Ферапонтов монастырь юнеско. Ферапонтов монастырь и уникальные фрески дионисия

Ферапонтов монастырь , расположенный в Вологодской области, около четырех столетий был центром просвещения Белозерского края. Сегодня он не действует, но паломники по-прежнему посещают обитель, чтобы поклониться мощам святых. Бывают здесь и туристы, которые хотят полюбоваться монастырским ансамблем, увидеть удивительные фрески, созданные православным иконописцем и художником Дионисием. Здесь же открыт музей его фресок. Ансамбль монастыря включен в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Ферапонтов монастырь – где находится эта обитель

Как добраться до монастыря

  • Удобнее всего добираться сюда автомобилем : если вы едете из Вологды, двигайтесь на север по Р5, а из Череповца – в северную сторону по Р6, проехав Белозерск, Иванов Бор, Кириллов.
  • Из или можно приехать в или Череповец поездом, а там сесть на автобус до Вытегры или на Липин Бор. Они проходят по дороге, которая расположена в двух километрах от Ферапонтово, и останавливаются по требованию.
  • Если вы не хотите идти пешком, добраться в Ферапонтово можно из Кириллова, откуда дважды в неделю, по вторникам и четвергам, в это село ходят рейсовые автобусы .

Посещение обители, режим работы

Поскольку обитель на текущий момент не действует, поклониться мощам можно в любое удобное время.

А вот туристам, которые хотят побывать в музее фресок Дионисия, который расположен на территории Ферапонтова монастыря, следует учесть, что с начала мая до конца сентября экспозиции открыты ежедневно, а вот в остальное время по понедельникам сюда не попасть.

График работы: с начала мая до восьмого сентября – с 9.00 до 18.00, в остальное время – до 17.00.

Расписание богослужений

В надвратном храме этой обители проходят богослужения.

Где остановиться неподалеку

Паломникам удобнее всего остановиться в селе Ферапонтово, где есть гостиница на тридцать номеров.

Летом лучше заранее забронировать место по телефону 4-92-81.

Также можно снять жилье у местных жителей – «зеленый туризм» здесь активно развивается.
Тем, кто планирует полюбоваться не только ансамблем Ферапонтова монастыря, но и побывать в Вологде и других городах неподалеку, проще всего забронировать гостиницу в самой же Вологде.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

Монастырь был основан в конце XIV века , когда Ферапонт, сподвижник Кирилла Белозерского, удалился от своего учителя, поселившись в этих краях. В созданной им обители Ферапонт прожил недолго – через несколько лет он отправился в Можайск, где основал Лужецкий Ферапонтов монастырь.
С середины XV века обитель становится достаточно известной, поэтому многие именитые дворяне жертвуют ей немалые суммы. На эти деньги строится церковь Благовещения, трапезная, казенная палата, колокольня.
Сегодня комплекс сохранился не полностью: хозяйственные постройки и деревянные кельи не уцелели.

  • Собор Рождества Богородицы – это не только «визитная карточка» Ферапонтова монастыря, но и самая древняя из каменных северных русских церквей. Главная ее достопримечательность – это роспись, которую выполнил Дионисий с сыновьями, украсив всю внутреннюю поверхность, а также создав две наружные работы.
  • Благовещенская церковь и трапезные палаты были построены на средства, которые Василий III выделил по случаю рождения сына. Сегодня в трапезной действуют музейные экспозиции.
  • Храм-усыпальница Мартиниана – музеем сюда добавлены иконы (часть оригинального иконостаса не сохранилась), однако были сделаны и преобразования храма.
  • Святые врата. Архитектура надвратных церквей сохранилась полностью; реставрированы некоторые иконы.
  • Казенная палата сегодня служит библиотекой и фондом музея, а на первом ее этаже размещена экспозиция. Здание отличается некультовой архитектурой, а в западной стене расположена каменная лестница.
  • Колокольня с башенными часами , реставрация которых продолжается. Сегодня в ней снова установлен набор из семнадцати колоколов, однако старинных из них лишь шесть.

    Знаете ли вы? В музее хранятся не только экспонаты, относящиеся к XIV-XVII векам, но и языческий идол Ярины, который символизирует плодородие и относится к IX веку.

