, лент и сложной ручной вышивкой. Платья шились с длинными рукавами, присобранными у плеча, сужавшимися к запястью и заканчивавшимися отворотом с пуговками. Такой рукав назывался жиго (фр. «баранья нога»). Стоячий воротник плотно облегал шею и отделывался кружевами. Подол обычно заканчивался двумя-тремя рядами оборок. Спереди платье было прямым и доходило до носков туфель, а сзади было несколько складок, и заканчивалось оно небольшим шлейфом. Под пышной юбкой носили до пяти-шести нижних юбок и тугой корсет. Шлейф делал дамский силуэт сбоку похожим на горку, отвесную спереди и покатую сзади. Талию стягивал пояс из кожи или из той же ткани, что и платье. Модные платья такого покроя женщины старого ишува - и ашкеназки, и сефардки - носили с последних десятилетий 19-го века примерно до 1910 года, и только во втором десятилетии 20-го века в их одежду стали проникать новые веяния.

Еврейки в старом ишуве в большинстве своем были религиозны, соблюдали традиции и одевались скромно. Летом они предпочитали светлые тона и обычно носили белые платья, а зимой - темные тона: различные оттенки коричневого или синего цвета. Цвет платья зависел и от возраста, и от семейного положения. Немногие женщины отваживались носить платья красного или зеленого цвета, женщины постарше носили иногда платья в серых, бежевых или серо-голубых тонах. Черное платье означало траур. Обычно летние платья шили из хлопчатобумажных тканей - батиста и поплина, а зимние - из креп-сатена, тафты или плотного шелка.

Носили женщины и юбки с блузками. Блузки сложного покроя шились из тончайшего батиста и отделывались кружевами и вышивкой тонкой ручной работы. Их носили с темными юбками, на которые шло много ткани, так как они были плиссированными, в оборку, а на отделку шли ленты и узорные пуговицы. Обычно юбки расширялись к подолу.

Застегивались платья и блузки так, чтобы правый борт - символ мудрости - накладывался на левый - символ злого духа - и охранял скромность и целомудрие женщины: ведь правая рука - «строгая рука» (так, кстати, озаглавлена одна из книг Маймонида), а левую сторону каббалисты называют ситра ахара (другая сторона), это прибежище сатаны, где коренятся порочные желания.

Поверх платья обычно надевали передник, который, помимо своего прямого назначения, считался и защитой от дурного глаза. По субботам и праздникам белый вышитый передник был накрахмален и отутюжен, чтобы подчеркнуть опрятность его владелицы. Ботинки носили высокие, до щиколоток, доверху зашнурованные, обычно черные . Чулки были черные или цветные, ручной вязки, они держались на круглых подвязках выше колен, скрытых под длинной юбкой.

В дамское белье входили панталоны с кружевами, поверх которых надевали плотно облегавшую бедра длинную нижнюю юбку. Между нижней и верхней юбками были еще две-три шелковые или батистовые юбки белого цвета. Лиф имел форму жилетки. Корсет делался с плотно облегающими металлическими обручами, но позже их замена зашитыми в ткань пластинками из китового уса. Корсет сужал талию, увеличивал грудь и, естественно, затруднял дыхание. Нижние юбки шили прямыми спереди и расклешенными сзади, что вместе с зашитыми в них подушечками на бедр придавало фигуре модные тогда формы: в те времена худощавые женщины считались непривлек тельными, и одежда должна была исправить этот изъян. Иерусалимские старушки еще помнят пышную юбку на толстой ватной подкладке.

Нижнее белье составляло существенную часть приданого девушки, а его количество и качество отражало материальное положение ее родителей. Ночные сорочки свободного покроя из тонко батиста, непременно белого, с длинными рукавами и закрытым воротником отделывались вышивкой лентами неяркого розового или голубого цвета . Зимой женщины носили поверх платья темные накидки до щиколотки, обычно серого цвета, с узким воротником и прорезями для рук. Некоторые ходили в шерстяных пальто, сшитых местными портными по привезенным из Европы выкройкам.

