Алгоритм правописания суффиксов. Н и нн в прилагательных

Суффиксы ива ева в глаголах – одна из самых сложных для понимания грамматических тем в русском языке, в частности, из-за значительного объема материала. Разбирать и запоминать эти темы учащимся лучше по отдельности, чтобы потом составить цельную картину. О правиле ива ева суффиксах глаголов говорим в этой статье.

Правило суффиксов -ива-, -ева-

Эти два суффикса имеют парные им словообразовательные единицы – -ыва- и -ова- соответственно, которые пишутся по тем же правилам, что и рассматриваемые глагольные суффиксы. Что это за правила? Их несколько, ученикам необходимо запомнить всю нижеследующую информацию.

Итак, суффикс -ева- пишется в глаголах, когда вторая гласная в суффиксе, то есть буква а, стоит в ударной позиции.

Например , одолевА ть, а не одолИ вать.

Также он используется в том случае, когда в настоящем времени первом лице глагол заканчивается на -ую, -юю: воюю – воевать.

Нужно отличать слова с суффиксом -ева- от слов с суффиксом -ва- и корневой гласной е, для чего достаточно подобрать к глаголу несколько однокоренных слов, которые помогут правильно определить корень. Если гласная е в корне сохраняется во всех словах, то для образования глагола использован суффикс -ва-. К тому же с помощью одного родственных слов можно будет проверить, какая гласная пишется в корне: запевать – корень пе – проверочное слово “петь”

Суффикс -ива- используется как в неопределенной форме глагола, так и в его прошедшем времени в том случае, когда в форме первого лица единственного числа настоящего (или же будущего) времени глагол заканчивается на -иваю, то есть можно говорить о сохранении суффикса: осматриваю – осматривать .

Есть ряд глаголов, правописание которых следует просто запомнить. Это такие слова, как застревать (но застрять), затмевать(затмить), продлевать (продлить), растлевать (растлить) — ударный суффикс -ева-. А также намереваться и увещевать.

Суффиксы -ива- и -ева- играют очень важную роль в образовании глаголов. Чтобы понимать, как в итоге пишутся слова, нужно знать, от чего и как они образованы, а также правила правописания глагольных суффиксов.

Что мы узнали?

Правописание глагольных суффиксов -ева- и -ива-, которые используются в неопределенной форме глагола и в форме прошедшего времени, подчиняется строгим правилам русского языка. Одну или другую словообразовательную единицу выбирают в зависимости от того, каково окончание глагола в форме настоящего времени и первого лица: -ую и -юю для суффикса -ева- и иваю – для суффикса -ива-. В некоторых случаях этот выбор зависит от ударности или безударности его позиции. Также есть перечень глаголов, правописание которых просто нужно запомнить. Важно также отличать эти суффикс от суффикса -ва- с предыдущим гласным корня. Правильное определение корня также помогает подобрать проверочное слово и понять, какую гласную в нем следует писать.

Правописание суффиксов различных частей речи кроме -Н-/-НН- входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 10).

Правописание суффиксов существительных

В существительных чаще всего проверяется правописание суффиксов -ЕК-/-ИК-. Суффиксы -ОК- и -ОН- пишутся единственным образом.

Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-

Если поставить существительное в родительный падеж единственного числа, и гласная в суффиксе исчезла, то в слове пишется суффикс -ЕК-. Иначе – суффикс -ИК-.

Например:

  • Ключик – суффикс -ИК-, так как в родительном падеже единственного числа «ключика» гласная в суффиксе не пропадает.
  • Замочек – суффикс -ЕК-, так как в родительном падеже единственного числа «замочка» гласная в суффиксе пропала.

Суффиксы -НИК-, -ЧИК-, -ЩИК-, -ИН-, -ИЦ-, -ЕЦ- можно проверить таким же способом.

Правописание суффиксов прилагательных

В прилагательных чаще всего проверяется написание суффиксов -К-, -СК- и -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЧАТ-, -ЕВ-/-ИВ-.

Правописание суффиксов -К- и -СК-

Если прилагательное качественное (т.е. оно имеет степени сравнения) или оно образовалось от существительного с основой, заканчивающейся на К, Ч или Ц, то пишется суффикс -К-. Иначе пишется суффикс -СК-.

Например:

  • Низкий – суффикс -К-, потому что прилагательное качественное.
  • Немецкий – суффикс -К-, потому что прилагательное образовалось от существительного немец, заканчивающегося на Ц.
  • Французский – суффикс -СК-, так как прилагательное не качественное и оно образовалось от существительного француз, основа которого не заканчивается на К, Ч или Ц.