  • Особенного внимания заслуживают фрески Дионисия : из всех работ иконописца только роспись в Ферапонтовом монастыре не вызывает споров об авторстве. Работу художник выполнял с двумя сыновьями, причем закончил ее за тридцать четыре дня. С тех пор храмы не перестраивались, фрески не реставрировались, однако и сегодня поражают своими тонкими линиями, мастерски подобранными цветами и иллюзией движения: глядя на них, кажется, что сюжеты постоянно меняются, плавно перетекая из одного в другой.

Святыни

Хотя сегодня монастырь и не действует, здесь хранятся мощи святых, а также икона Божьей матери «Скоропослушница». Написали ее в начале прошлого века иконописцы с горы Афон и сделали это специально для восстановленного монастыря.

  • Мощи Мартиниана Белозерского хранятся в церкви имени этого святого.
  • Мощи архиепископа Иоасафа и преподобного Галактиона Белозерского хранятся в том же храме.
  • Здесь же хранится и фелонь Иоана Кронштадтского , подризник преподобного Мартиниана.

Ферапонтов монастырь на фото

  • Уникальная роспись Ферапонтова монастыря достойна того, чтобы любоваться ею часами.
  • Внешне храм Рождества Богородицы выглядит внушительно и даже немного строго.

  • Возле усыпальницы преподобного Мартиниана сохранились фрагменты фресок.
  • Обитель расположена на холме между озерами.

Ферапонтов монастырь — видео

Ферапонтов монастырь – это не только обитель, за многие столетия намоленная иноками, но и прекрасный архитектурный ансамбль, расположенный в тихом и очень уютном месте. Изящные фрески работы Дионисия, высокие своды храмов, особенная атмосфера, настраивающая на мысли о вечном – все это стоит увидеть и ощутить.

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные с трапезной, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит , .

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли .

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

Ферапонтов монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Ядро архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря, а также самое старое и самое интересное его здание - одноглавый собор Рождества Богородицы, первая каменная постройка Белозерья. В нем практически без изменений сохранились фрески конца 15 века, выполненные Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром. Это единственная церковь в России, сохранившая столь древние фрески, созданные величайшим живописцем своего времени. Кроме фресок, Дионисий выполнил также иконостас, детали которого сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Петербурге, а также в музее Кирилло-Белозерского монастыря.

Собор бывает открыт в так называемые «часы проветривания», которые случаются нечасто – при подходящей температуре и влажности воздуха с мая по сентябрь. Зимой собор закрыт, летом может не работать при плохих погодных условиях (а именно - повышенной влажности). Фотографировать фрески нельзя, даже без вспышки.

Собор Рождества Богородицы находится в центре комплекса храмов, соединенных общими папертями. С юга к нему пристроена шатровая церковь Мартиниана, с севера - колокольня, далее - трапезная палата и небольшая церковь Благовещения. Другой комплекс состоит из Святых ворот с объединенными в одно помещение церквями Богоявления и Ферапонта, единственными действующими в монастыре.

Трапезная и казенная палаты церкви Благовещения - самые ранние из сохранившихся в подлинном виде на Русском Севере построек подобного типа. Шатровая церковь Мартиниана построена над захоронением второго основателя Ферапонтова монастыря, преподавателя Мартиниана.

Надвратные церкви Богоявления и преподобного Ферапонта над Святыми вратами уникальны полной сохранностью всех элементов архитектуры. Вместе с примыкающей с юга казенной палатой они образуют главный фасад Ферапонтова монастыря.

В Ферапонтовом монастыре находится единственная церковь в России, сохранившая древние фрески, созданные величайшим живописцами своего времени - Дионисием и сыновьями.

Колокольня - трехъярусная, шатровая, очень редко встречающегося типа с квадратным планом звона и четырехгранным шатром. На ярусе звона висят 17 колоколов. В шатре находится уникальный механизм самых ранних из сохранившихся в России боевых часов 1638 г.

Монастырь живописно расположен между двумя озерами (вход с берега Бородаевского озера) и виден издалека со всех сторон. В двух км на юг от монастыря находится Цыпина Гора (204 метра) и деревянная церковь Ильи Пророка на Цыпином погосте.

Практическая информация

Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8. Веб-сайт .

Режим работы: с 1 мая по 31 сентября с 9:00 до 18:00 без выходных, с 8 сентября по 30 апреля с 9:00 до 17:00, с 1 октября выходной - понедельник.

Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский монастырь - ныне не действующий монастырь, уникальный памятник культуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, прославленный благодаря фрескам Дионисия - крупнейшего иконописца рубежа XV-XVI веков.