Иерусалимские сефардки носили длинные черные платья и кружевные платки, покрывавшие голову, лоб и плечи . Когда женщина навещала родственников и друзей, хозяйка этот платок с нее сама снимала и держала при себе, а когда гостья собиралась уходить, хозяйка из вежливости отказывалась его вернуть, уговаривая не торопиться, выпить еще чашечку чаю. Носили сефардки и красивые теплые шали с бахромой, в ярких узорах .

О восточном влиянии на одежду того времени свидетельствуют традиционно вышитый по краям платок, которым сефардки покрывали голову и плечи, и черное платье с корсажем в форме накидки, с широким низом до пят.

В Иерусалиме такое одеяние можно было видеть только на улочках Старого города, и женщины в нем к тому же обычно закрывали черным платком лицо, чтобы никто к ним не приставал. В начале века женщины собирали длинные волосы в шиньон и, чтобы подчеркнуть женственность, стягивали его не очень туго. Такая прическа, занесенная из Европы, где ее называли «Мария Антуанетта», была особенно популярна среди молодых женщин, и ее делали на своих париках даже женщины из крайне ортодоксальной общины.

Следуя религиозным предписаниям и традиции, замужние ашкеназки обычно прикрывали волосы шляпками , которые закреплялись на голове шпильками или лентами. Шляпки были фетровые или соломенные, отделанные кружевами, лентами, искусственными цветами или плодами. А сефардки прикрывали голову разными платками: в будни - из тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани с тонкой бахромой или узорами по краям, праздничные платки отличались более яркими цветастыми узорами . До свадьбы девушки носили на голове легкий светлый платок, а в волосы вплетали цветные ленты. Молодые замужние женщины носили яркие платки, а женщины постарше предпочитали темные тона.

Поверх головного платка обычно носили своего рода жгут, сзади завязанный узлом, а спереди свободно свисавший по обе стороны лица, от него отходило нечто вроде подвесок, прикрывавших уши и доходивших до плеч. Женщины из балканских стран носили на голове большую цветастую накидку, сложенную треугольником и закрепленную шпилькой. В дождь они надевали на туфли галоши и носили зонтики. В моде у них были также вязаные шерстяные перчатки.

На благосостояние женщины указывали золотые и серебряные украшения: типичные для того времени цепочки, браслеты, броши, кольца, медальоны, нередко с драгоценными камнями. Девочкам повивальная бабка сразу после рождения протыкала ушки и пропускала через дырочки белую нитку, а вскоре ушки были украшены крошечными золотыми сережками.

Сефарды дома обычно носили белую рубаху и хлопчатобумажные штаны, на рубаху надевали небольшой таллит (еврейское молитвенное покрывало), затем жилет и кафтан с кушаком. Выходя в город, надевали длинное пальто, а на голову - феску .

Почти все мужчины носили головные уборы турецкие фески вишневого цвета с черной кисточкой, европейские фетровые шляпы, соломенные шляпы с широкими полями, иногда загнутыми с одной стороны, иногда с обеих, иногда незагнутыми . Щеголи носили соломенные каноть е по французской моде и даже летом надевали перчатки. Выбор шляпы безошибочно указывал на oриентацию ее владельца: феска - на верность турецким властям, фетровая шляпа - на умерено прозападную ориентацию, соломенное канотье - на щегольство, французская каскетка на оппозиционные настроения , солнцезащитный пробковый шлем - на космополитизм . А отсутствие головного убора воспринималось как открытый бунтарский вызов. Галстуки в то время носили разные длинные, пошире или поуже («селедки», «бабочки!», «банты»), шелковые, в полоску или в клеткку. Мужские ботинки или полуботинки чаще были черными, иногда белыми, со шнурками. Щегольской костюм дополняли трость и часы на золотой цепочке в кармане жилета. Волосы мужчины старательно смазывали бриллиантином, тщательно расчесывали. Большинство отпускало усы бороды.