Правописание суффиксов -ЛИВ-, -ЧИВ-, -ЧАТ-, -ЕВ-, -ИВ-

Суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- и -ЧАТ- всегда пишутся единственным образом.

Например:

  • Причудливый – суффикс -ЛИВ-
  • Усидчивый – суффикс -ЧИВ-
  • Репчатый – суффикс -ЧАТ-

Суффикс -ЕВ- пишется только без ударения, а суффикс -ИВ- пишется только под ударением. Исключения: милостивый, юродивый.

Например:

  • Фланелевый – суффикс -ЕВ-, т.к. без ударения
  • Правдивый – суффикс -ИВ-, т.к. под ударением

Главное – отличать суффиксы -ЕВ-/-ИВ- и -ЛИВ-, -ЧИВ- друг от друга. Для этого нужно правильно выполнять морфемный разбор слова.

Правописание суффиксов причастий

В причастиях чаще всего проверяется написание суффиксов -А-, -Я-, -Е- и -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ-, -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-.

Правописание суффиксов А, Я и Е

Для проверки гласной в суффиксе нужно обратиться к начальной форме глагола (инфинитиву) и посмотреть, какой суффикс используется там. Если глагол заканчивается на -АТЬ или -ЯТЬ, то в суффиксе причастия пишется А или Я. Во всех остальных случаях в суффиксе причастия пишется Е. В причастиях и деепричастиях перед суффиксом -ВШ- используется тот же суффикс, что и в инфинитиве.

Например:

  • Запутанный – суффикс -А-, так как образовано от запутать (заканчивается на -АТЬ)
  • Засеянный – суффикс -Я-, так как образовано от засеять (заканчивается на -ЯТЬ)
  • Клееный – суффикс -Е-, так как образовано от клеить (заканчивается не на -АТЬ или -ЯТЬ)

Правописание суффиксов -ОМ-, -ЕМ-, -ИМ- и -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-

Чтобы проверить, какая гласная пишется в суффиксе, нужно определить спряжение глагола , от которого образовано причастие. Если глагол первого спряжения, то используются суффиксы -ОМ-, -ЕМ- и -УЩ-, -ЮЩ-, если второго, то -ИМ- и -АЩ-, -ЯЩ-.

Например:

  • Зависимый – суффикс -ИМ-, так как образовано от глагола зависеть 2 спряжения
  • Лелеемый – суффикс -ЕМ-, так как образовано от глагола лелеять 1 спряжения
  • Тающие снега – суффикс -ЮЩ-, так как образовано от глагола таять 1 спряжения
  • Клеящий – суффикс -ЯЩ-, так как образовано от глагола клеить 2 спряжения

Правописание суффиксов наречий

В наречиях обычно проверяется написание суффиксов -О- и -А-.

Правописание суффиксов -О- и -А-

Если наречие образовано суффиксальным способом (только с помощью суффикса), то пишется суффикс -О-. Если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом (с помощью приставки и суффикса одновременно), то при приставках ИЗ-, ДО- и С- пишется суффикс -А-, а при приставках В-, НА- и ЗА- пишется суффикс -О-.

Например:

  • Издавна – образовалось от прилагательного давний приставочно-суффиксальным способом, а при приставке ИЗ- пишется суффикс -А-.
  • Направо – образовалось от прилагательного правый приставочно-суффиксальным способом, а при приставке НА- пишется суффикс -О-.
  • Изначально – образовалось от прилагательного изначальный суффиксальным способом (хотя в слове есть приставка ИЗ-, она уже была в прилагательном), поэтому пишется суффикс -О-.

Правописание суффиксов глаголов и деепричастий

В глаголах обычно проверяется написание суффиксов -ЕВА-/-ОВА- и -ИВА-/-ЫВА-.

Правописание суффиксов -ЕВА-/-ОВА- и -ИВА-/-ЫВА-

Чтобы проверить гласную в суффиксе глагола, нужно поставить его в форму первого лица единственного числа. Если суффикс исчезает, то пишется -ЕВА- или -ОВА-, если суффикс сохраняется, то -ИВА- или -ЫВА-. В существительных, причастиях и деепричастиях, образованных от глаголов с данными суффиксами, суффиксы пишутся по тому же правилу.

Например:

  • Горевать – суффикс -ЕВА-, так как в форме первого лица единственного числа он пропадает (горюю)
  • Усваивать – суффикс -ИВА-, так как в форме первого лица единственного числа он сохраняется (усваиваю)

Стоит отличать суффиксы -ЕВА- и -ИВА- от суффиксов -Е-/-И- и -ВА-. Если из глагола можно убрать -ВА-, и такое слово существует, то в нем 2 суффикса -Е-/-И- и -ВА-, в противном случае суффикс только один.