Комплекс монастыря включает собор Рождества Богородицы, церковь Благовещения, церковь-усыпальницу святого Мартиниана Белозерского, колокольню и Святые врата.

Монастырь был основан в 1397 году , пришедшим на север из Москвы вместе со своим другом преподобным . В новом краю они основали монастыри, которые в течение 400 лет были центрами православия в Белозерском краю. Мощный и величественный располагается всего в 15 километрах от Ферапонтова. После преподобного Ферапонта монастырь возглавил другой известный святой - преподобный .

В 1490 году в обители был построен собор Рождества Пресвятой Богородицы, который расписывал вместе со своими сыновьями прославленный иконописец Дионисий.

Монастырь получал богатые дары от великого князя Василия III и царя Ивана Грозного. Здесь в ссылке жил попавший в опалу патриарх Никон.

В 1798 году по указу Святейшего Синода монастырь был упразднен, а его церкви стали приходскими, то есть в них начали ходить местные жители.

В 1904 году монастырь снова открылся как женский, однако через 20 лет опять был закрыт.

Сегодня в соборе Рождества Богородицы проводятся службы, а сам монастырь действует как музей архитектуры и музей фресок Дионисия.

Интересные факты о Ферапонтовом монастыре

    Созданные Дионисием росписи Богородице-Рождественского собора находятся в сохранности, хотя никогда не поновлялись со времени создания.

    Фрески в Ферапонтовом монастыре являются единственным произведением Дионисия с несомненным авторством. О нем свидетельствует надпись на стене собора Рождества Богородицы.

    В музее хранится славянский идол Ярилы, символ плодородия, созданный не позднее IX века.

Согласно церковному преданию, эта древняя обитель была основана после чудесного явления Богородицы иноку Симонова монастыря Кириллу. Тот поделился откровением с постриженником Ферапонтом, происходившим из боярского рода Поскочиных. Вместе они решили отправиться на берега Белого озера. Здесь иноки нашли холм, с трех сторон окруженный озерами. Кирилл узнал явленное ему в видении место и сказал: «Се покой мой в век века, здесь поселюсь, как изволила Пречистая».

Путникам в то время уже исполнилось по 60 лет. Ферапонт недолго прожил на Белом озере, продолжив поиски молитвенного уединения. В 1398 году в живописном месте, на холме, меж двух озер, выкопал он себе первую землянку. Скоро вокруг нее собралась небольшая община. Старец-игумен не только духовно наставлял братию, но и выполнял самые тяжелые послушания: колол дрова, носил воду. Упокоиться в основанной им обители преподобному Ферапонту не пришлось. По просьбе князя Андрея Михайловича он отправился в окрестности Можайска, чтобы основать Лужецкий монастырь. Там же с 1426 года покоятся его мощи.

Долго ученики Ферапонта ждали нового духовного наставника. Им стал Мартиниан, ученик Кирилла Белозерского. Глубоко образованный, талантливый переписчик Мартиниан собрал в монастыре, который он возглавлял четверть века, обширную для того времени библиотеку. Известен он и тем, что поддержал свергнутого с престола и ослепленного князя Василия Темного. Вернув себе Московское княжество, тот в благодарность предложил Мартиниану игуменство в Троице-Сергиевой лавре.

При Мартиниане же перестроили деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенную в 1409 году. А каменной она стала уже при его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. По преданию, молодой князь Оболенский услышал на своем свадебном пиру от юродивого, протянувшего ему цветочный венок: «Вот тебе, Иванушка, архиерейская шапка». Вскоре молодая княгиня умерла при родах, а ее опечаленный супруг принял монашеский постриг в Ферапонтово под именем Иоасафа. Немалые средства он пожертвовал на главный храм монастыря - каменный Рождественский собор, строительство которого было завершено в 1490 году. А 12 лет спустя московский иконописец Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием расписали храм. Дионисий - крупнейший после Андрея Рублева художник Древней Руси. Его кисти принадлежали фрески в Пафнутиевом Боровском, Иосифо-Волоколамском, Павлово-Обнорском монастырях, но сегодня в неизменном виде они сохранились лишь в Ферапонтово.

Роспись Рождественского собора посвящена как земной жизни Матери Божией, так и богословскому толкованию Ее образа. Например, в верхнем ярусе храма размещены аллегорические сцены из Акафиста Богоматери. Среди изображений вселенских святых появляются и образы Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, канонизированных незадолго до написания фресок.