Хомра (от греч. чпсьт -- хоровод) -- болгарский, молдавский, греческий, армянский, румынский и еврейский хороводный танец и музыкальная форма. Исполняется обычно под аккомпанемент оркестра. Еврейская хора схожа с молдавской и румынской, исполняется в размере 3/4 или 3/8 с акцентом на 1 и 3 доли. Это быстрый хороводный танец на 4/4, созданный в 1930-е гг. Барухом Агадати (Каушанским); иногда именуется «Хора Агадати». Для исполнения хоры танцоры собираются в круг, берутся за руки и начинают движение вправо сначала левой, потом правой ногой. На следующем шаге левую ногу ставят за правой, и снова делают шаг правой. Эти движения повторяются в быстром темпе. При большом количестве танцоров люди делают несколько кругов, один в другом. Раньше хора была популярна в основном в кибуцах и сельской местности, но потом стала часто исполняться на свадьбах и других праздниках. Хора может исполняться под традиционные израильские песни, хотя наиболее известным является исполнение под музыку «Хава нагила».

Еврейский национальный костюм

Неотъемлемой частью культуры евреев является народный костюм. Мужской еврейский костюм состоит из шерстяных черно-белых или бело-голубых молитвенных шалей с кистями, длинных халатов, кафтанов и плащей. Голова покрывается специальной шапочкой. Мужчины отращивали бороды и пряди волос на висках. В ашкеназском мужском костюме обязательными атрибутами была туникообразная рубаха, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрная ермолка или шляпа, отделанная мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.

Женщины старого ишува носили традиционные длинные платья с прилегающим корсажем, который при умелой кройке подчеркивал грудь и талию. Корсаж был очень замысловатым, со множеством сборок, складок, кружев, пуговок, лент и сложной ручной вышивкой. Платья шились с длинными рукавами, присобранными у плеча, сужавшимися к запястью и заканчивавшимися отворотом с пуговками. Такой рукав назывался жиго (фр. «баранья нога»). Стоячий воротник плотно облегал шею и отделывался кружевами. Подол обычно заканчивался двумя-тремя рядами оборок. Спереди платье было прямым и доходило до носков туфель, а сзади было несколько складок, и заканчивалось оно небольшим шлейфом. Под пышной юбкой носили до пяти-шести нижних юбок и тугой корсет. Шлейф делал дамский силуэт сбоку похожим на горку, отвесную спереди и покатую сзади. Талию стягивал пояс из кожи или из той же ткани, что и платье. Модные платья такого покроя женщины старого ишува - и ашкеназки, и сефардки - носили с последних десятилетий 19-го века примерно до 1910 года, и только во втором десятилетии 20-го века в их одежду стали проникать новые веяния.

Еврейки в старом ишуве в большинстве своем были религиозны, соблюдали традиции и одевались скромно. Летом они предпочитали светлые тона и обычно носили белые платья, а зимой - темные тона: различные оттенки коричневого или синего цвета. Цвет платья зависел и от возраста, и от семейного положения. Немногие женщины отваживались носить платья красного или зеленого цвета, женщины постарше носили иногда платья в серых, бежевых или серо-голубых тонах. Черное платье означало траур. Обычно летние платья шили из хлопчатобумажных тканей - батиста и поплина, а зимние - из креп-сатена, тафты или плотного шелка.

Носили женщины и юбки с блузками. Блузки сложного покроя шились из тончайшего батиста и отделывались кружевами и вышивкой тонкой ручной работы. Их носили с темными юбками, на которые шло много ткани, так как они были плиссированными, в оборку, а на отделку шли ленты и узорные пуговицы. Обычно юбки расширялись к подолу.

Застегивались платья и блузки так, чтобы правый борт - символ мудрости - накладывался на левый - символ злого духа - и охранял скромность и целомудрие женщины: ведь правая рука - «строгая рука» (так, кстати, озаглавлена одна из книг Маймонида), а левую сторону каббалисты называют ситра ахара (другая сторона), это прибежище сатаны, где коренятся порочные желания.