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени

Гласную в суффиксе глагола прошедшего времени можно проверить, поставив глагол в инфинитив. В глаголе прошедшего времени используется тот же суффикс, что и в инфинитиве перед -ть.

Например: обидел – суффикс -Е-, так как в инфинитиве обидеть пишется суффикс -Е-.

1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева -, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую/ -юю: заведую – заведовать – заведовал; ночую – ночевать – ночевал. Если же в указанной форме глагол оканчивается на неударяемые -ываю, -иваю, то в неопределенном форме и в прошедшем времени сохраняется тот же суффикс: разведываю – разведывать – разведывал; застраиваю – застраивать – застраивал.
2. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать, -ваю, имеют перед суффиксом -ва – ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть – одолевать, залить – заливать. Исключение: застрять – застревать, затмить, продлить и др. Не следует смешивать глаголы увещевать – увещеваю (с ударяемым -ва -) и усовещивать – усовещиваю (с безударным -ва -).
3. В глаголах (о)деревенеть, (о)леденеть, (о)кровенеть, (о)стекленеть, (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.
4. Гласные е и и в суффиксах, сходных по происхождению глаголов переходных и непереходных. Следует различать однокоренные глаголы с суффиксами -е – и -и – при употреблении с приставками о-, обез– (обес) . В непереходных глаголах, обозначающих состояние, протекающее само по себе, пишется суффикс -е -: Края наши, раньше богатые зверем, ныне совсем обезлесели. В переходных глаголах, обозначающих воздействие на предмет, пишется суффикс -и -: Частые пожары совсем обезлесели наши края.

Тема урока: Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

Цели урока:

Познакомить учащихся с правилом правописания гласных в суффиксах –ова-, (-ева-), -ыва- (-ива-);

Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельное мышление.

Оборудование: компьютер, алгоритм, карточки для домашнего задания, учебник.

Х о ду р о к а.

1. Организационный момент.

2. Повторение с использованием слайда «Уважаемое Словообразование»

Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?

Осенний ---осеньвидел ---- видеть

Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчёсываетСЯ, одеваетСЯ, собираетСЯ.

Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил -----выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Слайд «Загадки Словообразования»

Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

Докладо ,ы вать, командо , ы вать, горе, и вать, настае , и вать

Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбирать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока – познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материаломпо учебнику под редакцией Ладыженской.

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию по применению правила.

Слайд «Алгоритм правописания суффиксов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)»

Применение алгоритма. Объяснение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ – горЕВАть

командУЮ – командОВАть

настаИВАЮ – настаИВАть

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах –ова-, -ыва- показывают твёрдость предшествующей согласного, а гласные е, и в суффиксах –ева-, -ива- покахзывают мягкость предшествующего гласного.)

Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:

рассказЫВАю

рассказЫВАешь

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАть

командУю

командУешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -о, е.

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.

4. Закрепление нового материала.

Работа по алгоритму.

1.Слай с заданием: замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.

(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе.)

Его усиленно угощали (потчевали – потчую )

Кучер подгонял лошадей (подстёгивал – подстёгиваю )

Улицу покрыли асфальтом (заасфальтировали – заасфальтирую )

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать – опаздываю )

Слова для справок: п..дстёгивал, з..асфальтировали, потчевали, опаздывать

2.Слайд « Фразеологическая пауза».

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы:

Подливать масла в огоньусердствовать

Набрать в рот водыподзадоривать

Из кожи вон лезтьбезмолвствовать

5. Промежуточный контроль

Слайд «Самостоятельная работа»

Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.

1. –ыва-оправд..вать – атак..вать

2. –ова-воспит..вать – торжеств..вать

3. –ова-лакир..вать – испыт..вать

4. –ова-доклад..вать – исслед..вать

5. –ова-запис..вать – чувств..вать

6. –ова-негод..вать – откус..вать

7. –ыва-действ..вать – образов..вать

Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку

Слад «Проверь себя» (самопроверка)

о правдывать

т оржествовать

л акировать

и сследовать

ч увствовать

н егодовать

о бразовывать

Разбираем допущенные ошибки.

6. Слайд «Самостоятельная работа»

Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,

расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать,

высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,

склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,

проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.

Самопроверка по слайду:

ООЕ

ИЫЫ

ЫИЫ

ЫОИ

ИЕЕ

7. Подведение итога урока.

Используя данные на слайде слова, составьте предложение, соответствующее схеме:

[ =,=,=,= и=]. В своём предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.

(Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной ипробовали силы в самостоятельной работе.)

8. Домашнее задание (на карточках)

1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

Команда -_______________________

расход - ________________________

Зависть - _______________________

участие - _______________________

Горе - __________________________

сочу..ствие - ____________________

2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

обвинять- __________________________

копить - _____________________________

печалиться - _________________________

молчать - ____________________________

3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

торжественно идти - __________________________

покрывать лаком - ____________________________

быть шефом - _______________________________

принимать участие - _________________________

ездить по новым местам - __________________________

проводить расследование - _________________________

посылать телеграмму -____________________________

дать совет -___________________________

18 Фев 2016

Урок русского языка: «Правописание суффиксов глаголов ова-ева и ыва-ива»

Цели урока:

познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);

научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.

Приложение: материалы для проведения занятия,

материалы для тестирования учащихся

Ход проведения урока по русскому языку:

1. Мотивация и актуализация знаний.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Вы выполняли домашнее упражнение. Кто сам выполнял, а кто просил помощи родителей?

Есть ли у вас вопросы?

Проведём самопроверку.

Кто не ошибся ни разу?

Появились ли теперь вопросы?

В чем причина ваших затруднений? (не выучил правило, не применял правило, не смог подобрать проверочное слово).

2. Создание проблемной ситуации.

Так как у нас еще есть ошибки, давайте продолжим тренировку. Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы и запишите столбиками.

Что объединяет эти слова?

Сколько столбиков получилось? Почему?

В 3 столбике слова не по правилу. Как же вы их написали?

Сформулируйте УЗ на уроке.

3. Гипотеза

Рассмотрим слова 3 столбика. Правильно ли вы написали?

Попробуйте сформулировать правило. Рассмотрим варианты. Выберем правильный.

4. Проверка гипотезы. Подведем итог.

К какому выводу мы пришли. (существуют 2 разных правила).

Давайте в парах составим шпаргалку на оба правила. Но, назовите, какими признаками она должна обладать? (Полнота, краткость, наглядность)

Представьте свой вариант. Давайте оценим по указанным критериям.

Но я могу сказать, что шпаргалка недостаточна полная. Есть в этом правиле слова-исключения: продлевать, затмевать, застревать.

5. Тренировка.

Посмотрите на шпаргалку и скажите, какими умениями должен обладать ученик, чтобы правильно написать суффиксы глаголов? (выделять суффикс и корень, знать правило, образовывать неопределённую форму и 1 лицо ед. ч. глагола).

Давайте проверим, обладаем ли мы такими умениями.

Задание 1. Определите, в какой части слова находится орфограмма. Выделите морфему.

ᴖ е ᴧ е ᴖ и ᴧ и

Подогревать

Задевать

Танцевать

Врачевать

Завивать

Зашивать

Заслуживать

Подслушивать

Какие слова пишутся по 1 правилу, а какие про 2.

Задание 2. Замените словосочетание словом с орфограммой. Запишите слова, обозначьте орфограмму.

Принимал участие - участвовал, делал запись - записывал, отдавал команды - командовал, проводил беседу - беседовал, испытывал радость - радовался, задавал вопросы - спрашивал, немного шутил - подшучивал, занимался колдовством - колдовал, приходил позже, чем нужно - опаздывал, пел вместе с исполнителем - подпевал, жил по указанному адресу - проживал, подвергся гниению - загнивал, выходил из моды, становился старым - устаревал, часто болел - заболевал, пил жидкость вместе с едой - запивал, делать еду горячей - разогревать.

6. Рефлексия.

Какова была УЗ? Удалось ли нам её решить?

Хотите проверить?

Тест.

В каком слове нет суффикса -ева?

А. во…вать

Б. забол…вать

В. буш…вать

Г. ноч…вать

В каком слове есть суффикс -ва?

А. закруч…вал

Б. запрыг…вал

В. заб…вал

Г. заворач…вал

В каком слове пишется буква Ы?

А. преслед…вать

Б. раскид…вать

В. обрад…ваться

Г. огранич…ваться

В каком слове пишется буква О?

А. адрес…вать

Б. насвист…вать

В. догад…ваться

Г. опазд…вать

В каком случае в глаголе пишется -ЕВА?

А. Если в неопределённой форме есть суффикс Е.

Б. Если глагол 1 спряжения.

В. Если в форме 1 лица ед.ч. происходит чередование с Ю.

Г. В словах- исключениях.

Определите, какое умение у вас «западает»?

Вспомните, какие затруднения у вас были в начале урока. Исчезли ли эти трудности? Вы довольны своей работой.

7. Домашнее задание

Приложения к уроку