Цвета фресок нежные, в колорите преобладают бледно-зеленые, светло-желтые и белые тона, вместо красного мастера использовали розовый цвет. Мягкая, спокойная композиция должна настраивать паству на молитвенный лад.

Подобно другим северным монастырям, Ферапонтово служило и темницей для непокорных. Десять лет провел здесь в ссылке реформатор Никон, лишенный патриаршего сана. Бывший «Великий Государь всея Руси» сам построил себе келью. Когда опальному патриарху режим немного смягчили, он, желая оставить потомкам память о его обидах, своими руками насыпал на дно озера крупных камней. На получившемся небольшом острове установил крест с надписью: «Сей Животворящий Крест Христов поставил смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за Слово Божие и за Святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме».

Злопыхатели обвиняли опального иерарха, любившего проводить время на острове, в общении с диаволом. Якобы тот являлся к патриарху в образе змия и сообщал все, что говорилось про Никона в народе. Власти также противились лечению местных жителей, которые, прослышав о его даре целителя, толпами устремились в монастырь. По евангельской традиции Никон читал над ними молитвы и помазывал освященным маслом. Отвечая на обвинения, он свидетельствовал, что «от этого его лекарства милость Божия и исцеление многим людям бывало, а про то он не слыхал, чтоб от его лекарства кто умер». Однако следственным властям, посланным Собором 1676 года, велено было «все Никоновы лекарства, коренья, травы, водки, мази сжечь на огне и бросить в реку, чтоб от него ничего не осталось».

В следующем, XVIII столетии монастырь постепенно приходил в упадок, а в конце и вовсе был закрыт по решению Синода, однако в декабре 1903 года было принято решение о возобновлении монашеской жизни в обители. На этот раз здесь открылся женский монастырь. Туда по благословению игуменьи Леушинского монастыря Таисии перебрались несколько сестер. Не успели инокини восстановить обитель, как наступили смутные революционные времена. В 1918 году настоятельницу Ферапонтова, игуменью Серафиму, расстреляли, но монастырь окончательно закрыли лишь в 1924 году.

Музей фресок

Современный музей фресок Дионисия появился на территории монастыря в 1975 году, формально он является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сегодня здесь ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В то же время с лета 1990 года возобновились службы в небольшой надвратной церкви Богоявления, которую некогда отвели для молитв патриарху Никону.

Каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1490) прежде всего знаменит росписями Дионисия.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1534) строился на пожертвования царя Василия III в честь рождения наследника - будущего царя Ивана Грозного. Под этим храмом находится обширное помещение, в нем некогда размещались монастырские кухня и трапезная.

Церковь Мартиниана (1640) возведена над гробницей бывшего игумена и освящена в его честь.

Церкви над Святыми вратами - одна в честь Богоявления Господня (1649), другая - во имя преподобного Ферапонта - последние крупные каменные постройки в обители.

Казенная палата (ХVI век) - массивное двухэтажное здание под двускатной кровлей, расположенное справа от Святых врат.

Шатровая колокольня Ферапонтова монастыря не имеет точной даты постройки, но по архитектурным формам она, скорее, может быть отнесена к ХVII столетию.

Секрет мастера

У специалистов вызывает большой интерес удивительная сохранность цвета фресок Дионисия. Согласно одной из легенд, мастер собирал для их изготовления разноцветные камешки на берегу монастырского озера.

Этой легенде нашлось продолжение: якобы, когда в 1946 году началась реставрация Успенского собора Московского Кремля, Управление коменданта Кремля отправило экспедицию по сбору красящих камней «для лучшего восстановления палитры художника Дионисия». Секретная экспедиция собрала в Ферапонтово более тонны камней и глины и доставила в Москву тоже в условиях повышенной секретности.

Святыни Ферапонтово

Мощи преподобного Мартиниана Белозерского. Почивают под спудом в одноименной церкви.
- Мощи преподобного Галактиона Белозерского. Почивают под спудом под колокольней справа от входа.
- Мощи архиепископа Иоасафа. Почивают в ногах преподобного Мартиниана. Надгробие находится слева на солее в Мартиниановской церкви.
- Чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница». Написана на Афоне в начале прошлого века для возобновленного монастыря.
- Подризник преподобного Мартиниана.
- Фелонь, в которой служил святой праведник Иоанн Кронштадский в Ферапонтовом монастыре.