Поверх платья обычно надевали передник, который, помимо своего прямого назначения, считался и защитой от дурного глаза. По субботам и праздникам белый вышитый передник был накрахмален и отутюжен, чтобы подчеркнуть опрятность его владелицы. Ботинки носили высокие, до щиколоток, доверху зашнурованные, обычно черные. Чулки были черные или цветные, ручной вязки, они держались на круглых подвязках выше колен, скрытых под длинной юбкой.

В дамское белье входили панталоны с кружевами, поверх которых надевали плотно облегавшую бедра длинную нижнюю юбку. Между нижней и верхней юбками были еще две-три шелковые или батистовые юбки белого цвета. Лиф имел форму жилетки. Корсет делался с плотно облегающими металлическими обручами, но позже их замена зашитыми в ткань пластинками из китового уса. Корсет сужал талию, увеличивал грудь и, естественно, затруднял дыхание. Нижние юбки шили прямыми спереди и расклешенными сзади, что вместе с зашитыми в них подушечками на бедрах придавало фигуре модные тогда формы: в те времена худощавые женщины считались непривлекательными, и одежда должна была исправить этот изъян. Иерусалимские старушки еще помнят пышную юбку на толстой ватной подкладке.

Нижнее белье составляло существенную часть приданого девушки, а его количество и качество отражало материальное положение ее родителей. Ночные сорочки свободного покроя из тонко батиста, непременно белого, с длинными рукавами и закрытым воротником отделывались вышивкой лентами неяркого розового или голубого цвета. Зимой женщины носили поверх платья темные накидки до щиколотки, обычно серого цвета, с узким воротником и прорезями для рук. Некоторые ходили в шерстяных пальто, сшитых местными портными по привезенным из Европы выкройкам.

Иерусалимские сефардки носили длинные черные платья и кружевные платки, покрывавшие голову, лоб и плечи. Когда женщина навещала родственников и друзей, хозяйка этот платок с нее сама снимала и держала при себе, а когда гостья собиралась уходить, хозяйка из вежливости отказывалась его вернуть, уговаривая не торопиться, выпить еще чашечку чаю. Носили сефардки и красивые теплые шали с бахромой, в ярких узорах.

О восточном влиянии на одежду того времени свидетельствуют традиционно вышитый по краям платок, которым сефардки покрывали голову и плечи, и черное платье с корсажем в форме накидки, с широким низом до пят.

В Иерусалиме такое одеяние можно было видеть только на улочках Старого города, и женщины в нем к тому же обычно закрывали черным платком лицо, чтобы никто к ним не приставал. В начале века женщины собирали длинные волосы в шиньон и, чтобы подчеркнуть женственность, стягивали его не очень туго. Такая прическа, занесенная из Европы, где ее называли «Мария Антуанетта», была особенно популярна среди молодых женщин, и ее делали на своих париках даже женщины из крайне ортодоксальной общины.

Следуя религиозным предписаниям и традиции, замужние ашкеназки обычно прикрывали волосы шляпками, которые закреплялись на голове шпильками или лентами. Шляпки были фетровые или соломенные, отделанные кружевами, лентами, искусственными цветами или плодами. А сефардки прикрывали голову разными платками: в будни - из тонкой хлопчатобумажной или шелковой ткани с тонкой бахромой или узорами по краям, праздничные платки отличались более яркими цветастыми узорами. До свадьбы девушки носили на голове легкий светлый платок, а в волосы вплетали цветные ленты. Молодые замужние женщины носили яркие платки, а женщины постарше предпочитали темные тона.

Поверх головного платка обычно носили своего рода жгут, сзади завязанный узлом, а спереди свободно свисавший по обе стороны лица, от него отходило нечто вроде подвесок, прикрывавших уши и доходивших до плеч. Женщины из балканских стран носили на голове большую цветастую накидку, сложенную треугольником и закрепленную шпилькой. В дождь они надевали на туфли галоши и носили зонтики. В моде у них были также вязаные шерстяные перчатки.

На благосостояние женщины указывали золотые и серебряные украшения: типичные для того времени цепочки, браслеты, броши, кольца, медальоны, нередко с драгоценными камнями. Девочкам повивальная бабка сразу после рождения протыкала ушки и пропускала через дырочки белую нитку, а вскоре ушки были украшены крошечными золотыми сережками.

Сефарды дома обычно носили белую рубаху и хлопчатобумажные штаны, на рубаху надевали небольшой таллит (еврейское молитвенное покрывало), затем жилет и кафтан с кушаком. Выходя в город, надевали длинное пальто, а на голову - феску.

Почти все мужчины носили головные уборы турецкие фески вишневого цвета с черной кисточкой, европейские фетровые шляпы, соломенные шляпы с широкими полями, иногда загнутыми с одной стороны, иногда с обеих, иногда незагнутыми. Щеголи носили соломенные канотье по французской моде и даже летом надевали перчатки. Выбор шляпы безошибочно указывал на oриентацию ее владельца: феска - на верность турецким властям, фетровая шляпа - на умерено прозападную ориентацию, соломенное канотье - на щегольство, французская каскетка на оппозиционные настроения, солнцезащитный пробковый шлем - на космополитизм. А отсутствие головного убора воспринималось как открытый бунтарский вызов. Галстуки в то время носили разные длинные, пошире или поуже («селедки», «бабочки!», «банты»), шелковые, в полоску или в клеткку. Мужские ботинки или полуботинки чаще были черными, иногда белыми, со шнурками. Щегольской костюм дополняли трость и часы на золотой цепочке в кармане жилета. Волосы мужчины старательно смазывали бриллиантином, тщательно расчесывали. Большинство отпускало усы бороды.

Первоначально евреи покрывали голову только во время молитвы и изучения Торы. Так они показывали свое уважение Всевышнему. Точное время установления этого обычая неизвестно. На сей счет существует хорошая майса (дословно это слово переводится как "история", хотя вернее было бы сказать "исторический анекдот").

Спросили у ребе: "Где в Торе написано, что нужно носить ермолку?" "Ну, это проще простого, - ответил ребе, - ведь сказано: "И пошел Авраам". Разве вы можете представить себе, что Авраам ходил с непокрытой головой?!"

Сначала постоянно ходить с покрытой головой должны были лишь коэны - жрецы Иерусалимского храма. Со временем наиболее благочестивые евреи стали покрывать голову не только во время молитвы, но почти всегда, показывая таким образом, что все их поступки направлены на служение Богу. Постепенно этот обычай получил силу закона, хотя формально не был зафиксирован в Торе. В период создания Талмуда (III-V вв. н.э.) еврейские мудрецы выработали постановление, согласно которому запрещалось проходить четыре локтя (примерно 2,4 м) с непокрытой головой. Этот обычай постепенно утвердился во всех еврейских общинах.

Но почему именно такая шапочка, а не чалма или что-то еще? Есть мнение, что стимулом для принятия в качестве головного убора именно кипы послужили пресловутые Законы Омара, созданные в VII в. н.э. одним из первых мусульманских халифов. Согласно этим законам евреи не имели права носить тюрбаны, как мусульмане, а должны были носить какие-то иные головные уборы. По другой версии, "моду" на кипу принесли на Ближний Восток тюрки. Тогда, в VIII-X вв., там жила основная часть еврейского народа. Доказательством "тюркской" гипотезы обычно считают второе название кипы - ярмолка (или ермолка, как чаще пишут). По мнению ряда экспертов, это от тюркского "ягрмурлук" ("дождевик"). Впрочем, многие верующие считают, что слово "ярмолка" - не тюркского, а еврейского происхождения. От "ярей малахи" - "боящийся царя" (естественно, речь идет о Всевышнем).

В переводе с иврита кипа буквально означает - вершина, верхушка. Название указывает на то, что кипа накрывает человека сверху, оказываясь, таким образом, наивысшей точкой в рамках микрокосма.

Всегда ли кипа указывает на религиозность еврея? Не всегда. Нерелигиозные евреи одевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия). Кипа часто помогает определить не только религиозность еврея, но и к какой группе населения этот человек принадлежит. Таким образом, кипа отчасти выполняет в еврейской среде роль опознавательного знака "свой - чужой". Вязаная круглая кипа произвольного цвета обычно свидетельствует о принадлежности ее обладателя к религиозным сионистам (по крайней мере, в Израиле). Этих людей так и именуют - "кипот сругот" ("вязаные кипы"). Кипот сругот - люди религиозные, но далеко не всегда соблюдающие все заповеди. Более строгое поведение свойственно тем, кто носит черную кипу. Эти люди позиционируют себя как истово верующие. Но наиболее строго соблюдают заповеди люди, называемые в Израиле "харедим". Они носят шляпу поверх кипы. Некоторые из них не снимают кипу даже во время сна.

Существуют и другие нюансы. Белые кипы носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу. Иногда такая кипа имеет помпончик. Приверженцы движения "Хабад" носят черную шестигранную кипу.

О многом может сказать и то, как человек носит кипу. Те, кто носит ее недавно, обычно стремятся пристроить ее поудобнее. Например, носят кипу на затылке, а не на макушке, как полагается. Если же кипа держится на заколке либо даже свисает с волос, то перед вами человек, который покрывает голову исключительно в силу служебной необходимости и немедля снимает кипу, как только эта необходимость минует.

Некоторые религиозные евреи убеждены, что в Судный день (Йом-кипур), в день памяти умерших (Йорцайт) и другие подобные дни обязательно носить только кипу темных расцветок. Есть и обратный вариант - многие верующие израильтяне предпочитают повседневно носить черную кипу, а по субботам и праздникам как раз и менять ее на белую.

В царской России все черты, так называемой еврейской оседлости, носить кипу было запрещено. Впрочем, и в самой черте оседлости за ее ношение в дальнейшем был введен крупный штраф. Во времена СССР кипу официально не запрещали, но и не очень-то, мягко говоря, поощряли. Для активистов еврейского возрождения кипа была символом их еврейства. Причем символом в буквальном смысле высоко ценимым. Один из активистов еврейского независимого движения 1970-х рассказывал мне, что за свою первую вязаную кипу, привезенную из Израиля, он отдал куртку от джинсового костюма, тогда бывшего громадной редкостью в Москве. Возникали и совсем анекдотические ситуации. Один студент-еврей пришел в шапке в медицинский институт, где учился. Лектор, заметив это, потребовал немедля снять шапку. Однако когда под шапкой оказалась кипа, профессор выбрал из двух зол меньшее, и больше никогда этого студента шапку снять не просил.

Интересно, что из быта верующих евреев кипа в какой-то момент перешла и в быт советских ученых (особенно академиков). Была ли мода связана со значительным числом евреев среди советских ученых в начале прошлого века или у нее были другие корни, теперь сказать сложно. Но если вспомнить старые советские фильмы и театральные постановки - маститый ученый там непременно в ермолке. Сразу оговоримся, что эта ермолка имела некоторые конструктивные отличия от кипы. В частности, донце там было совсем другим. Кое-где кипа и сейчас воспринимается как просто модная и стильная штучка без национальных корней.

В некоторых странах из-за роста антисемитских настроений евреи отказываются от ношения кипы. К примеру, Иосиф Ситрук, главный раввин Франции, предложил правоверным евреям носить вместо кипы бейсболку.

Уважаемая N.!

Замечательно, что Вы интересуетесь правилами скромности, - ведь это очень важная, можно сказать, основополагающая часть жизни еврейской женщины и, в конечном счете, всего еврейского народа в целом. Поэтому каждой женщине необходимо знать, какая одежда подходит, какая - не очень, а какая - совершенно неприемлема.

Сначала остановимся на требованиях еврейского закона - рассмотрим основные положения так, как они приводятся в книге «Оз вэ-адар левуша» («Облачается в силу и достоинство», название - цитата из Мишлей 31:25), которую можно назвать своеобразной энциклопедией цниюта - еврейской скромности.

Прежде всего, отметим: все правила, кроме тех, что относятся к головному покрытию, одинаковы для одежды замужних и незамужних женщин. Маленьких девочек приучают к скромности в разных общинах с разного возраста: с трех или с шести-семи лет. В двенадцать девочка считается совершеннолетней и должна досконально знать и соблюдать эти правила.

Длина

Одежда должна полностью закрывать ключицы, плечи и, разумеется, спину. Рукава должны быть достаточно длинными, чтобы локти в любом положении были прикрыты. Юбка - минимум на 10 см. ниже колена. Брюки, даже «женские» , носить не положено. Следует уделить особое внимание тому, чтобы между верхней частью одежды и юбкой не было видно тело или нижнее белье, даже когда наклоняемся.

Прозрачность

Все, что должно быть закрыто, не должно также просвечивать сквозь одежду ни при каком освещении. Особенно это касается белых или черных вещей - надо проверять их перед покупкой, поместив напротив сильного источника света. Если прозрачная юбка или блузка все-таки куплена, можно надеть под нее нижнюю юбку или блузу-трико. Нижнее белье, просвечивающее сквозь одежду, также выглядит нескромно.

Размер блузки и юбки

Еще один пункт, на который необходимо обратить внимание, - не является ли одежда слишком прилегающей или обтягивающей. Здесь есть градации. Блузки и кофты не должны быть обтягивающими, но и не обязаны полностью скрывать очертания фигуры. Рукава могут прилегать, но не обтягивать. Нижняя часть ноги должна быть закрыта чулками или колготками достаточной плотности (плотность зависит от того, что принято в данной общине), и они, разумеется, плотно обтягивают ногу.

Максимум требований предъявляется к юбке/нижней части платья - от пояса и до 10 см. ниже колена. Эти части одежды должны быть достаточно плотными и свободными, чтобы полностью скрывать форму бедра и нижней части туловища. Примеряя юбку, следует оттянуть ее в ширину, чтобы убедиться, что с обеих сторон есть запас в несколько сантиметров и она не будет обтягивать бедра при ходьбе. Также необходимо учесть, что любой разрез спереди или сзади, даже небольшой, заканчивающийся ниже колена, категорически запрещен, что автоматически делает непригодной узкую юбку-карандаш, в которой невозможно передвигаться без разреза. В юбках прямого покроя, чтобы расширить их, не делая разреза, в нижнюю часть иногда вшивают специальные вставки из ткани. Самый лучший фасон (он же и классический) - юбка, равномерно расширяющаяся от талии. Некоторые ткани при ходьбе электризуются и «прилипают» к телу. В таком случае поможет нижняя юбка.

Цвет

Цвет одежды и обуви тоже очень важен. Он не должен быть ярким и кричащим. Особенно это относится к красному цвету - нельзя, чтобы он был преобладающим в основных частях одежды. Умеренные варианты - бордовый и т. п. - более приемлемы, но надо уметь различать допустимые или недопустимые оттенки и на всякий случай лучше не приближаться к границе дозволенного. Нескромными являются также слишком крупные, броские, аляповатые и экстравагантные аксессуары, крупные надписи или рисунки, чрезмерное обилие «золота» в украшениях и блесток на одежде, явное несоответствие деталей костюма друг другу.

Головной убор

Замужняя еврейка (а также женщина, которая была замужем в прошлом) должна покрывать голову так, чтобы не были видны ее собственные волосы. Точные границы покрытия требуют отдельного изучения, а разновидность головного убора (парик, косынка, шляпка, берет и т. п.) выбирается в зависимости от того, что принято в общине, где живет женщина. Что касается незамужних девушек, они не обязаны покрывать голову, но их прически должны быть скромными, цвет волос - естественным, волосы длиной ниже плеч должны быть собраны в хвост или косу.

Можно ли незамужней женщине покрывать голову? Насколько мне известно, это не принято. Разумеется, можно надеть головной убор для защиты от солнца или холода. Есть также общины, где девушки покрывают голову, произнося благословения или зажигая субботние свечи, но в большинстве общин это не принято.

Одним словом, в еврейской жизни приветствуется умеренность в одежде и общая гармония во внешности и во всем поведении. Еврейская женщина не должна привлекать к себе внимания ни громким разговором/смехом, ни слишком броским нарядом, ни резкой «непохожестью» на окружающих женщин. (Разумеется, если все вокруг одеваются нескромно, им нельзя подражать, следует одеваться соответственно еврейскому закону, даже если одно это делает женщину «резко непохожей» на других). Одежда и прическа должны быть опрятными и гармоничными, чтобы весь облик воспринимался как единое целое - внутреннее содержание в достойном обрамлении.

Законы скромности - многочисленны и подробны, и каждая женщина обязана их знать и исполнять. За это Творец обещает величайшую награду в этом мире и в будущем. Дай Б-г, чтобы мы все удостоились этой награды!

Теперь об одежде.
Обязательным элементом является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая (малый талит) или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк. В его четыре угла вдеты нити цицис - кисти заведанные Торой.

Талит кaтaн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Но есть чисто белые.

Бывает, что среди восьми нитей кисти присутствует одна или две синего цвета. Это скорей всего радзинский или ижбицкий хасид. История такая: секрет изготовления тхэйлет - синей краски, которую получают из моллюска хилозон утрачен около 2000 лет назад и был открыт заново рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхэйлет не был признан большинством раввинов и вошел в употребление только в нескольких общинах.

У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Таким образом белое покрывало, типа пончо называется .
Причем заметьте, это я вам рассказываю не о народных костюмах, канувших в Лету, они все это реально носят!

Я лично не отличаю хасидов от литваков и сефардов. Кстати последние еще и одеждой очень похожи. Единственное что, литваки носят галстуки . Но ведь есть еще ружинские хасиды, которых тоже можно увидеть в галстуках. Правда хасиды все с бородами , которые никогда не бреют и даже не стригут. А вот литваки ухаживают за своей растительностью на лице, подстригают, подравнивают. Встречаются литваки и без бород.

Традиционная еврейская мужская одежда – это фрак или сюртук . Литваки в будни могут носить пиджаки . Хасиды носят капоты (рэкл), в которых тоже естественно есть отличия. Например лацканы могут быть заостренные или закругленные. Или вместо обычных трех пуговиц - шесть (два ряда по три), так бывает у сатмарских хасидов.

Вообще верхняя одежда несколько более разнообразна, кроме капотов есть еще халаты , бекечи (бекеши), жугшцы (джубе) и т. д. И все это обязательно черного цвета.

Халаты - одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки - для занятий в ешиве или койлеле.

В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ - бекече .

И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетенным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту - открытый гартл , или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку - закрытый гартл . Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые - венгерские и румынские.
По ширине гартла можно распознать социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Но это правило не относится к белзским, гэрским и некоторым другим хасидам.

Теперь брюки . Тут все проще. Они могут быть или обычные, или до колена - еалб-гойэн . Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязывают штанину шнурком под коленом и надевают черные гольфы - зокн . Иногда по праздникам в некоторых общинах принято менять черные гольфы на белые. Гэрскиие хасиды вообще заправляют обычные брюки в гольфы! Это называется "казацкие" гольфы (козак-зокн ).

Все это необычно (мягко говоря) и очень привлекает внимание на улицах. Каждый раз я хваталась за фотоаппарат и тут же запихивала его обратно в сумку, кто знает, насколько они мирные. Да и вообще неприлично фотографировать мирных жителей, я бы лично не обрадовалась на их месте.

Информацию почерпнула на сайте toldot.ru , а картинки на просторах интернета

А теперь предлагаю угадать, кто на картинках и что за одежда на них одета:)

UPD: а этот парнишка как бы говорит ФИГ ОТГАДАЕТЕ:)